Бизнес-образование: где, как и кому учиться. Бизнес образования


где, как и кому учиться / TeachMePlease

Бизнес-образование является профессиональным, строится на обучении управленцев на предприятиях и в хозяйственных организациях, ориентировано на преподавание практических и персональных навыков. Бизнес-образование состоит из сочетания теоретических знаний с обучением на практических примерах через решение кейсов, разбор проблем из рабочей практики.

На рынке образовательных услуг существует огромное количество предложений в сфере бизнес-образования. Чтобы выбрать подходящую программу необходимо трезво оценить свой уровень знаний и навыков, потому как идти на программу MBA без опыта управления не имеет смысла.

Виды бизнес-образования

Не всякий курс подойдёт начинающему менеджеру, молодым специалистам в начале карьерного пути требуются фундаментальные знания в различных областях бизнеса. Практикующие менеджеры изучают основы управленческой стратегии. Руководителям приходится развивать лидерские качества, учиться оказывать влияние на коллектив и партнеров, изучать разные стратегии ведения бизнеса. Топ-менеджеры учатся расширять видение бизнеса, рефлексируют над своим управленческим опытом.

Формально-традиционный способ образования

Этот вид бизнес-образования включает в себя получения степеней бакалавра и магистра в области менеджмента. На таких программах могут обучаться люди без опыта работы в форме первого высшего образования. Преимущество такого образования заключается в том, что есть возможность поступить на бюджетное место. Также традиционное бизнес-образование подойдёт людям с управленческим опытом в качестве второго высшего образования, правда, оно длится не менее трёх лет и является не дешевым удовольствием.

Профессиональная переподготовка

Курсы профессиональной переподготовки в сфере менеджмента длятся не менее 500 часов, освоить их могут только люди с высшим образованием. Такие программы в большей степени дают практические навыки, в меньшей фундаментальные – теоретические. Они подойдут работающим людям, так как занимают меньшее количество времени нежели традиционные, могут быть полностью или частично представлены в онлайн-формате. Такие программы предлагают как университеты, так и частные организации, у которых есть лицензия на образовательную деятельность. Профессиональная переподготовка всегда проходит на платной основе.

MBA

Степень MBA, то есть мастера делового администрирования, можно получить в бизнес-школах. Эта степень не является высшим образованием, а только дополнением к нему, при этом обучаться может человек без профильного образования, главное требование – иметь практический опыт в управлении. В России выпускник по окончании программы MBA получает диплом о дополнительном (к высшему) образовании. Существуют бизнес-школы при классических университетах и частные, самостоятельные бизнес-школы. Образование в первых близко к фундаментальному, академическому, вторые предоставляют программы, которые ориентированы на решение актуальных проблем и конкретных задач. Обучение на программах занимает 2 года, учатся, как правило, 3 раза в неделю. Правда, часть обучения может быть переведена в онлайн-режим, так как программы рассчитаны на работающих людей, у которых не так много свободного времени. Программы MBA – дорогое удовольствие, по стоимости сравнимо со вторым высшим.

Корпоративное обучение

Такой вид бизнес-образования нацелен на подготовку кадров для конкретной организации, может проводится как работодателем, так и сторонней организацией. Крупные организации открывают собственные корпоративные университеты, их задача – обучить реальным навыкам, в которых нуждается компания. Такие образовательные центры не ставят целью выдачу формальных дипломов, однако полученные знания и навыки ценятся в других фирмах. Обучение проводится за счёт организации.

Краткосрочные программы

Это небольшие по продолжительности программы: тренинги, бизнес-семинары, курсы повышения квалификации, которые могут проводит отдельно тренеры или тренинговые и консалтинговые компании. Они направлены на практиков, которым нужно развить определённые навыки (командообразование, бизнес-этикет). На отдельных занятиях разбираются новые формы менеджмента, изучаются свежие программные продукты, используемые в управлении организацией. Ознакомительные занятия иногда проводятся бесплатно, но основная программа платная, может быть оплачена работодателем.

Executive Education - краткосрочная программа для руководителей высшего звена. Занятия в таких программах ведут только профессора самого высокого класса, причем не просто теоретики, а практики, которые могут предложить нестандартные решения управленческих проблем.

Для руководителей высшего звена

Программа DBA (доктор делового администрирования) для менеджеров высшего звена, которые обладают большим практическим опытом управления бизнесом, имеют не только высшее образование, но и диплом МВА, Еxecutive МВА, степень кандидата наук. Программа DBA для тех, кто продолжает карьеру топ-менеджера или консультанта, но при этом заинтересован в осмыслении и описании накопленного опыта и извлечении из него нового знания

Бизнес-коучинг – это метод тренинга или консалтинга, который осуществляется для руководителей специалистами с базовым техническим, математическим или экономическим образованием, и вторым высшим в области психологии. Коуч, как правило, заканчивает дополнительное образование и имеет степень кандидата наук, MBA или Ph.D. Бизнес-тренер должен быть не только сильным теоретиком, но и обладать опытом руководства крупными бизнес-единицами. Коуч помогает решить конкретные проблемы в ведении дел, предоставляет руководителю сведения о том, что предлагает современная наука, как новые научные методы применяются на практике, какие компании мирового уровня успешно применили новую технологию управления и оптимизации бизнес-процессов.

Бизнес-образование позволяет управленцам восполнить недостаток знаний в сфере экономики и бизнеса, обновить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и увеличить доходы. В большей степени именно менеджеры следуют концепции обучения в течение всей жизни, что связано с необходимостью получать дополнительные навыки на каждом новом этапе карьеры.

blog.teachmeplease.ru

Бизнес-образование для детей, Дополнительное образование – “Навигатор Образования”

Некоторые эксперты утверждают: чем раньше человек начнет постигать финансовую грамотность, тем проще ему будет в дальнейшем управлять деньгами и избегать проблем. Именно поэтому современных детей начинают обучать таким обыденным для вещам, как банковские операции и правильное обращение с деньгами, с раннего детства. Это обусловило широкое распространение бизнес-школ для детей, которые готовят их к взрослой жизни практически с пеленок.

Ни для кого не секрет, что все родители желают для своих детей только лучшего. Малыш, едва научившийся ходить, уже представляется маме и папе известным политиком, звездой спорта или успешным бизнесменом. Однако не каждый взрослый знает, как помочь ребенку найти свое место в жизни, выбрать правильную профессию и достичь успеха.

Некоторые эксперты утверждают: чем раньше человек начнет постигать финансовую грамотность, тем проще ему будет в дальнейшем управлять деньгами и избегать проблем. Именно поэтому современных детей начинают обучать таким обыденным для вещам, как банковские операции и правильное обращение с деньгами, с раннего детства. Это обусловило широкое распространение бизнес-школ для детей, которые готовят их к взрослой жизни практически с пеленок.

Детское бизнес-образование: альтернатива общему образованию или хорошее дополнение?

Сегодня общеобразовательные школы находятся под пристальным вниманием органов власти. Совершенствование и внедрение в программы обучения новых методик и поддержание соответствия требованиям времени является первоочередной задачей Министерства образования. Но, к сожалению, традиционные школы по-прежнему не могут решить ряд очень важных вопросов.

В первую очередь, это касается индивидуального подхода к обучению детей. Один учитель, работающий одновременно с классом, в котором более двух десятков человек, физически не может уделить должного внимания каждому. Отсюда возникает проблема с выявлением способностей и наклонностей каждого ученика, а также невозможность обеспечения его теми знаниями, которые будут соответствовать его интересам.

Кроме того, сегодня программа общего образования состоит из необходимого минимума по ряду дисциплин и не предполагает глубокого изучения одного-двух предметов, способных облегчить поступление в ВУЗ на выбранную специальность. В связи с этим, многие родители, недовольные современными методиками обучения, начали искать решение за пределами обычной школы.

В результате, большую популярность сегодня приобрели альтернативные способы обучения детей. И спрос на программы дополнительного образования продолжает расти с каждым днем, в том числе к бизнес-школам для детей.

Отметим, что на первый взгляд такие специальные учебные заведения кажутся неуместными из-за очевидной несопоставимости понятий о детях и предпринимательской деятельности. Однако постоянно растущее количество детских бизнес-школ явно свидетельствует о том, что общество не только их признало, но и считает эффективными.

Чему учат в бизнес-школах?

Безусловно, стать полноценной заменой общеобразовательной школе подобная образовательная организация не сможет. Но бизнес-школы способны обеспечить детей необходимыми знаниями об экономике и финансах, что является важным аспектом современной жизни.

Бизнес-школы предлагают специальные программы для детей в возрасте от 6 до 19 лет и имеют много общего с курсами МВА (главное отличие, в основном, только в возрасте студентов). Занятия проводятся успешными бизнесменами, которые знают все об особенностях менеджмента. Ученики посредством моделирования различных ситуаций учатся принимать решения, изучают рынок и многое другое.

Каждая школа имеет ряд программ, которые позволяют детям получить очень важные навыки и знания. В зависимости от выбранного направления их характер может меняться, но, в целом, выделяют следующие задачи и цели бизнес-образования:

  • обучение командному взаимодействию;
  • содействие в профориентации;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • бизнес-обучение;
  • создание бизнес-проектов;
  • самореализация;
  • тренировка мышления;
  • развитие памяти;
  • выявление лидерских качеств;
  • навыки ведения дебатов;
  • развитие креативного мышления;
  • освоение правил тайм-менеджмента и др.

Многие занятия проходят в форме игры или беседы, что позволяет лучше усваивать материал. Кроме того, отличительной чертой большинства бизнес-школ является наличие тьютора, который сопровождает ученика на протяжении всего периода обучения. То есть, детские бизнес-школы придерживаются политики индивидуального подхода к каждому ребенку – той важной составляющей, недостающей традиционному образованию.

Российские бизнес-школы для детей

В России бизнес-школы для детей начали открываться более 10 лет назад. Поскольку подобных направлений обучения в нашей стране до сих пор не было, основателям этих курсов приходилось самостоятельно разрабатывать методики и программы обучения, соответствующие разным возрастным категориям детей.

Кстати, руководителями детских бизнес-центров стали преимущественно бывшие ученики школ МВА, предприниматели, психологи и преподаватели экономических ВУЗов.

На сегодняшний день на территории России функционирует огромное количество бизнес-школ для детей. Однако наибольшей популярностью пользуются такие образовательные организации, как:

  • «Кидбург» - представлен в трех городах России: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Москва. Центр приглашает к себе детей в возрасте 4-14 лет для участия в игре, моделирующей жизненную ситуацию. То есть, дети выбирают себе профессии и пытаются достичь в ней успехов, обучаясь финансовой грамотности и навыкам принятия решений.
  • Kinder MBA - открылась в Москве около 5 лет назад и по сути представляет собой адаптированную под детей программу МВА. Она состоит из трех модулей: Start (1-4 класс), PRO (5-8 класс) и Foundation (9-11 класс), каждый из которых длится 4 месяца. В процессе обучения дети, в зависимости от возраста, учатся находить решения изобретательных задач и командной работе, а также осваивают особенности управления финансами и оптимизации бизнес-процессов. Примечательно, что многие ученики этой школы уже владеют собственным делом и зарабатываются деньги самостоятельно.
  • Matrix Carrier – школа работает уже более 10 лет. Учащиеся – школьники разного возраста, а недавно открылось отделение и для дошкольников. Длительность курса обучения занимает весь учебный год, при этом дети проводят в школе по 2-8 часов в неделю. Дошкольников учат быть лидерами, а также с ними проводят уроки театрального мастерства и обучают английскому. Дети постарше вовлечены в более сложную программу.
  • Creative camp – предназначена для детей в возрасте от 12 до 17 лет. В лагере, арендованном на подмосковной базе, все занятия выпадают на период школьных каникул. То есть, дети могут одновременно отдохнуть и провести время с пользой, изучая бизнес-процессы. Каждый год в лагере проводится по 10 смен. Со школьниками ежедневно занимаются молодые предприниматели экономических факультетов. Они ведут деловые игры и рассказывают об особенностях «реального» бизнеса. Благодаря тому, что возраст всех педагогов менее 30 лет, они очень быстро находят общий язык с участниками. Многие дети по окончанию учебы смогли даже реализовать собственные проекты.
  • Тренинговый центр К.О.Т. – приглашает детей в возрасте 9-17 лет на однодневные тренинги, позволяющие освоить финансовую грамотность и расширить кругозор. На курсах обучают командной работе, основам тайм-менеджмента и лидерства, а также рассказывают, как нужно правильно ставить цели. Помимо этого дети развивают коммуникативные навыки и учатся презентовать себя.

«Подводные камни» бизнес-образования для детей

Несмотря на все преимущества программ бизнес-школ для детей, они подходят далеко не для всех. Стоимость таких курсов варьируется в зависимости от возраста, длительности программы и формата проведения. Но в целом, если говорить о полноценном бизнес-образовании, стоимость обучения в бизнес-школе может существенно ударить по карманам семью со средним доходом.

Если традиционное образование ребенок может получить бесплатно благодаря государственному финансированию обычных школ, среднепрофессиональных и высших учебных заведений, то дополнительное образование полностью ложится на плечи родителей.

Видимо, это и является основной причиной того, что в нашей стране доля участия в таких программах по сравнению с западными странами очень низка. К примеру, в странах Европы дополнительное образование занимает 70% населения, а в России только 22%. Хотя правительство не раз заявляло о необходимости поддержки детского бизнес-образования и акцентировало внимание на его важности, практической пользы это не принесло, поскольку даже само понятие "детское бизнес-образование" не закреплено на законодательном уровне.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ «БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКИМ РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ | Опубликовать статью РИНЦ

Худолей Г.С.1, Стебеняева Т.В.2, Ларин С.Н.3

1,2 Кандидат экономических наук, 3 Кандидат технических наук, 1,2 АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления, 3 ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №16-06-00002а

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ «БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКИМ РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ

Аннотация

В статье уточнен современный подход к понятию «бизнес-образование» и раскрыта его экономическая сущность применительно к реалиям российской экономики. Кроме того, определен состав наиболее важных факторов, соблюдение которых может предопределить целесообразность внедрения инноваций в системе образования и конкретно в сегменте «бизнес-образования». Сделан вывод о том, что обычный перенос зарубежных программ «бизнес-образования» в российские реалии невозможен, поскольку без знания международных стандартов обучения специалистов в сегменте «бизнес-образования» их успешная адаптация к особенностям развития экономики в России в обозримой перспективе маловероятна.

Ключевые слова: развитие экономики, сегмент «бизнес-образования», программы обучения и подготовки специалистов.

Khudoley G.S.1, Stebenyaeva Т.V.2, Larin S.N.3

 1,2 PhD in Economics, 3 PhD in Engineering, 1,2 Institute of international accounting standards and control, 3 Central economical and  mathematical institute RAS

ECONOMIC ESSENCE «BUSINESS-EDUCATION» REFERENCE TO THE RUSSIAN MARKET CONDITIONS

Abstract

Article updated modern approach to the concept of «business–education» and discloses its economic entity in relation to the realities of the Russian economy. In addition, it determines the composition of the most important factors, compliance with which can determine the feasibility of introducing innovations in the education system and specifically in segment «business–education». The conclusion is that the usual transfer of foreign programs «business–education» in the Russian reality is impossible, because without the knowledge of international experts training standards in segment «business–education» of their successful adaptation to the peculiarities of economic development in Russia in the foreseeable future is unlikely.

Keywords: economic development, segment «business-education», programlearning and preparation of specialists.

Введение

Как известно, во все времена образование выступало в качестве одного из  системообразующих элементов функционирования общества. Поэтому совсем не случайно от результатов современного этапа реформирования отечественной системы образования во многом зависит судьба дальнейшего социально-экономического развития не только российской экономики, но и общества в целом. Переход на рыночные методы управления экономикой вполне естественно повлек за собой и необходимость модернизации всей российской образовательной системы. Специалистам достаточно хорошо известны примеры из мировой практики, когда серьезный пересмотр парадигм развития экономических систем был неразрывно связан с проведением качественных изменений в системе образования [1, 2]. Как правило, переход к новым парадигмам экономического развития всегда сопровождается, с одной стороны, повышением эксплуатации экономически структурами человеческого капитала, а с другой – повышением требований к его качественным характеристикам – профессиональной квалификации и уровню компетентности. Практика показывает, что полного совпадения указанных выше обстоятельств на начальных стадиях перехода к новому этапу экономического развития мирового сообщества в целом или отдельно взятой страны, пусть даже такой большой, как Россия, никогда не происходит. Чаще всего общая картина выглядит так: производственные структуры имеют желание и возможности для перехода к новому этапу своего развития, а большая часть человеческого капитала, того самого, который обеспечивает производство основной массы товаров и услуг, на этот конкретный момент не обладает достаточной квалификацией и уровнем компетентности для нормального функционирования экономики. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии определенных взаимосвязей между переходом к новой парадигме экономического развития и уровнем подготовки к нему человеческого капитала, который во многом определяется и зависит от текущего состояния образовательной системы. Если она будет воспроизводить специалистов, профессиональная квалификация и уровень компетентности которых не соответствуют запросам предпринимательских структур экономики, то социально-экономическое развитие страны замедляются, и наоборот [3].

Понятие «бизнес-образования» и его сущность

Основная цель профессионального образования заключается в подготовке специалистов, профессиональная квалификация и уровень компетентности которых позволяет им успешно осуществлять свою трудовую деятельность. Для их подготовки чаще всего используются стандартные программы обучения в высших учебных заведениях (ВУЗах), в которых и должны своевременно отражаться все изменения, связанные с переходом к новому этапу экономического развития страны. Такое понимание образования можно еще назвать «чисто профессиональным». Но, сразу отметим, что не оно будет основной целью нашего исследования.

Кроме «чисто профессионального» образования переход к новому этапу экономического развития практически всегда вызывает потребность в подготовке определенной части специалистов, владеющих конкретными навыками, компетенциями и технологиями управления основной массой человеческого капитала в новых экономических условиях применительно к функционированию конкретных предпринимательских структур, начиная от малых и средних предприятий и заканчивая крупными промышленными холдингами и международными корпорациями [4]. Практика показывает, что стандартных образовательных программ по подготовке специалистов такого уровня в обычных ВУЗах просто нет. Тем не менее, специалисты такого уровня оказываются наиболее востребованными в условиях перехода к новому этапу экономического развития. Пожалуй, именно здесь становится уместно употребить термин «бизнес-образование», под которым мы и будем понимать подготовку специалистов, способных обеспечить рост и развитие разного рода предпринимательских структур в условиях перехода к новому этапу экономического развития. Другими словами под «бизнес-образованием» следует понимать подготовку специалистов в области управления или менеджмента, которая в отличие от «чисто профессионального» образования не может опираться только на стандартные образовательные программы.

Особенности российской практики «бизнес-образования»

Естественно, возникает вопрос кто, где и каким образом должен заниматься подготовкой специалистов в области управления или менеджмента.

Поскольку две первые составляющие вопроса достаточно близки, а в некоторых случаях частично или полностью совпадают, то нам остается выделить всего два варианта, которые доказали на практике свою жизнеспособность, но при разном качестве подготовки специалистов. В первую очередь, это все те же ВУЗы, которые, учитывая веяния времени и стремясь им соответствовать, разрабатывают свои программы обучения специалистов в области управления или менеджмента. Во вторую очередь следует выделить создание бизнес-школ, которые могут работать в качестве одной из структур какого-либо ВУЗа или в качестве самостоятельной структуры. В последнем случае такие школы должны пройти аккредитацию и иметь официальное разрешение на ведение образовательной деятельности по подготовке специалистов в области управления и менеджмента [5].

Третья составляющая вопроса, собственно говоря, и порождает все многообразие современного рынка «бизнес-образования» и программ обучения и подготовки специалистов. Сделаем небольшое отступление в отношении рынка, который в общем случае все понимают как место совершения финансовых либо материальных сделок, а проще – купли-продажи определенных товаров или услуг. В нашем случае в качестве такой услуги выступает процесс обучения и подготовки специалистов в области управления и менеджмента. Поскольку стандартизировать этот процесс в рамках образовательной системы одной страны не представляется возможным, то предоставление такого рода услуг в основной своей массе в настоящее время осуществляется на платной основе. В этой связи будет вполне уместным использовать в наших дальнейших исследованиях такой термин как рынок «бизнес-образования».

Возвращаясь к третьей составляющей исследуемого нами вопроса, укажем существующие способы обучения и подготовки специалистов в области управления и менеджмента. Первый из них является формально-традиционным и заключается в обучении и подготовки специалистов под эгидой ВУЗа по одной из ВУЗовских программ. Однако, без опыта практического применения полученных знаний и навыков этот способ обладает меньшей функциональностью и по этой причине недостаточно популярен в среде будущих специалистов в области управления и менеджмента.

Второй способ заключается в получении специалистом второго высшего образования в ВУЗе со специализацией на области управления и менеджмента. Практическая реализация этого способа предполагает обучение специалиста без отрыва от производства, что значительно повышает функциональную составляющую этого способа. Однако сам процесс получения второго высшего образования по продолжительности предполагает никак не менее трех лет. Наличие данного обстоятельства резко снижает привлекательность для специалистов, желающих повысить свои профессиональные знания, навыки и компетентность в области управления и менеджмента.

Третьим способом обучения и подготовки специалистов в области управления и менеджмента можно считать программы профессиональной переподготовки в объемах не менее 500 академических часов, которые разрабатываются и реализуются при тех же ВУЗах, либо разного рода Центрах профессиональной переподготовки при них, прошедших соответствующую аккредитацию и получивших право заниматься такого рода деятельностью. Об эффективности и фундаментальности обучения и подготовки специалистов по таким программам говорить не приходится, поскольку он достаточно краткосрочны, реализуются в основном без отрыва от производства, а их выпускникам не присваивается новая квалификация. Тем не менее, в ряде предпринимательских структур в настоящее время является обязательным требование повышать свою квалификацию не реже одного раза в 2-3 года. Периодичность повышения квалификации существенно варьируется в зависимости от профиля предпринимательской деятельности и наличия у руководства предпринимательских структур желания быть в первых рядах по конкретному виду предпринимательской деятельности.

В качестве четвертого способа обучения и подготовки специалистов в области управления и менеджмента будем рассматривать образовательные программы бизнес-школ, которые могут работать в качестве одной из структур какого-либо ВУЗа или в качестве самостоятельной структуры. Здесь достаточно хорошо себя зарекомендовали программы МВА (Master of Business Administration – Мастер делового администрирования), которые в настоящее время признаны Министерством образования и науки России (Минобрнауки России), а также Российской Ассоциацией Бизнес-Образования (РАБО) – признанным лидером, инициатором и координатором программ подготовки специалистов в области управления и менеджмента для предпринимательских стуктур. В соответствии с концепцией, одобренной Минобрнауки России, программы МВА нацелены на подготовку специалистов в области управления, квалификация которых позволит им руководить организацией в целом. При этом данные программы допускают и некоторую специализацию, связанную, главным образом со спецификой предпринимательской деятельности в конкретных отраслях производства российской экономики.

Ключевым элементом обучения по программам МВА является его универсальность. Программа дает базовые знания по маркетингу, менеджменту, развитию бизнеса, финансам, управлению человеческими ресурсами и др. а также объясняет, каким образом происходит взаимодействие между различными областями бизнеса [6].

Во многом благодаря деятельности РАБО «бизнес-образование» было идентифицировано как особый сегмент системы образования России, ориентированный на функционирование в условиях рыночной экономики. Кроме того, проводимая РАБО деятельность позволила выделить и объединить лидеров сегмента «бизнес-образования» (в части дополнительного платного образования для специалистов в области управления) независимо от того являются они самостоятельными бизнес-школами, институты переподготовки и повышения квалификации или подразделениями отдельных ВУЗов. Именно по этой причине РАБО удалось стать не только инициатором, но и полноценным разработчиком и участником многих инноваций в отечественной системе образования и, прежде всего, в сегменте «бизнес-образования» [6]. В частности можно выделить внедрение в процесс обучения и подготовки специалистов программ с использованием метода конкретных ситуаций (case-study), «лучших практик», модульного подхода и др., которые позволяли специалистам получать в процессе обучения реально востребованные знания и навыки для их будущей предпринимательской деятельности. В результате современные программы МВА, как правило, полноценно отражают все функциональное разнообразие управленческой деятельности в различных отраслях отечественной экономики.

Определяющие факторы развития сегмента «бизнес-образования»

Однако, успешность инноваций в системе образования может быть достигнута только при соблюдении ряда важных факторов. Относительно сегмента «бизнес-образования» в числе таких факторов можно указать следующие.

Первый важный фактор заключается в том, что правами на открытие новых программ обучения и подготовки специалистов должны обладать только те ВУЗы и другие образовательные учреждения, которые имеют все необходимые для этого ресурсы. Это, главным образом, высоко квалифицированный профессорско-преподавательский состав и развитая материальная база (достаточное число аудиторий, наличие в них демонстрационного программного обеспечения и компьютерного оборудования, возможности для издательского обеспечения программ и др.).

Не менее значимым фактором является наличие успешного опыта реализации программ обучения и подготовки специалистов в сегменте «бизнес-образования» для взрослой аудитории. Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что далеко не все ВУЗы, успешно работающие с образовательными программами в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), могут с таким же успехом и на высоком уровне реализовывать программы обучения и подготовки специалистов в сегменте «бизнес-образования» для взрослой аудитории.

Третьим важным фактором должен стать постоянный контроль качества новых программ обучения и подготовки специалистов в сегменте «бизнес-образования». Рынок бизнес-образования в России пока еще находится в стадии своего становления. В этих условиях качество новых программ должно обязательно контролироваться, особенно если обучение по таким программам подтверждается дипломом государственного образца. Для этого можно создать при РАБО систему государственно-общественной аккредитации, в рамках которой экспертами проводится анализ реализуемых ВУЗами и другими образовательными учреждениями программ. На основе положительного заключения экспертов специальный орган Минобрнауки России выдает разрешение на аккредитацию конкретной программы. За рубежом технические детали данной процедуры давно и хорошо отработаны. Главное здесь заключается в том, чтобы взять этот опыт на вооружение и перейти к цивилизованным, профессиональным методам контроля и оценки качество новых программ обучения и подготовки специалистов в сегменте «бизнес-образования».

Наконец еще одним важным фактором эффективного внедрения новых программ в сегменте «бизнес-образования» заключается в необходимости своевременного пересмотра ряда положений действующих нормативных документов, которые регулируют деятельность предпринимательских структур. Сегодня в некоторых документах установлены ограничения по уровню базового образования, в соответствии с которыми определенные лица могут управленческие должности. Наличие такого рода ограничений приводит к тому, что люди либо непродуктивно тратят время, стремясь получить второе высшее образование, либо пытаются фиктивно «купить» диплом, чтобы обойти эти ограничения для своего карьерного роста. Профессиональная ориентация новых программ, а также их компактность должны позволять специалистам получать знания и навыки в объемах, достаточных для преодоления ограничений регулирующих документов.

Сравнительный анализ зарубежных и российских программ подготовки специалистов в сегменте «бизнес-образования»

Рассмотрим далее ситуацию, которая возникает при сравнении российских бизнес-школ и практики реализации ими программ подготовки с международными стандартами обучения специалистов в сегменте «бизнес-образования». В последнее время ведущие бизнес-школы из развитых стран приходят на российский рынок самостоятельно, но чаще всего в форме совместных с российскими образовательными структурами предприятий. Однако негативных моментов в этом обстоятельстве значительно меньше, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, данное обстоятельство лишний раз подтверждает глобализацию мировой экономики и все более увеличивающуюся зависимость отдельных стран друг от друга. Во-вторых, без знания международных стандартов обучения специалистов в сегменте «бизнес-образования» нам вряд ли удастся в обозримой перспективе адаптировать к ним существующие в России наработки в этом сегменте. В-третьих, при ближайшем рассмотрении оказывается, что унифицированных и применяемых во всем мире стандартов обучения специалистов в сегменте «бизнес-образования» не существует. В-четвертых, выясняется, что в разных странах есть свои системы аккредитации программ для обучения специалистов в сегменте «бизнес-образования», но они отличаются друг от друга, причем, иногда достаточно существенным образом.

Конечно, школы с мировым именем накопили большой и полезный опыт подготовки менеджеров высшей квалификации на основе применения программ, разработанных в соответствии с международными стандартами «бизнес-образования». Безусловно, они имеют свои достоинства, которые очевидны. Прежде всего, это профессиональное знание делового английского языка и свободное владение навыками деловых коммуникаций. Сюда же надо отнести их тесные связи с ведущими транснациональными компаниями. Выпускники бизнес-школ с известностными брэндами по программам МВА, как правило, не испытывают проблем с трудоустройством. Прямой доступ ведущих зарубежных бизнес-школ к международному опыту ведения бизнеса позволяет им эффективно применять в своей деятельности метод конкретных ситуаций (case-study).

Однако обучение в ведущих западных бизнес-школах имеет и свои недостатки. Самый главный из них – практически полная оторванность преподавания от российских реалий (подавляющее большинство кейсов не отражает действительные процессы, происходящие в российском бизнесе). Еще одна большая проблема внедрения известных школ бизнеса на российский рынок заключается в ограниченном платежном спросе обучаемых специалистов, который отличается от программ российского «бизнес-образования» в 4-5 и более раз. Стоимость самых дорогих российских программ МВА составляет около 10 тыс. долл. за двухлетнюю вечернюю программу, в то время как годичная очная программа МВА в Европе стоит не менее 40 тыс. долл.; в США, где большинство очных программ МВА – двухгодичные их стоимость еще выше. Кроме того, в США и Европе более 90% программ МВА – очные и рассчитаны на полный отрыв от производства; но опыта реализации вечерних программ в этих школах нет. В России подход к обучению и подготовке специалистов в сегменте «бизнес-образования» совершенно иной – реализация большей части программ МВА рассчитана на применение  вечерних или модульных занятий.

Вышесказанное означает, что в обозримой перспективе доля рынка бизнес-школ мирового уровня на российском рынке «бизнес-образования» с позиций платежеспособного спроса ограничена 5-10%. Другим, не менее важным ограничением открытия западных программ МВА в России заключается в отсутствии подготовленного  профессорско-преподавательского состава. Без привлечения российских преподавателей и учета существующей в стране бизнес-среды эффективная реализация программ невозможна. Учитывая острый дефицит профессорско-преподавательского состава в российском бизнес-образовании решить задачу выхода бизнес-школ мирового уровня на российский рынок будет очень трудно.

На этом основании можно утверждать, что привнести «международное качество» в российское «бизнес-образование» извне представляется практически нереальным. Между тем, потребность в деловом образовании, судя по всему, будет расширяться. Это обстоятельство будет способствовать тому, что российские бизнес-школы будут совершенствовать качество своих программ путем применения западного опыта аккредитации, стажировок преподавателей за рубежом, вхождения в международное образовательное пространство через партнерство в соответствующих организациях и т.д. Указанные обстоятельства необходимо учитывать при осуществлении дальнейшей модернизации российской системы образования.

Заключение

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

  1. Экономическая сущность «бизнес-образования» заключает в подготовке специалистов для разного рода предпринимательских структур в области управления или менеджмента, которая в отличие от «чисто профессионального» образования не может опираться только на стандартные образовательные программы.
  2. В условиях перехода нашей страны к новому этапу социально-экономического развития возникла потребность в подготовке специалистов управленческого профиля, которые на практике оказались бы способными обеспечить успешное функционирование конкретных предпринимательских структур в рыночных условиях.
  3. Определен состав наиболее важных факторов, соблюдение которых может предопределить целесообразность внедрения инноваций в системе образования и конкретно в сегменте «бизнес-образования».
  4. Перенос зарубежных программ «бизнес-образования» в российские условия невозможен, поскольку необходима адаптация международных стандартов обучения специалистов в сегменте «бизнес-образования» к особенностям развития экономики в России.

Литература

  1. Adler Nancy J. The Arts and Leadership: Now That We Can Do Anything, What Will We Do? // Academy of Management Learning and Education. 2006. Vol. 5. № 4. Pp. 486-498.
  2. Баранова Н. М. Анализ рынка бизнес-образования России 2008-2014 гг. // Научное обозрение, 2015, №5. – С. 368-375.
  3. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование: Задачи руководителей. – М.: «Олимп – Бизнес», 2004.
  4. Шимов В. Н., Хмельницкий В. А. Высшее экономическое образование – инновационный путь развития – Вестник Финансовой академии. – 2008. – № 2. – С.92.
  5. Баранова Н. М.Современные концепции бизнес-образования в России. // Модели и методы инновационной экономики. Сборник научных трудов. Вып.6. – М.: ЦЭМИ РАН, 2014. – 213 с. – С.18-26.
  6. Леонгардт В. А. Услуги бизнес-образования как особый сегмент рынка дополнительного профессионального образования // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 5.

References

  1. Adler Nancy J. The Arts and Leadership: Now That We Can Do Anything, What Will We Do? // Academy of Management Learning and Education. 2006. Vol. 5. № 4. Pp. 486-498.
  2. Baranova N. M. Analiz rynka biznes-obrazovanija Rossii 2008-2014 gg. // Nauchnoe obozrenie, 2015, №5. – S. 368-375.
  3. Loranzh P. Novyj vzgljad na upravlencheskoe obrazovanie: Zadachi rukovoditelej. – M.: «Olimp – Biznes», 2004.
  4. Shimov V. N., Hmel’nickij V. A. Vysshee jekonomicheskoe obrazovanie – innovacionnyj put’ razvitija – Vestnik Finansovoj akademii. – 2008. – № 2. – S.92.
  5. Baranova N. M. Sovremennye koncepcii biznes-obrazovanija v Rossii. // Modeli i metody innovacionnoj jekonomiki. Sbornik nauchnyh trudov. Vyp.6. – M.: CJeMI RAN, 2014. – 213 s. – S.18-26.
  6. Leongardt V. A. Uslugi biznes-obrazovanija kak osobyj segment rynka dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2011. – № 5.

research-journal.org

Образование и бизнес

На Западе крупные фирмы располагают, как правило, собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Это сеть специальных учебных заведений, имеющих мощную материально-техническую базу, штаты квалифицированных преподавателей. В высокотехнологичных отраслях промышленности ежегодно проходят переподготовку 75—85% всех категорий персонала. Компании располагают правом присуждать своим работникам ученые степени. В деловых кругах справедливо говорят в этой связи о превращении корпораций в "институты непрерывного образования". Один из докладов фонда Карнеги назван "Классы корпораций: обучающийся бизнес". По данным авторов доклада, американские корпорации расходуют на образование и профессиональную подготовку своего персонала не менее 60 млрд. долл. в год. Общие расходы США в этой области сравнимы лишь с затратами на оборонную промышленность.

В современных условиях на передний план выдвигается чрезвычайно важная задача — обеспечить подготовку работника нового типа (рабочего, фермера, менеджера и т. д.). Его важнейшими качествами становятся профессиональная гибкость и мобильность, т. е. способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию. Обязательные элементы квалификации — солидное общее образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания. Современный работник практически в любой сфере деятельности должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области маркетинга, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные и культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, ему необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу — так называемые экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристики, которые на Западе объединяются новым понятием "социальная квалификация".

Таким образом , содержание квалификации в корне изменяется: усиливается субъективная сторона, возрастает роль социально-психологических факторов. Видоизменяется и само понятие образованности; его в большей степени определяет не сумма конкретных знаний, а методологическая подготовка плюс компьютерная грамотность и определенный уровень информационной культуры. Одновременно формируется и совсем новое понятие — "третья грамотность": культура общения, эстетическое воспитание, широкая интеллектуальная деятельность, что характеризует общую культуру человека.

Системы образования США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Швеции обладают достаточно высокой степенью структурной дифференциации и гибкости, способностью быстро адаптироваться к происходящим изменениям.

Требования, предъявляемые к современному производству, могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня образования и квалификации инженерно-технических работников, форсированной подготовки специалистов-исследователей, разработчиков новой техники. Квалифицированный персонал — фактор, без которого нельзя обеспечить необходимый уровень производительности труда. "Люди — самая высокая технология" — таков нынешний девиз.

Особенно интересен опыт Японии. По мнению исследователей, один из секретов "японского чуда" таится в понимании новой роли образования в обществе, в том, что бизнес сделал главную ставку на человека. Японский предприниматель выступает, если можно так выразиться, за "тейлоризм наоборот", за максимальное использование творческого потенциала каждого работника. Непрерывное обучение всех категорий персонала (рабочих, инженерно-технических и управленческих кадров), постоянная переподготовка и повышение квалификации — таковы базисная стратегия и цель кадровой политики. Результатом этого стала новая форма труда — труд хорошо обученного дисциплинированного работника, обладающего чувством нового, умением мыслить нестандартно, без оглядки "на авторитеты", а также высокой мотивацией к творчеству и изобретательству.

На переподготовку персонала японские предприятия ежегодно расходуют суммы, равные 10—12% фонда заработной платы. Обучение рассматривается как важная часть трудовой деятельности работника. Параллельно с модернизацией производства идет подготовка специалистов по новой технике. Оба процесса спланированы таким образом, чтобы к моменту установки нового оборудования необходимую квалификацию имело заданное число специалистов, которые ознакомились с этим оборудованием еще во время монтажа и отладки.

Чтобы вовлечь в процесс реконструкции и обучения весь персонал, каждой из его категорий предварительно разъясняются цели и задачи технологических преобразований, а также ожидаемые от них выгоды. К преподаванию привлекаются ведущие специалисты компании и университетов. Им предоставляется полная свобода в решении профессиональных задач при условии достижения конечной цели — подготовки персонала высокой квалификации. Прохождение курсов повышает престиж работника, способствует его профессиональному и служебному росту. В настоящее время общий квалификационный уровень японской рабочей силы считается самым высоким в мире.

Необходимость интенсификации подготовки высококвалифицированных кадров, в частности инженеров, для усиления экономического потенциала общепризнана. В ФРГ, Франции, Великобритании и ряде других стран начали создаваться специальные центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации, формируемые несколькими однотипными предприятиями на кооперативной основе и позволяющие при значительной экономии средств приблизить содержание учебных программ к конкретным потребностям предприятий, быстрее решать кадровые проблемы.

В США учебные программы различного рода для инженеров реализуются непосредственно в фирмах и учебно-консультационных центрах. На эти цели расходуются немалые средства, многие фирмы создают свои учебные заведения. Наряду с этим крупные фирмы имеют специальные учебные заведения, где инженеры при финансовой поддержке своих предприятий могут выполнять диссертационные исследования. Одна из форм повышения квалификации — специализированные научно-практические семинары, где в течение недели слушатели с отрывом от производства знакомятся с конкретными научными достижениями и техническими новшествами. В качестве руководителей семинаров привлекаются специалисты фирмы и преподаватели высшей школы.

Во всех странах широко используются видеотехника и другие современные технические средства обучения. Заслуживает внимания, в частности, такая форма обучения, как организация видеоклассов на предприятиях, где администрация закупает оборудование, приобретает учебные курсы в видеозаписи. Чрезвычайно эффективным средством обучения являются лазерные компакт-диски, которые позволяют воспроизводить на компьютере очень большие объемы записанной на них аудио- и видеоинформации.

Никогда прежде фактор творчества в обновлении производства не играл столь значимой роли, как сейчас. Чтобы выдержать конкуренцию, компании нуждаются в специалистах с высоким творческим потенциалом. Речь идет о разработчиках новой техники и технологий, о профессиональных пользователях систем электронной обработки данных, специалистах по информатике, программистах ("золотых воротничках" предприятий). Кроме высокой профессиональной подготовки от них требуется качественно новая динамика мышления: творчество и изобретательность; знание профессиональных особенностей и закономерностей смежных подразделений; применение комплексного подхода и воплощение его в оригинальных технических решениях; умение работать в коллективе и руководить исходя из интересов компании. Другими словами, специалисты с высоким творческим потенциалом должны иметь собственную позицию, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу.

Изобретательность японских компаний в активизации творческого начала и его стимулировании вызывает пристальное внимание исследователей всего мира. Хорошо известны действующие на японских предприятиях кружки качества, группы интересных идей, так называемая система предложений. Суть этих форм организации труда — в предоставлении права и возможности вмешиваться в дела фирмы, выступать с предложениями по технологическому процессу, участвовать в рационализации производства. По данным статистики, в Японии каждый работник частного сектора выдвигает за год в среднем 19 предложений, связанных с новыми идеями и проектами, 76 % из них используются на практике.

Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров, ибо (по опыту американских фирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1млн дол.

Вместе с тем, если специальные знания могут быть лучше всего переданы в процессе обучения на рабочем месте, то так называемые экстрафункциональные качества должны быть привиты учащимся еще в процессе школьного обучения. Поэтому компании стремятся расширить контакты со школами и вузами.

Заинтересованность фирм и компаний в профессионально подготовленных выпускниках школ и вузов настолько велика, что можно говорить о формировании союза образования и бизнеса. В каких формах реализуется этот союз? Крупные высокотехнологичные фирмы США постоянно осуществляют программы профессиональной ориентации учащихся старших классов. Школьники, имеющие склонность к точным наукам, приглашаются в лаборатории и опытные цеха фирм. Они учатся работать в исследовательских группах, получая тем самым возможность точнее сделать выбор профессии. Организуются такие учебные программы, как "биржевая игра", различного рода "экономические игры", финансируемые бизнесом. Их цель — ознакомить учащихся с экономическим механизмом предприятия, научить анализировать бюджет, кредитование, конъюнктуру. Эту цель преследуют и специальные семинары по капиталовложениям, летние лагеря бизнеса.

В борьбе за повышение качества обучения корпорации предлагают разные пути. Один из них — внедрение в школьное образование принципа конкуренции с помощью так называемой системы ваучеров (от англ. voucher — чек). Что это такое? Предположим, что стоимость обучения одного ребенка в государственной школе равна 2,5 тыс. дол. Министерство образования выдает родителям чек на эту сумму, а родители сами выбирают школу. В борьбе за "ваучеры", из которых формируется бюджет, между школами возникает естественная конкуренция. Те из них, которые не могут сформировать необходимый бюджет, закрываются. Вопрос этот широко дебатировался в США. Если ранее большинство американцев выступало против такой системы, то в последнее время, как показали результаты опроса института Гэлла-па, 51% выступило за нее, 38 % — против. Этой проблемой занимается специально созданный институт, и в некоторых штатах уже есть "школы-ваучеры".

Настоятельной необходимостью для большого бизнеса стала активизация сотрудничества с университетами, чему во многом способствуют совместные научно-исследовательские проекты. Введен новый учебный курс — "Творчество в бизнесе". Если раньше выпускники вузов использовались на предприятиях большей частью в роли консультантов, то сейчас они проводят научные исследования непосредственно по заказам корпораций, нередко занимают высокие административные посты, а иногда становятся и совладельцами фирм.

Значительна помощь со стороны компаний техническим вузам. Им предоставляется оборудование для проведения совместных исследований по интересующей фирму тематике. Студенты получают возможность работать над реальными проблемами, что для них является и хорошей школой, и дополнительным заработком.

Существует также практика привлечения старшекурсников на работу в период летних каникул с целью ознакомления со спецификой производства, содержанием и характером труда, приобретения производственного опыта. Заработная плата устанавливается в процентах от первоначальных ставок выпускников вузов (как правило, на 12,5 % ниже). Отбор студентов проводят работники кадровой службы и руководители функциональных подразделений фирмы, что избавляет ее от дополнительных затрат, связанных с приобретением молодыми специалистами необходимого опыта.

На исследование проблем, связанных с одаренностью, выделяются немалые средства. В США, например, талант рассматривается как национальное достояние. Идет постоянный процесс поиска юных дарований. Действует Совет по одаренным и талантливым детям. Созданы особые условия для их развития: поощряется ускоренное прохождение курса, применяются расширенные программы подготовки. Открыты школы для "вундеркиндов" и "суперсады", где дети в возрасте до пяти лет обучаются по школьным программам. Одаренным студентам специальные фонды оплачивают учебу и выделяют стипендии.

Поиск талантов не прекращается и в обычных, массовых школах, чему во многом способствует индивидуализация обучения, давно получившая широкое признание и применение на практике. Индивидуальный подход базируется на объективном факторе различия детей по способностям и интересам. Но если дифференциация предполагает разделение учащихся по принципиально разным профилям, с различными учебными целями и сроками, то индивидуализация обучения, напротив, исходит из общих для данного профиля образовательных целей, для достижения которых предлагаются разные пути. Большую роль при этом играют принцип "свободного выбора предметов" и отказ от обязательных учебных программ как не соответствующих современным требованиям. По мнению социологов, такой подход обеспечивает равные шансы на образование.

Большие возможности для индивидуализации обучения открывает внедрение в учебный процесс компьютеров, так как они наряду с другими новейшими техническими средствами позволяют максимально интенсифицировать и индивидуализировать темпы овладения знаниями.

В середине 80-х годов ХХ в. компании США, Японии, ФРГ, Великобритании начали беспрецедентный эксперимент, связанный с идеей всеобщей компьютеризации образования, с целью овладения всеми учащимися "второй грамотностью", включающей практические навыки работы с электронно-вычислительной техникой. Навыки "общения" с компьютером теперь стали необходимым условием усвоения многих академических предметов. Происходит массовое внедрение компьютеров в учебные заведения всех ступеней.

Использование вычислительной техники в учебном процессе позволяет значительно улучшить качество подготовки (в частности, путем рационального распределения изучаемого материала, контроля над самостоятельной деятельностью учащихся), существенно расширяет возможности индивидуализации обучения, стимулирует тягу к знаниям, позволяет сделать процесс обучения эффективным и увлекательным. Все это значительно экономит материальные средства, время слушателей и преподавателей. Такой интерес к современным техническим средствам обучения объясняется не только потребностями производства. Важную роль здесь играет направление развития всего общества — его информатизация, т. е. распространение и внедрение во все сферы жизни новых данных и знаний. "Производство" информации становится одной из самых прибыльных отраслей.

Лучшие умы человечества веками связывали огромные надежды с просвещением народа. В наше время эта гуманистическая идея приобрела особое значение. С изменением содержания профессий, перестройкой профессиональной структуры занятости требуются новые знания и способности, совсем иная общеобразовательная и специальная подготовка рабочей силы, иной тип квалификации. Страна, не обладающая системой образования, способной своевременно подготовить высококвалифицированные кадры, обречена на отставание.

psyera.ru

Бизнес-образование - Психологос

Бизнес-образование – интенсивно развивающаяся отрасль в сфере бизнес-тренингов, семинаров, курсов и конференций. Сегодня большинство руководителей понимают, что затраты на бизнес-образование во-первых, это выработка конкурентных преимуществ, а во вторых – существенные инвестиции в их бизнес. Конкурентные преимущества необходимо инвестировать. И затраты на обучение, повышение квалификации рассматриваются руководителями точно также, как и другие инвестиции компании, как например, закупка нового оборудования. Соответственно, и относятся к обучению сотрудников сегодня именно так, так к инвестициям, — осознавая их необходимость и оценивая отдачу за вложенный капитал.

Бизнес-образование - профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.

Специфика бизнес-образования в России

Знакомство российских бизнес-тренеров в начале 90-х со структурой учебных планов и курсов, методиками преподавания, учебными материалами и техническими средствами обучения в странах Запада способствовало начальному прогрессу технологии бизнес-образования в России. Однако сегодня становится более очевидным, что характер использования западных технологий преподавания, не совсем адекватно вписывается в российскую действительность и должен быть изменен.

За годы тесного сотрудничества в области бизнес-образования российских и западных бизнес-тренеров подготовлено уже достаточно много местных преподавателей, которые ведут курсы по основным бизнес-дисциплинам на самом высоком уровне. Российские бизнес-тренера, более адекватно воспринимая отечественную экономическую действительность, создают чисто российские бизнес-учебники и учебные методики, что учитывают как российские образовательные традиции, так и зарубежный опыт.

Спрос на бизнес-образование

Среди слушателей российских учебных бизнесс-программ повысились требования к содержанию и формам преподавания, предполагающим использование реальных ситуаций из российской деловой практики. Курсы, построенные только на западном материале, уже не пользуются спросом и популярностью. Руководители, обеспечивающие выживание и развитие предприятий в непростых экономических условиях, уже не хотят изучать темы, которые не приносят немедленную пользу в их повседневной деятельности.

Образовательные потребности российских слушателей и спрос на учебные программы существенно различается в зависимости от возраста и занимаемой должности. Если молодые специалисты предпочитают программы МВА или иные долгосрочные фундаментальные учебные программы, то более взрослые и опытные менеджеры выбирают преимущественно краткосрочные, максимально приближенные к непосредственному применению учебные курсы.

Сегодня максимальным спросом в России пользуются программы, основанные на анализе реальных бизнес-проблем. Такие курсы состоят из 3-4-дневных интенсивных учебных модулей, разделенных периодами от 3 до 4 недель. Такая структура изложения учебного материала дает возможность сочетать процесс обучения с воплощением полученных знаний и навыков на практике, что существенно повышает общую эффективность получаемого бизнес-образования.

Все больший спрос и популярность на рынке бизнес-образования набирает такое направление, как коучинг. Руководители, менеджеры осознают, что достичь баланса личной и профессиональной областей жизни, приносящего наибольшее удовлетворение и являющегося максимально эффективным, без профессиональных консультаций с коучем становится непросто. Во многих компаниях практикуется обучение сотрудников коучинг-менеджменту.

Ссылки

www.psychologos.ru

Особенности бизнес образования

Бизнес образование это процесс, который позволяет получить теоретические знания о бизнесе, а также практические навыки, способные обеспечить умение работать в сфере бизнеса. Для того, чтобы крутится в мире бизнеса, особенно в мире большого бизнеса, нужно учится многому. Бизнес образование может давать много полезных знаний, если выбрать именно это направление. В России большинство бизнес курсов были созданы на основе материалов с запада. В настоящее время в бизнес курсах присутствует материал, который ориентирован именно на Россию, и это очень хорошо. Западные законы бизнеса не вписываются идеально в нашу экономику, поэтому бизнес обучение может оказаться не эффективным.

Бизнес образование проводиться в специальных бизнес школах или же с помощью курсов и тренингов разного рода. В качестве учителя вступает бизнес тренер. Особенность заключается в том, что курсы проводятся не как обычные уроки, это совершенно другая методика, точнее это совокупность методик. Так как бизнес обучение должно соответствовать современности, то и методики, применяемые в преподавании самые современные.

Бизнес образование не может без практики, одна теория ничего не поможет. Еще одна особенность заключается в том, что учащейся участвуют непосредственно в процессе обучения. Они заинтересованы и завлечены процессом обучения. Это повышает эффективность и качество полученных знаний.

Существует возможность обучения за границей. По поводу этого есть разные мнения. Некоторые считают, что бизнес образование за границей позволит добиться успехов в бизнесе по возвращении в стране. Другие утверждают, что подобные бизнес знания можно применять только за границей, так как в нашей стране подобные знания не обладают практичностью. На самом деле любые знания обладают ценностью, стоит лишь научиться эти знания с пользой применять.

Изучение бизнеса подразумевает применение качественной и разнообразной литературы. Много литературы можно найти в сети, так как книги менеджмент бесплатно (http://www.biznesbooks.com/2010-01-07-17-39-54) и многое другое, что связанно непременно с бизнесом. Успешным бизнес человеком можно становиться только в результате упорных трудов.

 

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

ОБРАЗОВАНИЕ - это... Что такое БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ?

 БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ.

Направление в профессиональном образовании, осуществляющее подготовку специалистов по рыночной экономике. Цель такого образования – дать специальные знания и навыки управления предпринимателям и менеджерам всех уровней. В Б.-о. используются современные технологии и методы обучения, ориентированные на практическую направленность обучения. Для деловых людей, изучающих иностранные языки, созданы специальные учебные курсы и выпущены словари и справочники (Ускова, Трушина, 2002; Клобукова, Михалкина, 1997).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Синонимы:
  • БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННАЯ
  • БИКУЛЬТУРНОСТЬ

Смотреть что такое "БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

  • бизнес-образование — бизнес образование …   Орфографический словарь-справочник

  • Бизнес-образование — Бизнес образование  получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса. Бизнес образование в России Среди слушателей российских учебных бизнес программ повысились требования к содержанию …   Википедия

  • бизнес-образование — сущ., кол во синонимов: 1 • образование (194) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Бизнес-образование — образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Бизнес-образование — (англ. Business education)     направление в профессиональном образовании, осуществляющее подготовку специалистов по рыночной экономике. В Рос. Федерации появилось в начале 90 х гг. в условиях реформирования отечественной экономики и перехода к… …   Педагогический терминологический словарь

  • бизнес-образование — ср. Образование, способствующее работе в сфере бизнеса. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • бизнес-образование — б изнес образов ание, я …   Русский орфографический словарь

  • образование — Воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. См …   Словарь синонимов

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия

  • Бизнес-молодость — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

Книги

  • Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития, А. Г. Теслинов, И. А. Протасова. Книга представляет собой опыт выделения развивающего образования взрослых среди обилия педагогических практик, которые созданы для обучения детей, а применяютсяк взрослым. Авторы наглядно… Подробнее  Купить за 431 грн (только Украина)
  • Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития, Теслинов Андрей, Протасова Ирина Александровна. Книга представляет собой опыт выделения развивающего образования взрослых среди обилия педагогических практик, которые созданы для обучения детей, а применяютсяк взрослым. Авторы наглядно… Подробнее  Купить за 364 руб
  • Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития, Теслинов Андрей Георгиевич. Книга представляет собой опыт выделения развивающего образования взрослых среди обилия педагогических практик, которые созданы для обучения детей, а применяютсяк взрослым. Авторы наглядно… Подробнее  Купить за 354 руб
Другие книги по запросу «БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ» >>

methodological_terms.academic.ru