Арт-менеджмент и галерейный бизнес. Арт бизнес


Арт-бизнес и история искусств - Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет МГУ)

Арт-бизнес и история искусств

Наша программа предназначена для лиц, желающих получить глубокие знания в различных областях арт-бизнеса, практические навыки и контакты, необходимые для проведения успешных сделок на арт-рынке, а также для всех, кто интересуется проблемами арт-бизнеса. Программа состоит из нескольких модулей. По желанию можно выбрать любой из них, можно выбрать несколько модулей. По окончанию каждого тематического курса (модуля) выдается сертификат МГУ имени М.В.Ломоносова.

Среди наших преподавателей

  • И.К. Ефремова — главный хранитель Музея-усадьбы «Останкино», кандидат искусствоведения, аккредитованный эксперт-антиквар,
  • М.В. Ворожбицкая — куратор Государственного Исторического Музея,
  • Н. Данилевич — арт-критик, журналист, пресс-аташе Барона Фальц-Фейна,
  • Т.А. Мозжухина — заведующая отделом русской и зарубежной керамики и стекла Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века",
  • Т.Н. Мунтян — старший научный сотрудник-хранитель коллекции русского художественного металла ХIХ - начала ХХ века (коллекция изделий фирмы К. Фаберже и русских ювелирных фирм) отдела "Оружейная палата" Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль",
  • Г.Ю. Серова — научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи.
  • и другие.

Предварительная заявка

Тематические курсы (модули)

Атрибуция и экспертный анализ антикварной мебели

Первый модуль. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МЕБЕЛЬ (4 лекции).

  1. Введения в историю мебели. Основные мебельные конструкции и технологии. Особенности античной мебели. Средневековая и готическая мебель. Мебель эпохи Ренессанса. Гротеск в мебели.
  2. Французская мебель как эталон стиля. Мебель эпохи барокко во Франции. Шарль Буль и дворцовая мебель эпохи Людовика XIV.
  3. Мебель рококо и классицизма. Французская и английская мебель XVIII века: сравнительный анализ художественных особенностей мебели этих стран, различия в организации мебельного дела, системе убранства интерьера.
  4. Западноевропейская мебель эпохи историзма. Мебель эпохи модерна.

Второй модуль. РУССКАЯ МЕБЕЛЬ. ИСТОРИЯ. СТИЛИ. МАСТЕРА (4 лекции).

  1. Мебель Петровского барокко и Елизаветинского рококо.
  2. Русская мебель эпохи Екатерининского классицизма. Петербург и Москва- основные центры производства. Что такое «Павловская мебель»?
  3. Золотой век русской мебели. Мебель по проектам архитекторов русского классицизма и ампира. Мастерская Г. Гамбса. «Русский жакоб».
  4. Мебель эпохи историзма. Неоготика и «второе рококо» в русской мебели.
  5. Мебель в русском стиле: Абрамцево и Талашкино- основные центры производства.

Более подробная информация о курсе "Атрибуция и экспертный анализ антикварной мебели"

Русский и европейский интерьерный ансамбль XVIII-начала ХХ вв.

В лекциях модуля "Русский и европейский интерьерный ансамбль XVIII-начала XX вв." будут рассматриваться следующие вопросы:

  • история русской и европейской мебели,
  • история фарфора,
  • европейское и русское серебро,
  • гобелены,
  • изделия из бисера,
  • осветительные приборы,
  • объекты интерьера.

Более подробная информация о курсе "Русский и европейский интерьерный ансамбль XVIII-начала ХХ вв"

Интерьерный ансамбль 18-19 веков. Усадьба Останкино.

В программе модуля программы дополнительного образования "Арт-бизнес и история искусств" - “Интерьерный ансамбль 18-19 веков. Усадьба Останкино” будут рассматриваться следующие вопросы:

  • русская и европейская мебель,
  • фарфор,
  • обои,
  • осветительные приборы,
  • объекты интерьера.

Более подробная информация о курсе "Интерьерный ансамбль 18-19 веков. Усадьба Останкино"

Золото Европы. Ювелирные изделия как часть культурного наследия.

Предлагаем вам прослушать 4 лекции на тему "Золото Европы. Ювелирные изделия как часть культурного наследия".

Лектор — кандидат искусствоведения, доцент Л.М.Горбачева.

В программе модуля:

  • Вкус Античности.
  • Средние века. Знаки отличия.
  • XVI век. Ренессанс или маньеризм.
  • XIX век. Реплики и подделки.

Контактная информация

Адрес факультета: МГУ имени М.В. Ломоносова, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4 (Шуваловский учебный корпус МГУ), сектор Е, ауд. 709.

Справки и запись на курсы по телефону: +7(495) 939-44-06/05.

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • LiveJournal

hsscm.msu.ru

Современное искусство - это бизнес. Правила игры. Статьи Bigness.ru

Современное искусство должно отвечать требованиям сегодняшнего дня - это залог успешности любого проекта в арт-среде. Насколько сложно вести арт-бизнес, как себя чувствуют владельцы галерей актуального искусства, что ждет арт-рынок в ближайшем будущем - на эти вопросы Bigness.ru ответила владелица московской Gallery 21 и одна из инициаторов создания нового Центра современного искусства "Сокол" Ксения Подойницына.

- Ксения, расскажите немного о том, почему лично Вы решили открыть галерею именно в Москве, где конкуренция довольно высока. На Ваш взгляд, насколько в России выдержан баланс между возможностями художников выставиться и заявить о себе, и местами такой направленности?

- Друзья из бизнес среды меня регулярно спрашивают, чем бы при желании они могли заняться в сфере искусства. Я начинаю перечислять им возможности, которые сегодня есть на арт-рынке, но не скрываю, что состояние отрасли можно сравнить с уровнем финансового рынка середины девяностых. Инфраструктура плохо развита, конкуренция относительна, система ценообразования вызывает вопросы.

Я предупреждаю, что это долгосрочные инвестиции, но зато есть ниши, поле для работы и потенциал. Что касается лично меня, в 2010, когда я начинала проект, увидела нишу - никто серьезно не занимался продвижением молодых российских художников, с чего я и начала. Известно, что по учебнику нужно 3-5 лет для выхода на самоокупаемость. Могу сказать, что для арт-рынка у меня более чем хороший результат реализации задач первого периода. Сейчас я занимаюсь оптимизацией всех процессов, чтобы направлять средства на дальнейшее развитие, причем в основном это международные проекты.

В России достаточно возможностей для проектов любого уровня. Но границы проектов и развития зависят от бизнес-задач, которые галерея ставит перед собой.  А художники, в свою очередь, безусловно, зависят от галереи. Я считаю, что в России без галерей художникам сложно выжить. Какие бы галереи не испытывали сложности - это единственный канал продвижения и дистрибуции в виду общей нехватки финансового и управленческого образования в арт- среде. Таким образом, можно выстроить баланс между интересами художников, возможностью выставляться и заявлять о себе, и возможностями галерей, какие бы сложности не испытывали галереи сегодня.

- Собственная галерея - это для души или для бизнеса? (это с учетом предыстории, можно в двух словах пояснить, для чего люди в наше время вкладывают в развитие таких галерей собственные средства).

- Для души и для бизнеса одновременно. Надо любить то, чем ты занимаешься, но галерея - это  бизнес, который требует соответствующего управления и оценки.  Я выбрала художников, в которых верю на 100%. Это гарантия качества, конкурентности и возможностей развития, включая международный рынок.

Я уверена, что галерейный бизнес и консультации в сфере искусства могут приносить стабильный доход. Поэтому люди вкладывают в развитие галерей собственные средства. Но я также считаю, что современное искусство - это та мягкая сила, которая помогает находить взаимопонимание, строить отношения и положительно влиять на имидж России в глобальном сообществе.

- Каковы основные тенденции в мире современного искусства на сегодняшний день? С чем приходится работать?  На Ваш взгляд, находится ли арт-сообщество России в целом и Москвы в частности под сильнейшим идейным и финансовым влиянием западного рынка?

 - Не думаю, что российское арт-сообщество находится под сильным идейным и финансовым воздействием западного рынка. Большинство российских игроков сконцентрировано на локальном рынке, что приводит к стагнации. А глобализация требует ускорения интеграции с международным арт рынком и более активного продвижения новых российских имен в среде западных коллекционеров. Стратегия нашей галереи направлена на развитие партнерских отношений с европейскими галереями, а также на активное участие в западных ярмарках. Художники в свою очередь также стараются идти в ногу с международным опытом, включая концепции, материалы и качество работ. На мой взгляд, основная тенденция - это старание удивить, но не провокационными вещами, а эстетически интересными работами.

- Сейчас существует устоявшееся мнение, что потребительскую сторону запросов публики необходимо сознательно "ломать". Как лично Вы относитесь к этому убеждению и какие могут быть альтернативные установки для работы?

- Искусство призвано формировать, развивать, образовывать, но никак не "ломать". Искусство воспитывает лояльность и толерантность. И в этом его мягкая сила. А вот галерист решает, каким именно искусством он хочет заниматься. Это уже его выбор и его миссия. Кто-то занимается пейзажами и натюрмортами. Мой выбор - концептуальное искусство. Не самое легкое для реализации бизнес-задач, да и для популяризации тоже.

Тем не менее, выдержанная выставочная стратегия, качество имен и проектов помогают развитию понимания аудитории, формированию интереса со стороны покупателей, возникновению нового поколения коллекционеров, к проявлению интереса европейских ценителей искусства. Это долгосрочная стратегия, которая требует вовлеченности.

- Помимо поиска баланса между бизнесом и творчеством, возможна ли идейно-философская корректировка понимания современного искусства? Какие могут быть новые формы взаимодействия между современным искусством и массовым зрителем?

- Современное искусство и массовый зритель - тема провокационная. У современного искусства зритель - эстет. Это интеллигенция, которая всегда находится в развитии и поиске. Поиске себя, поиске смыслов, поиске истины. Но это и яппи, которым интересно все новое, провокационное, нестандартное. Это люди, которые не бояться нового, которые черпают силы и интерес к жизни в нестандартном, которые умеют принимать вызовы и учиться, чтобы быть в движении и уметь переходить на новые уровни. Не думаю, что современному искусству нужна идейно-философская корректировка. Скорее, оно корректирует философию восприятия, гибкость сознания, способность к толерантности. Поэтому вряд ли ему грозит в обозримом будущем массовый зритель.

А вот коллекционер современного искусства, надеюсь, в ближайшем будущем, серьезно укрепит свои позиции.Я организовывала множество лекций, дискуссий, мастер-классов, чтобы заинтересовать и вовлечь в тему большое количество людей, в том числе молодежи. Современное искусство для России - это люксовый продукт. Поэтому здесь требуются серьезные инвестиции в развитие и серьезные усилия специалистов.

- Ксения,  работаете ли Вы с художниками некоммерческой направленности? С чем, на Ваш взгляд, связан тот факт, что большинство галерей Москвы работают в русле современного (актуального) искусства? Это связано с необходимостью интегрироваться в международное арт-сообщество?

- Позволю не согласиться. На мой взгляд, большинство галерей в Москве работают именно с коммерческим искусством, которое очевидно для массовой аудитории и бизнес эффективно. Передо мной помимо бизнес-составляющей стояла задача продвижения новых имен и российского концептуального искусства в целом. У меня часто бывают некоммерческие выставки, потому что мне важно представить новое имя, новую мысль,  новое решение. Это всегда непросто, но крайне интересно. Вы правы, принято представлять 1-2 некоммерческих проекта в год как вклад в развитие искусства. Это ценится при отборе на мировые ярмарки типа Frieze и Art Basel. Это также вклад в развитие репутации галереи, ведь качество выставки - визитная карточка для коллекционера или музейного фонда, которые могут купить некоммерческое искусство.

- На Ваш взгляд, насколько велики шансы у художников без профильного образования найти свое место в мире современного искусства, который по сути своей есть достаточно закрытая среда?

- Я не работаю с художниками, у которых нет классического образования, а также нужной теоретической базы. Например, год учебы в Институте проблем современного искусства стал практически обязательным требованием.

- А не грозит ли соответствие актуальным запросам общества самому творческому началу в работе современных художников? Можно ли считаться востребованным, просто продавая работы или необходима концепция, которую общество готово услышать и принять?

- Мне казалось, что современные художники, наоборот, не думают о запросах общества и не пытаются анализировать конъюнктуру. В Москве успехом считается продажа работы, а я считаю, что узнаваемость автора на Западе не менее важна, для меня это серьезный критерий. Опыт последних лет это подтверждает. Да, количество продаж можно считать успехом, если мы говорим о торговле. Если же перейти в категорию искусства, то без концепции здесь не обойтись.

До кризиса считалось, что рынок активно развивался, так как люди были готовы неразборчиво тратить большое количество денег на искусство. Но в 2008 рынок упал и ситуация изменилась. До минимума сократилось количество постоянных покупателей на арт-рынке. А так как сам рынок не был отстроен, система не сформирована, то и восстановление идет крайне медленно. Общество будет готово услышать и принять творческую идею, если концепции будут внятны, арт-рынок станет прозрачным, а критерии оценки и система ценообразования не будут вызывать вопросов.

Читайте также:

Россиянин арестован за порчу картины Марка Ротко

Искусство и бизнес - способы коммуникации

Биржа займется искусством 

www.bigness.ru

Институт арт-бизнеса и антиквариата

Курсы и лекции, дневное, вечернее и дистанционное обучение

Основные задачи института арт бизнеса и антиквариата

  • Базовые навыки атрибуции и экспертизы предметов искусства
  • Компетенции по формированию собственной коллекции
  • Знания в области инвестирования на арт рынке
  • Менеджмент в антикварном деле и современном искусстве.

Качественное образование в сочетании с эффективными образовательными технологиями и индивидуальным подходом к каждому студенту — вот принцип обучения в нашем институте.

Преподавательский состав института арт бизнеса и антиквариата

Наш институт располагает обширной преподавательской базой, состоящей из лучших специалистов в области искусствоведения и опытных музейных практиков. Это ведущие научные работники ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Исторического Музея, Музеев Кремля, Музея народов востока, Останкино, Кусково, Дома иконы, а также различных реставрационных мастерских и преподавателей лучших ВУЗов Москвы.

Многие наши преподаватели являются аттестованными экспертами по культурным ценностям, уполномоченные Минкультуры России, и членами экспертного совета при Российском антикварном салоне. Также у нас читают лекции владельцы частных музеев и крупных коллекций, руководители отделений арт-банкинга и арт-фондов и другие крупнейшие игроки современного арт-рынка формирующие его. Эти знания не находятся в книгах – они передаются посредством профессиональной среды.

Антиквариат и обучение

Сегодня коллекционирование антиквариата – не просто модное увлечение, а выгодные инвестиции в искусство. Коллекционирование и инвестирование требуют определенной информированности в «джунглях» арт-бизнеса. Здесь недостаточно знаний только в сфере искусствоведения, а прежде всего вам потребуется информация о материальной составляющей арт-объекта: провенанс, сохранность и история перепродаж. Поэтому, чтобы обезопасить себя от подделок, важно знать высококвалифицированных специалистов-экспертов и оценщиков или организации в этой сфере с безупречной репутацией, которые проведут экспертизу антиквариата и оценят ваше произведение искусства.

Наш институт имеет собственную учебную лабораторию по технико-технологической экспертизе антиквариата, которая помогает студентам формулировать задачи технологической экспертизы, получить практический опыт интерпретации результатов исследований в УФ- и ИК-спектрах, анализировать рентгенографические изображения, химические пробы и т. п. Главная задача – это различение искусствоведческого и технологического исследования и формирование аргументационности суждений при анализе материальной составляющей произведения искусства.

После того, как экспертиза и оценка произведены, вещь становится объектом арт-рынка, который требует специальных знаний в сфере арт-менеджмента. Такие товаро-денежные отношения обусловили появление достаточно популярной и востребованной профессии – арт-менеджер, которую в нашей среде называют арт-дилер.

Институт арт-бизнеса и антиквариата является членом Международной конфедерации антикваров и арт дилеров, CINOA и Гильдии оценщиков антиквариата, где мы вносим посильный скромный вклад в развитие институализации оценки антиквариата. Мы активно взаимодействуем с уважаемыми антикварами нашей страны и за рубежом, и с их помощью проводим мастер классы по теме «Антиквариат и обучение».

При нашей сложной законодательной базе по ввозу и вывозу культурных ценностей, при изменяющейся ситуации на антикварном рынке, мы получаем информацию из первых рук. А затем с первых дней обучения вовлекаем наших студентов в профессиональное сообщество и предметный мир антиквариата.

Наши студенты

  • начинающие коллекционеры, увлечённые темой антиквариата, имеющие желание сформировывать свои коллекции грамотно,
  • состоятельные граждане, готовые инвестировать в искусство,
  • владельцы галерей и художественных салонов,
  • сотрудники антикварных магазинов,
  • все те, кто избрал область антиквариата своей профессией и нуждающиеся в получении подобного образования по долгу службы.

Наши программы обучения

Институт арт-бизнеса и антиквариата приглашает на обучение по авторским и уникальным программам, рассчитанным на подготовку квалифицированных искусствоведов, экспертов антиквариата и арт-менеджеров. Наш институт предлагает своим студентам получить образование по следующим направлениям:

Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата

(Полный курс)

  • Атрибуция и экспертиза живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства.
  • Стилистический анализ произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.
  • Стилистические и технологические характеристики предметов искусства.
  • Современный антикварный рынок и аукционные дома.
  • Принципы ценообразования антиквариата.
  • Определение стоимости и виды оценки произведений искусства.
  • Основы законодательства Российской Федерации в сфере оборота культурных ценностей.
  • История русского искусства.
  • История западноевропейского искусства.
  • Музеи мира и история коллекционирования.

Форма обучения: дневная, вечерняя, дистанционная

Срок обучения: 2 года.

Галерейное дело и коллекционирование. Антиквариат

(Полный курс)

  • История мировой культуры.
  • Чем коллекция отличается от бытового собирательства, с чего начать: полезные контакты и бесценные советы.
  • Как устроен антикварный дом, галерея, аукцион.
  • Экспертиза антиквариата «на коленке».
  • История подделки и определения подлинности.
  • Продвижение художника на арт-рынке.
  • Российский арт-рынок и международные тенденции и тренды.
  • Основы законодательства Российской Федерации в сфере оборота культурных ценностей и профессии арт-дилера.

Форма обучения: вечерняя и дистанционная

Срок обучения: 1 год.

Специализированные авторские курсы и лекции по истории искусств, основам атрибуции и экспертизы предметов антиквариата, арт-менеджменту в антикварном деле и современном искусстве, а также посещение с ведущими экспертами популярных выставок, основных экспозиций и фондов крупнейших музеев.

Форма обучения: дневная и вечерняя

Усадьба «Черный лебедь»

Институт арт-бизнеса и антиквариата расположен в исторической зоне Москвы по Ленинградскому шоссе, в районе Путевого петровского дворца в пяти минутах ходьбы от метро Динамо через живописный Петровский парк в легендарной усадьбе «Черный лебедь».

История усадьбы

www.artinstitut.ru

Что такое арт-менеджмент? - Карьера

Что общего у бизнеса и искусства

Энди Уорхол, умевший извлекать максимальную пользу из своих творческих идей, говаривал: «Бизнес – лучшее искусство». Собственно, это он нам и завещал. Арт-менеджмент – это как раз история о том, когда реклама становится экспериментом и способствует продвижению бизнеса с помощью искусства. В наше время тотального поглощения это актуально как никогда (но Энди все равно был одним из первых продажных гениальных в бизнесе перцев). 

Почему именно искусство? Зачем, к примеру, таким технологическим гигантам, как Samsung и Apple, сотрудничество с художниками, неужели другие пути продвижения работают хуже? Ответ на этот вопрос кроется в самом назначении искусства. Искусство – это в первую очередь эмоциональный контакт со слушателем/зрителем/читателем, это попытка вызвать у них душевный отклик. 

Сегодня есть множество форматов для арт-менеджмента.

Сегодня есть множество форматов для арт-менеджмента.

У рекламы схожие цели (правда, выраженные в более материальной форме) – необходимо зацепить человека, поймать его на крючок, вызвать определенные эмоции и желание стать частью привилегированной группы. Бизнесменов привлекает и то, что у искусства гораздо больше фанатов, чем у конкретного бренда. Так что, затевая инициативу в арт-сфере, можно выйти на широкую аудиторию.

Арт-коллаборации в моде

Если вам кажется, пора креститься что арт-коллаборации – это удел только крупных международных брендов, то пора перестать так думать. Да, было время, когда подобные инициативы требовали больших инвестиций. Но сегодня, к счастью, существуют новые форматы коллабораций, которые доступны даже малым компаниям и стартапам. К примеру, вы всегда можете привлечь к сотрудничеству молодых, нераскрученных художников, которые не потребуют за свою работу больших денег или вообще раскрутить их на бартер. 

Полина Гольденберг, креативный директор проекта Art of You

«Арт-менеджмент – это лучший инструмент для поддержания эмоционального контакта с широкой аудиторией. Современному потребителю недостаточно получить просто хороший продукт или услугу. Людям нужны эмоции, впечатления. Им нравится чувствовать себя частью чего-то высокого, элитарного. Именно поэтому коллаборации с художниками – это отличный способ продвижения бизнеса и поиска новых клиентов».

Самыми успешными бизнес-коллаборациями полон мир моды. Вероятно, это связано с тем, что мода и так стоит на пересечении искусства, и бизнеса, нельзя абсолютно точно отнести ее ни к тому, ни к другому. К примеру, дом Fendi уже жить не может без общения с современными живописцами. В 2015 году бренд пригласил к сотрудничеству российского художника Покраса Лампаса, который стал автором самой большой каллиграфии в мире (более 1600 квадратных метров на крыше завода «Красный октябрь»). А в Италии, на крыше Дворца итальянской цивилизации в Риме (там находится офис Fendi) художник создал огромное граффити в поддержу проекта F… for Fendi. В настоящий момент видео, где Покрас Лампас воплощает свое стрит-арт видение логотипа итальянского модного дома, просмотрели 1 678 000 раз на Youtube, хотя опубликовано оно было в июне этого года. С помощью этого необычного опыта Fendi привнесли что-то свое в молодежную культуру, поговорили с аудиторией на одном языке – языке искусства и эмоций.

Как замутить свою арт-коллаборацию

Давайте начистоту. Если сфера искусства вам не особо близка, не стоит в нее соваться. Любая PR-кампания должна вписываться в общее позиционирование бренда, быть органичной. Иначе все будет фальшью, не сомневайтесь: ваша публика сразу почует неладное. 

Определитесь с бюджетом. Выбор формы сотрудничества в том числе зависит и от стартового капитала. Лимитированная линейка продукции с необычным дизайном или живой перфоманс с указанием бренда – считайте решайте сами. 

Граффити Покраса Лампаса в Риме.

Граффити Покраса Лампаса в Риме.

Найдите художника. Опять же все зависит от бюджета. Нераскрученные творцы вполне могут посотрудничать с вами за пиар. Художник покруче сделает это за гонорар. А возможно, в конечном счете дешевле будет нанять арт-эксперта, который поможет правильно подобрать исполнителя и грамотно выстроить кампанию в целом. 

Ставьте определенные цели. Эффективные коллаборации, которые имеют смысл и с точки зрения искусства, и с точки зрения бизнеса – непростое дело. Поэтому такие проекты не должны быть единоразовыми, они должны вписываться во всю стратегию продвижения и повторяться, при этом задействуя каждый раз все более современные форматы. Только так это окажет существенное влияние на рост продаж и имидж бренда.

www.sncmedia.ru

Арт-менеджмент и арт-бизнес в RMA, подготовка менеджеров в галерейный бизнес

Lise Uduak

Lise Uduak

глава департамента маркетинга и PR компании Kofler & Kompanie AG

«Основной целью моего выступления было рассказать студентам RMA о новых инструментах маркетинга и продвижения искусства, в частности, на примере проекта Pret-A-Diner...»

www.rma.ru

ПОДБОРКА СТАТЕЙ ПО АРТ БИЗНЕСУ И ОРГАНИЗАЦИИ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

ВОСПОМИНАНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ГАЛЕРИСТА

Из книги Владимира Виссона "Судьба жить искусством", Москва РВалент 2002 г.$ 6 000 за "яблоко"Я рос, будучи абсолютно уверен в том, что искусство так же необходимо человеку, как еда и питье, и что без него жизнь потеряет свое богатство и полноту, как цветная картина, воспроизведенная на черно-белой фотографии. Как ни тяжело мне это признавать, но работа в "Уилденстейне" доказала мне, что искусство сегодня является частью большого бизнеса, и деловой мир считает его таким же объектом капиталовложения, как недвижимость и акции. Художественный мир рассматривают как рынок, колебания которого менее предсказуемы, чем цены акций на коммунальные услуги, облигации или процентные ставки для ипотеки'. Мне было больно видеть, что живопись воспринимается именно так, и тяжело поддерживать контакты с людьми, которые оценивали ее подобным образом. Искусство и бизнес находятся в сложных взаимоотношениях: во-первых, художественный мир обладает собственными внутренними правилами купли-продажи, коммерческими связями и ценовой политикой, и, во-вторых, существует постоянно растущее взаимовлияние между искусством и бизнесом. Начиная с 1950-х годов я наблюдал драматические изменения в ситуации на арт-рынке в США. Сегодня это кажется смешным, но в 1907 году Роджер Фрай, куратор музея Метрополитен, подвергся обвальной критике за то, что приобрел "Мадам Шарпантье с детьми" Ренуара за сумму более 20 тысяч долларов, которая тогда считалась возмутительно завышенной. Теперь никто и глазом бы не моргнул, если бы эта сделка обошлась в несколько миллионов. На протяжении 20-го века стоимость художественных произведений неуклонно росла. Начало настоящего бума в сфере искусства и эры вздутых цен восходит к 14 апреля 1952 года, когда проходила распродажа коллекции Габриэля Коньяка в парижской галерее "Шарпантье". Этот аукцион принес беспрецедентный доход в 860 тысяч долларов, в основном от продажи французских полотен *** века. За "Натюрморт с четырнадцатью яблоками" Сезанна было заплачено 82 тысячи долларов, или, как остроумно отметил художественный критик, почти по 6 тысяч долларов за яблоко^ Это было лишь началом. К. 1961 году цифры совершили скачок от тысяч к миллионам. В аукционном доме "Парк Берне" музей Метрополитен приобрел рембрандтовского "Аристотеля с бюстом Гомера" за 2,3 миллиона. Гонка набирала скорость. Леонардо да Винчи стоил вашингтонской Национальной галерее больше 5 миллионов. Живой художник стал цениться так же, как покойный, и "Голубые полюса" Джексона Поллока были куплены Австралийской национальной галереей за 2 миллиона. Список подобных переоценок холстов старых и современных мастеров может быть продолжен . Все эти миллионные сделки получали широкую огласку в прессе, для которои ценность произведения искусства выражалась, в первую очередь, в долларах. Говоря словами М.Ю.Лермонтова, "всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно". Бум на художественном рынке и взлет цен в поднебесье были вызваны быстро увеличивавшимся интересом к искусству широких слоев общества, растущей тенденцией среди части бизнесменов и спекулянтов рассматривать великие произведения как надежные инвестиции и хорошую защиту от инфляции. Кроме того, налоговые законы оговаривали, что чем выше реальная или указанная при экспертизе стоимость картины, тем больше налоговых отчислений получит владелец после передачи полотна п музей^. В результате живопись высокого качества стала пользоваться огромным спросом, и так как имеющихся произведений известных художников, а особенно шедевров старых мастеров, которые писали мало, было явно недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, цены поднимались непредсказуемо и астрономически. То или иное полотно, которое я знал и любил уже двадцать лет назад, когда никто не хотел его приобретать, неожиданно становилось вожделенной целью капиталовложения.

НАВЕРХ ОБЛОЖКА

(Из книги "Современное искусство" издательство "Премьера", "Астрель" 2001г.)Арт-дилеры (торговцы произведениями искусства, посредники) Дилер, как правило, забирает одну треть от продажной цены произведения искусства. Таким образом они покрывают свои расходы (аренда галереи, реклама и т.д.) и зарабатывают на жизнь. Чем выше цена произведения, тем больше доход дилера, поэтому посредники стараются назначить как можно более высокую цену. Аукционы Перед продажей произведения искусства с аукциона эксперты оценивают его и назначают стартовую цену. Тем не менее, результат аукционных торгов всегда непредсказуем. 15 мая 1990 года малоизвестная работа Ван Гога "Портрет доктора Гаше" была представлена на аукцион "Кристис" в Нью-Йорке. Многие были уверены, что упадок, царивший в то время на рынке искусства, помешает взвинчиванию цены, предсказанному экспертами. Каково же было всеобщее удивление, когда картина была продана за 82,5 миллиона долларов -вдвое выше предсказываемой цены! ф Как устанавливается цена? Дилеры и эксперты аукционного дома назначают коммерческую стоимость произведения искусства исходя из следующих факторов: o Репутация художника. Это зависит от того, сколько раз выставлялись его работы, особенно персонально. Это также зависит от того, был ли замечен художник критиками-искусствоведами, которые часто сами организуют выставки, а также критиками, просто пишущими о произведениях искусства. Впоследствии работы художника могут быть куплены музеями или известными частными коллекциями, о нем могут быть написаны книги. Кто покупает "шедевры"? К сожалению, не все произведения покупают только из любви к искусству. Хотя большинством коллекционеров изначально движет интерес к искусству, очень дорогие работы часто приобретаются как символ, для вложения капитала или по соображениям престижа. Цены на них часто превышают возможности государственных музеев, и только богатые коллекционеры или корпорации могут позволить себе их приобретение. Например, "Портрет доктора Гаше" был куплен Японской бумажной фабрикой.

Пять самых дорогих произведений искусства, проданных на аукционе (до августа 1991):1. "Портрет доктора Гаше" (Ван Гог): 82,5 миллиона долларов. 15 мая 19902. "В Мулен де ла Галетт" (Ренуар): 78,1 миллиона долларов. 17 мая 19903. "Помолвка Пьеретты" (Пикассо): 300 миллионов франков, (около 70 милионов долларов). 29 ноября 19894. "Ирисы" (Ван Гог): 53,9 миллиона долларов. 11 ноября 19875. "Автопортрет" (Пикассо): 47,85 миллиона долларов. 9 мая 1989

НАВЕРХ ОБЛОЖКА

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

Из книги "Современное искусство", изд. " Амфора" 2001.

Всякий ребенок любит собирать марки. Разбогатев, люди переключаются на произведения искусства. Большинство поклонников искусства гоняется за антиквариатом, но если вы уже удовлетворили страсть к старым часам и сувенирным куклам, то можете обратить взор на картины современных художников. Возможности для поиска в этом направлении возросли в последнее время необычайно, и перспектива быстрого обогащения выглядит весьма соблазнительно. Некоторые американские коллекционеры охотятся за картинами, ведя рассеянный огонь и скупая по низким ценам как можно больше современных произведений в надежде, что какие-нибудь из них в скором времени подорожают. Но чаще всего собиратели остерегаются приобретать понравившееся им произведение малоизвестного художника и предпочитают выждать и потратить деньги на что-нибудь уже зарекомендовавшее себя и завоевавшее позиции на рынке. Мечта всякого коллекционера - купить по бросовой цене картину, которая в один прекрасный день принесет ему целое состояние. Нечто подобное произошло с картинами Шагала: лет двадцать назад они стоили несколько тысяч фунтов, а теперь большинство простых смертных не может даже мечтать о них. Молодые художники предвидят такую возможность и стараются с самого начала заполучить за свои шедевры максимальную сумму в расчете на психологию покупателя, который чувствует, что сделал ценное приобретение, только в том случае, если оно нанесло ощутимый урон его финансам. Во всем мире крупнейшими коллекционерами являются галереи. Они создают внушительные запасы произведений искусства и непрерывно увеличивают их. Подобно тор- говцам, владельцы больших коллекций передают их по наследству своим детям, и таким образом возникают могущественные династии любителей искусства. Число коллекционеров также растет, и художественным музеям, во избежание неоправданного риска, остается только надеяться на пожертвования после смерти художника. Собственниками произведений умершего являются обычно его вдова и дети. Их тут же начинают обхаживать представители различных организаций, нуждающихся в пополнении коллекций. Все члены семейства становятся знаменитостями, и стоимость произведений искусства, которыми они владеют, как и в случае с недвижимостью, из года в год растет вместе с их известностью. Художники вращаются в кругу себе подобных. Они дарят друг другу свои картины, обменивают их или покупают. Когда несколько интересных художников сходятся вместе, они могут образовать целое направление с определенной манерой, что способствует повышению рыночной стоимости их произведений. Одно из неразрешимых противоречий злосчастной судьбы художника заключается в том, что при всем его стремлении отмежеваться от банальности обыденной жизни и сохранить самобытность он вынужден ради известности иметь дело по преимуществу с плутократами. Если хочешь продать свою работу за несколько тысяч долларов, то бесполезно обращаться к обыкновенным людям - приходится искать общества влиятельных особ, постоянно поддерживать свое реноме и зависеть от прихотей публики и торговцев. Коллекционеры руководствуются самыми разными мотивами - от искреннего восхищения художником до стремления поддержать его из жалости. Каждый художник, естественно, убежден, что в его случае возможен только первый из этих вариантов. Но со временем люди становятся практичнее, и их интересуют уже не столько художники, сколько крупные коллекции. Основной стимул, который движет всяким серьезным коллекционером, знающим толк в искусстве, - сколотить состояние. Добившись этого, он по-прежнему приобретает картины, сознавая, что в современном обществе "человек - это то, чем он владеет". С другой стороны, кому не хочется, чтобы его считали эстетом, личностью незаурядной и эрудированной? Истинные коллекционеры оставляют свой след в истории искусства как пионеры, пробивавшие путь талантливым художникам, еще не признанным ни критикой, ни художественными музеями. Французский меценат Жак Дусэ стал очень рано скупать картины Брака и Пикассо. Он приобрел "Авиньонских девушек" Пикассо и настоятельно предлагал их одному из парижских музеев. Натолкнувшись на категорический отказ, он с большим сожалением продал картину в Соединенных Штатах, где она и висит теперь в нью-йоркском Музее современного искусства. Когда картина ненадолго вернулась в Париж с одной из выставок, это рассматривалось как знаменательная дата в истории национального искусства. Не мешает также вспомнить Альберта Барнса, основателя музея в городе Мерион возле Филадельфии. Он был врачом и защитником угнетенных негров. Подружившись с Матиссом, он пригласил его украсить большой зал его галереи копией знаменитого "Танца". Барнс буквально спас Сутина от нищеты, всеобщего пренебрежения и депрессии, купив десятки его картин в то время, когда никто не желал приобретать их. Это оказало прямо-таки магическое действие на парижских торговцев, которые так круто изменили свое мнение о Сутине, будто надели новые очки. Многие крупные коллекции кончают тем, что хранятся сваленными в запасниках какого-нибудь музея, а имя дарителя навсегда остается связанным с его впечатляющим даром. Коллекционеры, которые держат свои художественные сокровища дома, то и дело подвергаются уговорам передать их тому или иному музею. Во Франции такое пожертвование освобождает дарителя от налога на недвижимость. И по большей части люди предпочитают расстаться с картиной, нежели с толстой пачкой ассигнаций. Страсть к тому, что не приносит материальной выгоды, имеет пределы. Чтобы сойти за тонкого ценителя искусства и мецената, не располагая необходимыми для этого средствами, начните с гравюр. Всего лишь за несколько сотен фунтов вы можете стать обладателем Ван Вельде или Дали - выбор зависит от вашего эстетического вкуса и, разумеется, обсуждается со всеми подряд с глубочайшей серьезностью и страстью подлинного знатока. Если вы поставите на художника, которого вот уже несколько веков признает весь мир, то уж точно не ошибетесь.

НАВЕРХ ОБЛОЖКА

О великом русском меценате Сергее Щукине

Из книги "Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо", Жан- Поль Креспель, изд. "Молодая Гвардия" 2000 г.

Сергей Щукин, меценат, московский купец, торговавший пшеницей, интересовался больше работами Пикассо. В своем особняке, бывшей резиденции князей Трубецких, за пятнадцать лет он собрал поразительную коллекцию, повергавшую в изумление Шагала и других русских художников авангарда. Вспоминая о нем в своих мемуарах, Фернанда Оливье описывает его как нескладного, бледного, отечного мужчину, страдающего сильным заиканием. К тому же еврея. Все это весьма далеко от истины и лишний раз доказывает, как много неправды говорят даже свидетели, близко знавшие Пикассо. В Щукине не было ничего отталкивающего, достаточно посмотреть на его портрет кисти Матисса, и он вовсе не был евреем, принадлежа к православным старообрядцам. Он действительно заикался, но совсем незаметно, если верить Гертруде Стайн. Фанатично преданный живописи, Щукин сначала увлекся Матиссом и заказал ему панно для своего особняка - "Танец" и "Музыка". Этот заказ, выполненный в 1909 году, впервые поднял планку цены за авангардную работу до невиданной ранее суммы - 25 тысяч франков. Дороже не платили даже за картины знаменитых помпьеристов. В те же самые годы Щукин купил у Пикассо, за хорошие деньги, его произведения "розового периода" и первые кубистские композиции; "Дама с Майорки", "Портрет Сабартеса", "Дама с веером", "Королева Изабо". Стоило Канвейлеру телеграфировать Щукину, что у него появилось несколько картин Пикассо, как тот немедленно садился в спальный вагон. К 1917 году, когда пала царская власть, его коллекция содержала не менее пятидесяти картин Пикассо, сорок - Матисса, не говоря уже о работах Сезанна, Гогена, Ван Гога. Спасаясь от революции, он обосновался в Париже. Он ходил по галереям, но был уже совсем без средств и не мог ничего купить. Не тая никакой злобы на советскую власть, конфисковавшую его коллекции, он говорил; "Все равно я собирался завещать все музею". Эти две основные коллекции поделили Эрмитаж в Петербурге и Музей имени Пушкина в Москве, благодаря такому приобретению считающиеся самыми богатыми в мире музеями по количеству полотен художников авангарда конца 19-го - начала 20-го века.

НАВЕРХ ОБЛОЖКА

terehov-art.narod.ru

арт-бизнес |

Опыт галериста, арт-дилера − это всегда интересно. О своей деятельности рассказывает директор и основатель петербургской художественной галереи «Marina Gisich Gallery» Марина  Гисич: «Мы − одна из немногих российских галерей, которые регулярно, три-четыре раза в год, участвуют в международных ярмарках. Кроме нас на них … Continue reading →

Posted in Бизнес | Tagged contemporary art, Marina Gisich Gallery, The Art Newspaper Russia, арт-бизнес, галерея, галерист, интервью, Марина Гисич, материнская галерея, продвижение художника, современное искусство, цитата, ярмарка |

Замечательная статья эксперта Владимира Богданова, опубликованная на портале artinvestment.ru, в которой подробно разжевывается − почему не стоит продвигать начинающего художника сразу через известные аукционы, и какими последствиями грозит такое горе-продвижение самому художнику и его инвестору. Большая цитата: «Неофитам вообще кажется, что … Continue reading →

Posted in Бизнес | Tagged artinvestment, арт-бизнес, арт-эксперт, аукцион, Владимир Богданов, горе-продвижение, инвестор, начинающий художник, ошибки, поддерживающие ставки, продвижение художника, просчеты, раскрутка художника, сделка, торги, цитата |

Рассказывает питерская художница Ольга Тобрелутс: «Для России галерейный бизнес оказался совершенно новым занятием и все правила и связи, которые западные галереи нарабатывали десятилетиями, нашим галеристам пришлось познавать экстерном. Русское искусство − это сырьевой рынок, если можно так сказать. Русский коллекционер все-таки покупает … Continue reading →

Posted in Бизнес | Tagged арт-бизнес, арт-мафия, арт-ярмарки, аукционы, биеннале, выдержки, галереи, интервью, коллекционеры, кураторы, махинации, Ольга Тобрелутс, цитата |

Из цикла «Художник говорит». «Мы, художники, зачастую портим вкус народа. В современном обществе присутствует деление на простой люд и элиту. Пластиковые игрушки – для простаков, фарфоровые для элитарного сообщества. И мы уродуем вкус народа, его восприятие мира, навязывая что-то бестолковое … Continue reading →

Posted in Художник говорит | Tagged американское искусство, арт-бизнес, интервью, Михаил Шемякин, мысли, русский художник, рынок искусства, скульптор, толпа, успех, цитаты, элита |

Пару лет назад я опубликовал материал на тему «Как молодому художнику пробиться в Европе?». С ним можно ознакомиться вот по этой ссылке. Сегодня я хочу поделиться выдержками из интервью руководителя московского аукционного дома «Артефакт» Петра Лизунова, в котором он рассуждает … Continue reading →

Posted in Бизнес | Tagged Анастасия Осипова, арт-бизнес, арт-рынок, Артефакт, аукционы, выставки, галереи, галерист, интервью, Петр Лизунов, раскрутка художника, РИАМО, цитата |

Эксперты портала ARTinvestment.RU Владимир Богданов и Константин Бабулин рассказывают, чем выгодны аукционы произведений искусства для коллекционера: «1. У коллекционера будет достаточно времени, чтобы убедиться или усомниться в подлинности произведения, выставленного на торги. Для этого есть все условия. Можно без спешки … Continue reading →

Posted in Бизнес, Коллекция | Tagged ARTinvestment.RU, арт-бизнес, аукцион, аукционные торги, Владимир Богданов, коллекционер, Константин Бабулин, лот, подделка, провенанс, рекомендации, советы |

Галерист и коллекционер Сергей Гридчин: «Для любого западного человека Россия — большое белое пятно и в области арта тоже. Я жил несколько месяцев в Нью-Йорке и наблюдал, как выглядит оттуда то, что происходит здесь у нас. Я вам скажу, выглядит … Continue reading →

   С точки зрения бизнеса, любое произведение искусства (включая культурно-массовые мероприятия, шоу и выставки) – это такой же продукт, как пакет молока, пылесос или твидовый пиджак. И вопрос состоит только в том, как правильно этот продукт продать, преподнести и сделать … Continue reading →

  Восемь лет назад, в журнале «Эксперт» (№9 от 5 марта 2007 года) была опубликована любопытная статья, посвященная современному арт-бизнесу. Автор материала – известный российский художник и писатель Максим Кантор. Имеет смысл привести ее полностью, чтобы развеять иллюзии по поводу … Continue reading →

   Открою вам страшную тайну. Обычно этому не учат в творческих вузах и не пишут в учебниках по теории искусства. Но это правило действительно для каждого художника-профессионала. (Уточню: быть профессиональным художником в данном контексте, значит – зарабатывать на жизнь исключительно … Continue reading →

dianov-art.ru


Смотрите также