Постамат бизнес план


как заработать на постаматах :: Свое дело :: РБК

Создание сети постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек могут забрать свои товары, выглядит хорошей бизнес-идеей. Но не заручившись поддержкой крупного логистического оператора за это браться не стоит

За пять лет работы PickPoint (на фото — директор компании Надежда Романова) сумела создать крупнейшую в стране сеть постаматов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Как придумали

Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12–14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30–50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint

Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году

2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint

3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint

1,2 кг — средняя масса одной посылки

120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах

40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10–15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Как запускали

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» — говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», — говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, — место, которое находится по пути домой», — объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5–2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, — это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов — 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», — объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50–60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, — считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. — Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла больших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», — предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему — эффективной магистральной доставки», — объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», — объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок — это очень сложно», — считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.

Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», — объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, — рассказывает Романова. — Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб., а вознаграждение агента — в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3–6 месяцев, а возврат инвестиций — в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4–5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, — жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. — Проще деньги на депозит в банк положить».

www.rbc.ru

Логистическая франшиза Постаматов - FranchisingINFO.ru

06.04.2014

Постаматы – это альтернатива курьерской доставке и почте.

Их преимущество заключается в том, что посылку доставляют в автоматизированные терминалы, откуда заказчик в течение 3-х дней может забрать ее в любое удобное время, безо всяких очередей, и оплатить товар в терминале наличными или банковской картой. В Европе Постаматы распространены уже давно и их устанавливают на улицах, для России – это новый бизнес и Постаматы стараются установить в людных освещенных местах с большой проходимостью – в торговых центрах, супермаркетах. Подобное логистическое решение доставки товаров распространено в 23 странах мира.

Фото Григорий Френкин, заместитель Генерального директора по коммерческим вопросам PickPoint

Это первая в России компания в этой сфере бизнеса, которая на данный момент включается в себя 705 Постаматов в 130 российских городах, при этом, за 2013 год сеть увеличилась в 2 раза – с 350 до 705 точек. Клиенты доставки PickPoint – 700 крупнейших Интернет-магазинов и каталожных компаний.

PickPoint – логистическая компания по доставке товаров из 650 Интернет-магазинов и каталогов через посылочные терминалы. Организована в 2010 году, в 2012 запустила франчайзинговую программу. Идею основатели компании увидели в Германии, где у Deutshe Post свыше 10 лет существует автоматизированная система выдачи товара, с 2,5 тысячами терминалов, через которые проходит 40% операций по выдаче мелких посылок. Компания PickPoint первоначально вложила $7 миллионов, создав первую в России компанию в этой сфере бизнеса, которая на данный момент включается в себя 705 Постаматов в 130 российских городах, при этом, за 2013 год сеть увеличилась в 2 раза – с 350 до 705 точек. Первый Постамат был установлен в Москве 29 ноября 2010 года, став инновационным прорывом в области доставки в России. Клиенты доставки PickPoint – многие крупнейшие Интернет-магазины, среди которых Lamoda.ru, Heverest.ru, Sotmarket.ru, MyToys.ru, Rendez-vous, Красный Куб, Ecco, международные компании Yves-Rocher, Quelle, Mary Kay, Avon и Oriflame, а также 700 других Интернет-магазинов и каталожных компаний.

Согласно статистике, 26% покупателей делают повторные заказы в течение 3 месяцев с доставкой через постаматы. В последние годы в России много нареканий и к почте, в связи с таможенными проблемами, и к курьерской доставке, в связи с автомобильными пробками и нехваткой курьеров. Компания PickPoint интересна тем, что как раз решает проблему «последней мили» – так называют последний этап доставки товара непосредственно к клиенту. Один курьер привозит в терминал 30-50 отправлений, и экономия для Интернет-магазинов с помощью Постаматов составляет на последнем этапе доставки до 30%, а число возвратов товара снижается с 12% до 3%. Кроме того, в связи с тем, что курьер не имеет дело с наличными деньгами, снижается процент воровства. Средний чек доставки – 2000 руб. Один Постамат выдает покупателям около 800 отправлений в месяц. По данным российской статистики: каждый второй клиент отказывается от покупки в Интернет-магазинах из-за отсутствия вариантов и дороговизны доставки. Постаматы помогают решить эту проблему.

Объем российского рынка доставки товаров на сегодняшний день – порядка 150 миллионов отправлений в год. PickPoint намеревается в течение трех лет забрать на свои постаматы – 15% этого рынка, к 2015 году обеспечить количество постаматов – на уровне доступности в 15 минут для 85% населения. Несмотря на то, что подобная доставка еще в новинку в России, эксперты, учитывая, что рынок Интернет-торговли постоянно растет, считают данный вид бизнеса, а, следовательно, и подобную франшизу, перспективной.

Об этом перспективном секторе бизнеса, о новых тенденциях рассказывает Григорий Френкин, заместитель Генерального директора по коммерческим вопросам PickPoint:

Как вы расцениваете тот сектор бизнеса, в котором работает ваша компания – какой объем рынка, сколько игроков на нем сейчас представлено, какие новые тенденции?

Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2012 год составил 350,6 млрд. рублей, а динамика роста 36%. По данным InSales.ru: успешно работало около 32,5 тысячи розничных интернет-магазинов. Все эти цифры говорят о перспективности Российского рынка e-commerce, поэтому его изучают и на него выходят крупные иностранные игроки – американские, британские, китайские, такие как Ebay, Amazon, Asos, Ali Express и другие, что скажется в будущем на дополнительном увеличении объема рынка.

Каждый заказ должен быть доставлен получателю, поэтому спрос на логистику для e-commerce постоянно растет. Доставку осуществляют 4 канала: почта, курьерские компании, пункты выдачи и Постаматы. Интернет игроки придерживаются мнения, что все 4 канала доставки должны быть представлены на выбор покупателю, тем самым, давая ему вариативность и альтернативу.

Чем Постаматы могут заинтересовать потребителей?

Я назову факторы, по которым покупатели выбирают Постамат:

  • Альтернативный канал доставки, позволяющий распоряжаться своим временем и не подстраиваться под график приезда курьера. Всегда предсказуемый срок поступления товара в Постамат.
  • Удобство и свобода выбора времени получения заказа за счет времени работы супермаркетов и торговых центров, где они расположены.
  • Оплата и получение заказа в одном месте – непосредственно в терминале.
  • Быстро – процесс получения заказа вместе с оплатой займет менее минуты.
  • Совмещение «приятного с полезным» - покупки продуктов, товаров для дома или другие покупки и получения заказов.

Как появилась идея создания вашей компании?

Идея пришла непосредственно из рынка доставки для дистанционной торговли. ТОП-менеджмент PickPoint, начиная с 2001 года, выстроил в компании СПСР-ЭКСПРЕСС (один из лидеров на рынке экспресс-доставки) услугу доставки для интернет-магазинов (впервые в России, ранее у курьерских компаний такой сервис отсутствовал), поэтому опыт работы в данном сегменте у нас большой, что способствовало разработке бизнес-схемы, построению логистической цепочки и выходу на рынок с новым логистическим решением.

Оценив ситуацию на динамично развивающемся рынке, мы выявили, что доставка товаров до покупателей – один из сдерживающих факторов развития, особенно в регионах, когда при доставке почтой – неопределенные сроки, но экономично, а курьерская доставка – в экспресс режиме, но дорого, поэтому не хватало «золотой середины», чтобы доставка была бы скоростной, но при этом дешевле курьерской.

Начав прорабатывать проект, мы обнаружили, что аналоги уже есть на Европейском рынке, но для России мы были первопроходцами. Развитие сети происходило собственными ресурсами на базе собственной сети Постаматов, но за динамикой рынка и спросом PickPoint не успевал, поэтому было принято решение развиваться параллельно по направлению агентской сети, когда наши партнеры смогут принять участие в бизнесе, развить сеть Постаматов у себя в регионе, тем самым, обеспечив расширение географии доставки PickPoint. Поэтому задача компании – не продать оборудование с наценкой и получить прибыль, а развить сети доставки, т.к. PickPoint – это, в первую очередь, логистическая компания. Россия на сегодняшний день входит в ТОП-10 стран, которые начали развивать данное инновационное направление доставки.

Сколько на сегодняшний день у вас своих точек и сколько по франшизе?

Сеть PickPoint составляет ориентировочно 420 Постаматов. Собственные Постаматы установлены только в городах-миллионниках, остальные города – это покрытие агентской сети, ведь рынок e-commerce в регионах в последние годы активнее развивается, чем on-line торговля в мегаполисах, из-за ограниченного наличия товара в offline ритейле. Пока пропорции 60% – собственные, 40% – агентские Постаматы, но они будут перераспределены в сторону агентских.

С января 2012 года стартовала франчайзинговая сеть Постаматов PickPoint в Украине, первые Постаматы были установлены в Киеве. В планах на ближайшую перспективу покрыть Казахстан и Белоруссию, поэтому поиск партнеров мы ведем и по направлению ближайшего зарубежья.

Что нужно франчайзи для открытия бизнеса по вашей франшизе?

Самое важное, это поиск территории для установки Постамата (от 3 кв.м., как правило, в супермаркетах), т.к. от этого будет зависеть оборот терминала, поэтому он должен быть установлен в местах «народных троп», а не в фешенебельных торговых центрах, и подвести интернет и электричество к месту установки Постамата. В процессе работы агенту необходимо контролировать исправность деятельности оборудования. Всю логистическую цепочку полностью осуществляет PickPoint (доставка и загрузка отправлений в Постамат), не обременяя агента, а клиентам (интернет-магазинам и покупателям) предоставляя полный мониторинг доставки на каждом этапе следования отправления. Агенту предоставляется доступ к web рабочему месту, где он может в режиме online отслеживать статистику своего Постамата.

Расскажите подробнее об основной концепции компании на 2014 год – «Постамат – личный почтовый ящик около дома»?

Концепция самой бизнес-модели – это доступность и близость к населению, чтобы покупатель мог забрать заказ в соседнем супермаркете. Если говорить в цифрах, то Постаматы должны быть установлены в 15 минутной шаговой доступности к 85% экономически-активного населения – это цель. Постаматы продвигают сами себя и обеспечивают популяризацию среди населения, тем самым, если больше Постаматов, то и выше их заполняемость.

Как мы уже говорили, нам не нужно продать большое количество Постаматов, наша задача – построить эффективную всероссийскую сеть Постаматов, поэтому PickPoint советует при выборе мест установки, чтобы потоки отправлений не пересекались, а наоборот, Постамат был установлен в максимально востребованном месте. В 2014 году упор будет сделан не на открытие новых городов доставки, а на увеличение концентрации Постаматов в уже запущенных городах. Это позволит пользоваться Постаматами большому количеству людей.

Как вы решаете вопрос доставки посылок из зарубежных интернет-магазинов?

При доставке грузов из-за границы, PickPoint работает с авторизованными компаниями (к примеру, СПСР-ЭКСПРЕСС), поэтому логистика первой мили и таможенные процедуры возлагаются на партнера, а по территории России доставка растаможенного товара осуществляется уже силами PickPoint.

franchisinginfo.ru

Сеть постаматов - новый бизнес для России - ArendaMest.ru | Установка платежных терминалов

Доставка через сеть постаматов позволяет развивать инновационный бизнес, совмещающий в себе скорость и высокий уровень сервиса без влияния человеческого фактора.

В последнее время все больше инновационных технологий Запада приходят в Россию. Новый канал доставки через постаматы, который в последнее время очень активно развивается в нашей стране, является одной из таких технологий. Аппараты самообслуживания, вендинговое оборудование, платежные терминалы стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому доставка через сеть автоматизированных терминалов - постаматов быстро становится популярной среди активных слоев населения.

Более чем оптимистичные прогнозы развития данного бизнеса в России связаны, во-первых, с эффективностью бизнес-модели сети постаматов, во-вторых, с глобальной автоматизацией, в-третьих, с увеличением числа интернет-пользователей, привыкших к дистанционным сервисам, и, как следствие, с ежегодным ростом на 30-40% рынка покупок через интернет с сохранением потенциала на 5-10 ближайших лет. Рынок доставки интернет-заказов получает возможность использовать новую сеть, которая экономит средства, затрачиваемые на доставку, и сокращает сроки доставки в самые удаленные населенные пункты, что выгодно не только бизнес-клиентам, но и получателям.

По словам экспертов, одной из основных проблем, тормозящих развитие интернет-бизнеса в России, является логистическая система в целом и проблема "последней мили" в частности, и здесь появление постаматов - один из самых эффективных способов ее решения. Покупателю нет необходимости ждать курьера, он может получить свой заказ в любое удобное время и в удобном для себя месте. Преимущества использования постамата очевидны: это и территориальное удобство расположения, и скорость и надежность доставки, и простота использования, и соответствие цены и качества.

Доставка через постаматы за несколько лет уже заняла свою логистическую нишу в европейских странах. Бизнес-модель канала доставки через постаматы появилась в начале двухтысячных годов в Германии в результате сокращения расходов Deutsche Post на вручение посылок своим клиентам. Сейчас в Германии сеть автоматических посылочных терминалов составляет около 4,5 тысяч единиц, что позволяет покрывать более 90% территории страны. В 2012 году в Европе новый канал доставки становится очень популярен, он плотно конкурирует и с классической почтой и с курьерскими службами, доставка через постаматы стала абсолютно привычной для интернет-пользователей 23 стран мира. В Германии сервис постаматов занимает уже 30% рынка доставки, в Польше - 18%, в Прибалтике - 22%. Средний срок хранения в постаматах России - 1,7 дня, Польша - 1,3 дня, Прибалтика - 1,6 дня. По статистике от 63 до 78% покупателей (в зависимости от страны) забирают заказы из постамата в тот же день, когда они были заложены.

Для России данный бизнес достаточно новый: вместе с компанией PickPoint Россия вошла в ТОП-10 стран, которая установила сеть постаматов и активно развивает данный сервис среди интернет-магазинов в течение последних 2 лет. Таким образом, сформирован совершенно новый рынок с очень перспективным развитием в ближайшие годы.

Постамат - это новый улучшенный способ получения товаров, взявший все самое лучшее от европейских "коллег" и качественно адаптированный под российского потребителя. Эксперты отмечают, что более 60% объема постамата заполнено уже с 3-го месяца начала его работы.

Самое привлекательное в работе постамата то, что все процессы автоматизированы, полностью отсутствует человеческий фактор. Для этого специалистами было разработано комплексное IT-решение: внедрена сложная IT-платформа, позволяющая контролировать движение груза на каждом этапе, оплату и операционные процессы. Суть данного IT-решения заключается в возможности координации доставки товара от продавца к покупателю.

Функции Российских постаматов несколько отличаются от первоначального пилотного проекта немецкой компании, ровно, как и политика месторасположения. Основной концепцией сети постаматов является их шаговая 15-минутная доступность для 85% экономически-активного населения любой страны. постаматы должны быть своеобразным аналогом личного "почтового ящика". В России, компанией PickPoint, было принято решение установки терминалов в закрытых помещениях - в супермаркетах и торговых центрах, что обеспечивает сохранность как получателя (отсутствие открытых пространств), так и расширяет спектр товаров, требующие стабильный температурный режим, к которым относится, например, косметика и парфюмерия. Данные точки обладают большой проходимостью, а также высокой степенью безопасности. В Европе, в связи с низкими рисками вандализма, воровства и нападений, терминалы расположены на центральных улицах вблизи магазинов, на остановках, на заправках.

Также в отличие от Европы компания PickPoint предоставляет российскому потребителю выбор способа оплаты за товар. Для российской действительности использование наличных еще долгое время будет являться приоритетным при оплате товаров и услуг. Именно поэтому в постаматах PickPoint заказ можно оплатить как банковской картой, так и наличными.

Принцип работы с постаматом идентичен работе со стандартным платежным терминалом. Эргономичное меню поможет пошагово пройти все процессы. Никогда еще технология оплаты и получения посылок не была так доступна и проста в обращении, среднее время, затраченное на получение заказа составляет от 17 до 50 секунд. Самообслуживание позволяет избежать очередей, удобное территориальное расположение терминалов экономит время, гарантирует качество доставки, обеспечивает полную сохранность груза и получение заказа точно в срок.

Руководство компании уверено в том, что вскоре население нашей страны полностью адаптируется к новшествам, связанным с покупками в интернет-магазинах и доставкой через постаматы. Сейчас постаматами пользуются мужчины и женщины любого возраста, которые любят совершать покупки дистанционно, ведут активный образ жизни и предпочитают сами формировать свой график и распоряжаться временем. В ближайший год планируется увеличение сети постаматов как собственными силами, так и с помощью партнеров. Ежедневно через постаматы PickPoint проходят тысячи отправлений и их количество ежемесячно динамично растет.

Новый канал доставки через сеть постаматов - инновационный бизнес, совмещающий в себе скорость и высокий уровень сервиса без человеческого фактора. Успешная бизнес-схема хорошо накладывается и адаптируется под любой город России."Мир не стоит на месте. Сейчас, когда рынок интернет-бизнеса еще не достаточно сформирован, его участники стараются всеми силами укрепить позиции. Безусловно, тот, кто сегодня сможет предложить своему клиенту более эффективный, инновационный продукт, тот и станет сильным игроком рынка", - говорит Надежда Романова, генеральный директор PickPoint.

PickPoint (ООО "Сеть автоматизированных пунктов выдачи") - первая российская компания, внедряющая и развивающая инфраструктуру сети автоматизированных посылочных терминалов (постаматов) и пунктов выдачи. постаматы PickPoint выдают товары, заказанные дистанционным путем: через Интернет-магазин или по каталогам. Покупатель может оплатить товар наличными или банковской картой непосредственно в постамате. Первый постамат был установлен в Москве 29 ноября 2010 года, став инновационным прорывом в области доставки в России. Клиентами доставки PickPoint уже стали многие крупнейшие Интернет-магазины, среди которых Wildberries.ru, Heverest.ru, Sapato.ru, Sotmarket.ru, MyToys.ru, Lamoda.ru, Rendez-vous, Красный Куб, Ecco, международные компании Avon, Mary Kay, Yves-Rocher и Oriflame, а также более 350 других Интернет-магазинов и каталож

Кстати, в начале 2013 года компания Logibox планирует установить в Перми 6 почтоматов. Один из них будет стоять на железнодорожном вокзале Пермь-II. Таким образом, в городе должны появиться 7 почтоматов. Один такой терминал уже был установлен весной этого года в ТЦ «Евразия».

Почтомат – это автоматизированный терминал для приема и вручения малогабаритных отправлений (заказов из интернет-магазинов и каталогов, документов и посылок). Станция представляет собой множество ячеек (76), доступ к которым осуществляется при помощи сенсорного экрана. Загрузка и получение посылок в почтомат осуществляются при помощи кодов доступа, которые предоставляются сразу после оплаты отправления.

«Почтомат, расположенный в Перми, зарекомендовал себя очень хорошо. Люди пока не бегут сломя голову заказывать лишь бы что в почтоматах, но пермяки относятся очень лояльно к данному виду доставки», - пояснил представитель Logibox. В компании отмечают плюсы таких терминалов: заказ можно забрать в любое удобное время, без очереди, курьера не придется ждать, попутно можно сделать покупки (терминалы размещаются чаще всего в крупных торговых центрах).

Logibox (группа компания «Почтомат») – федеральная служба экспресс-доставки через сеть почтоматов. Она насчитывает 130 почтовых терминалов, расположенных в 60 городах России. Logibox сотрудничает с оператором доставки EMS, с почтой России, с РЖД (физлица могут отправить посылку с одного ж/д вокзала на другой).

www.arendamest.ru

Франшиза PickPoint – сеть Постаматов

Григорий Френкин

Зам. генерального директора по коммерческим вопросам компании PickPoint

Здравствуйте! Спасибо, что пригласили и дали возможность поделиться с Вашей аудиторией информацией о специфике нашего бизнеса.

Расскажите немножко о себе. Где Вы учились? С чего начинали свою карьеру?

Я родился и вырос в замечательном городе Тверь, закончил там Тверской Государственный Университет. После учебы  несколько лет работал в компаниях, занимающихся дистрибуцией продуктов питания на территории Тверской области, курировал вопросы продаж, подбора персонала, организацией цепочек поставок товаров с центрального склада по магазинам и.т.д.

В 2008 году по семейным обстоятельствам переехал в Москву. С июля 2008 года по декабрь 2012 работал в компании СПСР-Экспресс на должности Коммерческого директора Центрального почтового округа (Центрального Федерального округа).

Основной моей задачей было организация процесса продаж и взаимодействия с клиентами в 17 регионах. Так же занимался развитием и оптимизацией логистики, ведь без четко выстроенных операционных процессов не возможно оказывать клиентам качественного сервиса.

С января 2013 года работаю заместителем генерального директора по коммерческим вопросам компании PickPoint.

Опишите рынок, на котором работает Ваша компания (ключевые игроки, тренды, темпы развития, препятствия к росту).

Сейчас практически все крупные ритейлеры отдают доставку на аутсорсинг, понимая, что это выгодно и удобно. Интернет-магазину не нужно думать об аренде помещения, поиске сотрудников, о налаживании работы пункта.  Конечно, у ритейлера может быть несколько собственных пунктов выдачи, но в основном они открываются ради поддержания репутации бренда. Почти все интернет-магазины понимают, что организацию хранения товара, комплектацию заказов и доставку до конечного потребителя лучше отдать в руки профессионалов, опытной компании, которая правильно построит логистическую цепочку. Когда ритейлер отдает доставку на аутсорсинг, то платит только за доставленные отправления, что существенно экономит его бюджет. Суть собственных пунктов выдачи ритейлеров призвана предоставить самую экономичную, а иногда и бесплатную опцию доставки.

Рынок доставки через Постаматы очень перспективный и быстрорастущий. Уже сейчас формируется пласт людей, которые не только привыкли делать покупки дистанционным путем, но и постоянно пользуются доставкой через Постаматы. Испытав новый канал доставки на себе, покупатели интернет-магазинов становятся лояльными получателями и делают повторные заказы, выбирая именно Постамат, оценив его простоту и удобство. Если говорить о долгосрочных перспективах, то в дальнейшем будет происходить глобализация международного масштаба, соединение сетей Постаматов в различных странах мира.

Что именно Вы предлагаете предпринимателям? В чем преимущество работы с Вашей компанией?  Какие задачи Вы выполняете в компании и какую роль играете в жизни партнеров-франчайзи? Как известно, работая по франчайзингу, управляющая компания выполняет три основные функции: развитие сети и партнеров, поддержка партнеров на всех стадиях работы и текущий контроль. Расскажите, как эти функции реализуются в Вашей компании? Где Ваше место в этих процессах?

Бизнес-схема PickPoint больше применима как агентская сеть, нежели франшиза, т.к. при покупке Постаматов и работе под брендом PickPoint не нужно дополнительно вносить поушальный взнос и роялти, как это происходит при работе по франшизе.

Все что необходимо от потенциального агента – это приобрести Постамат и лицензию на программное обеспечение (около 600 тыс. руб. – в зависимости от размера Постамата и количества ячеек), подобрать правильное место установки, заключить договор аренды с торговым центром или супермаркетом и подвести Интернет и электричество.

Перед запуском агентских Постаматов PickPoint:

- Проводит полный цикл действий по подключению Постамата к сети PickPoint:

    1) заливка программного обеспечения;

    2) установка и поддержка фискального регистратора;

    3) заключение договора на инкассацию;

    4) информирование клиентов (Интернет-магазины; каталожные компании) о начале работы нового Постамата;

    5) размещение информации о новой точке на сайтах интернет магазинов, чтобы у покупателей была возможность оформить доставку в данный Постамат.  

    6) организация доставки до новой точки.

- Обеспечивает полный логистический цикл - доставка и загрузка отправлений в Постамат осуществляется силами PickPoint.

- Обеспечивает монтаж оборудования при дополнительной договоренности с агентом

Из чего стоит Ваш «франшизный пакет»? Какие формальные документы включены в него? Какую договорную конструкцию использует Ваша компания для оформления франшизных отношений?

В агентский пакет включены 4 вида договора:

- Договор купли-продажи оборудования;

- Лицензионный договор на приобретение программного обеспечения;

- Агентский договор;

- Договор на аренду технического места.

Какие ошибки совершила Ваша компания в процессе своего роста? Были ли закрыты партнеры-франчайзи и почему?

От сотрудничества за весь период работы компании PickPoint не отказался ни один агент. Периодически случаются закрытие точек, но связано это, как правило, со сменой адреса, агенты изучают клиентский спрос и выбирают более удобные для пользователей места размещения Постамата. Так же смена мест может быть из-за изменений условий аренды места под Постамат со стороны арендодателя.

Каковы на Ваш взгляд перспективы развития франчайзинга в России? В Вашей отрасли? Что, на Ваш взгляд, может ускорить темп развития франчайзинга в России? Какие Вы видите препятствия к его развитию?

На сегодняшний день, практически во всех видах бизнеса в той или иной степени используют франчайзинг. Согласно прогнозам специалистов, в ближайшем будущем франчайзинг будет доминирующей силой развития малого бизнеса. Особенно это актуально для регионов, где организация собственного дела традиционным путем, вызывает определенные сложности. Франчайзинговая модель дает возможность открыть свой собственный бизнес при этом минимизировать риски и расходы на этапе запуска проекта, но самое главное гарантии и всестороннюю поддержка головной компании. Основные препятствия - высокие арендные ставки в местах установки Постаматов.

Какие планы у Вашей компании в следующем году?

До конца 2014 года мы рассчитываем показателя 1100 точек во всех экономически активных городах России. А к 2015 году компания намерена обеспечить плотность посылочных терминалов на уровне 15-минутной доступности для 85% населения. Это будет сделано как собственными силами, так и с помощью партнеров.

Теперь о Вас. Какие Ваши любимые книги? Ваши любимые фильмы? Ваше Хобби? Как Вы боретесь со стрессом на работе?

К большому сожалению, на хобби времени практически нет. Любую свободную минуту пытаюсь проводить с семьей, очень любим вместе путешествовать.

Со стрессом на работе не борюсь, так как в этом необходимости. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, мне это интересно и работа действительно доставляет удовольствие, а проблемы для того и есть, чтобы их решать.

Что Вы посоветуете начинающим предпринимателям? 

Не бойтесь, пробуйте, а главное верьте в то, что делаете, и четко понимайте, для чего вы это делаете.

www.beboss.ru

Постаматы России

За пять лет компания PickPoint создала крупнейшую сеть автоматизированных пунктов выдачи заказов в России и удерживает примерно 50–60% рынка в стране. В 2015 году PickPoint осуществила доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб.

Как придумали

Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12–14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30–50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint

Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году

2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint

3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint

1,2 кг — средняя масса одной посылки

120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах

40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10–15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.

Как запускали

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» — говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», — говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, — место, которое находится по пути домой», — объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.

Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5–2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, — это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов — 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», — объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50–60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, — считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. — Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла больших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», — предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему — эффективной магистральной доставки», — объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», — объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок — это очень сложно», — считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.

Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», — объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, — рассказывает Романова. — Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб., а вознаграждение агента — в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3–6 месяцев, а возврат инвестиций — в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4–5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, — жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. — Проще деньги на депозит в банк положить».

Наталья Суворова

Фото: Олег Яковлев/РБК

Источник

Читайте и смотрите также:

 

fastsalttimes.com

Сотрудничество с сетью постаматов PickPoint / Блог компании ИТ-ГРАД / Хабрахабр

Совсем недавно мы делились кейсом переноса ИТ-инфраструктуры проекта Hotels.ru в облако нашего IaaS-провайдера. Сегодня мы рассмотрим еще один пример сотрудничества с российским сервисом — речь идет о сервисе автоматизированной доставки PickPoint.

О компании и сотрудничестве

Российский eCommerce — очень молодая сфера, которая только набирает обороты. В этой ситуации есть свои плюсы и ряд негативных моментов, с которыми сталкивается покупатель.

Например, одной из проблем является своевременная и доступная по цене доставка заказов. Курьерские службы не всегда могут похвастаться точностью прибытия своих сотрудников и зачастую завышают цены, а самая обыкновенная почта — не всегда надежна и в большинстве случаев слишком медлительна, чтобы порадовать покупателя современного Интернет-магазина.

PickPoint предоставляет сервис, который решает данные проблемы с помощью сети постаматов — специальных терминалов с автоматизированными ячейками для хранения, из которых возможно забрать покупки самостоятельно в любое удобное время.

Развитие такой сети — тема для отдельного обсуждения, но одна из находок здесь — это размещение устройств в торговых центрах, где бывает основная масса людей, проживающих в той или иной части города. Такой подход позволяет без проблем забрать и онлайн-покупку во время обыкновенно похода за продуктами.

Компания PickPoint решила воспользоваться международным опытом и перенести наработки из других стран в Россию. Взгляд экспертов пал на сеть постаматов в Эстонии. Они показались команде простыми для использования и не требовали сложной инфраструктуры.

После начала работ по внедрению системы стало ясно, что одной локализацией дело не ограничится — в Европе все уже давно платят карточками, а в России покупатели предпочитают наличные.

Поэтому пришлось встраивать в постаматы блок приема банкнот и соответствующим образом модифицировать софт.

— команда PickPoint

Постамат построен на основе компьютера с Windows Embedded, маршрутизатором для соединения по VPN и контроллером для открытия нужной ячейки хранения. Для быстрой обработки платежей наличными и моментальной выдачи заказов крайне важна стабильность соединения.

В начале работы над проектом (2010 год) команда решила воспользоваться заемной инфраструктурой, разбираясь в особенностях ведения самого бизнеса. По мере роста сети постаматов от 115 до более чем 500 штук поддержание и обновление собственной ИТ-инфраструктуры стало слишком обременительным.

В итоге было принято решение об использовании нашей IaaS-инфраструктуры, которая помогла не только с точки зрения экономии, но и обеспечила стабильность работы и постоянную доступность системы.

В момент бурного роста в полной мере оценили плюсы облака — для нас это в первую очередь гибкое масштабирование. Даже когда нельзя предсказать прирост нагрузки и накупить про запас, вы всегда можете по мере необходимости «наращивать мышцы» виртуальных систем в пару кликов. […]

В последние годы мы серьезно поработали над доступностью систем. Серверов приложений с IIS стало два, и работают они в кластере с внешним балансировщиком. Сервер БД резервируется бэкапами и vSphere HA, а WAN-подключения теперь дублируются.

— Команда PickPoint

Решение проблем

Постоянная оптимизация привела нас к тому, что мы с PickPoint решили со временем пересмотреть расположение той ИТ-инфраструктуры, которую задействовала компания. Дело в том, что офис PickPoint находится в Москве, но на первоначальном этапе работ мощности были арендованы в Санкт-Петербурге.

Решение удалось найти очень быстро с помощью переноса виртуальной инфраструктуры в наше московское облако. Этот маневр удалось осуществить благодаря механизму резервных копий и vCloud Connector — подробнее о работе с этим инструментом мы говорили тут).

В дальнейшем команда перешла и к оптимизации БД — переводу на SQL-2014. В этой ситуации у PickPoint возник интерес к созданию резервной площадки (DRS).

Еще собираемся экспериментировать с тонкими клиентами и VDI на операторских местах. Сейчас у нас есть несколько сортировочных центров с работой 24\7, и простой одного рабочего места легко может вылиться в 2000 необработанных посылок за ночь.

Для минимизации подобных ЧП на площадках работают ночные инженеры, но такое решение спорно в плане затрат. Поэтому есть мысль перенести все рабочие места в облако, а «в полях» оставить только тонкие клиенты, в которых ломаться нечему (а если и сломается, то ремонт не сложнее, чем замена картриджа в принтере).

В качестве конкретного продукта рассматриваем CITRIX XenDesktop, экспериментируем и пробуем с этим работать. Безусловно, интересный вариант

— Команда PickPoint

Заключение

Сегодня PickPoint — это уже не стартап с чужим железом, которое невозможно масштабировать без постоянного контроля силами штатных специалистов и капитальных затрат. За 5 лет нашего сотрудничества команде проекта удалось взять все возможное из того, что может предложить виртуальная инфраструктура, и стать лидером рынка автоматизированных пунктов выдачи.

habrahabr.ru


Смотрите также