№48-49 Мигдаль Times №48-49 Еврейский бизнесХаим МАЛЕНЬКИЙ (Клуб Еврейского Студента). Еврейский бизнес


67 золотых правил ведения бизнеса по-еврейски / Как сэкономить

Об этом не пишут в учебниках по маркетингу, но подавляющее большинство мировой бизнес-элиты соблюдают эти правила: 1. Пусть имущество собратьев ваших будет вам также дорого, как собственное. 2. Не покупай краденого. 3. Совершай добрые поступки (речь не о благотворительности, а о тепле, добрых словах). 4. Не ленись быть щедрым. 5. Не лги. 6. Отдавай с радостью. 7. Подавайте сотне просящих, даже если вы не уверены в том, что они все нуждаются. 8. Не теряйте понапрасну времени. 9. Держись подальше от плохого соседства. Окружение сильно влияет. И берегите детей от плохого окружения. 10. Ничего не говори, если тебе нечего сказать. 11. Ограничивай свой гнев по отношению к конкретным людям, сердись только на неблагоприятные обстоятельства. 12. Благосклонно судите обо всех поступках человека. 13. Не присваивайте утерянное кем-либо, обязательно верните. 14. Помните, что мы можем улучшить мир, свою жизнь и жизнь своих близких, только пока мы живы. 15. Не предлагайте что-либо, если у вас есть причина ожидать отказа (нельзя приглашать человека в гости, например, если вы уверены, что он откажется – только ради вежливости или желания показаться лучше). Нельзя исправлять самообман, если этим вы обидите человека, принявшего желаемое за действительное. 16. Высший уровень милостыни – сделать так, чтобы нуждающийся больше не нуждался (помочь с работой, образованием, жильем). 17. Даже бедный человек должен давать милостыню, всегда есть кто — то беднее его. 18. Всегда здоровайтесь, приветствуйте других людей. 19. Не сплетничайте. Не рассказывайте людям то плохое, что слышали от других о них. «Мир намного важнее правды, за исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина». 20. Жертвуй на благотворительность около 10 процентов твоего дохода. 21. Есть два способа распространения слухов – этичный и неэтичный. Этично – только предупредив о том, что информация не проверена, и источник ее неизвестен. 22. Нельзя стоять в стороне и молчать, когда совершается зло. 23. Каждый заслуживает слова благодарности, будь то официант или носильщик. 24. Тот, кто узнает от собеседника хотя бы одну главу, один закон, одно слово, одну букву, должен уважать его. 25. Указывайте источник информации, приводя в пример и используя чьи — либо речи, работы, труды, цитаты. 26. Кто богат – тот, кто стремится постоянно к большему или тот, кто доволен тем, что имеет? У каждого свой ответ. 27. Половина правды – уже целая ложь. Не преувеличивайте, не фантазируйте, не заставляйте врать своих детей. 28. Давайте в долг под проценты, но не своим землякам. Если земляк не может вернуть долг – можно посчитать эти деньги вкладом в благотворительность. 29. Не провоцируйте людей на ложь. 30. Не требуйте от других совершенства, которого вы сами не можете достичь. Не требуйте от других невозможного и невыполнимого. 31. Не оскорбляйте врагов своих. 32. Крадущий время (например, опаздывающий) – такой же вор, как и крадущий деньги. 33. Подумайте – если вы умрете сегодня, что будет сказано в вашем некрологе? 34. Платите своим работникам вовремя. 35. В свою очередь, работник не должен лишать нанимателя прибыли, крадя его время ресурсы, преувеличивая свои расходы и так далее. 36. Даже если вы не согласны с чужой точкой зрения, выслушайте своего оппонента. 37. Не следует говорить все, что думаете, более ответственно относитесь к своим высказываниям. 38. С уважением относитесь к своим работникам. Если они воспитывают ваших детей, они должны есть не хуже, чем ваши дети. 39. В гостях и за чьим — то столом будьте уважительны к хозяину. 40. Иногда необходимо дать больше, чем достаточно, если ты действительно хочешь дать достаточно. 41. Помните о духовной составляющей и общественной значимости своего (любого) дела. 42. Недостаточно просто накормить голодного. 43. Наниматель должен знать, как живет его работник. 44. Не отрывайтесь от жизни и дел даже на пенсии. 45. Не храни злобу и не думай о мести. 46. Помните о пределах самопожертвования. Не стоит отдавать, если без этого вы не выживете сами. 47. Слово – не воробей. Урон репутации и отношению к вам других людей может быть непоправимо испорчен из-за одного плохого слова. Помните об этом. 48. Если вы не можете быть объективным в той или иной ситуации – отойдите от управления ею. Не судите в такой ситуации ни одну из сторон. 49. Если кто хочет убить тебя, убей его первым. 50. Иногда лучше прийти раньше, чем вовремя, чтобы проявить уважение и не заставлять людей волноваться. 51. Любите себя, не отказывайте себе в исполнении своих желаний. 52. Не будьте слишком щедрым, не жертвуйте более 20 процентов своего дохода. 53. Не считайте себя избранным и выше остальных. 54. Имея власть, будьте великодушны. 55. Не стремитесь сделать благодеяние за чужой счет. 56. Научитесь просить помощь, если она вам действительно необходима. 57. Прежде чем отстаивать свои интересы за чужой счет, подумайте, а краснее ли ваша кровь. 58. Не клянитесь, ваших «да» и «нет» должно быть достаточно. 59. Не оскорбляйте других людей. 60. Хуже красть у многих, чем у одного (например, обвешивать на рынке) 61. Конкуренция – это хорошо, но она не должна быть безжалостной (например, не стремитесь устроиться на должность, если ваш друг имеет неплохие шансы ее получить, а у вас есть выбор при этом). 62. Планируйте свое будущее. 63. Поощряйте себя за хорошую работу. 64. Ставьте конкретные цели. 65. Поручайте часть своих дел сотрудникам (делегирование полномочий). 66. Оценивайте свои поступки, думайте, а не могли бы вы сделать это еще лучше. 67. Стремитесь к равновесию между всеми областями своей жизни (семья, работа, отдых, бизнес, друзья и так далее).

kaksekonomit.com

Бизнес по-еврейски. 67 золотых правил

Книга - Бизнес по-еврейски. 67 золотых правил.

В этой небольшой книге приводятся уникальные правила ведения бизнеса, созданные древними мудрецами много лет назад, которые удивительно современны и как никогда актуальны для бизнеса XXI века.

Так может быть, именно эти правила, передающиеся на генном уровне от одного поколения евреев к другому, позволяют создавать огромные финансовые состояния?

Об этом не пишут в учебниках по маркетингу, но подавляющее большинство мировой бизнес-элиты соблюдает те золотые правила, которые изложены в этой книге.

Итак, вот собственно перечень этих 67 правил:

1. Пусть имущество собратьев ваших будет вам также дорого, как собственное.

2. Не покупай краденого (в частности, не лицензионные диски и т.д.)

3. Совершай добрые поступки (речь не о благотворительности, а о тепле, добрых словах).

4. Не ленись быть щедрым.

5. Не лги.

6. Отдавай с радостью.

7. Подавайте сотне просящих, даже если вы не уверены в том, что они все нуждаются.

8. Не теряйте понапрасну времени.

9. Держись подальше от плохого соседства. Окружение сильно влияет. И берегите детей от плохого окружения.

10. Ничего не говори, если тебе нечего сказать.

11. Ограничивай свой гнев по отношению к конкретным людям, сердись только на неблагоприятные обстоятельства.

12. Благосклонно судите обо всех поступках человека.

13. Не присваивайте утерянное кем-либо, обязательно верните.

14. Помните, что мы можем улучшить мир, свою жизнь и жизнь своих близких только пока мы живы.

15. Не предлагайте что-либо, если у вас есть причина ожидать отказа (нельзя приглашать человека в гости, например, если вы уверены, что он откажется – только ради вежливости или желания показаться лучше). Нельзя исправлять самообман, если этим вы обидите человека, принявшего желаемое за действительное.

16. Высший уровень милостыни – сделать так, чтобы нуждающийся больше не нуждался (помочь с работой, образованием, жильем).

17. Даже бедный человек должен давать милостыню, всегда есть кто то беднее его.

18. Всегда здоровайтесь, приветствуйте других людей.

19. Не сплетничайте. Не рассказывайте людям то плохое, что слышали от других о них. «Мир намного важнее правды, за исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина».

20. Жертвуй на благотворительность около 10 процентов твоего дохода.

21. Есть два способа распространения слухов – этичный и неэтичный. Этично – только предупредив о том, что информация не проверенна, и источник ее неизвестен.

22. Нельзя стоять в стороне и молчать, когда совершается зло.

23. Каждый заслуживает слова благодарности, будь то официант или носильщик.

24. Тот, кто узнает от собеседника хотя бы одну главу, один закон, одно слово, одну букву, должен уважать его.

25. Указывайте источник информации, приводя в пример и используя чьи либо речи, работы, труды, цитаты.

26. Кто богат – тот, кто стремится постоянно к большему или тот, кто доволен тем, что имеет? У каждого свой ответ.

27. Половина правды – уже целая ложь. Не преувеличивайте, не фантазируйте, не заставляйте врать своих детей.

28. Давайте в долг под проценты, но не своим землякам. Если земляк не может вернуть долг – можно посчитать эти деньги вкладом в благотворительность.

29. Не провоцируйте людей на ложь.

30. Не требуйте от других совершенства, которого вы сами не можете достичь. Не требуйте от других невозможного и невыполнимого.

31. Не оскорбляйте врагов своих.

32. Крадущий время (например, опаздывающий) – такой же вор, как и крадущий деньги.

33. Подумайте – если вы умрете сегодня, что будет сказано в вашем некрологе?

34. Платите своим работникам вовремя.

35. В свою очередь, работник не должен лишать нанимателя прибыли, крадя его время ресурсы, преувеличивая свои расходы и так далее.

36. Даже если вы не согласны с чужой точкой зрения, выслушайте своего оппонента.

37. Не следует говорить все, что думаете, ответственнее относитесь к своим высказываниям.

38. С уважением относитесь к своим работникам. Если они воспитывают ваших детей, они должны есть не хуже, чем ваши дети.

39. В гостях и за чьим то столом будьте уважительны к хозяину, выслушайте его, *расплатитесь* за обед/ужин.

40. Иногда необходимо дать больше, чем достаточно, если ты действительно хочешь дать достаточно.

41. Помните о духовной составляющей и общественной значимости своего (любого) дела.

42. Недостаточно просто накормить голодного.

43. Наниматель должен знать, как живет его работник.

44. Не отрывайтесь от жизни и дел даже на пенсии.

45. Не храни злобу и не думай о мести.

46. Помните о пределах самопожертвования. Не стоит отдавать, если без этого вы не выживете сами.

47. Слово – не воробей. Урон репутации и отношению к вам других людей может быть непоправимо испорчен из-за одного плохого слова. Помните об этом.

48. Если вы не можете быть объективным в той или иной ситуации – отойдите от управления ею. Не судите в такой ситуации ни одну из сторон.

49. Если кто хочет убить тебя, убей его первым.

50. Иногда лучше прийти раньше, чем вовремя, чтобы проявить уважение и не заставлять людей волноваться.

51. Любите себя, не отказывайте себе в исполнении своих желаний.

52. Не будьте слишком щедрым, не жертвуйте более 20 процентов своего дохода.

53. Не считайте себя избранным и выше остальных.

54. Имея власть, будьте великодушны.

55. Не стремитесь сделать благодеяние за чужой счет.

56. Научитесь просить помощь, если она вам действительно необходима.

57. Прежде чем отстаивать свои интересы за чужой счет, подумайте, а краснее ли ваша кровь.

58. Не клянитесь, ваших «да» и «нет» должно быть достаточно.

59. Не оскорбляйте других людей.

60. Хуже красть у многих, чем у одного (например, обвешивать на рынке)

61. Конкуренция – это хорошо, но она не должна быть безжалостной (например, не стремитесь устроиться на должность, если ваш друг имеет неплохие шансы ее получить, а у вас есть выбор при этом).

62. Планируйте свое будущее.

63. Поощряйте себя за хорошую работу.

64. Ставьте конкретные цели.

65. Поручайте часть своих дел сотрудникам (делегирование полномочий).

66. Оценивайте свои поступки, думайте, а не могли бы вы сделать это еще лучше.

67. Стремитесь к равновесию между всеми областями своей жизни (семья, работа, отдых, бизнес, друзья и так далее).

prostorost.com

Топ-10 успешных евреев

Каждый год мировые журналы публикуют рейтинги самых влиятельных или самых богатых людей мира. Если заглянуть в эти списки, можно обнаружить, что именно представители еврейской национальности занимают самые высокие позиции. Это неудивительно, ведь еврейский ум, находчивость и характер помогают выбраться на вершины бизнес-олимпа из самых низших слоев общества. Наш журнал представляет свой топ-10 успешных и важных еврейских бизнесменов за всю историю.

1. Пасынок нищего иммигранта из России, Лоуренс Джозеф Эллисон в девять месяцев заболел пневмонией и был передан на воспитание дяде и тете в Чикаго. Эллисон не знал, как зовут его мать, и не встречался с ней 48 лет, пока не нанял частного детектива, чтобы узнать историю своего рождения. В детстве Эллисон регулярно посещал синагогу, но оставался религиозным скептиком. Он заявляет, что его любовь к Израилю связана не с религиозными чувствами, а скорее с новаторским духом израильтян в секторе высоких технологий.

В начале 1970-х он приходит работать в небольшую компьютерную фирму Amtex, уже научившись разрабатывать мощные базы данных. Именно с разработок в Amtex и начинается история компании Oracle — лидера среди производителей программного обеспечения. Лоуренс Эллисон является одним из самых эпатажных топ-менеджеров в IT-индустрии. Эллисон жертвует большую часть своего состояния на благотворительность, особенно в сфере медицинских программ и исследований по борьбе с возрастными изменениями. Является членом компании «Клятвы дарения», призванной жертвовать на филантропию более 50% своего дохода.

2. Свою первую сделку Уоррен Эдвард Баффетт заключил в возрасте шести лет, а в 12 твердо решил стать миллионером и осуществил свою мечту, едва разменяв четвертый десяток. За свои безошибочные экономические прогнозы и тонкое рыночное чутье на протяжении долгих лет получил прозвище Оракул из Омахи — города, в котором родился и живет.

Уоррену Баффетту принадлежит рекорд за самое щедрое пожертвование в мировой истории — $37 млрд, или более 50% собственного состояния. Также раз в год он участвует в благотворительном аукционе, главным лотом которого является возможность позавтракать с собой. В скором времени он обещает увеличить свои пожертвования до 99%.

3. Семья Майер Амшель Бауэр Ротшильд жила в еврейском гетто. Его отец содержал небольшую меняльную контору под красной вывеской, которая по-немецки звучала как Rotschield. Так появилось прозвище, ставшее синонимом богатства и заложившее начало 270-летней династии Ротшильдов. Когда Майеру исполнилось 12 лет, он отправился в Ганновер на обучение в банке секретам финансового дела. Вернувшись домой, он открыл антикварную лавку, где можно было поменять валюту одних германских княжеств на другие. Так возник первый банк Ротшильдов.

Пять сыновей Ротшильда продолжили его дело. Их называли «Пять пальцев одной руки». После смерти Ротшильда его совокупный капитал вдвое превышал активы Французского банка. Его сыновья разъехались по всей Европе и впоследствии создали целую сеть банков.

4. Майкл Блумберг родился в еврейской семье, потомок иммигрантов из Белоруссии. Свою бизнес-карьеру Блумберг начинал в компании Salomon Brothers, возглавляя торговлю акциями и отвечая за информационные системы. Когда фирму купили, он использовал свою часть прибыли от продажи акций и основал собственную фирму Bloomberg L.P., которая собирала и анализировала информацию о состоянии финансовых рынков. Одним из первых в своей работе стал использовать компьютерные технологии, благодаря чему добился успеха. Сегодня империя Блумберга включает телеканалы, радиостанции, не говоря уже о всемирной компьютерной сети финансовых новостей. На данный момент компания является одним из ведущих поставщиков финансовых новостей в мире.

Блумберг является одним из самых щедрых филантропов в мире и не забывает о своих корнях. Своему родному городу он построил синагогу, а в 2013 году был избран лауреатом израильской премии «Генезис», символизирующей значимость вклада еврейского народа в мировую историю.

5. Сергей Брин родился в Москве в семье математиков, переехавшей в Штаты, когда ему было пять лет. Лоуренс (Ларри) Пейдж родился в семье преподавателей компьютерных наук в Лансинге, штат Мичиган. Будущие основатели крупнейшей поисковой сети встретились в Стэнфордском университете весной 1995 года, где Сергей Брин показывал студенческий городок только что прибывшим первокурсникам, среди которых был Ларри Пейдж. Сразу между ними завязался серьезный спор, где каждый давал железобетонные аргументы в свою пользу.

В 1996 году, дополняя идеи друг друга, вместе они создают принципиально новую поисковую систему для своего университета. Это было настолько удобно, что к ней обращались студенты со всех городов штата, вызвав перегрузку университетского интернет-трафика, тем самым взбунтовав администрацию. Тогда между талантливыми изобретателями встал выбор: продолжать учебу или начинать свое дело.

Пейдж и Брин занимаются гигантскими благотворительными инвестициями — в течение 20 лет они планируют потратить более 20 млрд долларов, особенно уделяя внимание проблеме старения.

6. Путь к статусу богатейшего еврея мира у Шелдона Адельсона начался в 12 лет, когда он, выходец из бедной семьи, заработал первые деньги продажей газет. Но осознав, что в одиночку системный бизнес не построишь, парень расставил таких же молодых, как он, людей в людных местах Бостона, и с каждого проданного экземпляра газеты в его карман падала монета.

Учуяв возможности невероятного развития компьютерных технологий, Шелдон обустроил в 1979 году первую частную компьютерную выставку. Она имела невероятную популярность. Открытый Адельсоном в 2007 году благотворительный фонд потратил до $200 млн на нужды Израиля и евреев. «Я не был еврейским мальчиком со скрипочкой, — вспоминает Шелдон Адельсон. — Зато я умел хорошо драться. Моим оружием было все: кулаки, ногти, зубы, кирпичи, палки… Я и сейчас не позавидую тому, кто захочет загнать меня в угол».

7. Можно сказать, что с Багси Сигела списан романтизированный образ настоящего гангстера: высокий, осанистый, галантный с дамами и невероятно жестокий.

Прозвище «Багси» произошло от выражения go bugs (приблизительное значение — «слететь с катушек»).

Разрешение на легальный игорный бизнес в штате Невада смело у Сигела какие-либо сомнения насчет неудачности задумки построить игорную зону в пустыне. Он проезжал мимо Лас-Вегаса и решил превратить его во второе Монте-Карло. У Багси уже был опыт управления несколькими плавучими казино, которые находились на расстоянии 3 миль от американского побережья и, таким образом, не попадали под юрисдикцию закона.

Одиозность образа делает его биографию очень скрытой и загадочной.

В Тель-Авиве есть ресторан под названием «Багси».

8. Уроженец Минска Луис Барт Майер, эмигрировавший в Америку.

В честь принятия гражданства США поставил себе День независимости этой страны в дату рождения — 4 июня. Путался в годе рождения — то ли 1884, то ли 1885.

За свою нищую юность Майер перепробовал десятки профессий, пока однажды не попал на подработку в кинотеатр. Там он влюбился в кинодело и грезил построить собственный кинотеатр.

Заручившись поддержкой друзей, Эл-Би (так его звали знакомые) в 1907 году приобретает маленькое здание театра, известное в округе как заведение для легких развлечений. Чтобы смыть дурную репутацию с кинотеатра, он начинает показывать там религиозные фильмы. По счастливой случайности он за копейки выкупает фильм Д. У. Гриффита «Рождение нации», принесший баснословный гонорар. В 1924 году произошло слияние трех фирм, образовавших знаменитую Metro-Goldwyn-Mayer.

Луис Майер сделал из MGM самую финансово успешную киностудию в мире, единственную, которая выплачивала дивиденды акционерам во время Великой депрессии 1930-х годов.

9. Главным увлечением Карла Икана в молодости был покер. После окончания школы будущий гениальный брокер подрабатывал на пляже в Лидо-Бич. Парень засматривался, как состоятельные люди играют в карты, и понимал, что знает о покере гораздо больше. Тем летом Икан выиграл более 1 тыс. долларов, которых хватило на оплату половины срока обучения в Принстонском университете.

В 1961 году Икан начал карьеру на Уолл-стрит, он устроился брокером фондовой биржи в фирму Dreyfus & Company. Единственные деньги в его кармане на тот момент — 4 тыс. долларов, заработанные покером.

В 1978 году Икан провернул первую операцию по получению ключевых управленческих позиций в частной компании, впоследствии сколотив на подобных сделках состояние. Икан был одним из первых, кто начал специализироваться на «гринмейле» (скупка большого пакета акций с целью шантажа о полном поглощении компании).

Все свои операции он начинал с планомерной скупки акций не реализовавших свой потенциал компаний. Потом начиналась агитация остальных акционеров против нынешних топ-менеджеров компании, и в итоге зачастую проводилась смена руководства.

Икан работал не только на свою выгоду, в 2004 году он основал хедж-фонд Icahn Capital, который в некоторые годы приносил инвесторам свыше 30% годовых. Состояние на 2015 год — 23,2 млрд долларов. В числе задействованных компаний есть такие гиганты, как Western Union, Time Warner, Netflix, Motorola, Herbalife, Marvel Comics.

10. Стив Балмер — Самый богатый наемный работник с состоянием 15,7 млрд долларов и первый в мире человек, сумевший стать миллиардером, не являясь владельцем или родственником основателя компании.

Вступил на борт компании Microsoft по личному приглашению Билла Гейтса в 1980-х. До 2014 года занимал пост генерального директора.

Балмер начал единоличное строение вектора Microsoft в 2006 году. За это время годовая прибыль компании увеличилась на 215%. Были открыты новые направления деятельности, как, например, дата-центры — Data Center Division (6,6 млрд долларов прибыли в 2011 году) и раздел игровой индустрии Xbox — Entertainment and Device Division (8,9 млрд долларов). По мнению некоторых аналитиков, именно Балмер явился автором агрессивной тактики по захвату рынка, которую использовала Microsoft с 1990-х годов. В июне 2008 года журнал Forbes назвал Балмера самым трудолюбивым миллиардером мира.

mos-tlv.ru

Еврейский бизнесмен – основатель ресторанных ­сетей делится секретами своего успеха

К своим тридцати девяти годам я прожил несколько жизней: был предпринимателем, микроолигархом, ресторатором.

Большую часть жизни прожил в России, но у меня есть гражданство Израиля, а сейчас я переехал в Лондон и занялся своим ремеслом. Свою компанию я так и назвал: Global Craftsman — глобальный ремесленник.

В Лондоне я открыл 9 ресторанов, в которых всего два горячих блюда: бургер и лобстер. Такие же рестораны по франшизе работают в Стокгольме, Дубае, Кувейте и Нью-Йорке. Все они называются одинаково — Burger & Lobster — и независимо от географии всегда полны посетителей.

Рестораторами не рождаются

В начале 1990-х мой отец руководил кооперативом, и, окончив школу, я сказал ему: «Папа, я хочу быть твоим заместителем», на что он ответил: «Сначала ты должен узнать, что такое производство. Поработай в инструментальном цеху помощником наладчика». Через неделю я понял, что это не для меня. Хотелось чего-то более динамичного, и я устроился на работу к друзьям своего старшего брата — помощником, а по сути мальчиком на побегушках. Они работали на товарно-сырьевой бирже. Побегав какое-то время, я осознал, что знаю о бирже примерно столько же, сколько об устройстве космического кораб­ля, то есть ничего. Нужно было с чего-то начинать, приобретать профессию. Как и многие в начале 1990-х, я перепробовал разное.

В какой-то момент мы даже стали заниматься внешнеэкономической деятельностью: привозить, продавать, выстраивать логистические цепочки, ­растаможивать продукты для себя и для других. И снова я понял, что это бизнес не для меня.

В 1996 году, когда мне было 19 лет, мы с партнерами приватизировали кафе и устроили там ресторан, а в 21 год я уже открыл свой собственный. С тех пор, вот уже 18 лет, занимаюсь ресторанами.

Самый первый, прославивший меня в Москве, назывался «Сан-Мишель». Это было модное заведение, в котором подавали суши, стейки, борщ… чего там только не было. Сегодня я не просто не придерживаюсь такого подхода, я его противник. Я верю, что у рестораторов, как и у врачей, есть своя миссия — пусть мы и не даем клятвы Гиппократа. Наша миссия — кормить людей. А мои первые рестораны были понтовыми заведениями, недоступными для большинства. Наверное, в России это было не случайно: мы все вышли из Советского Союза и когда-то не могли купить себе еду. Поэтому нам хотелось красивого, богатого, и казалось, что за деньги можно купить здоровье, друзей, долголетие. Со временем взгляды поменялись.

Назад к ремесленничеству

Я написал манифест — о том, во что я верю в ресторанном бизнесе. В первой версии этого произведения было 15 страниц — философское обоснование моей очень простой идеи — монопродуктового ресторана. Но одна из главных ценностей монопродукта — простота. И я подумал, что если буду делать рестораны с одним блюдом, то и манифест мой должен быть понятен с одной фразы. В итоге он свелся вот к чему: «Я верю, что в ресторане может быть одно блюдо и этот ресторан будет востребован».

Когда мы концентрируемся на одном-двух блюдах, мы можем дать людям не просто хорошую пищу, а еду, близкую к идеалу. И я призвал ресторанный бизнес двигаться назад к основам — back to basics.

В моем первом ресторане «Cан-Мишель» меню было огромным. И кто-то говорил: моя бабушка лучше готовит борщ.

А в каком-то ресторане стейк был лучше, чем у нас. И я понял, что нужно совершенствоваться. Пошел учиться поварскому делу, ездил по миру, смотрел, как устроены заведения. Я разбирал, что в ресторанах у меня получается лучше всего, и оказалось, что это как раз стейк. В Америке в штате Небраска я нашел совершенно прекрасное мясо. Но тамошний способ его приготовления мне не понравился: американцы готовят в газовых бройлерах, а послевкусие совершенно иное, чем после угольного мангала. Я решил совместить американский стейк с европейским грилем. И в одной поездке — в Испанию — мы с товарищем нашли дровяную печь, которая нам подошла. В моем первом стейкхаусе Goodman было американское мясо, французское вино и испанская угольная печь.

А потом я открыл стейкхаус Goodman в Лондоне, и это было как приехать в Тулу со своим самоваром, только умноженное на триста, ведь Англия — родина стейков. В Лондоне было 300 стейк­хаусов, а я привез еще один. Но я был первым в Англии, кто стал готовить стейки из американской говядины. Дело в том, что для глобальных рынков сельское хозяйство все еще остается большой проблемой: все хотят защитить своих производителей и чуть что границы закрывают. Даже в­ ­Европе­ есть ограничения в торговле сельхозпродуктами. Я одним из первых в Англии получил разрешение на импорт мяса из США.

Ресторан — явление массовой культуры, он отражает свое время. Поэтому успех Goodman я связываю с культурным сближением Америки и Англии: эти страны поняли, что вместе лучше. Прежде американцы считали англичан занудами, а англичане американцев — дурачками-ковбоями. Но как раз в 2003 году, когда я открыл свой Goodman в Лондоне, сюда приехал Кевин Спейси и стал художественным руководителем лондонского театра, начались культурные про­г­­раммы, пошел всяческий обмен. Поэтому Goodman стал не плевком из-за океана, а послом доброй воли. Про нас очень хорошо написали ресторанные критики, потому что оказалось, что Америка очень оторвалась от Англии по качеству мяса. Когда англичане распробовали наши стейки, они сказали, что мясо супер. А когда они вдобавок узнали, что мясо жарится в испанских печах, они поверили в глобализацию: мол, пусть русские продают нам французское вино: мы счастливы.

Монопродуктовый манифест — утилитарная вещь. Концентрация на чем-то одном помогает защититься на высококонкурентном рынке. Сегодня недостаточно делать что-то лучше, чем в соседнем ресторане, ведь люди теперь путешествуют и имеют возможность сравнивать. И чтобы вписаться в глобальный рынок, нужно ощутить себя создателем особой ценности. Я верю, что новое ремесленничество перспективно в нынешней экономике. Сейчас очень многие чувствуют себя невостребованными, ведь почти все, что мы потреб­ляем, произведено очень малым количеством людей. Все пользуются продуктами Google, а сколько людей работает в этой компании? Что же делать всем остальным?

В моем ресторане — два, три, четыре блюда, и я занимаюсь только ими, потому что именно это люблю. Я потратил три года жизни на то, чтобы делать лучшие бургеры, научился доставлять дикого живого лобстера и подавать его за 20 фунтов с картошкой и салатом — что очень дешево по лондонским меркам. К тому же монопродуктовый подход гарантирует качество по всей сети, ведь если ты концентрируешься на чем-то одном, поваров можно обучить всем секретам. Они начинают готовить в наших лондонских ресторанах задолго до того, как откроются новые франчайзинговые точки. Все те, с кем мы начинали первые рестораны в Лондоне, работают со мной до сих пор, а всего сейчас в сети трудится около тысячи человек.

Почему не в России?

Первый московский «Макдональдс» оставил столь сильное впечатление, что я решил делать те же бургеры, но премиального качества. Потратил два с половиной года жизни, чтобы научиться закупать хорошую говядину и все делать идеально. Наконец, встал вопрос: где открывать ресторан, и я стал опрашивать своих московских гос­тей и друзей: допустим, я открою бургерную, вы будете приходить? Они отвечали: нет, мы хотим есть плов и многое другое. (В то время Аркадий Новиков открывал в Москве рестораны с 25 разными кухнями.)

А хозяева лондонских ресторанов говорили: у нас есть свои бургеры, чем твой бургер будет лучше? Повар-канадец в моем лондонском стейкхаусе Goodman тоже уверял меня, что дорогие бургеры люди заказывать не будут. «А вот если мы сможем привозить из Канады лобстера напрямую, без посредников, то это будет бомба», — говорил он. И я понял, что, если соединить его лобстера с моим бургером, это будет продаваться. Лобстеров доставляют из канадской Новой Шотландии живыми, и мы ­— крупнейший их заказчик в Европе: за прошлый год продали больше миллиона. У нас свои склады в Хитроу и в Канаде. Сейчас это логистическая индуст­рия — часть нашего бизнеса.

Можно сказать, что у меня не было выбора, где открывать такой ресторан: раз в Москве меня заведомо не поймут, то значит в Лондоне. Тогда в России уже набирали силу псевдопатриотические ценности, а мои идеи космополитизма и глобализации стали крамолой. И я решил никому здесь не мешать и продать московские рестораны. Так пять лет назад я окончательно переехал в Лондон.

После России вести бизнес в Англии кажется раем, ведь у нас все, что нельзя, на самом деле можно, и наоборот. А здесь нельзя — это нельзя, а можно — это можно. Не надо искать второго дна. Сейчас у нас девять ресторанов Burger & Lobster в Лондоне и по одному в Кардиффе, Бате и Манчестере. Мы начинали в лондонском Мэй­фере с совсем маленького помещения на боковой улице, купленного очень недорого. Открыли там ресторан, и уже на следующий день выстроилась очередь. Я не рассказывал посетителям о своих ценностях, не распространял свой монопродуктовый манифест: просто люди пришли и им понравилось. Мы не давали рекламы и не раздавали флаеров. В ресторанном бизнесе приобрести популярность помогает обычно сарафанное радио, но теперь еще фудблогеры, Instagram. В нашем деле маркетинговые ходы не работают: я просто делаю бургеры, которые люблю. А когда я увидел, что людям они нравятся, я испытал эмоции, которых не описать. Это больше, чем деньги.

Здесь вообще довольно живая ресторанная жизнь, и у нас есть завсегдатаи в каждом заведении: они приходят не просто поесть, но и поговорить. А моя задача — заражать людей. Чтоб повара становились шеф-поварами. Чтобы ребята из официантов становились менеджерами и из трущоб переезжали в хорошие дома. Нужно, чтобы они верили в то, чем занимаются. И если им говорят: это самый вкусный бургер в моей жизни, это, конечно, здорово стимулирует.

Я распрощался с Россией не потому, что хотел покинуть свою страну, а потому, что очень хотел открыть рестораны в Лондоне. Часть моей философии — заниматься своим делом сосредоточенно. Быть ремесленником, а не олигархом или большим менеджером. В России же работать по моим принципам — все равно что выращивать помидоры в Антарктиде.

Сейчас у меня в компании 51% акций, и со мной работают парт­неры: мой брат Роман Зельман, Илья Демичев, Георгий Бухов и Владимир Бородин — мой одноклассник, который в России был главным редактором «Известий» и «Труда». Сейчас он управляет ресторанами в Америке. А в Англию первым уехал Гоша Бухов: в России он работал на телевидении, а в Лондоне открывал наш первый ресторан. Так что кроме консультантов были и друзья, которые переехали в Англию со своими семьями. А я, пока не продал бизнес в России, ездил туда и обратно. В моем первом ресторане в Лондоне совсем не было русских, а сейчас их приходит все больше и больше, знакомых и незнакомых. Русских в Лондоне стало больше, да и сарафанное радио сработало.

Простое востребовано

За последние 150 лет люди стали жить вдвое дольше, и теперь в 70 и 80 лет мы все еще в продуктивном состоянии. А вот окружающий мир меняется стремительно, и у разных поколений совершенно разный опыт. К тому же поколений становится больше. Для меня поменять профессию или даже страну — норма, а мой папа воспринимает это как большой риск. Взгляды человека, родившегося до Второй мировой войны, совсем иные, чем у моего поколения. А если взять меня и моего юного племянника — такой же разрыв.

У каждого поколения свои герои и свои ценности. Но чтобы мир не развалился, надо всем находить общий язык. Поэтому, если ты делаешь что-то, всем должно быть понятно, какой продукт ты производишь, на чем специализируешься. Надо поверить в себя, понять, что в тебе есть что-то от созидателя. Пусть даже всего на два процента, но их надо реализовать по максимуму.

Бренды на разные времена и страны

1999

Михаил Зельман открыл в Москве первый собственный ресторан «Сан-Мишель»

2003

Основал компанию «Арпиком», управлявшую 20 ресторанами и кафе под брендами: Goodman, «Колбасофф», «Филимонова и Янкель», «Мамина паста», «Ле Гато» и фабрикой-кухней

2009

Открыл первый стейкхаус Goodman в Лондоне

2011

Продал «Арпиком» с 30 ресторанами Искандеру Махмудову

2012

Основал первый ресторан сети Burger & Lobster в Лондоне

2014

Ресторан Burger & Lobster открылся в Нью-Йорке

2015

Ресторан Burger & Lobster открылся в Стокгольме

2016

Ресторан Burger & Lobster открылся в Дубае

Автор: Михаил Зельман

Источник: Harvard Business Review

stmegi.com

Глава 10. Бизнес. Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги

Делать деньги – это не стыдно!

Сфера бизнеса настолько тесно связана с торговлей, вырастает из нее и переплетается с ней, что сам собой возникает вопрос о том, стоило ли посвящать этой сфере отдельную главу. Понятно, что любой производитель товара время от времени, в четком соответствии со знаменитой формулой Маркса, выступает то в роли продавца, то в роли покупателя и все законы, которые распространяются иудаизмом на еврейского торговца, в равной степени касаются и бизнесменов. Но бизнес, несомненно, имеет и свои особенности, касающиеся, прежде всего, взаимоотношений между деловыми партнерами, между производителями и поставщиками сырья и т. п., и именно им и будет посвящена эта глава.

К тому же, как уже говорилось раньше, на протяжении всей истории евреи предстают не только как торговцы, но и как ремесленники, то есть непосредственные производители различных товаров. И уже в Средние века их начинает отличать от остальной массы ремесленников открытое стремление к получению денег, прибыли от своего труда, то и дело вступавшее в противоречие с ханжеской христианской моралью. Словом, то, о чем христианин думал тайно, про себя, стыдясь своих мыслей, евреи заявляли открыто.

Появление евреев-бизнесменов, почти в современном смысле этого слова – владельцев предприятий, поставляющих свои товары на рынки различных стран, совпадает по времени с нарождением буржуазии вообще – это ХVI-ХVII столетия. И почти сразу же на фабрикантов-евреев со стороны их конкурентов, принадлежащих к титульной национальности, обрушиваются почти те же обвинения, что и в адрес еврейских торговцев.

Правда, если последних обвиняли в том, что они торгуют по низким ценам потому, что скупают и продают краденое, то низкие цены, устанавливаемые производителями-евреями на свои товары, объясняли, прежде всего, их крайне низким качеством. Например, лионские ткачи утверждали, что ткани, которые поступают с еврейских фабрик, на самом деле являются не новым товаром, а собранными старьевщиками тряпками, которые евреи просто перекрашивают и выдают за новые. Разумеется, никакие утверждения о том, что подобные действия запрещены евреям их Законом, их ни в чем не переубеждали.

Однако, несмотря на всю клевету и доносы, предприятия, основанные евреями в различных странах и в самых разных отраслях промышленности, множились и процветали – и если откинуть в сторону домыслы антисемитов и прислушаться к серьезным историкам и экономистам, этому способствовал целый ряд факторов.

В первую очередь предлагаемые еврейскими промышленниками более низкие цены на свои товары были обусловлены все теми же причинами, которые уже указывались в главе «Дела торговые»: они были готовы довольствоваться куда меньшими нормами прибыли, чем их конкуренты-неевреи, да и образ жизни они вели, как правило, куда более скромный.

Однако этот фактор отнюдь не был решающим. Источники снижения цен и делового успеха евреев на первом этапе развития капитализма заключаются совсем в другом. Они – в тех революционных изменениях, которые были привнесены евреями в саму психологию промышленного производства.

Как уже говорилось выше, евреи первыми поняли и ту кажущуюся сегодня банальной истину, что снижение цен приводит к ускорению сбыта товаров, а ускоренный сбыт с меньшей нормой прибыли в итоге оборачивается куда большими барышами, чем медленный сбыт с высокой нормой прибыли.

Одними из первых еврейские капиталисты осознали и те преимущества, которые дает внедрение новой техники и технологии, и начали активно вкладывать деньги в новое оборудование, будучи уверенными в том, что оно в итоге оправдает себя за счет интенсификации труда и удешевления самого производства.

К примеру, именно на еврейских фабриках впервые были применены более дешевые синтетические красители вместо натуральных.

В ряде отраслей евреи вообще выступали в качестве первопроходцев. К примеру, хорошо зная силу печатного слова, они стали отцами-основателями мировой прессы. Практически во всех странах мира владельцами первых газет были евреи, а начало газетному бизнесу положил, по мнению историков, еврей Полидор Мило, создавший знаменитый дешевый «Петит Журнал».

Одними из первых осознали еврейские промышленники и то, что нужно не ждать заказчика товара, как это было принято в Средневековье, а самому идти навстречу ему, причем как в буквальном, так и в переносном смысле. Обвинение евреев в том, что низкая цена на их товары обусловлена их низким качеством, было совершенно несправедливым. На самом деле они просто предлагали ДРУГОЙ ТОВАР ТОГО ЖЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПО ДРУГОЙ ЦЕНЕ. И этот факт заключал в себе огромные прогрессивные перемены: еврейские промышленники начали выпускать несколько сортов товара одного и того же назначения, но различного качества. И цены на такие товары, соответственно, были разными.

В сущности, это означало создание ширпотреба, налаживание массового производства товаров, которые были по карману самым разным слоям населения. К примеру, до появления в Голландии еврейских мануфактур фламандская крестьянка выкладывала за шелковую юбку 10 гульденов. Эти деньги были в ее глазах целым состоянием, но добротная юбка служила ей долгие годы, если не всю жизнь. У еврейских же мануфактурщиков она покупала шелковую юбку всего за гульден, при этом юбка выглядела, будучи ярко и привлекательно окрашенной, ничем не хуже, чем та, которую продавали за 10 гульденов. Да, она была менее добротной и через несколько лет снашивалась, но к тому времени новая юбка у еврейских торговцев стоила уже меньше гульдена – за счет снижения издержек производства.

Одними из первых евреи оценили и появление у европейских стран колоний – причем не столько как поставщиков экзотических товаров, сколько как более дешевых рынков рабочей силы. Перенос туда производства также, вне сомнения, способствовал удешевлению товаров.

Наконец, те позиции, которые занимал в экономике различных стран еврейский банковский капитал, позволял еврейским предпринимателям с помощью механизма «этер иска», о котором мы поговорим ниже, мобилизовывать крупные суммы на развитие производства. Кроме того, индивидуализму своих нееврейских конкурентов евреи противопоставили свое давнее умение вступать в партнерские отношения, создавать различные временные и постоянные деловые товарищества, что значительно увеличивало возможности их предприятий. Первоначально в качестве деловых партнеров евреи предпочитали иметь только своих соплеменников, с которыми у них существовало взаимопонимание и на честность которых они могли положиться. Однако с течением времени эта ситуация изменилась, и уже в ХIХ веке мы встречаем примеры активного партнерства евреев с представителями различных народов.

Но, пожалуй, едва ли не самым главным революционным переворотом, совершенным евреями в системе человеческих взаимоотношений, было… превращение бизнеса в отдельную сферу человеческой деятельности.

Подобно тому, как некогда евреи первыми сумели абстрагировать понятие «деньги» от их материального носителя, они сумели абстрагировать понятие «бизнес» от конкретных видов производства. Неважно, каким именно производством, с их точки зрения, занимается человек, главное – суметь наладить это производство так, чтобы оно приносило прибыль.

Понятие «бизнесмен», таким образом, становится универсальным.

«Нельзя себе представить, – замечает по этому поводу Вернер Зомбарт, – чтобы Альфред Круп, Борзиг, Вернер фон Сименс производили что-нибудь иное, чем литую сталь, машины или электрические продукты, или чтобы Г. Г. Мейер заведовал не “Северо-Германским Ллойдом”. Но если бы Ратенау, Дейч, Арнольд, Фридлендер, Баллин завтра обменялись бы своими должностями, их продуктивность едва ли от этого много пострадала. Благодаря тому, что все они коммерсанты, случайное поприще деятельности для них безразлично».

Этот же процесс в итоге привел к появлению высококвалифицированных управляющих – менеджеров, тех самых «капитанов большого бизнеса», с которыми известный журналист А. Овчинников познакомил советского читателя в 1979 году. Талант и знания этих «капитанов» позволяли им успешно налаживать любое производство и управлять им, к какой бы сфере они ни относились.

И, следовательно, пришло самое время поговорить о принципах такого абстрактного бизнеса и об отношении еврейской традиции к различным аспектам предпринимательской деятельности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Еврейский бизнес | Мигдаль

Если вам уже удалось сколотить небольшой капитал, и вы не знаете, почему он не сильно торопится вырасти, возможно, эта статья будет вам полезна.

(рекомендуется всем, кому не дают покоя лавры банкиров Ротшильдов, барона Гинзбурга и других представителей еврейского бизнеса)

Еврейский закон охватывает все области жизнедеятельности, такие как еда, семья, воспитание детей и, конечно же, материальные взаимоотношения, которым всегда придавалось большое значение: как просто торговым операциям, так и даче денег под проценты.

Честность в торговых операциях

Как вы думаете — какой первый вопрос вам зададут, когда через 120 лет вы попадете на Высший суд? Нет, добрые дела по защите животных и переведению старушек через дорогу будут учитываться не в первую очередь (впрочем, учитываться будут). Ведь говорят наши мудрецы: первое, что спрашивают у человека на Небесном суде, это: «Честно ли ты вел торговые дела?»

Тора предостерегает: «А когда будете что-нибудь продавать ближнему своему или что-нибудь покупать у ближнего своего, не обманывайте друг друга» (Ваикра, 25:14).

Даже если при покупке вещи вас самого надули, вы не имеете права обманывать другого, чтобы возместить нанесенный ущерб. Надо открыто заявить покупателю, что назначаете не реальную цену, а в зависимости от уплаченной вами, ну и можно добавить пару добрых слов в адрес предыдущего продавца. Есть, правда, способ полностью избавиться от подозрений в мошенничестве — надо всего-навсего честно и откровенно сказать покупателю: «То, что вы хотите купить, мне стоило столько-то, и столько-то я хочу заработать», — или другой вариант: «Я купил это за столько-то, плюс расходы на доставку, хранение, расходы на жену и на учебу детей, и что я с этого имею, кроме головной боли и пары копеек?»

Еврейский закон запрещает перед продажей прилагать усилия к тому, чтобы товар приобрел более привлекательный вид, скрывающий его недостатки. Например, перед тем, как вести скотину на продажу, нельзя поить ее особой настойкой, чтобы у нее раздулось брюхо и она стала казаться более упитанной. Нельзя перекрашивать старую вещь, чтобы выдать ее за новую. Запрещено смешивать хорошие плоды с небольшим количеством плохих или подмешивать несвежий напиток в свежий. (Правда, в последнем случае есть исключение: если примесь ощущается на вкус, и покупателю дают попробовать этот напиток, такая уловка допускается.) Представьте себе, в какие проблемы попадает продавец, давая не совсем честную рекламу.

Как тяжелейшее прегрешение рассматриваются обвес или обмер. Дважды повторяется в Торе предостережение следить за точностью мер и весов — в книге Ваикра (19:36) и в книге Дварим (25:13-16). Первый отрывок заканчивается словами «Я — Г-сподь, Б-г ваш. Который вывел вас из Страны Египетской» — то есть, Всевышний предупреждает, что вывел нас из Египта лишь при условии, что мы будем честными. А второй отрывок завершается совершенно недвусмысленным предостережением всякому, кто попытается смошенничать: «Ибо мерзость в глазах Г-спода, Б-га твоего, каждый, кто делает это, каждый, творящий несправедливость». Обман при купле-продаже является особенно тяжким преступлением из-за того, что совершившему его крайне трудно исправить содеянное — ведь он не в состоянии упомнить всех, кого обманул, не говоря уж о возмещении ущерба. Даже если потом он займется благотворительностью, как бы ни была велика эта заслуга, она не искупит грех полностью.

Сказано в Торе: «Не будет у тебя в кармане двух гирь — большой и малой, не будет у тебя в доме двух мер — большой и малой» (Дварим, 25:13,14). Наши мудрецы так истолковывают эти слова: если «не будет у тебя в кармане» денег — знай, это из-за того, что есть у тебя «две гири — большая и малая»; если «не будет у тебя в доме» всего необходимого тебе, — знай, это из-за того, что есть у тебя «две меры — большая и малая». Но если ты исполнишь слова Торы, которые следуют за этим, — «гиря целая, со справедливостью будет у тебя, мера полная, со справедливостью будет у тебя» (Дварим, 25:15), — и в твоем кармане, и в твоем доме будет все. Так что, уважаемые представители «малого» бизнеса (те, которым все мало), если вы не знаете, почему у вас дела не ахти, читайте выше.

Сказали наши мудрецы: «Что должен делать человек, чтобы разбогатеть? Пусть ведет свои дела честно и просит милосердия у Того, Кто сказал: “Мне — серебро, и Мне — золото” [Хагай, 2:8]».

Того, кто перехватывает покупку у другого человека, еврейский Закон называет «нечестивцем». Речь идет о случае, когда после того, как покупатель и продавец договорились о цене, приходит кто-нибудь третий и, предложив больше денег, забирает товар. Однако если продавец и первый покупатель еще не сторговались, это не считается преступлением. Тем не менее, когда еврей собирается снять или взять в аренду у нееврея какое-нибудь недвижимое имущество, запрещается вмешательство третьего, даже если переговоры еще не завершены.

Закон очень сурово относится к тому, кто использует чье-то доверие в своих интересах. Например, если один человек доверяет другому заключить за него какую-нибудь торговую сделку, а тот приобретает этот товар для себя самого, то он совершает мошенничество.

Кристальная честность в отношениях с неевреями является, по словам мудрецов, «Освящением на земле имени Всевышнего», так как внушает народам мира уважение к еврейской вере, Торе и тем, кто ее соблюдает.

Еще не стоит забывать о Цдаке, ведь именно Цдака является оградой для богатства (более подробно смотрите МТ №49).

Запрет одалживать под проценты

Говорят наши мудрецы, что человек по природе своей стремится к богатству, и поэтому вероятность того, что он преступит запрет Торы получать проценты с одолженных денег, весьма велика. Одалживая под проценты, заимодавец думает, что он оказывает другому еврею большую услугу, а тот — радуется, что нашел человека, который может одолжить ему нужную сумму, даже под проценты. Заимодавец успокаивает себя тем, что не совершает явного обмана или грабежа, и не боится быть опозоренным в глазах общества. Так что йецер hа-ра (злое начало) может очень быстро соблазнить человека нарушить этот запрет Торы. Именно поэтому Тора проявляет особую строгость к попытке взимать проценты с одолженных денег, трижды повторяя этот общий запрет (Шмот, 22:24, Ваикра, 25:36, Дварим, 23:20) и подкрепляя его множеством частных запретов.

Так, дающий заем под проценты преступает шесть запретов, получающий его — три, а секретарь, составляющий долговое обязательство, свидетели и поручитель преступают по одному запрету каждый. Даже тот, кто только указал нуждающемуся в займе, где он может получить деньги под проценты, или подсказал заимодавцу, кому он может одолжить под проценты, тем самым преступает один запрет Торы.

Тот, кто все же преступил запрет и взял процент с одолженных им денег, обязан вернуть их, если хочет, чтобы Всевышний простил его.

Запрет нарушается даже тогда, когда кредитор, одолживший деньги без процентов, просто просит должника оказать ему какую-нибудь услугу взамен продления срока займа. Это относится также к продаже в кредит на обусловленный срок и вообще к любому случаю, когда один еврей обязан вернуть долг другому в определенное время.

Закон нарушается даже тогда, когда должник, возвращая заем, по доброй воле прибавляет к нему известную сумму, что не было оговорено заранее, и не говорит, что это — проценты. Кредитор не имеет права принять даже подарок. Запрещается также давать и принимать подарок, который еврей, нуждающийся в займе, дарит тому, у кого потом собирается одолжить деньги. Такой подарок называется «проценты в аванс».

Все сказанное выше — лишь примеры того, до какой степени надо остерегаться нарушить запрет о процентах. Кроме того, есть еще множество деталей, известных тому, кто специально изучал Закон. Поэтому, занимая или одалживая деньги, следует проконсультироваться с авторитетным раввином о том, как оформить заем и как возвратить долг, чтобы избежать даже малейшего нарушения запрета Торы.

Есть лишь один способ одалживать деньги, когда кредитор получает сумму, большую, нежели та, которую он дал. Это — случай, когда заем пускают в оборот, а должник делится прибылью со своим заимодавцем, таким образом, и заемщик, и кредитор являются как бы компаньонами. Условие, позволяющее так поступать, называется арамейским термином «эйтер иска» («разрешение на ведение дел»).

Однако в оформлении такого займа и исполнении его условий есть множество тонкостей, поэтому тот, кто желает вступить в такие отношения, имеет только одну возможность: обратиться к раввину и составить эйтер иска под его руководством.

В Израиле эйтер иска довольно распространено, так как и кредиторы, и заемщики — евреи, но есть оно и в других странах, и даже в Одессе. Так, например, с помощью главного раввина Одессы и Юга Украины Авроома Вольфа было составлено эйтер иска для банка «Пивденный», и теперь любой еврей может положить деньги на счет или взять кредит у этого банка, не опасаясь нарушения запрета Торы.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться

-3

Интересно, хорошо написано

www.migdal.org.ua


Смотрите также