Маркетри - что это такое? Маркетри по дереву для начинающих: описание технологии, рекомендации. Бизнес маркетри


что это такое? Маркетри по дереву для начинающих: описание технологии, рекомендации

Дерево в интерьере в качестве декора может использоваться повсеместно. Дуб, можжевельник, орех, ясень, вишня, красное дерево – цветовая гамма настолько разнообразна, что даже незатейливый рисунок смотрится потрясающе. И пусть не всегда есть возможность приобрести мебель из дорогой древесины, техника маркетри по дереву позволяет украсить интерьер, существенно сократив затраты. Даже если используются сравнительно недорогие материалы, мебель выглядит изысканно и оригинально.

Что значит «маркетри»

Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: "Маркетри - что это такое?" Термин marqueterie взят из французского языка, в переводе значит «мозаика». маркетри по деревуПринцип такой техники состоит в следующем: тонкие пластинки ценных пород дерева собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода инкрустация. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают мозаичные картины необычайной красоты, декорируют мебель, стены, полы, потолки.

Историческая справка

По утверждению ученых-искусствоведов, техника маркетри была известна много тысяч лет назад. При раскопках древних гробниц фараонов найдены уникальные изделия с использованием мозаики из кедра и черного дерева. Мастера Древней Греции и Рима также с успехом использовали ее в декоре помещений и при оформлении мебели. маркетри что это такоеВ эпоху Возрождения наблюдается мощный прорыв в технической части: изобретение специального станка дало возможность наладить производство пиленого шпона, и облицовка мебели ценной древесиной приобрела массовый характер. Население начинает интересоваться маркетри, что это такое, знает практически каждый. Деревянная мозаика становится не только популярной, но и более доступной по цене. В работе используются до сотни ценных пород деревьев, их богатая цветовая палитра и разнообразная фактура позволяют создавать настоящие шедевры.

В 18 веке искусство деревянной мозаики пришло в Россию. Наборная мозаика использовалась для декорирования полов, стен, дверей, мебели. Самыми популярными сюжетами в те времена были сцены из Библии, природные мотивы, пейзажи, геометрические узоры. техника маркетриПопутно мастера разрабатывают новые приемы: гравировку, протравливание, подкрашивание, поджиг. Это позволяет добиться большей натуральности, сходства с оригиналом и показать оригинальность и самобытность мастера.

Сегодня техника маркетри не менее популярна. Деревянная мозаика используется не только для декора интерьера и мебели, но и для создания прекрасных панно, картин, настенных панелей, витражей.

Выбор шпона: советы начинающим

Как и в любом другом деле, здесь нужен опыт. У человека, впервые приступающего к работе, возникает немало вопросов, многое кажется сложным, включая само значение маркетри, что это такое, а также основные составляющие работы в данной технике. Советы опытных мастеров значительно упрощают задачу и делают процесс увлекательным занятием. маркетри эскизыНапример, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Новичку поможет специальная палитра, в которой пластинки шпона расположены по кругу, от более светлых к более темным. Так удается правильно подобрать оттенок, используя основной закон техники – закон контрастов. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться по-разному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И еще одна хитрость: каждую пластинку с одной стороны можно покрыть лаком, чтобы иметь полное представление о будущем цвете.

Освещение

Неправильное освещение губительно для будущей работы. При тусклом или, наоборот, слишком ярком легко ошибиться в выборе цвета. Лучше естественный рассеянный свет или максимально приближенное к нему искусственное освещение.

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия - от 1 до 1,5 мм, ширина - от 10 до 15 мм, длина - от 15 до 20 мм, угол скоса - 30-45 градусов.

Основные инструменты для маркетри

Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:

  • Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный абразивный брусок, смоченный водой. Заточка – процесс деликатный. Не рекомендуется применять электрическое точило, так можно сжечь режущий край ножа.
  • Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
  • Бумага копировальная.
  • Ватман.
  • Простой карандаш.
  • Гелевая ручка черного цвета.
  • Линейка.
  • Ластик.
  • Клей ПВА.
  • Нитролак.
  • Дрель со специальными насадками для шлифовки.
  • Наждачная бумага разной зернистости.
  • Кнопки.
  • Гуммированная лента.
  • Пресс.
  • Губки.
  • Кнопки.

Преимущества гуммированной ленты

Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться. Поэтому лучший вариант - это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.

Создание маркетри пошагово

1. Сначала рождается идея картины, готовится эскиз, и на бумагу наносится контурный рисунок. В технике маркетри эскизы – это основа всей работы.На них ориентируются, когда отдельные детали готовы и складываются в общую картину. Они готовятся в масштабе 1:1, точнее, они являются шаблоном будущей картины, все детали выкладываются и крепятся на них. Рисунки для маркетри могут создаваться вручную или копироваться с уже готовых работ. В этом случае они увеличиваются до нужных размеров и переносятся на лист бумаги. маркетри по дереву для начинающихНовичкам рекомендуется использовать миллиметровую бумагу. Если вы только приступаете к работе в этой технике, полезно посетить несколько мастер-классов по маркетри по дереву для начинающих для того, чтобы понять основные требования и секреты технологии.

2. Далее некоторые детали рисунка затушевываются, художник определяет более светлые и темные, чтобы потом подобрать подходящий по цвету шпон. В этом случае главным является оттенок, а не сорт дерева и его стоимость.

3. На деревянную основу при помощи копировальной бумаги наносится готовый макет. рисунки для маркетри

4. Отдельные детали композиции вырезаются из шпона ножом вручную и складываются в мозаику рисунка.

5. В случае необходимости, техника маркетри допускает сквозной обжиг отдельных деталей в кварцевом песке, прокрашивание и гравировку.

6. Все детали вкладываются на свои места. С обратной стороны листа их нужно аккуратно зафиксировать клейкой лентой. Большие композиции рекомендуется складывать частями.

7. Сверху будущая мозаика промазывается клеем и прессуется на основу. В случае необходимости можно прогладить утюгом, дополнительно пройтись по отдельным частям композиции прессом.

8. Когда клей подсохнет, клейкая лента удаляется.

9. Картину шлифуют и покрывают лаком. При необходимости вставляют в раму. инструменты для маркетри

Вот и все. В принципе, ничего сложного, если следовать данным рекомендациям. Для начала хорошо брать более простые композиции, постепенно переходя к более сложным. Опыт – лучший друг и показатель мастерства.

fb.ru

производство паркета. Технология и оборудование для производства паркетной доски. Стоимость производства паркета :: BusinessMan.ru

производство паркета

Сегодня есть основание утверждать, что производство паркета - один из тех видов бизнеса, который успешней развивается не в центре, а именно в регионах России.

Российский рынок паркета

Свидетельством сказанному являются два российских лидера паркетного производства – Обнинский з-д и фабрика «Заря», расположенные в Калужской области. Существование же многочисленных российских торговых марок паркета отражает тенденцию роста коммерческой привлекательности этого бизнеса, представим их неполный перечень: Alloro, Junglewood, «Адыгея-паркет», «Артпаркет "Янтарная прядь"», «Бонд», «Майкопский паркет», «Паркет Романовский», «Старый мастер», «Традиции русского паркета».

Главным потребителем паркета является строительная индустрия. Важно также сотрудничество с хозяйственными магазинами, а в особенности – с супермаркетами. Опрос, проведенный журналом «Дом и быт» показал, что 75% компаний-застройщиков России ощущают дефицит поставок качественного паркета. Технология производства паркета прогрессирует, что как раз и демонстрирует вышепредставленный букет различных торговых марок.

Где и как открыть бизнес?

Предприниматель, перед тем как войти в бизнес по производству паркета, должен одновременно учесть и увязать между собой несколько важных факторов.

Чрезвычайно важны «технические» вопросы. Поблизости должны функционировать лесозаготовительные предприятия либо лесопилки и, естественно, произрастать в промышленных объемах древесина, используемая для производства паркета.

Должна быть предусмотрена бесперебойная передача электроэнергии (идеально – из двух альтернативных ЛЭП). Важны предварительные договоренности о покупках продукции с застройщиками (СМУ и проч.).

Для минимизации возможных рисков при осуществлении производства оптимальным шагом выглядит аренда небольшого деревообрабатывающего завода на окраине города. Там, в специально обустроенном производственном помещении, устанавливается оборудование для производства паркетной доски. (При этом изначально самим бизнес-проектом предусмотрены организационные и технические требования контролирующих органов.)

Планирование территории производства

Размещение производства должно подчиняться порядку осуществления производственного процесса. Важна удобная подъездная дорога к лесопилке. Для лесопильного участка отводится площадь 50-100 м2, над ним оборудуется навес. Черновая доска - продукция лесопилки - складируется поблизости к подготовительному участку, под который в помещении выделена производственная площадь около 90 м2. Для конечного этапа – «чистовой обработки», осуществляемой при помощи паркетной линии, - потребуется 60 м2. Таким образом, общая расчетная площадь под производство паркета составляет около 200 м2.

Какой паркет изволите?

Как утверждает статистика, производство паркета находится «на подъеме». Своеобразным психологическим стимулом дальнейшего развития, как отмечают специалисты, является преобладание на рынке России (как и других стран СНГ) товара низкого уровня качества. Предприниматели, открывая паркетный бизнес, стремятся продемонстрировать более высокое качество своей продукции. Поэтому перспективу коммерческого успеха может иметь даже небольшое производство, наладившее производство пользующегося спросом товара.

производство художественного паркета

Производство какого же паркета целесообразно развивать? Будем следовать от максимально востребованного, тогда вначале будет позиционироваться штучный, за ним – мозаичный, потом – паркетная доска (многослойный) и, наконец, щитовой. Многослойный паркет требует дополнительных инвестиций в клеевое производство. Безусловно, предпочтительней в этих целях использовать импортные станки для производства паркета.

И все-таки большинство российских предпринимателей производит штучный паркет. Он представляет собой стандартные технологичные фактурные планки, обычно изготовляемые в диапазоне толщины 1,5-2,2 см, ширины 3-15 см, длины 9,5-50 см. Как его классифицируют? Всем известен классический, привычный нам «советский» формат - 15 х 45 х 250 мм, остальное же считается европаркетом. Паркетины жестко крепятся между собой при помощи соединения двух боковых шпунтов с двумя пазами.

Разная древесина – разный паркет

Каждый предприниматель, изготовляющий паркет, ориентируется на определенный рынок и, соответственно, подбирает производственное сырье под его запросы. Общеизвестно, что фактура любого паркетного покрытия и его рисунок зависят от вида древесины. Творческого подхода к выбору сортов дерева требует производство художественного паркета.

Приведем пример некоторых видов паркета (в зависимости от использованного сырья). Дубовый паркет, наверное, наиболее популярен в Европе, возможно, из-за исторической традиции. Дуб издревле считается воплощением силы и крепости, возможно, поэтому изделия из него традиционно пользуются особым спросом. Среди изделий из древесины умеренных широт он - один из самых прочных. Цвет может быть различным: от светло-коричневого до темных благородных оттенков мореного дуба (самого дорогого).станки для паркета

Паркет из бука слабо текстурирован, однако обладает нежным теплым светлым рисунком: от белесого с желтоватым оттенком до насыщенного золотисто-коричневого. Тем не менее, его древесину ценят наряду с дубом настоящие ценители паркета – британцы.

Примечательно, что при дополнительной обработке паром эта древесина приобретает красноватый цвет. (Производство паркета иногда использует и этот способ.) Замечательный получается также паркет из ясеня. Кроме того что он не менее прочен, чем дубовый, ему присущ тонкий фактурный рисунок. Пестрая, с красноватым оттенком древесина ореха способна, будучи превращенной в паркет, создать на полу, благодаря своему яркому рисунку, действительно фантастические панно. Популярен также светлый паркет из березы.

Полный цикл производства паркета

Изготовление паркета полного цикла включает в себя несколько стадий.

Сначала идет первичная обработка леса при помощи лесопилки (стоимость российской - 50 тыс. $) и сушилки (соответственно – 15–20 тыс. $).

Затем – подготовительная стадия. В ее рамках – при помощи многопильного станка (5-15 тыс. $) задается толщина изделий. Основная же обработка производится на четырехстороннем строгальном станке (12-15 тыс. $) и торцовочном (2-4 тыс. $), режущем профилированную доску на стандартные «штуки».

оборудование для производства паркетной доски

И, наконец, собственно паркетная линия, оснащенная строгальным четырехсторонним станком, совмещенным с шипорезом (60 тыс. $ (от российского производителя), до 220 тыс. $ – импортная).

Если же предприниматель стремится организовать изготовление паркета, конкурентного на внешнем рынке, то ему следует руководствоваться стандартами ISO9001 и DIN. Понадобится хотя бы на конечной стадии производственного процесса импортное оборудование. При этом инвестиции в производство продукции составят 500 тыс. $. Стоит ли упоминать, что повышение качества продукции должно стимулировать оплату труда рабочим?

Производство полного цикла, обслуживаемое станками российского изготовления, обойдется дешевле - в 250 тыс. $. Оно будет соответствовать российским ГОСТам и ориентировано на российский рынок.

Художественный паркет

Производство художественного паркета в России началось еще в XVIII веке, когда возводились Петербургские дворцы. Мастера того времени использовали более 50 видов древесины. Современное промышленное изготовление основано на наклеивании цветных планок на основание (так называемая техника маркетри).

При изготовлении такого паркета слои древесины ложатся на основание перпендикулярно друг другу. В таком сочетании фактурность их волокон смотрится наиболее выигрышно. Лицевой слой изготавливается из высокосортного дерева толщиной 5-6 мм. Лакируется такое изделие основательно, обычно в 5 слоев.

Эконом-вариант производства паркета

Предприниматель, «примеряя на себя» любой бизнес, исходит из требуемой суммы инвестиций в него. Затраты для производства штучного паркета при покупке подготовленного сырья могут составить 50 тыс. $.

При этом предприниматель избирательно покупает станки для паркета: паркетную линию российского производства стоимостью 20 тыс. $, а также оборудует подготовительный участок, что по минимуму обойдется тоже в 20 тыс. $. Покупка, монтаж, запуск оборудования, а также затраты на закупку сырья составят как раз упомянутые выше 50 тыс. $.

Впрочем предприниматель-производственник не останавливается на таком приобретении. Окупив этот эконом-вариант «запуска» бизнеса, он продолжает инвестировать в производство, стремясь организовать его полный цикл.

Паркетный бизнес и человеческий фактор

Не следует забывать старую истину - «кадры решают все». Изначально следует нанять себе надежных помощников: грамотного бухгалтера-экономиста, технолога и маркетолога-водителя.

Без бухгалтера-производственника также не обойтись. Ведь, кроме производственных моментов, понадобится оформлять множество документов: трудовые договора, трудовой распорядок, штатное расписание, личные карточки, учет трудовых книжек, регистрацию приказов.

«Крепкий» технолог – также залог успеха бизнеса. Ведь производство должно быть налажено соответственно ДСТУ 3819-98 и ГОСТом 862.1-85 и ДСТУ 3819-98, регламентирующим производственные допуска, кривизну и чистоту обработки, разрешенный уровень дефектов.

Сферой деятельности маркетолога-водителя является изучение рынка, заключение договоров с поставщиками, доставка сырья и отправка готовой продукции, осуществление ее сбыта.

Приоритетами в подборе рабочих является их умение работать на оборудовании, а при необходимости они должны уметь отремонтировать и настроить станок для изготовления паркета. Немаловажен также общий уровень здоровья рабочих, ведь им, кроме основной работы, предстоит производить погрузки, разгрузки, складирование.

Рентабельность паркетного бизнеса

станок для изготовления паркета

В процентном соотношении затраты паркетного производства выглядят следующим образом: 60% - стоимость сырья, 15% - оплата электроэнергии и других энергоносителей, 20% - заработная плата персоналу. Важна ритмичная работа производства, его полная загрузка, отсутствие простоев и затоваривания. Оборудование для изготовления паркета должно работать без простоев. При соблюдении этих условий рентабельность бизнеса по производству паркета составляет 15%.

Впрочем, предприниматели не останавливаются на этом, далее повышая рентабельность за счет осуществления полного производственного цикла: от забора леса до укладки паркета. Ведь продажа паркета, совмещенная с его укладкой, повышает его розничную цену в 2,2 раза. Правильность кладки паркета требует квалификации. Развившие это направление производственные предприятия имеют в своем составе также бригаду строителей, осуществляющих укладку паркета.

Вывод

Производство паркета – это живой, творческий процесс.

В нем увязывается между собой множество факторов. Производственный процесс и бухгалтерский учет, ритмичная работа с поставщиками и покупателями продукции, производительность труда, качество продукции.

Достигнутый уровень производства прямо пропорционален доходности бизнеса. Так, квадратный метр высококачественного импортируемого паркета стоит 100 $, а «эрмитажный класс», который демонстрирует производство художественного паркета, - 300 $.

Ну и, конечно же, идеальным способом для предпринимателей-производственников оптимизировать спрос является сотрудничество с сетевыми строительными магазинами.

businessman.ru

Разговоры обо всем и ни о чем за чашкой кофе

 (700x524, 209Kb)Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева.  (700x554, 144Kb)

Кресло из Древнего Египта

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. (699x527, 191Kb)Маркетри из МессопотамииМаркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины.  (424x699, 118Kb)

Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

 (699x410, 149Kb)

В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.

 (700x589, 212Kb)В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч.

 (700x476, 144Kb)

После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу.

 (516x699, 68Kb)Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. этого станка для производства пиленого шпона.

 (500x660, 136Kb)

С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).

 (436x699, 110Kb)В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку.  (700x437, 116Kb)Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.

 (699x492, 165Kb)

В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век.

 (700x493, 187Kb)

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели .

 (437x699, 137Kb)Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

 (516x579, 69Kb)

Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря.

 (650x650, 162Kb)

Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.

 (413x698, 152Kb)

Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль.

 (699x474, 111Kb)Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира. В собрании Эрмитажа хранится шкаф, традиционно атрибутируемый Булю.

 (435x699, 137Kb)

Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево , амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д.

 (433x699, 127Kb)

В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель , но и декоративные настенные панно.

 (523x698, 173Kb)

По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

 (503x696, 181Kb)

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.

 (468x698, 113Kb)Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II. При декорировании большей части мебели в Зимнем дворце, художники использовали технику маркетри.  (532x699, 153Kb)Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.  (516x699, 173Kb)Наборной мозаикой украшали пол, двери, различные по форме и размерам столики, комоды, шкафчики. Именно благодаря выдающимся русским мастерам, которые создавали высокохудожественные произведения живописи, техника маркетри стала настоящим искусством. Прекрасные работы известных русских художников сохранились до сих пор и находятся в государственных музеях.

 (451x699, 77Kb)

Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп.

 (513x698, 100Kb)

К началу XIX века интерес к маркетри в России ослабевает. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, как это было, например, в мебели Давида Рентгена, больше соответствовали эстетике классицизма.

 (699x451, 123Kb)В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.  (700x475, 104Kb)В последнее время техника маркетри обретает былую популярность и это вполне объяснимо. Мебель, облицованная маркетри, выглядит очень стильно и красиво.  (531x616, 193Kb)Маркетри 1920-х - ФлэпперКроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.

http://www.rubikon-s.ru/histormarketri.htm (700x544, 113Kb)

rodich2007.livejournal.com

Использование техники маркетри для декора

Маркетри – это специальная техника изготовления деревянных мозаик. Мозаики выполняются на основе натурального шпона, который выкладывается кусками для достижения интересного художественного эффекта. Искусство маркетри по дереву появилось еще в глубокой древности.

История маркетри по дереву

Наши пращуры украшали деревянные фрагменты вставками из других древесных пород, что приводило к появлению новых декоративных элементов и украшений.

Термин  «маркетри» переводится с французского как  «деревянная мозаика». Древние мастера называли изделия из кусочков древесины «деревянным набором» или «деревянным комплектом». Изделия в стиле маркетри можно встретить даже в античной эпохе. К примеру, в гробнице Тутанхамона исследователи обнаружили изделия, которые имели вставки из черной древесины. Однако такой подход можно назвать лишь предтечей маркетри, ведь в своем классическом варианте эта техника предполагает использование тончайших пластин из шпона. Толщина каждой пластины должна быть не более 2-3 мм.

Станок для распиливания шпона был сконструирован лишь во второй половине XVI века. В те времена техника маркетри стала активно распространяться по многочисленным странам. Примерно в XVIII веке она добралась и до России. Сегодня техника маркетри не настолько популярна в силу высокой сложности сборки изделий. Однако мастера маркетри остались – они производят уникальные изделия на заказ, которые великолепно смотрятся в современных интерьерах.

Техники изготовления маркетри

Маркетри включает в себя несколько техник:

  • Интарсия. В данной технике используется деревянная панель, в которой вырезаются канавки для последующего приклеивания разных фрагментов древесины. Фрагменты могут иметь различную толщину. Обычно они довольно массивные: порой до 2 см. Такой подход нельзя назвать типичной методикой маркетри, ведь в ней применяется тончайший шпон.
  • Облицовка. Облицовка – метод, который предполагает наклеивание древесины на поверхность разных изделий в качестве декора.

Сфера применения мозаики маркетри

Сфера применения маркетри очень широка. Деревянные мозаики можно встретить на поверхности мебели, стен, с их помощью могут создаваться настоящие произведения искусства.

Для работы в технике маркетри требуется многочисленный инвентарь: фанера, шпон, резак, гумирка, прикатка, пресс, клей, шлифовальное устройство и т.д. Шпон, применяемый для создания мозаик, может иметь различный распил, что напрямую влияет на его декоративные качества. Дефекты древесины – еще одно прекрасное дополнение для уникальных изображений, выполненных в технике маркетри. Если же добиться нужного оттенка не получается, можно прибегнуть к травле или морению шпона.

Создание шедевров в технике маркетри – очень кропотливый процесс, который требует высокой усидчивости и аккуратности. Готовые предметы интерьера, украшенные маркетри, будут иметь свой собственный облик и прекрасно дополнят пышный интерьер. Но стоит помнить о том, что такое удовольствие влетит вам в копеечку. Впрочем, если вы хотите добавить своему дому эксклюзивности, то маркетри — лучший способ сделать это.

Дек 29, 2017Сергей

Красивые но не самые практичные решения для домаДом построенный многодетной матерью

Комментарии: 19

shkolaremonta.info

Маркетри — технология изготовления — Копилка знаний

МАРКЕТРИ

 

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит неболь­шой столик, очень простой по форме. Но посетители все же задержи­ваются около столика и подолгу рассматривают тонкий и сложный рису­нок, украшающий его. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы, не оставив без внимания даже самый малый кустик.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного дерева. Быть может, не одну тысячу тонких фанерок должен был подобрать терпели­вый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Причем не по своей прихоти — таков был заказ. Художник с честью с ним справился, пока­зав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично сливается с поверхностью стола, составляя с ним единое целое. Суще­ствует предание, что автор этого удивительного столика, крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было зрительное напряжение.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распро­странилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники мар­кетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Техника маркетри продвинула искусство мозаи­ки по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интар­сию — врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.

Маркетри - технология изготовления

Маркетри - технология изготовления

Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — одно­слойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм. Продается он в магазинах стройматериалов, в магазинах «Юный техник», «Пионер».

Шпон из карельской березы — прекрасный материал для мозаичного набора. Свилеватая волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Но и древесина обыкновенной березы вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протрав­ливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму— от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину со всевозможными пороками (ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.), позволяю­щими получать своеобразный рисунок.Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубо­кому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва хорошо вымачива­ют в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом вы­сушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину про­травливают раствором хлористого железа. Для получения темно-корич­невого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серо­го — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентра­цию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.Древесина дуба, ореха и бука, содержащая в большом количестве дубильные вещества, протравливается без предварительной обработки.        А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необ­ходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных ореш­ков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения мозаичного набора в технике маркетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее на­резанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого про­стого способа.На нашем рисунке показан набор, выполненный из трех повторяю­щихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных по­род с разной текстурой и цветом. Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или крышки пенала.

Закрепите лист бумаги на чертежной доске или на фанере. Вычер­тите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины вы используете в наборе, и подберите шпон. А чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его эле­менты на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород.Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого эле­мента. Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом.

По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком, форма которого показана на рисунке. Резак должен быть изго­товлен из хорошей стали. Как его сделать самим и заточить, рассказано в статье о резьбе по дереву. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку. При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон пода­вайте навстречу острию. Под куски шпона во время вырезания подло­жите доску из мягкой породы дерева.Иногда элементы набора выпиливают лобзиком. При этом из соеди­ненных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.

Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столяр­ным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.        Когда набор будет выполнен весь, его надо наклеить на основу. Осно­вой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху. Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдер­жите в течение трех-четырех часов, потом распрессуйте. Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.

Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.

Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат.Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск. Лакировать мозаичный набор мас­ляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работ по дереву иногда хороши и масляные лаки). Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона.

Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверх­ность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще 2—3 слоя лака. После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов. После нанесения последнего слоя высушивайте лак в тече­ние суток, после чего отполируйте полировочной пастой.

Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух ча­стей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в рас­плавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте. Вощат на­бор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.

А теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией. На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку — и вы получите зеркальное изображение рисунка. Именно этот зеркаль­ный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном.

Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.

На рисунке вы видите последовательность изготовления одного фраг­мента набора — цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины. Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб. Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета, — вы уже прочитали в этой статье, как окрашивать древесину.

Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнёзда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой ака­ции. Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски. Отложите фон в сторону, а из акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вы­резанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.

Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняет­ся точно так же, только вместо акации берется шпон из мореного дуба.После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, все дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе пер­вым способом. Только при наклейке на основу у вас сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.В заключение один совет. Не старайтесь подменять техникой маркет­ри живопись, не увлекайтесь портретами и пейзажами. Маркетри обла­дает собственными изобразительными возможностями — прекрасно вы­глядят, например, эмблемы, орнаменты. И использовать лучше именно эти возможности.

По этой теме читайте на сайте :

kopilca.ru


Смотрите также