Бизнес план соут


Альфатест | Франшиза по охране труда

1. Общие условия

1.1. Настоящая Политика определяет порядок обработки и защиты Обществом с ограниченной ответственностью «АЛЬФАТЕСТ» (далее – ООО «АЛЬФАТЕСТ») информации о физических лицах (далее – Пользователь), которая может быть получена ООО «АЛЬФАТЕСТ» при использовании Пользователем услуг/товаров, неисключительной лицензии, предоставляемых в том числе посредством сайта, сервисов, служб, программ, используемых ООО «АЛЬФАТЕСТ» (далее – Сайт, Сервисы).

1.2. Целью настоящей Политики является обеспечение надлежащей защиты персональной информации, которую Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при использовании Сайта, Сервисов или в процессе регистрации (создании учетной записи) для приобретения товаров/услуг, неисключительной лицензии от несанкционированного доступа и разглашения.

1.3. Отношения, связанные со сбором, хранением, распространением и защитой информации предоставляемой Пользователем, регулируются настоящей Политикой, иными официальными документами ООО «АЛЬФАТЕСТ» и действующим законодательством Российской Федерации.

1.4. Регистрируясь на Сайте и используя Сайт и Сервисы Пользователь выражает свое полное согласие с условиями настоящей Политики.

1.5. В случае несогласия Пользователя с условиями настоящей Политики использование Сайта и/или каких-либо Сервисов доступных при использовании Сайта должно быть немедленно прекращено.

1.6. В случае несогласия Пользователя в получении информации от ООО «АЛЬФАТЕСТ» и Пользователь может отписаться от рассылки: - кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма; - в личном кабинете на Сайте, путем снятия ранее выбранных опций; - путем направления уведомления на электронную почту [email protected] или при телефонном обращении в контакт-центр.

При поступлении уведомлений на электронную почту [email protected] или при телефонном обращении в контакт-центр в специальном программном обеспечении для учета действий по соответствующему Пользователю создается обращение по итогам полученной от Пользователя информации. Обращение обрабатывается максимум в течение 24 часов. В результате информация о Пользователе не включается в сегмент рассылок по соответствующему региону.

2. Цели сбора, обработки и хранения информации, предоставляемой пользователями Сайта

2.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО «АЛЬФАТЕСТ» обрабатывает персональные данные Пользователя в целях: - идентификации стороны в рамках соглашений и договоров заключаемых с ООО «АЛЬФАТЕСТ»; - предоставления Пользователю товаров/услуг, неисключительной лицензии, доступа к Сайту, Сервисам; - связи с Пользователем, направлении Пользователю транзакционных писем в момент получения заявки регистрации на Сайте или получении оплаты от Пользователя, разово, если Пользователь совершает эти действия, направлении Пользователю уведомлений, запросов; - направления Пользователю сообщений рекламного и/или информационного характера — не более 3 сообщения в день; - проверки, исследования и анализа таких данных, позволяющих поддерживать и улучшать сервисы и разделы Сайта, а также разрабатывать новые сервисы и разделы Сайта; - проведение статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.

3. Условия обработки персональной информации, предоставленной Пользователем, и ее передачи третьим лицам

3.1. ООО «АЛЬФАТЕСТ» принимает все необходимые меры для защиты персональных данных Пользователя от неправомерного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения.

3.2. ООО «АЛЬФАТЕСТ» предоставляет доступ к персональным данным Пользователя только тем работникам, подрядчикам и партнерам, которым эта информация необходима для обеспечения функционирования Сайта, Сервисов и оказания Услуг, продажи товаров, получении неисключительной лицензии Пользователем.

3.3. ООО «АЛЬФАТЕСТ» вправе использовать предоставленную Пользователем информацию, в том числе персональные данные, в целях обеспечения соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации (в том числе в целях предупреждения и/или пресечения незаконных и/или противоправных действий Пользователей). Раскрытие предоставленной Пользователем информации может быть произведено лишь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по требованию суда, правоохранительных органов, а равно в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

3.4. ООО «АЛЬФАТЕСТ» не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и исходит из того, что Пользователь действует добросовестно, предоставляет достоверную и достаточную информацию, заботится о своевременности внесения изменений в ранее предоставленную информацию при появлении такой необходимости, включая, но не ограничиваясь, изменение номера телефона.

4. Условия пользования Сайтом, Сервисами

4.1. Пользователь при пользовании Сайтом подтверждает, что: - обладает всеми необходимыми правами, позволяющими ему осуществлять регистрацию (создание учетной записи) и использовать Услуги сайта; - указывает достоверную информацию о себе в объемах, необходимых для пользования Услугами Сайта. Обязательные для заполнения поля для дальнейшего предоставления Услуг сайта помечены специальным образом, вся иная информация предоставляется Пользователем по его собственному усмотрению. - осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может становиться доступной для третьих лиц, не оговоренных в настоящей Политике, и может быть скопирована и распространена ими; - ознакомлен с настоящей Политикой, выражает свое согласие с ней и принимает на себя указанные в ней права и обязанности. Ознакомление с условиями настоящей Политики и проставление галочки под ссылкой на данную Политику является письменным согласием Пользователя на сбор, хранение, обработку и передачу третьим лицам персональных данных, предоставляемых Пользователем.

4.2. ООО «АЛЬФАТЕСТ» не проверяет достоверность получаемой (собираемой) информации о Пользователях, за исключением случаев, когда такая проверка необходима в целях исполнения обязательств перед Пользователем.

5. В рамках настоящей Политики под «персональной информацией Пользователя» понимаются:

5.1. Данные, предоставленные Пользователем самостоятельно при пользовании Сайтом, Сервисами включая, но не ограничиваясь: имя, фамилия, пол, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты, семейное положение, дата рождения, родной город, родственные связи, домашний адрес, информация об образовании, о роде деятельности.

5.2. Данные, которые автоматически передаются Сервисам в процессе их использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения, в том числе IP-адрес, информация из cookie, информация о браузере пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к Сервисам), время доступа, адрес запрашиваемой страницы.

5.3. Иная информация о Пользователе, сбор и/или предоставление которой определено в Регулирующих документах отдельных Сервисов ООО «АЛЬФАТЕСТ».

6. Изменение и удаление персональных данных

6.1. Пользователь может в любой момент изменить (обновить, дополнить) предоставленную им персональную информацию или её часть, а также параметры её конфиденциальности, воспользовавшись функцией редактирования персональных данных в разделе, либо в персональном разделе соответствующего Сервиса. Пользователь обязан заботится о своевременности внесения изменений в ранее предоставленную информацию, ее актуализации, в противном случае ООО «АЛЬФАТЕСТ» не несет ответственности за неполучение уведомлений, товаров/услуг и т.п.

6.2. Пользователь также может удалить предоставленную им в рамках определенной учетной записи персональную информацию. При этом удаление аккаунта может повлечь невозможность использования некоторых Сервисов.

7. Изменение Политики конфиденциальности. Применимое законодательство

7.1. ООО «АЛЬФАТЕСТ» имеет право вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики. Действующая редакция всегда находится на странице по адресу: www.alfatest-webinar.ru/57/ адрес, куда Политика будет залита для просмотра www.alfatest-webinar.ru/57/ .

7.2. К настоящей Политике и отношениям между Пользователем и ООО «АЛЬФАТЕСТ» возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.

8. Обратная связь. Вопросы и предложения

8.1. Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать в Службу поддержки ООО «АЛЬФАТЕСТ» по электронной почте [email protected] или по телефону +7 800 500 56 81 или путем направления корреспонденции по адресу: 344018, Ростовская обл, Ростов-на-Дону, ул. Текучева, дом № 234, офис 1109.

franshiza.alfa-bz.ru

СОУТ - специальная оценка условий труда

СОУТ — аттестация рабочих мест АРМ по-новому

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – система выявления и оценки факторов вреда здоровью на производстве. При отклонениях от нормы принимаются меры по обеспечению требуемого уровня безопасности работников.

Руководитель предприятия отчитывается перед инспекцией труда о надлежащей безопасности рабочих мест. Форма отчета — это проект СОУТ.

Закон по СОУТ

ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 (редакции: 23.06.2014, 13.07.2015).

Зачем нужно проведение специальной оценки труда?

  • Установить (под-)класс условий труда
  • Внедрить меры, позволяющие улучшить условия труда
  • Обеспечить персонал требуемыми средствами защиты
  • При улучшении условий труда – сократить затраты на персонал
  • Избежать штрафов за отсутствие СОУТ / нарушения при проверках

Кому НЕ требуется  специальная оценка условий труда?

СОУТ не обязателен в течение 5 лет после последней АРМ (аттестации рабочих мест). Исключение: случаи, перечисленные в части 1 ст. 17 426-ФЗ.

Спецоценка рабочих мест не будет проводиться для сотрудников, кто работает:

  • на дому
  • дистанционно
  • по трудовому договору с физ.лицом (не ИП)

Как скоро нужно провести СОУТ в связи с изменением ФЗ-426?

Допускается поэтапное проведение специальной оценки труда, главное успеть до 31 декабря 2018 (ФЗ-426, часть 6, ст. 27). Не играет роли, проводилась ли спецоценка ранее или нет.

Законом не определено, но, по мнению нашей компании, спецоценка условий труда должна быть осуществлена в течение 5 лет с момента предыдущей АРМ для следующих рабочих мест:

  • По спецаильностям/должностям, включенным в списки на досрочное назначение пенсии
  • Вредные и опасные производства (т.е. где при прежних аттестациях рабочих мест выявлена вредность/опасность).

Кем осуществляется оценка условий труда?

Частично работодателем, частично специализированной организацией, удовлетворяющей требованиям закона ст.19-20 №426-ФЗ.

Организация СОУТ и расходы лежат на работодателе. Подрядная организация привлекается по гражд.-правовому договору (ч.2 статья 8 ФЗ-426).

 

Алгоритм проведения СОУТ

Как видно из алгоритма проведения СОУТ, понижение класса/подкласса вредности условий труда позволит сократить многие издержки на работников.

 

План СОУТ организации

Вам потребуется анализ каждого рабочего места. Даже если это несколько столов в одном офисном помещении – по закону нужно исследовать каждое в отдельности.

1. Формируется комиссия и график СОУТ

Члены комисси и график осужествления утверждаются приказом руководителя. Число членов – нечетное.

2. Составляется перечень рабочих мест труда для оценки

Комиссией уточняется количество аналогичных рабочих мест (РМ) и число вредных производственных факторов.

Специальная оценка условий труда для аналогичных рабочих мест производится по выборке 20% от всех аналогичных РМ, но не менее 2-х РМ.

Рабочие места труда будут считаться аналогичными (по ФЗ-246), если содержат однотипные/ одинаковые:

  • наименование должности/профессии
  • обязанности, тех. процесс и режим работы
  • используемое оборудование, инструменты, сырье
  • помещения, условия на открытом воздухе
  • системы вентиляции, отопления
  • расположение производственных объектов
  • средства индивидуальной защиты

3. Производится СОУТ

Специализированная организация проводит оценку условий труда. Проведение специальной оценки труда в Санкт-Петербурге организует компания ЭкоПромЦентр.

Запросить информацию по СОУТ

ecopromcentr.ru

СОУТ: подводя итоги

14.12.2015

С точностью до пары недель работа XIX Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда-2015» приходится на двухлетие действия ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Срок вполне достаточный для того, чтобы подвести некоторые промежуточные итоги и попробовать спрогнозировать возможное развитие в области охраны труда.

Среди других мероприятий выставки БиОТ-2015 была проведена Конференция «Практика применения законодательства о специальной оценке условий труда», посвященная (как следует из ее названия) проблемам СОУТ. У тех, кто работает в этой сфере, накопилась масса вопросов, ожидались ответы на, по крайней мере, самые важные. Однако, докладчики, выступавшие на этой Конференции, не оправдали ожиданий. Главная интрига, сводящаяся к вопросу – осознает ли Минтруд серьезность проблем с СОУТ – разрешилась в пользу негативного ответа. Деятельность в области охраны труда будет управляться по-старому.

Проблемы, действительно серьезные.

Первое – это кризис экономической и социальной политики. Правительство ожидает, что оценка условий труда на основных предприятиях страны будет завершена в течение пяти лет (до конца 2018 года), после чего начнется новый пятилетний цикл и дальше эта периодичность будет естественно поддерживаться. Что же происходит реально?

На начало действия ФЗ № 426 (01.01.2014 г.) в стране было 957 организаций, готовых заняться СОУТ. К середине 2015 г. их число сократилось до 787 организаций. Казалось бы, сокращение небольшое. Однако, из этих 787 организаций только 161 прошло перерегистрацию в Минтруде, а остальные пользуются тем, что у них остались разрешения на право проведения АРМ. То есть 626 организаций даже не начинало процедуру перерегистрации. Судя по тому, какие бюрократические препоны им предстоит преодолеть, не все они смогут перерегистрироваться. Иными словами, следует ожидать дальнейшего сокращения организаций, занимающихся СОУТ.

С другой стороны, за прошедшие два года спецоценка условий труда была проведена на примерно 1 млн рабочих мест. Всего в стране около 70 млн рабочих мест. Нетрудно подсчитать, что при сохранении нынешних темпов обследования (не факт, что они сохранятся; см.выше) потребуется более сотни лет для завершения СОУТ на основных предприятиях страны. А чтобы уложиться в сроки, заданные Правительством, следует на порядки увеличить число организаций, занимающихся СОУТ.

Казалось бы, в этих условиях Минтруд должен был бы холить и лелеять всех тех, кто готов был бы заняться СОУТ – максимально упрощать им вступление в этот бизнес, поддерживать морально и материально их деятельность. Не тут-то было.

В докладе В.А.Коржа (директор Департамента условий и охраны труда) перечислялся набор давно обсуждаемых мер по ужесточению контроля за применением ФЗ № 426, в то время как главные проблемы были обойдены. Например, отмечалось, что нередки случаи обращения в Минтруд экспертов, сдавших экзамен на право проведения экспертизы условий труда. Содержание таких обращений сводится к просьбам разъяснить лакуны и противоречия в действующих НПА. Ситуация вполне естественная, если учесть отсутствие единых программ обучения экспертов, монографий и учебных пособий по ключевым вопросам СОУТ. Появление таких обращений свидетельствует о недоработках Минтруда. Тем не менее, позиция Минтруда обратна: все эти случаи фиксируются и авторам обращений будет уделяться повышенное (отнюдь не доброжелательное) внимание.

Доклад С.С.Панкова (Ведущий консультант Управления аккредитации) содержал длинный перечень требований к лабораториям организаций, проводящих СОУТ. Простое перечисление этих требований заняло весь, почти часовой, доклад. Были перечислены:

  • Нормативно-правовые акты в области аккредитации (ФЗ № 184, 102, 294, 412)
  • Форма заявления об аккредитации
  • Перечень документов, подтверждающих соответствие лаборатории критериям аккредитации
  • Критерии аккредитации лабораторий
  • Порядок оценки соответствия заявителя критериям аккредитации

Этот вал бумаг утопит любое дело. Практически не остается возможности заняться реальной организацией лаборатории. Естественно желание как-то «срезать углы», провести процесс аккредитации, минимизируя затраты энергии и времени. С явно выраженным удовольствием докладчик рассказывал, как проницательно Росаккредитация обнаруживает и пресекает такие попытки. На будущее обещано дальнейшее усиление контроля за аккредитованными лабораториями.

Масло в огонь подлил В.А.Корж, отметивший, что Росаккредитация может аккредитовать лабораторию на любой комплекс измерений, но это еще не значит, что Минтруд признает эту аккредитацию достаточной для допуска организации к СОУТ.

В таком же ключе были построены и остальные доклады (И.И.Шкловец - Роструд, Д.Н.Платыгин - ВНИИ ОиЭТ) на Конференции «Практика применения законодательства о специальной оценке условий труда».

Общее впечатление – неготовность Минтруда адекватно оценивать масштабы стоящих перед ним вызовов. Явно недооценена проблема катастрофичного положения с темпами обследования рабочих мест в стране. Не предложены меры по ускорению работ в этой сфере. Вместо признания сложившихся трудностей Минтруд ставит абстрактные громкие цели, не предлагая решений.

Проблемы с бизнес-сообществом.

Второе, что обнаружилось на мероприятиях БиОТ-2015, это кризис системы принятия и реализации государственных решений, иначе говоря – всей системы государственного управления.

Проблема охраны труда комплексна по своей сути. Разумно, что ее решение поручено профильному министерству. Однако, немыслимо, чтобы только оно могло бы ее решить. Есть санитарно-гигиенические вопросы, решить которые без привлечения Роспотребнадзора невозможно. Другое дело, что и в этом ведомстве механизм принятия НПА был разрушен лет пять назад. Это, однако, не повод для исключения РПН из процесса формирования правил по охране труда. Третья сторона, реализующая экспертизу проектов, это Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Здесь представлены предприниматели, оказавшиеся в ситуации «между молотом и наковальней».

Недовольство бизнес-сообщества положением в сфере ОТ выразил при открытии БиОТ-2015 Президент РСПП А.Н.Шохин. Он отметил, что согласно Трудовому Кодексу и ФЗ № 52 ("О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") работа во вредных условиях недопустима и соответствующие рабочие места должны быть закрыты. Однако, в стране более трети рабочих мест характеризуются вредными условиями труда, т.е., если быть последовательными, то работу трети промышленных предприятий надо останавливать. Реально работа, конечно, продолжается, но под постоянным гнетом возможных санкций (штрафов, угрозы закрытия) со стороны Роспотребнадзора. Ситуация нетерпимая, но никакими силами невозможно заставить два ведомства (Минтруд и Роспотребнадзор) объединить усилия для поиска компромиссного решения задачи создания приемлемых (для работников и предпринимателей) условий труда.

Присутствующих интересовал вопрос – как на это выступление отреагирует Роспотребнадзор? Никого из этого ведомства на мероприятиях БиОТ-2015 не было. Отсутствие было очень заметным и даже демонстративным. Видимо, сотрудники РПН заняты делами поважнее.

Близкие вопросы затрагивались на других мероприятиях БиОТ-2015. Например, М.В.Довгялло (Советник генерального директора ОАО "СУЭК") обратил внимание на то, что позиция Роспотребнадзора архаична. Она была сформулирована в те далекие времена СССР, когда господствовала доктрина «нулевого риска». С тех пор и у нас и на Западе, в результате более глубокого осмысления ситуации, возобладала доктрина «приемлемого риска», требующая более широкого ранжирования условиями труда.

Компромисс очевиден: следует предусмотреть, что на рабочих местах должны быть обеспечены либо гигиенические нормативы, либо, если это не возможно в силу технологических особенностей производственного процесса, нормативные значения установленные для целей специальной оценки условий труда в зависимости от классов условий труда.

Позиция Роспотребнадзора, однако, не меняется, несмотря на многомиллиардн ые, не мотивированные никакими соображениями, расходы промышленности.

Это кризис. И, судя по тому, что звучало на мероприятиях БиОТ-2016, кардинальных изменений не будет.

Главным следствием этого является снижение лояльности бизнеса. Оно происходит под влиянием уменьшения объема ресурсов, которыми бизнес оперирует. Снижение лояльности не надо себе представлять примитивно: "предприниматели отказываются платить неадекватные поборы (налоги, взносы, штрафы)". Нет, это уже самая поздняя стадия. На первой стадии все абсолютно лояльны, но все как-то перестает получаться. Решения выполняются, но цели не достигаются. Это даже не фронда, а осознание бизнесом того, что цели руководства страны и их цели не совпадают.

Заключительное.

Мы, кажется, начинаем привыкать к нескончаемому потоку скверных новостей. Скоро мы и вовсе перестанем их замечать, как не замечают старые обои, на фоне которых проходит повседневная жизнь. И эта привычка заражает. Заражает тем, что и мы сами начинаем из потока жизни выдергивать лишь скверное, неприятное, тревожное, раздражающее, досадное. Психологически это понятно. Но также понятно, что об этом надо бы как-то все же поразмыслить и постараться изо всех сил вернуть адекватную реакцию.

Поживем – увидим

Г.Федорович.

ntm.ru

Условия проведения аттестации рабочих мест :: BusinessMan.ru

Оценка рабочих мест (специальная) – это процесс, который волнует абсолютно всех работодателей, независимо от организационной формы предприятия. Исключение составляют, пожалуй, только индивидуальные предприниматели без штата сотрудников. Поэтому так важно знать ответы на вопросы, касающиеся ее правильной организации, проведения и применения результатов.

Аттестация рабочих мест: это что?

С недавнего времени данное понятие заменено новым, сейчас это называют специальной оценкой условий труда (аббревиатура - СОУТ). Соответствующие изменения коснулись и ТК РФ. Данная процедура подразумевает совокупность мероприятий, осуществляемых последовательно, по выявлению опасных и (или же) вредных факторов на производстве, а также во время трудового процесса. С последующей оценкой их уровня воздействия на сотрудника, принимая во внимание степень отклонения фактических показателей от установленных нормативов в области условий труда и возможность использования средств защиты (коллективных или индивидуальных).

Специальная оценка (аттестация рабочих мест) осуществляется в строгом соответствии с положениями принятого в 2013 году закона федерального значения № 426 (далее – ФЗ).

Кто проводит процедуру?

Финансирование и проведение спецоценки входит в круг обязанностей работодателя, согласно ТК РФ (ст. 212) и исходя из ч. 1 ст. 8 упомянутого федерального закона. Процедура проводится всеми без исключения организациями, а также индивидуальными предпринимателями, которые наняли сотрудников. То есть, по смыслу, всеми, кто является работодателем. Если ИП не имеет наемных сотрудников, то и проводить аттестацию не нужно.

Важно помнить, что проведение аттестации рабочих мест – это совместная деятельность работодателя и специальной организации (иногда нескольких). Данная услуга юридически оформляется при помощи договора гражданско-правовой природы.

Требования к организации, проводящей СОУТ

  • Деятельность по спецоценке в уставных документах организации должна выступать в качестве основной или одной из таковых.
  • В штате компании экспертов должно быть не менее пяти человек, оформленных официально по трудовому договору, которые являются обладателями сертификата (разрешения) на выполнение работ по спецоценке. В это число включается один специалист с высшим образованием, по специальности врач по гигиене труда, либо общей гигиене, либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  • Обязательно наличие испытательной лаборатории (центра), выступающей в организации в роли структурного подразделения и прошедшей процедуру аккредитации в уполномоченных на это органах.

Требования, предъявляемые к экспертам, определены в статье 20 ФЗ. На федеральном уровне органами власти (исполнительной) ведется специальный реестр. В нем указаны все организации, имеющие право на СОУТ, а также эксперты, проводящие спецоценку.

На что имеет право работодатель?

Законодательно его правовое положение закреплено в ст. 4 ФЗ. Так, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда может быть не только по плану (за 5 лет один раз), но и внеплановым. Работодатель имеет право затребовать от организации, занимающейся спецоценкой, обоснования по ее результатам, а также документы, которые подтверждают ее соответствие изложенным в статье 19 ФЗ требованиям.

Действия или бездействие аттестующей компании, результаты проверки, при несогласии с ними, всегда могут быть обжалованы в суде.

Обязанности работодателя

  • Проведение плановой и внеплановой проверки в определенных законом случаях.
  • Компании, которая будет проводить СОУТ, предоставить все необходимые и требуемые документы, а также информацию, которая предусмотрена гражданско-правовым договором и характеризует условия труда и дает разъяснения относительно аттестации.
  • Не сужать преднамеренно круг вопросов, которые подлежит выяснить при проведении спецоценки, оказывающих влияние на ее выводы.
  • С результатами СОУТ ознакомить сотрудника под роспись прямо на его рабочем месте, а также давать ему требующиеся разъяснения по порядку ее проведения.
  • Принимая во внимание результаты оценки, провести определенные мероприятия, способствующие и направленные на улучшение условий труда сотрудников.

Организация, осуществляющая СОУТ: что должна делать?

Стоит сразу же оговориться, что на первоначальном этапе она может отказаться от экспертной оценки в порядке, установленном законодательством, если аттестация рабочих мест труда может спровоцировать угрозу здоровью или жизни сотрудника этой организации. Как и любым другим юридическим лицом, ею могут быть выписаны предписания или иные акты нормативно-правовой природы, их можно обжаловать в утвержденном порядке.

В прямые обязанности организации, занимающейся проведением СОУТ, входит целый ряд действий:

  • Предоставление обосновывающих результаты оценки фактов (по требованию работодателя, сотрудников или профсоюза), а также разъяснение вопросов, определяющих порядок проведения аттестации рабочих мест сотрудников.
  • По запросу представить документы, подтверждающие соответствие организации указанным в статье 19 ФЗ требованиям.
  • Использовать методы и различные методики, измерительные приборы, которые утверждены и аттестованы в соответствии с установленным законодательством РФ порядком. Приборы и аппаратура должны иметь данные о поверке и внесении их в список Федерального информационного фонда по организации обеспечения единства измерений.

Специальной организацией аттестация рабочих мест по условиям труда может быть приостановлена либо не начата вообще. Проблема может возникнуть, во-первых, если работодатель не предоставил затребованную документацию, сведения или информацию, которые были оговорены в гражданско-правовом договоре. Это материалы, характеризующие условия труда на проверяемых рабочих местах, и разъяснения по поводу порядка проведения СОУТ. Во-вторых, причиной отказа может послужить нежелание работодателя и его отказ от обеспечения условий, требующихся для проведения определенных исследований и измерений по идентификации опасных и (либо же) вредных факторов на производстве.

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (СОУТ)

Финансирование и организационные вопросы проверки ложатся на работодателя. Спецоценка на рабочих местах проводится минимум один раз в пятилетку, не реже. Исчисление срока начинается с того дня, когда был утвержден отчет о последней проверке. Если деятельность проверяемых сотрудников связана с допуском к сведениям, являющимся государственной или охраняемой законом тайной, то все действия производятся с соблюдением требований и предписаний законодательства по данному вопросу.

На первоначальном этапе работодатель организует специальную комиссию, которой и будет проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, при этом число ее членов должно быть нечетным. Также утверждается график ее работы. Состав должен включать представителей от работодателя (в том числе специалист (инженер) по охране труда), профсоюза или любого другого представительного органа предприятия, если он есть. Круг людей и порядок деятельности комиссии подлежат утверждению приказом или распоряжением руководителя. Возглавляет ее работодатель или его уполномоченный представитель.

До начала работы должен быть утвержден список подлежащих спецоценке рабочих мест с обязательным указанием на аналогичные. Закон подробно расшифровывает и разъясняет данное понятие. Под такими местами следует понимать те, что расположены в нескольких или одном однотипном производственном помещении (зонах, цехах и т.д.), оснащенные аналогичным оборудованием, системами кондиционирования и вентиляции воздуха, освещения и отопления. Работники должны трудиться на одинаковых должностях, профессиях, специальностях и выполнять идентичные обязанности в том же распорядке рабочего времени. При этом технологические процессы тоже должны быть однотипными, как и применяемые инструменты, оборудование, сырье и материалы, приспособления, индивидуальные средства защиты.

Выявление негативных производственных факторов

СОУТ, или, по-старому, аттестация рабочих мест по условиям труда, основной целью имеет идентификацию (выявление) наличия потенциально опасных и (или же) вредных факторов на производстве. Законодатель дает подробное разъяснение по данному вопросу в статье 10 (часть 1) ФЗ. Под этим следует понимать сравнение и установление соответствия между условиями производственной среды на проверяемых рабочих местах и трудового процесса с теми, что указаны в классификаторе опасных и (или же) вредных факторов. Процесс идентификации осуществляется экспертом из привлеченной к экспертной оценке организации. При ее проведении специалист должен учитывать определенные моменты, а именно:

  • оборудование на производстве, используемые сырье и материалы, которые являются источниками «вредности»;
  • результаты проводившихся ранее проверок, испытаний и исследований, измерений негативных и опасных факторов;
  • факты получения травм на производстве и (или) установленного профессионального заболевания, которое возникло в результате воздействия указанных выше условий;
  • предложения, поступившие от сотрудников относительно осуществления идентификации на их рабочих местах факторов среды, представляющих потенциальную опасность.

Если СОУТ в процессе отождествления не выявила вредных условий труда на определенном месте работы, то они будут признаны комиссией допустимыми. Измерения и испытания при этом не проводятся. Если же наблюдается обратная ситуация, то порядок аттестации рабочих мест предписывает комиссии вынести решение об исследовании опасных и (или же) вредных факторов на производстве согласно статье 12 ФЗ.

При определенных условиях идентификация может не осуществляться. Все они перечислены в статье 6 упомянутого ФЗ. Так, потенциально опасные и (или же) вредные условия труда не идентифицируются по отношению к рабочим местам:

  • сотрудников, специальности, должности и профессии которых внесены в соответствующие списки, согласно им досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
  • в связи с осуществлением работы на которых сотрудникам предоставляются компенсации и гарантии за вредные и (или же) опасные условия труда;
  • на которых «вредность» установила предыдущая аттестация рабочих мест или, иначе, СОУТ.

Согласно законодательству, все выявленные и идентифицированные вредные и (или же) опасные факторы на производстве подлежат измерениям и испытаниям. Данная работа проводится специальным испытательным центром либо лабораторией, а также экспертами и другими сотрудниками компании, которая проводит спецоценку. Впоследствии по результатам испытаний и измерений происходит рассортировка условий труда, установленных на месте работы по классам в зависимости от установленной степени вредности и (либо) потенциальной опасности.

Какие факторы производственной среды подлежат исследованию и измерению?

Исчерпывающий список определяет статья 13 ФЗ.

  1. Факторы физического характера: аэрозоли, как правило, фиброгенного характера, инфразвук и воздушный ультразвук, локальная и общая вибрация, излучения неионизирующие и ионизирующие, характеристики микроклимата (скорость подвижности воздуха и его относительная влажность, температура, а также инфракрасное излучение), показатели освещенности рабочей поверхности.
  2. Биологические факторы, подразумевающие микроорганизмы-продуценты и патогенного характера, являющиеся возбудителями опасных инфекционных заболеваний, а также споры и живые клетки, которые содержатся в бактериальных препаратах.
  3. Химические факторы. Они измеряются в атмосфере непосредственно зоны работы, а также на кожных покровах сотрудников. Это могут быть различные химические вещества, в том числе определенные соединения, имеющие биологическую природу: витамины, антибиотики, ферменты, гормоны и т. д.

Кроме того, испытанию (исследованию) и измерению полежат показатели степени тяжести трудового процесса и его напряженность. Условия проведения аттестации рабочих мест под первым понимают уровень физической нагрузки на все биологические системы организма сотрудника и опорно-двигательный аппарат. Напряженность определяют показатели сенсорного влияния на органы чувств и ЦНС работника.

Условия труда: классификация

Законодательно, в зависимости от степени вредности и (или же) опасности, их разделяют на четыре класса:

  1. Оптимальные. В данном случае воздействие на сотрудника или отсутствует полностью, или оно минимально и не превышает установленные законом нормативы.
  2. Допустимые. При таких условиях влияние вредных факторов является допустимым в рамках установленных нормативов. При этом организм работника (его функциональное состояние) успевает восстановиться в период установленного регламентом времени отдыха или уже к началу следующего за этим рабочего дня (смены).
  3. Вредные. В этом случае показатели вредности производства превышают установленные законом нормативы, в зависимости от характера их воздействия на организм сотрудника и скорости восстановления принято различать подклассы. Подробное указание на них содержит часть четвертая статьи 14 ФЗ.
  4. Опасные. При таких условиях опасные (вредные) факторы производства воздействуют на человека в течение всей смены (рабочего дня) либо ее части, но при этом вполне могут создать потенциальную угрозу для жизни, а последствия такого влияния обуславливают высокий уровень риска развития профзаболеваний.

В определенных случаях комиссия, которой проводится аттестация рабочих мест, может на основании экспертного заключения снизить степень вредности на одну позицию, если работники используют эффективные сертифицированные средства индивидуальной защиты. Действия должны осуществляться в соответствии со специальной методикой, которая утверждена федеральным органом власти (п.6 ст.14 ФЗ).

В конце проделанной работы специальной организацией составляется отчет по СОУТ (аттестации рабочих мест). Изменения, дополнения к предыдущим проверкам, результаты и прочее оформляются документально, подписываются всеми членами организованной комиссии, а затем утверждаются ее председателем. Более подробно данный вопрос регламентирует статья 15 ФЗ.

businessman.ru

Этапы проведения СОУТ

Работодатель выбирает специализированную экспертную организацию, заключает с ней договор гражданско-правовой ответственности и создает приказ по формированию комиссии в целях проведения специальной оценки условий труда (далее - комиссия) с нечетным количественным составом. Он также утверждает график проведения мероприятий, связанных со специальной оценкой условий труда. Состав комиссии образуется из работодателя или его представителя, специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации предприятия или любого другого органа, представляющего работников. Работодатель своим приказом утверждает состав комиссии, которым также регламентируется ее деятельность. Если в соответствии с российским законодательством предприятие является субъектом малого бизнеса, тогда при проведении специальной оценки условий труда создается комиссия, состав которой включает в себя работодателя в лице самого индивидуального предпринимателя (лично) или руководителя предприятия в качестве председателя. В нее также входят уполномоченные работодателем лица, в том числе специалист по охране труда, являющийся представителем работодателя (предприятия) или привлекаемый им на договорной основе и представители первичной профсоюзной или любой другой организации, представляющей работников.

 

Этап 2

Экспертной организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, подготавливается список рабочих мест, ожидающих ее проведения. В нем указываются аналогичные рабочие места, после чего он утверждается комиссией. Как правило, список формируется еще до заключения договора на базе данных, предоставляемых работодателем для расчета стоимости услуг.

 

Этап 3

Эксперт организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, результаты которой утверждаются комиссией. Опознание потенциально вредных производственных факторов может быть проведено до заключения договора, тогда результат их идентификации должен содержаться в нем в виде списка предстоящих измерений и оценок на рабочих местах.

 

Этап 4

Если вредные или опасные факторы производственной среды не идентифицированы на рабочем месте, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми и не требующими проведения измерений и тестирований вредных и опасных производственных факторов. На такие рабочие места оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда для дальнейшей подачи в территориальный орган Федеральной инспекции труда по месту нахождения работодателя. Если на рабочем месте установлены и опознаны вредные или опасные факторы производственной среды, комиссией принимается решение об их измерении и тестировании в порядке, регламентируемом статьей 12 настоящего Федерального закона. Экспертом организации, осуществляющей специальную оценку условий труда (почти всегда на предварительном этапе) определяется список рабочих мест, требующих проведения измерений и тестирования вредных и опасных факторов производства.

 

Этап 5

Чтобы проанализировать список рабочих мест, экспертная организация запрашивает у работодателя изначальную информацию о льготах и компенсациях, уже предоставляемых работникам в виде: досрочного выхода на пенсию, дополнительного отпуска, молока, лечебно-профилактического питания и прочего; о проведении инструктажей и образовательных программ по охране труда и об обеспечении работников эффективными средствами индивидуальной защиты. Также запрашиваются сведения о проведении первичных и периодических медицинских осмотров работников; половом и возрастном составе персонала; произошедших несчастных случаях и профзаболеваниях; о режиме работы и отдыха, их сменности и регламентированных перерывах. Собранная информация используется в документации, составляющейся по результатам специальной оценки условий труда.

 

Этап 6

Проведение инструментальных измерений с оценкой уровня таких вредных факторов производственной среды как химическое воздействие, микроклиматические показатели, травмоопасность рабочих мест, световая и шумовая среда, напряженность труда и прочее.

 

Этап 7

Экспертной организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, по результатам проведенных мероприятий составляется отчет, который содержит: Реквизиты и прочие необходимые данные об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда. Список рабочих мест, прошедших специальную оценку условий труда, в котором указаны выявленные на них и опознанные вредные и опасные производственные факторы. Карты специальной оценки условий труда, содержащие достоверные данные о фактическом состоянии условий труда с указанием их класса (подкласса) на конкретных рабочих местах, установленным экспертной организацией в ходе проведения спецоценки. Протоколы проведения измерений и тестирований, обнаруженных и идентифицированных вредных и опасных факторов производства. Протоколы оценки эффективности сертифицированных индивидуальных средств защиты. Протокол комиссии с решением о невозможности проведения измерений и тестирований, принятие которого обусловлено частью 9 статьи 12 Федерального закона. Сводная ведомость, обобщающая результаты проведения специальной оценки условий труда. Список действий, предусматривающих улучшение условий труда и защиты здоровья работников, чьи рабочие места прошли специальную оценку условий труда. Заключение, составленное экспертом организации, осуществившей специальную оценку условий труда.

 

Этап 8

Финальный отчет, составленный по результатам проведения специальной оценки условий труда, подписывается каждым членом комиссии и затем утверждается председателем комиссии. В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с результатами проведения специальной оценки условий труда, каждый из них обладает правом на изложение в письменной форме мотивированного личного мнения, прилагаемого к данному отчету. Если в процессе рассмотрения отчетной документации комиссией возникнет необходимость, материалы специальной оценки условий труда могут быть уточнены и откорректированы. По завершению всех процедур, результаты передаются организацией, осуществившей специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

 

Вас так же заинтересует: 

www.serconsrus.ru


Смотрите также