Исламский бизнес план


Халяльный бизнес: Три мусульманки о своем деле

Разрешено ли мусульманкам вести бизнес? Кто в Казахстане отвечает за сертификацию «Халяль»? Какие ниши и целевые аудитории дает религия? Три предпринимательницы из Алматы рассказали «Степи», как решили заняться бизнесом и что из этого получилось.

Бутик-ателье Zere, мусульманский фестиваль Sisters Bazaar

Рассказывает Зейли Калкулова 

Религия не запрещает мусульманкам вести бизнес: еще первая жена пророка Мухаммеда Хадиджа занималась торговлей. К открытию бутика-ателье мусульманской одежды я шла три года. По образованию я дизайнер интерьера, но так сложилось, что с миром моды я была связана через своих друзей. Я решила сменить квалификацию и самостоятельно переобучилась на дизайнера одежды.

В 2013 году я выпустила свою первую коллекцию мусульманской одежды. Тогда я не решилась открыть бутик – не хватало опыта. Следующие три года я занялась заполнением пробелов: отрабатывала навыки, принимала участие в выставках и показах. Так я наработала первых клиентов. Коллекции я выставляла на Almaty Pop Up Store, Sunday Up Market. Весной 2016 года я поняла, что готова к открытию своего дела. 

Ислам не запрещает мусульманкам одеваться красиво. Главное в наряде – скромность. Одежда и образ мусульманки не должны привлекать излишнего внимания, быть обтягивающей, походить на мужской наряд. Поэтому сестрам-мусульманкам не рекомендуется носить каблуки, злоупотреблять парфюмом, ходить в узких штанах или джинсах.

Бутик-ателье я открыла вместе со своей сестрой и тетей. Мы нашли помещение в ТРЦ «Алмалы», где ранее располагался Евразийский банк. Расположение бутика полностью отвечало нашим потребностям: в центре города, но не на виду у всех. Нам оставалось переоборудовать помещение в шоу-рум и отвести часть помещения под намазхану. Мы заказали кроильную доску, мебель, швейные машинки, сделали ремонт – это было основной статьей расхода. Открыли шоу-рум первого ноября, но первые продажи сделали на фестивале Sisters Bazaar месяцем ранее. Sisters Bazaar – наш совместный проект с сестрой Айгуль. 

Впервые мы задумались о проведении мусульманского фестиваля еще в прошлом году. Формат я подсмотрела у российской ярмарки мусульманских товаров Wandi Bazaar. Wandi Bazaar – это проект Wandi Group, они занимаются поддержкой и продвижением мусульманских брендов в России. Мы не стали полностью копировать Wandi Bazaar, а решили, что наше мероприятие будет только для женщин. Так родился Sisters Bazaar.

Первый фестиваль мы провели 22 и 23 сентября. Готовиться к нему начали еще весной. За две недели до мероприятия запустили рекламу в социальных сетях. Мы договорились с халяль-рестораном Cosmo & Sancak, они предоставили нам помещение. Фестиваль посетили около полутора тысяч женщин, среди них были не только мусульманки, но и светские женщины. На Sisters Bazaar были представлены около 60 производителей одежды, халяль-косметики, изделий ручной работы – как казахстанских, так и зарубежных.

Второй Sisters Bazaar мы планировали провести следующем году, но получили много просьб сделать раньше, так что очередной фестиваль пройдет уже в декабре. Нам также пишут из Астаны, но туда мы отправимся в следующем году.

На Sisters Bazaar мы продали 10 изделий, с открытием бутика – еще 7.

Позиционирование Zere – это сегмент люкс. Мы выбрали эту нишу, чтобы у мусульманок был выбор: подавляющая часть производителей мусульманской одежды в Казахстане ориентированы на масс-маркет. 

Мы продаем клиентам одежду ручной работы. Ткани мы заказываем из Кореи, Дубая и Италии, шелк нам привозят из Узбекистана. Цены у нас выше, чем у многих производителей мусульманской одежды, стартовая цена на изделия – от 30 000 тенге.

Клиенты, которые приходят в шоу-рум, могут не только купить готовое изделие, но и сшить на заказ. Последние два года в мире набирает популярность закрытая одежда и оверсайз – мини-юбки уходят, трендами сезонов становятся длинные платья, широкие штаны. Именно поэтому к нам приходят не только мусульманки, но также женщины и девушки, придерживающиеся других взглядов или не связанные с религией вообще. 

Женский клуб Uniflex Halal

Рассказывает Адилям Юсупова, директор клуба

Идея открытия женского фитнес-клуба, адаптированного под стандарты халяль, пришла мужу в 2010 году. На тот момент у нас был фитнес-клуб Uniflex, который работает с 2006 года. Так как я исповедую ислам, я испытывала дискомфорт от занятия спортом в обществе мужчин. Видя мое неудобство, муж предложил открыть женский клуб, я поддержала его идею. 

Каждая мусульманка, как и любая женщина, хочет хорошо выглядеть, быть в форме. Но из-за ограничений в религии не каждая может себе это позволить. Бывает так, что сестрам-мусульманкам ходить в фитнес-клубы запрещают мужья или члены семьи.

Новый зал мы открыли в 2011 году. Переоборудовали цокольное помещение площадью 600 м2, сделали перепланировку, отвели отдельное помещение под намазхану. Uniflex Halal – это бизнес мужа, я помогаю ему в управлении. Рекламу фитнес-центра мы делали через лифлеты и билборды. Работало и сарафанное радио: мусульманки рассказывали о нас друг другу, так мы наработали клиентскую базу.

Нашим клиенткам доступен не только тренажерный зал, но также бассейн, различные групповые программы, SPA. В среднем клуб посещают 40 человек в день. Все зависит от сезона. Летом у нас наблюдается спад, осенью посещаемость восстанавливается. Во время Рамадана мы делаем заморозку абонементов большинству наших клиентов. Цены мы не меняли с падения курса тенге: 20 000 тенге стоит дневной абонемент, 25 000 тенге – абонемент на весь день. Если клиент покупает абонемент на три месяца, мы делаем скидку в 10%. Пока есть возможность, мы держим цены, так как хотим сделать доступным посещение фитнес-центра для каждой женщины. 

В Uniflex Halal мусульманки занимаются в удобной для них одежде: в шортах, лосинах, футболках, с непокрытой головой – в окружении женщин они могут себе это позволить. 

Халяльный ресторан быстрого питания Harvest eat meat

Рассказывает Эльмира Дюсенова, одна из основательниц

К открытию ресторана нас с мужем подтолкнул первый предпринимательский опыт. Тогда мы с ним жили в Лондоне, заканчивали ВУЗ. Как и многим выходцам из Казахстана и стран СНГ, нам не нравилась местная кухня, хотелось родного. Мы начали готовить и продавать еду соотечественникам. Нам понравилось, поэтому мы решили попробовать повторить наш опыт в Казахстане, но уже в более широком масштабе, и предложить то, чего еще нет на рынке. 

Вернувшись в Казахстан, мы собрали команду. Ее главными участниками стали мой муж, его брат и сестра.

Сколотив команду, мы стали думать над форматом будущего заведения. Решили, что стоит открывать халяль ресторан быстрого питания, с упором на эко. Определившись с концепцией, мы приступили к конкретным шагам: закупили оборудование, начали искать поставщиков, помещение. Первое время муж сам проводил закуп. Деньги на открытие мы взяли из собственных средств, где-то помогли родители. Большая часть средств ушла на покупку оборудования: пароконвектоматы, гриль-плиту, печь для пиццы.

Еще нам важно было получить сертификат «Халяль». В Казахстане за это отвечает ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана - прим. ред.)

Сертификат «Халяль» выдается только в том случае, если производство отвечает требованиям шариата. Тонкостей в этом деле много. К примеру, если вы поставщик мяса, то должны знать по какому принципу нужно проводить забой животного, разделку туши. Сертификат мы еще не получили, но ожидаем его в скором времени. Так получилось, что в ДУМК подняли вопрос о смене названия «Халяль» на «Адал». Эта дискуссия идет до сих пор, а мы попали в ее самый разгар. 

Точку мы открыли в новом ТРЦ Almaty Mall в середине сентября. По ходу дела выстраивали бизнес-процессы. На открытие ресторана мы пригласили друзей, близких и знакомых – они стали нашими первыми клиентами, через них люди узнавали о нас. Для нас сарафанное радио дает больше эффекта, чем контекстная реклама. У нас уже есть постоянные клиенты, которые приезжают к нам даже из другого конца города.

Наше конкурентное преимущество – это качество и невысокие цены. Средний чек в нашем ресторане – около 1000 тенге, на эту сумму можно купить гриллгер и напиток. Гриллгеры (фирменное название бургеров) – локомотив нашего ресторана. Котлеты к гриллгерам мы готовим на настоящем огне и при госте, поэтому процесс занимает в среднем от 15 до 20 минут.

Мы немного прогадали с ТРЦ – не очень удобное расположение сказывается на посещаемости, которая постоянно скачет. За аренду мы платим около 500 тысяч тенге в месяц, плюс коммунальные услуги. Примерна такая же стоимость аренды и в других торгово-развлекательных центрах города. В скором времени мы запустим службу доставки. На окупаемость еще не вышли: прибыль, получаемую с продаж, мы сразу пускаем в оборот.

Фото: Анвар Ракишев, личный архив героев

the-steppe.com

7 секретов ведения бизнеса для мусульман

«Я живу в пригороде, и в радиусе 5 миль у нас есть три магазина, торгующих халяльным мясом. И есть еще один, подальше, примерно в 30 минутах езды. Я — американская мусульманка. В трех магазинах, находящихся в собственности пакистанцев и индийцев, обслуживание просто ужасное. Плюс ко всему в магазинах грязь и никакой заботы о санитарии. Кровь из мяса на весах, на кассовом аппарате, на деньгах, вещах и т. д. А в магазине, что расположен дальше всех, владелец со всеми спорит и чуть ли не кидается в драку. От него невозможно узнать, откуда он привозит мясо. Я многим поступилась, чтобы покупать только халяльное мясо, но чувствую, что не смогу больше продолжать брать мясо у этих продавцов» — вот такие комментарии можно прочитать на форумах о халяльной и здоровой еде.

Потребители-мусульмане часто подвергаются критике за недостаточную поддержку мусульманского бизнеса, будь то заплатить дополнительный доллар (или два, три, четыре), чтобы купить продукты в халяльном магазине, или проехать лишнюю милю (или две, три, четыре), чтобы добраться до халяльного магазина.

Но вот что редко обсуждается в контексте североамериканского предпринимательства, так это обязанности мусульманского бизнеса, особенно халяльных продуктовых магазинов, по отношению к членам мусульманской общины.

Вышеуказанная жалоба не является отражением отношения всех продуктовых халяль-магазинов. Тем не менее проблемы, изложенные в ней, не могут быть проигнорированы.

Если мусульманские предприятия хотят себе поддержку со стороны мусульман, то им надо постараться улучшить сервис и обеспечить выгодные цены.

Социолог-мусульманин из Нью-Йорка Ильяс Ба Юнус провел исследование, в ходе которого он обнаружил, что в Чикаго мусульманское население составляет около 300 тысяч человек. Для сравнения: во всем штате Иллинойс проживает 400 тысяч человек.

Такое соотношение указывает на огромную покупательскую способность мусульман в этом городе и штате. Только в Чикаго функционируют как минимум 60 розничных магазинов халяльных продуктов питания, которые принадлежат мусульманам и управляются ими.

В настоящее время бизнес халяльного мяса составляет около 5 миллионов долларов в год. Но, по оценкам, потенциальная прибыль может достигать от 60 до 80 миллионов долларов. Рынок не развивается по ряду причин, некоторые из них могут быть отнесены к мусульманским потребителям, другие же — к мусульманским предприятиям.

Ниже приведены полезные советы о том, как улучшить качество обслуживания и получить больше прибыли для вашего бизнеса в сфере халяль. Эти советы носят универсальный характер и могут быть использованы в любых деловых начинаниях.

Ставьте прибыль на второе место

Первоочередной целью  мусульманского бизнеса должно быть не только получение максимальной денежной прибыли, но довольство Бога и установление халяльного образа жизни.

Получение прибыли само по себе ничего плохого не несет, однако это должно стать вторичным.

Поставьте себе целью снискать довольство Всевышнего, внедряйте исламские правила честности, открытости и хороших взаимоотношений с клиентами, и, с Божьего на то благословения, вы обеспечите своему бизнесу небывалый успех.

Будьте справедливы и честны

Пророк ﷺ сказал, что честный и справедливый бизнесмен будет находиться в раю среди пророков и мучеников. Честность и справедливость вообще имеют большое значение в бизнесе.

Для мусульманского бизнеса очень важно выстраивать доверительные отношения с клиентами, а их невозможно установить с помощью хитрости, лжи и обмана.

Будьте открыты для перепроверок и критики

Это может стать горькой пилюлей, но всегда будьте готовы к тому, что ваш продукт или бизнес тщательно проанализируют на предмет соответствия «халяльности». Такой подход указывает на готовность к работе с потребителем, и это сослужит хорошую службу для укрепления доверия.

Напомним тем деловым людям, которым не нравятся вопросы потребителей, что задавать вопросы является их правом.

Помните, что в конечном счете мы несем ответственность перед Аллахом. Если в бизнесе присутствует обман, то Аллах обязательно разоблачит всех принимающих в нем участие.

Также халяль-бизнес это не только прибыльное дело одного человека. Это экономический атрибут всей мусульманской общины. Поэтому необходимо убедиться в том, что бизнес удовлетворяет не только государственным и федеральным стандартам, но, в первую очередь,  — стандартам Корана и Сунны.

Соблюдайте чистоту!

Это особенно важно для продовольственных халяль-магазинов, где не избежать присутствия крови животных. Несоблюдение чистоты и норм санитарии не только отпугнет клиентов, но и приведет к возникновению инфекций и порче продуктов.

Пророк ﷺ указывал: «Чистота ведет к обретению имана, а иман ведет своего обладателя в рай» (Табарани).

Чистота должна соблюдаться не только в тех местах, которые на виду у клиента. Чистым должно быть и оборудование, и складские помещения.

Иман — состояние уверенности и безопасности, при котором человек рассматривает любое событие через призму Божественного установления, и обычные для жизни этапы подъема — спада не сотрясают и не расхолаживают его. «Иман» в русском языке чаще всего передается собирательным понятием «вера»: вера в Единого и Единственного Бога, в ангелов, во все Священные Писания, в Божьих посланников, в Судный День и в то, что Всевышнему все известно и Им предопределено, а добро и зло существуют по Его воле.

Стремитесь к более высокой цели

Не удовлетворяйтесь лишь одним работающим продуктовым магазином в выбранном районе. Мыслите масштабно. Улучшайте ассортимент, качество товаров, ищите пути предоставить новые, лучшие формы обслуживания.

В целях развития и расширения рассмотрите возможность объединения своих ресурсов с другими бизнесменами мусульманского сообщества. Это позволит сократить накладные расходы и в долгосрочной перспективе, к удовольствию покупателей, снизит цену на продукцию.

Работайте вместе на одном рынке

Да, это может оказаться очень трудным. Взаимные обвинения, противоборство и соперничество часто присутствуют в бизнесе, когда представители разных предприятий работают на одном рынке, предлагая одни и те же продукты. Но это не путь ведения бизнеса по-мусульмански.

Нельзя забывать о таком понятии, как братство в умме. Рассмотрите возможность сформировать ассоциацию мусульманских розничных торговцев мяса, которые могут сесть за стол, обменяться опытом и научиться сотрудничать. Такое сотрудничество может в конечном счете принести пользу и мусульманам потребителям, и, безусловно, самому бизнесу.

Примером сотрудничества торговцев халяльным мясом может служить организация забоя животных в одном месте, а не так, как это сложилось исторически, когда каждый человек или несколько розничных продавцов забивали только своих животных.

При коллективном забое скота в одном месте затраты могут быть снижены, и, в свою очередь, мусульманский потребитель будет платить меньше за тот же продукт.

Не продавайте харам

В то время как появляется все больше «мусульманского» бизнеса, не все его представители продают продукцию, канонически дозволенную.

Не трудно найти предприятия, принадлежащие мусульманам, но тем не менее продающие свинину, алкоголь, порнографические журналы или сдающие в прокат неприличные фильмы в одном конце магазина, в то время как в другом продают халяльное мясо.

Требуется усилие со стороны мусульманских владельцев бизнеса, чтобы искоренить харам и обеспечить халяль в своем бизнесе.

Во время одной хутбы имам Сирадж Ваххадж из Брукина, Нью-Йорк, рассказал анекдотическую историю, свидетелем которой он оказался.

Он рассказал об одном мусульманине, владельце киоска, продающем газеты и журналы, среди которых были и порножурналы. Имам попытался убедить брата по вере прекратить продажу этих изданий. Тот согласился и убрал их со своих полок. Но через некоторое время имам Ваххадж заметил, что они снова появились на полках. Когда он спросил брата об их повторном появлении, тот ответил, что без них он теряет прибыль.

Вскоре после этого весь киоск сгорел дотла при пожаре.

Если Вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

umma.news

как производят еду и одежду «халяль» / Новости Казани. Авто новости Казани. Новости бизнеса в Казани

В Татарстане скоро будут реализовывать амбициозные планы по развитию продукции халяль — об этом на прошлой неделе сообщили эксперты на крупном форуме инвесторов. Портал ProKazan.ru cоставил подборку бизнес-ниш, связанных с религией.

Бизнес, связанный с религией, может быть вполне успешным и прибыльным, ведь теперь спрос на «халяльные» товары очень высок. Растет и рынок услуг для мусульман. Что могут предложить казанцам предприниматели и в каких нишах выгодно открывать свое дело?

Казанцы могут купить халяльный хлеб и сладости, но пока обходятся без молока «халяль»

Халяльную продукцию могут производить или продавать предприниматели, не исповедующие мусульманство. Об этом заявили эксперты из отрасли халяль на недавнем форуме инвесторов в Казани. С другой стороны, и потребители такой продукции — не только мусульмане: здоровую еду теперь предпочитают разные слои населения.

Недавно в Казани открылся первый «халяльный» супермаркет «Бахетле». В ближайшие годы в республике, вероятно, будут открываться и торговые центры с халяльной продукцией. Что может продаваться в них? В первую очередь, всевозможная халяльная органическая еда («био» и «эко») — не только мясо, но и хлеб, овощи и фрукты.

Как известно, Коран предписывает мусульманам вести определенный образ жизни и запрещает употреблять в пищу ряд продуктов (например, свинину, мясо хищников или «мерзких» животных — змей, крыс, насекомых и так далее). Однако в современном мире очень сложно понять, является продукт разрешенным или нет:

- В пище используются разные добавки, многие из которых не являются халяльными: к примеру, краситель кармин изготавливают из насекомых, а, значит, продукты с кармином запрещены для мусульман, так же как и желатин из животного жира (если он не из халяльной говядины), - объяснил в интервью ProKazan.ru председатель комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман (ДУМ РТ) Марат Низамов. - Многие колбасные изделия производят из отходов — шкурок, жира, чаще всего свиного. Мясо-костную муку из отходов добавляют не только в еду или косметику, но и посуду, бетон.

Именно поэтому мусульманские ученые тщательно изучают вопрос питания. Сейчас некоторые производители из Татарстана и даже других регионов могут добровольно пройти сертификацию, чтобы на их продукции появилась пометка «халяль» с фирменным значком.

- Сейчас более 70 предприятий прошли такую сертификацию, среди них около 40 производителей мясной продукции, около 15 — производители хлебобулочных изделий и бакалеи. Есть и производители БАДов, - рассказал Марат Низамов и отметил, что пока в списке нет татарстанских производителей молочной продукции (не считая выбывший «ВАМИН»), однако в ближайшее время они могут появиться.

Мясо по стандартам «халяль»: перед забоем животное успокаивают с помощью молитвы

На прилавках казанских магазинов можно увидеть много колбасных и мясных изделий с пометкой «халяль». Как узнать, насколько они качественные?

Как объяснил нам представитель комитета по стандарту «Халяль», на упаковке должна быть пометка о том, что товар прошел сертификацию. В Татарстане это зеленый логотип с надписью «халяль».

Вообще, если говорить о местных производителях, то по стандартам «халяль» работают немало крупных предприятий: «Казанский мясокомбинат», «Челны-Бройлер», «Пестречинка», «Елабужский мясокомбинат».

По словам Марата Низамова, на предприятиях, работающих по стандартам «халяль», за работой наблюдают контролеры от ДУМ РТ и ответственные. А скоро в тестовом режиме на фермах будет внедрена новая система: с помощью чипа под кожей животных будет вестись учет поголовья, и данные о каждом питомце будет собираться в базу. Проект уже одобрил Минсельхоз республики.

- Некоторые думают, что халяльное мясо — это мясо разрешенных животных, но это не совсем так: чтобы мясо было «халяль», нужно правильно кормить скот, правильно его забивать, разделывать, хранить мясо, перевозить его с учетом ряда требований, - объясняет Марат Низамов.

Как объяснили нам в ДУМ РТ, лучше, когда на фабриках забивают скот или птицу вручную.

- Представьте: куриц повесили головой вниз на конвейере, и, поскольку габариты у птиц разные, нож рассекает одну птицу на уровне клюва, другую — на уровне горла и так далее. А забойщик перерезает лишь одним движением две вены и горло так, что животное не осознает своей смерти, не чувствует боли, не мучается, - объяснил Марат Низамов.

При этом уже сейчас на местных комбинатах забойщики могут работать с такой же скоростью, как и автоматический нож — около 9 тысяч голов в час. Бригады рабочих постоянно сменяют друг друга.

- Для сравнения, в Турции есть производства, где забивают до 350 тысяч голов птицы, но они произносят молитву только перед включением конвейера, а у нас - перед забоем каждой птицы, - говорит Марат Низамов. - Тема смерти — непростая, но надо понимать, что животные даны в пищу человеку, и когда мы отнимаем жизнь, данную Всевышним, нужно просить у Него разрешение.

Та же процедура проходит и при забое крупного скота — овец, коров. С помощью молитвы его успокаивают, животное закрывает глаза и не сопротивляется. При этом одно животное не должно видеть, как режут другое — для забоя есть специальное помещение. На обычных же комбинатах забивают скот молотом или электрошоком, при этом животное умирает в мучениях, бывают разрывы сердца, мышц, в кровь выбрасывается адреналин.

Кроме того, там не дают крови истечь из организма, и через 40 минут запускается процесс гниения, говорит эксперт:

- На «халяльных» производствах время истечения крови больше, чем по ГОСТу, за это время кровь почти полностью вытекает из туши, это важно, ведь в крови содержатся вредные вещества, - замечает Марат Низамов. - Кроме того, на таких комбинатах животных кормят безопасной пищей и заботятся о них.

Не секрет, что мясо часто продается у мечетей. Как отметил Марат Низамов, если у них нет сертификата «халяль», то выбор всегда за покупателем. В любом случае, вряд ли удастся проверить, как именно конкретные люди кормили и как забивали животное, где хранили мясо и как перевозили.

В Казани нет «халяльной» одежды как таковой

Не остается в стороне и рынок одежды — дизайнеры придумывают все новые модели не только для женщин, но и для мужчин. «Халяльная» одежда шьется с соблюдением канонов Ислама, для пошива используются, как правило, натуральные ткани.

Однако, несмотря на обилие магазинов мусульманской одежды, в республике пока нет сертифицированных товаров из этого сегмента:

- Вообще, такого понятия, как «халяльная одежда», нет, - отметил Марат Низамов. - Одежда для верующих должна быть из натуральных тканей, крой должен соответствовать канонам Ислама, то есть покрывать аурат (части тела, которые должны быть закрыты от других людей). У мужчин это область от живота и ниже коленей, у женщин - полностью все тело, кроме ладоней, лица и ступней. Есть целый ряд требований к одежде мусульман. Мужчины не могут носить шелк и золото, женщины — могут, если не привлекают внимание.

Медицина: сколько в Казани стоит обрезание и кто может проводить процедуру?

В Казани есть клиники, где предоставляют услуги для мусульман - там ведут прием врачи этого же вероисповедания. Однако есть в Казани  и специализированные клиники, в которой работают только мусульмане, при этом на прием могут прийти все желающие, независимо от религии.

Прием ведут гинеколог, уролог, педиатр, психотерапевт и врачи других профилей. К слову, верующие должны ходить на прием только к докторам своего пола. В Казани работают и специальные стоматологии для мусульман, в которых соблюдаются перечисленные правила.

В одной из клиник казанцам предлагают хиджама-терапию (кровопускание). Древний метод кровопускания позиционируется клиникой как «мусульманский метод», который может излечить от многих болезней. Однако не стоит забывать, что перед обращением в клиники и выбором каких-либо методик лечения нужно проконсультироваться со своим терапевтом.

К слову, особой популярностью в клиниках пользуется услуга обрезания. Этот обряд проводят для мальчиков, как правило, в детском возрасте. Стоимость операции, проводимой под наркозом — от 3 до 6 тысяч рублей.

Надо заметить, что обрезание проводят в обычных частных и в некоторых государственных клиниках врачи, которые используют специальное оборудование. Однако не стоит забывать, что в Татарстане уже был трагический случай, связанный с проведением обрезания, казалось бы, опытным хирургом из клиники.

- В любом случае, при обращении в клинику нужно проверить все соответствующие документы и разрешения. Проводить обрезание может только врач, и только в специальных условиях, а не на дому, - отметил Марат Низамов.

Мусульмане ходят в специальные парикмахерские, стоматологии и агентства недвижимости

Есть в Казани и весьма необычные ниши. Например, агентство недвижимости, которое работает  с клиентами-мусульманами. Владельцы работают как с мусульманами-собственниками квартир, так и с теми, кто желает снять или купить недвижимость. Спрос порождает предложение: в Казани работают парикмахерские и стоматологии для мусульман. Там соблюдаются каноны данной религии.

Например, в салоне красоты обслуживают всех желающих, независимо от их вероисповедания, но для мусульман создаются особые условия — например, посетителям предлагают косметические средства без спирта. Остриженные волосы не выбрасывают, а закапывают в землю.

Мужчинам и женщинам оказывают услуги только представители его пола: например, если к парикмахеру приходит женщина, то стричь ей волосы будет только специалист женского пола. Как правило, на работу в такие заведения принимаются мусульмане. Женщины могут работать в платках и мусульманской одежде.

- Халяль - это образ жизни, - комментирует Марат Низамов, -  это отказ от соблазнов, который приносит только пользу. - Пока из сферы услуг в комитете по стандартам «Халяль» сертифицируются только представители торговых услуг. 

Однако эксперт заметил, что появление подобных учреждений может помочь мусульманам, поскольку верующие должны обращаться только к специалистам своего пола. Что касается медицины, то важно обращать внимание на лекарства: мусульманам нельзя принимать капсулы (так как они содержат желатин с животным жиром), лекарства со спиртом и так далее.

Такие футболки часто продают на выставках мусульманских товаров. 

Высокие технологии: программы напоминают о намазе и ищут мечети, а ручки помогают читать Коран

ИТ-технологии для мусульман развиваются не по дням, а по часам: в свободном доступе для пользователей мобильных устройств постоянно появляются новые программы, которые напоминают о времени намаза (молитвы) или помогают найти ближайшую мечеть или магазин для мусульман.Чтобы монетизировать такие программы, их авторы размещают в них платную рекламу, ориентированную тоже на приверженцев религии.

Появляются и новые разработки специально для мусульманских товаров. Например, в Казани не так давно появились в продаже ручки, читающие Коран: устройство озвучивает строки из Священной книги, озвучивая их на разных языках. Как рассказали нам в ДУМ РТ, такие гаджеты особенно полезны слабовидящим людям.

Мусульманский туризм: на «халяльных» курортах не должно быть алкоголя и «неприличных» заведений

В Казани работают турагентства, которые предоставляют специальные услуги для мусульман. Есть и компании, которые работают исключительно для приверженцев мусульманской веры. У туристических компаний есть два главных направления — это организация паломнических туров и туров для отдыха мусульман.

По первому направлению официально аккредитованным хадж-оператором в республике является ДУМ РТ (Духовное управление мусульман республики). К слову, Хадж – это посещение верующим святой земли, Умра — малое паломничество в Мекку.  Эти города должен посетить каждый мусульманин. В программу паломничества входит посещение священных городов Мекки и Медины, проведение религиозных обрядов, проживание, питание и транспорт.

Что касается путешествий для мусульман, то варианты туров есть у многих  турагентств. Для мусульман предусматривают питание по стандарту халяль, проживание на специальных «халяль-курортах» с выделенными пляжами (а также саунами, бассейнами и другими объектами отдельно для мужчин и для женщин), спортивные занятия, культурную программу, развлечения для детей. Интересно, что туры организуют не только в страны с мусульманской культурой — отели для мусульман есть в разных уголках мира.

- В отелях должно быть не только халяльное питание, но и предметы быта для мусульман — коврик для намаза, Коран. Важно, чтобы не было вызывающих картин, раздражающей музыки, алкоголя, - комментирует Марат Низамов. - Бассейны, пляжи и даже лифты должны быть раздельными для мужчин и женщин. Конечно, мусульмане могут знакомиться между собой, но это проходит по особым правилам. Все они описаны в Коране.

 

 

prokazan.ru

Бизнес по Шариату | Правила предпринимательства для мусульман

Одним из поощряемых в исламском вероучении способов заработка денег является предпринимательская деятельность. 

В условиях рыночной экономики, преобладающей в большинстве стран мира, спрос растёт, так как повышаются потребности людей в еде, одежде, сфере услуг и так далее. Растущий спрос порождает и рост предложения, что приводит к появлению всё новых и новых предпринимателей. 

В сфере международной экономики в последние годы мы наблюдаем увеличивающуюся популярность халяль-индустрии, охватывающей всё новые и новые сегменты рынка. На сегодняшний день ислам является самой быстрорастущей религией в мире, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии исламского бизнеса, имеющего свои особенности в сравнении с классическим предпринимательством, так как исламская предпринимательская деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей мусульман.

При ведении исламского бизнеса следует придерживаться следующих правил, которые, во-первых, принесут награду в мире вечном, а во-вторых, позволять должным образом обслуживать клиентов-мусульман:

 

1. Отказ от процентных сделок

В первую очередь предпринимателю следует отказаться от процентных сделок в любой их форме, так как заработок дохода посредством процента, именуемое как риба (ростовщичество), является одним из страшнейших грехов в исламе. В Священном Коране об этом сказано: 

«Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275) 

2. Сделки по обоюдному согласию

Заключая какие-либо сделки (в том числе и те, которые не имеют письменную форму) необходимо соблюдать правило взаимного согласия всех участвующих в них сторон. То есть не следует навязывать дополнительный товар, работу или услугу. В Писании но это чётко указывается: 

«Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (4:29) 

3. Отказ от обмана 

Кроме того, бизнесменам следует помнить, что запрещено осуществлять свою деятельность посредством лжи и обвешивания клиентов. Это касается тех случаев, когда продавец либо скрывает, либо недоговаривает о каких-либо недостатках товара или же излишне нахваливает свой товар, придавая ему те качества, коими он в действительности не обладает. По этому поводу в Коране сказано: 

«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (83:1-3)

4. Отказ от реализации запрещенных Шариатом товаров и услуг

Бизнес мусульманина не должен строиться на тех товарах, работах и услугах, которые признаны запретными (харамом). Например, мусульманину не следует торговать свининой или же подавать блюда из неё в заведениях общественного питания, не следует заниматься алкогольным бизнесом, проституцией, наркоторговлей и так далее. В своей Книге Господь призывает нас: 

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху» (2:172)

 5. Запрет продавать некачественный товар

Предприниматель должен тщательно следить за качеством продаваемого им товара, а при обнаружении брака он должен его изъять из продажи. Доказательством этому служит хадис: «Пророк (с.г.в.) запретил торговать неспелыми фруктами» (Бухари, Муслим).

6. Соблюдение условий соглашения 

При подписании различного рода соглашений мусульманин обязан соблюдать все его условия, так как Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (Тирмизи).

7. Отказ от присвоения чужого имущества

В бизнесе мусульманам следует остерегаться присвоения чужого имущества, то есть присваивать себе то, что тебе не принадлежит по праву. Например, не следует устанавливать на свои товары и услуги слишком завышенные цены. В Книге Всевышнего говорится: 

«Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей и не распространяйте на земле нечестие» (11:85) 

8. Очищение бизнеса благотворительностью

Ведя бизнес, верующему необходимо помнить, что именно по воле Всевышнего он имеет прибыльное дело, что именно по воле Творца удаётся зарабатывать деньги. Исходя из этого, следует помогать тем, кто таких материальных средств не имеет. Благотворительность в предпринимательской деятельности очищает её от каких-либо возможных скверных поступков, которые бизнесмен может совершить в своей деятельности. Посланник Господа (с.г.в.) наставлял: «О, торговцы! Поистине, торговля сопровождается пустословием и клятвами, так смешайте же с милостыней» (хадис приводят Абу Дауд, Тирмизи и Насаи). 

9. Законность бизнеса

Правоверным надлежит учитывать, что они вправе заниматься лишь легальным бизнесом, то есть не противоречащим местному законодательству. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) предупреждал своих сахабов: «Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то богатство, которое он станет приобретать» (Бухари, Ахмад).

10. Проявление великодушия к клиентам

 

Мусульманин-бизнесмен должен помнить и о правилах поведения с клиентами. Верующему необходимо относиться с великодушием к своим клиентам, так как Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Да помилует Всевышний того, кто проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата своих денег» (хадис от Бухари). 

11. Запрет определённых видов сделок

В сунне Пророка (с.г.в.) содержится норма, согласно которой Милостью миров Мухаммадом (с.г.в.) были запрещены такие виды торговли, как «мухакаля», «мухадара», «мулямаса», «мунабаза» и «музабана».

«Мухакаля» – вид сделки, заключающийся в реализации ещё не готового товара (например, фьючерс).

«Мухадара» – вид сделки, заключающийся в продаже товара до того, как станет известна его пригодность.

«Мулямаса» – вид сделки, при которой продажа считается состоявшейся после того, как покупатель притронется к товару.

«Мунабаза» – вид сделки, при которой два лица осуществляют обмен не глядя.

«Музабана» – вид сделки, заключающийся в продаже товара, не доставленного до точки сбыта (если это специально не оговорено сторонами).

12. Достойная конкуренция

Мусульманам следует достойным образом вести конкуренцию с иными предпринимателями и не впадать в крайности из-за бизнеса. Пророк (с.г.в.) наставлял: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями» (этот хадис приводит Муслим). 

13. Бизнес не должен мешать соблюдению предписаний религии 

В случае ведения своего бизнеса верующему следует грамотно распределить своё время так, чтобы он успевал заниматься предпринимательской деятельностью и при этом ничто ему не мешало заниматься поклонением. Наш Творец взывал к нам: 

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9)

14. В случае возврата товара необходимо его принять

В ситуациях, когда покупатель намеревается вернуть товар, не устроивший его по тем или иным причинам, данный товар продавцу следует принять. В одном из хадисов Посланника Господа (с.г.в.) говорится: «Кто примет обратно товар, который он продал мусульманину, тому Всевышний простит его прегрешение» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

15. Запрет коррупционных сделок

Мусульманам-бизнесменам категорически запрещено добиваться своих целей посредством взятки, так как Пророк (с.г.в.) проклял того, кто даёт, и того, кто берёт мзду (Тирмизи, Абу Дауд).

16. Своевременная выплата зарплаты

Если бизнесмен нанимает себе работника, то он обязан выплачивать ему вознаграждение в оговорённые сроки. Божий Посланник (с.г.в.) напутствовал: «Выплачивайте заработок наёмного рабочего до того, как успеет высохнуть его пот» (Ибн Маджа).

islam.global

Бизнес по-исламски | islam.ru

Принципы ведения бизнеса в соответствии с Шариатом построены на соблюдении двух правил: недопустимости запретных действий (харам) и достижении богоугодного поведения путём совершения разрешённых и желательных действий (халяль).

В Коране неоднократно подчёркиваются следующие фундаментальные принципы правильного поведения в бизнесе:

– свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;

– справедливость;

– законность;

– этичное поведение управляющих и подчинённых;

– благотворительность и милосердие.

Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

Свобода предпринимательской деятельности

Решающим условием экономического прогресса признаётся свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наёмный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, определённых Шариатом.

Согласно требованиям Ислама, все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг и монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц.

Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой собственностью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую другому, если на то не дано разрешение её владельца. Пророк (мир ему и благословение) в последней проповеди ещё раз провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с неприкосновенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на этом месте Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите Своего Господа».

Особое место в Коране уделяется торговле: «...а Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Сура Аль-Бакара, аят 275). Подробное рассмотрение правил ведения торговли говорит не только о разрешённости, но и об одобрении честных и взаимовыгодных торговых отношений. Открытая и равноправная конкуренция должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не отменяет предписанные нормы достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго следовать этическому руководству, независимо от поведения и вероисповедания партнёров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб конкурентам приёмами, выходящими за рамки конкурентной борьбы.

Во всех сделках должна присутствовать взаимная договорённость и согласие обеих сторон. Полное согласие на сделку является условием признания её действительности: «...если это только не торговля по взаимному согласию между вами...» (Сура Ан-Ниса, аят 29). Причём взаимное согласие не должно ущемлять права одной из сторон, например, извлечением выгоды одной стороной за счёт убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так как здесь налицо обогащение группы лиц без усилий и труда. Сделка должна носить честный и открытый характер.

Другими словами, законными могут быть признаны только сделки, лишённые двусмысленности и несправедливости, но не те, которые могут стать причиной использования доверия в своих интересах, например, мошенничество или умышленный обман. Это подтверждается следующими положениями Корана: «Горе обманщикам, которые, когда берут меру /причитающуюся им/ от людей, то берут её полностью, а когда измеряют или взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (Сура Аль-Мутаффифин, аят 13).

Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения споров, Коран оговаривает условия заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы и, по возможности, при наличии свидетелей. Такая предосторожность оправдана и становится необходимой особенно в настоящее время, когда экономические преступления и нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть чётко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны работодателя либо наёмного работника.

Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификаций и подделки документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки, признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во всех остальных областях деятельности человека.

Справедливость

Справедливость является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин ниспослания коранических откровений с целью установления истины и равенства на земле. Исламу чужды формальные различия между людьми по социальному или этническому признакам, имущественному положению. Предпочтение отдаётся только тем, кто более привержен вере: «Ведь самый благородный из вас перед Богом – самый благочестивый» (Сура Аль-Худжурат, аят 13).

Требование справедливости в деловой активности проявляется в следующих принципах:

– выполнении данных обещаний и условий договора;

– точности количественных и качественных характеристик товара при продаже;

– добросовестной работе и справедливой оплате труда;

– честности и искренности отношений;

– компетентности и эффективности в работе;

– проверке коммерческой информации на достоверность.

В Коране при описании деловых отношений особое место уделяется соблюдению условий договора и данных обещаний. Не допускается нарушать обещания и заключённые договоры, даже если есть повод  думать, что вторая сторона намеревается нарушить этот договор. Если такая ситуация возникает, то в данном случае необходимо уведомить партнёра о своём решении относительно расторжения контракта: «А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине Аллах не любит изменников!» (Сура Аль-Анфаль, аят 58).

Это божественное указание призывает к справедливости в деловых контактах даже в ситуации расторжения договора. Излишне говорить о той роли, которую играет доверие клиента в бизнесе любого предпринимателя. Каждый бизнесмен стремится создать хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего брэнда и постоянно следя за поддержанием имиджа. С этой точки зрения мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной кампанией, а стало отражением результатов его честной работы.

Этика Ислама, так же, как и общепринятая этика в сфере трудовых отношений, требует, чтобы уровень оплаты, должностные функции и условия работы были оговорены в момент подписания трудового соглашения между работником и работодателем. Заработная плата должна быть выплачена в полной мере и без задержки: «И не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву...» (Сура Аш-Шуара, аят 183).

В Коране также сообщается, что в зависимости от качества и объёма работы различно вознаграждение для разных категорий работников. Таким образом, дифференцированная система оплаты труда должна стимулировать работника к увеличению производительности и предотвратить злоупотребление рабочим временем. Сам работник должен стремиться стать компетентным специалистом в своей области и эффективно выполнять работу. При отборе кандидатов на вакантную должность Ислам предписывает руководствоваться профессионализмом и заслугами кандидата, а не личными или родственными связями или, что ещё хуже, взятками. Необходимо обеспечить равноправное собеседование всем кандидатам с целью выявления наиболее компетентного работника. В процессе принятия решений Ислам рекомендует проверять достоверность любого утверждения или информации: «Не следуй тому, в чем ты не сведущ…»  (Сура Аль-Исра, аят 36), а перед покупкой товара проверять его качество, дабы избежать обмана и дальнейших споров.

Законность бизнеса

Законность бизнеса с точки зрения Шариата является основным критерием выбора того или иного вида деятельности предпринимателем.

В Коране в категоричной форме запрещается как взимать, так и платить проценты с долга (риба), но в противовес данному запрету сразу же оговаривается законность торговли: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Сура Аль-Бакара, аят 275). Ограничения в торговле касаются только некоторых видов товаров и услуг, запрещённых Шариатом, а именно:

– свинина и различные продукты, имеющие в составе свинину;

– мясо домашних животных, забитых не по правилам Шариата;

– алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики;

– проституция и порнографическая продукция;

– всё то, что приносит вред религии и обществу.

Коммерческая деятельность может включать и бартерные сделки. Предпочтение отдаётся денежному обращению, так как это позволяет избежать возможного неравноценного обмена, что в свою очередь станет причиной риба, то есть незаконного прироста дохода. Пророк (мир ему и благословение) приказал своему сподвижнику Билялу, когда тот хотел обменять две меры плохих фиников на одну меру хороших, сначала продать плохие, а потом на вырученные деньги купить хорошие. Продажа в кредит и отсрочка платежа не должны влиять на цену, установленную в контракте, её повышение или понижение.

Этичное поведение управляющих и подчинённых

Мягкость и тактичность является основой хороших и прочных взаимоотношений и служит созданию здоровой рабочей атмосферы. Большое значение хорошим манерам придавал сам Пророк (мир ему и благословение). Он сказал: «Пусть Всевышний ниспошлёт благословение человеку, который отличается добрым нравом, когда он покупает, когда продаёт и когда выполняет свои обязанности». Коран предписывает быть внимательным и любезным при обращении к другим, оставаться вежливым даже в споре.

Руководителю не позволяется необоснованно удлинять рабочий день, возлагать дополнительные обязанности на подчинённых, не оговорённые изначально. Он, наоборот, должен стремиться помочь в каком-либо затруднении и сложном вопросе, создать команду в решении проблемы. Важно, чтобы руководитель умел регулировать конфликты и споры, возникающие в коллективе. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Мусульмане имеют право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом они не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено. Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (ат-Тирмизи).

Прощение обид и понимание чужих ошибок считается лучшим, чем хорошее деяние, после которого последует сожаление и обида: «Доброе слово и прощение лучше подаяния, за которым следует обидный попрек…» (Сура аль-Бакара, аят 263). Если человек не поддаётся соблазну и не опускается до грубости и оскорбления другого в ситуации делового конфликта, а, наоборот, всеми путями старается избежать его и разрешить наилучшим образом, то, возможно, он приобретёт друга в лице недавнего врага: «Не равны добро и зло. Откинь тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг и сторонник».  (Сура Фуссылят, аят 34).

Мусульманин должен быть мягким в общении с нуждающимися, даже если он не в состоянии помочь им материально, его моральная поддержка и доброе слово или совет являются долгом. Обеспечение социальной защиты и гарантии прав подчинённых является обязанностью работодателя, включая материальную помощь при несчастных случаях, болезни и так далее. Ислам поощряет бизнес, который удовлетворяет социально значимые потребности общества, а также развитие культуры и образования

Благотворительность и милосердие

Благотворительность является одной из основных характеристик мусульманской экономической этики. В Коране подчёркивается: «...что бы вы ни потратили из добра, то для самих себя, и вы тратите из стремления к лику Аллаха. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены» (Сура Аль-Бакара, аят 272). На вопрос, какое пожертвование является наилучшим, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Пожертвование для того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто находится на твоём иждивении».

Богоугодность милостыни обосновывается ссылкой на Коран (Сура Аль-Бакара, аят 261): «Те, кто расходует свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе – сто зёрен; Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине Аллах Объемлющ, Знающ». Мусульманин жертвует, раздаёт милостыню нуждающимся исходя из своих возможностей и по собственной инициативе. В хадисе говорится: «Лучшей милостыней является то, что подаётся от достатка». Одинаково высоким достоинством отличается благородный человек, расходующий свои средства, и бедняк, проявляющий терпение в надежде на награду Аллаха.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что следование исламским этическим нормам позволит сократить риск в коммерческих отношениях и создаст благоприятные условия для развития эффективного и стабильного бизнеса.

www.islam.ru

Выгодный бизнес на товарах и услугах для мусульман

Мы живём в эпоху многих “измов”, в том числе и такого “изма” как “постколониализм”. А это значит, что бывшие метрополии (то есть, практически вся Европа) оказались заполнены бывшими подданными, приехавшими к ним их их же бывших колоний. Так вышло, что большинство этих вновьприехавших мигрантов – мусульмане.

Облик современной Франции или, например, Германии, за последние четверть века изменился практически до неузнаваемости. В общем, как и облик современной Москвы – где происходили в последнее время почти те же геополитические подвижки.

Именно поэтому, в Евросоюзе так остро встаёт вопрос о новых принципах общежития народов. Но бизнес, в отличие от политики не должен решать – “носить ли мусульманским девочкам на уроках в школе – хиджаб?” или “можно ли оглашать кварталы Парижа пением муэдзина”?

Бизнес занимается другими вещами – он восполняет лакуны на рынке. Теперь он учится создавать и создаёт товары и услуги для мусульман, то есть, делает то – что раньше могло всерьёз озаботить только самих мусульманских торговцев в своих странах, где-то географически очень далеко от старушки-Европы…

***

Рассматривая этот новый для нас мировой бизнес тренд, нужно просто понять одну нехитрую вещь – рынок услуг и товаров для мусульман в Европе существует! И здесь существует как минимум две тенденции.

С одной стороны, современные мусульмане (не последователи фундаменталистских сект, живущие в глухой глуши арабского мира) совсем не похожи на “традиционных мусульман” 19 века или эпохи средневековья. Вот скажите, разве мы с вами и наш образ жизни – похожи на наших прапрадедушек хотя бы начала ХХ века? Так почему же мы переносим на мусульман беспочвенный миф о том, что “образ мусульманина не меняется десять веков подряд” и как был “отсталым и диким” так и остаётся? Мышление в русле такого мифа свидетельствует лишь о крайнем недостатке нашей информированности о том, что происходит вокруг нас, о незаинтересованности в жизни соседей и обычной ксенофобии, которая ещё и подогревается соответствующей пропагандой.

А что же интересует современного, не строго религиозного, а всё-таки более светского мусульманина? Зададим встречный вопрос: а что мы с вами вообще знаем о мусульманах, кроме телевизионной пропаганды эпохи военных конфликтов? Вот, чтобы расширить свой культурно-этнографический кругозор, мы и обратимся к рассмотрению примеров современного бизнеса, строящегося вокруг исламских традиций, быта и частной жизни.

Однако, с другой стороны, современные верующие, религиозные мусульманские семьи всё-таки в жизни своей придерживаются шариата и адата. Шариат – это официальная, объединяющая всех мусульман мира, законодательная практика, идущая от церкви (мечети) и от священника (муфтия). Хоть в мусульманстве есть и различные направления, всё-таки нам лучше познакомиться хотя бы с некоторыми наиболее общими взглядами шариата на те или иные вопросы регулирования повседневной жизни мусульманина, чтобы не попасть впросак в случае делового или иного – общения. В отличие от шариата (официального церковногозакона), адат – это устный неписанный закон, пережиток доисламских правовых кодексов, по которому жили ещё неисламизированные предки тех народностей, которых мы сегодня называем мусульманами. Суть в том, что мусульмане живут как по шариату, так и по адатам. И вот адаты у каждой этнической группы – разные, так как мусульманами являются подчас очень различные и не имеющие ничего общего (кроме религии) народности.

Так что шкатулочка, на которой написано лишь одно слово “мусульманство” оказалась всё-таки – с двойным дном. Но с культурными явлениями – только так и бывает!

Перейдем к примерам мирового бизнес тренда “товары и услуги для мусульман”.

Предприниматели из Амстердама открылимагазины интимных товаров для мусульман: Sex Toys Islam и El Asira. Магазины не дают агрессивную сексуальную рекламу. Здесь продают массажные масла, лубриканты, эфирные масла и афродизиаки, которые одобрены исламскими учеными. Магазины для взрослых в духе шириата имели оглушительный успех – стартапы, не успев появиться и толком заявить о себе, стали пользоваться бешеной популярностью у мусульман, проживающих в России, Марокко, Германии, Дании. 29-летний предприниматель из Голландии (Abdelaziz Aouragh), владелец интернет-магазина El Asira так объясняет успех своего молодого проекта: «Мы не позиционируем себя как секс-шоп, напротив, мы заявляем о себе как о приватном безопасном месте, где мусульмане, соблюдающие законы шариата могут найти довольно интимные товары, причем сделать это без лишней огласки».

Интернет – магазин для взрослых El Asira действительно обеспечивает все нормы секретности и безопасности для своих клиентов, мужчины и женщины при регистрации попадают на совершенно разные страницы.

Второй интернет-магазин интимных товаров для мусульман американского предпринимателя из Атланты также гарантирует безопасность и конфиденциальность своим покупателям, но торгует более рискованной продукцией. В нем можно найти такие товары, как: наручники, хлысты, сексуальные игрушки и эротические смазки известного бренда Kama Sutra. На сайте также размещается полезная информация о том как разнообразить свою сексуальную жизнь, специалисты отвечают на многочисленные вопросы пользователей, касающиеся интимной жизни (и это несмотря на строгие законы шариата, запрещающие разглашать подробности интимной жизни), но все выглядит пристойно и в рамках религиозных законов шариата.

Интернет-магазины El Asira и Sex Toys Islam не единственные магазины для взрослых, продающие сексуальные товары для мусульман.

32-летняя предпринимательница Khadija Ahmed открыла первый магазин интимных товаров для мусульман в Бахрейне, причем оффлайн магазин она открыла после того, как его онлайн аналог стал пользоваться огромной популярностью у мусульман. Позиционируется Dar Khadija точно также, как и его немногочисленные конкуренты. Его хозяйка не называет его секс-шопом в традиционном западном смысле этого слова, в магазине продаются только натуральные масла, лубриканты, бельё – в общем все, что помогает разнообразить интимную жизнь женатым парам. Причем, слово «женатым» – это ключевое слово, покупателями магазина интимных товаров могут быть только пары, состоящие в браке.

Согласно статистике, более 70% мусульман соблюдают законы шариата и отказываются от традиционной для европейцев пищи. Это огромный рынок потребителей для производителей продуктов питания, но не только… Эту свободную нишу увидела канадская предпринимательница Лайла Манди, недавно сама обратившаяся в ислам.

Будучи визажистом, она решила открыть собственную линию косметики для мусульман. Все косметические препараты линии OnePure изготовлены из ингредиентов, разрешенных Кораном, они не содержат алкоголь, животных (в частности свинных) экстрактов и пр. запрещенных ингредиентов.

Косметика для мусульман продается в магазинах Souk al Bahar в Дубае, а также на борту самолетов Saudi Airlines и через интернет сайт. В настоящее время компанией ведутся переговоры о распространении косметики для мусульман через крупнейшие отели мира. А в ближайших планах компании – открыть собственные магазины и спа-салоны, а также разработать серию для мужчин и продукты по уходу за телом и волосами.

***

На наших улицах (улицах городов европейской части России) всё чаще можно встретить юных модниц, одетых “не как все”, а завёрнутых практически с ног до головы в дорогие узорчатые ткани… Это молодые мусульманские девушки и женщины, которые довольно успешно пытаются “взорвать” уличную моду, доказав на своём личном примере, что девушке, одетой в хиджаб, можно – не сочувствовать, а нужно – завидовать.

Но не задумывались ли вы – где, в каких магазинах покупают эти девушки свои дорогостоящие обновки?

И в каких магазинах они покупают всё остальное?

Не пора ли российскому бизнесу обратить внимание на открывшуюся перед ним нишу?

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей

Ваш бизнес или работа связаны с постоянной потребностью в новых идеях?

Конструктор бизнес-идей "1000 идей"® - инструмент, которым успешно пользуются современные амбициозные компании для:

  • поиска нестандартных маркетинговых решений
  • разработки запоминающихся рекламных акций
  • создания уникальных товаров или услуг
  • и вывода их на рынок

Взорвите мозг конкурентам!

Опережайте время!

Задавайте тренды!!

Будьте непредсказуемы!!!

Творческий конструктор “1000 идей” поможет вам за месяц создать больше новых идей, чем ваши конкуренты смогут придумать за год.

“1000 идей” – это лучшая инвестиция в ваш бизнес: даже одна стоящая идея многократно окупит стоимость колоды. А таких идей может быть бесконечно много!

Узнать больше о конструкторе бизнес-идей “1000 идей” и приобрести его вы можете в магазине 1000-ideas.ru

subscribe.ru

Семейный халяльный бизнес: секреты успеха

Семь лет назад Мухамет и Лейсан Габдулхаевы впервые решили попробовать организовать доставку халяль-пиццы.

Инфраструктура услуг, ориентированных на мусульман в Татарстане постоянно обновляется и становится все разнообразнее. Один из примеров успешного халяльного бизнеса – известная казанцам кейтеринговая компания.

Семь лет назад Мухамет и Лейсан Габдулхаевы впервые решили попробовать организовать доставку халяль-пиццы. Тогда в Казани вообще функционировала только одна кейтеринговая компания, и предприниматели-мусульмане стали вторыми. «Хотелось, чтобы и мусульманам была доступна услуга доставки еды на дом. В те времена еще не было такого широкого ассортимента, например, халяльных мясопродуктов, и наше меню пицц было очень ограниченно. Я сам готовил пиццу дома, а супруга развозила заказы. Даже упаковочные коробки мы тогда делали своими руками», - вспоминает Мухамет. Тогда семейное дело пошло довольно вяло, молодые предприниматели совершили много ошибок и постепенно перестали заниматься пищевым бизнесом. Однако это был лишь временный перерыв перед новой, на этот раз, удачной попыткой.

В августе 2011 года семейное дело Габдулхаевых переродилось в ту кейтеринговую компанию, которую по достоинству оценили казанцы. В их группе в социальной сети, например, состоит более 3000 человек, и ежедневно готовится и развозится по городу около 30 заказов.

«Когда мы вернулись к идее компании по развозу еды, подошли к делу по-иному, пытались учесть прежние недоработки и подстроиться под новые условия рынка, - вспоминает Мухамет. – Стали активно использовать интернет, значительно расширили меню, сделали буклеты, наняли повара и, наконец, арендовали помещение».

Примечательно, что казанские предприниматели-мусульмане стараются оказывать всяческую поддержку друг другу. Интересно, что Мухамет и Лейсан не только привлекали мусульман-фотографов, дизайнеров и специалистов по рекламе, но и взаимодействовали,  казалось бы, с конкурентами. Сложилось тесное партнерство с другим халяльным кафе. Таким образом, можно судить о том, насколько здоровая атмосфера взаимоподдержки царит в кругах тех, кто ставит своей целью расширить сферу услуг для последователей ислама.

Конечно, не обошлось и без трудностей. Как это часто бывает, непонимание проявили как раз те, для кого были и задуманы все старания. Оказалось, что даже казанским мусульманам трудно поверить, что бывает халяльная ветчина, а саму идею бизнеса по религиозным канонам не поддержали как друзья, так и родственники молодой семьи. «Я бы хотел поддержать всех, кто хочет открыть свой бизнес для мусульман и напомнить, что в любом деле никогда не бывает все гладко. В бизнесе есть ямы, от попадания в которые не застрахованы ни крупные, ни мелкие компании. Надо просто иметь четкую цель и не сдаваться», - делится опытом Мухамет. Также он отмечает, что в бизнесе, особенно на начальных этапах, не стоит ожидать стабильности, всегда есть место взлетам и падениям. Чтобы сгладить эти процессы, владелец кейтеринговой компании советует постоянно уделять внимание рекламе и раскрутке, в том числе в интернете, а также учиться грамотно распределять имеющиеся финансы и вкладывать их только в то, что действительно принесет пользу делу. Кроме того, Мухамет отмечает, что за годы своей деятельности в качестве предпринимателя, ему пришлось многое узнать – из тематических вебинаров, специализированных форумов и других источников. «Главное, что я для себя вынес, это то, что не нужно питать надежды сразу выступать в роли какого-то «хозяина». Нужно реально поработать в той сфере, которой планируешь заняться. Я до сих пор продолжаю своими руками готовить пиццу, например. Научился готовить я давно, поскольку у моего отца было кафе», - объясняет предприниматель.Не сдаваться в трудных ситуациях помогал нашим героям именно семейный характер их дела. Если муж здесь занимается общим руководством и кухней, то жена занимается творческой стороной процесса: придумывает названия для новых блюд в меню, разрабатывает рекламные буклеты и ведет сообщества в социальных сетях.

Пара говорит, что основной мотиватор активной деятельности – их дети, и старания – для их будущего. «Часто бывало так, что во время очередной трудности один из нас говорил, что всё, мол, надо бросать, а второй поддерживал и уговаривал. В другой раз мы менялись ролями», - вспоминают Лейсан и Мухамет. Что касается детей, то их у молодой пары уже четверо. Лейсан, по специальности архитектор, помогает мужу, пока находится в декретном отпуске. Успевает все – днем ездит с младшим за рулем по делам компании, вечер полностью посвящает семье. Она также продумывает различные акции, в том числе и благотворительные. Например, в месяц рамазан был организован ифтар для всех желающих.

Интересно, что клиенты халяльной кейтеринговой компании - это далеко не всегда исполняющие мусульмане. Поэтому зачастую Мухамету приходится объяснять заказчику, что значит пометка «халяль» на их меню: «Часто звонят и вместе с пиццей просят привезти пиво. Тогда приходится разъяснять, что наше меню – халяль – и это подразумевает не только особенность мясной продукции, но и то, что у нас нет и не будет алкоголя. Приятно, что еще ни один клиент после такого пояснения не отказался от своего заказа».

Далее семья Габдулхаевых связывает свои планы с развитием уже имеющегося бизнеса, и отступать они не намерены. В ближайшей перспективе есть намерения открыть павильоны, где можно будет не только заказать, но и приобрести пиццу, роллы и другие блюда имеющегося меню. А в долгосрочной перспективе имеются планы по открытию полноценного кафе, где будет представлена итальянская, японская и другие кухни.

Стоит отметить, что как Лейсан, так и Мухамет, отмечают свою готовность поделиться накопленным опытом и знаниями и открытость для различных видов партнерства с теми, кто еще лишь планирует заняться предпринимательской деятельностью, ориентированной на мусульман.

Нурия Гибадуллина

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru


Смотрите также