Почему бизнес-модель Uber не подходит для любого стартапа. Бизнес модель uber


Глобализация через уберизацию | Инструменты на РБК+

«Подрывные» бизнес-модели стартапов, ориентированные на цифровой бизнес, угрожают заслуженным брендам. Чтобы понять, что угроза нешуточная, достаточно присмотреться к самому дорогому стартапу в истории человечества.

Фото: Global Look Press

Сегодня каждый топ-менеджер знает громкие истории цифрового бизнес-успеха. О том, что капитализация AirBnB, не имеющей ни одной кровати, превысила капитализацию гостиничной сети Hyatt. О том, как Instagram был продан за $1 млрд без работающего продукта и всего с 16 сотрудниками, в то время как огромный Kodak, на фабриках которого трудились десятки тысяч человек, стал банкротом, хотя имел патенты на цифровую фотографию.

Эти истории вдохновляют, но не дают исчерпывающего ответа, почему эти бизнес-модели работают. Кажется, что их успех обусловлен некими эксклюзивными обстоятельствами, тем более что общего шаблона для успешной оцифровки бизнеса, конечно, нет. Тем не менее общие схемы и движущие силы в основании успешных цифровых бизнес-моделей имеются. В этом смысле системо- и трендообразующей компанией можно считать Uber. Ее бизнес-модель несет такую разрушительную силу, что продвижение компании на рынке сопровождается многочисленными судебными исками со стороны работающих по старинке конкурентов.

Как изменить клиентский опыт

Один из основателей Uber Трэвис Каланик рассказывает теперь, что идея бизнеса родилась у него в Париже в 2008 году, когда он не смог заказать такси.

Если проследить цепочку создания ценности при традиционном такси-сервисе, можно увидеть, что в каждом ее звене клиент сталкивается, с довольно большой вероятностью, с негативным опытом.

Когда звонишь в диспетчерскую, линия часто бывает занята. Или у тебя вообще нет под рукой нужного телефона. А если ты в чужом городе и тебя спрашивают, куда подать машину, бывает, что просто не можешь вразумительно объяснить. Затем приходится ждать, когда приедет машина, не имея никаких подсказок. Таксист не местный, плохо знает язык и город. В салоне машины у него грязно. Момент расплаты превращается в лотерею: сколько здесь принято платить, какие давать чаевые? Попытки расплатиться кредиткой таковыми и остаются. И, наконец, водитель не приучен выписывать квитанцию в обмен на деньги.

Видимо, Каланик испытал нечто подобное с парижскими таксистами, поскольку уже в 2009 году выпустил мобильное приложение Uber, которое предполагает совсем другую, в значительной степени цифровую цепочку создания ценности при перемещении клиента из точки A в точку B.

Теперь, чтобы вызвать такси, не нужно никуда звонить. Открываешь на телефоне приложение, выбираешь точки старта и финиша. Приложение предлагает варианты водителей с машинами, входящими в систему и находящимися поблизости, и цену за поездку. Ты связываешься с водителем и следишь по карте за тем, как он подъезжает. Все эти шаги отображаются на экране смартфона. Приехав на место, не нужно говорить о деньгах. А водителю, если он хочет и впредь получать клиентов через систему, приходится быть вежливым и содержать машину в чистоте. В общем, все должны быть довольны.

О том, что все участники процесса действительно довольны, говорит тот факт, что сервис Uber доступен уже в пятистах с лишним городах мира. Хотя его экспансия и сопровождается протестами и конфликтами во многих странах. Таким образом, тщательный анализ и пересмотр клиентского опыта приводит к хорошим бизнес-результатам. Более того, для цифровой трансформации бизнеса рекомендуется анализировать сразу все имеющие отношение к делу цепочки создания ценности: самой компании, клиентов и партнеров. Полезный цифровой потенциал для бизнеса проистекает от их разумной интеграции.

Поначалу в Uber пускали только водителей на представительских машинах, потом — ради международной экспансии — рамку расширили на автомобили экономкласса. Система работает не столько с такси-службами, сколько с частниками, которым по пути. Последнее обстоятельство — важный элемент бизнес-модели Uber, который служит основой так называемой экономики совместного потребления (c2c-коммерции).

Бизнес-модель Uber

Uber создает ценностное предложение и для клиентов, и для водителей — он сводит тех, кому надо добраться из точки A в точку B и желательно подешевле, с теми, кому по пути и кто не прочь подзаработать, подвозя попутчика (не говоря уже о таксистах). Понятно, что ключевым ресурсом оказывается техническая платформа с приложениями и алгоритмами, а затраты на ее разработку — одна из основных расходных статей (к таковым относятся также судебные издержки и присуждаемые компании штрафы).

Возможные источники доходов Uber включают не только плату за сервис (Uber обычно берет себе 20% платы за проезд, остальное — водителю). Созданный Uber интернет-хаб представляет собой платформу, которая привлекает клиентов и накапливает данные о них. Этот ценный актив служит источником дополнительных сервисов, в том числе предоставляемых партнерами этой платформы.

Uber как провайдер транспортной мобильности рассматривается даже в качестве одной из возможных новых автомобильных платформ. Сейчас такими компаниями-платформами выступают известные автопроизводители, а дополнительными поставщиками — производители запчастей и компонент информационно-развлекательной системы автомобиля. Но, как это уже случалось в прошлом, платформой может стать автомобильная ОС, и покупатель будет выбирать ее, а не «железо» (марку автомобиля). Или служба, работающая по модели Uber: сама Uber открывает новые сервисы по перевозке пассажиров на лодках и вертолетах, а израильская Gett рассматривает себя в качестве провайдера транспортировки не только пассажиров, но и грузов.

Экономика совместного потребления

С помощью своего цифрового портала Uber, Gett и им подобные поставляют на массовый рынок не используемые ранее ресурсы — сводят тех, кому надо ехать по маршруту, с теми, кто уже едет на своей машине по этому маршруту. Аналогичным образом уже упоминавшаяся компания AirBnB сводит тех, кому нужно переночевать, с теми, у кого как раз есть свободная комната или квартира. По такой же схеме работают fintech-компании, которые, минуя банки, соединяют частников, готовых дать свои деньги в долг, с надежными заемщиками (надежность «оцифровывается» с помощью собственных скоринговых систем). Даже стартапы получили возможность поднимать необходимые им для развития деньги не через традиционные венчурные фонды, а напрямую у будущих покупателей их продукции (краудфандинговые платформы Kickstarter, Indiegogo и др.). По этому поводу один крупный венчурный капиталист из Кремниевой долины сказал, что индустрия венчурного капитала, по сути, умерла. Чего не скажешь о самих стартапах.

Использование компьютерных платформ для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет устранить традиционных посредников, даже получило отдельное название в честь Uber — уберизация. В этой модели меньше издержки, поэтому ниже конечные цены, а сама она стала возможной, потому что люди быстро меняют свои привычки и делают то, чего не делали раньше, — сдают на короткое время свои дома или комнаты в них незнакомцам, дают и принимают деньги от людей, с которыми никогда не встречались. Они это делают, потому что оценку репутации и благонадежности незнакомцев тоже берут на себя технологии — различные рейтинговые и скоринговые системы. Получается, что технологиям доверяют больше.

С одной стороны, государственные регуляторы обеспокоены уберизацией, поскольку пока не знают, как регулировать экономику совместного потребления и облагать ее налогами. С другой — это тот случай, когда новые технологии, которые часто ругают за то, что они сокращают рабочие места, способствуют самозанятости людей и порождают новые профессии. 

www.rbcplus.ru

Модель работы Uber и вызванные ей проблемы / Хабр

На днях Uber получил награду Crunchies как «стартап года» — а в это время рядом со зданием, где проходило вручение наград, таксисты Сан-Франциско протестовали против этого. Необычная бизнес-модель сделала компанию самым дорогим стартапом в США, но в то же время принесла массу проблем. Однако многие, даже постоянно пользуясь Uber, считают его просто «вызовом такси» и не понимают, в чем отличие от приложений вроде «Яндекс.Такси» — поэтому стоит проговорить, что именно вызывает столько негодования и почему компания так заинтересовалась беспилотными автомобилями. Пока большинство людей воспринимает Uber как транспортную компанию, сама она претендует на совсем другой статус — разработчиков программного обеспечения, предоставляющих не транспортные услуги, а лишь посреднические. Все желающие водители и пассажиры с помощью приложения просто находят друг друга, а дальше непосредственно водитель оказывает услуги пассажиру, не являясь при этом сотрудником Uber. В то время как, например, «Яндекс.Такси» также является посредником, но предоставляющей услуги стороной у него оказываются лицензированные таксопарки, а не любой желающий водитель.

Что это меняет? Если Uber — не служба такси, то не обязан подчиняться соответствующим законам, платить соответствующие налоги и вообще заниматься большой частью их работы. Это позволяет ему предоставлять услуги дешевле, чем традиционное такси. Неудивительно, что стартап стал расти с огромной скоростью: стартовав менее пяти лет назад, он сейчас оценивается более чем в $40 млрд. (для сравнения: ближайший по стоимости американский стартап, Palantir, стоит лишь $15 млрд.). Однако позиционирование, на котором строится весь его бизнес, очень спорное.

Да, слова о посредничестве отчасти верны: ведь когда на eBay продавцы и покупатели находят друг друга, никому не приходит в голову назвать продавцов сотрудниками сайта. Однако Uber жестко контролирует процесс: у eBay стороны решают большинство вопросов самостоятельно, а здесь компания сама устанавливает тарифы, говорит о том, какие автомобили могут участвовать в системе, и даже запрещает водителям брать чаевые. И причисление компании к сегменту sharing economy, где все строится на посредничестве между пользователями и возможности поделиться каким-то активом (как Couchsurfing, где можно найти «вписку на ночь»), также не вполне верно. В sharing economy речь обычно не о профессиональном заработке, и слово ridesharing корректнее описывает ситуацию «мне надо съездить на машине в другой город, если найду попутчика, он оплатит бензин и в пути веселее будет» (посредником в таком деле выступает, например, BlaBlaCar). А в Uber не «делят поездку» и не «ищут общения», там речь лишь об оказании профессиональной услуги за деньги.

Все это приводит к первой проблеме: что бы компания ни говорила о себе сама, последнее слово за властями, а они далеко не всегда с ней согласны. Uber действует уже более чем в 50 странах, и ситуации различаются. В одних местах сервис просто признали нелицензированным такси и потребовали прекратить деятельность. В других идут затяжные дебаты о статусе, и совершенно неясно, чем они закончатся. Идти на уступки местному законодательству в конкретных регионах компания не хочет (вероятно, опасаясь, что любая уступка тут же станет прецедентом для остальных). В итоге гигант, представленный на множестве рынков, может внезапно оказаться без ключевых из них.

Вторая проблема: традиционные такси недовольны тем, что их конкурент может поставить заведомо более низкие цены, и ищут пути этому воспрепятствовать. Например, лондонские таксисты заявили, что в случае с Uber смартфон водителя де-факто выполняет роль таксометра, который нельзя использовать без соответствующего разрешения. Мэр Борис Джонсон признал, что случай сложный и надо принять решение с помощью экспертов.

Третья: поскольку водители как бы не сотрудники и компания не несет ответственности за их действия — значит, полностью контролировать их она также не может, даже когда эти действия вредят ей. Разумеется, контроль качества существует, и при жалобах на водителей их лишают доступа (позиционируя это не как «увольнение», а как «бан нарушителя»). Но это не избавляет от историй вроде недавней «индийская пользовательница Uber заявила, что водитель ее изнасиловал», которые сложно представить в традиционном такси (обвинение пока не было подтверждено, но сервис уже ответил, добавив в приложение на индийском рынке «кнопку тревоги»). Подобные скандалы пока остаются единичными, но по репутации проекта бьют.

Четвертая: сами водители, не являясь сотрудниками, могут легко выказывать недовольство. Например, в 2013-м компания получила сразу несколько исков от водителей, заявляющих, что фразой «чаевые уже включены» она вводит в заблуждение пользователей.

И при этом всем у компании есть еще и конкуренты с аналогичной бизнес-моделью вроде Lyft, желающие переманить водителей к себе.

Подвергаясь давлению с пяти сторон сразу, Uber то прибегает к сомнительным тактикам (Lyft жаловался, что у него пачками заказывают и отменяют поездки, загружая водителей бессмысленной неоплачиваемой работой), то, как сообщается, работает себе в убыток: он хочет разрастись настолько, чтобы его сложно стало запретить, а для быстрого роста можно закидывать водителей деньгами. Но инвестиционные деньги нельзя выделять бесконечно — поэтому компания, являясь успешнейшей по многим метрикам, при этом может быть совершенно не уверена в своем будущем.

И в этой ситуации появившаяся недавно новость о том, что Uber занялся беспилотными автомобилями, выглядит очень логичной. Робот не изнасилует пассажира, не устроит забастовку, не уйдет к конкуренту и не станет возмущаться отсутствием чаевых. А масштабные инвестиции позволяют бросить на это ресурсы, которых нет у конкурентов помельче, и оторваться от них.

Вот только получается, что компания, заявляющая «мы только посредники», хочет полностью убрать одну из двух сторон, посредником между которыми является.

habr.com

7 сфер, в которых прижилась модель Uber for X | Блог | Разработка и дизайн сайтов и мобильных приложений

В 2014 году стартап Uber стал настолько популярен, что выражение «Uber for X» начали повсеместно использовать для быстрого объяснения любой стартап-идеи. Сегодня мы разберемся, что такое «Uber for X», расскажем, в каких сферах on-demand сервисы востребованы больше всего и какие идеи для стартапа они используют.

Рост популярности идеи «Uber for X» согласно Google Trends:

Феномен «Uber for X»

«Uber for X» — это модель стартапа, созданная по подобию Uber:

  1. Она позволяет клиентам получать офлайн услуги (такси-сервис, доставка продуктов и все, что угодно) сразу же после заказа из мобильного приложения.
  2. После поступления новой заявки сторона, предоставляющая услуги, получает уведомление (обычно это целый пул контрактных работников и заказ уходит тому, кто первым нажал кнопку принятия заказа).
  3. Предполагается использование двух отдельных приложений или набора функций для клиентов и исполнителей.

Почему идея «Uber for X» стала такой популярной, породив целую волну сервисов вроде Uber (Uber like services)? Потому, что она понятна. Достаточно просто знать, что такое Uber и как он работает. Ведь инвесторам нужен понятный питч, пользователям нужен понятный сервис, а основателям нужно немного заверений о том, что их идеи стартапов взлетят («у Убера сработало, значит и у меня получится!»). Риски здесь кроются в том, чтобы понять: успех такси Uber вызван не только (и не столько) инновационностью продукта, но и тем, что рынок был готов к нему и нуждался в решении проблемы недостаточно удобного вызова такси, недостатка машин и завышенных расценок на услуги таксистов.

Uber смог объединить в одном приложении все составляющие цикла заказа такси:

  • Выбор типа машины
  • Поиск водителя
  • Вызов или заказ на определенное время
  • Поездка
  • Оплата услуг
  • Отзыв на поездку

Примеры «Uber for X»

1. Доставка еды и продуктов

Пища — фундаментальная потребность человека. Но современные люди ценят не только качество еды, но и скорость ее приготовления и доставки. Многих также беспокоит вопрос здорового питания. Поэтому логично, что модель «Uber for X» прижилась в этой сфере:

  1. Instacart (Uber для доставки продуктов) предлагает доставку продуктов из рынков и супермаркетов. Зарабатывает на проценте от покупки и скрытом завышении цен на продукты. Чек от Instacart примерно на 20% выше того, что клиенты заплатили бы, посетив магазины самостоятельно.
  2. Blue Apron (Uber для готовки) каждую неделю рассылает своим подписчикам новые детальные рецепты (от 2 до 4, в зависимости от типа подписки) и точное количество продуктов, нужное для их приготовления. Поскольку у сервиса много подписчиков, он закупает продукты по оптовым ценам, а продает по более высоким. Стоимость подписки: от $59,94 до $139,84 в неделю.
  3. DoorDash (Uber для доставки готовой еды) позволяет не ограничиваться заказами из заведений, у которых есть собственная служба доставки и выбирать для заказа блюда из меню любого местного ресторана, а быструю доставку выполняют контрактные работники сервиса. Как и Instacart, зарабатывает на разнице цен, а также получает процент от ресторанов, за то, что приводит к ним клиентов.

2. Транспорт и логистика

Помимо приложений, работающих по принципу Uber-такси, уберификация затронула проекты стартапов по доставке больших и мелких грузов и посылок:

  1. Lalamove (Uber для логистики) — популярный китайский стартап, который занимается доставкой грузов с помощью фур на 5,5 т, грузовиков и грузовых фургонов, составляя конкуренцию обычным компаниям по перевозке грузов. В отличии от американского Cargomatic, предлагает стандартные тарифы на услуги, с которыми можно ознакомиться на сайте.
  2. Shyp (Uber для посылок) осуществляет доставку посылок от двери к двери. Работники забирают у вас посылку, упаковывают ее и доставляют по нужному адресу, выбирая при этом службу доставки, которая предложит самую выгодну цену для даного типа груза. Стартап зарабатывает на разнице внутренней и клиентской цены за доставку.
  3. Luxe (Uber для парковки) решает проблему поиска места для парковки в больших городах. Отправляясь в какую-нибудь точку города, вы отмечаете эту точку в приложении. По прибытии вас будет ждать парковщик. При этом машину можно попросить вернуть и в другую точку города. Стомость — от $5/час. Сервис заключил контракты с владельцами больших стоянок и помогает им заполнять пустующие места, которые находятся на разумном расстоянии от места прибытия автомобиля. Поскольку за эти места они платят фиксированную цену, то при достаточном обороте им удается неплохо зарабатывать.

После прихода Uber в Украину, стало понятно, что его самый главный конкурент на местном рынке — это Uklon Taxi, у которого уже есть достаточный пул машин и клиентов. Поэтому всегда учитывайте, какие местные сервисы могут составить конкуренцию вашему on-demand стартапу и какие преимущества вы можете предложить.

3. Работа по дому

После достижения определенного уровня доходов гораздо выгоднее получается переложить обязанности, на которые не хватает сил, на плечи платных помощников. Тем более, что on-demand стартапы предлагают более низкие цены, чем аналогичные традиционные сервисы:

  1. TaskRabbit (Uber для работы по дому) позволяет создать объявление о работе, которую необходимо выполнить (например, забрать вещи из химчистки, погладить одежду или сложить мебель) и участники могут предлагать, сколько они возьмут за такую услугу или сразу соглашаться на цену, предложенную клиентом. Клиент сам выбирает исполнителя.
  2. Urbansitter (Uber для ухода за детьми) помогает родителям нанимать лучших нянек в своем районе. Также, как и некоторые стартапы для знакомств, Urbansitter учитывает, знаком ли с будущей няней кто-то из ваших друзей, чтобы увеличить степень доверия к ее услугам.
  3. Wag! (Uber для выгула собак) — находка для тех, кто по тем или иным причинам не может выгулять свою собаку. Вызывать специалиста по выгулу можно по принципу on-demand или на постоянной основе в определенное время. Предусмотрено отслеживание маршрута прогулки с помощью GPS.

Украинский клининговый стартап Settory взял на вооружение идею «Uber для уборки».

4. Медицинские консультации

Пройдет еще много времени, прежде чем врачи действительно смогут ставить диагнозы на расстоянии, но сделать их ближе к пациентам можно уже сейчас. Вот медицинские стартапы, работающие по модели «Uber для X»:

  1. DoctorOnDemand позволяет провести видеоконсультацию с терапевтом, педиатром или психотерапевтом.
  2. С Pager можно вызвать врача или медсестру на дом или получить быструю консультацию в чате.
  3. IsDocin помогает найти нужного специалиста и сразу записаться к нему на прием.

Чтобы узнать больше о разработке мобильных решений для записи к врачу, читайте наш кейс об IsDocin.

5. Косметические услуги

Косметические услуги предоставлялись на дому у клиента и ранее, но модель «Uber для косметических услуг» сделала их доступнее большему числу людей:

  1. GlamSquad предлагает услуги женского парикмахера и визажиста на дому у клиента, при чем в приложении можно сразу выбрать, какой тип прически или макияжа вам нужен.
  2. Manicube предлагает маникюр, педикюр, стрижки и массаж для офисных работников обоих полов.
  3. Priv позволяет заказать большой набор косметических услуг: от мужской и женской стрижки до автозагара и массажа.

6. Подбор одежды и стиля

Людям хочется выглядеть стильно, тратя на подбор одежды меньше времени. Поэтому многие успешные стартапы работают по модели «Uber для шопинга»:

  1. Snap and Style — вы вибираете предмет одежды и нужный стиль, а стилист подбирает для вас полный наряд со ссылками на магазины.
  2. PS Dept. предоставляет услуги личного шоппера, который осуществляет поиск определенного предмета одежды или аксессуара по вашей заявке.
  3. Men’s Style Lab — вы указываете предпочитаемую одежду и другие пожелания, а персональный стилист подбирает и отправляет вам 5 предметов одежды в этом стиле.

7. Жилье для путешественников

Казалось бы Airbnb и множества отелей должно быть достаточно для удовлетворения спроса на жилье для путешественников. Но на практике все еще сложно найти место для ночлега в последний момент. Эти проекты реализовали стартап идеи, которые помогают путешественникам справиться с проблемой:

  1. С Hotel Tonight вы можете зарезервировать номер в отеле с внушительной скидкой за неделю или менее до поселения. Поскольку отелям не выгодно, чтобы номер вообще пустовал, при посредничестве стартапа они сдают его по более низкой цене.
  2. Overnight помогает найти комнату на ночь в квартире или доме с хозяевами, у которых есть свободное спальное место.

Выводы

Модель «Убер для чего-то» применима:

  • Там, где людям нужна быстрая помощь с выполнением определенных задач, за которые они не могут сейчас взяться сами (работа по дому, выгул собаки, новая прическа).
  • В сферах, где классические сервисы и компании оказываются слишком неповоротливыми, чтобы быстро удовлетворить потребность клиента (быстрый поиск жилья на вечер, подбор образа на основании одного предмета одежды, вызов массажиста на протяжении дня).

Нужен MVP для стартапа Uber for X? У нас есть опыт разработки мобильных и веб-приложений для стартапов и мы будем рады вам помочь!

Работать с нами!

Об авторе

Контент-менеджер

Даша отвечает за блог и портфолио студии. В свободное время она пишет статьи об играх и фантастике.

Похожие статьи

Вернуться к списку записей К списку записей

stfalcon.com

Уберизация всего: Как Uber меняет мир

Все лето наша команда разработчиков тестировала новые возможности iOS 12 и сегодня результаты наших исследований перед вами в кратком обзоре. Список основных фичей и фреймворков iOS 12 традиционно открывают новые фишки дизайна и оптимизация взаимодействия смартфонов, планшетов и прочих гаджетов с мобильной платформой, что делает Apple столь искренне любимой пользователями. Но сегодня я хочу сфокусироваться на новом функционале, который окажет ощутимое влияние на развитие мобильных приложений в ближайшие годы.

ARKit 2

Дополненная реальность (AR) —  один из главных трендов года. Новый виток развития этому направлению, несомненно, задаст iOS 12. Многопользовательский режим дополненной реальности, распознавание объектов и улучшение работы, выраженное в новом режиме Persistent AR открывают двери новым идеям для игр и возможностям для бизнеса. Обновленный ARKit 2, по-моему, перешел из разряда игрушек в рабочий инструмент, которого не хватало как разработчикам, так и заказчикам мобильных приложений. Если раньше ограниченные возможности ARKit останавливали вас от внедрения в серьезные проекты, то самое время пересмотреть свое отношение к дополненной реальности и взять ее в оборот, будь это разработка виртуальных комнат для примерки в интернет-магазине или возможность планирования пользователем новой обстановки для элитного коттеджа в проекте по недвижимости. Анонсированный Apple в новой версии OS режим демонстрации дополненной реальности на нескольких мобильных устройствах, сохранение сцен для дальнейшего использования и привязка к расположению на карте — приятные дополнения функционала, которые не останутся незамеченными почитателями iPhone и iPad.С ARKit программистам будет проще интегрировать элементы дополненной реальности в пространство. Отпала необходимость внедрения внешних маркеров и прочих костылей для связки виртуальных и реальных объектов, а значит, разработка будет проще, дешевле и стабильнее.

Быстрая интеграция с Siri

Возможность удобной интеграции голосового помощника Siri с мобильным приложением поможет точнее определять запросы пользователя в рамках контекста. На мой взгляд, многообещающее решение Apple об интеграции, все еще очень ограничено с точки зрения функционала, доступного разработчикам и несравнимо скромнее, чем большинство нативных приложений Яблока. Это не значит, что оно не достойно внимания. Постепенно, с ростом возможностей iOS,  Siri становится неотъемлемой частью жизни пользователей, и мы уже интегрируем ее в работу многих приложений, разрабатываемых для наших клиентов.

Обновления для раздела Здоровье

Развитие запущенного сравнительно недавно Apple раздела Здоровье, которое позволяет сохранять сведения о хронических заболеваниях, перенесенных травмах, аллергических реакциях и прочих медицинских показателях пациентов,  получило на новой платформе iOS 12 дополнительные возможности для считывания информации из базы медицинских данных. Эта информация более интересна для американского рынка, где происходят активные процессы по формированию общей базы медицинских сведений Fast Healthcare Interoperability Resources (FHIR). Но заложенные в платформе технические возможности можно использовать и в рамках разработки нативных российских медицинских мобильных приложений.

Контроль за Уведомлениями

И, наконец, важное изменение функционала, которое коснется каждого приложения на платформе iOS 12, использующего уведомления.  Начиная с iOS 12 все уведомления перемещаются в раздел История, где пользователь получит больше возможностей для настройки уведомлений с помощью новой структуры группировки и будет избавлен от слишком большого количества уведомлений, от которых и я, на своем смартфоне, уже начинаю уставать. Исследования показывают, что слишком большое количество уведомлений является наиболее частым основанием для удаления мобильного приложения пользователем.  Итак, расширение возможностей данного блока позволит вам сохранить лояльных пользователей, обеспечивая для каждого гибкий выбор настроек.

И еще одна фича iOS 12, которую я хочу отметить, из раздела уведомлений — возможность доставки приложением сообщений в беззвучном режиме. На обновленной платформе они будут загружены в папку История (ранее называвшуюся Центр Уведомлений) Чтобы отображать уведомления на экране система обязана будет запросить разрешение пользователя. Вне зависимости от выполненных настроек, критические, т.е. жизненно важные,  уведомления будут присутствовать в приложении и отображаться даже в режиме “Не беспокоить”.

Новая опция, доступная пользователю, начиная с iOS 12, это возможность управления режимом «Экранное время» с возможностью его индивидуальной  настройки пользователем. Мгновенная Настройка — это функция в разделе История, которая позволяет настроить для каждого приложения свой уровень ограничений на отправку уведомлений. Это облегчит жизнь пользователя, избавив от постоянного обращения к общим настройкам мобильно устройства.

Аутентификация (Auth Services)

В 12-ой версии iOS появился фреймворк аутентификации. Его задача — обеспечение распознавания подлинности пользователя, приходящего с разных устройств. Принцип единого окна SSO  (Single Sign-On) позволяет юзеру сохранять и редактировать пароли,  а также индивидуально настраивать режим автозаполнения, а приложению — запоминать и переиспользовать пользовательские сессии, не компрометируя пароли. В результате, пользователи мобильных телефонов и планшетов под управлением новой платформы iOS 12 получают удобную генерацию сложных паролей и освобождаются как от их запоминания, так и от ручного ввода.  Заодно, добавлена функция интеграции отправки кода подтверждения через SMS в нативные мобильные приложения.

С вводом Auth Services, веб-сайты и мобильные приложения Apple смогут обмениваться кукиз и токенами для идентификации пользователя в защищенном, зашифрованном виде.

Функция CarPlay для Навигатора

Если вы разрабатываете навигационный сервис или приложение, то эта новость для вас: начиная с iOS 12  CarPlay (функция автоматической интеграции мобильных телефонов с информационно-развлекательными системами) легко внедряется в нативное iOS приложение  из раздела Навигация. Для обычных пользователей это шаг к неисчерпаемому источнику музыки и другого развлекательного контента, доступного в один клик. По удобству использования его можно будет сравнить с Apple Watch.

Network Framework (Сетевой фреймворк)

Следующее нововведение от Эппл относится к технической стороне вопроса и не освещается так же широко, как остальные факты. И именно оно, с моей профессиональной точки зрения — одна из ключевых инноваций последнего релиза. Если задача стоит в разработке высоконагруженного сетевого приложения, обновляющего данные в режиме реального времени, как, например, онлайн чат или многопользовательская игра, этот фреймворк будет вам необходим.

С его появлением низкоуровневое сетевое программирование приобретает более простую, а главное — теперь стандартизированную, архитектуру и становится реализуемым на базе готовой (и выверенной самими разработчиками Apple) платформы. А значит, что решения в области многопользовательских игр можно начинать с непосредственной работы по программированию функционала, в то время как раньше необходимо было потратить несколько недель на подготовку, начиная от планирования архитектуры и заканчивая тестированием кастомного слоя передачи данных.

Естественный Язык

Если еще пару лет назад мы все смеялись над роликами из серии  “Окей, Гугл”,  a чтобы реализовать механизм понимания человека в мобильном приложении разработчикам надо было развивать собственные отделы машинного обучения и искусственного интеллекта, то сегодня естественный язык становится частью коммуникации в мире мобильной разработки. И, благодаря Apple, с iOS 12 внедрить в приложение возможности распознавания ключевых слов, мест, дат, и даже имен людей, для разработчика стало значительно проще. И чтобы у ваших пользователей появилась возможность общаться с приложением, как с человеком, не надо ждать месяцы, все это можно внедрить уже сейчас.

Прощай, OpenGL

Этот, на первый взгляд, узко технический вопрос затрагивает множество проектов. OpenGL ES долгое время был стандартом для разработки игр на мобильных устройствах, хотя исторически пришел из десктопной разработки. И как все несущее в себе шлейф излишних требований, связанных с другим железом, был тяжеловесен и неуклюж. Фактически, не только мобильные игры, но и любые проекты со сложной графикой, от научных чартов и визуализации биржевых котировок до сложной игровой анимации в качестве кроссплатформенного решения использовали OpenGL.

Если ваши мобильные приложения на iOS затрагивают любой из вышеперечисленных вариантов, то пора сменить технологию. В результате вы получите преимущества в скорости работы, плавности графики, снижении энергопотребления и удобстве разработки для iOS платформы.

CreateML

Новый фреймворк CreateML позволяет на MacOS создавать и обучать пользовательские модели, сохраняя их для дальнейшего использования. Применение интегрированного в iOS 12 механизма Maсhine Learning становится общедоступным для программистов средней квалификации, а экспертам дает больше времени на развитие и обучение моделей. Сама по себе технология машинного обучения становится прозрачнее для разработчиков, что в ближайшее время скажется и на расширенном функционале мобильных приложений.

Заметки для разработчиков про Swift 5 и Xcode 10

В 2018 круто эволюционируют и инструменты для разработчиков, что радует нашу команду iOS, и я готов делиться с вами самыми интригующими новостями о нативном языке программирования и редакторе кода.

Компилятор Xcode был “кошмаром на улице Вязов” начиная с первой версии Swift, норовя сбойнуть или слететь каждый раз, как только ты думал, что наконец обошлось…. Вечно неработающая подсветка синтаксиса, или повторяющаяся раз за разом ошибка компиляции, которая (о, магия!) не проявлялась в финальной версии при заливке готового проекта.

Поддержка большого проекта напоминала жестокие пытки, когда при минимальных изменениях в коде вынужден ежеминутно пересобирать всю программу и повторять эту операцию по 20 раз в день, чтобы полностью протестировать приложение.  Ура, мы вынесли это.

На пятый год своего существования Swift, наконец, стал предсказуемым, удобным и популярным, превратившись в реальный инструмент для написания нативных мобильных приложений под iOS.

И в дополнение, редактор Xcode 10 анонсирован Apple как панацея для решения оставшихся вопросов к удобству и скорости написания кода. Справедливо сказать, что у вас всегда есть выбор: Swift или Objective-C.

Наш iOS  отдел перешел на написание кода на Swift, когда была запущена третья версия, предназначенная для коммерческого использования. Мое мнение, что до Swift 3 работа программиста состояла в сплошной технической поддержке и устранении вновь обнаруженных багов, связанных с изменениями в обновляемом языке и библиотеках. Сейчас Свифт более стабилен и каждый переход к новой версии происходит значительно легче.

Поскольку Swift пока нацелен только на распространение продуктов с открытым кодом, то разработка собственной коммерческой закрытой библиотеки на Swift пока не рациональна

От Swift 5 мы ждем, наконец, стабильной работы ABI со стандартными библиотеками (Swift Dynamic Library). Это позволит сократить размер приложения, поскольку не потребует включения в пакет всех стандартных функций. И уже близок тот день, когда можно будет полноценно работать на Swift, обеспечивая разработку сложных  B2B сервисов.

Что нового: поддержка регулярных выражений и первоклассное решение для параллельной обработки данных с асинхронным режимом обработки async/await.

Если все заявленные свойства войдут в Swift 5, то он станет одним из самых передовых и продвинутых языков программирования в своем классе.

Заключение

Вы нацелены на долгосрочное развитие своего мобильного приложения? Тогда осторожно внедрять технологии спустя два официальных релиза, когда они уже стали чем-то обыденным, не самое стратегически правильное решение.

Чтобы сохранить своих пользователей и уберечь их от желания подружиться с программой конкурента, ваше приложение должно стать не просто удобным, а незаменимым.Интегрируйте возможности системы iOS, по-максимуму используя новые функции. Чтобы вашим продуктом пользователь делился на правах новатора со своими друзьями и коллегами, формируя заинтересованную референтную группу для развития вашего бизнеса.

А разработчики Магоры готовы прийти на помощь — пишите,  звоните, приходите и давайте обсудим, какие функции необходимо добавить в ваше приложение уже сегодня.

Новое для дизайнеров в iOS 12

apptractor.ru

Почему бизнес-модель Uber не подходит для любого стартапа

Достаточно одного нажатия кнопки на смартфоне, чтобы вызвать такси, заказать еду, убрать в квартире, отдать одежду в прачечную, припарковать автомобиль, попросить кого-то прогуляться с домашними животными и даже посидеть с ребенком. С появлением целой группы приложений «по запросу» пользователи получают услуги здесь и сейчас.

Расцвет моды на приложения «по запросу» связан с успехом Uber, чью бизнес-модель в последние несколько лет стартапы берут за основу своих идей. Хотя  она не кажется сложной с первого взгляда, оказалось не так-то просто применить бизнес-модель к другим нишам и сделать приложения «по запросу» такими же востребованными. Технологические блоги регулярно рассказывают о стартапах-«уберах», которые с трудом борются за рост, стараясь сохранить доступные цены и удовлетворенность  заказчиков и работников. Компании Prim (прачечная), SpoonRocket (доставка еды), Homejoy (уборка домов) уже закрылись, некоторые компании страдают от судебных процессов и высокой конкуренции.

Так может быть бизнес-модель Uber не подходит для каждого бизнеса? Или всему виной незнание индустрии и ее правил при разработке нового приложения? Основываясь на опыте американских «убер»-стартапов и самого Uber, давайте попробуем разобраться, где скрываются основные ловушки модели и почему она подходит не для любого решения.

Когда Uber начинал свой путь, рынки такси во многих странах отличались высокими ценами и низкой клиентоориентированностью. Это дало компании возможность побороться за клиентов и завоевать долю рынка. Перемещение из точки А в точку Б — часто повторяющаяся потребность. Поэтому, заполучив клиента однажды, Uber получал повторных клиентов, выигрывая при этом от сетевого эффекта: эффективность бизнес-модели и покрытие расходов за счет растущего количества заказчиков и водителей.

Много ли других потенциальных рынков похвастаются тем же?

Уборка на дому, так же, как и некоторые другие ниши, отличается от перевозки «по запросу» важным свойством. Одна и та же услуга, как правило, повторяется регулярно, требуя установления доверительных отношений между клиентом и исполнителем. Они инвестируют время, чтобы определить предпочтения и дополнительные детали, создавая тем самым базу знаний. Так нужно ли обеим сторонам каждый раз пользоваться платформой, снова и снова инвестируя время, чтобы назначить новую встречу и построить новые отношения? Скорее всего, нет.

Homejoy, приложение для уборки дома «по запросу», перестал развиваться и расти, так как клиенты и уборщики не пользовались платформой после установления первоначального контакта: они обменивались контактными данными и организовывали последующее сотрудничество напрямую. По данным Forbes, только 15-20% заказчиков повторно использовали Homejoy в течение месяца, чтобы назначить новую уборку.

Давайте сравним это с рынком пассажирских перевозок, где каждая транзакция единична и обе стороны не знакомы. Как бы водитель ни хотел дать пассажиру номер своего телефона, пассажир вряд ли согласится, ему проще в следующий раз так же нажать кнопку и заказать машину. В таком случае платформа снова организует процесс и обеспечивает безопасность.

Вопрос доверия важен и может стать причиной, по которой целевая аудитория не даст шанса новому «Uber для Х». Доверят ли потенциальные пользователи ребенка «убер»-няне? Лучше подумать об этом заранее.

Более того, услуга такси типовая. По большому счету, пассажиру все равно, как выглядит водитель, какого цвета машина, с какой скоростью его везут. Не многие ниши похвастаются такой простотой. Иногда нужно пощупать товар до заказа, задать дополнительные вопросы, выбрать цвет, материал и т.д. Скорее всего, бизнес-модель Uber в таких случаях не сработает.

Большое количество «убер»-приложений создает конкуренцию в своих сегментах «по запросу». Поэтому компаниям, занимающим 3 и 4 места, приходится побороться за получение прибыли. Когда Uber начинал завоевывать рынок, стратегия компании была действительно новой и прорывной по сравнению с основным конкурентом — монополистическим рынком такси-услуг.

Сравним это с рынком доставки еды, который по прогнозам на 2016 год станет консолидацией закрытий. По данным CB Insights, в 2015 году такие стартапы во всем мире получили рекордные $5,7 млрд инвестиций, 152% рост по сравнению с 2014 годом.

Это делает рынок одним из самым конкурентных и переполненных. Стартапы предлагают одни и те же услуги, одним и тем же клиентам, с помощью одних и тех же работников. Нет ничего удивительного в том, что некоторые компании, например SpoonRocket или Instacart, выходят из игры или меняют стратегии.

Что еще усугубляет положение, так это выход на рынки гигантов с налаженными процессами и технологиями, таких как Uber и Amazon. Обе компании уже присутствуют в сегменте доставки еды «по запросу» и угрожают завоевать его значительную долю.

С последствиями высокой конкуренции сталкиваются не только игроки на рынке доставки еды «по запросу». Одной из основных причин сменить стратегию для Lavanda, услуги прачечной, стали действия хорошо финансируемого конкурента, который потратил большие средства на борьбу.

Природа «убер»-приложений основана на удобстве и низких ценах — настолько низких, насколько позволит себе потратить на удобство обычный человек, и таких, чтобы оставаться привлекательнее конкурентов. Стартапы, кроме того, утверждают, что с ростом компании, они предложат качественный сервис по еще более низкой цене. Но так происходит не всегда: цены на услуги растут, сервис слабеет. С первого взгляда это кажется логичным — за удобство нужно платить. Но высокая плата за удобство не инновация — так было всегда, не так ли?

Беря бизнес-модель Uber себе на вооружение, компании автоматически соглашаются работать с низкой рентабельностью. Для успеха такой стратегии в долгосрочной перспективе лучше позаботиться о «подушке безопасности». Как же Uber достиг низких цен и остался в выигрыше?

Uber начинал как люксовый сервис. И даже сейчас выведение товара на рынок начинает с премиального сервиса Uber Black, а только потом выводит UberX и UberPool, ориентированные на масс-маркет. Таким образом, успех Uber базируется на использовании роста компании для снижения цены и расширения сервисов. Хотя рентабельность услуг Uber и мала, компания совершает так много поездок на большом количестве рынков, что бизнес в конечно итоге остается жизнеспособным и успешным. Кроме того, как глобальный лидер, Uber получает глобальные инвестиции.

Если подытожить, то для долгосрочного успеха, покрытия маркетинговые расходов, обеспечения прибыльности низкорентабельных сервисов компании должны либо обеспечить частое использование сервиса, либо дополнить предложение сервисом с высокой рентабельностью.

Обеспечение качества может оказаться непростой задачей, если доверить контроль только программе. Одним из основных условий эффективности работы «убероподобных» компаний является то, что сотрудники работают сами на себя. Это влечет за собой снижение издержек, но и риск: компании не могут контролировать качество услуг и обучать работников.

У Uber нет нужды учить своих водителей, так как вождение — один из навыков, которому всех людей учат в схожей манере, автоматически готовя стать водителями. Для сравнения, качественная уборка дома, как и некоторые другие сервисы, потребует дополнительных навыков или квалификации.

Homejoy, стартап по уборке домов «по запросу», закрылся как раз по причинам того, что не обеспечивал качество выполняемых работ. В похожую ситуацию попал и Instacart, сервис по доставке еды из магазинов: людей, как правило, не учат, как отличить спелый авокадо или один сорт помидора от другого.

Качество услуг не всегда может быть обеспечено только с помощью технологий, какими бы современными они не являлись. Если компания постоянно получает негативные отзывы, то, возможно, стоит пожертвовать экономией и изменить стратегию.

Из выше описанных пунктов может показаться, что рынок приложений «по запросу» уже заполнен и не обещает ничего хорошего. Но это не совсем так. Целью статьи было показать, что бизнес-модель Uber не обязательно подойдет каждой идее. И то, что решение станет услугой «по запросу» автоматически не делает из него «Uber для X». Существует много способов построения такого сервиса. В том числе в зависимости от того, как устанавливаются цены и кто поставляет сервис, индивидуальные предприниматели или сотрудники компании. Каждая компания должна определить, какой способ сработает в её случае.

Luxe начинал как «Uber для парковки» и вначале был многообещающим. После борьбы с некоторыми трудностями, потери доходов и заказчиков компания сменила фокус с классической бизнес-модели Uber «по запросу» на запланированный сервис. Приложение стимулировало водителей информировать о времени, когда они хотят получить машину обратно, или запрашивать ее с некоторым запасом времени. Такой подход помог предсказывать спрос и сократить расходы.

Если же вы хотите выбрать бизнес-модель Uber как основу для стартапа, попробуйте ответить на семь простых вопросов ниже. Они помогут оценить, подходит ли вашей идее эта бизнес-модель.

Источник: http://itransition.ru/blog/when-uber-is-not-for-everything/

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

club.cnews.ru

Uber в ритейле: как это работает

Что такое уберизация

Uber как сервис по заказу такси знаком, пожалуй, каждому, хотя компания стартовала относительно недавно – в 2009 году. Несмотря на это, почти за девять лет ей удалось не только реформировать рынок, но и создать целый тренд в экономике, который носит название «уберизация».

Под уберизацией понимают использование бизнесом digital-платформы для создания добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.

Зачастую технология реализуется через приложение в смартфоне, которое идентифицирует покупателя, соединяет его с оптимальным поставщиком услуги и способствует максимально эффективной организации взаимодействия, используя систему рейтингов и отзывов.

Исполнитель находит заказчика, минуя одного, а иногда и множество посредников – получается дешевле, удобнее и быстрее. Строго говоря, посредник есть, но он всего один – Uber или компании, подобные ему. За счет эффекта масштаба и наличия нескольких крупных игроков на рынке комиссия сервиса невелика, а здоровая рыночная конкуренция сдерживает аппетиты и стимулирует развитие и улучшение качества услуг.

Uber стал новой бизнес-моделью

Возникнув на Западе, понятие Uber быстро стало нарицательным: теперь так можно назвать любой сервис, объединяющий и координирующий агентов рынка в режиме реального времени.

Благодаря синергии каждый из участников получает свою выгоду:

  • Для агентов – это возможность сократить издержки на оказание услуг.
  • Для сервиса – это получение прибыли в виде процентов со сделок, и охват большей доли рынка за счет привлечения новых агентов.

Так простой исполнитель, не обладая специальными навыками в области развития собственного бизнеса, маркетинга и рекламы, зарегистрировавшись и пройдя нехитрое обучение и авторизацию сервисом, в кратчайшие сроки получает возможность подработать водителем такси, курьером или, например, заняться сдачей жилья в аренду.

Стремительное развитие технологий и повсеместная дигитализация породили on-demand economics: клиенты хотят получать услуги тогда, когда им это нужно, а не тратить время на ожидание.

Это стало фундаментом для новой бизнес-модели, основанной на «мгновенном удовлетворении» (instant gratification). Высокая скорость оказания услуги становится новым стандартом качества на всех рынках одновременно с упрощением и стандартизацией самого бизнес-процесса, уменьшением цепочки участников и вовлечением большого количества игроков.

Преимущества и недостатки модели Uber

В условиях такой глобальной трансформации экономических подходов проявляются как положительные, так и отрицательные стороны Uber.

Преимущества.
  • Онлайн-сервисы ставят в равные условия большие корпорации и небольшие стартапы. Это положительно сказывается как на отдельных потребителях, так и на экономике страны в целом.
  • Бизнес-модель Uber делает процесс получения услуги дешевле, проще и удобнее

Недостатки.

  • Посредники вроде Uber дают обычно меньше опций (например, такси нельзя заказать заранее) и меньше гарантий в случае неприятных и непредвиденных ситуаций. Этот процесс еще требует отладки и доработки.
  • Кроме того, с позиции брендов, глубоко укоренившихся в традиционной модели, тренд на уберизацию практически неизбежно означает уход с рынка или необходимость тотальной и срочной реформы своих бизнес-процессов.

Таким образом, одни компании получают бесплатные и эффективные каналы продаж, а другие теряют вложения, направленные на построение бренда и повышение его узнаваемости.

Несмотря на то, что уберизация избавляет рынок от посредников, маловероятно, что агентская модель в ближайшее время исчезнет вовсе.

Например, сервис для аренды жилья Airbnb хоть и оставил позади по количеству бронирований мировые отельные сети, но отели продолжают приносить стабильную прибыль: посетители им доверяют, это привычная и понятная для них модель.

Краудсорсинг становится инструментом для решения бизнес-задач

Традиционные компании не могут обеспечить необходимую в новых условиях срочность оказания услуг по доступной цене. Это открывает пространство для деятельности игрокам, использующим новые технологии для привлечения к работе самозанятых граждан.

Так работают, например, краудсорсинговые платформы.

Краудсорсинговые платформы очень схожи по принципам работы с Uber и являются основой для проникновения технологии в другие отрасли, развивая заданный еще в 2000-х тренд на совместное потребление.

Люди стремятся пользоваться, а не владеть. В этом принцип совместного потребления вещей и технологий вроде timesharing – совместного владения недвижимостью, откуда и вырос Uber.

В 2014 году экономика совместного потребления оценивалась в $15 млрд. Согласно оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году доходы сервисов, занятых в сфере совместного потребления, достигнут $335 млрд.

Этот тренд включает в себя и развитие самозанятых граждан: компании больше не стремятся «владеть», то есть брать в штат сотрудников и обеспечивать им рабочее место в бизнес-центре, заставляя появляться в офисе с 9 до 18.

Желание людей заработать, управлять своим временем и самим увеличивать или уменьшать нагрузку, встраивая рабочие процессы в удобный для них график, повышает спрос на возникновение и использование подобных технологий.

Таким образом, краудсорсинг постепенно становится полноценным инструментом для решения разнообразных бизнес-задач, завоевывая все новые сферы, так как он одинаково эффективен как для B2B-компаний, так и для B2C.

 

А что в ритейле?

Предпосылки для развития краудсорсинга и уберизации в рознице связаны с массовым использованием смартфонов и планшетов, которые сейчас превращаются в современные орудия труда. Через них работники получают и выполняют задания, оперативно собирая требуемые данные.

На первый взгляд, все очень просто, но за такими платформами стоят серьезные технологические решения, предназначенные для сбора и обработки огромных массивов данных. 

Благодаря развитию краудсорсинга даже крупные территориально диверсифицированные сети могут получать информацию из самых отдаленных населенных пунктов. А небольшие компании сокращают свои издержки на персонал, получая необходимую маркетинговую информацию из торговых точек за небольшие деньги.

Работают краудсорсинговые решения достаточно просто: ритейлер или производитель размещает на платформе задание, которое нужно выполнить, указывая необходимые SKU, адреса торговых точек, количество фотографий. Плюсом таких решений являются фиксированная стоимость задания и возможность контролировать процесс его выполнения по фотоотчету и GPS-координатам.  

 

Сервисы, построенные по модели Uber

Как скоро наступит будущее, в котором мы с вами будем зарабатывать во время покупок в гипермаркете, просто загружая в программу фотографии, сделанные мимоходом? Кто станет первым счастливчиком, и как скоро uber-технологии приведут нас к дополнительному заработку?

Мобильный uber-мерчендайзер и uber-трейд-маркетолог – вот профессии будущего «полевого» маркетинга.

Все началось, как и сам Uber, с Запада.

По такому принципу уже работают некоторые иностранные компании:

  • Field Agent
  • Gigwalk
  • MobiAudit. 

На российском рынке основными игроками сейчас являются:

  • Crowd Systems
  • Million Agents
  • Street Bee
  • YouDo
  • «Яндекс.Толока»

В их приложениях видны доступные задания с описанием конкретной задачи и указанием размера вознаграждения. Взявшись за него, исполнитель выполняет работу при помощи мобильного приложения, делает фотографии и вносит необходимую информацию.

Основное отличие этого инструмента от традиционных – деперсонализация исполнителя задачи. За ее решение может взяться любой человек, установивший приложение и откликнувшийся первым. Как правило, размещаемые задания достаточно простые, для их исполнения не требуется специальная подготовка.

Но бывают и сложные задания, требующие вовлеченности исполнителя. Например, надо не просто сфотографировать товар на полке магазина, но вручную внести данные о его цене, артикуле, величине скидки, проходящих промо-акциях, а также ответить на дополнительные вопросы в анкете. 

В условиях спада экономики традиционный бизнес не может себе позволить расширить штат для выполнения большего количества заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников остается незанятой.

В то же время сервисы, построенные по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сокращать его, когда появится необходимость. Для бизнеса это означает снижение рисков, увеличение гибкости и числа потенциальных «сотрудников», а также их мобильности.

 

Уберизация в доставке товаров

Отдельного внимания заслуживает сервис краудсорсинговой доставки. Это достаточно новое явление, но уже уверенно завоевавшее свое место на рынке. Логистические компании не всегда успешно справляются с экспресс-доставкой.

Для своевременной доставки заказов ритейлеры и рестораторы все чаще используют не специализированных перевозчиков, а сервисы, работающие с непрофессиональными курьерами – таксистами и людьми, заинтересованными в дополнительном заработке.

В этом случае вся необходимая информация также аккумулируется в онлайн-сервисе, посредством которого клиент обращается напрямую к тому подрядчику, работать с которым для него наиболее удобно в настоящий момент.

Примеры сервисов, работающих на западном рынке

  • В США завоевал огромную популярность сервис доставки еды Postmates. Сервис работает по принципу on-demand delivery. Заказ оформляется онлайн с помощью приложения по доставке еды. Пользователь выбирает любой доступный ресторан и заказывает блюда.

После поступления заказа курьеры получают уведомление и, находясь территориально рядом, могут принять заказ. Компания получает 20% от стоимости доставки. Остальное, включая чаевые, зарабатывает курьер.

  • В Нидерландах создано мобильное приложение TringTring, которое доставляет покупку велокурьерами в течение одного часа. Работники такого сервиса называют себя «трингерами». Они доставляют письма, бандероли, посылки, продукты и другие покупки из интернет-магазинов.

Мобильное приложение TringTring работает по контрактам с магазинами-ритейлерами и обслуживает не частных клиентов, а непосредственно сами магазины.

Примеры сервисов, работающих на российском рынке.

  • С 2012 года услуги срочной курьерской доставки для малого и среднего бизнеса предоставляет компания Dostavista. Курьеры могут купить и привезти товары и продукты из магазина, организовать доставку для интернет-магазина, кафе, ресторана.
  • C 2013 года на российском рынке курьерского сервиса работает компания Bringo. В 2015 году она запустила платформу, которая также предоставляет услуги курьеров-краудсорсеров. Компания работает как с крупным ритейлом, так и с небольшими частными магазинами.

 

Бизнес должен приспособиться к новой реальности

Влияние глобального мирового тренда неизбежно обеспечит переход на новые экономические условия всех стран, а уберизация одних отраслей так или иначе скажется на смежных. Например, изменение процессов в ритейле сказывается на логистике и доставке.

Так что же нас ждет – светлое будущее с удобной, близкой к дому работой, множеством заказов и возможностью выполнять их в удобный день и час? Что несет в себе этот непонятный digital – позитивные или негативные изменения? Уже сегодня дигитализация кардинально изменила мир: теперь бизнес во всех странах должен приспосабливаться к новой реальности.

Представители компаний единогласны в одном: изменения будут. Невозможно искусственным образом сдерживать переход на модель Uber, поэтому определенных перекосов в экономике не избежать.

С другой стороны, любые изменения порождают новые возможности. Это потенциал и точки роста для заказчиков со стороны ритейла, FMCG и для всех нас, потенциальных исполнителей новой Uber-экономики.

Материалы по теме:

Всюду шеринг: что такое экономика совместного потребления

Жизнь после Uber: каким будет автомобильный рынок в ближайшие 10 лет

Поколение «Uber for X» или идеальная модель для бизнеса

До 40% стоимости продукта – затраты на логистику. Это вообще нормально?

6 трендов в экономике совместного потребления, которые определяют будущее

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

rb.ru

Зачем Uber понадобились роботы: бизнес-модель и ее проблемы - Блог

На днях компания Uber наделала много шума, решив заняться «автономными технологиями»: она хочет не просто закупить когда-нибудь беспилотные автомобили, а лично возглавить эту революцию. Результаты этой инициативы станут ясны очень нескоро — зато уже сейчас понятны те проблемы бизнес-модели Uber, которые превратили компанию в колосс на глиняных ногах и заставляют так стремиться к отказу от водителей. Что это за проблемы?

При том, что большинство пользователей воспринимает Uber как «вызов такси», сама компания претендует на другой статус — разработчиков программного обеспечения, предоставляющих не транспортные услуги, а лишь посреднические. Водители и пассажиры с помощью приложения просто находят друг друга, а дальше непосредственно водитель оказывает услуги пассажиру, не являясь при этом сотрудником Uber.

Что это меняет? Если Uber не подпадает под определение таксопарка, то не обязан подчиняться соответствующим законам, платить соответствующие налоги и вообще заниматься большой частью их работы. Это позволяет ему предоставлять услуги дешевле, чем традиционное такси. Неудивительно, что стартап стал расти с огромной скоростью: стартовав менее пяти лет назад, он уже оценивается более чем в $40 миллиардов. Однако это позиционирование, на котором все строится, очень спорное.

Да, слова о посредничестве отчасти верны: когда на eBay продавцы и покупатели находят друг друга, никому не приходит в голову назвать продавцов сотрудниками сайта. Однако Uber жестко контролирует процесс: у eBay стороны решают ценовой вопрос без участия площадки, а здесь компания сама устанавливает тарифы и даже запрещает водителям брать чаевые. И причисление компании к сегменту sharing economy, где все строится на посредничестве между пользователями (как Airbnb, где ищут друг друга владельцы простаивающего жилья и краткосрочные арендаторы), также не вполне верно. Слово ridesharing корректнее описывает ситуацию «мне надо съездить на машине в другой город, если найду попутчика, он оплатит бензин и в пути веселее будет» (посредником в таком выступает, например, BlaBlaCar). А в Uber не «делят поездку» и не «ищут общения», там речь лишь об оказании профессиональной услуги за деньги.

Все это приводит к первой проблеме: что бы компания ни говорила о себе сама, последнее слово за властями, а они далеко не всегда с ней согласны. Uber действует уже более чем в 50 странах, и ситуации различаются. В одних местах сервис просто признали нелицензированным такси и потребовали прекратить деятельность. В других идут затяжные дебаты о статусе, и совершенно неясно, чем они закончатся. Идти на уступки местному законодательству в конкретных регионах компания не хочет (вероятно, опасаясь, что любая уступка тут же станет прецедентом для остальных). В итоге гигант, представленный на множестве рынков, может внезапно оказаться без ключевых из них.

Вторая проблема: традиционные такси недовольны тем, что их конкурент может поставить заведомо более низкие цены, и ищут пути этому воспрепятствовать. Например, лондонские таксисты заявили, что в случае с Uber смартфон водителя де-факто выполняет роль таксометра, который нельзя использовать без соответствующего разрешения. Мэр Борис Джонсон признал, что случай сложный и надо принять решение с помощью экспертов.

Третья: поскольку водители как бы не сотрудники и компания не несет ответственности за их действия — значит, полностью контролировать их она также не может, даже когда эти действия вредят ей. Разумеется, контроль качества существует, и при жалобах на водителей их лишают доступа (позиционируя это не как «увольнение», а как «бан нарушителя»). Но это не избавляет от историй вроде недавней «индийская пользовательница Uber заявила, что водитель ее изнасиловал», которые сложно представить в традиционном такси. Подобные скандалы пока остаются единичными, но по репутации сервиса бьют.

Четвертая: сами водители, не являясь сотрудниками, могут легко выказывать недовольство. Например, в 2013-м компания получила сразу несколько исков от водителей, заявляющих, что фразой «чаевые уже включены» она вводит в заблуждение пользователей.

И при этом всем у компании есть еще и конкуренты с аналогичной бизнес-моделью вроде Lyft, желающие переманить водителей к себе.

Подвергаясь давлению с пяти сторон сразу, Uber то прибегает к сомнительным тактикам (Lyft жаловался, что у него пачками заказывают и отменяют поездки, загружая водителей бессмысленной неоплачиваемой работой), то, как сообщается, работает себе в убыток: он хочет разрастись настолько, чтобы его сложно стало запретить, а для быстрого роста можно закидывать водителей деньгами. Но инвестиционные деньги нельзя выделять бесконечно — поэтому компания, являясь успешнейшей по многим метрикам, при этом может быть совершенно не уверена в своем будущем.

И в этой ситуации беспилотные автомобили внезапно оказываются главной надеждой гиганта. Они не устроят забастовку, не уйдут к конкуренту и вообще не требуют платить им, позволяя снизить цены еще сильнее. А масштабные инвестиции позволяют бросить на это ресурсы, которых нет у конкурентов помельче, и оторваться от них.

Вот только сейчас компания при нападках в ее адрес любит говорить о том, сколько рабочих мест она создает — и если с беспилотными автомобилями все пойдет хорошо, это ей еще припомнят.

Автор фото основной иллюстрации: Julien GONG Min, распространяется по Creative Commons.

www.axiomadev.ru