4.1. Цели и задачи бизнес-планирования. Структура и оформление документа. Бизнес задач


Чем бизнесу поможет правильный сайт

Не всегда заказчики знают зачем им сайт. Не все знают какие задачи они могут решать сайтом в принципе. Статья полезна думающим бизнесменам, желающим повысить эффективность бизнеса с помощью корпоративного сайта. Статья пополняется, потому что прогресс не стоит на месте.

Задачи, которые может решать сайт

  1. Формирование имиджа компании
  2. Информирование пользователей
  3. Маркетинг и продажи
  4. Сервисные услуги
  5. Социализация пользователей

Любой сайт может комбинировать в себе несколько и все сразу вышеописанные функции. Как швейцарский нож на иллюстрации. 

Подробно рассмотрю каждую задачу. Вопросы задавайте в комментариях, буду дополнять статью ответами.

1. Формирование имиджа

Сайт формирует нужный имидж компании в глазах посетителей. Для этого используются имиджевые корпоративные сайты. 

Мы писали про роскошные сайты. Речь не о них. Правильный корпоративный сайт не только даёт нужную информацию посетителю. Он формирует у посетителя правильное настроение, транслирует философию бренда, создаёт первое впечатление о компании.

В эту категорию входят промо-сайты. Это сайты для презентации единичного (не всегда) продукта (марки). Чаще одностраничные и вмещающие в себя самые последние достижения веб-разработки. Примером служит промо-сайт Apple Mac Pro, который вы видите на иллюстрации.

Имиджевые сайты строятся вокруг преимуществ компании. Хорошо, когда преимущества есть, плохо, когда фирма не отличается от конкурентов.

2. Предоставление нужной информации

Все сайты, задачей которых является предоставление посетителям нужной им информации. Это информационные порталы, сайты СМИ, каталоги статей и прочее. На иллюстрации сайт информационного агентства РБК.

Эту задачу сайты решали на заре интернета. Интернет, зародившись как средство связи, очень быстро обрел функции хранилища информации, к которой можно иметь доступ из любой точки Земли.

3. Маркетинговые функции и прямые продажи

Бизнес очень быстро понял какие выгоды сулит для маркетинга хороший сайт. В последнее время интернет-маркетинг и интернет-торговля переживает небывалый подъём.

Интернет-торговля проходит преимущественно с помощью интернет-магазинов. На иллюстрации вы видите интернет-магазин «Связной».

Маркетинговые задачи решаются с помощью специальных маркетинговых инструментов, которых в арсенале интернет-маркетинга с каждым годом все больше. Примером такого инструмента может выступить landing page (целевая посадочная страница для контекстной, таргетированной и иной рекламы). На корпоративных сайтах мы рекомендуем выстраивать типичный сценарий продажи, скопировав его из оффлайн.

4. Сервисные услуги

Эту задачу на сайте решает функционал. К примеру, подбор оптимального тарифа сотовой связи является сервисом. Сайты с сервисными функциями решают сложные многопоточные задачи и облегчают ведение бизнеса. На иллюстрации конфигуратор автомобилей AUDI.

Сайты-сервисы переживают настоящий бум. В поддержку сервисов выступает развитие мобильного интернета и мобильных приложений. Мобильные приложения являются логическим продолжением сайтов-сервисов. 

Множество стартапов рождаются в сети, многие из них становятся суперпопулярными. Примерами являются Instagram и Uber.

Сервисные услуги могут дополнять любой сайт. Современный программный арсенал делает возможным реализацию практически любой фантазии. На первый план выходит не сложность реализации идеи, а удачная идея. Если сервисное приложение решает проблему большого количества людей, оно станет популярным.

5. Социализация пользователей

Последнее веяние интернета — социальные сети. Крупнейшая социальная сеть — Facebook. Стартовую страницу Facebook вы видите на иллюстрации.

Эту задачу решают не только социальные сети. Популярность форумов, еще недавно правивших балом в интернете, хоть и поуменьшилась в последнее время, но еще велика. Причем тематические профильные форумы не теряют, а приобретают популярность. К примеру habrahabr.ru.

Социализация аудитории коммерческого сайта также может происходить через встроенный в функционал сайта форум, где можно вести общение.

Препарируем задачи

Наибольший интерес для бизнеса представляет решение маркетинговых задач. Даже больше чем имиджевых. Как говорится: «Имидж — ничто, жажда — все».

Для достижения маркетинговых задач приходится прибегать ко всем остальным функциональным возможностям:

  1. Формирование имиджа компании в конечном счете помогает маркетингу.
  2. Функционал сайта может напрямую решать маркетинговые задачи, например, после формирования комплектации автомобиля в конфигураторе пользователю предлагается оформить заявку на тест-драйв и т.д.
  3. Социализация наиболее ярых приверженцев бренда и направление дискуссий в нужном направлении положительно сказывается на росте продаж, повышает осведомленность аудитории о новинках.
  4. Создание тематической подборки интересных статей не только привлекает пользователей, желающих узнать больше, но и способствует узнаваемости марки. Так формируется образ компании как команды профессионалов, охотно делящихся своим опытом. Это повышает доверие к компании и способствует продажам.

Список примеров можно продолжать бесконечно. В области веб-разработки накопился впечатляющий опыт реализации интернет-маркетинга с прогнозируемой эффективностью.

Польза для бизнеса

Возможностей много. Предпринимателям нужно понимать чем сайт им может помощь в решении их задач. 

Наш опыт подсказывает, что детальный разбор проблем бизнеса может изменить до неузнаваемости первичное техническое задание на создание сайта, с которым пришёл клиент.

Хостинг для сайта

Очень здорово, когда бизнесмен открыт для диалога и готов немного погрузиться в тему, чтобы понять какие возможности дает ему правильный сайт.

Рутина, которую делает сайт:

  1. Собирает заявки на услуги;
  2. Отвечает на частые вопросы;
  3. Демонстрирует отзывы и собирает жалобы;
  4. Тестирует спрос на новые товарные единицы;
  5. Обеспечивает взаимодействие клиентов с менеджерами через личный кабинет;
  6. Принимает платежи;
  7. Совершает рассылку;
  8. Ведёт учет множества параметров и сводит результат в удобные графики;
  9. Калькулировать сметы на работы;
  10. Выбор оптимального решения из множества вариантов;
  11. Поиск самого бюджетного варианта из множества;
  12. Решает множество однотипных задач, для которых понадобились бы специалисты.

Современный пользователь интернета с каждым днем все искушеннее. Он избалован качественными сервисами и желает так же легко решать свои задачи на вашем сайте. Технологии внедряются со скоростью мысли, конкуренты обновляют и модернизируют функционал. 

Привычка пользоваться хорошими и удобными сайтами может отпугнуть клиента от вашей компании, если сайт не отвечает их его требованиям.

Вывод

Современные сайты облегчить жизнь и улучшают бизнес. Трудно представить себе, к примеру, сотового оператора, без сайта, на котором можно поменять тариф, оплатить, подключить услугу и найти ответы на любые вопросы. А если не найти, то получить онлайн-консультацию. А ведь еще совсем недавно для всех этих операций нужно было идти в отделение и сотрудник компании все делал «руками».

Снижение издержек и экономия человеческих ресурсов делает выгодным разработку подобного сайта для бизнеса. Это применимо не только для федеральных компаний. Малый бизнес также получает дивиденды от качественного сайта. Доверьтесь своему веб-разработчику!

journal.reconcept.ru

4.1. Цели и задачи бизнес-планирования. Структура и оформление документа

4.1. Цели и задачи бизнес-планирования. Структура и оформление документа

Исходя из своего более чем 10-летнего опыта общения с предпринимателями малого и среднего бизнеса могу сказать, что планировать мы не любим и считаем это занятие ненужным пережитком социалистических времен. Мои знакомые верят в интуицию, рассчитывают на свой и чужой опыт, доверяют наработанным деловым связям, знают порой законы рынка, но в планирование не верят и заниматься им не желают, считая это напрасной тратой времени и сил. Даже когда нужно брать банковский кредит или оборудование в лизинг, мои бизнесмены предпочитают закладывать квартиру, оборудование, имущество фирмы, автомобили, но не составлять бизнес-план. А на самый крайний случай готовы заплатить дополнительные деньги фирме, профессионально занимающейся написанием бизнес-планов (надо заметить, такая услуга стоит приличных денег, в среднем 10 000 рублей), продолжая считать бизнес-план неприятной формальностью.

Вряд ли кто возьмется отрицать, что настоящий бизнес строится для получения максимальной прибыли. Но мировая практика ведения бизнеса доказывает, что любая распланированная деятельность на 20–30 % эффективнее той же самой, но осуществляемой без плана. Поэтому, пренебрегая планированием, мы попросту теряем свой доход. Это в равной степени касается любой деятельности (от торговли до производства), потому что возникающие из-за отсутствия планирования простои оборудования или полупустой от недостатка товара зал в любом случае ведут к упущенной выгоде, а выпуск невостребованного товара ведет к закрытию предприятия, как и торговля по неконкурентоспособным ценам.

Итак, что же такое бизнес-план? Прежде всего, это документ. Бизнес-план не может держаться в голове, он в обязательном порядке излагается на бумаге. Во-вторых, это структурированный документ, имеющий несколько разделов: оформленный согласно действующим правилам и нормам титульный лист, резюме, описательную часть и заключение с выводами, рекомендациями, списком используемой литературы. В-третьих, это всегда документ внутрифирменного планирования, своего рода оценка собственных способностей фирмы к ведению предпринимательской деятельности, понимание своего места на рынке, стратегия поведения и источников финансирования. То есть конкретизация фразы «как, что и для кого создаем». В то же время создание бизнес плана помогает заранее увидеть возможные проблемы начинающегося бизнеса и решить их на начальном этапе. Недаром говорится: «Кто предупрежден, тот вооружен». И, в-четвертых, бизнес-план – это главный козырь в получении дополнительных инвестиций в ваш бизнес, не важно, будет ли это лизинг или банковский кредит. Именно этим созданным вами документом вы заинтересовываете своих будущих инвесторов, доказывая, что вы начинаете свое дело продуманно, все тщательно взвесив, находитесь «в здравом уме и твердой памяти» и, безусловно, верите в успех своего начинания, несмотря на всю рискованность шага. Создавать бизнес-план лучше самому бизнесмену, не прибегая к помощи специализированных фирм. Если необходима помощь, лучше привлеките консультанта, соберите коллег, продумайте вместе с семьей, тем более что открывающееся дело – семейное. Это похоже на написание диплома, можно, конечно, перепоручить, но защищать-то и работать по специальности все равно прийдется вам. И если вы проявите в защите неуверенность или незнание некоторых деталей, доверие к вам как потенциальному партнеру будет потеряно надолго. Писать лучше самому и еще по одной причине – вы проверяете свою самоорганизованность и готовность начать дело, изучаете всю его специфику, знакомитесь с конкурентной средой и рынком сбыта, изучаете потенциальный спрос и создаете портрет своего потребителя, анализируете финансовые потоки, оцениваете будущие риски. Вряд ли кому-нибудь приходило в голову сесть за руль автомобиля и выехать на городскую улицу, не изучив правил движения и не пройдя должной практики. А если приходило, заканчивалось это, как правило, весьма плачевно. Так и в бизнесе, чтобы «порулить», необходимо знать определенные правила, изучить повороты, узнать, где скрыты «лежачие полицейские», где опасные перекрестки и куда въезд запрещен, иначе дело может кончиться так же печально, как и с водителем, не умеющим держать руль и жать на тормоза. Так вот, бизнес-план – это экспресс-курс по изучению «правил вождения в бизнесе», который поможет вам облегчить и оптимизировать ваш путь к конечной цели и правильно рассчитать ресурсы, чтобы не оказаться посреди пути без сил и без горючего для дальнейшего движения. С другой стороны, это и ваша карта движения, на которой обозначен ваш маршрут. Созданный бизнес-план придаст вам значимость не только в глазах потенциальных «бизнес-ангелов» вашего бизнеса, но и в лице вашей семьи – будущих ваших коллег. Они поймут, что вы не просто любитель покататься, а человек, прошедший «определенную школу вождения», получивший водительские права, поэтому ехать с вами не только приятно, но и безопасно. В ходе бизнес-планирования вы расставите определенные точки контроля, по которым потом сможете достаточно легко контролировать развитие вашего бизнеса и вовремя определять, где пошло не так, что необходимо изменить. С планом у вас появляется определенная стабильность и предсказуемость в неопределенной и изменчивой рыночной среде.

Итак, как уже говорилось, бизнес-план – это структурированный документ из определенных разделов. Первое, с чем встречается инвестор, для которого готовится бизнесплан – это оформление титульного листа. Поэтому при подготовке необходимо отнестись к оформлению обложки, как к визитной карточке или деловому костюму: минимум деталей, но все высокого качества. На обложке указывается название организации, ее юридический адрес, электронная почта и телефоны, имя руководителя или другого человека, который отвечает за бизнес-план.

Дополнительную солидность придадут фирменная бумага компании, ее логотип, эмблема и другие деловые атрибуты. Поэтому их тоже лучше поместить на обложку, но не все сразу, а что-либо одно, чтобы обложка не стала пестрой, излишне яркой и перегруженной. На титульном листе указывается также адресат, которому передается на рассмотрение бизнес-план. Очень презентабельно и по-деловому солидно выглядит бизнес-план, переплетенный в твердую обложку, также хорошо смотрится пластиковая обложка темных тонов.

Сразу за страницей с содержанием вашего бизнес-плана идет короткое, от 2 до 4 страниц машинописного текста, резюме всего документа. Оно в максимально концентрированном виде содержит описание вашего нового дела: выпускаемую продукцию, ее уникальность и главное отличие от продукта, уже существующего на рынке, сырье, из которого производится изделие. Если это услуга – в чем именно она состоит, кому оказывается, в чем ее новизна. В обязательном порядке в резюме указывается, какие цели вы преследуете, начиная свой новый бизнес. Это своего рода мини-презентация вашего нового продукта или услуги.

Приведу несколько примеров: если вы начинаете издавать журнал или газету, то указываете ее направленность, общественные цели, ее адресатов и целевую аудиторию, какие идеи будет проводить ваш журнал или газеты в жизнь, актуальность и востребованность тематики, интерес, представляемый изданием для читателей. Количество страниц, бумага, график выхода, авторы, сотрудничающие с журналом, тоже указываются в резюме.

Если открываете магазин, то обратите внимание на свою покупательскую аудиторию, ее ожидания, ее стиль жизни. Представьте словесный портрет своего покупателя и объясните, почему именно ваш магазин сможет максимально удовлетворить его покупательские потребности, какой комплекс постпродажного сервиса позволит вам завоевать лояльность покупателей. При этом обязательно указать месторасположение магазина, график работы, количество обслуживающего персонала, интерьер и торговую площадь.

Если вы создаете свою мини-типографию, то обязательно перечислите ассортимент, для какого сегмента рынка бы будете производить продукцию – деловые визитки и буклеты, глянцевые журналы, или это будет этикеточная продукция, бланки. Укажите ваше оборудование, контракты с партнерами, если они уже заключены, коротко перечислите закупленное оборудование и его мощности.

Несколько подробнее надо остановиться на востребованности услуги или продукта, их актуальности в рыночных условиях. Если подобный продукт выпускается только за рубежом или данная услуга (издание) являются для вашего региона новинкой – обязательно следует это указать, так как это лишний раз подчеркнет конкурентное преимущество вашего нового бизнеса. В резюме коротко говорится об основных источниках финансирования, поддержке со стороны государственных или частных структур, патронаже, если таковой имеется, рисуется перспектива развития, говорится о емкости рынка и количестве потенциальных потребителей вашего продукта. Обязательно должно прозвучать слово о миссии предприятия как его главной стратегической цели. У издания это может быть формирование положительного облика бизнес-среды в глазах общественного мнения, у создателей производства по выпуску нового напитка – завоевание определенной (обозначенной в цифрах) части рынка. При этом нужно указать, каким образом будет строиться сбыт продукта. При создании типографии необходимо опять же подчеркнуть, какой сегмент полиграфического рынка вы должны освоить за ближайший год, какие шаги для этого уже предприняты. Неплохо указать существующую и потенциальную клиентскую базу. В конце приводятся источники финансирования

Обращается внимание, хватает ли вам исключительно собственных средств или вам требуются займы, а также за какой период вложенные инвестиции, если они требуются, окупятся. Резюме, несмотря на всю свою краткость, – самый важный раздел любого бизнес-плана, так как первым делом инвесторы, если вы хотите взять ссуду, будут читать именно его, а чаще всего именно им и ограничатся. Поэтому оно должно быть при всей краткости максимально убедительным и доказательным. Сторонние люди должны поверить, что ваше дело стоит того, чтобы в него вкладывать деньги.

Таким образом, в резюме в обязательном порядке должны быть представлены привлекательность и перспективность вашего бизнеса, оценка уровня прибыли и выручки от продаж, необходимые затраты по продвижению товара или услуги, время и способ возврата вложенных средств, время окупаемости проекта, необходимый капитал для открытия дела. Остальное добавляется в зависимости от специфики вашего нового предприятия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Курс по разработке сайтов, решающих бизнес-задачи компании

ДЕНЬВРЕМЯМОДУЛЬД/З
17 апреля1-й день 2 часа18.00–20.00

Введение: проблема разработки бизнес-сайта для коммерческой компании на конкурентном рынке:

  1. Интернет-маркетинговая стратегия и место сайта в ней.
  2. KPI сайта из целей бизнеса.
  3. Пользовательские сценарии.
  4. Цикл продаж и роль сайта в нем.
  5. Структура страниц сайта.

Преподаватель: Владимир Давыдов

19 апреля2-й день 2 часа18.00–20.00

Сбор исходных данных: бизнес, рынок, спрос, продукт, целевая аудитория:

  1. Качественные и количественные исследования рынка, аудитории, конкурентов.
  2. Анализ и кластеризация всех градаций спроса.
  3. ABC- и RFM-анализ товарной матрицы.
  4. Исследование форумов/блогов/соцсетей по возражениям/вопросам по продукту.

Преподаватель: Владимир Давыдов

24 апреля3-й день 2 часа18.00–20.00

Исследование конкурентов, планирование разработки:

  1. Аудит вашего текущего сайта.
  2. Анализ сайтов конкурентов.
  3. Анализ интернет-маркетинга конкурентов, включая тайного покупателя.
  4. Планирование по срокам и ресурсам. Частые ошибки.
  5. Автоматизация управления сроками и рисками создания сайта.

Преподаватель: Владимир Давыдов

26 апреля4-й день 2 часа18.00–20.00

Формирование УТП, сбор материалов:

  1. Продукт и его УТП под сегменты аудитории.
  2. Создаем и заполняем таблицу по УТП
  3. Сбор имеющихся данных и материалов для разработки сайта (брендбук, лого, фото, видео, статьи и т. д.).
  4. Запрос информации, которая будет доступна в будущем.
  5. Самостоятельная подготовка контента (видео- и фотосъемка, интервью, опросы).

Преподаватель: Ирина Давыдова

Формирование ЦА + УТП
3 мая5-й день 2 часа18.00–20.00

Проектирование сайта: структура, текстовый прототип, раскрытие утп:

  1. Текстовое описание всех основных элементов сайта (от общих блоков до кнопок конверсии).
  2. Выделение и раскрытие основных УТП, сформированных на начальном этапе.
  3. Оценка имеющихся исходных данных и материалов.

Преподаватель: Ирина Давыдова

8 мая6-й день 2 часа18.00–20.00

Проектирование сайта: графический прототип, презентация:

  1. Черновые прототипы для обсуждения внутри команды.
  2. Определение типа прототипа: интерактивный, серый, цветной, рисованный.
  3. Чистовые прототипы для показа.
  4. Презентация прототипов. Как «продать» свои идеи руководству.
  5. Правки: количество, качество, учет.

Преподаватель: Ирина Давыдова

Текстовый прототип
10 мая7-й день 2 часа18.00–20.00

Скайп-сессия:

Двухчасовая сессия, на которой мы отвечаем на любые вопросы в рамках курса и по домашним заданиям

Преподаватели: Владимир Давыдов и Ирина Давыдова

15 мая8-й день 1,5 часа18.00–19.30

Редактура, копирайтинг:

  1. Как не свалиться в SEO-тексты, сделать «конфетку», но учесть ключевые запросы.
  2. Кто должен писать текст — что за человек, кто со стороны клиента должен помогать.
  3. Роль текстового прототипа и всей подготовки в копирайтинге. Все это копирайтер должен пропустить через себя.
  4. Копирайтер и дизайнер: какие стыковки и когда происходят.

Преподаватель: Вероника Васильева

17 мая9-й день 2 часа18.00–20.00

Чистовой дизайн:

  1. Подбор стиля.
  2. Выбор разрешений и макетной сетки.
  3. Определение порядка работы над страницами.
  4. Требования к файлам и их структуре.
  5. Презентация дизайна. Как сделать так, чтобы зашло с первого раза.
  6. Правки: количество, качество, учет.

Преподаватель: Ирина Давыдова

Графический прототип
29 мая10-й день 2 часа18.00–20.00

Верстка:

  1. Задание на верстку — кто и как пишет. Структура.
  2. Работа с командой или с одним верстальщиком. Все подводные камни.
  3. Гайдлайны и требования к верстке.
  4. Адаптивная верстка.
  5. Тестирование верстки.

Преподаватель: Ирина Давыдова

31 мая11-й день 2 часа18.00–20.00

Программирование и интеграции с бизнес-системами:

  1. Техническое задание программистам.
  2. Стыковка работы программистов с верстальщиками.
  3. Версионность разработки.
  4. Гайдлайны и требования к написанию кода сайта. Тестирование.
  5. Зачем нужна поддержка сайта, кто ее осуществляет.
  6. Регламент и системы поддержки сайта.
  7. Кейсы интеграционных решений.

Преподаватель: Владимир Давыдов

Задание на вёрстку
5 июня12-й день 2,5 часа18.00–20.30

Анализ эффективности сайта:

  1. Настройка воронок и путей посетителей. Узнаем, как люди используют сайт и потребляют контент на нем.
  2. Настройка конверсионных целей, событий, модуля электронной торговли для отслеживания продаж с оплатой на сайте.
  3. Интеграция сайта с коллтрекингом и CRM для отслеживания отложенных офлайн-продаж с оплатой вне сайта.
  4. Тестирование разного контента, УТП, позиционирований и форм визуальной подачи на сайте: A/B-тесты для бизнеса.

Преподаватель: Владимир Давыдов

7 июня13-й день 2 часа18.00–20.00

Финальная сессия:

Проверка домашних заданий на большом экране

Преподаватели: Владимир Давыдов и Ирина Давыдова

maed.ru

Умение решать бизнес-задачи – основа профессии MBA

Автор: Сергей Гладышев | Источник: Обучение & Карьера

Управление любым объектом, будь то сложная машина или трудовой коллектив, так или иначе связано с оперативным реагированием на изменение деловой ситуации. Каждый раз подобная реакция сопряжена с выбором лучшего действия из ряда возможных. Если варианты поведения управленца очевидны, то он, по сути, превращается в оператора своей деятельности. Однако наиболее ценен труд тех управленцев, которым по ходу работы приходится искать истинно верные решения.

Ошибки в миллиарды долларов Несмотря на развитое информационное пространство современного делового мира, менеджер порой даже не имеет и нескольких минут для того, чтобы обратиться к нему за необходимыми сведениями. Если же взять МВА как квинтэссенцию управленческой деятельности, то данная истина приобретает особую остроту. При этом нетрудно заметить, что заработная плата менеджера напрямую зависит от суммарной стоимости разрешенных вопросов.

Цена ошибки или удачного выбора топ-менеджера крупной компании может составлять миллионы, а иногда и миллиарды долларов. Безусловно, ради успешного решения подобных бизнес-задач руководители и собственники компаний не скупятся на зарплаты менеджерам, проявляющим в данном вопросе соответствующий профессионализм, поэтому при подборе персонала на руководящие посты работодатель обращает самое пристальное внимание на наличие данного делового качества у кандидатов.

Ассесмент Крупные международные компании давно практикуют систему проверки кандидатов на ключевые должности, состоящую из трех основных этапов. Вначале соискатель проходит отбор на уровне службы по персоналу: собеседование и, возможно, психологическое или иное тестирование. Затем наступает черед профессиональной проверки непосредственно на рабочем месте. Для этого кандидат беседует со своим потенциальным начальником, что часто дополняют тестированием с использованием соответствующих опросников. Заканчивается все так называемым ассесментом (от английского assessment — оценка).

Для проверки кандидатов приглашают независимых экспертов соответствующего профиля со стороны. Их задачей является помещение соискателя в ситуацию разрешения какой-либо характерной для рассматриваемой вакансии деловой проблемы в оперативном режиме, а также помощь в квалифицированной оценке его действий. Эксперты по ассесменту, впоследствии принимающие решение о найме лучшего претендента, ставят соискателя перед проблемной ситуацией. После небольшого размышления непосредственно в аудитории кандидат должен представить четко обоснованный вариант своего решения бизнес-задачи. В зависимости от ситуации за один сеанс ассесмента соискателю задают несколько подобных задач, при этом контрольные проблемные ситуации максимально приближены к реалиям предстоящей работы и сформулированы так, чтобы четко выявить у кандидатов профессиональные навыки в решении бизнес-задач. Именно в составлении таких контрольных заданий для самых разнообразных рабочих мест во всевозможных видах бизнеса и проявляется профессионализм экспертов по ассесменту.

Особенности обучения МВА Исходя из описанных выше реалий в бизнес-школах давно используют так называемую кейс-технологию (от английского case — случай). Чтобы объяснить ее суть, надо обратиться к абитуриентской жизни.

Практически все опытные студенты, которым довелось в своей жизни преодолевать высокие конкурсы при поступлении в престижные вузы, знают о существовании двух стратегий подготовки к письменным экзаменам по математике, физике, химии. Одна из них заключается в чтении учебников и решении небольшого количества задач, сопровождающих соответствующие разделы. Опыт многих поколений студентов показывает, что такая стратегия подготовки к экзаменам, как правило, дает отрицательные результаты.

Другая тактика основана на решении большого количества задач. Для этого абитуриенты достают экзаменационные билеты прошлых лет или сборники задач и практикуют решение заданий в высоком темпе. Наиболее популярной дневной нормой успешного абитуриента обычно считают сто выполненных задач. Подобный вариант подготовки чаще всего позволяет получать высокие оценки на экзаменах.

Сходная схема заложена и в методике подготовки к курсу МВА. Здесь испытанием является последующая профессиональная деятельность в качестве менеджера, а подготовкой к житейскому экзамену — обучение в бизнес-школе. Аналогом первой стратегии считают обучение в классических вузах. Традиционное высшее образование построено по принципу загрузки в головы студентов огромного количества теоретической информации, которая, по замыслу преподавателей, впоследствии поможет им решать профессиональные задачи. Однако нередко многие выпускники вузов на практике способны лишь вести умные разговоры вокруг да около проблемы вместо того, чтобы решать ее.

Иной подход представляет собой упомянутая кейс-технология. В этом случае студентов не пичкают изрядными дозами теоретических рассуждений, а разбирают на занятиях конкретные примеры разнообразных бизнес-задач, взятых из реальной жизни. Поставщиками кейсов являются как выпускники бизнес-школ, так и их преподаватели. Первые, став менеджерами после окончания альма-матер, обычно продолжают активное сотрудничество с бывшими преподавателями, сверяя с ними свои управленческие действия. Вторые, напротив, параллельно сочетают преподавательскую деятельность в бизнес-школе с работой в качестве управленческих консультантов на стороне, что позволяет собрать для учебных занятий богатый практический материал.

Наращивание самостоятельности Наиболее эффективны занятия, на которых студенты не просто слушают рассказы учителей о тех или иных бизнес-задачах, а пытаются решить их самостоятельно. Для этого преподаватели ставят перед студентами учебную задачу на основе конкретного кейса из реальной жизни и предлагают им в сжатые сроки найти обоснованное решение. Далее все участники ситуации разбирают предложенные варианты, сравнивая их с реальным решением, когда-то осуществленным на практике. При этом вывод делают на основании каждого решения, имевшего место в действительности, а также на основе моделирования разнообразных вариантов развития проблемных ситуаций, ведь только оценка последствий позволяет выявить стоимость действий менеджера.

Подобная форма обучения МВА значительно эффективнее классических лекций в традиционных вузах, во время которых преподаватели описывают примеры из реальной жизни. Так как на лекциях студенты находятся в состоянии пассивного восприятия, у них в памяти откладываются только те варианты решения проблемы, которые были приняты реально, а также дополненные от себя рассказчиком. На занятиях в бизнес-школах каждый студент активен, пытаясь решить поставленную задачу самостоятельно или в составе учебной команды. Кроме того, итоговому анализу подвергают большое количество не только тех вариантов решения задачи, которые каждый студент сумел придумать в дополнение к реальному историческому кейсу, но и рекомендуемых преподавателем. Студенты также обогащают свою память за счет творчества своих однокашников.

Благодаря подобным занятиям хороший студент курса МВА после окончания школы приобретет огромное количество заготовок разрешения самых разнообразных бизнес-задач. Это позволит новоиспеченному выпускнику бизнес-школы подготовиться к прохождению процедуры ассесмента в компании и к принятию оперативных решений всевозможных профессиональных задач, что станет залогом стремительного карьерного роста.

hr-portal.ru

"Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт". Конспект полезных идей

Данная статья представляет собой выжимку самых полезных фишек из книги Сергея Бехтерева "Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт". Автор данной статьи — не новичок, но и не опытный майнд мэппер — в числе прочих затрагивает следующие темы: «принципы работы мозга», «советы по проведению мозгового штурма», «правила построения интеллект-карт», «алгоритм АлСоЛюТ», «метод редактирования от Глеба Архангельского», «проведение презентаций с помощью интеллект-карт», «mind mapping для обучения и тайм-менеджмента». В качестве подзаголовков статьи используются ветви интеллект-карты, с помощью которой она написана. Курсивом выделены идеи по использованию программы Mind Manager. Приблизительный размер статьи? 6 страниц.

Майнд-менеджмент Интеллект-карты изобрел Тони Бьюзен в 70-е годы прошлого века и описал в своей книге «Думай головой». После этого они стали привычным инструментом работы многих интеллектуальных работников стран Западной Европы и США.

Майнд-менеджмент1. Использование обоих полушарий головного мозга

  • Информация запоминается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию.
  • Линейное представление информации в виде текста не до конца использует возможности нашего мозга по восприятию сгруппированной и связанной информации, содержащей в себе смысловые цвета, рисунки, схемы, типовые связи, так как задействует только левое полушарие головного мозга.
  • При работе с картами дополнительно задействуется кора правого полушария, отвечающая за восприятие наглядных и цветных образов и творческую деятельность. Благодаря этому визуализированная информация воспринимается гораздо быстрее и помнится дольше.
2. Ассоциативность мышления
  • Наш мозг в силу своего устройства работает с информацией ассоциативно, а не линейно. При этом у нас в голове создаются образы, благодаря которым мы и понимаем информацию. Таким образом, представляя информацию в виде интеллект-карт, мы сильно упрощаем работу своего мозга по ее восприятию.
Майнд-менеджментАлгоритм майнд-менеджмента: рождение идеи > мозговой штурм > структурирование и анализ информации (создание интеллект-карты) > действие > результат.

Мозговой штурм. Практические советы Суть метода заключается в том, что процесс выдвижения идей отделен от процесса их оценки и отбора.

  • Оптимальное количество участников коллективного мозгового штурма 4-12 человек. Если участников больше 12, то эффективнее разделить их на подгруппы. Чем «разнообразнее» жизненный опыт участников, тем лучше.
  • На роль ведущего лучше подойдет рядовой сотрудник, а не руководитель, так как это раскрепощает группу.
  • Перед началом мозгового штурма рекомендуется провести разминку, для которой лучше брать отвлеченную и шутливую тему, например: «Придумать в течение 3 минут минимум 30 способов использования презерватива».
  • На старте необходимо установить четкую цель вида «в течение 10 минут сформулировать минимум 20 способов решения задачи N».
  • Во время этапа генерации идей запрещается их критиковать. Все уже полученные идеи должны быть постоянно видны, чтобы новые идеи могли от них отталкиваться.
  • Как правило, процессу мозгового штурма уделяется от 10 до 30 минут, но при этом важно суметь рассчитать время таким образом, чтобы сессия заканчивалась на всплеске активности, а не от упадка сил.
  • В Mind Manager есть встроенная функция мозгового штурма, включающая таймер: Tools > Start Brainstorming.
Правила построения интеллект-карт
  • Начинать нужно с центра и далее двигаться по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.
  • Для максимальной эффективности рекомендуется использовать как можно больше разных цветов, символов, рисунков, которые способствуют формированию множества образов в мозге и быстрому усвоению информации. Например, для того, чтобы понять запрещающий сигнал светофора, нужно мгновение. Представьте, насколько сложнее было бы это сделать, если бы вместо цветов был простой текст вида: «красный, желтый, зеленый». Как правило, для того чтобы вспомнить информацию из интеллект-карты, вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно просто пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
  • Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше.
  • Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветви, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветви и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые варианты.
  • Функция Map Parts File Explorer в Mind Manager позволяет отслеживать изменения в файловой структуре ПК и прямо из карты находить и открывать нужные файлы и папки.
  • Вставлять гиперссылки в Mind Manager можно с помощью drag and drop.
Майнд-менеджментMind mapping для написания текстов

С помощью интеллект-карт очень удобно создавать тексты, используя алгоритм создания любого текста (АлСоЛюТ):

1. Запишите главную идею текста и все возникшие у вас в связи с ней ассоциации (мозговой штурм).

2. Создайте структуру текста и подумайте, как будет восприниматься текст читателем.

  • Процесс написания текстов с помощью интеллект-карт мотивирует сильнее, так как быстрее создается будущий образ текста в голове автора, что заставляет его завершить задуманное как можно скорее.
3. Напишите текст, используя встроенный редактор Notes в Mind Manager.
  • Таким образом, во время написания текста у вас перед глазами будет структура всего текста в виде интеллект-карты, а сам текст будет находиться в заметках к топикам:Майнд-менеджментБлагодаря тому, что постоянно видна структура текста и есть возможность быстро переключиться с одной части текста на другую, обеспечивается непрерывность написания текста.
  • В Mind Manager есть удобная функция — автоматическая нумерация всех топиков Format > Numbering.
4. Отредактируйте текст.
  • Метод редактирования «День-Неделя-Редактура». Заключается в том, что готовый текст читается на следующий день после написания, а потом через неделю после написания, при этом вносятся необходимые правки.
  • Прием для редактирования «Вкл./Выкл.» от Глеба Архангельского. Сначала текст читается на свежую голову, для проверки формы. Потом текст читается на пике усталости (например, в конце рабочего дня), и красным цветом отмечаются наиболее сложно воспринимаемые и непонятные места. Потом на свежую голову эти места упрощаются для того, чтобы статья была понятна читателю, находящемуся в любом состоянии. Книга "Тайм-драйв", отредактированная таким способом, многими отмечается как одна из самых простых, полезных и легкочитаемых бизнес-книг.
  • Карты в Mind Manager можно экспортировать/импортировать в Word. Тогда главный топик становится заголовком, субстопики подзаголовками и т.д.
5. Добейтесь выполнения цели вашего текста.

Mind mapping для проведения презентаций

  • В Mind Manager есть специальный Presentation Mode для представления интеллект-карт в виде презентаций. Карты из Mind Manager можно экспортировать в Power Point.
Основные преимущества проведения презентаций с помощью интеллект-карт:
  • У аудитории формируется точно такая же структура идей, как и у выступающего.
  • Аудитория всегда понимает, в какой части презентации она находится и сколько еще осталось до кульминации (в отличие от PowerPoint).
  • Выступающий может пропускать некоторые части карты, просто не показывая или не раскрывая все части полностью. Это позволяет вписаться в указанные временные границы, сохраняя при этом гибкость изложения. При этом у аудитории не возникает ощущения недосказанности, как это обычно случается, когда выступающий спешно перелистывает слайды PowerPoint.
Принципы оформления визуальной части презентации:
  • «1=30»: не более 30 слов на экране;
  • «Все, что можно заменить символами, нужно заменить»;
  • «20=7»: за двадцать минут — не более семи разных карт или ветвей;
  • «3+3»: не более трех разных цветов и шрифтов;
  • «Не дублировать информацию на экране и в своей речи».
Mind mapping для обучения
  • Произвел большое впечатление кейс Дмитрия Ладаева (директор по продажам ТЭК, KraftWay) по конспектированию книг с помощью Mind Manager. Когда видишь, как выглядит книга «7 навыков высокоэффективных людей» в виде стройной карты, то все вопросы по поводу эффективности такого подхода отпадают сами собой. «Тратя несколько часов, чтобы записать основные идеи, выделенные специальными пометками, я получаю возможность в считанные минуты вспоминать целиком прочитанные книги. В том числе этого удается достичь с помощью специальных маркеров в шаблонах, которыми я отмечаю топики интеллект-карты: Майнд-менеджментС помощью специальных фильтров я делаю тематический отбор информации. Например, для того чтобы выполнить все упражнения, которые я счел интересными, достаточно задать фильтр по маркеру „Внедрить в свою работу!“».
  • В Mind Manager можно создавать шаблоны для разных целей. Например, для конспектирования книг у вас может быть один шаблон со своим набором маркеров, а для написания статей — другой.
Mind mapping для тайм-менеджмента
  • Сергей Бехтерев применяет Mind Manager в связке с корпоративным Outlook, описывая свой опыт на страницах 7-ой главы.
  • Описан опыт Валерия Шалаева (ген.дир. «Акрон») по ведению дел с помощью майнд-мэппинга и матрицы Эйзенхауэра. Майнд-менеджмент«Основное внимание должно уделяться важным, но не срочным задачам. Тогда в работе будет минимум форс-мажора и стресса, максимум управляемости и результативности».
  • Описан полезный кейс Юрия Вировца, президента группы компаний Headhunter.ru, о способе принятия решения на основе метода многокритериальной оценки Томаса Саати (Метод анализа иерархий). Этот метод можно применять, когда необходимо осуществить выбор из нескольких альтернативных вариантов, для оценки которых подходят одинаковые для сравнения критерии. Суть метода: после формулирования проблемы определяются критерии для сравнения, потом проставляется вес каждого и происходит оценка имеющихся вариантов на основе взвешенных критериев.
  • Применение SWOT-анализа в интеллект-картах для всесторонней оценки подчиненных описано в книге на примере Дмитрия, менеджера IT-компании. Оценка производится по четырем параметрам: Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы.
  • Организовать управление задачами можно непосредственно в Mind Manager. Для этого данная программа располагает функцией добавления задач, календарем, приоритетами, тегами, диаграммой Гантта и пр.

Майнд-менеджмент

Моё впечатление о книге "Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт"

"+" Легкость чтения, 307 страниц книги можно прочитать за несколько часов.

"-" Книга достаточно поверхностная, идеальна для знакомства с темой, но не рассчитывайте получить глубокие знания.

"+" Очень и очень много иллюстраций-примеров интеллект-карт, красочная книга.

"-" Автор книги — консультант по Mind Manager в компании Глеба Архангельского, и уровень саморекламы в книге имхо зашкаливает. На общем положительном фоне на это можно закрыть глаза, хотя с другой стороны… Я прочитал две великолепные книги от чуваков из 37 signals и что-то не припомню, чтобы там нахваливали Basecamp через каждые 5 страниц.

+ Несколько десятков практических кейсов для применения технологии майнд-мэппинга (от менеджера закладок до CRM-системы).

"-" Все описанные в книге кейсы в большей степени отвечают на вопрос: "Что можно делать с помощью mind mapping?" Целью же моего чтения было понять: "Как это делать максимально эффективно?" Я получил ответ на свой вопрос, но не такой подробный, как ожидал.

"=" Книга идеальна для новичков, майнд мэпперам со стажем тоже будет полезна, но для беглого ознакомления.

Майнд-менеджмент

betteri.ru

Бизнес-игры | labbs

Игровые форматы в бизнесе: концепция

Бизнес-игра – это средство моделирования разнообразных аспектов взаимодействия людей в бизнесе в нестандартном игровом формате. Это делает игру, с одной стороны, актуальной и полезной для участников (так как соотносится с их реальностью и практической деятельностью), а с другой стороны, чрезвычайно привлекательной и вовлекающей.

Для достижения обучающего и развивающего эффекта игра моделируется таким образом, чтобы участники тренировали те компетенции и стратегии поведения, которые нужны данной команде для успешной работы в реальном бизнесе. А также - после каждой игровой активности организуется рефлексия и анализ полученного участниками опыта. Это же делает игру эффективным инструментом решения бизнес-задач компании-заказчика.

Проживание командой совместного опыта решения задач в ходе игры построено таким образом, что только при вкладах всех членов команды возможно достижение положительного результата, - это обеспечивает командообразующий эффект.

При разработке и проведении бизнес-игры мы создаем единую сюжетную канву / легенду, которая связывает различные игровые задачи между собой и создает целостное игровое пространство со своими возможностями и ограничениями. Таким образом, мероприятие превращается в увлекательное, эмоционально насыщенное, яркое Событие.

В  компании LBS представлены 2 типа игровых событий:

Ситуационно-деятельностные (СД) бизнес-игры

СД игра представляет собой модель реальности. Заданная модель включает в себя конкретную бизнес-задачу и детально описана в инструкциях к игре. На ее основании участники будут действовать в игровом пространстве. Участникам присваиваются игровые роли.

Цель участников в игре – решить бизнес-задачу в течение ограниченного времени с учетом возможностей и ограничений их ролей и заданной ситуации.

В ходе игры участники применяют и тренируют широкий спектр навыков, используемых в бизнесе (от разработки стратегии и анализа информации, в том числе числовой / финансовой, до проектного управления и проведения сложных переговоров).

СД игры отражают логику практической деятельности в бизнесе.

Специфика СД игр:

  • Глубокая интеллектуальная составляющая, которая заключается в комплексном и достаточно объемном потоке информации для анализа и принятия решений о стратегиях поведения;
  • Фиксация ключевых (базовых) параметров проблемной ситуации в описании задания к игре. Работа с этой информацией требует концентрации, жесткого фильтра для несущественной для достижения результата информации;
  • Необходимость быстрого включения в коммуникации с другими игроками и мгновенной реакции на происходящие в игровом поле изменения, которые являются значимыми для достижения результата;
  • Специально созданные временные ограничения;
  • Глубокая рефлексия полученного в игровом пространстве опыта и разработка дальнейших шагов по освоению эффективных стратегий поведения и нужных компетенций.

Командообразующие игры

Данный тип игр представляет собой классический формат командообразования, когда всем участникам задается единая цель игры, и для ее достижения всей команде нужно пройти ряд испытаний.

Формат испытаний / заданий может быть самым неожиданным, включающим интеллектуальные, творческие, физические активности и напрямую не связанным с реальной бизнес-практикой. Игра часто происходит в рамках метафорического, «сказочного» сюжета.

Нестандартные задания стимулируют творческую активность участников и обычно вызывают много ярких эмоций.

Анализ полученного участниками игрового опыта всегда происходит в бизнес-контексте. Сделанные выводы переносятся на рабочую практику участников.

Задачи, решаемые с применением игровых форматов

  • Развитие гибкости, спонтанности, креативности.
  • Тренировка различных профессиональных навыков.
  • Диагностика и оценка способностей сотрудников.
  • Комнадообразование и командопостроение, развитие навыков работы в команде.
  • Проблематизация и признание сотрудниками своих неэффективных моделей поведения, создание мотивации к изменениями.
  • Внедрение новых бизнес-процессов, политик, подходов.
  • Поддержка слияния / объединения отделов, подразделений, компаний.
  • Тестирование новых моделей бизнес-процессов.
  • WOW-эффект, мотивация сотрудников.
  • Формирование лояльности сотрудников.
  • Погружение сотрудников в корпоративную культуру.
  • Развитие эмпатии, эмоционального интеллекта и др.

Игровые программы позволяют сформировать и закрепить эффективные модели поведения в безопасной обучающей среде, а также - сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

Продолжительность программ: от 3 до 8 часов.

Целевая аудитория

  • Руководители разного уровня: от линейных до топ-менеджеров.
  • Сотрудники одного или нескольких подразделений, вовлеченные в решение одной общей задачи.
  • Клиенты и партнеры компании-заказчика, которых необходимо вовлечь в более тесное сотрудничество.

Этапы работ

  • Снятие запроса, определение проблематики, основной задачи.
  • Предложение заказчику на выбор ряда игровых программ, отвечающих задачам.
  • Адаптация выбранной программы под запрос заказчика или разработка новой программы под специфику бизнеса заказчика.
  • Подготовка команды игротехников.
  • Подготовка реквизита и вспомогательных материалов.
  • Проведение игры.
  • Подготовка отчета с рекомендациями.

Сроки

Адаптация готовой программы под запрос заказчика: 3 – 5 рабочих дней. Разработка игры под запрос заказчика: от 5 рабочих дней до 1,5 месяцев (зависит от типа и сложности игры).

Количество участников

От 8 до 250 человек.

Команда проектов

Игровые программы проводят только сертифицированные бизнес-тренеры и игротехники, специализирующиеся на темах менеджмента, лидерства, коммуникаций. Опыт тренерской работы - от 3 до 10 лет, обязателен опыт работы в реальном бизнесе на руководящих позициях.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ДЛЯ IT КОМПАНИИ

Игра: «Евросоюз 2050».

Задачи игроков в игре:

  • Повысить экономическую стабильность собственной страны в настоящий период, а так же обеспечить экономическую стабильность в парадигме 2050 года.
  • Достигнуть максимального политического рейтинга как силы влияния в мире.
  • Нивелировать агрессивную политику других стран мира.
  • Получить финальный выигрыш - право решающего голоса при принятии любых решений в рамках Евросоюза.

Целевая аудитория:

  • Топ-менеджмент компании
  • Руководители направлений

Всего 16 человек.

Бизнес-задачи игры:

  • Развитие стратегического мышления.
  • Развитие навыка принятия решений в условиях неопределенности.
  • Освоение модели поведения «выиграл-выиграл».
  • Тренировка навыков эффективных коммуникаций, навыков планирования и тайм-менеджмента.
  • Выведение сотрудников компании на новый уровень осознания своих «зон роста» и способов их развития в работе и вне работы.
  • Расширение знаний участников друг о друге, формирование / укрепление неформальных связей в коллективе как основы для более продуктивной работы в дальнейшем.

Продолжительность игры: 8 часов.

В результате проекта:

  • Участники потренировали планируемые к развитию навыки.
  • Участники в безопасной игровой среде проявили неэффективные стратегии поведения и смогли уже в ходе игры скорректировать их и опробовать новые конструктивные и эффективные модели поведения.
  • Участники наглядно увидели свои сильные стороны и зоны роста.
  • Участники лучше узнали друг друга и приобрели дополнительную мотивацию для дальнейшей совместной работы.
  • Состоялось уникальное и яркое Событие для участников.
  • Были разработаны дальнейшие шаги для коррекции зон роста участников.

 

lab-bs.ru

Как решать нестандартные бизнес-задачи

Основатели Центра креативных технологий «Идеальные решения» Виктор Тимохов и Владимир Бубенцов выступили в Высшей школе экономики с мастер-классом «Технологии креативности — стимул для творчества». Лекция была посвящена тому, как решать нестандартные бизнес-задачи. Slon публикует список предложенных методов с небольшими комментариями.

Метод фокальных объектов

Это очень простенький метод, суть которого состоит в том, чтобы активизировать ассоциативное мышление человека. МФО подходит для модификации известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, поиска новых сфер применения уже известных продуктов. Кроме того, этот метод можно использовать и в повседневной жизни. Например, если вы устраиваете детский праздник и вам нужно срочно придумать какую-нибудь оригинальную идею.

Метод фокальных объектов состоит из 7 этапов.

1. Мы начинаем с анализа исходной ситуации.

Допустим, вы разрабатываете проект обычного типового детского сада и вам нужно привлечь к нему внимание общественности. Изначально вы должны четко понимать, каким будет ваш сад.

2. На втором этапе вы должны выбрать фокальный объект. То есть одну из частей совершенствуемого вами объекта, которая лежит как бы в фокусе переноса.

Давайте, к примеру, выберем игровую площадку детского сада.

3. Теперь вы должны придумать случайные объекты — первые, которые только приходят вам в голову, не больше 6–7 штук.

Мы рекомендуем придумывать предметы, которые никак не связаны с вашим фокальным объектом. В данном случае мы не должны выбирать все то, что связано со строительством, детскими садами, родителями и детьми. Возьмем: локомотив, космос, журнал, зоопарк.

4. Затем вы составляете список свойств каждого из этих случайных объектов. Обратите внимание, что шаблонные свойства и такие прилагательные, как «большой», «маленький», «легкий», «тяжелый», лучше не брать.

У нас есть локомотив. Что приходит в голову? Локомотив на рельсах. Космос — какой? Неизвестный. Журнал — какой? Рекламный. Зоопарк — какой? Вонючий.

5. На пятом этапе мы переносим свойства случайных объектов на наш фокальный объект — игровую площадку.

Получается: «игровая площадка на рельсах», «неизвестная игровая площадка», «рекламная игровая площадка», «вонючая игровая площадка».

6–7. На двух последних этапах происходит генерация и анализ новых идей. В предыдущем пункте мы перенесли свойства случайных предметов на наш фокальный объект, получив таким образом несколько новых идей. Вы собираете их воедино и пытаетесь составить некую общую картину.

«Вонючая игровая площадка» — звучит странно, но почему бы и нет? Может, это будет детский сад будущих парфюмеров. Имейте в виду: вы должны брать во внимание наиболее неадекватные идеи, ваша задача — расшатать свои стереотипы, найти кучу фантастических идей.

Метод фокальных объектов в том виде, в каком мы вам его сейчас продемонстрировали, — это некий типовой стандарт. На самом деле каждые полгода в прессе, особенно иностранной, появляются описания новых правил МФО. Вариантов очень много, но в основном меняются только названия, а схема у всех остается одна и та же.

Один из вариантов метода фокальных объектов — метод служебных слов. В чем он заключается? Вы описываете задачу в виде двух слов. А между ними ставите служебные слова — в русском языке их больше сотни.

Например, вы ресторатор и хотите привлечь в свое заведение больше клиентов. Описываете задачу в двух словах: «привлекать посетителей». Между глаголом «привлекать» и существительным «посетителей» вы ставите любые служебные слова: «без», «через», «издали» и так далее. «Привлекать без посетителей» — какие идеи приходят в голову? Привлечь перед визитом посетителей, привлечь после визита посетителей... Теперь осталось немного пофантазировать о том, как эту идею можно превратить в удачный рекламный ход.

Мозговой штурм

К методу мозгового штурма обычно прибегают в условиях полной неопределенности — для того чтобы на пустом месте накопать какие-то новые идеи, за что-то зацепиться и дальше эти идеи развить. Кстати, метод возник еще в античности. Античные авторы пишут о жителях Ближнего Востока, которые выносили больных на улицу и спрашивали у случайных прохожих, как этих больных следует лечить. Метод описывал и Тацит: он писал о германцах, которые, когда нужно было принять важное решение, собирались вместе, дружно выпивали и только после этого начинали обсуждать проблему. В это время где-нибудь в уголке сидел человек, который все их идеи записывал.

Видов метода мозгового штурма очень много: примерно несколько сотен. Он эффективен для решения организационных, социальных вопросов. Для каких-либо сложных технических задач он не подходит.

В методе мозгового штурма существуют три этапа.

1. Этап анализа проблемы и выбор задачи. Самая важная фигура при осуществлении метода мозгового штурма — это специально обученный ведущий. Он получает от заказчика проблему, несколько недель ее обрабатывает, раскладывает на ряд задач и из этих задач выбирает те, которые выносит на обсуждение группы. К сожалению, у нас в стране почти никогда не прибегают к помощи специально обученных ведущих, и поэтому эффективность метода зачастую находится на очень низком уровне.

2. Этап выдвижения идей. Сотрудники садятся за стол, ведущий дает им задание, и в течение 15–30 минут они пытаются высказать все то, что пришло им в голову на эту тему. Причем очень важно, чтобы люди не цеплялись за свои идеи, а были готовы легко отказываться от них и подцепить новые.

3. Этап анализа. После того как группа накидала новые идеи, за стол садятся уже другие люди и, внимательно анализируя их, выбирают лучшие.

Не менее интересен метод обратного мозгового штурма. Вы говорите все гадости, которые вам только приходят в голову, по поводу того или иного предмета: о его форме, содержании, весе. Обязательно запишите все свои мысли — этот список нежелательных свойств послужит базой, когда вы будете совершенствовать этот предмет.

Письменный мозговой штурм тоже бывает очень эффективным. Вы пишете на листе бумаги свою идею и кидаете ее в общую кучу. Затем вытягиваете оттуда чужой листочек, читаете, что там написано, и пытаетесь дальше развить ту мысль, которая там изложена.

Кстати, для многих народов письменный мозговой штурм наиболее приемлем. Мы имеем в виду корейцев, японцев, китайцев, потому что в этих странах в любой группе есть люди, которых уважают чуть больше, и люди, которых уважают чуть меньше. И если старший товарищ высказал какую-то мысль, то другие уже физически не смогут ему возразить. В письменном же виде идеи анонимны, и все люди между собой равны.

Метод мозгового штурма довольно распространенный во многих сферах жизни. Однако в бизнесе его обычно используют неправильно.

Три типичные ошибки, которые допускаются при осуществлении этого метода:

1. Некорректная формулировка исходной задачи.

2. Ведущий плохо подготовлен. Мы уже говорили, что метод мозгового штурма многие почему-то воспринимают как совещание: собрались и по-быстрому что-то решили. Но чтобы получить максимум пользы от этого метода, ведущий должен быть очень хорошо подготовлен.

3. Мозговой штурм используется там, где не нужно. Не пытайтесь решить техническую проблему с помощью этого метода: там нужен бульдозер, а вы ковыряетесь вилкой.

Метод аналогии

Это метод поиска новых идей за счет коллективной генерации новых образов и представлений. Поскольку метод аналогии — это метод человеческого мышления, то используют его повсюду.

Приведем пример. Вас интересует вопрос: как уменьшить тормозной путь супертанкера? Вы задаете его в более общем виде: как быстро затормозить тело в движущейся жидкости? Таким образом, найти ответ становится намного легче.

Или вы можете задать вопрос по аналогии: как уменьшить пробег самолета при посадке? Танкер — большое движущееся тело, самолет — тоже. Если вы знаете, как уменьшить пробег самолета, то по аналогии сможете решить и свою задачу.

Метод морфологического анализа

Суть этого метода состоит в том, что вы перебираете все возможные варианты и в конце концов отдаете предпочтение самому лучшему. Очень любил метод морфологического анализа Гете; он даже считал, что его нужно изучать наряду с такими науками, как математика и физика.

Итак, мы берем нужный нам объект, определяем его существенные характеристики и составляем табличку, где рассматриваем все возможные комбинации этих характеристик. Затем оцениваем различные варианты и выбираем те, которые нам подходят.

Для наглядности приведем пример составления таких табличек. Вы директор пиццерии и задумали изобрести новый вид пиццы. Какие у нее могут быть характеристики? Размер (маленький/средний/большой), форма (круг/треугольник/квадрат), начинка (томаты/грибы/мясо), вес (300 г/500 г/1000 г). В соответствии с этим рисуем таблицу.

А теперь выбираем то, что нам больше подходит. Допустим, лучший вариант новой пиццы выглядит так: средний размер, круглая, с мясом, 500 г.

Таблички часто получаются очень большими, и чтобы оценить каждую комбинацию, может потребоваться немало времени. Поэтому метод хорош не для всех. В основном он пользуется популярностью среди людей с определенным психологическим складом: обычно их называют занудами.

Иллюстрации: Яна Андриеш

03/10/2012

bishelp.ru


Смотрите также