Лофт бизнес план


Как создать успешный бизнес с друзьями всего за 1 миллион

Мы продолжаем серию публикаций о владельцах креативных пространств. В прошлый раз мы рассказали вам о том, как запустить площадку для мероприятий. Создатели лофта Newsroom – это четверо друзей детства: Анна, Виктория, Анастасия и Антон. Ребятам захотелось открыть площадку для мероприятий, на которые будут приходить знакомые, приятели, коллеги, друзья друзей! Благодаря их везению и энтузиазму сегодня Newsroom — один из самых изящных лофтов Москвы.

А почему бы не открыть своё пространство? У нас большая компания и все- люди творческие: кинопродюсеры, фотографы, журналисты, вокалисты. Три года подряд все дни рождения мы справляли в лофтах, потому что отметить день рождения такой большой компанией в ресторане получалось очень дорого. А в лофт можно и со своей едой, и напитками.

Какие-то пространства были хуже, какие-то лучше. В итоге, мы пришли к выводу, что нужно открывать своё пространство – идеальное.

Если есть клёвая идея, то лучше попытаться её воплотить и обжечься, чем потом жалеть. Мы понимали, что в Москве будет большая конкуренция, понимали, что сложно найти место, и также осознавали, что у нас нет опыта в подобном бизнесе. Но мысль открыть свой лофт очень дразнила, заполоняла головы, был драйв воплотить идею в реальность.

Финансы? У нас не было никаких инвесторов, мы вложились из своего кармана. Потратили то, что откладывали на отдых, машину или учебу.

Сработал момент знакомства. Несколько лет назад я снимала документальный фильм про ретро-ралли Москва — Монте-Карло, одним из героев фильма стал директор по развитию девелоперской компании KR-properties. Спустя два года, когда появилась идея с нашим проектом,я позвонила ему и предложила партнерство. Я вкратце рассказала об идее и мы договорились встретиться в офисе компании. Я пришла на встречу и увидела, что в переговорке собрались директор по развитию лофт-проектов, руководители департамента маркетинга, директор отдела продаж. В общем, очень солидная компания.А у нас ведь в тот момент даже не было презентации проекта, не говоря уже о бизнес-плане.

Та встреча стала мобилизующей. Нашей задачей стало «поселиться» в одном из их лофт-кварталов. Для этого нужно было в короткие сроки выдать четко сформулированную идею, конкретный формат, в котором мы будем работать.

Читать похожий материал: Целый мир за маленькой желтой дверью в самом центре Москвы

В итоге, мы решили выступить на стыке жанров: стать креативным пространством, как для частных закрытых вечеринок, так и длярегулярных мероприятий, которые будем организовывать сами. Нам очень хотелось, чтобы в лофтеможно было устраивать выставки, лекции, паблик-токи, мини-фестивали, квартирники. В этом видении мы сошлись с KR-properties и получили от них поддержку.

Влюбились в помещение. Мы решили, что в первые два месяца будем тестировать свои возможности и взялись за все возможные форматы мероприятий.

Первая выставка прошла у нас через месяц после открытия. Мы презентовали работы русского художника Андрея Шевченко, он пишет в стиле патриотичного поп-арта. Благодаря ему, мы смогли впервые попробовать себя в качестве кураторов.

Сейчас готовим лофт-пикник «Паллето», который пройдет 18 сентября. Это будет дизайнерский маркет, на котором можно будет купить мебель и предметы интерьера в стиле лофт. Также будут мастер-классы, например, по изготовлению мебели из паллет, или тумбочек из старых чемоданов. Также гостей ждут лекции про историю и архитектурные особенности стиля лофт.

Посмотреть этот лофт

Что касается интерьера. Нам крупно повезло с владельцами площадки- это люди с богатым опытом в организации лофт-пространств, да еще к тому же – с удивительным чувством вкуса. Мы въехали в отремонтированное помещение: старый кирпич на стенах был очищен и покрыт лаком, здесь уже были некоторые предметы интерьера, вроде старых сундуков, антикварного бюро и книжного шкафа.Нам осталось осмыслить помещение и приспособить его под свои нужды. Так, появилась барная стойка, которую мы своими руками сколотили из паллет за две ночи, сцена, качели, деревянная мебель во дворе.

У нас есть очень чёткое понимание, что такое «настоящий лофт». Лофт для нас- это пространство, в котором легко создать атмосферу стильного праздника: повесил фонарики, флажки, подсветил грубую фактуру натурального дерева – и все, красота. Мы видели очень много площадок, которые были некой компиляцией кирпичных фальш-панелей «под лофт» и мебели, купленной в Икее. Это какая-то обманка.

У нас все по-настоящему. Кирпичные стены 50-х годов, очень много антикварной мебели,предметов интерьера из советской эпохи. Например, деревянный стол с зеленым сукном 50-х годов, он нам достался в великолепном состоянии. Также есть печатная машинка «Москва», одноименные «пузатые» холодильники, отреставрированная Вятка. А из старых чемоданов мы сделали интересную фотозону. Мы очень дорожим вещами с историей, которые создают особенную атмосферу в нашем лофте.

В помещении должно всё быть. Мы старались предусмотреть всё,так, чтобы наши гости могли просто прийти на праздник в красивом платье на каблуках и не заботиться больше ни о чём. Мы оборудовали бар, позаботились о профессиональном свете, поставили дым-машины (верхний и нижний дым), и звуковую систему, пригодную для того, чтобы устраивать здесь концерты. Шумовых ограничений у нас нет, так как мы находимся в отдалении от жилых домов и пока у нас нет соседей.

Легенда. Мы купили у бывших советских учёныхколлекцию стульев, которую собирали три поколения этой семьи. Красивые венские стулья, гарнитуры 60-х годов. Теперь мы постепенно их реставрируем, а для обивки некоторых стульев использовали ткань, которая досталась нам от одних из прежних арендаторов - цеха-мастерской Славы Зайцева.

Купили в деревне мопед. Говорят, он на ходу, нужно только колёса накачать. Он у нас выполняет функцию арт-объекта, молодожены любят украшать его цветами.

На лофт мы потратили около миллиона рублей. Эти деньги ушли на завершение ремонта, покупку мебели, барного оборудования, посуды, света и звука, а также на рекламу.Согласитесь, немало. Траты обусловлены большой площадью нашего лофта – 350 кв.м, а еще и 400-метровый двор.

Тем не менее, мы считаем, что нам очень повезло с помещением, потому что не нужно было делать ремонт «с нуля».

К 2017 году здесь появится кластер лофтов. KR-properties сейчас строят здесь лофт-квартал “Studio 12“.Концепция: живи и работай в стиле лофт. На первом этаже, предположим, располагается твой барбер-шоп, а наверху студия, в которой ты живёшь, или, например, сдаёшь какому-нибудь дизайнерскому бюро. Нам такая концепция очень нравится.

Что готовит будущее? Договор аренды мы заключили на год. В марте 2017 года наш корпус ждет глобальная реновация и нам придется съехать. Сейчас мы развиваем бренд Newsroom, чтобы потом можно было открыться в любой другой локации. Но признаемся честно, мы подглядываем за темпами строительства, и думаем, может, остаться в этом квартале навсегда?

Портрет идеального клиента? Идеальный клиент – это человек с чувством вкуса и юмора, который хочет удивить своих друзей. У него есть яркая идея праздника, и он понимает, что здесь ее точно получится воплотить.

(Анна Афанасьева, сооснователь лофта)

Подробнее о площадке

Материалподготовили: Родион Габани и Николай Барменков

bash.today

Лофт - стиль и бизнес

Лофт — стиль и бизнес

Я уже не раз писала о том, какие бизнес идеи можно применять в сфере недвижимости. Сегодня расскажу об еще одной — Loft. Когда-то очень давно мне в каком-то буржуйском глянцевом журнале попалась большая статья о том, как семейная пара французов превратила заброшенный завод в жилой дом.

Я в ТРЦ «Большевик» в Киеве

 Сначала я с большим недоумением рассматривала большие помещения, странную планировку и галереи под потолком. Но постепенно лофт стиль меня покорил, и я прониклась дизайнерскими идеями владельцев этого удивительного здания. Оценила простор, высокие окна, возможность сделать большую ванную комнату, превратить галерею в библиотеку, а самый большой цех — в гостиную с огромным камином.

Оказывается, существует целая индустрия под названием Loft. Это слово в переводе с английского означает «чердак», но уже давно используется в более широком смысле, как реконструкция больших, открытых помещений, в бывших производственных, промышленных, складских и прочих нежилых зданиях в жилые, офисные или социально-культурные помещения.

История лофт стиля

В Европе и Северной Америке в городах издавна верхние этажи мастерских и магазинов использовались под жилые помещения, но по-настоящему временем рождения лофта, в современном понимании этого слова, можно считать сороковые годы прошлого века, когда земля на Манхэттене заметно подорожала и промышленные предприятия постепенно стали перемещаться на окраины. Но в фабричном районе осталась масса свободных помещений, которые охотно стали арендовать люди искусства. Их привлекали как функциональные характеристики цехов и складов с высокими потолками и большими окнами, так и низкие, по сравнению с жилыми домами, арендные ставки.

К 1950-м годам лофты превратились в тренд моды, где была сосредоточена богемная и артистическая жизнь Нью-Йорка. Модные художники здесь открывали свои галереи и студии. Наверно самым знаменитым из подобных помещений можно считать «Фабрику» Энди Уорхола, который превратил нежилой этаж, купленный на Манхэттене в 1963 году, не только в мастерскую и картинную галерею, но и в место скандальных вечеринок.

Благодаря богеме это оригинальное жилье окончательно превратилось в элитное и постепенно, как это часто бывает, стало уплывать в руки тех, кто имеет большие деньги. Просторные помещения в историческом центре города, стали не по карману художникам, а вот люди бизнеса оценили своеобразие этой недвижимости. Постепенно стала прослеживаться и еще одна тенденция – в связи с тем, что немало производств, расположенных на городских окраинах тоже сейчас пустует, а многие горожане мечтают выбраться из центра, эти помещения тоже стали превращать в Loft. Это дает возможность не только получить просторное жилье за меньшую цену, чем окрестные дома, но и обзавестись земельным участком приличного размера, что в городском центре практически невозможно сделать.

Лофт стиль в интерьере

В России и вообще на постсоветском пространстве в последние годы также растет интерес к подобному преобразованию недвижимости, причем настолько, что иногда даже новострои оформляют в лофт стиле, делая высоченные потолки с балками напоказ и высокие окна. Правда не редкость и обратная ситуация — застройщики не решаются восстанавливать старые здания с крепкими, построенными на века стенами, а предпочитают сносить их и на этом месте все строить заново.

Несмотря на это в Москве, Питере, да и в других крупных городах есть уже немало интересных примеров лофта. Например, знаменитая фабрика «Красный Октябрь» в Москве, где уже не первый год арендуют квадратные метры студии, клубы, журналы и прочие интересные проекты. Сама я, когда гостила в Киеве, побывала в огромном торгово-развлекательном центре, который размещается в бывших помещениях завода «Большевик» Там сейчас работает множество бутиков и магазинов, кафе, рестораны, несколько кинотеатров, гостиница, боулинг, а в подвале сделан каток.

Отель «Звезда» в бывшем трамвайном депо

Еще один интересный объект, фото которого хочу показать: трамвайное депо в Одессе. Там сейчас сделана вполне комфортабельная гостиница. То есть Лофт стиль можно использовать под разные бизнес идеи – перестраивать старые здания и продавать или сдавать в аренду или, если вы уже владеете какой-то заброшенной недвижимостью, ее можно превратить в гостиницу, магазин, открыть какое-то производство. Если здание нельзя перестроить под жилую недвижимость, то там вполне можно сделать апартаменты — жилье, которое, несмотря на то, что по закону не может считаться жилым помещением, активно входит в моду.

Если вам достались совсем развалины, то разберите самые опасные места и откройте пейнтклуб под названием «Сталкер». Не знаю только, будет ли он иметь отношение к лофт стилю :).

 

P.S. Советую почитать: "Что такое креативное мышление?".

Похожие темы

dengiledi.ru

Лофт дизайн. Бизнес идея №62

Здравствуйте, уважаемые читатели блога mlnrub.ru. Сегодня мы рассмотрим товары для оформления помещения в стиле лофт и сам лофт дизайн как бизнес идею. Стиль лофт набирает все больше поклонников, что и побудило меня к написанию этой бизнес идеи.

Что такое стиль лофт?!

Лофт — это архитектурный стиль, который объединяет в себе ретро стиль и грубый холодный стиль, как у промышленного помещения. Отличается он простотой реализации, так как в большинстве случаев он не требует финишной отделки стен и других элементов. Кирпичная кладка и бетон подходят под стиль лофт, а осветительные лампы можно не закрывать плафонами, что наглядно показывает экономию на отделке. Стиль лофт применяют для оформления квартир домов, офисных помещений, магазинов и ресторанов, но чаще всего он используется при отделке помещений мужской берлоги или стильного кафе.

Лофт декор товары на продажу.

Лофт декор товары — это товары для декорирования (оформления) помещения в стиль лофт. Есть несколько видов товаров, которые используются почти в каждом дизайн проекте этого направления. Их мы сейчас и рассмотрим

  • Эдисон лампы накаливания — ретро лампы, которые монтируются или совсем без плафонов или в ретро люстры, они имеют небольшую яркость и не слепят людей. Один из самых популярных товаров в стиле лофт. Посмотреть, какие бывают Эдисон лампы и узнать их цену, можете на Алиэкспресс по этой ссылке;

  • Плитка под кирпич и камень — лофт дизайн в большинстве случаев включает в себя оформление стен под красный или белый кирпич, что делает продажу плитки стилизованной под кирпич перспективным направлением;
  • Мебель из дерева и металла — самым дорогим товаром в стиле лофт может стать мебель, которая изготавливается из дерева и металла. Дороговизна мебели заключается не только в дорогих материалах, но и в ручном изготовлении. Тут можно сотрудничать с фирмами производящими авторскую мебель. Подробнее об этом я писал раньше в своей статье «Авторская мебель. Бизнес идея №46«. Но есть способ сделать себестоимость этих товаров намного ниже. Об этом читайте мою статью «Реставрация старой мебели. Бизнес идея №54«;
  • Картины — лофт дизайн и лофт декор не представляется без картин в ретро стиле. Не обязательно покупать настоящую и дорогую ретро картину, а достаточно купить фото картину, на которой изображено что-то старое и символичное, например, чертежи Титаника или дирижабля.

Поискать другие товары в лофт стиле можете самостоятельно на сайте Aliexpress.

Лофт дизайн в сфере услуг.

Кроме продажи товаров для декорирования помещения, вы можете заниматься созданием дизайн проектов для квартир, домов и ресторанов в стиле лофт. Данная работа не требует большого опыта в области дизайна, так как рассматриваемый стиль очень легок в проектировании и часто повторяется. Но наличие фантазии у дизайнера обязательно!

Через сферу услуг вы можете рекламировать свои товары, а также постепенно расширять номенклатуру за счет желаний заказчиков.

И помните, что хорошо сделанный и реализованный дизайн проект рекламирует сам себя. А я желаю вам хорошей фантазии и успехов в реализации бизнеса.

Спасибо, что читаете блог mlnrub.ru и до новых статей. Вступайте в нашу группу ВК и подписывайтесь на YouTube канал.

mlnrub.ru

Развивай дело: Арт-пространство как бизнес: 6 гипотез ЧесТнока

Чтобы запустить жизнеспособный творческий кластер, недостаточно арендовать помещение и перекроить его в уютный лофт. Культурный клуб, альтернативная выставочная площадка, дизайн-резиденция — все это «штучный бизнес», успех которого в большей степени зависит от атмосферы пространства, чем от расположения или размера инвестиций.

ЧесТнок собрал шесть предпринимательских гипотез об арт-пространствах и попросил экспертов их прокомментировать. Мы обратились к тем, кто давно стоит у руля успешных проектов с яркой концепцией: это Андрей Хегай, креативный продюсер «Scandinavia Club», Ася Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика», и Михаил Григорьев, директор торгово-выставочного пространства «Revoлюция» в Иркутстке.

Гипотеза 1

Арт-пространство — это про идею и создание атмосферы. Если твоя цель — только прибыль, проще открыть пиццерию по франшизе.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Безусловно, арт-пространство — в первую очередь, про атмосферу, идею или субкультуру. Возможно, самые близкие аналогии — джаз-клуб из «Ла-ла-лэнда» или знаменитый питерский бар «1703» на Лиговском. Прибыль в этом случае, конечно, дело второе: такие места очень сложно тиражировать, в отличие от пиццерии или кофейни, которые продают понятный и несложный в приготовлении продукт с доступными ингредиентами.

У нас все начиналось с кино — в другом месте и без какой-то особенной цели. Просто скандинавское кино каждый четверг. В 2013 году я познакомился с будущим партнером, и мы подумали, что открыть хостел, совмещенный с неким арт-пространством под заголовком «Scandinavia Club» — это идея на миллион. Постепенно идея с хостелом отжила свое, чему я очень рад.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Арт-пространство точно про идею, это аксиома. Наша идея заключалась в создании чего-то нового. Сначала были только шоурумы на первом этаже, на второй этаж не было даже лестницы. Первым арт-действом был аудио/видео проект UNTITLED Игоря Малкина. После этого стало понятно, что можно продолжать в том же духе.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Все так. Открывая «арт-пространство» (что бы под этим ни подразумевалось), ты делаешь то, что интересно и ценно лично для тебя. Но чтобы место стало живым и люди пришли за вашими услугами, в нем должна быть создана комфортная для них атмосфера. Не просто столики-диванчики и кофе — должна чувствоваться идея места, его специфика.

Гипотеза 2

Арт-пространство может заработать исключительно на аренде.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Раньше мы считали, что сдача пространства в аренду — наш главный хлеб и нужно делать упор именно на этом. Но в 2015 году мы начали вплотную заниматься организацией собственных мероприятий, и ситуация изменилась. Если в 2014 году доля услуги «Клуб в аренду под частное мероприятие» занимала около 80% от оборота, то на данный момент это порядка 35-40%, и львиная доля оборота — это наши собственные мероприятия плюс онлайн-контент и курсы.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Пространство не может быть только арендным бизнесом, оно в первую очередь должно генерировать события и получать финансовую отдачу от всего вместе.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Когда я стала директором Фабрики, то поняла, что некоторые площадки простаивают и было бы здорово это исправить. В течение пяти лет сформировался основной костяк арендаторов. Но аренда — не единственный источник дохода. Можно открыть бар или кафе, продавать произведения искусства, сделать магазин дизайнерских продуктов. Во многих странах такие пространства существуют на гранты, но даже это не отменяет необходимости зарабатывать на жизнь.

Гипотеза 3

Чтобы арт-пространство выстрелило, у него должен быть узкий профиль или особенная фишка. Например, фокус на образовательные проекты или наличие ресторана в концепции заведения.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Да, безусловно, разрабатывая идею нового пространства, нужно очень хорошо представлять аудиторию и продукт, ей адресованный. Нам было невероятно сложно на первых порах, потому что субкультуры под условным названием «скандинавофил» в России не существует. Есть отдельные группы любителей кино, музыки, языков. Поэтому мы проводим большую работу по консолидации этих небольших групп, адресуя им самый разный контент и форматы: от Дня коричной булочки и Муми-маркета до спецкурсов шведского языка и онлайн-курсов исландского языка.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Думаю, это точно помогает. У пространства должен быть тот или иной главный вектор, желательно труднокопируемый.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Арт-кластеры в основном стараются придерживаться какого-то одного направления — собирать аудиторию из дизайнеров, архитекторов или художников, деятелей кино и телевидения, — но в его рамках все же существует достаточная свобода. Например, на Фабрике нам важен сам процесс творчества, и не столь важно, будет ли это творчеством художника, мастера по спецэффектам в кино или дизайнера мебели. К тому же, в современном мире границы часто размываются.

Но если у тебя клуб или концертный зал, галерея или выставочное пространство, думаю, лучше действительно выбрать свое направление и сфокусироваться на нем.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Не ждите, что ваше арт-пространство сразу заинтересует большое число людей. Прежде всего, это должно быть интересно вам. Да, поначалу народ будет приходить за счет эффекта новизны, но это лишь первые полгода. Затем начнется долгая работа по привлечению людей.

Гипотеза 4

Арт-пространству не нужно вкладываться в собственный бренд и рекламу. Главное — находить медийных гостей или участников.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Нет, тут не так дело обстоит. Наоборот — бренд должен быть мощным, а гости и участники должны его усиливать.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — С точностью до наоборот! Никакой именитый гость сам по себе не принесет славы пространству, в котором он появится один раз. Разве что вы подчеркнете, что именно вы пригласили такого прекрасного гостя, осознанно, в рамках своих вкусов и предпочтений. Вообще, пиарить нужно именно свои проекты, гостевые дают короткий и одноразовый эффект.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Вкладываться нужно скорее, не в рекламу, а в интересный и качественный продукт с фишкой. Если он действительно хорош, то слава о нем разлетится по сети, и тратиться на продвижение не придется.

Авторитетные и медийные спикеры — совсем небольшая часть нашей программы. Аудитория следует за ними на любые площадки, но очень редко возвращается на мероприятия, которые мы делаем самостоятельно со сторонними спикерами-скандинавистами. И это абсолютно нормально.

Гипотеза 5

Самое важное для арт-пространства — правильное расположение на карте города.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Нет, как правило кластеры находятся не в лучших местах. Но если добираться удобно, то это точно не помеха.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Это зависит от вида деятельности. Если вы живете на продажи билетов и нуждаетесь в широкой аудитории, то да, вам нужны Тверская, Остоженка, границы Садового кольца. Если у вас ателье художников, где они трудятся в уединении и хотят тишины и рабочей атмосферы, то нужно уже какое-то удаление от суеты. А если вы нацелены на работу с локальными сообществами, вашими соседями, то ваше пространство может быть расположено и в Перово, и в Выхино, ведь там людям тоже хочется культурного отдыха!

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Перед открытием мы сильно переживали, что от метро до клуба — 15 минут пешком, что вокруг никаких релевантных пространств, только «Пятерочка» и хинкальная, что никто в такую даль не будет ездить, что рядом храм, куда каждые выходные выстраиваются огромные очереди из паломников и где все заставлено машинами. Но по прошествии четырех лет все сомнения о «неправильной» локации развеялись.

Гипотеза 6

Арт-пространству лучше стать частью крупного креативного кластера (например, «Artplay»), чем попытаться самому стать таким кластером.

Андрей Хегай, «Scandinavia Club»: — Думаю, что, став частью большого арт-кластера, маленькое пространство только выиграет. Тот же «Artplay» делится своим трафиком, сразу же появляется куча полезных знакомств и коллабораций, всегда можно стать частью местного фестиваля, продумать программу скидок для гостей соседних заведений и так далее.

Год назад мы рассматривали возможность переезда на «Арму» и «Artplay», но, увы, арендные ставки в таких местах слишком высоки для маленьких и независимых. Хотя, наверное, они со временем окупаются другими нематериальными преимуществами.

Ася Филиппова, «Фабрика»: — Если вы чувствуете, что это место для вас дружественно и органично, — то да, скорее соглашусь.

Михаил Григорьев, «Revoлюция»: — Artplay крутые, но существование других успешных проектов показывает, что становиться их частью необязательно. Можно и самим стать крутыми.

поделиться

Подписаться на еженедельную рассылку

СВЕТЛАНА ПИЧУГИНА

Автор, редактор

chestnok.ru

Бизнес на творческой инфраструктуре ~ Бизнес ~ Континент Сибирь Online

Еще недавно слово «лофт» было чуждым для СФО. Под этим термином чаще всего понимают арт-пространство, созданное на базе цехов неработающей фабрики, завода или любого другого промышленного предприятия. До недавнего времени лофты можно было встретить по сути лишь в Москве и Санкт-Петербурге, где они быстро сникали популярность и стали модным местом встречи креативного класса, однако в этом году в Новосибирске был запущен первый местный лофт под брендом «ТРАVА». Он расположился в помещениях бывшей шоколадной фабрики «Кондитер» на улице Фрунзе. О том, созрел ли новосибирский рынок для таких проектов, как коммерциализировать творческий сегмент, и как лофт может стать платформой для развития креативного класса, в интервью корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказала основатель лофта «ТРАVА», художница АЛЕКСАНДРА ШАТОХИНА.

─ Можно сказать, что идея открытия лофта в Новосибирске уже давно незримо витала в воздухе, о ней немало говорили, однако никто в силу тех или иных причин так и не решался приступить к реализации такого амбициозного проекта. Как вам пришла идея открыть лофт, и как вы прошли путь от зарождения этой идеи до ее реализации?

─ Я училась в Санкт-Петербурге, проводила много времени в такого рода пространствах, которые использовались и для самых разных целей – от проведения лекций до просмотра фильмов. Это новый мир, и меня на тот момент все это очень впечатлило. В абсолютно комфортной атмосфере там можно было изучать современное искусство без каких-либо ограничивающих рамок в отличие, например, от оперного театра или картинной галереи. В лофтах существует поток свободы, и поэтому мне очень хотелось реализовать что-то подобное в Новосибирске.

─ Выбирая площадку для лофта, вы рассматривали целую серию возможных вариантов, или такой вопрос не стоял, и изначально речь шла именно о помещении завода «Кондитер», так как у вас были возможности по аренде именно этой площадки?─ Мы рассматривали самые разные варианты, хотелось сделать масштабный и интересный проект. С другой стороны, мы задавались вопросом, насколько Новосибирск вообще созрел для заведений такого формата, и пойдет ли туда народ. В той же Москве творческий сегмент значительно более развит, в нем вращается больше денег, из чего вытекает готовность брать в аренду привлекательные площадки. Совсем иначе ситуация обстоит в Новосибирске, где творческий сегмент находится в зачаточном состоянии. Исходя из этого, нашей стратегической целью было создание лофта с низкой арендной ставкой, которую бы «осилили» местные компании.

Сам поиск площаки занял много времени. И когда мы нашли шоколадную фабрику «Кондитер», то собственники ее помещений пошли нам навстречу, их заинтересовал наш проект, и они предложили интересные условия.

─ До вас эти площади находились в заброшенном состоянии, или были заняты другим арендатором?

─ До нас на этой площадке ничего не было, однако сказать, что там все было заброшено, тоже нельзя. В помещениях хранилось оборудование, в частности для сварочного цеха. Оно находилось под присмотром собственников, но с момента закрытия фабрики на площадке ничего не происходило. Иной раз у меня складывалось ощущение, что в свое время сотрудники «Кондитера» просто вдруг собрались, все бросили и ушли, навсегда покинув завод. Особенно такое впечатление сложилось после посещения 3 этажа. А вот второй этаж был полностью очищен и использовался под разные мероприятия. Когда-то давно мне даже предлагали проводить там свою выставку, но тогда это почему-то не получилось.

─ Долго ли вы приводили площадку к текущему состоянию?

─ В целом около 4 месяцев. Безусловно, кое-что приходилось переделывать из-за нашей неопытности. В основном много сил занял 2 этаж, а вот сами стены мы возвели достаточно быстро — за 2 недели. Что касается внутреннего наполнения, то оно постоянно находится в процессе естественных изменений.

─ Многих из тех, кто рассматривал возможность открытия лофта, останавливал барьер, связанный с большим объемом необходимых вложений и длинными сроками окупаемости. Поэтому в таких условиях значительно проще было открыть, к примеру, еще один хостел, анти-кафе или коворкинг. Каким образом в вашем случае происходило финансирование такого амбициозного проекта? Это «старт-ап», созданный сугубо на собственные средства, вам удалось найти инвесторов или договориться с банками от открытии необходимой кредитной линии?

─ В нашем случае это не такой амбициозный проект, поскольку все делается постепенно. Находятся люди, которые интересуются лофтом, открывают здесь свои проекты, реализуя свои мечты, как например, книжный магазин, или расположенная рядом кофейная станция, где можно купить напитки на вынос. Она открылась совсем недавно, — 12 июля. Таким образом, пространство лофта обживается постепенно, а не одномоментно. Я бы сказала, что лофт притягивает тех, кто нужен ему в данное время. Что касается источника инвестиций, то можно сказать, что это собственные средства.

─ Учитывая, что вы бывали в разных точках земного шара, ориентировались ли вы при работе над «Травой» на другие лофты, — российские или зарубежные, или же вы все делали с чистого листа, базируясь на своем понимании того, как это должно быть?─ Каждый лофт уникален из-за площадки, на которой он базируется. Приведу пример. В марте нас пригласил к себе московский завод Artplay на общероссийскую конференцию по обмену опытом в сфере лофтов, куда съехались представители со всех уголков нашей страны. Среди них были и те, кто вообще запускал проект, не имея на это денег. То есть человек взял пустующий завод, привлек средства людей или благотворительные средства и открыл лофт. Меня тронула история, когда в одном из городов России был открыт лофт с активным участием ребят из детдома, причем абсолютно без денег. О нем узнало много людей, которые принесли туда свои деньги, и все проекты, которые там реализуются, носят благотворительный характер.

Поэтому существуют разные модели функционирования лофта, и все зависит из места. У нас тоже есть своя специфика, ведь мы не полностью заниманием фабрику, а лишь ее часть. Целесообразнее всего был такой вот «андреграунд» – оставить все, как есть, но немного зонировать, добавить элементы инфраструктуры, необходимые для нормальной жизнедеятельности – электричество, тепло, и.т.д. Таким образом, какого-то определенного ориентира при открытии лофта у нас не было. Но многие сравнивают нас с питерскими «Этажами», так как в их случае речь также идет о пищевом производстве вплоть до использования той же плитки на стенах.

─ Но в тех же «Этажах» люди могут и жить благодаря наличию там хостела Location, а это уже немного другая ниша. У вас не было желания создать в «Траве» именно жилой лофт либо своими силами, либо привлекая для этого партнеров? ─ У нас были такие мысли, но для того, чтобы это реализовать своими силами, требуются огромные инвестиции. Если говорить о привлечении сторонних компаний, то к нам обращались такие игроки рынка, просчитывали, но приходили к тому, что реализовать это сложновато. В основном сложности существуют с подводом воды, не говоря уже о том, что должен быть проведен более основательный ремонт. Но возможно в будущем у нас будет реализован такой проект.

─ Рассматривали ли вы возможность финансирования лофта через дотации от тех, кто был бы готов внести свой вклад в этот проект?

─ Мы будем рады, если кто-то изъявит такое желание, но мы пока напрямую это не анонсировали. Мы практикуем привлечение инвесторов для конкретных мероприятий в лофте. Возможно, какие-то благотворительные проекты будут одобрены. По этим вопросам мы только начинаем сотрудничать с мэрией Новосибирска и участвовать в тендерах.

─ Участие в тендерах нужно, чтобы лофт использовался для проведения значимых мероприятий в масштабе города?

─ Да, мы хотим, чтобы в «Траве» проводились значимые мероприятия, но у нас пока ограничена площадка. Однако у нас есть хорошие образовательные программы, у нас работают отличные преподаватели живописи, искусства. Нам бы хотелось поработать с ребятами из детдома. Но требуется финансирование, чтобы элементарно платить людям зарплату, закупать материалы, и.т.д. Это стоит не так дорого, и думаю, это мог бы быть интересный проект для нашего города

─ Насколько большая команда вовлечена в проект лофта? Учитывая, что это творческая инфраструктура, то можно условно говорить о некоей управляющей компании, которая работает с арендаторами. И это не говоря уже о продвижении. Кто всем этим занимается сейчас?

─ Вы правильно привели аналогию с управляющей компанией. Здесь действительно территория полной свободы, и то, как здесь все работает, неподвластно ни моему пониманию, ни пониманию членов команды. Если человек что-то хочет реализовать, он просто приходит и делает. Ту же ночь музеев мы подготовили именно так – организовались под одной крышей, сделали, кто что мог. В этом проекте было задействовано порядка 6 человек. Сложно собрать творческих людей, иногда теряется надежда, но потом приходит время и нужный настрой, мы собираемся и все делаем. Вся ответственная часть лежит целиком на мне.

─ Лофт для вас – это прежде всего проект для души, самореализации, творчества, воплощение мечты, или же сугубо бизнес, — инвестпроект, приносящий деньги и нацеленный на определенные сроки окупаемости?

─ Для меня и то, и то. Два в одном.

─ Понятно, что в регионах нельзя пока говорить о сформировавшемся рынке лофтов, так как в СФО только-только появляются первые проекты такого рода. Однако недавно в Новосибирск приезжал владелец московского лофта Flacon Николай Матушевский, который предлагал несколько вариантов франшизы на свой проект. Исходя из этого, можно сделать вывод, что москвичи уже считают местный рынок созревшим для такого рода форматов. Разделяете ли вы такую точку зрения? И на ваш взгляд, могла бы на сегодняшний день кого-либо в Новосибирске заинтересовать франшиза Flacon?

─ Мне сложно об этом судить, но думаю, что нет. Я видела, как это работает в Москве. Есть обоснованные сомнения в готовности рынка, так как мы все равно так или иначе говорим об искусстве, а оно пока находится не в самом удачном положении.

Что касается Flacon, то я с уважением отношусь к этому проекту. Николай целеустремленный человек, создавший по сути один из первых лофтов в России.

─ В Новосибирске есть еще один проект лофта – «Мельница», который уже тоже постепенно все больше заявляет о себе. Для вас это прямой конкурент, или партнер, с которым вы вместе будете формировать рынок? Или вы вообще находитесь в разных нишах?

─ Можно говорить о том, что мы находимся в разных нишах. Каждый лофт своеобразен и неповторим с точки зрения управления недвижимостью. Непосредственно в случае презентации лофта Flacon мы выступили партнерами «Мельницы» и вместе с ними представили этот проект. Однако «Мельница» пока не открылась, поэтому рано и сложно судить об этом проекте. Так что не могу комментировать этот вопрос.

─ Какая у вас сейчас ситуация с наполняемостью? Появилось лишь несколько арендаторов, или наоборот, у вас очередь из желающих зайти на площадку? На каких условиях заходят компании, в частности, как распределяются работы по ремонту?

─ На текущий момент у нас 12 резидентов. Первые полгода мы работали только на втором этаже. В марте мы начали осваивать еще один этаж, там есть свободные площади. Поэтому мы достраиваем очередь, потом сдаем ее, и так постоянно. Также летом освободилось два пространства на уже готовом этаже. Безусловно, есть свободные площади, но они задействованы, так как в городе наблюдается спрос на разовые мероприятия — спектакли, репетиции, дни рождения, конференции. В частности два пустых помещения на втором этаже у нас часто занимают под небольшие мероприятия.

Если говорить о распределении ремонтных работ, то второй этаж мы делали своими силами, а вот в случае с третьим ведем переговоры с арендаторами о том, чтобы они взяли часть ремонта на себя.

─ Говоря про арендаторов, среди какой категории организаций лофт больше всего востребован?

─ На текущий момент наиболее востребовано танцевальное направление. Причем это произошло совсем недавно.

─ Есть ли в «Траве» такие арендаторы, которых вы бы очень хотели видеть на своей площадке, и есть ли те, которых вы не поселите никогда, так как они нарушают концепцию вашего лофта? Или же пока такой вопрос не возникал?

─ C самого начала, когда я предлагала площади, я не знала, как описать потенциальным арендаторам, что это такое. Когда я описывала пространство термином лофт, то вообще не было никакой реакции. Потом, когда мы написали, что предлагаем площадку для творческих специальностей, причем было расписано, что ждем фотографов, скульпторов, театры, танцевальные и модельные агентства, то нас уже стали понимать. Мы сразу придерживались только творческих направлений, а также допускали различные инновационные проекты, например работу в соцсетях. Вначале мы вообще хотели сделать 3-ий этаж под девизом aknowledge, но по факту он получился другим за счет наличия театра и танцевальной студии. Формирует приток людей и открывшаяся у нас кальянная. Очень хочется задействовать образовательный сегмент, но пока таких запросов не поступает. В целом можно сказать, что мы действуем как лофт Artplay, который делит свои площади на коммерческие, которые сдаются по определенной ставке, образовательные и выставочные пространства.

─ Насколько интенсивно сейчас используется площадка для мероприятий?

─ Начиная с открытия, прошло уже много мероприятий. В «траве» проходила и ночь музеев, и день защиты детей, и серия модных показов, и выставки фотографов, а также художников. У нас справляют дни рождения и проводят различные мастер-классы, интересные лекции. Также в лофте располагается театр Олега Жуковского, который проводит спектакли. При этом, с одной стороны эти события проходят на коммерческой основе, а с другой привлекают много новых людей, что очень хорошо для лофта.

─ Изначально факт открытия лофта оставался неизвестным для большей части населения города. Но постепенно о площадке узнает все больше людей. Можно ли говорить о всплеске интереса к проекту? ─ Да, мы наблюдаем всплеск интереса за последние полгода. Я не могу сказать, что к нам пошли толпы арендаторов, но ежедневно поступают предложения о самом разноплановом сотрудничестве, совместном участии в мероприятиях, в том числе общегородских, и чем дальше, тем таких вариантов больше. Если сначала мы были рады любому вниманию к нам, то теперь можем выбирать.

─ Каковы ваши дальнейшие планы по развитию проекта? Будете ли еще дальше расширять площадь?

─ На текущем этапе мы останавливаемся на втором этаже. Таким образом, у нас будет 2000 квадратных метров, и это достаточно. Возможности для расширения у нас есть, будем смотреть по запросам, но пока планы такие.

─ Как вы видите свою будущую роль в этом проекте? Вы видите «Траву» как организатора некой креативной инфраструктуры, платформы, которая позволяет развивать творчество, образование, и.т.д. и функционирует уже сама по себе? Или вы сами в будущем планируете оставаться активным участником освоения этого пространства, своими силами все подтягивать?

─ И то, и другое. И как организатор, и как участник. На этой площадке сразу создалась творческая синергия, и это очень удобно. Как владелец студии я в свое время искала нечто подобное. Иначе получается, что ты сидишь в бизнес-центре, занимаешься творчеством, и все ходят на тебя смотреть, как на диковинку, поскольку никого подобного тебе в этом БЦ нет. Поэтому я вижу лофт прежде всего как удачную платформу для объединения творческих людей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ksonline.ru

«В России лофты выживают только за счет амбиций олигархов»

13.07.2016

Почему инвесторы так и не заработавшей «Фабрики Алафузова» ищут 65 млн. рублей на Avito

Один из символов зарождающегося в Казани креативного кластера переживает трудности. У проекта лофта в Адмиралтейской слободе кончились деньги — теперь инвесторы готовы продать его как полностью, так и «по частям, по этажам, по залам». Тем не менее вдохновитель проекта Андрей Питулов, за плечами которого создание клубов «Станция» и «БарМалина», продолжает верить в свое детище.

Партнеры известного промоутера Андрея Питулова (на фото) решили продать свою долю и выйти из проекта лофта «Фабрика Алафузова»Фото: Эльвира Вильданова

«ИНВЕСТОРЫ СКАЗАЛИ: МЫ СДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТО ОБЕЩАЛИ»

Партнеры известного промоутера Андрея Питулова решили продать свою долю и выйти из проекта лофта «Фабрика Алафузова». Сообщение о продаже доли он разместил вчера в своем «Фейсбуке», приложив ссылку на объявление на сайте Avito. «Это объявление означает то, что мои партнеры решили продать свою долю и выйти из проекта. Поэтому я ищу партнера (партнеров), с кем смог бы реализовать проект. Возможны разнообразные варианты. Кто хотел стать собственником лофт-помещений, сейчас самый тот момент. Возможна покупка площадей по частям, по этажам, по залам», — говорится в посте.

Более подробная информация дается на Avito. Там указано, что за 7,2 тыс. кв. м земельного участка и зданий продавцы хотят получить 65 млн. рублей (9 тыс. рублей за «квадрат»). «Все стены обработаны пескоструйкой, оголена кирпичная кладка, высота потолков — 3,6 - 4,4 метра, большие залы свободной планировки, внутренний двор. Интерьеры в стиле лофт, кирпичная кладка, большие окна, качественное остекление, частично выполнен ремонт», — указано в объявлении. На участке расположены три кирпичных здания: трехэтажное основное здание площадью 6,1 тыс. кв. м (основная часть здания выходит на улицу Гладилова), двухэтажное здание площадью 800 кв. м (во дворе за основным зданием) и двухэтажное здание площадью 300 кв. метров. Есть места под парковку и проект двухуровневой парковки. Питулов также указал, что имеется «проектная документация, прошедшая экспертизу на реконструкцию комплекса с целью создания творческого кластера/ремесленного центра (с размещением в нем торгово-офисных помещений, ремесленных мастерских (апартаментов), бара-кафе-столовой с банкетным залом, хостела и т. д.)». Проектная площадь после реконструкции (с учетом увеличения этажности) — около 12 тыс. кв. метров. Возможное использование участка: технопарки, ремесленные центры, автосалоны, объекты сервиса, торговые объекты, административные офисы, гостиницы/хостелы.

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с Питуловым, чтобы узнать, по какой причине партнеры покидают проект. Напомним, что в этом качестве выступало ООО «Инвестиционная компания «Пять капиталов», принадлежащее, как и следует из названия, в равных долях пяти физлицам: Радику и Руслану Диянову, Айрату Гайнутдинову, Марату Низамиеву, Рустаму Суримову. Судя по данным системы «Контур-Фокус», их основной бизнес связан с микрофинансированием (есть и МФО, и свое коллекторское агентство при нем), а также торговлей и сдачей в аренду недвижимости.

Сообщение о продаже доли Питулов разместил вчера в своем «Фейсбуке», приложив ссылку на объявление на сайте Avito Нажмите, чтобы увеличить

С ними Питулов и открыл в декабре 2013 года возглавляемое им совместное предприятие ООО «Алафузовские мануфактуры» с долей 40% на 60% в пользу инвесторов. Само здание, находившееся в плачевном состоянии, было выкуплено примерно за 20 млн. рублей. Питулов рассказал, что уже тогда, в 2013 году, с партнерами проговаривалось, что они входят в проект временно — на три года. Изначально «капиталисты» планировали выйти из проекта в декабре этого года, но в итоге решили начать процесс заблаговременно. Боле того, судя по объявлению, они хотят «вытащить» хоть какие-то деньги: в объявлении речь идет не о продаже доли в проекте, а именно о недвижимости.

«Уходят, так как не имеют возможности финансирования и нет желания участвовать дальше, — объясняет Питулов. — В связи с удорожанием проекта они посчитали, что весь бизнес-план рискованный. Сказали, что сделали все, что обещали, и предложили мне искать других партнеров».

Фото: Эльвира Вильданова

По его словам, за три года в проект вложено 65 млн. рублей. Разработан проект лофта, получены все разрешительные документы, сделана смета, экспертиза, написаны бизнес-планы, экономическое обоснование.

«Но все это наложилось на кризис. Строительные работы [по стоимости] выросли на порядок. Мы думали делать одно, а потом по строительным нормам получилось, что нужно делать лифты, дымоудаление, и это дало неожиданный прирост цены на 50 миллионов», — объясняет причины неудач Питулов.

Теперь он ищет кого-то, кто согласится выкупить у «Пяти капиталов» их 60% в ООО «Алафузовские мануфактуры». «Через продажу доли ищем инвесторов, с которыми можно завершить проект. Он значим для города, и, если говорить о «Стратегии-2030» и кластерной политике, «Фабрика Алафузова» как раз яркий пример такого кластера», — говорит вдохновитель проекта.

За 7,2 тыс. кв. м земельного участка и зданий продавцы хотят получить 65 млн. рублей Нажмите, чтобы увеличить

При этом, чтобы довести дело до конца, надо еще порядка 30 млн. рублей, чтобы здание просто зажило, или 70 млн. рублей, если построить еще одну мансарду, лестничные пристрои и входную группу. «Это цифры не из головы, мы делали проектные работы, смету. Это свежие цифры, рассчитанные подрядчиками», — уточняет основатель лофта.

На вопрос, какую выгоду получит тот, кто приобретет долю в предприятии, Питулов отвечает, что есть несколько вариантов. «Может быть, будут те, кто купят для собственного владения или отдадут в управление управляющей компании, которая будет здесь сформирована. Компания будет сдавать площади в аренду, а владелец будет получать прибыль. Мы возьмем на себя обязательства по заполнению. Как еще один вариант мы можем предложить: когда все доделаем, стоимость квадратного метра увеличится, и площади можно будет продать, получив таким образом прибыль», — рассказал он.

По словам основателя лофта, в аренду можно сдавать площади хоть сейчас — желающие есть, и уже можно распределить порядка 1,5 тыс. кв. метров. Но пока что партнеры из «Пяти капиталов» настаивают именно на продаже свободных площадей.

В июне прошлого года во время прогулки на территорию лофта заглянул президент РТ Рустам Минниханов Фото: president.tatarstan.ru

«ВСЕ-ТАКИ К НАМ ПРИХОДИЛ ПРЕЗИДЕНТ»

Напомним, впервые о планах создать креативную площадку в Кировском районе газета «БИЗНЕС Online» написала три года назад — летом 2013-го. Тогда сообщалось, что инвестиции в проект составят порядка 100 млн. рублей. Предполагалось, что будет предложено в собственность около 3 тыс. кв. м жилых мастерских за 25 - 40 тыс. рублей за квадратный метр. Планировалось, что 30% площади лофта будут условно-жилыми, где расположатся творческие мастерские, студии и мансарды и где при желании можно будет оставаться ночевать. Лофт должен был состоять из шоу-румов, офисов, галереи (площадью не менее 1 тыс. кв. м), коворкинг-зоны (1 тыс. кв. м.), паркинга на цокольном этаже.

Фото: Эльвира Вильданова

Внимание к проекту приковывала и фигура инициатора. Все-так Питулов — довольно известный в узких кругах деятель развлекательной индустрии, можно сказать, культуртрегер. В свое время он был организатором и идейным вдохновителем ежегодной премии за достижения в области клубной культуры и танцевальной музыки Dancing People Awards. На его счету также такие проекты, как ночной клуб «Станция» (2000 - 2002), оупен-эйры «Чистая планета» (2000 - 2004), ночной клуб «БарМалина» в Казани и Чебоксарах (2007 - 2010).

В мае 2015 года Питулов актуализировал подробности проекта, продемонстрировав эскизы. В июне прошлого года во время прогулки на территорию лофта заглянул президент РТ Рустам Минниханов. «Минниханов спросил у нас, какие есть проблемы, на что я ответил, что особых проблем лет. Олеся Балтусова также сказала, что все у нас идет нормально. Я сообщил, что мы ищем источник финансирования, чтобы деньги были не очень короткие — лет пять — и нормальный процент, на что Минниханов сказал, что «подумаем, какой банк», — рассказывал тогда основатель лофта.

В мае 2015 года Питулов актуализировал подробности проекта, продемонстрировав эскизы

Вчера Питулов уточнил, что по совету московских экспертов в процессе было решено отказаться от жилых зон, так как тогда для соблюдения всех норм потребовались бы дополнительные 180 млн. рублей — стоимость «квадрата» составила бы 28 тыс. рублей вместо нынешних 9 тысяч. Столь низкая стоимость — как раз и есть преимущество концепции лофта: «Дело в том, что все меряют нас своими обычными строительными мерками — квартирами, офисами, но у нас совсем другое. Это креативный кластер. Со стенами и потолками у нас ничего не надо делать. Надо сделать полы и инженерию, принять противопожарные меры», — объясняет он.

На вопрос, есть ли сейчас у предприятия прибыль, Питулов ответил уклончиво: то немногое, что удается заработать на мероприятиях, вкладывается в развитие — постоянно что-то улучшается. «А люди, с которыми мы проводим сторонние мероприятия, кто-то принесет электрику, кто-то — разные материалы», — говорит он.

Всего таких мероприятий в прошлом году на территории лофта было порядка 20, что, по мнению Питулова, говорит о востребованности площадки: «Это были ночные рынки, выставки художников, историко-танцевальные вечеринки, мероприятия для байкеров, просто экскурсии, — перечисляет он. — В этом году провели четыре художественно-артистических перформанса, несколько вечеринок. Все мероприятия, которые мы проводили, разные, ориентированы были на разную целевую аудиторию, чтобы понять, кому это нужно. И оказывается, очень даже нужно».

Теперь Питулову остается только надеяться на то, что еще кто-то поверит в его идею. В этом случае «Пять капиталов» даже готовы будут помочь с финансированием проекта.

«Я пока не рассматриваю такой печальный вариант, как непродажа доли. Все-таки в прошлом году к нам приходил президент. Я не знаю, куда идти дальше. Наверняка в Казани есть люди с деньгами, которые могут вложить хотя бы 10 - 15 миллионов в лофт», — разводит руками создатель лофта.

«ЛОФТЫ У НАС В СТРАНЕ ПРОСТО НЕ МОГУТ НОРМАЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ»

Эксперты оценили для «БИЗНЕС Online» реализацию проекта Питулова и развитие лофтов в целом в России.

Гузель Файзрахманова — искусствовед, доцент кафедры градостроительства КГАСУ:

— Мне очень жаль этот проект, потому что чем больше подобных центров в городе, тем лучше и богаче его культурная жизнь, но проект был мертвым изначально. Андрей Питулов не изучил, не понял экономику процесса и подошел непрофессионально — искал инвесторов, не составив бизнес-плана. Я ему всячески сочувствую, но фактически у него достаточно поверхностные знания о лофтах, а правильнее сказать об арт-кластерах на бывших промышленных территориях. Внятно прописанной стратегии развития у него не было. Брать деньги у инвесторов, не представляя, за счет чего можно развивать территорию, — крайне необдуманный поступок. Такие территории не осваиваются сразу, в короткие сроки. Надо было продумать этапы развития и не замахиваться сразу на все это пространство. Там благоустройство хотя бы фрагмента территории обойдется весьма недешево, что уж там говорить о реконструкции производственных корпусов. Необдуманные вложения в огромные площади — ну какой инвестор пойдет на это без каких-либо хотя бы примерных гарантий? Арт-кластер? Сам состав коммерческих, полукоммерческих и просто просветительских резидентов у него достаточно сумбурный.

Фото: Эльвира Вильданова

Надо сказать, что и в столицах очень разная степень успешности у подобных проектов. Например, сейчас будут развивать территорию завода «ЗИЛ», уже предполагаются определенные мероприятия, создание на этой территории филиала Эрмитажа и др., предполагаются серьезные вливания, поскольку удалось собрать пул инвесторов. А есть и другие примеры: старейший и первый арт-кластер в Москве, действующий с 2007 года, почти 10 лет уже — центр современного искусства «Винзавод» последние три-четыре года находится в состоянии вялотекущего кризиса. Почему это происходит? Потому что для его содержания, не говоря уже о развитии, нужны гигантские деньги. Когда из проекта вышел его создатель, предприниматель Роман Троценко, «Винзавод» стал «загибаться», потому что галереи — это нерентабельный бизнес, они не могут быть выгодными арендаторами. Галереи и все подобное, что связано с высоким искусством, — это не бизнес, по существу содержание подобных проектов лежит на плечах очень редких в России меценатов. Арт-рынка как такового в России нет. Поэтому такой формат, как лофт, у нас в стране просто не может нормально существовать. Есть более-менее удачные проекты, но их можно перечесть по пальцам. Да, у нас тоже идут постиндустриальные процессы: фабрика умерла, территория перешла в другие руки — и в этот момент все представляют, как создадут там подобие Манхеттена: здесь мы сделаем галерею, здесь модное место для тусовки, богемные рестораны, раскрутим место, а потом продадим олигархам под дорогое жилье. На самом деле все не так просто.

В Петербурге есть лофт-проект «Этажи», в Москве — «Флакон», они тоже не полностью окупаемы. Выживают они за счет амбиций олигархов, затеявших такие новомодные места, а у нас в Казани состоятельных людей, которым была бы эта тема интересна, просто нет.

Было решено отказаться от строительства жилья, так как это удорожает проект на 180 млн. рублей. При условии строительства жилья стоимость «квадрата» составляла 28 тыс. рублей, а сейчас — 9 Фото: president.tatarstan.ru

Да, работает в Москве центр дизайна Artplay, но там другая экономика. Они сдают территорию всевозможным архитектурным бюро, дизайнерским компаниям, там работает Британская школа дизайна — это мощный коммерческий проект с дорогим образованием и лекциями очень известных дизайнеров. Плюс в Artplay идет продажа дизайнерской мебели, можно заказать дизайн интерьера. Словом, есть то, что позволяет коммерчески выгодно использовать территорию. А Андрей Питулов хочет сделать мастерские для творческой молодежи. Да, они будут платные, но на билетиках и мастер-классах не заработаешь. Да и кто поедет в Кировский район? Особенно в позднее время суток. У нас не Москва, и если делать такие проекты, то в центре Казани. Та же «Смена» посещаема не в последнюю очередь из-за своего удобного месторасположения.

Кроме того, Питулов хочет сделать лофт навсегда, а это временные проекты, может быть, лет на 10. Это промежуточный вариант: какое-то время территория эксплуатируется как центр искусства, где можно тусоваться и проводить концерты и выставки. Но затем ей надо придавать другой статус.

Фото: Эльвира Вильданова

Шамиль Ибрагимов — совладелец продюсерской компании Ozone Pro:

— У Андрея Питулова грандиозные планы на этот проект. Он, кажется, даже сказал, что это проект всей его жизни. Он хотел сделать на территории творческий кластер, апартаменты, но пока на все нет инвесторов. Сейчас Андрей развивает площадку под мероприятия — творческие показы, вечеринки.

Казань глобализуется, и Кировский район сейчас уже не тот, что раньше. Сейчас там уже не криминогенная обстановка, как в 90-е. Из центра до лофта можно добраться за 10 минут, а ночью это еще быстрее. Клуб Питулова «Станция» был на улице Губкина, и это был край географии, но люди туда ездили. Так что место не важно. Главное — интересные события, и люди на них будут ездить. Хоть в Лаишево. А творческих проектов в Казани пока мало. На мероприятия в лофте у Питулова собираются 400 - 600 человек, приезжают даже из других городов.

Очень модна тема фестивалей в лофтах в других городах России, так что есть чему развиваться. Многое зависит от грамотного управления, и у Питулова должно получиться.

Лофт уже стал активно привлекать казанских молодых музыкантовФото: архив «БИЗНЕС Online»

Георгий Морозов — музыкант:

— «Фабрика Алафузова» — это отличное, свежее место для развития современного творчества наравне со «Сменой». Для меня как музыканта эта площадка —единственное место в городе, где можно себя выразить и где индустриальная музыка — техно — звучит так, как должна, в соответствии с окружением. Музыканты и промоутеры из других городов (не Москвы и Питера, где все это давно есть) заражаются идеей концертов и вечеринок на таких площадках, это очень показательно. Молодежи надоели клубы, хочется чего-то более экстравагантного.

Каждый раз, посещая этот комплекс зданий с историей, берущей начало в ХІХ веке, открываю для себя что-то новое — какие-то новые залы, старую заводскую планировку, остатки оборудования. Да и сама мысль о том, что Алафузовские мануфактуры делали какие-то мощные госзаказы, внушает к нынешним руинам уважение.

Если ранжировать креативные центры по успешности, скорее всего, аналогично они распределятся и по объему инвестиций в развитие. Конечно, важную роль в задании направления играет команда, но без финансовой подпитки креативные центры невозможны.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) группы компаний «Финам»:

— В целом я скептически отношусь к развитию таких проектов, как лофты, в России в текущих сложных рыночных условиях. Чаще всего подобные креативные пространства возникают на месте бывших промзон и в полуразрушенных особняках. Инвестиции отбиваются за счет продажи товаров и/или платы с посетителей. Стоимость обустройства начинается от 10 тысяч за квадратный метр и может возрастать на порядок в зависимости от ряда особенностей. Таким образом, инвесторы могут одновременно столкнутся как с чрезмерным удорожанием стоимости оборудования/расходных материалов на фоне ослабления нацвалюты, так и со снижением покупательной способности населения ввиду спада реальных доходов.

Питулов Андрей Александрович родился 23 февраля 1973 года.

Организатор и идейный вдохновитель ежегодной премии за достижения в области клубной культуры и танцевальной музыки Dancing People Awards. На его счету такие проекты, как ночной клуб «Станция» (2000 - 2002), оупен-эйры «Чистая планета» (2000 - 2004), ночной клуб «БарМалина» в Казани и Чебоксарах (2007 - 2010).

Согласно базе данных «Контур-Фокус», Питулов числится как учредитель и директор ООО «Алафузовские мануфактуры», учредитель и генеральный директор ООО «Дэнсинпипл», совладелец ООО «ПИК», учредитель и директор ООО «Хостелклаб», учредитель ООО «Станцыя».

www.business-gazeta.ru

Москва фабричная: кто и почему выбирает лофты для жизни и бизнеса :: Коммерческая недвижимость :: РБК Недвижимость

Лофты популярны в Москве и других крупных городах России. Редакция «РБК-Недвижимости» разбиралась, как в бывших фабричных цехах живут и работают люди

Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Популярный в США и Европе формат недвижимости «лофт» с начала 2000-х годов активно развивается в Москве и других крупных городах России. Сегодня только в столице насчитывается 15 жилых комплексов, в названии которых присутствует это слово: Loft 151, Loft Time, Loft Park, Soho Loft Apartments, The Loft Club, Aerolofts и т. д. А еще есть лофт-кафе и лофт-бары, лофт-студии и лофт-магазины. И крупные, и небольшие компании арендуют лофты в деловых центрах: «Красная роза» (бывшая фабрика по производству шелка, построена в 1875 году), «Голутвинская слобода» (текстильная фабрика до 1917 года, позднее — завод «Красные текстильщики»), Digital October (бывшая фабрика «Красный Октябрь»), «Даниловская мануфактура», дизайн-завод Flacon (стекольно-хрустальный завод, основанный в 1864 году), центр дизайна Artplay (бывший завод «Манометр»).

Что привлекает бизнес и частных инвесторов в неординарной недвижимости, расположенной в бывших индустриальных объектах, редакция «РБК-Недвижимости» узнала у владельцев квартир и предпринимателей, остановивших свой выбор на лофтах.

 

История лофта

 

Основоположником стиля лофт считают американского авангардного художника Энди Уорхола (Фото: Globe Photos / ZUMAPRESS.com )

 

Первые лофты появились в Америке в 1920-х годах. Именно тогда в пустующие фабричные помещения на территории Сохо, Манхэттена или Квинса в Нью-Йорке стала заселяться творческая богема. Их привлекала большая площадь и низкая цена. В те времена средняя площадь подобных помещений составляла 500–1000 кв. м. Сначала в них организовывались мастерские, студии звукозаписи, позже владельцы стали туда переезжать. Сегодня лофты в Нью-Йорке приобрели популярность у звезд кино, адвокатов и успешных бизнесменов, и их цена, соответственно, выросла — апартаменты площадью 250–300 кв. м оцениваются в $3,5–4,5 млн.

 

Лофт голливудского актера Орландо Блума в Нью-Йорке в здании 1882 года постройки

 

Лофт для жизни

Сегодня лофты в Москве представлены в различных классах жилой недвижимости. Это и апартаменты премиум-класса недалеко от Кремля, и комплексы бизнес-класса, и комфорт-сегмент, куда стремится молодежь. На взгляд эксперта интернет-каталога «Лофты и Апартаменты» Елены Шендлер, наиболее ходовая площадь лофтов в Москве — это 30–60 кв. м в ценовой категории 5–10 млн руб., что сопоставимо на сегодняшний день с ценами на вторичное жилье в старых домах Москвы.

В июне прошлого года на «РБК-Недвижимости» был опубликован интерьер небольших апартаментов в известном лофт-комплексе «Даниловская мануфактура». Дизайнер, сделавшая проект, рассказала, почему ее заказчики выбрали именно эту недвижимость и как они ее используют.

Руководитель студии Auroom Евгения Островская:

— Заказчиков изначально привлекла атмосфера внутри замкнутого комплекса и его инфраструктура. Кафе на первых этажах, творческая публика, ретро-автомобили и мотоциклы на стоянках. Понравилось оформление готовых к тому времени зданий и первой в Москве лофт-гостиницы. К тому же во все апартаменты был проведен дымоход для установки камина, что является большой редкостью для московских квартир. Позже, когда была сделана входная группа, установлен стилизованный под старину лифт и появился консьерж, намерение купить апартаменты только усилилось. По большому счету, заказчики используют лофт периодически, когда надо переночевать в городе или принять гостей. Большую часть времени они живут за городом. Но и здесь им нравится сидеть в креслах или лежать на кровати и наблюдать в мансардные окна небо. Несмотря на то что девелопер провел существенную реконструкцию старых зданий, нам пришлось заново устроить гидроизоляцию и утепление мансардной кровли. Также переделали полы. Все ремонтные работы при этом заняли всего два месяца.

Интерьер лофта в комплексе «Даниловская мануфактура»

Недавно актер, сценарист, один из основателей театра «Квартет И» Леонид Барац приобрел просторные лофт-апартаменты в старом фабричном здании комплекса «Рассвет Loft-studio» (девелопер KR-Properties). По словам российского актера, на решение повлияло несколько факторов. Леониду понравилось место, атмосфера и проект комплекса, а также расположение в хорошо знакомом районе Москвы — на Пресне.

Актер и основатель «Квартет И» Леонид Барац:

— Мне очень хотелось особое жилье. Именно лофт, к тому же двухуровневый, как раз такое необычное и интересное пространство. Понятно, что присутствие гостей в доме связано в большей степени с хозяевами и их радушием, но камин, красивый вид из окна и атмосфера — это немаловажное дополнение. Лофт, в конце концов, — это эмоция. Лофт довольно большой, его площадь составляет 180 кв. м, поэтому все должно разместиться комфортно. Я уже многое проработал с архитекторами и дизайнерами, в результате мы пришли к относительно финальному варианту. На втором этаже будет жилая зона — спальни, санузлы, гардеробные, кабинет. Внизу — «гульбище», кухня, гардероб под верхнюю одежду, диванная зона, обеденная зона. Ну и самое главное, в лофте будет пространство, воздух, высокий потолок, второй свет. Как обещает девелопер, этой осенью мы сможем начать обустройство. То есть через осень, я надеюсь, можно будет уже звать гостей.

Проект комплекса «Рассвет Loft-studio»

Один из вариантов дизайн-проекта лофта Леонида Бараца, разработанный девелопером

Лофт для бизнеса

Молодые предприниматели, фрилансеры, небольшие компании также выбирают лофт-офисы с небольшой «нарезкой» офисных площадей (от 20 кв. м). Актуальный дизайн и атмосфера в старых фабричных стенах привлекает молодую и интеллектуальную аудиторию. Именно ей начинающие бизнесмены предоставляют свои услуги и продукцию. При этом затраты на переделку помещения под собственные нужды в ряде случае ниже, поскольку сам стиль лофт предполагает сохранение существующей индустриальной эстетики и нетребователен к выбору дорогих материалов и дизайнерских решений. Потолки высотой 5–7 м в бывших промышленных цехах позволяют делать второй уровень в помещении и тем самым увеличивать полезную площадь. Также, по словам архитектора и основателя студии T+T architects Сергея Труханова, на выбор лофта влияет низкая ставка аренды и неограниченная свобода действий.

Основатель T+T architects Сергей Труханов:

— Ставка аренды на территории бывшего предприятия ниже в два раза по сравнению со стоимостью в уже организованных лофт-бизнес-центрах. Однако там нет дополнительных сервисов, приличной отделки зданий и прочего. Когда мы пришли в 2011 году в выбранный корпус, он представлял собой промышленную коробку с примитивной отделкой. За последующие несколько лет наше здание более или менее привели в порядок, но окружение оставляет желать лучшего. Помимо цены нас привлекла мансарда, большая площадь 600 кв. м. и выход на крышу. Летом сотрудники выходят на нее с ноутбуками позагорать и поработать.

На территории завода «Союз» на Лужнецкой набережной не действовало и не действует никаких ограничений с точки зрения перепланировки, контроля дизайна и прочего. Нам фактически позволили делать все, что мы захотим. Подобное трудно себе представить в организованных бизнес-парках, таких как «Даниловская мануфактура» или «Винзавод». То есть это настоящая промышленная территория. Соседи, например, расписали фасад, а архитектурная фирма UNK project обтянула свой корпус баннерной сеткой. В бизнес-центрах все подобные творческие эксперименты невозможны. Арендодатели строго ограничивают свободу реализации.

В итоге мы вычистили все внутреннее пространство, открыли несущие деревянные балки и сделали такой интерьер, какой хотели. Из отрицательных моментов можно назвать только текущую первые полгода кровлю и высокую вероятность продажи всей территории девелоперу с последующим выселением арендаторов.

Медийная площадка Roof Point, офис компаний T+T Architects, K.S. Buro

Лофты привлекают не только архитектурные бюро и прочие творческие коллективы. Московские предприниматели самого разного профиля выбирают для ведения бизнеса подобные помещения.

Владелец парикмахерской-мастерской «Шипр» Денис Лазарев:

— Когда мы только планировали этот проект, было ощущение, что его необходимо сделать именно в лофт-пространстве. Мы понимали, что это не проходное место, и на холостой поток клиентов не рассчитывали. Но это была сознательная жертва в пользу концепции. Пространство действительно лаконичное, мужское, оно наполнено творческой энергией.

В декабре 2014 года мы заключили договор аренды и попали в трудную ситуацию, когда невозможно было совершать закупки из-за пересмотра цен в связи с ростом курсов валют. По той же причине трудно было нанять рабочих. Фактически ремонт занял у нас полтора месяца. Особенностью нашего лофта являются высокие потолки при малой площади всего 45,7 кв. м. Арендодатели лофт-центра сразу предложили сделать второй уровень у боковой стены. Однако мы решили расположить мезонин вдоль всего помещения. В результате получилось дополнительно 25 кв. м при той же ставке аренды. Второй уровень сделан из дерева, поскольку конструкция из металла оказалась дорогой и трудоемкой в изготовлении.

Мастерская «Шипр»

Совладелец свадебного салона Almostwife Виктория Морозова:

— Изначально было трудно представить, что это помещение станет когда-нибудь свадебным салоном. Не было внутренних стен, туалетов, и мы — единственные арендаторы на этаже. Хотели что-то модное, свежее, современное. Именно таким и является стиль лофт. Помещение площадью 57 кв. м ремонтировалось в течение двухмесячных арендных каникул. Стоимость ремонта составила 300–350 тыс. руб.

Свадебный салон Almostwife

Владелец Loft Cinema, Loft Bar Андреас Лобжанидзе:

— Наша аудитория — это средний бизнес, селебрити, успешные люди, которые умеют и правильно себя вести, и правильно дискутировать. Loft cinema — не только точка, где можно посмотреть фильм, но и есть возможность спокойно его обсудить. Если после просмотра в обычных кинотеатрах люди делятся впечатлениями дома, то здесь формат несколько иной. Мы создали Loft bar как место, откуда не хочется уходить и где можно проводить дополнительное время и деловые встречи.

Кино и бар Loft cinema, Loftbar

Совладелец кальянного лофта Legends Дмитрий Милостнов:

— Это второй наш проект кальянной. Первый был открыт в Твери, где в центре города не оказалось подходящих по концепции помещений и пришлось воссоздавать стиль лофт с нуля — обдирать от гипсокартона стены, открывать кирпичную кладку. В Москве сразу удалось въехать в этот стиль. Это замечательно тем, что лофт — не только кирпичные стены и мужская атмосфера, но и место с богатой историей.

Бытует мнение, что бизнес в стиле лофт — обязательно творческая среда и все, что связано с хипстерами. Но, опираясь на свой опыт, можно сказать, что это совсем не так. Лофты объединяют совершенно разные бизнесы, и отличительной чертой является то, что соседи по аренде открыты к общению и быстро становятся партнерами и друзьями.

Кальянный бар Legends

Теме лофтов посвящена одна из последних программ «РБК.Недвижимость» на РБК-ТВ

Антон Елистратов 

realty.rbc.ru


Смотрите также