Чему учит бизнес-риторика? (2005). Бизнес риторика


Послесловие

Знаете, только что закончился дождь. Тучи мгновенно исчезли, и солнце опрокинулось на землю. Все переливается и сверкает. Протяни руку – и сможешь дотронуться до шершавых листьев дикого винограда. Он обвивает веранду. Отец готовит баньку, и уже тянет дымком. На столе стоит чашка с мятным чаем. Где-то неподалеку болтается сын Егор, ему недавно исполнилось двенадцать. А я сижу и пишу, и я счастлив. И таких минут счастья немного. Чаще я в заботах. Но когда я выхожу к людям, чтобы сказать им, что я думаю, то испытываю такое же чувство, как и сейчас.

Научиться выступать легко. Труднее научиться выступать так, чтобы приносить удовольствие не только себе самому, но и слушателям. Наверное, в публичном выступлении это самое трудное и самое важное – в первую очередь думать о том, кто сегодня в зале.

Прошло двадцать лет с того дня, когда я впервые пришел в класс преподавать риторику. Мне было так страшно! Я успел прочитать несколько книг и затвердил начало своей первой лекции. Никто из моих учеников толком не знал, что это за предмет, да и сам я недалеко от них ушел. Войдя в аудиторию, я воскликнул: «Человеку слово дано, а скоту немота!» – и выставил правую ладонь вперед, как древнегреческий ритор. Слушатели с удивлением смотрели на меня и напряженно ожидали развития мысли. Его не было. Слова выветрились из моей головы, мысли испарились. Я стоял и молча смотрел на аудиторию. Вдруг одна девушка подняла руку и робко сказала: «Игорь Григорьевич, а риторика у другой группы сейчас, мы ждем английский. Вам в соседний класс надо…»

Так студентка научила меня всегда обращать внимание на дверь, прежде чем в нее войти. Нас учит аудитория. Обтачивает, как море камушки. Поэтому не нужно больше откладывать свою встречу с ней, пора идти выступать.

Успехов вам на этом пути!

Приложение о риторике и ораторском мастерстве

В этом разделе собраны заметки и статьи разных лет, написанные мной для блога на авторском сайте или деловых журналов. Из достаточно большого объема материала я выбрал то, что может показаться любопытным и дополнить основной текст этой книги. Никакой последовательности в расположении нет, можно читать выборочно, ориентируясь на тему в названии. В скобках указан год публикации.

Чему учит бизнес-риторика? (2005)

Не так давно мне довелось выступить на одном из заседаний клуба, собравшего под своей крышей известных петербургских предпринимателей. Разговор шел о риторике, о рынке риторического образования. Сказать, что эта беседа доставила мне удовольствие, значит отчаянно покривить душой. С первой минуты обсуждения пришлось столкнуться с критическим отношением к предложенной теме. В ответных репликах ясно сквозило недоверие к предмету разговора, и недоверие это было точно сформулировано фразой: «Мы – люди дела, какая нам польза от умения красиво болтать?»

Действительно, никакой! Но слова эти – лишь демонстрация собственной неуверенности. Как только дошло до дебатов, вдруг выяснилось, что ярому противнику риторики не под силу связать пару слов, не говоря уже о «красивой болтовне».

Мы слишком долго существовали в границах монологичной речи: один говорил, а все остальные делали вид, что слушают. В обществе не существовало потребности в риторическом образовании. Ведь риторика не нужна для того, чтобы зачитать с трибуны текст доклада. Риторика не нужна, если в стране господствует единство взглядов и мнений.

Однако за окном уже другие времена. Мир состоит из скрученных в жгуты потоков информации. Ежедневно мы передаем друг другу сотни мегабайтов различных сведений. Ежедневно мы становимся свидетелями конфликтов, споров и дискуссий. И при всем развитии технических средств обыкновенная устная речь остается главным инструментом бизнес-коммуникации. Человек говорил, говорит и будет говорить.

Естественно возникает вопрос: а насколько эффективны мы в этом привычном умении? Увы, но последние исследования показывают, что при передаче устной информации в одностороннем порядке от одного субъекта к другому до двух третей ее теряется и не запоминается слушателем. Мешают физические шумы, мешает непонимание, отсутствие воображения, неумение сформулировать мысль… Кого чаще обвиняют в этих потерях? Конечно, того, кто слушал. Ах, рас-с-стяпа! Надо быть внимательнее!

Но на самом деле всегда виноват говорящий. Он и только он. Его умение донести информацию должно проявляться в мельчайших деталях.

В моей практике был случай, когда, диктуя электронный адрес руководителя одной сибирской компании, объявившей столь важный для меня тендер, мой коллега неверно произнес лишь одну букву латинского алфавита. И не потому, что не знал английского, а потому, что имел недостаток дикции.

Мы опоздали. Потерянная сумма незаключенного контракта могла бы обеспечить ему занятия у лучших логопедов страны. Виноват ли был тот, кто принимал информацию? Нет, деньги прошли мимо нас только потому, что один из партнеров проявил досадную беспечность по отношению к своим профессиональным речевым качествам. Это утрированная ситуация, но ведь подобное случается на каждом шагу. Небрежность в произношении, неловкость в построении фразы, неудача в донесении сведений.

Сегодня информация становится в буквальном смысле слова золотой. И среди многих средств обеспечения эффективности ее передачи из одного «хранилища» в другое свое место занимает бизнес-риторика.

Бизнес – потому что это риторика дела. Она уничтожает нелепое различие между словом и поступком. Само слово становится действием и приводит к зримому результату. Поведение человека говорящего и его речевое взаимодействие с окружающими – в центре внимания бизнес-риторики.

Мы не воспринимаем речь сугубо как озвученный текст. Нет, речь – это сумма продуманных действий, направленных на достижение ясно понимаемой цели.

В фокусе внимания бизнес-риторики находятся три важнейших элемента речевой ситуации: цель, средства, путь.

На одном из деловых завтраков выступали с речами молодые руководители успешных компаний. Три презентации – и три совершенно разных впечатления. И это несмотря на схожий уровень образования и подготовки ораторов, несмотря на доброжелательную атмосферу в зале. Почему? Каждый из выступавших стремился к цели, но у всех они были разными. Первый демонстрировал себя и свой успех, второй старался ничего не упустить из заранее заготовленного текста, и лишь третий помнил о нас и хотел, чтобы мы – слушатели – ушли с мероприятия с приобретенным знанием. Верно поставленная им цель обеспечила качество нашего взаимодействия и личный успех оратора. Профессионал в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка не определена. Умение ставить цели – этому учит бизнес-риторика.

Однако, наметив цель, как суметь дойти до нее, если не выверены пути? Заблудиться можно и в трех соснах. Путь – это стратегия взаимодействия с теми, кому предназначена информация. Самое сложное – научится достигать цели наименьшими усилиями. В этом заключается настоящий профессионализм.

В студенческие времена мы любили ходить в театры. Продираясь сквозь все заслоны, попадали на гастролировавший Ленком или в родной БДТ. Мне запомнился один эпизод. У Марка Захарова шел спектакль, в котором помимо Караченцова был занят Николай Скоробогатов. Уже пожилой актер, он играл отца загулявшего на всю катушку сынка. Его первое появление на сцене до сих пор стоит у меня перед глазами – никаких слов, никаких лишних движений. В освещенном дверном проеме возникает старенький мужичонка в потертом плащике и стеснительно заглядывает в комнаты, как бы боясь нарушить чей-то покой. (Пауза…)В тишине едва слышно позвякивают пустые бутылки из-под кефира в его авоське. И у зрителей щемит сердце от жалости к увиденному человеку. Графически выверенный рисунок профессионала. Минимумом художественных средств был достигнут максимум эмоционального воздействия. Как говорят в театре – рубашка у хорошего актера всегда остается сухой. Потеют лишь дилетанты.

Так и в речевом поведении мы можем экономить свои силы, малым достигая большего. Этому учит бизнес-риторика.

В фокусе современной риторической практики – сам говорящий человек. Он определяет цели и намечает пути. От него зависит, насколько эффективным будет речевое взаимодействие. Прагматизм и актуальность бизнес-риторики заключаются в том, что, в отличие от классического предмета, она перенесла центр своего внимания с текста на технологии речевого поведения. Конечно, важно, что́ ты говоришь, но не менее важно – как. Обучение основано на тренировке так называемых внешних и внутренних техник. К первым относятся голос, жестикуляция и мимика, а ко вторым – внимание, мышечная свобода, волевой посыл, отношение, речевое мышление. Благодаря тренировке своих технических возможностей человек приобретает необходимую естественность в любых ситуациях общения. Техника дарит свободу. Это своеобразный базовый элемент, но мастерство создают детали. Каждый в речевом поведении уникален. И мы можем представить себе, что наш индивидуальный стиль есть сложение в неповторимую фигуру сотни кусочков стекла в калейдоскопе. Само стекло при этом остается стеклом. Так и речевые качества создают индивидуальный стиль, оригинально сочетаясь друг с другом, но оставаясь при этом известными всем речевыми качествами.

Большинство из нас, быть может, никогда не слышали о подобных вещах. Мы привыкли говорить так, как дано нам от природы. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Но речь – высокотехнологичный процесс, элементы которого могут быть усовершенствованы. И точно так же, как тренируют тело спортсмены, каждый способен упражнять свои речевые навыки.

Бизнес-риторика не только дает базовую подготовку в виде суммы методов, применяемых в речевом поведении, – она предлагает к изучению основные формы бизнес-коммуникаций, в которых речь играет ключевую роль. Например, в переговорном процессе. Изучение психологии переговорщиков дополняется исследованием их речевого поведения. Как часто нахождение взаимопонимания затрудняется из-за тактических ошибок в речевой коммуникации! Успех переговорного процесса зависит от многих составляющих, в том числе от умения найти общую тональность звучания, создать благоприятный интонационный рисунок. Любое речевое взаимодействие – это борьба, столкновение интонаций. Мы убеждаем друг друга не только аргументами, но и музыкой слов. Недавно я стал свидетелем переговоров, в которых произошло столкновение питерской и московской интонационных моделей речевого поведения. Резкий, завышенный тон с немного нервными подергиваниями концов фраз и суетливой жестикуляцией, с одной стороны, и спокойный, медлительный, чуть монотонный гул ответных реплик – с другой. Пока не была найдена взаимоприемлемая тональность, в воздухе висело ощущение конфликта. При этом в содержании речей не было ни намека на конфронтацию.

Стратегия работы с партнерами на переговорах включает и поиск общего звучания. Когда оно найдено – исчезает элемент борьбы и начинается сотрудничество.

Технологии речевого поведения изучаются бизнес-риторикой в приложении к различным формам общения: по телефону, в продажах при прямом взаимодействии с клиентом, на презентациях и других публичных мероприятиях. Вся деловая жизнь пронизана речевыми коммуникациями, что дает основание предположить перспективность нового направления в риторическом образовании.

Сегодня на рынке мы можем встретить десяток предложений об обучении риторике.

Я рискну дать несколько советов тем, кто хотел бы пройти такого рода курс или отдельный тренинг.

1. Сформулируйте внятно цель своего обучения. Не стоит идти с задачей «Научиться хорошо говорить». У вас не будет критерия оценки. Вы можете сказать себе: «Я хочу стать увереннее в публичном выступлении», или «Мне нужны способы работы с трудной аудиторией», или «Я жду оценки своих речевых качеств и рекомендаций по их улучшению». Позвоните и спросите у тренера о возможности работы над поставленной задачей. Далеко не все пишется в программах, а действительность не всегда соответствует написанному. Очень важно услышать, что и как вам будут отвечать. Если пообещают золотые горы, то подумайте, а может, есть смысл все равно пойти и развлечься? На таких тренингах бывает очень весело, а поучиться можно и в другой раз.

2. Постарайтесь найти отзывы участников выбранного тренинга. Не спешите доверять тому, что сообщает о себе компания. Мы часто не задумываемся, что учить и продавать себя – это не совсем одно и то же. Прекрасно, если компания умеет делать и первое, и второе. Но бывает, что за известным брендом скрывается посредственный педагог. Впрочем, и здесь есть свои плюсы: лучше отдать несколько сотен у. е. за прикосновение к легенде, пусть и дутой, чем ограничиться гораздо меньшей суммой за сомнительное удовольствие проторчать два дня с неизвестной посредственностью.

3. Для того чтобы достичь первоначальных результатов, необходимы определенные условия. Качественное риторическое образование дается в группе из 10–12 человек. Идеально, если, помимо общих занятий, у вас будет возможность работать с тренером индивидуально. Огромное значение имеет состав группы. Мы учимся не только у преподавателя, но и друг у друга. Поэтому однородный состав участников по степени подготовленности способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Естественно, что тренинг, в котором вы являетесь не слушателем курса, а его активным участником и не менее 70% учебного времени тратите на отработку различных упражнений, гораздо результативнее лекции с элементами индивидуальных выступлений.

Учиться «словом завоевывать сердца» невероятно интересно и полезно. Давно замечено, что, совершенствуя речь, человек совершенствует самого себя. Его способности раскрываются на глазах. Его речь становится мощным инструментом профессионального и бытового общения. Как заметил один из участников курса бизнес-риторики, «Я понял, что делает убедительно говорящий человек. Он изменяет реальность». Это действительно так, ведь моя реальность есть то, что я о ней думаю. Измените чужое мнение – и вы измените представление другого человека о реальности.

studfiles.net

Чему учит бизнес-риторика? / IGRO

Не так давно мне довелось выступить на одном из заседаний клуба, собравшего под своей крышей известных петербургских предпринимателей. Разговор шел о риторике, о рынке риторического образования. Сказать, что эта беседа доставила мне удовольствие, значит отчаянно покривить душой. С первой минуты обсуждения пришлось столкнуться с критическим отношением к предложенной теме. В ответных репликах ясно сквозило недоверие к предмету разговора, и недоверие это было точно сформулировано фразой:

«Мы — люди дела, какая нам польза от умения красиво болтать?»

Действительно, никакой! Но слова эти — лишь демонстрация собственной неуверенности. Как только дошло до дебатов, вдруг выяснилось, что ярому противнику риторики не под силу связать пару слов, не говоря уже о «красивой болтовне».

Мы слишком долго существовали в границах монологичной речи: один говорил, а все остальные делали вид, что слушают. В обществе не существовало потребности в риторическом образовании. Ведь риторика не нужна для того, чтобы зачитать с трибуны текст доклада. Риторика не нужна, если в стране господствует единство взглядов и мнений.

Однако за окном уже другие времена. Мир состоит из скрученных в жгуты потоков информации. Ежедневно мы передаем друг другу сотни мегабайтов различных сведений. Ежедневно мы становимся свидетелями конфликтов, споров и дискуссий. И при всем развитии технических средств обыкновенная устная речь остается главным инструментом бизнес-коммуникации.

Человек говорил, говорит и будет говорить.

Естественно возникает вопрос: а насколько эффективны мы в этом привычном умении? Увы, но последние исследования показывают, что при передаче устной информации в одностороннем порядке от одного субъекта к другому до двух третей ее теряется и не запоминается слушателем. Мешают физические шумы, мешает непонимание, отсутствие воображения, неумение сформулировать мысль… Кого чаще обвиняют в этих потерях? Конечно, того, кто слушал. Ах, рас-с-стяпа! Надо быть внимательнее!

Но на самом деле всегда виноват говорящий. Он и только он. Его умение донести информацию должно проявляться в мельчайших деталях.

В моей практике был случай, когда, диктуя электронный адрес руководителя одной сибирской компании, объявившей столь важный для меня тендер, мой коллега неверно произнес лишь одну букву латинского алфавита. И не потому, что не знал английского, а потому, что имел недостаток дикции.

Мы опоздали. Потерянная сумма незаключенного контракта могла бы обеспечить ему занятия у лучших логопедов страны. Виноват ли был тот, кто принимал информацию? Нет, деньги прошли мимо нас только потому, что один из партнеров проявил досадную беспечность по отношению к своим профессиональным речевым качествам. Это утрированная ситуация, но ведь подобное случается на каждом шагу. Небрежность в произношении, неловкость в построении фразы, неудача в донесении сведений.

Сегодня информация становится в буквальном смысле слова золотой. И среди многих средств обеспечения эффективности ее передачи из одного «хранилища» в другое свое место занимает бизнес-риторика.

«Бизнес-» — потому что это риторика дела. Она уничтожает нелепое различие между словом и поступком. Само слово становится действием и приводит к зримому результату. Поведение человека говорящего и его речевое взаимодействие с окружающими — в центре внимания бизнес-риторики.

Мы не воспринимаем речь сугубо как озвученный текст. Нет, речь — это сумма продуманных действий, направленных на достижение ясно понимаемой цели.

В фокусе внимания бизнес-риторики находятся три важнейших элемента речевой ситуации: цель, средства, путь.

На одном из деловых завтраков выступали с речами молодые руководители успешных компаний. Три презентации — и три совершенно разных впечатления. И это несмотря на схожий уровень образования и подготовки ораторов, несмотря на доброжелательную атмосферу в зале. Почему? Каждый из выступавших стремился к цели, но у всех они были разными. Первый демонстрировал себя и свой успех, второй старался ничего не упустить из заранее заготовленного текста и лишь третий помнил о нас и хотел, чтобы мы — слушатели — ушли с мероприятия с приобретенным знанием. Верно поставленная им цель обеспечила качество нашего взаимодействия и личный успех оратора. Профессионал в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка не определена. Умение ставить цели — этому учит бизнес-риторика.

Однако, наметив цель, как суметь дойти до нее, если не выверены пути? Заблудиться можно и в трех соснах. Путь — это стратегия взаимодействия с теми, кому предназначена информация. Самое сложное — научится достигать цели наименьшими усилиями. В этом заключается настоящий профессионализм.

В студенческие времена мы любили ходить в театры. Продираясь сквозь все заслоны, попадали на гастролировавший Ленком или в родной БДТ. Мне запомнился один эпизод. У Марка Захарова шел спектакль, в котором помимо Караченцова был занят Николай Скоробогатов. Уже пожилой актер, он играл отца загулявшего на всю катушку сынка. Его первое появление на сцене до сих пор стоит у меня перед глазами — никаких слов, никаких лишних движений. В освещенном дверном проеме возникает старенький мужичонка в потертом плащике и стеснительно заглядывает в комнаты, как бы боясь нарушить чей-то покой. Пауза… В тишине едва слышно позвякивают пустые бутылки из-под кефира в его авоське. И у зрителей щемит сердце от жалости к увиденному человеку. Графически выверенный рисунок профессионала. Минимумом художественных средств был достигнут максимум эмоционального воздействия. Как говорят в театре — рубашка у хорошего актера всегда остается сухой. Потеют лишь дилетанты.

Так и в речевом поведении мы можем экономить свои силы, малым достигая большего. Этому учит бизнес-риторика.

В фокусе современной риторической практики — сам говорящий человек. Он определяет цели и намечает пути. От него зависит, насколько эффективным будет речевое взаимодействие. Прагматизм и актуальность бизнес-риторики заключаются в том, что, в отличие от классического предмета, она перенесла центр своего внимания с текста на технологии речевого поведения. Конечно, важно, что ты говоришь, но не менее важно — как. Обучение основано на тренировке так называемых внешних и внутренних техник. К первым относятся голос, жестикуляция и мимика, а ко вторым — внимание, мышечная свобода, волевой посыл, отношение, речевое мышление. Благодаря тренировке своих технических возможностей человек приобретает необходимую естественность в любых ситуациях общения. Техника дарит свободу. Это своеобразный базовый элемент, но мастерство создают детали. Каждый в речевом поведении — уникален. И мы можем представить себе, что наш индивидуальный стиль есть сложение в неповторимую фигуру сотни кусочков стекла в калейдоскопе. Само стекло при этом остается стеклом. Так и речевые качества создают индивидуальный стиль, оригинально сочетаясь друг с другом, но оставаясь при этом известными всем речевыми качествами.

Большинство из нас, быть может, никогда не слышали о подобных вещах. Мы привыкли говорить так, как дано нам от природы. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Но речь — высокотехнологичный процесс, элементы которого могут быть усовершенствованы. И точно так же, как тренируют тело спортсмены, каждый способен упражнять свои речевые навыки.

Бизнес-риторика не только дает базовую подготовку в виде суммы методов, применяемых в речевом поведении, — она предлагает к изучению основные формы бизнес-коммуникаций, в которых речь играет ключевую роль. Например, в переговорном процессе. Изучение психологии переговорщиков дополняется исследованием их речевого поведения. Как часто нахождение взаимопонимания затрудняется из-за тактических ошибок в речевой коммуникации! Успех переговорного процесса зависит от многих составляющих, в том числе от умения найти общую тональность звучания, создать благоприятный интонационный рисунок. Любое речевое взаимодействие — это борьба, столкновение интонаций. Мы убеждаем друг друга не только аргументами, но и музыкой слов. Недавно я стал свидетелем переговоров, в которых произошло столкновение питерской и московской интонационных моделей речевого поведения. Резкий, завышенный тон с немного нервными подергиваниями концов фраз и суетливой жестикуляцией — с одной стороны, и спокойный, медлительный, чуть монотонный гул ответных реплик — с другой. Пока не была найдена взаимоприемлемая тональность, в воздухе висело ощущение конфликта. При этом в содержании речей не было ни намека на конфронтацию.

Стратегия работы с партнерами на переговорах включает и поиск общего звучания. Когда оно найдено — исчезает элемент борьбы и начинается сотрудничество.

Технологии речевого поведения изучаются бизнес-риторикой в приложении к различным формам общения: по телефону, в продажах и прямом взаимодействии с клиентом, на презентациях и других публичных мероприятиях. Вся деловая жизнь пронизана речевыми коммуникациями, что дает основание предположить перспективность нового направления в риторическом образовании.

Сегодня на рынке мы можем встретить десяток предложений об обучении риторике или красноречию.

Я рискну дать несколько советов тем, кто хотел бы пройти такого рода курс или отдельный тренинг.

  1. Сформулируйте внятно цель своего обучения. Не стоит идти с задачей «Научиться хорошо говорить». У вас не будет критерия оценки. Вы можете сказать себе: «Я хочу стать увереннее в публичном выступлении», или  «Мне нужны способы работы с трудной аудиторией», или «Я жду оценки своих речевых качеств и рекомендаций по их улучшению». Позвоните и спросите у тренера о возможности работы над поставленной задачей. Далеко не все пишется в программах, а действительность не всегда соответствует написанному. Очень важно услышать, что и как вам будут отвечать. Если пообещают золотые горы, то подумайте, а может, есть смысл все равно пойти и развлечься? На таких тренингах бывает очень весело, а поучиться можно и в другой раз.
  2. Постарайтесь найти отзывы участников выбранного тренинга. Не спешите доверять тому, что сообщает о себе компания. Мы часто не задумываемся, что учить и продавать себя — это не совсем одно и то же. Прекрасно, если компания умеет делать и первое, и второе. Но бывает, что за известным брендом скрывается посредственный педагог. Впрочем, и здесь есть свои плюсы: лучше отдать несколько сотен «у.е.» за прикосновение к легенде, пусть и дутой, чем ограничиться гораздо меньшей суммой за сомнительное удовольствие проторчать два дня с неизвестной посредственностью.
  3. Для того чтобы достичь первоначальных результатов, необходимы определенные условия. Качественное риторическое образование дается в группе из 10–12 человек. Идеально, если, помимо общих занятий, у вас будет возможность работать с тренером индивидуально. Огромное значение имеет состав группы. Мы учимся не только у преподавателя, но и друг у друга. Поэтому однородный состав участников по степени подготовленности способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Естественно, что тренинг, в котором вы являетесь не слушателем курса, а его активным участником, и не менее 70% учебного времени тратите на отработку различных упражнений, гораздо результативнее лекции с элементами индивидуальных выступлений.

Учиться «словом завоевывать сердца» невероятно интересно и полезно. Давно замечено, что, совершенствуя речь, человек совершенствует самого себя. Его способности раскрываются на глазах. Его речь становится мощным инструментом профессионального и бытового общения. Как заметил один из участников курса бизнес-риторики, «Я понял, что делает убедительно говорящий человек. Он изменяет реальность». Это действительно так, ведь моя реальность есть то, что я о ней думаю. Измените чужое мнение, и вы измените представление другого человека о реальности.

 

2005 г.

www.igro.ru

Чему учит бизнес-риторика? (2005). Хозяин слова. Мастерство публичного выступления

Чему учит бизнес-риторика? (2005)

Не так давно мне довелось выступить на одном из заседаний клуба, собравшего под своей крышей известных петербургских предпринимателей. Разговор шел о риторике, о рынке риторического образования. Сказать, что эта беседа доставила мне удовольствие, значит отчаянно покривить душой. С первой минуты обсуждения пришлось столкнуться с критическим отношением к предложенной теме. В ответных репликах ясно сквозило недоверие к предмету разговора, и недоверие это было точно сформулировано фразой: «Мы – люди дела, какая нам польза от умения красиво болтать?»

Действительно, никакой! Но слова эти – лишь демонстрация собственной неуверенности. Как только дошло до дебатов, вдруг выяснилось, что ярому противнику риторики не под силу связать пару слов, не говоря уже о «красивой болтовне».

Мы слишком долго существовали в границах монологичной речи: один говорил, а все остальные делали вид, что слушают. В обществе не существовало потребности в риторическом образовании. Ведь риторика не нужна для того, чтобы зачитать с трибуны текст доклада. Риторика не нужна, если в стране господствует единство взглядов и мнений.

Однако за окном уже другие времена. Мир состоит из скрученных в жгуты потоков информации. Ежедневно мы передаем друг другу сотни мегабайтов различных сведений. Ежедневно мы становимся свидетелями конфликтов, споров и дискуссий. И при всем развитии технических средств обыкновенная устная речь остается главным инструментом бизнес-коммуникации. Человек говорил, говорит и будет говорить.

Естественно возникает вопрос: а насколько эффективны мы в этом привычном умении? Увы, но последние исследования показывают, что при передаче устной информации в одностороннем порядке от одного субъекта к другому до двух третей ее теряется и не запоминается слушателем. Мешают физические шумы, мешает непонимание, отсутствие воображения, неумение сформулировать мысль… Кого чаще обвиняют в этих потерях? Конечно, того, кто слушал. Ах, рас-с-стяпа! Надо быть внимательнее!

Но на самом деле всегда виноват говорящий. Он и только он. Его умение донести информацию должно проявляться в мельчайших деталях.

В моей практике был случай, когда, диктуя электронный адрес руководителя одной сибирской компании, объявившей столь важный для меня тендер, мой коллега неверно произнес лишь одну букву латинского алфавита. И не потому, что не знал английского, а потому, что имел недостаток дикции.

Мы опоздали. Потерянная сумма незаключенного контракта могла бы обеспечить ему занятия у лучших логопедов страны. Виноват ли был тот, кто принимал информацию? Нет, деньги прошли мимо нас только потому, что один из партнеров проявил досадную беспечность по отношению к своим профессиональным речевым качествам. Это утрированная ситуация, но ведь подобное случается на каждом шагу. Небрежность в произношении, неловкость в построении фразы, неудача в донесении сведений.

Сегодня информация становится в буквальном смысле слова золотой. И среди многих средств обеспечения эффективности ее передачи из одного «хранилища» в другое свое место занимает бизнес-риторика.

Бизнес – потому что это риторика дела. Она уничтожает нелепое различие между словом и поступком. Само слово становится действием и приводит к зримому результату. Поведение человека говорящего и его речевое взаимодействие с окружающими – в центре внимания бизнес-риторики.

Мы не воспринимаем речь сугубо как озвученный текст. Нет, речь – это сумма продуманных действий, направленных на достижение ясно понимаемой цели.

В фокусе внимания бизнес-риторики находятся три важнейших элемента речевой ситуации: цель, средства, путь.

На одном из деловых завтраков выступали с речами молодые руководители успешных компаний. Три презентации – и три совершенно разных впечатления. И это несмотря на схожий уровень образования и подготовки ораторов, несмотря на доброжелательную атмосферу в зале. Почему? Каждый из выступавших стремился к цели, но у всех они были разными. Первый демонстрировал себя и свой успех, второй старался ничего не упустить из заранее заготовленного текста, и лишь третий помнил о нас и хотел, чтобы мы – слушатели – ушли с мероприятия с приобретенным знанием. Верно поставленная им цель обеспечила качество нашего взаимодействия и личный успех оратора. Профессионал в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка не определена. Умение ставить цели – этому учит бизнес-риторика.

Однако, наметив цель, как суметь дойти до нее, если не выверены пути? Заблудиться можно и в трех соснах. Путь – это стратегия взаимодействия с теми, кому предназначена информация. Самое сложное – научится достигать цели наименьшими усилиями. В этом заключается настоящий профессионализм.

В студенческие времена мы любили ходить в театры. Продираясь сквозь все заслоны, попадали на гастролировавший Ленком или в родной БДТ. Мне запомнился один эпизод. У Марка Захарова шел спектакль, в котором помимо Караченцова был занят Николай Скоробогатов. Уже пожилой актер, он играл отца загулявшего на всю катушку сынка. Его первое появление на сцене до сих пор стоит у меня перед глазами – никаких слов, никаких лишних движений. В освещенном дверном проеме возникает старенький мужичонка в потертом плащике и стеснительно заглядывает в комнаты, как бы боясь нарушить чей-то покой. (Пауза…) В тишине едва слышно позвякивают пустые бутылки из-под кефира в его авоське. И у зрителей щемит сердце от жалости к увиденному человеку. Графически выверенный рисунок профессионала. Минимумом художественных средств был достигнут максимум эмоционального воздействия. Как говорят в театре – рубашка у хорошего актера всегда остается сухой. Потеют лишь дилетанты.

Так и в речевом поведении мы можем экономить свои силы, малым достигая большего. Этому учит бизнес-риторика.

В фокусе современной риторической практики – сам говорящий человек. Он определяет цели и намечает пути. От него зависит, насколько эффективным будет речевое взаимодействие. Прагматизм и актуальность бизнес-риторики заключаются в том, что, в отличие от классического предмета, она перенесла центр своего внимания с текста на технологии речевого поведения. Конечно, важно, что́ ты говоришь, но не менее важно – как. Обучение основано на тренировке так называемых внешних и внутренних техник. К первым относятся голос, жестикуляция и мимика, а ко вторым – внимание, мышечная свобода, волевой посыл, отношение, речевое мышление. Благодаря тренировке своих технических возможностей человек приобретает необходимую естественность в любых ситуациях общения. Техника дарит свободу. Это своеобразный базовый элемент, но мастерство создают детали. Каждый в речевом поведении уникален. И мы можем представить себе, что наш индивидуальный стиль есть сложение в неповторимую фигуру сотни кусочков стекла в калейдоскопе. Само стекло при этом остается стеклом. Так и речевые качества создают индивидуальный стиль, оригинально сочетаясь друг с другом, но оставаясь при этом известными всем речевыми качествами.

Большинство из нас, быть может, никогда не слышали о подобных вещах. Мы привыкли говорить так, как дано нам от природы. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Но речь – высокотехнологичный процесс, элементы которого могут быть усовершенствованы. И точно так же, как тренируют тело спортсмены, каждый способен упражнять свои речевые навыки.

Бизнес-риторика не только дает базовую подготовку в виде суммы методов, применяемых в речевом поведении, – она предлагает к изучению основные формы бизнес-коммуникаций, в которых речь играет ключевую роль. Например, в переговорном процессе. Изучение психологии переговорщиков дополняется исследованием их речевого поведения. Как часто нахождение взаимопонимания затрудняется из-за тактических ошибок в речевой коммуникации! Успех переговорного процесса зависит от многих составляющих, в том числе от умения найти общую тональность звучания, создать благоприятный интонационный рисунок. Любое речевое взаимодействие – это борьба, столкновение интонаций. Мы убеждаем друг друга не только аргументами, но и музыкой слов. Недавно я стал свидетелем переговоров, в которых произошло столкновение питерской и московской интонационных моделей речевого поведения. Резкий, завышенный тон с немного нервными подергиваниями концов фраз и суетливой жестикуляцией, с одной стороны, и спокойный, медлительный, чуть монотонный гул ответных реплик – с другой. Пока не была найдена взаимоприемлемая тональность, в воздухе висело ощущение конфликта. При этом в содержании речей не было ни намека на конфронтацию.

Стратегия работы с партнерами на переговорах включает и поиск общего звучания. Когда оно найдено – исчезает элемент борьбы и начинается сотрудничество.

Технологии речевого поведения изучаются бизнес-риторикой в приложении к различным формам общения: по телефону, в продажах при прямом взаимодействии с клиентом, на презентациях и других публичных мероприятиях. Вся деловая жизнь пронизана речевыми коммуникациями, что дает основание предположить перспективность нового направления в риторическом образовании.

Сегодня на рынке мы можем встретить десяток предложений об обучении риторике.

Я рискну дать несколько советов тем, кто хотел бы пройти такого рода курс или отдельный тренинг.

1. Сформулируйте внятно цель своего обучения. Не стоит идти с задачей «Научиться хорошо говорить». У вас не будет критерия оценки. Вы можете сказать себе: «Я хочу стать увереннее в публичном выступлении», или «Мне нужны способы работы с трудной аудиторией», или «Я жду оценки своих речевых качеств и рекомендаций по их улучшению». Позвоните и спросите у тренера о возможности работы над поставленной задачей. Далеко не все пишется в программах, а действительность не всегда соответствует написанному. Очень важно услышать, что и как вам будут отвечать. Если пообещают золотые горы, то подумайте, а может, есть смысл все равно пойти и развлечься? На таких тренингах бывает очень весело, а поучиться можно и в другой раз.

2. Постарайтесь найти отзывы участников выбранного тренинга. Не спешите доверять тому, что сообщает о себе компания. Мы часто не задумываемся, что учить и продавать себя – это не совсем одно и то же. Прекрасно, если компания умеет делать и первое, и второе. Но бывает, что за известным брендом скрывается посредственный педагог. Впрочем, и здесь есть свои плюсы: лучше отдать несколько сотен у. е. за прикосновение к легенде, пусть и дутой, чем ограничиться гораздо меньшей суммой за сомнительное удовольствие проторчать два дня с неизвестной посредственностью.

3. Для того чтобы достичь первоначальных результатов, необходимы определенные условия. Качественное риторическое образование дается в группе из 10–12 человек. Идеально, если, помимо общих занятий, у вас будет возможность работать с тренером индивидуально. Огромное значение имеет состав группы. Мы учимся не только у преподавателя, но и друг у друга. Поэтому однородный состав участников по степени подготовленности способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Естественно, что тренинг, в котором вы являетесь не слушателем курса, а его активным участником и не менее 70% учебного времени тратите на отработку различных упражнений, гораздо результативнее лекции с элементами индивидуальных выступлений.

Учиться «словом завоевывать сердца» невероятно интересно и полезно. Давно замечено, что, совершенствуя речь, человек совершенствует самого себя. Его способности раскрываются на глазах. Его речь становится мощным инструментом профессионального и бытового общения. Как заметил один из участников курса бизнес-риторики, «Я понял, что делает убедительно говорящий человек. Он изменяет реальность». Это действительно так, ведь моя реальность есть то, что я о ней думаю. Измените чужое мнение – и вы измените представление другого человека о реальности.

Оратор и сексуальность (2004)

Есть две вещи, которые в России не любят, будь то на сцене заводского клуба в поселке Таскино или в комнате для совещаний компании Best (исключение – подиум и концертный зал «Октябрьский»). Не любят отсутствие самоидентификации оратора по половому признаку и стремление выпендриться (прошу прощения) на фоне публики.

Оратор должен быть sexual. Ведь он один стоит перед бушующей толпой, готовый на борьбу с ней до изнеможения. Даже в том случае, когда толпа умещается в курилке пятого этажа, оратор не вправе забыть о своей роли оплодотворителя воли, чувств и сознания слушателей. Он – вождь. В его речах должен звенеть металл завоевателя. Не имеет значения текст, костюм или пространство. Важен внутренний огонь и рокот интонационных приливов.

Вот почему женщине никогда не стать оратором. Ее стиль – не вторжение, а демонстрация себя. Она не в состоянии победить природу. Мы будем наблюдать за ней, искушаясь на расстоянии, но не сможем пережить экстаз. Впрочем, есть путь утраты пола. Надо надеть кожанку, спрятать локоны под картуз и заговорить хриплым низким голосом.

Сексуальность в ораторе – либо часть его внешнего образа, либо внутреннее переживание, источник безумной энергии. Объект желания, что находится в зале, является недосягаемым и оттого прекрасным. Сколько раз мы видели невзрачного певца любви, в публичном выступлении преодолевающего границы возможного. Сколько женщин покинули комнаты переговоров и клубные залы с ощущением случившегося соития. Мы знаем, что в речах нет славы, но и поражения тоже нет. Не стоит думать, что слова – лишь выговаривание звуков. Загадка мастерства оратора – за пределами книжных риторик и тренинговых классов. Она в пшеничном зерне, в колыбели младенца, в токе воды, в складках мятой простыни.

Пол определяет сознание. Взаимодействие полов создает пространство культуры.

Общение – лишь способ выяснить, «любит или не любит». Хороший оратор всегда сексуален, но великий оратор всегда аскет. Преодоление силы земного притяжения в преодолении своей плоти. Но тот, кто выбирает путь аскезы, отказывается от слов. Вот почему у нас нет великих ораторов. Они – молчат.

librolife.ru

Деловая риторика

Мельникова С.В.

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

Ульяновск 1999Министерство общего и профессионального образования РФ

Ульяновский государственный технологический университет

С. В. Мельникова

Деловая риторика

(речевая культура делового общения)

Учебное пособие

Ульяновск 1999

УДК 808.2

ББК 4р(075)

М48

Рецензенты: кандидат филологических наук,

профессор Тихонова Р.И.,

кандидат филологических наук Земскова С.В.,

кандидат филологических наук Юдина Н.В..

Одобрено научно-методическим Советом Димитровградского института технологии, управления и дизайна.

Мельникова С.В.

М48 Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.

ISBN

Освещаются вопросы устного речетворчества, характеризуются диалогические и монологические виды общения (беседа, переговоры, доклад, совещание и т.п.), языковые нормы, этико-психологические правила служебного контакта. Изложение теоретического материала сочетается с контрольными вопросами и заданиями по овладению риторическим мастерством.

Для студентов (направления 521500, 522000), менеджеров, коммерсантов.

УДК 808.2

ББК 4р(075)

ã ДИТУД УлГТУ, оформление, 1999

ã С.В. Мельникова, 1999

ISBNСОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1.ВВЕДЕНИЕ.

§1.Риторика как наука и искусство.

§2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.

§3.Деловое общение и его виды.

2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

§1.Понятие о языке и речи.

§2.Виды речи.

§3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.

§4.Виды речевой деятельности.

§5.Техника звучащей речи.

3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§1.Понятие о тексте.

§2.Типы текста.

§3.Композиция текста.

§4.Стили текста.

4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

§1.Понятие о литературном языке.

§2.Культура речи и речевая культура.

§3.Правильность речи.

§4.Коммуникативная целесообразность речи.

§5.Речевой этикет.

5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

§1.Этапы подготовки и проведения публичного выступления.

§2.Установление контакта с аудиторией.

§3.Поза, жесты, мимика оратора.

§4.Анализ ораторской речи.

§5.Типы ораторов.

§6.Доклад и речь как жанры делового общения.

6.СЛУЖЕБНЫЙ ДИАЛОГ.

§1.Типы речевых актов в деловом общении.

§2.Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника.

§3.Психологические типы собеседников.

§4.Невербальные средства делового общения.

7.ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР И ЕГО ВИДЫ.

8.ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.

§1.Цель и задачи деловой беседы.

§2.Этапы подготовки и проведения деловой беседы.

9.ПЕРЕГОВОРЫ.

§1.Цели и задачи переговоров.

§2.Этапы подготовки и проведения переговоров.

10.ИНТЕРВЬЮ.

§1.Цели и задачи общения с представителями прессы.

§2.Этапы подготовки и проведения интервью.

11.СЛУЖЕБНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР.

§1.Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.

§2.Техника речи разговора по телефону.

§3.Правила ведения делового телефонного разговора.

12.ДИСКУССИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

§1.Дискуссия как вид спора.

§2.Этапы подготовки и проведения дискуссии.

§3.Правила ведения спора.

§4.Анализ дискуссии.

13.ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ (СОБРАНИЕ)

§1.Совещание как вид организации делового общения группы.

§2.Этапы подготовки и проведения собрания.

§3.Протокол совещания.

14.ПРЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» [1, с. 46-47].

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.

Основная задача курса «Деловая риторика» - подготовить выпускников вуза к успешному общению в сферах производства, торговли при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.

Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.

«Деловая риторика» представляет собой коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи. Настоящее учебное пособие содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.). По каждой теме предлагается список литературы для дополнительного чтения.

1.ВВЕДЕНИЕ

§ 1.Риторика как наука и искусство

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством» [2, с. 73]. Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них - Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом.

Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему - сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова - автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле ) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле ) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

mirznanii.com

Чему учит бизнес-риторика?

Автор: Игорь Родченко &nbsp;| &nbsp; Источник: УралБизнесОбразование

Мир состоит из скрученных в жгуты потоков информации. Ежедневно мы передаем друг другу сотни мегабайт различных сведений. Ежедневно мы становимся свидетелями конфликтов, споров и дискуссий. И при всем развитии технических средств обыкновенная устная речь остается главным инструментом бизнес-коммуникаций. Человек говорил, говорит и будет говорить. Естественно возникает вопрос: а насколько эффективны мы в этом привычном умении?

Не так давно мне довелось выступить на одном из заседаний клуба, собравшего под своей крышей известных петербургских предпринимателей. Разговор шел о риторике, о рынке риторического образования. Сказать, что эта беседа доставила мне удовольствие, значит отчаянно покривить душой. С первой минуты обсуждения пришлось столкнуться с критическим отношением к предложенной теме. В ответных репликах ясно сквозило недоверие к предмету разговора, и недоверие это было точно сформулировано фразой: «Мы – люди дела, какая нам польза от умения красиво болтать?»

Действительно, никакой! Но слова эти лишь демонстрация собственной неуверенности. Как только дело дошло до дебатов, вдруг выяснилось, что ярому противнику риторики не под силу связать пару слов, не говоря уже о «красивой болтовне».

Мы слишком долго существовали в границах монологичной речи: один говорил, а все остальные делали вид, что слушали. В обществе не существовало потребности в риторическом образовании. Ведь риторика не нужна для того, чтобы зачитать с трибуны текст доклада. Риторика не нужна, если в стране господствует единство взглядов и мнений.

Но за окном уже другие времена. Мир состоит из скрученных в жгуты потоков информации. Ежедневно мы передаем друг другу сотни мегабайт различных сведений. Ежедневно мы становимся свидетелями конфликтов, споров и дискуссий. И при всем развитии технических средств обыкновенная устная речь остается главным инструментом бизнес-коммуникаций. Человек говорил, говорит и будет говорить.

Естественно возникает вопрос: а насколько эффективны мы в этом привычном умении? Увы, но последние исследования показывают, что при передаче устной информации в одностороннем порядке от одного субъекта к другому до двух третей ее теряется и не запоминается слушателем. Мешают физические шумы, мешает непонимание, отсутствие воображения, неумение сформулировать мысль… Кого чаще обвиняют в этих потерях? Конечно, того, кто слушал. Ах, рассстяпа! Надо было быть внимательнее!

Но на самом деле всегда виноват говорящий. Он, и только он. Его умение донести информацию должно проявляться в мельчайших деталях.

В моей практике был незабываемый случай, когда, диктуя электронный адрес руководителя одной сибирской компании, объявившей столь важный для меня тендер, мой коллега неверно произнес лишь одну букву латинского алфавита. И не потому, что не знал английского, а потому, что имел недостаток дикции….

Мы опоздали. Потерянная сумма возможного контракта могла бы обеспечить ему занятия у лучших логопедов страны. Виноват тот, кто принимал информацию? Нет, деньги потеряны только потому, что один из партнеров проявил досадную беспечность по отношению к своим профессиональным речевым качествам. Это утрированная ситуация, но ведь подобное случается на каждом шагу. Небрежность в произнесении, неловкость в построении, неудача в донесении…

Сегодня информация становится в буквальном смысле слова золотой. И среди многих средств обеспечения эффективности ее передачи из одного «хранилища» в другое свое место занимает бизнес-риторика.

«Бизнес» - потому что это риторика дела. Она уничтожает это нелепое различие между словом и поступком. Само слово становиться действием и приводит к зримому результату. Поведение человека говорящего и его речевое взаимодействие с окружающими в центре внимания бизнес-риторики.

Мы не воспринимаем речь сугубо как озвученный текст. Нет, речь – это сумма продуманных действий, направленных на достижение ясно понимаемой цели.

Три важнейших элемента речевой ситуации в фокусе внимания бизнес-риторики. Это цель, это средства, это путь.

На одном из деловых завтраков, проводившихся при содействии Центра Предпринимательства США – Россия, выступали&nbsp; с речами молодые руководители успешных компаний. Три презентации и три совершенно разных впечатления. И это несмотря на схожий уровень образования и подготовки ораторов, несмотря на доброжелательную атмосферу в зале. Почему? Каждый из выступавших стремился к цели, но у всех они были разными. Первый демонстрировал себя и свой успех, второй старался ничего не упустить из приготовленного текста речи, и лишь третий помнил о нас и хотел, чтобы мы – слушатели - ушли с этого мероприятия с приобретенным знанием. Верно поставленная им цель обеспечила качество нашего взаимодействия и личный успех оратора. Профессионал в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле его осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка высказывания не определена. Умение ставить цели - Этому учит бизнес-риторика.

Однако, наметив цель, как суметь дойти до нее, если не выверены пути? Заблудиться можно и в трех соснах. Путь – это стратегия взаимодействия с теми, кому предназначена информация. Самое сложное – это научится достигать цели наименьшими усилиями. В этом заключается настоящий профессионализм.

В студенческие времена мы любили ходить в театры. Продираясь сквозь все заслоны, попадали на спектакль гастролировавшего Ленкома или родного БДТ. Мне запомнился один эпизод. У Марка Захарова шел спектакль, в котором помимо Караченцова был занят Николай Скоробогатов. Уже пожилой актер, он играл отца загулявшего на всю катушку сынка. Его первое появление на сцене до сих пор перед глазами – никаких слов, никаких лишних движений.&nbsp; В освещенном дверном проеме возникает старенький мужичонка в потертом плащике и стеснительно заглядывает в комнаты, как бы боясь нарушить чей-то покой. Пауза.… В тишине едва слышно позвякивают пустые бутылки из-под кефира в его авоське. И у зрителей щемит сердце от жалости к этому человеку. Это был графически выверенный рисунок профессионала. Минимумом художественных средств был достигнут максимум эмоционального воздействия. Как говорят в театре – рубашка у хорошего актера всегда остается сухой. Потеют лишь дилетанты.

Так и в речевом поведении мы можем экономить свои силы, малым достигая большего. Этому учит бизнес-риторика.

В фокусе современной риторической практики - сам говорящий человек. Он определяет цели и намечает пути. От него зависит, насколько эффективным будет речевое взаимодействие. Прагматизм и актуальность бизнес-риторики заключается в том, что, в отличие от классического предмета, она перенесла центр своего внимания с текста на технологии речевого поведения. Конечно, важно, Что ты говоришь, но не менее важно - Как. Обучение основано на тренировке так называемых внешних и внутренних техник. К первым относятся голос, жестикуляция и мимика, а ко вторым - внимание, мышечная свобода, волевой посыл, отношение, речевое мышление. Благодаря тренировке своих технических возможностей человек приобретает необходимую естественность в любых ситуациях общения. Техника дарит свободу. Это своеобразный базовый элемент, но мастерство создают детали. Каждый в речевом поведении – уникален. И мы можем представить себе, что наш индивидуальный стиль есть сложение в неповторимую фигуру сотни кусочков стекла в калейдоскопе. Само стекло при этом остается стеклом. Так и речевые качества создают индивидуальный стиль, оригинально сочетаясь друг с другом, но оставаясь при этом известными всем речевыми качествами.

Большинство из нас, быть может, никогда не слышали об этих вещах. Мы привыкли говорить так, как дано нам это от природы. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже…. Но речь - это высокотехнологичный процесс, элементы которого могут быть усовершенствованы. И точно так же, как тренируют спортсмены свое тело, каждый может упражнять свои речевые навыки.

Бизнес-риторика не только дает базовую подготовку в виде суммы методов, применяемых в речевом поведении, – она предлагает к изучению основные формы бизнес-коммуникаций, в которых речь играет ключевую роль. Например, в переговорном процессе. Изучение психологии переговорщиков дополняется исследованием их речевого поведения. Как часто нахождение взаимопонимания затрудняется из-за тактических ошибок в речевой коммуникации. Успех переговорного процесса зависит от многих составляющих, в том числе от умения найти общую тональность звучания, создать благоприятный интонационный рисунок. Любое речевое взаимодействие – это борьба, столкновение интонаций. Мы убеждаем друг друга не только аргументами, но и музыкой слов. Недавно был свидетелем переговоров, в которых произошло столкновение питерской и московской интонационных моделей речевого поведения. Резкий, завышенный тон с немного нервными подергиваниями концов фраз и суетливой жестикуляцией - с одной стороны, и спокойный, медлительный, чуть монотонный гул ответных реплик - с другой. Пока не была найдена взаимоприемлемая тональность, в воздухе висело ощущение конфликта. При этом в содержании речей не было ни намека на конфронтацию.

Стратегия работы с партнерами на переговорах включает и поиск общего звучания. Когда оно найдено – исчезает элемент борьбы и начинается сотрудничество.

Технологии речевого поведения изучаются бизнес-риторикой в приложении к различным формам общения: по телефону, в продажах и прямом взаимодействии с клиентом, презентациях и других публичных мероприятиях. Вся деловая жизнь пронизана речевыми коммуникациями, что дает основание предположить перспективность нового направления в риторическом образовании.

Сегодня на рынке мы можем встретить десяток предложений об обучении риторике, бизнес-риторике или красноречию.

Я рискну дать несколько советов тем, кто хотел бы пройти такого рода курс или отдельный тренинг.

1. Сформулируйте внятно цель своего обучения. Не стоит идти с задачей: «Научиться хорошо говорить». У вас не будет критерия оценки. Вы можете сказать себе: «Я хочу стать увереннее в публичном выступлении» – или – «Мне нужны способы работы с трудной аудиторией» – или – «Я жду оценки своих речевых качеств и рекомендаций по их улучшению». Позвоните и спросите у тренера о возможности работы над поставленной задачей. Далеко не все пишется в программах, а действительность не всегда соответствует написанному. Очень важно услышать, что и как Вам будут отвечать. Если пообещают золотые горы, то подумайте, а может есть смысл все равно пойти и развлечься? На таких тренингах бывает очень весело, а поучиться можно и в другой раз.

2. Постарайтесь найти отзывы участников выбранного тренинга. Не спешите доверять тому, что сообщает о себе компания. Мы часто не задумываемся, что учить и продавать себя – это не совсем одно и тоже. Прекрасно, если компания умеет делать и то, и другое.&nbsp; Но бывает, что за известным брендом скрывается посредственный педагог. Впрочем, и здесь есть свои плюсы: лучше отдать несколько сотен у. е. за прикосновение к легенде, пусть и дутой, чем ограничиться одной за сомнительное удовольствие проторчать два дня с неизвестной посредственностью.

3. Для того чтобы достичь первоначальных результатов, необходимы определенные условия. Качественное риторическое образование может даваться в группе, состоящей из 10 - 12 человек. Идеально, если помимо общих занятий у Вас будет возможность работать с тренером индивидуально. Огромное значение имеет состав группы. Мы учимся не только у преподавателя, но и&nbsp; друг у друга. Поэтому однородный состав участников по степени подготовленности способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Естественно, что тренинг, в котором Вы являетесь не слушателем курса, а его активным участником и не менее 70% учебного времени тратите на отработку различных упражнений, гораздо результативнее лекции с элементами индивидуальных выступлений.

Учиться «словом завоевывать сердца» невероятно интересно и полезно. Давно замечено, что совершенствуя речь, человек совершенствует самого себя. Его способности раскрываются на глазах. Его речь становится мощным инструментом профессионального и бытового общения. Как заметил один из участников курса бизнес-риторики: «Я понял, что делает убедительно говорящий человек. Он изменяет реальность». Это действительно так, ведь моя реальность – это то, что я о ней думаю. Измените чужое мнение, и Вы измените представление другого о реальности.

Автор: Игорь Родченко, генеральный директор тренинговой компании IGRO

hr-portal.ru

Игорь Родченко: Чему учит бизнес-риторика?

Игорь Родченко

Не так давно мне довелось выступить на одном из заседаний клуба, собравшего под своей крышей известных петербургских предпринимателей. Разговор шел о риторике, о рынке риторического образования. Сказать, что эта беседа доставила мне удовольствие, значит отчаянно покривить душой. С первой минуты обсуждения пришлось столкнуться с критическим отношением к предложенной теме. В ответных репликах ясно сквозило недоверие к предмету разговора, и недоверие это было точно сформулировано фразой: «Мы – люди дела, какая нам польза от умения красиво болтать?»

Действительно, никакой! Но слова эти лишь демонстрация собственной неуверенности. Как только дело дошло до дебатов, вдруг выяснилось, что ярому противнику риторики не под силу связать пару слов, не говоря уже о «красивой болтовне».

Мы слишком долго существовали в границах монологичной речи: один говорил, а все остальные делали вид, что слушали. В обществе не существовало потребности в риторическом образовании. Ведь риторика не нужна для того, чтобы зачитать с трибуны текст доклада. Риторика не нужна, если в стране господствует единство взглядов и мнений.

Но за окном уже другие времена. Мир состоит из скрученных в жгуты потоков информации. Ежедневно мы передаем друг другу сотни мегабайт различных сведений. Ежедневно мы становимся свидетелями конфликтов, споров и дискуссий. И при всем развитии технических средств обыкновенная устная речь остается главным инструментом бизнес-коммуникаций. Человек говорил, говорит и будет говорить.

Естественно возникает вопрос: а насколько эффективны мы в этом привычном умении? Увы, но последние исследования показывают, что при передаче устной информации в одностороннем порядке от одного субъекта к другому до двух третей ее теряется и не запоминается слушателем. Мешают физические шумы, мешает непонимание, отсутствие воображения, неумение сформулировать мысль… Кого чаще обвиняют в этих потерях? Конечно, того, кто слушал. Ах, рассстяпа! Надо было быть внимательнее!

Но на самом деле всегда виноват говорящий. Он, и только он. Его умение донести информацию должно проявляться в мельчайших деталях.

В моей практике был незабываемый случай, когда, диктуя электронный адрес руководителя одной сибирской компании, объявившей столь важный для меня тендер, мой коллега неверно произнес лишь одну букву латинского алфавита. И не потому, что не знал английского, а потому, что имел недостаток дикции….

Мы опоздали. Потерянная сумма возможного контракта могла бы обеспечить ему занятия у лучших логопедов страны. Виноват тот, кто принимал информацию? Нет, деньги потеряны только потому, что один из партнеров проявил досадную беспечность по отношению к своим профессиональным речевым качествам. Это утрированная ситуация, но ведь подобное случается на каждом шагу. Небрежность в произнесении, неловкость в построении, неудача в донесении…

Сегодня информация становится в буквальном смысле слова золотой. И среди многих средств обеспечения эффективности ее передачи из одного «хранилища» в другое свое место занимает бизнес-риторика.

«Бизнес» - потому что это риторика дела. Она уничтожает это нелепое различие между словом и поступком. Само слово становиться действием и приводит к зримому результату. Поведение человека говорящего и его речевое взаимодействие с окружающими в центре внимания бизнес-риторики.

Мы не воспринимаем речь сугубо как озвученный текст. Нет, речь – это сумма продуманных действий, направленных на достижение ясно понимаемой цели.

Три важнейших элемента речевой ситуации в фокусе внимания бизнес-риторики. Это цель, это средства, это путь.

На одном из деловых завтраков, проводившихся при содействии Центра Предпринимательства США – Россия, выступали  с речами молодые руководители успешных компаний. Три презентации и три совершенно разных впечатления. И это несмотря на схожий уровень образования и подготовки ораторов, несмотря на доброжелательную атмосферу в зале. Почему? Каждый из выступавших стремился к цели, но у всех они были разными. Первый демонстрировал себя и свой успех, второй старался ничего не упустить из приготовленного текста речи, и лишь третий помнил о нас и хотел, чтобы мы – слушатели - ушли с этого мероприятия с приобретенным знанием. Верно поставленная им цель обеспечила качество нашего взаимодействия и личный успех оратора. Профессионал в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле его осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка высказывания не определена. Умение ставить цели - этому учит бизнес-риторика.

Однако, наметив цель, как суметь дойти до нее, если не выверены пути? Заблудиться можно и в трех соснах. Путь – это стратегия взаимодействия с теми, кому предназначена информация. Самое сложное – это научится достигать цели наименьшими усилиями. В этом заключается настоящий профессионализм.

В студенческие времена мы любили ходить в театры. Продираясь сквозь все заслоны, попадали на спектакль гастролировавшего Ленкома или родного БДТ. Мне запомнился один эпизод. У Марка Захарова шел спектакль, в котором помимо Караченцова был занят Николай Скоробогатов. Уже пожилой актер, он играл отца загулявшего на всю катушку сынка. Его первое появление на сцене до сих пор перед глазами – никаких слов, никаких лишних движений.  В освещенном дверном проеме возникает старенький мужичонка в потертом плащике и стеснительно заглядывает в комнаты, как бы боясь нарушить чей-то покой. Пауза.… В тишине едва слышно позвякивают пустые бутылки из-под кефира в его авоське. И у зрителей щемит сердце от жалости к этому человеку. Это был графически выверенный рисунок профессионала. Минимумом художественных средств был достигнут максимум эмоционального воздействия. Как говорят в театре – рубашка у хорошего актера всегда остается сухой. Потеют лишь дилетанты.

Так и в речевом поведении мы можем экономить свои силы, малым достигая большего. Этому учит бизнес-риторика.

В фокусе современной риторической практики - сам говорящий человек. Он определяет цели и намечает пути. От него зависит, насколько эффективным будет речевое взаимодействие. Прагматизм и актуальность бизнес-риторики заключается в том, что, в отличие от классического предмета, она перенесла центр своего внимания с текста на технологии речевого поведения. Конечно, важно, что ты говоришь, но не менее важно - как. Обучение основано на тренировке так называемых внешних и внутренних техник. К первым относятся голос, жестикуляция и мимика, а ко вторым - внимание, мышечная свобода, волевой посыл, отношение, речевое мышление. Благодаря тренировке своих технических возможностей человек приобретает необходимую естественность в любых ситуациях общения. Техника дарит свободу. Это своеобразный базовый элемент, но мастерство создают детали. Каждый в речевом поведении – уникален. И мы можем представить себе, что наш индивидуальный стиль есть сложение в неповторимую фигуру сотни кусочков стекла в калейдоскопе. Само стекло при этом остается стеклом. Так и речевые качества создают индивидуальный стиль, оригинально сочетаясь друг с другом, но оставаясь при этом известными всем речевыми качествами.

Большинство из нас, быть может, никогда не слышали об этих вещах. Мы привыкли говорить так, как дано нам это от природы. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже…. Но речь - это высокотехнологичный процесс, элементы которого могут быть усовершенствованы. И точно так же, как тренируют спортсмены свое тело, каждый может упражнять свои речевые навыки.

Бизнес-риторика не только дает базовую подготовку в виде суммы методов, применяемых в речевом поведении, – она предлагает к изучению основные формы бизнес-коммуникаций, в которых речь играет ключевую роль. Например, в переговорном процессе. Изучение психологии переговорщиков дополняется исследованием их речевого поведения. Как часто нахождение взаимопонимания затрудняется из-за тактических ошибок в речевой коммуникации. Успех переговорного процесса зависит от многих составляющих, в том числе от умения найти общую тональность звучания, создать благоприятный интонационный рисунок. Любое речевое взаимодействие – это борьба, столкновение интонаций. Мы убеждаем друг друга не только аргументами, но и музыкой слов. Недавно был свидетелем переговоров, в которых произошло столкновение питерской и московской интонационных моделей речевого поведения. Резкий, завышенный тон с немного нервными подергиваниями концов фраз и суетливой жестикуляцией - с одной стороны, и спокойный, медлительный, чуть монотонный гул ответных реплик - с другой. Пока не была найдена взаимоприемлемая тональность, в воздухе висело ощущение конфликта. При этом в содержании речей не было ни намека на конфронтацию.

Стратегия работы с партнерами на переговорах включает и поиск общего звучания. Когда оно найдено – исчезает элемент борьбы и начинается сотрудничество.

Технологии речевого поведения изучаются бизнес-риторикой в приложении к различным формам общения: по телефону, в продажах и прямом взаимодействии с клиентом, презентациях и других публичных мероприятиях. Вся деловая жизнь пронизана речевыми коммуникациями, что дает основание предположить перспективность нового направления в риторическом образовании.

Сегодня на рынке мы можем встретить десяток предложений об обучении риторике, бизнес-риторике или красноречию.

Я рискну дать несколько советов тем, кто хотел бы пройти такого рода курс или отдельный тренинг.

1. Сформулируйте внятно цель своего обучения. Не стоит идти с задачей: «Научиться хорошо говорить». У вас не будет критерия оценки. Вы можете сказать себе: «Я хочу стать увереннее в публичном выступлении» – или – «Мне нужны способы работы с трудной аудиторией» – или – «Я жду оценки своих речевых качеств и рекомендаций по их улучшению». Позвоните и спросите у тренера о возможности работы над поставленной задачей. Далеко не все пишется в программах, а действительность не всегда соответствует написанному. Очень важно услышать, что и как Вам будут отвечать. Если пообещают золотые горы, то подумайте, а может есть смысл все равно пойти и развлечься? На таких тренингах бывает очень весело, а поучиться можно и в другой раз.

2. Постарайтесь найти отзывы участников выбранного тренинга. Не спешите доверять тому, что сообщает о себе компания. Мы часто не задумываемся, что учить и продавать себя – это не совсем одно и тоже. Прекрасно, если компания умеет делать и то, и другое.  Но бывает, что за известным брендом скрывается посредственный педагог. Впрочем, и здесь есть свои плюсы: лучше отдать несколько сотен у.е. за прикосновение к легенде, пусть и дутой, чем ограничиться одной за сомнительное удовольствие проторчать два дня с неизвестной посредственностью.

3. Для того чтобы достичь первоначальных результатов, необходимы определенные условия. Качественное риторическое образование может даваться в группе, состоящей из 10 - 12 человек. Идеально, если помимо общих занятий у Вас будет возможность работать с тренером индивидуально. Огромное значение имеет состав группы. Мы учимся не только у преподавателя, но и  друг у друга. Поэтому однородный состав участников по степени подготовленности способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Естественно, что тренинг, в котором Вы являетесь не слушателем курса, а его активным участником и не менее 70% учебного времени тратите на отработку различных упражнений, гораздо результативнее лекции с элементами индивидуальных выступлений.

Учиться «словом завоевывать сердца» невероятно интересно и полезно. Давно замечено, что совершенствуя речь, человек совершенствует самого себя. Его способности раскрываются на глазах. Его речь становится мощным инструментом профессионального и бытового общения. Как заметил один из участников курса бизнес-риторики: «Я понял, что делает убедительно говорящий человек. Он изменяет реальность». Это действительно так, ведь моя реальность – это то, что я о ней думаю. Измените чужое мнение, и Вы измените представление другого о реальности.

www.e-xecutive.ru

Деловая риторика

Мельникова С.В.

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

Ульяновск 1999

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ульяновский государственный технологический университет

С. В. Мельникова

(речевая культура делового общения)

Учебное пособие

Ульяновск 1999

Удк 808.2

ББК 4р(075)

М48

Рецензенты: кандидат филологических наук,

профессор Тихонова Р.И.,

кандидат филологических наук Земскова С.В.,

кандидат филологических наук Юдина Н.В..

Одобрено научно-методическим Советом Димитровградского института технологии, управления и дизайна.

Мельникова С.В.

М48 Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.

ISBN

Освещаются вопросы устного речетворчества, характеризуются диалогические и монологические виды общения (беседа, переговоры, доклад, совещание и т.п.), языковые нормы, этико-психологические правила служебного контакта. Изложение теоретического материала сочетается с контрольными вопросами и заданиями по овладению риторическим мастерством.

Для студентов (направления 521500, 522000), менеджеров, коммерсантов.

УДК 808.2

ББК 4р(075)

 ДИТУД УлГТУ, оформление, 1999

 С.В. Мельникова, 1999

ISBN

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1.ВВЕДЕНИЕ.

§1.Риторика как наука и искусство.

§2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики.

§3.Деловое общение и его виды.

2.ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

§1.Понятие о языке и речи.

§2.Виды речи.

§3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности.

§4.Виды речевой деятельности.

§5.Техника звучащей речи.

3.ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§1.Понятие о тексте.

§2.Типы текста.

§3.Композиция текста.

§4.Стили текста.

4.ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

§1.Понятие о литературном языке.

§2.Культура речи и речевая культура.

§3.Правильность речи.

§4.Коммуникативная целесообразность речи.

§5.Речевой этикет.

5.ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

§1.Этапы подготовки и проведения публичного выступления.

§2.Установление контакта с аудиторией.

§3.Поза, жесты, мимика оратора.

§4.Анализ ораторской речи.

§5.Типы ораторов.

§6.Доклад и речь как жанры делового общения.

6.СЛУЖЕБНЫЙ ДИАЛОГ.

§1.Типы речевых актов в деловом общении.

§2.Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника.

§3.Психологические типы собеседников.

§4.Невербальные средства делового общения.

7.ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР И ЕГО ВИДЫ.

8.ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.

§1.Цель и задачи деловой беседы.

§2.Этапы подготовки и проведения деловой беседы.

9.ПЕРЕГОВОРЫ.

§1.Цели и задачи переговоров.

§2.Этапы подготовки и проведения переговоров.

10.ИНТЕРВЬЮ.

§1.Цели и задачи общения с представителями прессы.

§2.Этапы подготовки и проведения интервью.

11.СЛУЖЕБНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР.

§1.Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.

§2.Техника речи разговора по телефону.

§3.Правила ведения делового телефонного разговора.

12.ДИСКУССИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

§1.Дискуссия как вид спора.

§2.Этапы подготовки и проведения дискуссии.

§3.Правила ведения спора.

§4.Анализ дискуссии.

13.ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ (СОБРАНИЕ)

§1.Совещание как вид организации делового общения группы.

§2.Этапы подготовки и проведения собрания.

§3.Протокол совещания.

14.ПРЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» [1, с. 46-47].

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80% рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных предпринимателей, специалистов по управлению невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.

Основная задача курса «Деловая риторика» - подготовить выпускников вуза к успешному общению в сферах производства, торговли при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.

Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.

«Деловая риторика» представляет собой коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи. Настоящее учебное пособие содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.). По каждой теме предлагается список литературы для дополнительного чтения.

studfiles.net