Как открыть собственную творческую мастерскую. Бизнес план творческой мастерской


Как открыть собственную творческую мастерскую - Ярмарка Мастеров

Меня зовут Марьяна Брюханова. Я директор творческой мастерской в Одессе.

Мы проводим различные курсы и мастер-классы по искусству, рукоделию и декорированию.

За плечами у нас уже 4 года работы, делюсь опытом :) 

"Почему я вообще этим занялась…

С детства я играла в школу, постоянно и фанатично, а с 18 лет я кого-то чему-то постоянно учила. Постоянно натыкаясь в ЖЖ на посты о проведении различных мастер-классов, я начала задаваться вопросом: «Ну почему, почему у нас в Одессе такого нет!» Меня мучили мысли о том, что так мало людей среди нас творят, а ведь это делает человека радостным и счастливым. Для детей есть различные секции и кружки. А куда пойти учиться взрослому человеку, который уже выбрал свой путь в жизни и желает только внести в свою жизнь радость творчества?

Так и родилась идея создать мастерскую.

Идея – есть, но теперь ее нужно как-то оформить в конкретные действия.

Кому это нужно и зачем. И вообще, с чего начать?

Страха, нужно ли это кому-то, у меня не было. Это нужно было мне, мне хотелось создать такое место. Был страх, смогу ли я, и где взять деньги, и как вообще это все делать?

Я могла начать с того, чтобы проводить только свои мастер-классы, но я, после определенного жизненного опыта, привыкла мыслить глобально. Мне сразу хотелось создать место, где можно научить разному. У меня не было цели заработать, правда. У меня была цель – создать такое место, куда взрослый человек сможет без смущения прийти и научиться тому, к чему тянется душа.

Начать я решила с поиска помещения и преподавателей, одновременно искала, где можно в интернете рекламировать мастер-классы и просчитывала первичные затраты. Также я сразу решила оформиться как частный предприниматель. Может, это было и необязательно, но мне было страшно – налоговая и всё такое.

Как найти помещение

Конечно, первая мысль – нереально, ведь аренда – это так дорого!

Начала я с того, что поняла - полноценная аренда действительно на данный момент нереальна, вбухивать столько семейных денег у меня рука не поднимется. Мне нужен был вариант на грани самоокупаемости. Размышления о том, когда проводить занятия, привело меня к выводу: это должны быть выходные дни и дневное время. Тогда любой работающий человек может потратить время на себя, а молодым мамам есть с кем оставить ребенка. И мне тоже есть с кем оставить ребенка.

И я поняла, что мне нужно было найти место только на выходные. Это по деньгам было уже реально и найти такой вариант легче. На выходных офисные помещения в своем большинстве – свободны, а подзаработать денежку у нас в Одессе любят. Подруга моя как раз нашла себе под съем кабинет для филиала брачного агентства. Я попросила узнать, не захочет ли директор фирмы, которая снимала это помещение, сдать мне кабинет на выходные. Она была не против. Стоило мне это тогда 50 $/мес.

Это был не центр города, но, скажем так, хорошая периферия. Добираться было не очень удобно, но для начала подходило. В моем распоряжении были один кабинет и зал, я могла проводить разные занятия параллельно. Через полгода мне пришлось искать новое помещение, потому как это хозяин решил продать. И я нашла, опять только на выходные, зато уже почти в центре города.

Теперь предстояло решить финансовый вопрос.

Где искать деньги

Денег на материалы много было не нужно. Материалы покупались под одно занятие. Даже краски для декупажа, акриловые, поначалу покупались в виде набора небольших тюбиков из 12 или 16 цветов. Их хватало ровно на один МК и все. То же самое с шерстью для валяния. Материалы для батика у меня, в основном, были, я все-таки им занимаюсь. Я не закупала ничего на год вперед. Между занятиями – неделя. Это срок, за который можно успеть подготовиться к следующему занятию. Все покупалось на одно занятие, что-то оставалось, что-то надо было покупать снова. Да, это не очень удобно, постоянно бегать и что-то подкупать, но зато вложения денег – небольшие. А для меня, повторюсь, было важно, чтобы дело с первых дней жило за счет себя самого. Все, что было заработано, тут же шло в дело.

Так что 4 года назад мои первые вложения в течении месяца составили : 50 $ - аренда на месяц и примерно столько же на материалы для первых занятий. Не больше 200 $ точно. Эта общая сумма расходов за месяц. Если честно, я сейчас и не вспомню , окупилось оно или нет, была ли чистая прибыль за первые полгода. У меня не сохранились записи. Но я в расчеты вкладывала свою зарплату, т.е. зарплату за организацию всего процесса. Она, конечно, была небольшой, но важно, что она была. Ведь каждый труд должен быть оплачен.

За следующие полгода уже была чистая прибыль. При этом я поменяла помещение, аренда увеличилась, но я стала проводить занятия мини курсами – это гарантировала более прогнозируемый доход, хотя бы на 2-3 недели.

Преподаватели. Где их искать?

Некоторых своих будущих преподавателей я выбрала из мастеров, с которыми познакомилась на выставках, кто-то написал и предложил мне сам. Вначале смотрела на работы, мне важно было, чтобы они понравились мне и были разными. Для меня в обучении важно дать свободу, научить, но чтобы осталось пространство, в которое ученик сможет привнести что-то свое.

Также нужно смотреть по человеку, чтобы ему было не жалко делиться знаниями, чтобы радостно было за своих учеников. Может, мне повезло, но всеми своими преподавателями я довольна в главном – им нравится учить и они своих учеников вдохновляют! Они понимают важность методики и, главное, они сами – мастера своего дела.

Привлечение клиентов

Я, прежде всего, хотела создать мастерскую именно для взрослых. Сейчас мы проводим занятия и для детей, но вначале нужно определиться с целевой аудиторией конкретно, не пытаться охватить сразу всех. В основном мои ученики – женщины, многие из них уже взрослые. Часто спрашивали, «не старая ли я ещё для этого, получится ли, если я никогда не рисовала». Важно подчеркивать, что ваши занятия именно для взрослых. И важно, что знания даются с нуля, как раз для тех, кто никогда и ничем прежде не занимался.

Основная реклама – интернет. Использую такие ресурсы как городской форум, где есть возможность создать рекламную тему и даже раздел. Плата вполне умеренная. Также ЖЖ, Вконтакте и фэйсбук. Лично у меня Вконтакте плохо работает, но это возможно из-за города. «Сарафанное радио» работает. Давала рекламу в газетах – пришел один человек.

Есть сайт, многие приходят просто по поиску в интернете. Пробовала рекламу Яндекс-директ, но особого смысла так и не увидела, потому что при определенных запросах сайт и так попадает на первые страницы.

Иногда участвую в рукодельных выставках. Красиво оформленный стенд, красивые работы, большая афиша и флаера.

Организация работы

Тут нужно подойти ответственно.

Приготовьтесь на первых порах быть всем одновременно: творческой личностью и администратором, директором и уборщицей. Это тяжело, требует много времени, усилий, возможно, каких-то новых качеств характера. А ведь я ещё жена и мама, на тот момент трехлетней девочки.

Приготовьтесь, что у вас станет намного меньше времени, придется более плодотворно организовать свое время. Все-таки я старалась ловить свободное время за хвост и творить самой, иначе просто на душе становилось пусто. За первый год рисовала намного меньше. Вместе с тем, росла сложность моих работ, и я видела, что мастерская приносит плоды и вообще радует меня. Так что я просто принимала это, как есть.

Почти все выходные я была не дома, муж и дочка мужественно это принимали и поддерживали. Мне важно видеть, как растет мой ребенок, поэтому в сад она не ходила. Я привыкла брать её с собой: ей интересно, мне спокойно. Она и сейчас часто присутствует у меня на работе, где ей очень нравится. Многих знает в лицо, любит поговорить и вместе со всеми что-то сотворить. С мужем время наверстывала по свободным вечерам.

Что я могу посоветовать:

 - Поделитесь своими мыслями с близкими вам людьми, кому доверяете и от кого можете услышать только слова поддержки. Правда, тут лучше говорить о конкретных задачах, которые сейчас перед вами стоят, а не просто об идее как таковой. В решении конкретных задач – могут помочь. Ведь все кого-то знают, где-то работают - возможностей может быть масса, таких которые в голову даже не придут. 

Например, мой муж дал добро и сказал - пробуй! А также сделал сайт и всячески поддерживает по сей день. Через подругу я арендовала свое первое помещение, а второе помогла найти жена брата.

 - Определитесь, с чего вы начнете, и начинайте. Не нужно пытаться, если вы одна, сразу открыть и творческую мастерскую, и магазин для творчества, и магазин подарков. Лучше взять один, главный для вас, проект и поставить его на ноги. Когда он уже будет более или менее стабильным – можно браться за другой. Но тут важно не бросать и первый. Любой проект, даже уже хорошо работающий, будет постоянно требовать вас, вашего времени и участия. 

 - Не ждите, что люди, с которыми вы работаете, знают, что делать. Я очень долго этому удивлялась, ну если понимаю я, почему не понимают/не знают они?! Не сердитесь на них и не злитесь. Нужно понять, что это нормально, что всё, вот прямо ВСЁ нужно объяснять и рассказывать, особенно по началу. Вплоть до того, где взять туалетную бумагу, если она закончилась! 

 - Старайтесь во время занятий создавать творческую и уютную атмосферу. Людям, когда где-то хорошо, хочется туда вернуться ещё раз и ещё раз. Пройдя у вас один мастер-класс, они обязательно придут на второй, а потом пойдут ещё дальше на другие техники и курсы.

 - Однако не полагайтесь только на атмосферу – учите, и учите хорошо! Делитесь своими знаниями без жалости, старайтесь вложить что-то большее в учеников. Особенно им не хватает уверенности в своих силах и своих работах. Вдохновляйте их.

 - Не засовывайте все техники и все интересное в один мастер-класс. Это не правильно как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения методики, что в нашем деле ещё важнее. Когда люди увидят, что их хорошо научили, они обязательно расскажут о вас друзьям и сами придут к вам учиться дальше. Строить занятия нужно последовательно, постепенно усложняя теоретический материал и технику, двигаясь от простого к сложному. Следите, чтобы определенные действия периодически повторялись на каждом уроке. Тогда знания «входят не только в голову, но и в руки», закрепляются уже как навык, а не просто теория.

Самый простой пример – декупаж. Первое, что нужно научиться делать - это отделить салфетку и приклеить ее, желательно не порвав и без складочек. Повторяя эти действия на каждом уроке, уже легче запомнить как это делается правильно, как не оставить складочек и т.п. А если первый урок - салфетка, потом сразу декупажная карта, потом распечатка… Человек вряд ли запомнит все тонкости наклеивания салфетки.

 - Поддерживайте учеников и общайтесь с ними после окончания ими курса обучения. Многих из них близкое окружение не поддерживает и более того, считает, что они зря тратят свое время и это все пустое. Многим не с кем поделиться своей радостью или обсудить трудности. Мы в нашей мастерской со временем организовали несколько клубов, где каждый работает в своем ритме. Там можно продолжать совершенствовать технику и постигать секреты мастерства. Это возможность общения и творчества в кругу единомышленников.

 - Делайте фото-отчеты. Мне кажется, людям важно видеть, что даже если они не дошли до нас, мы все равно есть, и творчество в нашей мастерской кипит. Занятия проходили, проходят и будут проходить. Бывало, человек меня находил, а приходил спустя год, когда появилось время/возможность. 

 - Лучше провести занятие для двух человек, чем этих двоих упустить, на мой взгляд. Даже если иногда приходится проводить занятия в убыток себе. Ждать набора группы слишком долго, не у всех хватит терпения, могут желающие разбежаться. Особенно с теми направлениями, на которые плохо набирается народ. Лучше провести занятие и выложить фото-отчет. Люди увидят, что это есть, и, возможно, вторая группа наберется уже лучше. 

 - Читайте книги по организации и тайм-менеджменту. Мне особенно запомнились:

Гай Кавасаки «Стартап: 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины» Максуэлл Мольц «Я – это Я, или Как стать счастливым»Брайан Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку»"

 И немножко фотографий творческого процесса в нашей мастерской:)

 

 

 

 

 

www.livemaster.ru

Как открыть свою творческую мастерскую: практические советы для рукодельниц - Женский бизнес клуб БизМама

Женская рубрика / Бизнес и Карьера

Если вы увлекаетесь хендмейдом, умеете создавать оригинальные сувениры и радуете своих друзей и подруг уникальными подарками, созданными своими руками, то, наверняка, рано или поздно вас посетит мысль: «А не открыть ли собственную творческую мастерскую?». Несомненно, вы правы, и данное хобби вполне может стать источником ваших доходов, вот только стоит учесть ряд важных нюансов, которые помогут вам в превращении вашего хобби в процветающий женский бизнес. Итак, вот ряд основных рекомендаций для рукодельницы, желающей открыть творческую мастерскую. Итак, с чего же начать свой бизнес?

Открытие творческой мастерской - практические советы

1. Идея – ничто. Умение её реализовать – всё!

Если вам кажется, что превратить ваше увлечение в приносящий прибыль бизнес довольно легко, то вы глубоко ошибаетесь. Как и любая бизнес-идея, открытие творческой мастерской требует грамотного подхода и учёта ряда нюансов, чтобы реализация этой идеи не была погублена на корню и в будущем могла обеспечить вам процветание. Лёгких путей к успеху не бывает, и процветающая творческая мастерская – это результат сочетания тщательного анализа данного рынка, собственной оригинальности и грамотного подхода к организации такого рода бизнеса.

2. Удачно выбранное помещение для мастерской – залог части успеха

Если вы решительно нацелены на создание собственной творческой мастерской, где сможете проводить свои мастер-классы, то стоит запомнить, что помещение в этом случае играет существенную роль. Вам важно создать такое уютное место, в которое, придя однажды, захочется вернуться вновь. Аренда подходящего помещения вряд ли обойдётся вам дёшево. При изначальных капиталовложениях полноценная аренда всего помещения на длительный срок – это и впрямь непосильная задача для начинающего хендмейкера. Поэтому стоит остановиться на наиболее оптимальном варианте.

Исходя из того факта, что желающие осваивать тонкости хендмейда смогут посвятить этому занятию в первую очередь выходные, именно аренда помещения для творческой мастерской исключительно по выходным – лучший вариант на начальной стадии развитии вашего бизнеса. Многие офисные помещения свободны в выходные дни и, возможно, их владельцы не откажутся от дополнительного заработка, сдав вам в аренду помещение исключительно на выходные.

3. Грамотное распределение финансов – ещё одна составляющая вашего успеха

Изначально затраты на материалы не потребуют огромных капиталовложений. Лучше всего приобретать материалы с расчётом на одно занятие. Не стоит закупать на год вперёд, ведь кто знает, как сложится ваш бизнес. Между мастер-классами желателен небольшой перерыв, примерно в неделю. За такой срок можно подготовиться к следующему занятию, докупив необходимые материалы. Конечно, это не очень удобный вариант, но зато обеспечит вам на первых порах незначительные растраты. Со временем, когда окупаемость вашего бизнеса станет ощутимой, можно будет перейти на масштабные закупки материалов для работы.

4. Привлечение постоянных клиентов – важный этап процветания вашей мастерской

Прежде всего, вам стоит определиться с возрастной категорией посетителей вашей творческой мастерской. Будут ли это взрослые или всё же дети? Важно обозначить, для кого подойдут ваши мастер-классы, и выделить тот факт, что у вас могут заниматься даже абсолютные новички в этом направлении. После этого можно приступать и к самой рекламной раскрутке вашей творческой мастерской.

Лучший вариант для рекламы в прогрессивный век информационных технологий – это, конечно же, реклама посредством Интернета. Вариантов в данном случае предостаточно. Это может быть специальная рекламная тема на городском форуме или же тематическое сообщество на площадке любой социальной сети, среди которых немало в особенности популярных (можно даже создать такие сообщество на нескольких площадках). Неплохо работает и т.н. «сарафанное радио». Рекомендации ваших подруг и знакомых также могут оказать неплохую поддержку в увеличении вашей клиентской базы.

Неплохим источником расширения клиентской базы может стать сайт-визитка, посвящённый деятельности вашей творческой мастерской, на котором читатели смогут ознакомиться с полезной информацией и предлагаемыми вами творческими мастер-классами. При хорошо раскрученном сайте новые пользователи (а, соответственно, потенциальные клиенты) будут приходить через поиск интересующей их тематики.

Принимая участие в выставках хендмейкеров, также не поскупитесь на рекламу своей творческой мастерской. Красивая заметная афиша и красочные флаера непременно привлекут к вам внимание потенциальных клиентов.

5. Организация работы мастерской

На первых порах придётся очень тщательно планировать своё рабочее время, чтобы успевать со всем и находить время для собственного творческого развития. Также немаловажно удерживать баланс между работой вашей мастерской и личной жизнью, уделяя внимание не только клиентам, но и своим близким, которые в силу постоянной занятости ваших выходных окажутся обделёнными вашим вниманием.

Что касается функционирования самой творческой мастерской, то здесь стоит отметить следующие важные нюансы.

Создайте уютную творческую атмосферу, чтобы людям хотелось вернуться к вам уже на иной мастер-класс. Учите интересному. Вдохновляйте людей творить. Создавайте фото-отчёты с ваших мастер-классов и размещайте на сайте вашей творческой мастерской. Людям важно понимать, что мастерская – это не просто слова и красивая реклама, а она действительно функционирует.

Не стоит пытаться осуществить все проекты сразу, совместив и творческую мастерскую, и магазин сувениров, и творческую студию. Не старайтесь вложить всё в один мастер-класс: создавайте последовательные мастер-классы – от простого к более сложному. И запомните: не обязательно ожидать набора большой группы. Лучше провести мастер-класс для нескольких человек, чем упустить и этих клиентов. На первых порах существования вашей мастерской это немаловажно.

Всё в ваших руках, и успешное процветание вашего бизнеса зависит исключительно от вас. Учтите выше озвученные рекомендации при открытии творческой мастерской и начинайте свой путь к успеху.

Если вы любите заниматься с детьми, смотрите, как открыть частный детский сад.

Если вам понравился материал - поделитесь им с друзьями:

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте и получайте все свежие идеи первыми!

 

Copyright © by БизМамаНе портите карму, не воруйте наши материалы

копирование запрещеноЖенский бизнес клуб

Добавить комментарий

www.bizmama.ru

Как открыть творческую мастерскую — СКБ Контур

В интервью Контур.Журналу Ирина Федорова рассказала, как развивает бизнес в интернете, какие торговые площадки выбирает и почему сегодня приходится осторожнее работать с поставщиками.   

Начало пути

Первым шагом к тому, чтобы открыть свой бизнес, стало увольнение. Рукоделие всегда было моим хобби, а когда вдруг высвободилось время, я только им и занималась, параллельно много общалась с рукодельницами на Blogspot.

Самая большая проблема, с которой я тогда столкнулась, — это отсутствие доступных и качественных тканей. Соответственно, возникла мысль, что нужно постараться как-то решить эту проблему. Ведь многие наши клиенты живут в отдаленных от мегаполисов деревушках, селах, городах, но ведь они же тоже хотят работать с хорошими материалами. Возникла идея организовывать коллективную закупку тканей. Это поспособствовало открытию мастерской: чем больше своих работ я выкладывала, тем больше было желающих поучаствовать в закупке тканей и сделать у нас заказ.

Стартового капитала на открытие бизнеса вообще не было, так как я с самого начала работала по предоплате. Первое время моим рабочим пространством стал балкон, отсюда и название мастерской «Балкон с секретом». Но со временем не только этого балкона, но и всей квартиры стало не хватать, поэтому было принято решение открыть бизнес официально и снять помещение под мастерскую. Конечно, мы и не надеялись, что бизнес достигнет таких объемов, которые есть у нас сейчас. Сначала мы заехали в одно помещение, потом в другое, так как объемы росли, увеличивалось количество поставщиков. Сегодня мы работаем не только с российскими, но и с зарубежными клиентами. В команде у нас четыре человека.

По тканям мы сотрудничаем с поставщиками, в ассортименте у нас представлены не только отечественные образцы, но и турецкие, китайские, пакистанские, испанские ткани. На начальном этапе ставка делалась именно на карнавальные костюмы. Такие вещи, как правило, либо очень качественные и дорогие, либо шьются из плохих тканей и поэтому стоят дешево. Мы решили не экономить на тканях и создавать необычных персонажей, которые нравятся и детям, и родителям.

Поначалу в мастерскую были завезены все машинки, которые были у меня дома. Сейчас каждый месяц мы ставим себе цель что-то делать для мастерской: вкладываемся в оборудование, освещение, новые машинки, модернизацию. В идеале хотелось бы приобрести более мощную и современную технику, когда появится возможность.   

Реклама и маркетинг

Рекламу мы не даем. Продажи осуществляются на двух раскрученных торговых площадках — «Осинка» и «Ярмарка Мастеров». Все остальное практически не работает. Листовки и рекламу в Тольятти раздавать неинтересно, мы нацелены на интернет, так как все наши заказчики — иногородние. Если мы даем рекламу в Тольятти, то к нам приходят бабушки, которые хотят купить продукт за очень низкую цену, а мы ориентированы на качество, соответственно, низких цен у нас быть не может.  

Мы работаем через соцсети: Instagram, Facebook, «ВКонтакте». Сначала я выкладываю фото в Instagram, а затем импортирую их в  Facebook и во «ВКонтакте». Отклики поступают только из Instagram, но раз уж это одна опция, то лучше нажать дополнительную кнопочку, чтобы информация появилась и с других соцсетях. На мой взгляд, Instagram заточен на людей с более высоким уровнем жизни. Конечно, смартфон сейчас себе может позволить и школьник, но те, кто пользуется Instagram, имеют доход выше среднего, а значит, могут выбрать и заказать не самый дешевый рыночный комплект, а что-то эксклюзивное. 

Поскольку у нас интерактивная закупка, да и сам бизнес тоже, мы постоянно находимся в личном контакте с клиентами. Я считаю, что лучший маркетинговый ход — это внимание к заказчику, индивидуальный подход.

Работа в новых условиях

В этом году у нас был небольшой спад спроса на карнавальные костюмы. Многие уже не могут позволить себе костюмы такой стоимости, а мы не можем позволить себе опустить цену, потому что цена на ткань сильно выросла. А до этого каждый сентябрь последние четыре года у нас был дичайший аврал именно по карнавальным костюмам.

Конечно, кризис влияет на бизнес: заказчики переходят с дорогих продуктов на дешевые, с элитных комплектаций постельного белья на простые. Главная проблема нашей индустрии — это качество. Когда мы начинали четыре года назад, поставщики не экономили, поэтому качество тканей было гораздо лучше. Сейчас, чтобы найти ткань хорошего качества, надо потрудиться. Поставщики начинают хитрить, а это сказывается и на нашей репутации. Нам приходится прилагать больше усилий, чтобы держаться на плаву.

Мы выставляем свои работы и ткани на нескольких торговых площадках. Конкуренты не дремлют и очень внимательно отслеживают, что и где мы закупаем, какие ткани используем, какая у нас политика ценообразования. Соответственно, очень часто нам перебегают дорогу, используют некачественную антирекламу, чтобы перетянуть внимание на себя. Но бизнес есть бизнес. Мы с ними не боремся, просто считаем себя выше этого, делаем свою работу честно, стараемся быть лучше и интереснее для своих клиентов.

Этот год нас немножко поштормило, сейчас мы находимся на распутье, чем нам дальше заниматься. Если экономическая ситуация уладится, возможно, мы и дальше будем шить карнавальные костюмы. Если же нет, то переключимся на производство текстиля для дома. 

kontur.ru

Как открыть творческую мастерскую - Работа как удовольствие

Многие, написавшие в проект "Взлет к мечте", мечтают зарабатывать хэндмэйдом или открыть творческую мастерскую. О заработке я детально писала в серии о маркетинге для хэндмэйда и индивидуального бизнеса. Подробнее, чем там, в одном посте не напишешь. Легких путей к успеху тоже нет - только если случайные, при большом везении. Зато следуя постам из серии, вы найдете ответы на многие вопросы.

А вот об открытии успешно работающей творческой мастерской расскажет Марьяна Брюханова, maryna_maryanka, художница и руководитель творческой мастерской "Ирис" в Одессе. Фотография как раз с занятий, а другие фотоотчеты можно посмотреть на странице в Фэйсбуке. Очень хороший у Марьяны пост, подробный и практически полезный.

"Почему я вообще этим занялась…

С детства я играла в школу, постоянно и фанатично, а с 18 лет я кого-то чему-то постоянно учила. Постоянно натыкаясь в ЖЖ на посты о проведении различных мастер-классов, я начала задаваться вопросом: «Ну почему, почему у нас в Одессе такого нет!» Меня мучили мысли о том, что так мало людей среди нас творят, а ведь это делает человека радостным и счастливым. Для детей есть различные секции и кружки. А куда пойти учиться взрослому человеку, который уже выбрал свой путь в жизни и желает только внести в свою жизнь радость творчества? Так и родилась идея создать мастерскую.

Идея – есть, но теперь ее нужно как-то оформить в конкретные действия.

Кому это нужно и зачем. И вообще, с чего начать?

Страха, нужно ли это кому-то, у меня не было. Это нужно было мне, мне хотелось создать такое место. Был страх, смогу ли я, и где взять деньги, и как вообще это все делать?

Я могла начать с того, чтобы проводить только свои мастер-классы, но я, после определенного жизненного опыта, привыкла мыслить глобально. Мне сразу хотелось создать место, где можно научить разному. У меня не было цели заработать, правда. У меня была цель – создать такое место, куда взрослый человек сможет без смущения прийти и научиться тому, к чему тянется душа.

Начать я решила с поиска помещения и преподавателей, одновременно искала, где можно в интернете рекламировать мастер-классы и просчитывала первичные затраты. Также я сразу решила оформиться как частный предприниматель. Может, это было и необязательно, но мне было страшно – налоговая и всё такое.

Как найти помещение

Конечно, первая мысль – нереально, ведь аренда – это так дорого!

Начала я с того, что поняла - полноценная аренда действительно на данный момент нереальна, вбухивать столько семейных денег у меня рука не поднимется. Мне нужен был вариант на грани самоокупаемости. Размышления о том, когда проводить занятия, привело меня к выводу: это должны быть выходные дни и дневное время. Тогда любой работающий человек может потратить время на себя, а молодым мамам есть с кем оставить ребенка. И мне тоже есть с кем оставить ребенка.

И я поняла, что мне нужно было найти место только на выходные. Это по деньгам было уже реально и найти такой вариант легче. На выходных офисные помещения в своем большинстве – свободны, а подзаработать денежку у нас в Одессе любят. Подруга моя как раз нашла себе под съем кабинет для филиала брачного агентства. Я попросила узнать, не захочет ли директор фирмы, которая снимала это помещение, сдать мне кабинет на выходные. Она была не против. Стоило мне это тогда 50 $/мес.

Это был не центр города, но, скажем так, хорошая периферия. Добираться было не очень удобно, но для начала подходило. В моем распоряжении были один кабинет и зал, я могла проводить разные занятия параллельно. Через полгода мне пришлось искать новое помещение, потому как это хозяин решил продать. И я нашла, опять только на выходные, зато уже почти в центре города.

Теперь предстояло решить финансовый вопрос.

Где искать деньги

Денег на материалы много было не нужно. Материалы покупались под одно занятие. Даже краски для декупажа, акриловые, поначалу покупались в виде набора небольших тюбиков из 12 или 16 цветов. Их хватало ровно на один МК и все. То же самое с шерстью для валяния. Материалы для батика у меня, в основном, были, я все-таки им занимаюсь. Я не закупала ничего на год вперед. Между занятиями – неделя. Это срок, за который можно успеть подготовиться к следующему занятию. Все покупалось на одно занятие, что-то оставалось, что-то надо было покупать снова. Да, это не очень удобно, постоянно бегать и что-то подкупать, но зато вложения денег – небольшие. А для меня, повторюсь, было важно, чтобы дело с первых дней жило за счет себя самого. Все, что было заработано, тут же шло в дело.

Так что 4 года назад мои первые вложения в течении месяца составили : 50 $ - аренда на месяц и примерно столько же на материалы для первых занятий. Не больше 200 $ точно. Эта общая сумма расходов за месяц. Если честно, я сейчас и не вспомню , окупилось оно или нет, была ли чистая прибыль за первые полгода. У меня не сохранились записи. Но я в расчеты вкладывала свою зарплату, т.е. зарплату за организацию всего процесса. Она, конечно, была небольшой, но важно, что она была. Ведь каждый труд должен быть оплачен.

За следующие полгода уже была чистая прибыль. При этом я поменяла помещение, аренда увеличилась, но я стала проводить занятия мини курсами – это гарантировала более прогнозируемый доход, хотя бы на 2-3 недели.

Преподаватели. Где их искать?

Некоторых своих будущих преподавателей я выбрала из мастеров, с которыми познакомилась на выставках, кто-то написал и предложил мне сам. Вначале смотрела на работы, мне важно было, чтобы они понравились мне и были разными. Для меня в обучении важно дать свободу, научить, но чтобы осталось пространство, в которое ученик сможет привнести что-то свое.

Также нужно смотреть по человеку, чтобы ему было не жалко делиться знаниями, чтобы радостно было за своих учеников. Может, мне повезло, но всеми своими преподавателями я довольна в главном – им нравится учить и они своих учеников вдохновляют! Они понимают важность методики и, главное, они сами – мастера своего дела.

Привлечение клиентов

Я, прежде всего, хотела создать мастерскую именно для взрослых. Сейчас мы проводим занятия и для детей, но вначале нужно определиться с целевой аудиторией конкретно, не пытаться охватить сразу всех. В основном мои ученики – женщины, многие из них уже взрослые. Часто спрашивали, «не старая ли я ещё для этого, получится ли, если я никогда не рисовала». Важно подчеркивать, что ваши занятия именно для взрослых. И важно, что знания даются с нуля, как раз для тех, кто никогда и ничем прежде не занимался.

Основная реклама – интернет. Использую такие ресурсы как городской форум, где есть возможность создать рекламную тему и даже раздел. Плата вполне умеренная. Также ЖЖ, Вконтакте и фэйсбук. Лично у меня Вконтакте плохо работает, но это возможно из-за города. «Сарафанное радио» работает. Давала рекламу в газетах – пришел один человек.

Есть сайт, многие приходят просто по поиску в интернете. Пробовала рекламу Яндекс-директ, но особого смысла так и не увидела, потому что при определенных запросах сайт и так попадает на первые страницы.

Иногда участвую в рукодельных выставках. Красиво оформленный стенд, красивые работы, большая афиша и флаера.

Организация работы

Тут нужно подойти ответственно.

Приготовьтесь на первых порах быть всем одновременно: творческой личностью и администратором, директором и уборщицей. Это тяжело, требует много времени, усилий, возможно, каких-то новых качеств характера. А ведь я ещё жена и мама, на тот момент трехлетней девочки.

Приготовьтесь, что у вас станет намного меньше времени, придется более плодотворно организовать свое время. Все-таки я старалась ловить свободное время за хвост и творить самой, иначе просто на душе становилось пусто. За первый год рисовала намного меньше. Вместе с тем, росла сложность моих работ, и я видела, что мастерская приносит плоды и вообще радует меня. Так что я просто принимала это, как есть.

Почти все выходные я была не дома, муж и дочка мужественно это принимали и поддерживали. Мне важно видеть, как растет мой ребенок, поэтому в сад она не ходила. Я привыкла брать её с собой: ей интересно, мне спокойно. Она и сейчас часто присутствует у меня на работе, где ей очень нравится. Многих знает в лицо, любит поговорить и вместе со всеми что-то сотворить. С мужем время наверстывала по свободным вечерам.

Что я могу посоветовать

  • Поделитесь своими мыслями с близкими вам людьми, кому доверяете и от кого можете услышать только слова поддержки. Правда, тут лучше говорить о конкретных задачах, которые сейчас перед вами стоят, а не просто об идее как таковой. В решении конкретных задач – могут помочь. Ведь все кого-то знают, где-то работают - возможностей может быть масса, таких которые в голову даже не придут.

    Например, мой муж дал добро и сказал - пробуй! А также сделал сайт и всячески поддерживает по сей день. Через подругу я арендовала свое первое помещение, а второе помогла найти жена брата.

  • Определитесь, с чего вы начнете, и начинайте. Не нужно пытаться, если вы одна, сразу открыть и творческую мастерскую, и магазин для творчества, и магазин подарков. Лучше взять один, главный для вас, проект и поставить его на ноги. Когда он уже будет более или менее стабильным – можно браться за другой. Но тут важно не бросать и первый. Любой проект, даже уже хорошо работающий, будет постоянно требовать вас, вашего времени и участия.
  • Не ждите, что люди, с которыми вы работаете, знают, что делать. Я очень долго этому удивлялась, ну если понимаю я, почему не понимают/не знают они?! Не сердитесь на них и не злитесь. Нужно понять, что это нормально, что всё, вот прямо ВСЁ нужно объяснять и рассказывать, особенно по началу. Вплоть до того, где взять туалетную бумагу, если она закончилась!
  • Старайтесь во время занятий создавать творческую и уютную атмосферу. Людям, когда где-то хорошо, хочется туда вернуться ещё раз и ещё раз. Пройдя у вас один мастер-класс, они обязательно придут на второй, а потом пойдут ещё дальше на другие техники и курсы.
  • Однако не полагайтесь только на атмосферу – учите, и учите хорошо! Делитесь своими знаниями без жалости, старайтесь вложить что-то большее в учеников. Особенно им не хватает уверенности в своих силах и своих работах. Вдохновляйте их.
  • Не засовывайте все техники и все интересное в один мастер-класс. Это не правильно как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения методики, что в нашем деле ещё важнее. Когда люди увидят, что их хорошо научили, они обязательно расскажут о вас друзьям и сами придут к вам учиться дальше. Строить занятия нужно последовательно, постепенно усложняя теоретический материал и технику, двигаясь от простого к сложному. Следите, чтобы определенные действия периодически повторялись на каждом уроке. Тогда знания «входят не только в голову, но и в руки», закрепляются уже как навык, а не просто теория.

    Самый простой пример – декупаж. Первое, что нужно научиться делать - это отделить салфетку и приклеить ее, желательно не порвав и без складочек. Повторяя эти действия на каждом уроке, уже легче запомнить как это делается правильно, как не оставить складочек и т.п. А если первый урок - салфетка, потом сразу декупажная карта, потом распечатка… Человек вряд ли запомнит все тонкости наклеивания салфетки.

  • Поддерживайте учеников и общайтесь с ними после окончания ими курса обучения. Многих из них близкое окружение не поддерживает и более того, считает, что они зря тратят свое время и это все пустое. Многим не с кем поделиться своей радостью или обсудить трудности. Мы в нашей мастерской со временем организовали несколько клубов, где каждый работает в своем ритме. Там можно продолжать совершенствовать технику и постигать секреты мастерства. Это возможность общения и творчества в кругу единомышленников.
  • Делайте фото-отчеты. Мне кажется, людям важно видеть, что даже если они не дошли до нас, мы все равно есть, и творчество в нашей мастерской кипит. Занятия проходили, проходят и будут проходить. Бывало, человек меня находил, а приходил спустя год, когда появилось время/возможность.
  • Лучше провести занятие для двух человек, чем этих двоих упустить, на мой взгляд. Даже если иногда приходится проводить занятия в убыток себе. Ждать набора группы слишком долго, не у всех хватит терпения, могут желающие разбежаться. Особенно с теми направлениями, на которые плохо набирается народ. Лучше провести занятие и выложить фото-отчет. Люди увидят, что это есть, и, возможно, вторая группа наберется уже лучше.
  • Читайте книги по организации и тайм-менеджменту. Мне особенно запомнились:Гай Кавасаки «Стартап: 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины» Максуэлл Мольц «Я – это Я, или Как стать счастливым»Брайан Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку»"Также на эту тему:
  • Все статьи проекта "Взлет к мечте" - о собственном деле; об издании собственных книг; о том, как стать фотографом; как устроиться на работу в престижную международную организацию; как быть, когда хочется всего-всего и невозможно выбрать; как быть, когда страхи мешают организовать собственное дело; как оценить доход от сайта; как совместить мечту и профессиональный рост.
  • Все посты рубрики "Актив-класс".
  • Все посты рубрики "Ваш успех: как добиться".
  • Серия "Маркетинг для индивидуального бизнеса и хэндмэйда"
  • arcobaleno-ru.livejournal.com


    Смотрите также