Бизнес-омбудсменом в Москве предложили назначить внука Зюганова. Бизнес омбудсменом


«Бизнес-омбудсмен в регионе должен быть независимым в своей деятельности от региональных властей» › Журнал «Европейский омбудсман»

Борис Титов: «Бизнес-омбудсмен в регионе должен быть независимым в своей деятельности от региональных властей»

Борис Титов.

Год назад Борис Титов, ранее занимавший пост председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия», указом Президента РФ Владимира Путина был назначен Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В мае текущего года президент подписал Федеральный закон «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», которым определяются правовое положение, основные задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

На вопросы шеф-редактора журнала «Европейский омбудсман» Сейрана Давтяна отвечает первый российский бизнес-омбудсмен Борис Титов.

— Борис Юрьевич, во-первых, позвольте поздравить Вас с принятием Федерального закона «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», а, во-вторых, хотелось бы знать Ваше мнение по поводу наличия в названии указанного закона, собственно, как и в названии Вашей должности, слова «защита». Не ограничивает ли оно сферу деятельности бизнес-омбудсмена? Ведь просто понятие «Уполномоченный по правам предпринимателей» шире, чем уполномоченный по защите прав предпринимателей.

— Мне кажется, что содержание все же важнее словесной казуистики. Если посмотреть на полномочия, предоставляемые Институту бизнес-омбудсмена Законом, то ясно, что имеется в виду забота о правах предпринимателей в самом широком смысле этого слова. Мое понимание функционала бизнес-омбудсмена такое же. Что касается уточняющего слова «защита» в должности, то оно необходимо для более четкого позиционирования бизнес-омбудсмена на данный момент. Эта должность новая в России, и наше предпринимательское сообщество должно максимально быстро понять, что Уполномоченный может и обязан защищать их права и бороться с их нарушением.

— Хотя принятый Федеральный закон называется «об Уполномоченном по защите прав предпринимателей», в задачу Уполномоченного входит также защита законных интересов предпринимателей. О каких правах и интересах в данном случае идет речь? Какие права и интересы у них нуждаются в первоочередной защите?

— Речь идет о нарушении прав любого предпринимателя в России, которое произошло в сфере его предпринимательской деятельности. Если говорить о наиболее болезненных для предпринимательского сообщества в России проблемах, то это, конечно, случаи незаконного уголовного преследования, которые, увы, в нашей стране еще довольно распространены. Президент РФ Владимир Путин поставил цель – прийти к такому положению вещей, когда хозяйственные споры будут решаться исключительно в гражданском правовом поле.

— Принято считать, что появление института Уполномоченного по правам человека в стране связано с тем, что существующие механизмы (органы) не справляются со своей задачей. Вы согласны с этой точкой зрения? С чем связано создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России? 

— Институт уполномоченного по правам человека, несомненно, необходим, так как каждый отдельный человек в своих спорах с государственными институтами заведомо слабее, вне зависимости от качества их работы. А вот создание института бизнес-омбудсмена в России действительно связано с тем, что предпринимательское сообщество стало в последние годы подвергаться излишнему административному давлению, и что значительно опасней — чаще стало подвергаться незаконному уголовному преследованию со стороны правоохранительной системы.

Сейчас создание благополучного инвестиционного климата находится в центре государственной политики России. Владимир Путин поставил задачу войти в топ-20 рейтинга Всемирного банка Doing Business. Понятно, что если не изменить ничего с точки зрения защищенности бизнеса в России, то сделать это будет невозможно. Деятельность института бизнес-омбудсмена в РФ направлена прежде всего на обеспечение безопасности ведения бизнеса в стране.

— Будут ли заниматься российские «бизнес-омбудсмены» вопросами этики и правового просвещения предпринимателей, а также улучшением имиджа предпринимателя в России?

— Да, это будет частью нашего функционала. К сожалению, правовая культура неразвита в России не только в обществе, но и среди предпринимателей. Многие не могут в своем обращении даже четко сформулировать, какие их права и в чем были ущемлены. В особо вопиющих случаях к нам обращаются люди с жалобами на незаконное уголовное преследование, даже не озаботившись тем, чтобы нанять адвоката.

— Согласно ФЗ, Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ будут осуществлять свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта РФ. К кому должен обратиться предприниматель, например, из Саратова, права которого будут нарушены на территории Москвы?

— Он должен обратиться к бизнес-омбудсмену того региона, где его права были нарушены, в исключительных случаях он может обратиться напрямую к федеральному бизнес-омбудсмену.

— Согласно тому же ФЗ, финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта. Вместе с тем, кандидатура на должность уполномоченного в субъекте согласовывается с Вами, но с учетом предпринимательского сообщества субъекта. Не является ли такая норма вторжением в компетенцию субъектов?

— Не является. Эта норма очень принципиальна для нас, и мы рады, что она вошла в Закон. Мы не претендуем на назначение региональных бизнес-омбудсменов, но согласование очень важно для обеспечения независимости кандидатуры от региональной власти. В ином случае у иных региональных администраций могло возникнуть искушение поставить на эту должность зависимого от них человека, отнестись к подбору кандидатур невнимательно. В таком варианте эти риски исключены, так как первое, на что мы смотрим при согласовании кандидатуры, – это возможность кандидата на этот пост быть в своей деятельности независимым от региональных властей.

— Как будет строиться Ваша работа с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах? Это будет вертикаль, во главе которой стоит Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, или горизонтальное взаимодействие между всеми, в том числе с Вами?

— Мы видим работу федерального и региональных бизнес-омбудсменов в рамках единого механизма, работающего на единых принципах. Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ и действуют на основании своих региональных законов. Вместе с тем, взаимодействие между региональными бизнес-омбудсменами и федеральным будет осуществляться по отдельным вопросам, касающимся как решения системных проблем, так и обращений конкретных предпринимателей, которых нельзя решить на региональном уровне.

— Сколько российских регионов уже создали институт уполномоченного по защите прав предпринимателей и в скольких из них принят соответствующий закон?

— На данное время с нами согласовано 58 кандидатур региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Из них официально назначено 30, часть – решениями главы администрации Субъекта, часть – решениями региональных парламентов. Остальные пока осуществляют свою деятельность на общественных началах. Региональные Законы об уполномоченных по защите прав предпринимателей пока приняты в 9 Субъектах РФ.

— Спасибо за ответы.

 

euro-ombudsman.org

Омбудсмен - это... Что такое Омбудсмен?

О́мбудсмен (от швед. ombudsman, омбудсман, стар. норв. umboðsmaðr «представитель») — в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).

Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году (после получения независимости от РСФСР) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987[1]). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.

Омбудсмены

Австралия

В настоящее время — профессор Джон Макмиллан.

Азербайджан

2 июля 2002 года — настоящее время — Эльмира Сулейманова, Комиссар по правам человека, избрана парламентом.

Албания

16 февраля 2000 года — настоящее время — Эмир Добъяни (алб. Emir Dobjani), Народный защитник (алб. Avokati i Popullit), переизбран 17 февраля 2005 года.

Армения

Грузия

Казахстан

  • 2002—2007 — Болат Кенжекешевич Байкадамов
  • С 2007 года — Шакиров Аскар Оразалиевич (родился в 1956 году, кандидат юридических наук, бывший дипломат)

Кыргызстан

  • 2002 — февраль 2008 года — Турсунбай Бакир, первый омбудсман (кирг. Акыйкатчы).
  • 2008−2011 — Турсунбек Акун.

Латвия

Омбудсмен (латыш. Tiesībsargs, буквально «правоохранитель») назначается Сеймом на пять лет (изначально — на четыре). С 1995 до начала 2007 года действовало Государственное бюро по правам человека[2].

Российская Федерация

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

1 сентября 2009 года учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России:

Украина

С 11 августа в Украине введена должность Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка [6].

Узбекистан

С декабря 1995 года — Рашидова, Сайера Шарафовна .

Таджикистан

С 2008 года — Зариф Ализода. Первый Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан. На момент избрания возглавлял пост председателя Конституционного суда Республики Таджикистан.

Финляндия

С 2010 года — Петри Яаскеляйнен.

Эстония

Должность омбудсмена по правам ребёнка в Эстонии была учреждена 19 марта 2011 года и на общегосударственном уровне возложена на канцлера юстиции на посту которого с марта 2008 года находится юрист и адвокат Индрек Тедер (эст. Indrek Teder).[7] В столице Эстонии, Таллине, в 2012 году была также учреждена должность муниципального омбудсмена. С 1 июня 2012 года её занимает Юри Кальювеэ (эст. Jüri Kaljuvee). Оппозиция в Городском собрании Таллина подвергла это решение критике ввиду того, что должность муниципального омбудсмена «не нужна и будет высасывать деньги из карманов налогоплательщиков»[8].

Другие государства

  • Абхазия — Г. Отырба (с 2007 г.).
  • НКР — Ю. Айрапетян (с 2008 г.).
  • Приднестровье — В. Калько (с 2006 г.).
  • Южная Осетия — Д. Санакоев (как минимум с 2005 г.).

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Бизнес-омбудсмен

ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛЕ БРЯНСКОЙ ТПП «ДЕЛОВОЙ БРЯНСК»

Бизнес-омбудсмен

Сегодня наш собеседник — Павел Адасиков, член Брянского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Деловая Россия». С января 2013 года по представлению уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, руководителя «Деловой России» Бориса Титова Павел Александрович назначен бизнес-омбудсменом в Брянской области. Как известно, бизнес-омбудсмен — официальное лицо, которое осуществляет контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Приступив к работе как общественный деятель, Павел Адасиков заключил ряд важных соглашений с надзорными органами.

Президент БТПП Татьяна Суворова и брянскийбизнес-омбудсмен Павел Адасиков

— Павел Александрович, в чем Вы видите важность таких соглашений?

 — Подписывая соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с руководителями фискальных ведомств, органами власти, бизнес-омбудсмен ставит своей целью надзор за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей, повышение эффективности их деятельности, создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Стороны, подписывающие соглашение, взаимодействуют по целому ряду направлений. Основные из них — это согласованные действия, направленные на совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, сокращение избыточных административных барьеров, информирование о целях, объеме, сроках проведения проверок, а затем об их результатах и состоянии соблюдения действующего законодательства в соответствующей сфере деятельности. Необходимо следить и за эффективностью реагирования на предписания органов государственного надзора, формировать ответственное отношение предпринимателей к требованиям надзорных органов, с одной стороны, и обеспечивать прозрачность деятельности самих органов надзора, с другой. 

— С кем уже подписаны соглашения?

— Буквально на днях мы заключили соглашение с Брянской торгово-промышленной палатой, хотя плодотворно сотрудничаем и взаимодействуем уже давно. Например, я участвовал в открытии Центра посредничества и медиации при Брянской ТПП в апреле этого года. Думаю, что распространение подобной практики позволит расширить демократические рамки в процессе принятия досудебных решений, нейтрализовать конфликты там, где можно найти компромиссные пути решения споров. Активно слежу за формированием института третейского суда при БТПП.

Что же касается документов о взаимодействии, то в течение первого полугодия 2013 года были заключены соглашения с Контрольно-счетной палатой Брянской области, ГУ МЧС России по Брянской области, управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области, управлением МВД по Брянской области.

— Какие документы регламентируют деятельность бизнес-омбудсменов в регионах России?

— 26 апреля 2013 года был принят Государственной Думой и 7 мая 2013 года был подписан Президентом В. В. Путиным Закон № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Этот документ дал юридические основания для создания института уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах. 31 октября 2013 года был принят закон Брянской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Брянской области». Согласно этому закону должность бизнес-омбудсмена является государственной, а первостепенные задачи определены как «защита прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Брянской области, осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности исполнительными органами государственной власти Брянской области и органами местного самоуправления, содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности» и др.

— В Брянске Вами создана и работает общественная приемная уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, вы принимаете жалобы предпринимателей. Есть ли примеры действенной помощи?

— Обращений много. Конечно, не все из них требуют каких-то санкций или вмешательства, т.к. иногда предпринимателю надо просто получить консультацию или совет. Но имеются и определенные положительные наработки. В конце марта ко мне обратилась женщина с просьбой оказать содействие в условно досрочном освобождении без признания вины ее сына — предпринимателя, директора одной из небольших орловских типографий Андрея Лущеко, осужденного по статье 159, ч. 3 и отбывавшего наказание в исправительной колонии № 5 УФСИН по Брянской области в Стародубе. Проведя консультации, посетив колонию, побеседовав с начальником ИК № 5, представителем спецпрокуратуры и адвокатом осужденного, я пришел к мнению о том, что данный предприниматель был подвергнут незаконному уголовному давлению при возврате банковских кредитов, выданных «Ланта Банком». В результате решением Стародубского районного суда 8 мая осужденный Лущеко был освобожден условно досрочно без признания вины, а по его обращению, в свою очередь, прокуратурой было возбуждено производство по вновь открывшимся обстоятельствам, дело возвращено для проведения расследования.

Это один из примеров. Рассматривается еще несколько случаев, стараемся помочь тем, кто, возможно, не смог доказать свою невиновность, однако каждый имеет право на восстановление справедливости. Мне приходится много бывать в районах Брянской области, напрямую общаться с предпринимателями, узнавать их проблемы. И каждую неделю представители частного бизнеса бывают на приеме. Общественная приемная открыта по четвергам с 9.00 до 12.00 (ул. Фокина, офис 304), запись по телефону (4832)67-40-11. Жалобы можно также направлять через сайт www.ombudsmanbiz32.net — там есть раздел «Обращения».

— Вы достаточно тесно взаимодействуете с прокуратурой Брянской области…

— Это закономерно, такова установка уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, руководителя «Деловой России» Бориса Юрьевича Титова. На конференции региональных бизнес-омбудсменов, проходившей в октябре этого года в Москве, Борис Титов акцентировал внимание на необходимости выстраивания конструктивных взаимоотношений в первую очередь с региональными представительствами прокуратур и призвал бизнес-омбудсменов создавать межведомственные рабочие группы в субъектах РФ. Я являюсь постоянным участником заседаний общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Брянской области. В августе мы принимали участие в совещании, по вопросу формирования и исполнения ежегодного сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проходившего в облпрокуратуре.

— Павел Александрович, расскажите об инициативах лидера «Деловой России» Бориса Титова, которые были приняты на федеральном уровне и также смогут оказать поддержку местным предпринимателям.

— Представители бизнес-сообщества, в первую очередь Борис Юрьевич Титов выступили с рядом антикоррупционных инициатив, некоторые из которых уже поддержаны на федеральном уровне. Это введение амнистии бизнесменам, осужденным по экономическим статьям. Под амнистию подпадают обвиняемые по 26 статьям УК РФ, в частности, о нарушениях авторских прав, незаконном предпринимательстве, мошенничестве, об отмывании денежных средств, уклонении от уплаты налогов и таможенных платежей, неисполнении кредитных обязательств. Еще одной инициативой, поддержанной Президентом и правительством, стало снижение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Новые правила вступят в силу 1 января 2014 года. По оптимистичным прогнозам экспертов, в сектор предпринимательства смогут вернуться до 300 тысяч ИП.

— Павел Александрович, в преддверии наступающего 2013 года хочу пожелать Вам дальнейших успехов и уверенных начинаний в немаловажной работе бизнес-омбудсмена!

— Со своей стороны, поздравляю всех предпринимателей Брянской области и лично президента Брянской торгово-промышленной палаты Татьяну Федоровну Суворову с наступающим Новым годом и Рождеством, желаю дальнейшего процветания и эффективных шагов на пути развития!

ombudsmanbiz32.ru

Бизнес-омбудсменом в Москве предложили назначить внука Зюганова

На пост бизнес-омбудсмена в Москве рассматривают кандидатуру депутата Мосгордумы Леонида Зюганова, внука лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на близкий к городскому парламенту источник.

Согласно московским законам, уполномоченного по правам предпринимателей в городе назначают по согласованию с федеральным омбудсменом сроком на пять лет, причем кандидат не может быть моложе 30 лет. Леонид Зюганов требованиям по возрасту будет соответствовать в июне 2018 года, а плановая смена уполномоченного должна произойти в 2019 году.

Сам Леонид Зюганов сообщил «Коммерсанту», что по вопросу его участия в выборах в Мосгордуму в 2019 году «пока четкой уверенности нет». Он подтвердил информацию о том, что ему предлагали стать бизнес-обмудсменом, но отметил, что пока нет «никаких серьезных договоренностей». Зюганов добавил, что предложение стать бизнес-омбудсменом связано с его постом главы комиссии по науке и промышленности в Мосгордуме. «Все проблемы малого и среднего бизнеса находятся в моей компетенции», — сказал он. По словам депутата, «обсуждение происходило с коллегами из Мосгордумы в порядке здоровой дискуссии». «Пока об этом говорить рано, так как сначала нужно провести своего мэра, для того чтобы стать бизнес-омбудсменом», — заключил он.

Идею смены уполномоченного поддерживает федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, который напомнил «Коммерсанту», что занимающий этот пост в данный момент Михаил Вышегородцев «был согласован как политик» от Михаила Прохорова и его «Гражданской платформы». «Мы будем за то, чтобы на этом посту была какая-та новая кандидатура, кто это будет, мы пока не знаем, но у нас достаточно большой список людей. Конечно, хотелось бы, чтобы это был предприниматель, не политическая фигура»,— сказал Титов. По его словам, на кандидатуру Вышегородцева ранее согласились, так как институт бизнес-обмудсменов только начинал деятельность. Если будет предложен Леонид Зюганов — это «больше политический размен», отметил омбудсмен.

 

tvrain.ru

История института | Бизнес-омбудсмен | Бизнес-омбудсмен. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана

В соответствии с Указом Президента «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» от 27 февраля 2014 года, Правительству было поручено разработать проект закона, предусматривающего усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в том числе путем введения института Бизнес-омбудсмена.

29 декабря 2014 года Закон «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» дополнен нормами о правовом статусе, функциях, порядке назначения и обязанностях Бизнес-омбудсмена, а также об организации его деятельности.

1 января 2016 года введен в действие Предпринимательский кодекс, глава 28 которого подробно раскрывает правовой статус Бизнес-омбудсмена.

Бизнес-омбудсмен – абсолютно новый институт для Казахстана. Его высокий статус и широкие полномочия позволяют гораздо эффективнее бороться с системными проблемами казахстанского бизнеса, произволом чиновников и несовершенством законодательства.

Согласно статье 26-1 Закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана определяется Предпринимательским кодексом. Его деятельность обеспечивается Национальной палатой.

Уполномоченный назначается на должность распоряжением Главы государства и подотчетен только Президенту. Более того, никто не вправе возлагать на Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана функции, не предусмотренные Предпринимательским кодексом. Какое-либо незаконное вмешательство в его деятельность не допускается.

На период осуществления своих полномочий (4 года) Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана не вправе заниматься политической деятельностью, а потому приостанавливает свое членство в политических партиях и иных общественных объединениях.

К основным функциям Бизнес-омбудсмена относится представление, обеспечение, защита прав и законных интересов предпринимателей и рассмотрение их обращений. Каждое поступившее на имя Уполномоченного обращение ставится на контроль и отрабатывается работниками аппарата Бизнес-омбудсмена. Ни одно обращение не остается без юридической проработки и ответа.

Бизнес-омбудсмен наделен широкими полномочиями:

  • вносить в государственные органы предложения по защите прав предпринимателей, а также рекомендации по приостановлению подзаконных нормативных правовых актов;
  • направлять в государственные органы (должностным лицам), действиями (бездействием) которых нарушены права и законные интересы субъектов предпринимательства, рекомендации относительно мер для восстановления нарушенных прав, в том числе привлечения лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательства, к ответственности;
  • в случае несогласия с мнением госорганов он может направлять ходатайства в органы прокуратуры в целях дальнейшего восстановления нарушенных прав предпринимателей;
  • запрашивать у государственных органов (должностных лиц) информацию, документы и материалы, затрагивающие права и обязанности субъектов предпринимательства, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
  • подавать иски в суд от лица бизнес-сообщества;
  • принимать иные законные меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Также, если нарушения прав предпринимателей носят системный характер и проблемы нельзя решить на уровне государственных органов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей вправе вносить обращения на рассмотрение Президенту Республики Казахстан.

Первоначально институт омбудсмена зародился в Швеции. Риксдаг (парламент) Швеции учредил эту должность в 1809 году. Сегодня институт омбудсмена находит широкое распространение во многих государствах. Появились отдельные омбудсмены по правам ребенка, по инвестициям, банковские, страховые омбудсмены, наконец, бизнес-омбудсмены.

ombudsmanbiz.kz

Бизнес-омбудсмен получит новые полномочия

31 мая депутаты Верховной Рады приняли в первом чтении законопроект № 4591 об учреждении бизнес-омбудсмена. Проект закона во многом совпадает с постановлением Кабинета министров №691 от 26 ноября 2014 года о создании Совета бизнес-омбудсмена, на что и обратили внимание эксперты в выводе Главного научно-экспертного управления, рекомендовав отправить проект на доработку. Однако последующее заключение комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства нивелировало это решение, одобрив включение законопроекта в повестку Рады. 

Поскольку работа бизнес-омбудсмена напрямую влияет на взаимодействие органов власти и бизнеса, Hubs внимательно изучил постановление 2014 года и новый законопроект об учреждении бизнес-омбудсмена и обнаружил, что некоторые положения отличаются не только формулировками, но и смыслом, влекущим за собой существенное расширение полномочий бизнес-омбудсмена.  

Совет бизнес-омбудсмена действует в Украине с 24 мая 2015 года. По данным годового отчета, он  успел сделать следующее:

  • 828 жалоб получено от предприятий в каждой области Украины;
  • 350 случаев успешно решены;
  • 264 рекомендации переданы государственным органам;
  • 67% рекомендаций применяются;
  • 3 443 705 605 грн прямого финансового воздействия BOC деятельности.

Согласно его положению, совет является независимым органом, курируется только  Кабинетом министров, имеет право вносить рекомендации в правительство по кандидатурам экспертов, формировать рабочие группы и готовить проекты нормативно-правовых актов, которые улучшили бы условия для предпринимательской деятельности и борьбы с коррупцией.

По сути, сейчас Совет бизнес-омбудсмена можно считать рекомендательным органом, что неплохо, но недостаточно для того, чтобы бизнес-омбудсмен мог влиять на политику государства в отношении бизнеса. В новом  законопроекте это учли и расширили полномочия бизнес-омбудсмена. Согласно проекту закона, он может подавать предложения не только правительству, но и Президенту Украины, Верховной Раде и другим органам государственной власти.

Различия между существующим положением совета и новым законопроектом касаются и того, кто может занимать должность бизнес-омбудсмена. Сейчас им может стать любой гражданин Украины или иностранец, обладающий знаниями в области предпринимательства, понимающий юридические тонкости взаимодействия бизнеса и государства.

В новый законопроект внесли пункт, ограничивающий избрание на должность бизнес-омбудсмена или его заместителей лиц, которые занимали в последние 3 года государственную должность. Таким образом, бизнес-омбудсменом может стать только человек, не связанный профессиональными узами с украинским политикумом, что, конечно, снижает возможность политических договоренностей между властью и защитником бизнес-интересов.

Но в новом законопроекте есть и то, что вызывает удивление. При всем желании правительства создать орган, который был бы, с одной стороны, независим от властей, а с другой – прозрачен для общества, пункт про обязанность бизнес-омбудсмена отчитываться перед Верховной Радой за свою деятельность звучит неоднозначно. Если бизнес-омбудсмена хотят сделать независимой фигурой от государственных органов, то зачем увеличивать стопки бюрократических отчетов для власти, если можно отчитываться перед обществом? Обнародовать информацию о случаях недобросовестного поведения в сфере бизнеса, о коррупционных действиях со стороны органов государственной власти можно и перед Кабинетом министров, как и указано в старом положении.

Однако в новом законопроекте есть и то, что можно считать большим шагом вперед в отстаивании бизнес-интересов.  Бизнес-омбудсмен не только перестанет быть просто  рекомендательным органом, но и может стать тем самым независимым звеном между властью и бизнесом, которое позволит предпринимателям вздохнуть свободнее и избавиться от навязчивого гнета нормативных актов со стороны органов власти. Речь идет о наделении бизнес-омбудсмена рядом новых полномочий, которые отсутствуют в старом положении.

Бизнес-омбудсмен сможет:

— обращаться в органы государственной власти и  местного самоуправления в случаях и в порядке, установленном Конституцией и законами Украины, которые имеют право отменять или приостанавливать действие актов других органов государственной власти и органов местного самоуправления, с представлениями об отмене или приостановлении действия нормативно-правовых актов и актов индивидуального действия, препятствующие развитию предпринимательства или принятые с нарушением установленных законом требований;

Кроме того, статья 14, которая отражает права бизнес-омбудсмена, его заместителей и инспекторов, дополнена несколькими важными пунктами, которые еще раз подтверждают, что согласно новому законопроекту бизнес-омбудсмен становится не просто фигурой, отстаивающей интересы бизнеса, но и имеющей возможность участвовать  в политических, законодательных  и судебных процессах.

В частности, бизнес-омбудсмен имеет право:

— на первоочередной прием должностными лицами всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности;

— присутствовать на заседаниях Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины, правительственных комитетов, коллегиях Генеральной прокуратуры Украины, органов центральной исполнительной власти;

— присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях при условии согласия участника процесса, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым.

Усиление независимости бизнес-омбудсмена подтверждается и тем, что в проекте нового законопроекта появляется статья «о гарантиях независимости». В старом положении она также отсутствует. Согласно ей, запрещается любое вмешательство, препятствование и/или осложнение деятельности бизнес-омбудсмена, в том числе и со стороны органов власти Автономной Республики Крым. Более того, независимость учреждения гарантируется специальным статусом, которым наделяется вся деятельность бизнес-омбудсмена и его инспектором.

Кроме того, должностным и служебным лицам не просто рекомендуется сотрудничество с бизнес-омбудсменом, а накладывается обязанность оказывать своевременную помощь. Причем, в указанный бизнес-омбудсменом срок.

А если должностные и служебные лица не предоставят отчеты, содержащие описание мер, которые необходимы для устранения недобросовестного поведения в сфере хозяйствования, то они должны будут давать мотивированные объяснения бизнес-омбудсмену, почему такие меры или действия не были приняты.

Одним из самых важных пунктов в проекте нового законопроекта, на который обратило особое внимание и Главное научно-экспертное управление, рекомендовав отклонить законопроект в первом чтении, это пункт, наделяющий бизнес-омбудсмена и его заместителей неприкосновенностью. Уголовной и административной. Возможно, таким образом правительство Гройсмана хочет защитить орган бизнес-омбудсмена от неоправданных нападок со стороны прокуратуры, которые имели место в последнее несколько месяцев.

Согласно новому законопроекту, если прокуратура захочет привлечь к ответственности кого-то из сотрудников бизнес-омбудсмена, то сначала генеральный прокурор должен будет отправить на рассмотрение Рады соответствующее заявление. Лишь после одобрения Рады прокуратура может проводить обыски, осмотры или привлекать к уголовной или административной ответственности.

В случае, если закон будет принят, Hubs узнает мнение юристов и представителей бизнеса, чтобы разобраться, как расширение полномочий бизнес-омбудсмена отразится на бизнес-сфере.

hubs.ua

Бизнес-омбудсмен: кто и чем он будет заниматься в Украине?

Со вчерашнего дня украинские предприниматели могут подать жалобу бизнес-омбудсмену на орган государственной власти, подконтрольную государству компанию или чиновника в случае нарушения законных прав. Этим бизнес-омбудсменом стал бывший дважды министр финансов Литвы и бывший еврокомиссар Альгирдас Шемета. Накануне во время заседания Кабмина состоялась официальная презентация офиса бизнес-омбудсмена.

Создать Совет бизнес-омбудсмена как консультационный орган Кабмин решил своей постановлением еще в ноябре прошлого года. Сегодня на заседании Кабинета министров объявили об официальном начале работы этого нового органа.

Возглавлять Совет и соответственно быть главным адвокатом украинского бизнеса избран бывший дважды министра финансов Литвы, бывшего еврокомиссара по вопросам финансового программирования и бюджета (2009-2010 годы), а затем - налогообложение, таможни, статистики, аудита и борьбы с мошенничеством (2010-2014 годы) Альгирдаса Шемету. Тот, в свою очередь, выбрал себе двух заместителей с западным образованием: Татьяну Короткую и Ярослава Григорчука.

Структура офиса бизнес-омбудсмена

"Это человек, который будет защищать интересы бизнеса, это человек, который будет получать жалобы от предпринимателей на работу органов государственной власти, и это человек, который будет иметь непосредственное влияние на Кабинет министров и все госорганы с той целью, чтобы снять дополнительные бюрократические ограничения, и чтобы в Украину приходил инвестор", - отметил премьер-министр Арсений Яценюк.

В общем штат Совета бизнес-омбудсмена состоит из 15 человек. Что касается финансирования, то ни копейки из госбюджета на новый орган не берут. Финансироваться структура будет исключительно за счет международных доноров. Единственная озвучена сумма - это 1,5 миллиона евро в год.

"На сегодняшний момент доноры предоставили бюджет на два года. Но параллельно с работой, которую мы сейчас делаем, мы разрабатываем закон, в котором предусмотрена возможность финансирования учреждения государством и бизнес-ассоциациями", - пояснил Шемета.

Жалобу же на государственный орган, подконтрольную государству компанию или чиновника может подать любое физическое или юридическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью в Украине онлайн через сайт.

Критерии жалоб в офис бизнес-омбудсмена

Бизнес-омбудсмен отметил, что от частного бизнеса принимать жалобы только на действия госорганов, а не частного бизнеса. Кроме того, офис бизнес-омбудсмена - это досудебный орган, и он не будет рассматривать споры, если их параллельно рассматривают в судах.

"Процедура предусматривает срок. То есть будут рассматриваться жалобы, поступающие в течение года после нарушения. Также бизнес, кроме жалобы в офис бизнес-омбудсмена, должен осуществить хотя бы один административный шаг, то есть хотя бы обжаловать действие госоргана, подав жалобу в этот же госорган", - добавил Шемета.

На непосредственное рассмотрение жалобы выделяется три месяца.

Время рассмотрения жалоб

Инициатива по борьбе с коррупцией и создания в Украине офиса бизнес-омбудсмена провозглашена ЕБРР в мае 2014 года и согласована в меморандуме о взаимопонимании между правительством Украины и международными организациями - ЕБРР, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также с несколькими украинскими бизнес ассоциациями - Американской торговой палатой в Украине, Европейской бизнес-ассоциацией, Федерацией работодателей Украины, Украинская торгово-промышленной палатой, Украинским союзом промышленников и предпринимателей.

В наблюдательный совет офиса бизнес-омбудсмена входит министр экономики, представители Европейского банка реконструкции и развития, бизнес-ассоциации Украины и представители общественности.

novavlada.info