2. Галерейный бизнес в структуре арт-рынка. Галерейный бизнес


2. Галерейный бизнес в структуре арт-рынка

Галерея – государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

Сейчас, когда произведение искусства больше не является исключительно предметом эстетического наслаждения, оно обретает статус товара в рамках установившихся связей внутри масштабного культурного поля. И галереи современного искусства - неотъемлемые звенья этой цепи. Проблемы галерей современного искусства напрямую связаны с арт-рыночными отношениями, что подразумевает анализ и прогнозы.

Коммерческие галереи имеют чёткие концепции деятельности и либо работают по принципу выставки продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты отдавая проданные веще только после окончания выставки.

В основе концепции, как правило, заложена галерейная специализация (например, авангард 20-х годов, старая живопись, наивное искусство, фотография и т.д.).

Галерея должна обладать:

1. Правом юридического лица.

2. Помещением для выставок и хранения произведений искусства (депозитарий).

3. Штатными искусствоведами-экспертами.

4. Лицензией на право торговли произведениями искусства и концепцией работы на арт-рынке.

Галерея должна быть не просто выставочным залом, а местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Так или иначе, галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции, о проектах их художников пишут в газетах и журналах.

В структуре арт-рынка художественные галереи и коллекционеры играют значимую роль. Появление негосударственных, частных галерей и салонов оживило художественную жизнь общества. Возникнув, как культурная альтернатива государственному патронажу художников, галереи разработали разные программы деятельности, тактику и стратегию своего развития. Следует отметить, что статус галерей не определен. Специфика новых рыночных отношений в нашей стране накладывает существенный отпечаток на особенности функционирования галерей и на их взаимоотношения с художниками, искусствоведами, критиками, общественными фондами, госструктурами. Законодательная и налоговая системы недостаточно разработаны и практически не учитывают особенности художественной деятельности как мастеров различных видов изобразительного искусства, так и галерей, салонов. Галереи, художественные салоны приравниваются к обычным коммерческим структурам. Они не имеют права платить наличными деньгами; работы художников чаще всего оплачивают по безналичному расчету. Создается парадоксальная ситуация: художник должен стать частным предпринимателем и иметь свой счет в банке. Совершенно не учитывается индивидуальность, уникальность труда художника. Результаты труда многих мастеров изобразительного искусства (особенно декоративно-прикладного искусства) приравниваются к сувенирной продукции.

Художественная галерея является абсолютным гарантом качества продаваемого произведения. Ее авторитет и, соответственно, доверие нарабатывается с годами благодаря грамотной работе с художниками и покупателями, квалифицированному отбору товара, профессиональной работе специалистов.

Цена на произведение искусства образуется с учетом стоимости материала, затраченного времени на его обработку художником, торговой наценкой и налогами. Также учитываются редкость и художественное достоинство, репрезентация художника, либо прежнего владельца, география происхождения, мода (до тех пор, пока в погоне за модой не нарушается правило редкости и рынок не перенасыщается).

В нашей ситуации отсутствие разработанной модели белорусской культуры сдерживает развитие арт-рынка. Частная инициатива почти не развивается из-за неотлаженности, неразвитости системы налогового обложения. Благотворительность, меценатство, спонсорство как система поддержки национального искусства и его творцов практически отсутствуют, так как не поощряется государством. Необходима трансформация законодательной и налоговой системы. Она должна способствовать сохранению и развитию культуры в нашей стране. К тому же галереи только сейчас становятся коммерческими, а раньше они были плацдармом развития искусства, играли роль выставочных залов. Основной доход галерее приносит «раскрутка» и продажа картин собственных художников. Продажа осуществляется на основе комиссионной торговли по договору. Этот бизнес сильно персонализирован. Как правило, у художников и их промоутеров дружеские отношения, но художники не готовы, за редким исключением, выполнять условия договора, избегая ответственности за взятые обязательства. Требовать же возмещения ущерба от частных лиц в белорусской судебной системе практически бессмысленно.

studfiles.net

Галерейный бизнес – не столько бизнес, сколько образ жизни

В прошедшем сезоне на столичной арт-сцене появилось еще несколько активных игроков, открылись галереи, сумевшие устроить выставки, которые можно было посчитать событием. Искусством начали торговать всерьез, но все равно российский галерейный бизнес не столько бизнес, сколько жизненное занятие галеристов.

В Москве работают сотни частных галерей. Только тех, что попадают в сферу внимания средств массовой информации, т. е. активно участвуют в художественной жизни, — десятки, не считая таких заведений, где тихо совершается очень мелкий арт-бизнес — торговля картинами без художественной ценности и качества.Галерейный бизнес кажется привлекательным, потому что здесь и сейчас его легко можно начать с нуля. Арт-сообщество поразил грандиозный дебют Stella Art Gallery, открывшейся два года назад и сразу же взявшей наивысшую планку. “Стелла” стала партнером Эрмитажа и Музея Гуггенхайма в проведении выставки самого знаменитого современного русского художника — Ильи Кабакова и привезла в Москву на продажу картины Энди Уорхола и фотографии Роберта Мэпплторпа. Владелица галереи Стелла Кей инвестировала в дело огромные по местным меркам средства и собрала вокруг себя круг лучших экспертов в области отечественного современного искусства. Несмотря на высокие цены (шестизначные долларовые суммы), галерея, по словам ее владелицы, выполняет и культуртрегерскую функцию — знакомит отечественного зрителя с тем, чего он еще не видел.

Но можно начать и не так амбициозно. “Первую выставку я устроил на деньги, которые занял у мамы. Снял зал, собрал картины, две продал, вернул долг и еще заработал”, — рассказывает Михаил Крокин, открывший свою галерею 10 лет назад. Сегодня Крокин-галерея имеет небольшое, но профессионально обустроенное помещение в центре Москвы. У нее хорошая репутация у художественных критиков, круг постоянной клиентуры и полтора-два десятка здравствующих художников, московских и иностранных, которые работают в меру коммерчески, в меру творчески.

Михаил Крокин считает, что торговать художественными произведениями — это не бизнес, а жизненное занятие. Галеристу надо беспрестанно заниматься художниками, инвестировать в них средства, помогать им жить так, чтобы они могли сосредоточиваться на серьезных творческих задачах.

Галерея “Наши художники” открыла в этом сезоне новое здание своей галереи в поселке Борки для обитателей рублевского оазиса. Хотя ее владелица Наталья Курникова и начинала заниматься арт-дилерством, опираясь на деньги мужа, на мифических рублевских жен, описанных в поп-романах, она совершенно не похожа. Десять лет занятий искусством сделали ее, экономиста-международника со степенью, профессиональным знатоком живописи и экспертом по русским художникам — парижским эмигрантам. В строительство здания галереи в Борках Курникова вложила деньги семьи, а в приобретенные произведения “были инвестированы собственные и привлеченные ресурсы”.

“В принципе, идея арт-бизнеса проста — в условиях растущего рынка надо стараться покупать и накапливать лучшее, покупать то, что пока не интересно рынку, но качественно и перспективно”, — считает Курникова. Пару лет назад она организовала и спонсировала две выставки в Третьяковской галерее — Николая Тархова и Маревны — русских парижан начала прошлого века, которых фактически воскресила для отечественного зрителя.

Инвестировать в арт-бизнес можно не только деньги и любовь к искусству, но и прожитые годы. Ольга Лопухова — одна из самых деятельных участниц становления и развития отечественного современного искусства. Вместе с художником Владимиром Дубосарским она открыла в канун новогодних праздников галерею “АРТстрелка Projects” в новом галерейном центре, созданном в заброшенной промзоне в центре Москвы. Десять некоммерческих и коммерческих галерей быстро превратились в любимое место обитания богемного художественного сообщества.

“27 декабря мы открылись, 29-го уже продали шесть работ — западному и отечественному коллекционерам и Музею современного искусства Зураба Церетели. Мы нашли свой формат — возвращать в художественный и коммерческий контекст ранние работы известных теперь художников. Мы не хотим заниматься только коммерческой деятельностью и даем возможность выставиться тем, на ком никаких денег не заработаешь, но кто делает что-то интересное и является для нас знаковыми фигурами. Думаем на следующей “Арт-Москве” купить свой стенд”, — рассказывает Лопухова.

Галерейная деятельность таких людей, как Лопухова, не столько бизнес, сколько способ обеспечить себе жизнь в искусстве. Гари Татинцян, открывший в этом сезоне галерею в Москве, занимается именно арт-бизнесом, у него уже есть галерея в Нью-Йорке. Татинцян привозит в Москву коммерчески успешных и известных американских художников и тоже невольно действует как культуртрегер. В будущее он смотрит со спокойным оптимизмом: “Русский арт-рынок, конечно, не сравнить с американским, как и европейским. Но в Москве есть энтузиазм, есть желание. Русская публика очень любопытна, ей хочется жить в высоком стандарте и в красивом пространстве. Для русской публики, как и для американской, расходы на искусство — это траты на удовольствие. Так что здешний рынок развивается по логике американского. В России все происходит очень быстро, особенно после долгой спячки. Только недавно начали покупать картины в спальню под мебель, а теперь думают, каким строить дом для коллекции”.

Многие наблюдатели, констатируя приход на наш арт-рынок новых участников с большими деньгами, прогнозируют их конфликт с пионерами галерейного движения, много сделавшими для отечественного современного искусства. Но за 10-15 лет эти пионеры — Галерея Гельмана, XL, “Айдан”, “Риджина” — тоже поняли, что такое бизнес, и укрепились финансово. Кроме того, в этих галереях точно знают, что коммерческий успех галериста у нас невозможен без некоммерческой, культуртрегерской деятельности. Чтобы торговать искусством, приходится просвещать.

ИА “Альянс Медиа” по материалам газеты “Ведомости”

Tags: галерейное дело, галерейный бизнес

This entry was posted on Monday, September 22nd, 2008 at 09:43 and is filed under Интересные факты. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

Арт-менеджмент и галерейный бизнес RMA

Образовательная программа «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» создана для арт-менеджеров, галеристов, арт-дилеров, сотрудников музеев и аукционных домов и тех, кто только начинает профессионально работать в сфере культуры. Курс поможет разобраться в современном искусстве и арт-рынке, узнать об организации выставок и ценообразовании, наработать базу полезных контактов и найти единомышленников. 

Занятия и мастер-классы для слушателей программы проводят отечественные и зарубежные профессионалы арт-бизнеса: кураторы, галеристы, арт-дилеры и арт-менеджеры ведущих институций, среди которых: Василий Церетели (Московский музей современного искусства), Марина Лошак (ГМИИ имени А. С. Пушкина), Зельфира Трегулова (Государственная Третьяковская галерея), Алина Сапрыкина (Музей Москвы), Дмитрий Ханкин (галерея «Триумф»), Виктор Мизиано (куратор, президент Совета фонда Манифеста, Амстердам, главный редактор «Художественного журнала»), Михаил Каменский (искусствовед, экс-глава Sotheby's Россия и СНГ) и другие ведущие представители рынка современного искусства.

Куратор программы – арт-дилер, один из основателей ЦСИ Винзавод Николай Палажченко.

Учебный план состоит из лекций и мастер-классов, охватывающих все необходимые знания и навыки по управлению арт-проектом: «Менеджмент в арт-индустрии», «История и теория современного искусства», «Управление организацией в сфере культуры», «Экономика и финансы в сфере искусства», «Маркетинг. PR & медиапланирование». В программу входят мастер-классы галеристов и деятелей арт-индустрии и выездные занятия в культурных институциях.

В ходе обучения слушатели курса «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» посещают выездные и практические занятия в музеях, выставочных площадках, галереях, центрах современного искусства. Также для студентов организуются профильные стажировки, в рамках которых можно на практике применить полученные знания и понаблюдать за работой профессиональных арт-менеджеров и галеристов.

Выпускники, окончившие полный курс обучения и успешно защитившие дипломную работу, получают диплом о профессиональной переподготовке по программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» с правом ведения профессиональной деятельности в этой сфере.

Специально для своих слушателей и выпускников бизнес-школа RMA регулярно организует зарубежные стажировки, во время которых участники знакомятся с работой иностранных компаний и изучают мировой опыт управления в арт-менеджменте (участие в стажировках не входит в стоимость обучения).

Форма обучения:

Формат обучения: лекции, семинары, лекционно-практические комплексы, кейсы, деловые игры; тренинги, внеаудиторные занятия, мастер-классы отечественных и зарубежных лидеров арт-индустрии, практика, технические и менеджерские стажировки.

По результатам прохождения практик и стажировок, а также защиты дипломных проектов, хорошо зарекомендовавшие себя студенты могут получить приглашение на работу еще во время обучения. Благодаря сотрудничеству с ведущими арт-институциями и деятелями российского арт-рынка студенты курса «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» получают возможность первыми узнавать об интересных проектах и вакансиях в области современного искусства, культурной индустрии и арт-бизнеса.

Выпускники факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, открытого в 2012 году, в настоящее время занимают должности в ведущих арт-институциях Москвы и успешно работают над собственными кураторскими и художественными проектами. Подробнее об этом — в разделе «Истории успеха».

Дополнительные возможности для слушателей и выпускников программы

  • Посещение лекций факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» после окончания обучения (по согласованию с руководителем программы)
  • Посещение специализированных конференций, семинаров, выставок на специальных условиях (со скидками/бесплатно), предоставленных партнерами бизнес-школы RMA
  • Специальные скидки на концерты, посещение ресторанов, салонов красоты и многое другое — от партнеров всех программ бизнес-школы RMA

www.rma.ru

Бизнес идея - открываем галерею |на bizidei.ru. Бизнес идеи - Идеи, бизнес планы

Галерейный бизнес является достаточно серьезным занятием. У нас в стране с этим не так просто как за границей. Вот, допустим во Франции годовой оборот рынка исчисляется целыми миллиардами, плюс ко всему во многих европейских странах человек, который капитализирует свои основные фонды за счет искусства,  имеет возможность получить налоговые льготы, по той простой причине, что он причастен к созданию и продвижению  культурных ценностей, тем более, что эти ценности остаются в пределах государства.

Лучше всего ставить вопрос не как начать галерейный бизнес, а с чего.– конечно же с первого капиталовложения, такой бизнес можно открыть за 3-4 тысяч долларов. Ведь, если подумать, то  эпатажное строение и необычная конструкция помещения под галерею минимизирует затраты на открытие.  Сейчас довольно модное решение проблем в «богемном» стиле, то есть расположение картин в обшарпанном помещении, или же несимметричное расположение полотен мастеров среди салона, который напоминает своим видом художественный беспорядок, если умно к этому подойти, то можно ограничиться только оплатой за аренду такого помещения, и не копейки за косметические  ремонты. Данное решение весьма концептуально в сложившейся ситуации.

Аренда помещения.

Как начать галерейный бизнес? Ну, для начала необходимо разузнать, какие существуют помещения под аренду в вашем городе, регионе. Многие салоны,  в настоящее время  работают по арендным схемам следующего порядка: владельцы салонов выбирают самостоятельно памятники архитектуры, которые не подлежат приватизации, зачастую уже отремонтированные, и затем снимают их в аренду. В данном случае на открытие уйдут несколько тысяч долларов: во-первых, за аренду, далее: решетки, подставки для экспозиции, мебель, сигнализация. В том случае, если Вы решите приобрести выбранное помещение, стартовая стоимость возрастет до 150-200 долларов, и это не считая ремонтных работ.  Что касается спальных районов, то  галерейщики считают такие местности просто таки провальными для данного бизнеса.

Что касается творческих поставщиков, как правило, галерей-салонов, недостатков нет. Большая часть художественных салонов и галерей формируют свой личный образ художественного предложения. Вот, например, некоторые художественные салоны сотрудничают  как минимум с десятком известных мастеров. Множество арт-салонов работают  с несколькими десятками молодых художников, которые работают со стеклом, металлом, керамикой и красками. Во многих художественных салонах можно увидеть авторские работы, которые стоят до нескольких сотен тысяч долларов. Именно такие работы позволяют салонам держаться на плаву, ждать крупных покупателей.

Секреты и нюансы.

Как начать галерейный бизнес? Для того чтобы начать необходимо знать все тонкости данного прибыльного дела. Довольно широк спектр методов, благодаря которым можно привлечь всеобщее внимание к галерейному салону: аукционы, арт-фестивали, представление своей галереи в других городах, продуцирование особо талантливых  художников, в результате чего имя тех или иных художников будет ассоциироваться с данной галереей. Также очень распространен на сегодня такой метод, как создание и открытие региональных филиалов.

Кроме всего прочего, многие руководители галерей проводят закрытые экскурсии, с чаепитием и кофейными паузами для особо выгодных клиентов. Это Вы, как будущий владелец галереи, должны принять во внимание.  Галерейный бизнес принесет вам хорошие деньги, особенно если ваша душа лежит к искусству, и вы чувствуете себя уверенно в данной сфере искусства.

Для того, чтоб иметь всегда под рукой необходимые знакомства необходимо потрудиться для налаживания отношений. Необходимо с каждым клиентом быть в очень близких отношениях, приглашать на выставки (лично), рассказывать ему о тенденциях современного мира, талантливых художниках, то есть всячески подготавливать клиента к покупке.

Концептуальная закрытость вашей галереи будет рассчитана на действительно элитного клиента. Такая работа себя оправдает сторицей, ведь за закрытыми дверями Вы произведёте необходимую эмоциональную индивидуальную работу с будущим покупателем, в результате чего получите возможность сбыть скульптуру или полотно по аукционной цене.

Бизнес-план по открытию галереи можно просмотреть во всех деталях на многих специализированных  сайтах, главное верит в себя и в свое будущее, домашний бизнес всегда приносит отличный доход, если ко всему подходить с умом.

Можно использовать в своей деятельности прямую рекламу, по мнению многих знаменитых галерейщиков, прямая реклама очень эффективна, особенно, когда речь идет о каком-либо знаменитом художнике, то есть реклама в данном случае оправдывает сама себя. Также огромный эффект производят адресные рассылки открыток, которые имеют иллюстрации некоторых художественных произведений  в местах, где их могут увидеть влиятельные люди, которые ценят искусство, это: салоны красоты, отели,  нотариальные конторы, банки, районы особняков, театры и так далее.

Другие материалы:

Похожие материалы

Следующие материалы:

Предыдущие материалы

www.bizidei.ru

Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт — «Арт-менеджер» Online 2.0

В. А. Бабков «Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт»

Представляем вашему вниманию второе издание книги «Галерейный бизнес», расширенное и дополненное. Первое издание пользовалось у читателей большой популярностью, что вдохновило нас включить в эту книгу дополнительные материалы: интервью, статьи, образцы договоров и документов, а также новые контакты участников международной арт-индустрии.

Основной материал составляют практические советы профессионалов галерейного бизнеса, которые были отражены в журнале «Арт-менеджер» в течение восьми лет. В книге собраны статьи и интервью коллекционеров, художников, кураторов, критиков, владельцев галерей и экспертов, которые рассказывают о своем личном опыте.

Книга адресована не только специалистам галерейной инфраструктуры, участникам рынка художественных ценностей, но и широкой аудитории, желающей узнать, как функционирует рынок произведений искусств в России и за рубежом. У читателя есть возможность посмотреть на изобразительное искусство как на предмет маркетинговых технологий, где много разных тонкостей и нюансов. Возможно, некоторые читатели захотят после прочтения книги открыть собственную галерею. Издание подскажет, как эффективно управлять своей галереей.

Надеемся, что это издание станет настольной книгой для профессионалов арт-рынка.

  • Размер книги 17x24 см. 370 страниц в мягком переплете.
  • ISBN 978-5-91453-015-7

Содержание книги

  • В. БабковВступление. Экономика переживаний и впечатлений
  • Т. Клэйман, К. СтейнбергЧто нужно знать художнику о галерее
  • С. ПоповЕсть ли шанс у новых галерей на арт-рынке?
  • Г. Пузенков, В. Фролов, Д. КузнецовЕсть ли логика ценообразования в искусстве?
  • Н. СуворовПроизведение искусства как символический капитал
  • Б.-А. МилленарИскусство инвестировать в искусство
  • Н. КолодзейРоссийские художники на арт-рынке США
  • М. ПаркБиеннале современного искусства и развитие города
  • М. СурковОсобенности ярмарки современнго искусства «Арт-Пермь»
  • Д. МартинНовая ярмарка современного искусства «Art Dubai»
  • А. КузнецоваАрт-рынок ближнего востока. Цифры и факты
  • Ц. ФресчиниРазвитие арт-рынка в Китае
  • М. КомароваНекоторые правила игры на рынках экспертизы
  • Ж.-Г. ПейеЭксперт несет ответственность пожизненно
  • Б. ГуггенхаймКонсалтинг в искусстве коллекционирования
  • А. ЛебельНациональный Синдикат Антикваров Франции: принципы профессиональных взаимоотношений
  • А. ВилковГосударственная политика в сфере антикварного бизнеса
  • Б. КнадсонАнтикварный бизнес: принципы профессионализма
  • К. ПетерсонКак открыть аукционный дом
  • Ю. ТюхтинКак работает аукционный дом
  • М. КаменскийАукционный дом Sotheby’s: как продавать и покупать искусство
  • Й. ПулканненАукционный дом Christie’s: как продавать искусство и покупать искусство
  • М. РейдОсобенности покупки произведений искусства через аукцион
  • Ж. НуармонВладеть и управлять галереей — это очень личные переживания
  • Ю. МарковичГалереям нужны квалифицированные менеджеры, критики и эксперты
  • А. Щелущенко, Ю. МаринчукСтратегия и тактика галереи в Украине
  • А. БулянскаяКак открыть галерею
  • Ф. МазнатаГалерея в глобальном рынке
  • Д. АббондиоЯ не верю в современный арт-рынок
  • Е. СелинаГалерея — это партнер
  • М. ШмитГалерея — это бизнес поколений
  • М. ГельманСтратегия развития галереи
  • О. ЛопуховаГалерист — это исполнительный продюсер современного искусства
  • Б. Смольский, О. МаурерМаркетинг в современном галерейном бизнесе
  • С. АренсМаркетинг галерей современного искусства. Расширение целевой аудитории
  • Н. СуворовОрганизация рекламы художественной галереи
  • М. РейдКак покупать и продавать искусство
  • Д. СтюартКоллекционер — это куратор общественных интересов
  • М. ОбразцоваГалерея и коллекционер
  • П. БрошеКоллекционирование — это неизлечимый вирус
  • И. МаркинМоя частная коллекция
  • М. ЦаревКлуб коллекционеров современного искусства
  • Г. ПельманИзобразительное искусство — это продажа мифов
  • А. Назаров, Ю. СидоровКоллекционирование — это процесс и коммуникация
  • В. ДудаковЗаповеди коллекционера
  • В. ДаниловКорпоративные музеи и галереи
  • М. ЛэньерКорпоративные коллекции в США
  • П. Харрис, Дж. ФлауэрсКорпоративные художественные коллекции: как улучшить ваш бизнес
  • Х.-У. ОбристКуратор не должен стоять на пути у художника
  • Р. МартинесПрофессия и роль куратора
  • Е. ПрилашкевичРабота куратора выставки: взгляд изнутри
  • Е. ПрилашкевичГде обучают кураторов: обзор образовательных программ
  • Х. Крамер, А. Ковалев, П. Шелдал, М. Боде, Д. Уэйлен, Е. Деготь, В. МизианоРоль критика в развитии современного рынка искусств
  • А. БоровскийКритик — это бренд
  • П.-М. МенгерРынок творческого труда и карьера
  • Г. Пузенков, Г. Брускин, З. Церетели, В. и Н. ЧеркашиныКак управлять карьерой художника
  • Ш. ОкштейнКарьера художника
  • Л. Гринфилд, В. Клавихо-Телепнев, Ж. ЛорьеКак управлять карьерой фотографа
  • И. Славинский, Д. ПушилинХудожник как галерист
  • В. ЦеретелиМосковский музей современного искусства и современный арт-рынок
  • Т. НечаеваНекоммерческая галерея — центр современного искусства
  • В. БабковЗаключение. Все только начинается

Приложение

  • Международные художественные выставки и ярмарки
  • Ведущие арт-дилеры мира
  • Ассоциации антикваров и арт-дилеров антиквариата
  • Аукционные дома россии и представительства зарубежных аукционных домов
  • Правила проведения торгов на аукционах Sotheby’s
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Sotheby’s»
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Christie’s»
  • Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
  • Образец экспертного заключения
  • Образец гарантийного письма. Прием на ответственное хранение художественного произведения
  • Образец гарантийного письма. Сохранность и своевременный возврат художественного произведения
  • Образец акта приема на ответственное хранение
  • Образец акта возврата после временного хранения художественного произведения
  • Образец акта на возвращение экспонатов принятых во временное пользование
  • Образец счета на покупку художественного произведения на аукционе Christie’s
  • Предварительный договор купли-продажи картины
  • Авторский договор с художником
  • Договор на создание произведения и предоставления на него исключительных авторских прав
  • Договор на издание фотоальбома

www.artmanager.ru

Начать галерейный бизнес можно с $3 тыс.

Начать галерейный бизнес можно с $3 тыс.

Начать галерейный бизнес можно с $3 тыс.

Годовой оборот сегодняшнего отечественного рынка исчисляется примерно в 20 млн. долларов. Для сравнения во Франции он исчисляется миллиардами. На Западе человек, капитализирующий свои основные фонды за счет произведений искусства, имеет налоговые льготы, поскольку он причастен к процессу создания культурных ценностей, которые останутся в государстве. У нас пока же основные средства вращаются в тени.

С чего начать галерейный бизнес

Начать галерейный бизнес можно с 3 тыс долларов.

Эпатажная концепция галереи или салона минимизирует расходы на открытие. Например, его «богемное» расположение в обшарпанной комнате, где даже не пахнет ремонтом, а полотна мастеров «раскиданы» по салону в художественном беспорядке. При таком концептуальном подходе владелец салона платит лишь за аренду.

Многие салоны работают по следующим арендным схемам: их владельцы выбирают памятники архитектуры, не подлежащие приватизации, как правило, уже отремонтированные, и снимают их в аренду. В этом случае расходы на открытие будут составлять несколько тысяч долларов: на аренду, сигнализацию, решетки, мебель, подставки для экспозиции. При условии покупки помещения стартовая сумма возрастает до $150-$250 тыс., не считая ремонта. Спальные районы галерейщики считают «провальными» для этого бизнеса.

В творческих поставщиках как правило у галерей-салонов нет недостатка. Большинство галерей и художественных салонов формирует свой образ художественного предложения. Например, некоторые салоны работают исключительно с десятком именитых мастеров. Другие арт-салоны имеют дело с пятью десятками в основном молодых художников, работающих с металлом, стеклом, керамикой, красками. В них можно увидеть авторские работы, которые стоят от нескольких (почтовые открытки ручной работы) до нескольких сотен долларов. Такое распределение позволяет арт-заведениям зарабатывать на хлеб насущный в ожидании «крупных» покупателей.

Тонкости галерейного бизнеса

Спектр методов, с помощью которых можно привлечь внимание к салону, довольно широк: арт-фестивали, аукционы, представление галереи в других городах, создание региональных филиалов, продюсирование талантливых художников, имя которых будет ассоциироваться с заведением и т. д.

Кроме того, по мнению некоторых руководителей галереи можно проводить закрытые экскурсии с кофейными паузами для группы заказчиков. Это эффективный способ поработать с клиентом в близком контакте, рассказать ему о современных тенденциях, именах и подготовить к покупке художественного произведения.

Концептуальная закрытость галереи, работающей без вывески, рассчитана на элитного клиента. Такая прицельная работа себя оправдывает сторицей: после эмоциональной индивидуальной работы с потенциальным покупателем за закрытыми дверями полотно или скульптуру можно сбыть по аукционной цене.

По мнению галерейщиков, прямая реклама имеет эффект, лишь когда речь идет об именитом авторе. Эффективны адресные рассылки открыток с иллюстрациями художественных произведений в места, где могут их купить — отели, салоны красоты, банки, нотариальные конторы, районы особняков.

На интернет-клиента салоны, размещающие свои предложения в мировой паутине, почти не рассчитывают. Даже те, кто заинтересовался художественным произведением на веб-страничке, обязательно желают увидеть его воочию, узнать больше об авторе, обсудить свой выбор.

Перспективнее географическое расширение круга потребителей через творческие интервенции в менее «галерейные» города.

Но наибольшее влияние на выбор клиента оказывает персонал, работающий с потенциальными покупателями. Кроме парадных и салонных функций персонал галерей выполняет роль художественных диспетчеров-посредников, знающих, где, что и у какого художника можно купить или эксклюзивно заказать. Отдельные арт-продюсеры берут художников на художественный подряд: платят ежемесячно фиксированную зарплату и забирают по факту все произведения.

Галерейный бизнес: цены

С конца 90-х цены на произведения современного искусства, казавшиеся малоликвидным товаром, подскочили в несколько раз. Такой скачок — следствие развития рынка и работы зарубежных менеджеров автора, размещающих его картины в галереях США, Праги и Санкт-Петербурга. И это не предел: в США за высокохудожественные произведения выкладывают по несколько сотен тысяч долларов.

Салоны-галереи на авторскую цену обычно накручивают от 50% до 100%. Хотя люфт для торгов оставляют — галерейщики всегда готовы идти на уступки ради движения «товара». Запас ценового хода, как правило, имеют произведения современных авторов, которые продаются на вторичном, не галерейном, рынке. Лучше всего продается живопись, выполненная на полотне масляными красками. Другие техники, как правило, котируются ниже. За ними идут прикладные вещи — керамика, металл, стекло.

Скульптура пока не пользуется большой популярностью и, как правило, продается плохо, поскольку отсутствует культура ее представления в интерьере.

Галерейщики считают, что основными клиентами художественных салонов являются интеллигентные люди 40-50 лет, имеющие представление об искусстве и обладающие свободными средствами.

Особую категорию составляют богатые люди, пользующиеся рекомендациями дизайнеров или искусствоведов и выкладывающие круглые суммы за заочно рекомендованный ими товар.

По наблюдениям галерейщиков, большинство потребителей, однажды совершивших покупку в художественном салоне, становятся зависимыми от галерей. А салоны в свою очередь используют эту возможность, создавая новых коллекционеров. Они подсказывают клиентам, какие произведения включить в коллекцию, информируют о новых поступлениях.

Галерейный бизнес: детали

Уровень конкуренции: низкий

Начальные инвестиции: $3-250 тыс.

Срок окупаемости: 1-3 года

Особенности: деньги не вкладывают в товар, непрогнозируемость реализации, большой теневой оборот, творческая необязательность поставщиков, возможность использования упрощенной системы налогообложения

Что касается конкуренции в этом бизнесе, то галерейщики сходятся в мнении, что их должно быть много. Например, в Морано, территория которого равна, двум нашим площадям, рынок, составляют 52 мастерских художественного стекла, работающие более 400 лет. Их владельцы встречаются, общаются, принимают туристов и всем хорошо.

По материалам статьи Ольги Швагуляк-Шостак для проекта Контракты

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Метки: аукцион, банки, галерея, дизайн, кофе, краска, красоты, мебель, металл, открытки, продюсирование, салон, стекло, хлеб, экскурсии
Статьи этими метками:

ideiforbiz.ru

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

В этом году в Минске открылось сразу несколько художественных галерей, которые устраивают выставки, а также продают работы художников, дизайнеров, фотографов, скульпторов. Мы решили выяснить, как работает арт-рынок в Беларуси. Своими наблюдениями и выводами делится арт-директор Галереи «Ў» Анна Чистосердова.

Фото с личной страницы Анны Чистосердовой в FacebookФото с личной страницы Анны Чистосердовой в FacebookФото с личной страницы Анны Чистосердовой в FacebookФото с личной страницы Анны Чистосердовой в Facebook

– На белорусском арт-рынке здесь и сейчас происходят интересные процессы: буквально в последний год в Минске появилось сразу несколько новых художественных галерей, некоторые позиционируют себя как галереи современного искусства.

Современное искусство – обширное понятие. В русском языке нет четкого понятийного разграничения внутри него, поэтому я проиллюстрирую английским: есть modern fine art и contemporary art. Мы занимаемся contemporary art. Такое искусство более реакционно, оно отличается большей рефлексией на происходящее в мире и использует новые медиа, новые инструменты передачи месседжа (например, инсталляции, флеш-мобы – прим. «Про бизнес.»). Те галереи, которые открываются сейчас, представляют обычно более традиционные направления искусства, которые понятней и доступней широкой публике.

Почему галерейный бизнес стал развиваться

Активному развитию галерейного дела в Беларуси я вижу несколько объяснений:

1. Возможно, наконец-то люди, у которых есть ресурсы для инвестирования в различного рода бизнес-проекты, немного устали и наелись первостепенными благами. Этих благ всем остро недоставало после распада Советского Союза. И сейчас предприниматели, топ-менеджеры обратились к культуре и искусству. Этим же, как мне кажется, объясняется рост поддержки культурных инициатив и проектов со стороны белорусского бизнеса, который очевиден сегодня.

2. Еще одна причина этих процессов – рост мобильности, перемещений. Люди ездят в европейские страны, посещают там музеи, галереи, ярмарки, смотрят, как это все функционирует в Европе – и кто-то открывает галереи здесь.

Картина художника BAZINATO. Скриншот с сайта ygallery.byКартина художника BAZINATO. Скриншот с сайта ygallery.by

Рассчитывать на то, что инвестиции в открытие галереи достаточно быстро окупятся, в белорусских условиях немного утопично. Если говорить о нашей галерее – она уже себя окупила. 

Портрет покупателя

Если десять лет назад большая часть работ, приобретаемых в галерее, вывозилась за рубеж, то сейчас большинство из них остается в стране.

Наши коллекционеры становятся более активными, в том числе за рубежом. Во время очередного участия галереи в ярмарке «Арт-Вильнюс» в прошлом году определенная часть работ ушла в белорусскую коллекцию.

Покупатель произведений белорусского современного искусства – это обычно представитель крепкого среднего класса – либо владелец компании, либо один из ее руководителей.Зачастую эти люди также каким-то образом связаны с креативными индустриями – например, рекламой. Но не всегда.

Часто у нас приобретают работы представители дипломатических миссий, банковского сектора. Несколько раз мы работали с государственными предприятиями, когда нужно было сделать какой-то крупный подарок директору этого предприятия или кому-то из основных клиентов.

Покупатели работ наших художников – это люди с активной жизненной позицией, те, кто интересуются культурными процессами и активно включены в социальную жизнь.

Фото с сайта place.byФото с сайта place.by

Взаимодействие с художниками и продвижение

Мы стараемся заинтересовать наших коллекционеров, организовывая встречи с белорусскими художниками и кураторами, приглашаем на международные арт-выставки, планируем устраивать выездные туры на крупные выставочные проекты с участием белорусских художников за рубежом.

Фото с сайта podolsk-artc.ruФото с сайта podolsk-artc.ru

Поскольку арт-рынок находится в зачаточном состоянии, этика взаимоотношений между галереей и клиентом, галереей и художником только формируется. Иногда люди, приходящие в галерею, считают абсолютно нормальным подойти и спросить телефон художника или спросить, где находится его мастерская. Я слабо представляю, как такая ситуация может произойти в галерее в Берлине, Лондоне или Нью-Йорке.

Берлинская картинная галерея. Фото с сайта tourister.ruБерлинская картинная галерея. Фото с сайта tourister.ru

Европейская модель этого бизнеса предполагает покупку через галерею, которая гарантирует качество произведения искусства.

Любая галерея заинтересована в инвестировании в художников, в капитализации их работ. Для этого мы:

  • Показываем работы на своей территории
  • Вывозим их за рубеж, участвуем в арт-ярмарках

Если вы приобретаете работу в галерее – значит, ее автор – не человек с улицы, и вероятность, что в будущем цена на его работу увеличится, достаточно высока.

Наконец, вы не купите фейк: галереи являются гарантом подлинности произведений, которые они продают.

Как формируется стоимость работ

Цена на произведения современного искусства в Беларуси в среднем стартует с $300-400. Мы рекомендуем начинающим коллекционерам присматриваться к молодым именам. Если такие авторы выставляются в галереях, если им помогают профессионалы – велика вероятность, что цена на их работы вырастет значительно за относительно небольшое время.

У некоторых художников – даже в Беларуси – заслуженно высокие цены, они могут подниматься выше $10 000. До мировых сотен тысяч и миллионов долларов нам еще далеко, но над этим работает все арт-сообщество Беларуси.

Я сама некоторое время назад начала приобретать работы в дополнение к своей базовой коллекции – и поняла, что это потрясающее ощущение, на это можно очень крепко подсесть.

Фото с сайта minsk-vokrug.byФото с сайта minsk-vokrug.by

И я часто наблюдаю такие ситуации: изначально человек приходит в галерею с желанием приобрести одну работу – для декора, оформления интерьера. Но потом возвращается еще и еще – и переходит в разряд начинающих коллекционеров: он уже следит за тем, что происходит с конкретным художником, за его выставочным графиком.

То, что конкретный художник может становиться модным, уже можно наблюдать в Беларуси. Однако, вопреки распространенному мнению, цена на произведения не так сильно зависит от моды. Здесь в первую очередь важны CV художника, коллекции, в которых находятся его работы, его участие в крупных событиях, выставках за рубежом.

Особенно важно, когда работы художника представлены в институциональных коллекциях (музеи, центры современного искусства). В последние годы усилился интерес к современной художественной среде Беларуси со стороны кураторов крупных зарубежных институций, критиков и искусствоведов. Такого рода признание и интерес гораздо важнее процессов на арт-рынке, которые зачастую создаются искусственно, «подогреваются» его участниками.

Что влияет на развитие рынка

На рост цен на некоторых белорусских художников в ближайшее время повлияет рост количества галерей.

Еще один фактор – мобильность белорусских художников. Многие из них уехали отсюда, получили образование за рубежом и представлены на европейской и мировой сцене искусства. Есть ряд безумно успешных художников из Беларуси, которые сейчас очень хорошо продаются и выставляют свои работы за рубежом.

Фото с сайта retail-loyalty.orgФото с сайта retail-loyalty.org

Такая включенность белорусских художников в мировые процессы повышает интерес к белорусскому арт-рынку и поднимает цены.К сожалению, в сфере contemporary arts в Беларуси – в отличие от классического искусства или антиквариата – пока практически отсутствует вторичный рынок. Однако он есть за пределами Беларуси, а интерес к белорусским художникам там постоянно растет.

probusiness.io


Смотрите также