Какую помощь государство может оказывать индивидуальным предпринимателям? Госпомощь бизнесу


Помощь ИП от государства в 2018 году

Развитие индивидуального предпринимательства является одним из приоритетных направлений отечественной экономики. Индивидуальный предприниматель (ИП) на первом этапе развития собственного дела, как правило, не способен справится с рядом возникающих юридических, финансовых и социальных трудностей – и тут на помощь приходит правительство. Разумеется, помощь ИП от российского государства в 2018 году строго регламентирована законодательством. Но, в то же время, она является достаточно масштабной и разносторонней.

Помощь малому бизнесу от государства предоставляется регулярно, и в разнообразных формах. Cуществует множество государственных программ, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Их внедрение в практическую действительность происходит в рамках действующего закона, направленного на развитие обозначенного сегмента экономического пространства в РФ. Упомянутый нормативный акт довольно тщательно регламентирует формы и методы оказания государственной поддержки для индивидуальных предпринимателей, находящихся на стадии начального развития своего бизнес-проекта, либо в критических экономических условиях.

Характер государственной поддержки ИП

Поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны государства может осуществляться в нескольких основных направлениях. А именно, это следующие сегменты развития конкретного бизнес-проекта:

  • информационная поддержка;
  • бесплатные юридические консультации;
  • льготная система налогообложения;
  • система упрощенной регуляции жизнедеятельности ИП со стороны фискальных и прочих контролирующих органов.

Кроме того, важно создать в государственной системе обстановку лояльности по отношению к предпринимателю, когда человек чувствует, что его усилия не только одобряются, но и поощряются. И, в любом случае, от практики нагромождения бюрократических сложностей прежних лет необходимо постепенно отказываться.

Предприниматель должен ощущать свободу своей экономической деятельности и ощущать государственную поддержку в данной сфере, но не давление.

Поддержка малого бизнеса в 2018 г. должна стать приоритетной задачей современной экономической модели, и этот главный приоритет, в свою очередь, обязан стать определяющим фактором для выбора путей и методов развития отечественной экономики.

Юридическое регулирование жизнедеятельности малого бизнеса

Юридические отношения в сфере развития малого бизнеса регулируются Гражданским кодексом, а также такими специальными разделами права, как:

  • гражданское;
  • налоговое;
  • трудовое;
  • финансовое;
  • земельное.

Кроме того, существует еще огромный пакет отраслевого законодательства, которое регулирует узкоспециализированные сегменты финансово-экономических отношений. 

Если вы решили открыть свой собственный бизнес, и не знаете, с чего начать, рекомендуем вам обратиться к юристу, который поможет разобраться со многими важными вопросами, в частности:

  • процедурой составления соответствующей регистрационной документации;
  • процессом непосредственнойрегистрацией ИП;
  • выбором оптимальной системы налогообложения;
  • процедурой закрытия ИП, имеющего определенную задолженность перед фискальной системой.

Получить такую консультацию для развития своего бизнеса можно совершенно бесплатно.

Особенности процедуры оформления ИП

Открытие индивидуального предприятия связано со многими юридическими тонкостями. В частности, важно правильно оформить заявление и выбрать оптимально подходящую вам систему налогообложения, чтобы получить разрешение на предпринимательскую деятельность.

Кроме того, важно определиться с приоритетными кодами ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности).

Правильное выполнение процедуры дает возможность получить регистрацию и незамедлительно начать предпринимательскую деятельность на законных основаниях. В то же время, формальные упущения при заполнении определенных форм могут привести к отказу в регистрации и возникновении дальнейших юридических трудностей в оформлении ИП как субъекта правового поля.

Помощь малому бизнесу от государства, в данном случае, заключается в представлении услуг бесплатной юридической консультации. Пункты предоставления таких услуг должны находиться в каждом областном центре и большом городе РФ, а количество сотрудников в таких пунктах номинально определяется количеством жителей города и региона.

Правительство заинтересовано в расширении сети бесплатных юридических консультаций для развития малого бизнеса, поэтому стоит ожидать увеличения количества данных пунктов. Впрочем, количественный показатель не всегда напрямую связан с качественным интегралом. Поэтому, обращаясь в данную консультацию, будьте готовы перепроверить полученную информацию и отнестись к ней критично. Хотя, как показывает опыт, в большинстве случаев система бесплатных консультаций работает эффективно. Развитие вашего бизнеса в 2017 году с помощью методов государственной поддержки может продемонстрировать значительно более интенсивные темпы.

Социальная миссия малого бизнеса

Малое предпринимательство – это не только возможность эффективной самозанятости и снятие части социальной ответственности с государственного аппарата. Это, в первую очередь, создание новых рабочих мест и уплата налога, которая не только пополнит государственную казну, но и способствует дальнейшему экономическому развитию региона.

Государство заинтересовано в увеличении сегмента малого и среднего предпринимательства, а последнее, в свою очередь, нуждается в господдержке. Это своеобразный цикл, где каждый элемент системы находится на своем месте и выполняет определенный функции. Взамен на свою экономическую лояльность, предприниматель должен знать, что в трудную минуту он вправе ожидать от государства поддержки.

Государство активно оказывает помощь малому бизнесу, поскольку заинтересовано в его развитии.

Доказано, что регионы с активно развивающимся малым бизнесом и большим количеством ИП являются экономически болееэффективными и социально благополучными, чем большие промышленные районы, где приоритет государства отдается развитию крупных корпораций.

При этом важно помнить, что господдержка должна проявляться не только в форме письменных и устных деклараций, но и в системе конкретных практических действий, направленных на улучшение социального и экономического положения ИП в Российской Федерации, как равноправного субъекта экономических отношений. Чтобы получить первую прибыль от своего бизнеса, необходимо вложить много усилий и времени – поэтому господдержка на данном этапе является очень важным фактором.

Упрощенное налогообложение: шаг вперед для индивидуального предпринимательства

При регистрации ИП вы можете выбрать упрощенный режим налогообложения, что позволит существенно облегчить систему финансового взаимодействия с органами фискального контроля и получить некоторые дополнительные экономические преимущества. Проще говоря, вы выбираете схему единого шестипроцентного, либо меньше (в зависимости от тонкостей местного законодательства), подоходного налога.

Схема определения и уплаты упрощенного налога для индивидуальных предпринимателей детально прописана на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ.

Следует отметить, что ИП является одним из наиболее перспективных и кредитоспособных налогоплательщиков в государственной финансовой системе. Поэтому система государственной поддержки для ИП особенно актуальна. Это тот сегмент экономически активного населения, который наиболее приспосабливаем к изменениям, динамичен и охотно откликается.

Планирование: залог успеха

Предприниматель, приступая к процедуре регистрации, обязан четко понимать цели и задачи реализации своего бизнес-проекта. Чтобы открыть успешное предприятие, недостаточно лишь общей идеи, какой блестящей она бы не была. В оптимальном случае у вас на руках должен быть тщательно проработанный бизнес-план, в котором поэтапно будут выведены все экономические прогнозы и ожидания, включая статьи непредвиденных затрат и прочие негативные факторы.

Все это осуществить достаточно непросто, если у вас нет надлежащего опыта. Но именно для этого и предназначена помощь государства – профессиональные специализированные консультанты, работающие при фискальных службах, помогут вам справится с первоначальными трудностями и успешно пройти этап регистрации.

Важно понимать, что начинающий предприниматель очень нуждается в поддержке, как финансового, юридического, так и психологического рода. Каждому из нас необходимо осознавать, что он не одинок в своих планах и замыслах, и, в случае возникших трудностей будет куда обратится за помощью и поддержкой.

Оцените статью:

(5 голосов, среднее: 2.2 из 5)

Поделитесь с друзьями!

ipexperts.ru

Помощь на развитие малого бизнеса

Большинство людей предпочитают заниматься малым бизнесом.Малый бизнес является бизнесом, который опирается на предпринимательскую активность небольших учреждений, фирм, полноправно не входящих в объединения.Государственная поддержка малому бизнесу производится по следующим направлениям – реализация инфраструктуры развития и помощи малому бизнесу, генерация льготных критериев для включения информационных, материально – технических, финансовых средств отведенных в рамках государственного плана.

Помощь на развитие маленького бизнеса

Включение упрощенного распорядка лицензирования, регистрация в представительных органах, отображение бухгалтерской отчетности.

В список направлений, которые помогают развивать малый бизнес также входят научно – технические, информационные связи. Такие связи производятся исключительно с представителями зарубежных республик. Кроме того, существуют и повышение навыков, подготовка, перепрофилирование кадров учреждений, которые имеют прямое значение к малому бизнесу.

Опираясь на представление прямых и непрямых государственных источников оплаты малого бизнеса можно акцентировать внимание на программах.

Например, кредитование коммерческими банками лиц малого бизнеса. В данной программе включается возмещение из бюджета лицам малого бизнеса затрат, которые понесены при принятии кредита в банке (коммерческом) размерностью до 90 % от базовой суммы затрат в соответствии с видом деятельности.

Большой актуальностью пользуется и такая программа помощи малому бизнесу как «Приобретение основополагающих приспособлений в лизинг». Цель данной программы – упростить доступ лиц малого бизнеса к получению материально – технических приспособлений в лизинг.

«Финансирование арендной платы для конкретных типов арендаторов предметов нежилого фонда, которые относятся к лицам малого бизнеса, производящие первенствующие виды работы. Основополагающая цель программы снизить финансовые затраты на аренду предметов нежилого фонда.

«Финансирование платы за технологическое приобщение к электросетям». Программа направлена на льготное снабжение лиц малого бизнеса доступом к сервису по подаче электричества. Данная программа, безусловно, дает определенную помощь на развитие малого бизнеса, который в будущем будет реализовываться в верном направлении.

«Гранты новым лицам малого бизнеса на реализацию индивидуального бизнеса». Сюда входит полное или частичное возмещение лицам малого бизнеса затрат выявленных при регистрации и реализации собственной деятельности.

«Документация (сертификат) услуг, продукции, работ».

Для того чтобы стать участвующим лицом государственной программы содействия с малым бизнесом, надлежит иметь обязательную документацию:

— Оформить заявку на выдачу субсидий на помощь в развитии малого бизнеса.

— Иметь копию свидетельства о общегосударственном прохождении регистрации физического, юридического лица.

— Предоставить выписку, которую можно получить в Едином государственном реестре.

— Копии документов, свидетельствующие должность

— Справку о количестве рабочих лиц

— Документы, которые подтверждают размерность дохода

— Документы, которые подтверждают затраты для получения сертификатов соответствия

Для того чтобы образовалась благоприятная спонсорская помощь малому бизнесу, необходимо подготовить грамотную презентацию бизнес идеи. Нужно так же учитывать, где именно будет находиться ваш бизнес, в маленьком городе принцип ведения, бизнеса отличается от бизнеса в мегаполисе.

Приняв помощь спонсора, бизнес автоматически переходит на условия совместной работы с инвестором. В рамках условий, инвестор будет давать что-то взамен. Это может быть денежный процент, реклама торговой марки команды – инвестора и т.д.

Читать так же:
comments powered by HyperComments

business-ideal.ru

Государственная поддержка малого предпринимательства - Народный СоветникЪ

Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса. К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней. О том, какие виды государственной поддержки малого предпринимательства существуют и как их получить, поговорим в этой статье. 

Программа поддержки малого предпринимательства

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

Подписывайтесь на&nbspнаш канал в&nbspЯндекс.Дзен!

Подписаться на канал

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Программа поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

  • субсидирование,
  • обучение,
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности,
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов,
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

  1. ОбучениеВ каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать. Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно. На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.
  2. Организация выставок и ярмарокДанный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.
  3. КонсультированиеНа базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства, оказываются на бесплатной основе.
  4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

    В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи (См. Субсидии малому бизнесу: как получить субсидии для малого бизнеса).

    Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч. уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона. В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

  5. Предоставление помещений и земельных участковКонечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.

Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем. Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть. Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет. Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов. Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений. Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож. Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

  1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.
  2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).
  3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.
  4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги — но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.
  5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.
  6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.
  7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.
  8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.

nsovetnik.ru

Помощь индивидуальным предпринимателям от государства- ее виды и порядок оказания

Финансовая помощь государства

Государство всячески старается стимулировать предпринимательскую деятельность граждан. Малый бизнес, к числу которого, относится подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей, требует неустанной заботы государства. Ведь не секрет, что предприниматели занимают весомый сектор экономики, обеспечивают занятость многим тысячам наемных работников, и своими налогами вносят вклад в бюджет страны. Правительство заинтересовано в том, чтобы предпринимателей было как можно больше, а в трудные времена, как можно меньше малых предприятий прекратило свой бизнес.

В предлагаемой статье рассмотрим, какая оказывается помощь индивидуальным предпринимателям от государства.

Какие виды помощи индивидуальным предпринимателям бывают

Как уже было сказано, чем больше граждан страны занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью — тем лучше. Одновременно, требуется, чтобы предприниматель, вступивший на этот путь, окреп, «встал на ноги» и создал полноценный бизнес. Соответственно, будет замечательно, если со временем его предприятие вырастит до значительных размеров, и предприниматель сможет обеспечить занятостью как можно больше человек. А возможно, когда либо, вырастит и до национального чемпиона. Благо, зарубежная практика знает такие случаи.

Но даже если предприниматель обеспечит занятость только себе, останется самозанятым лицом, то и от этого будет польза государству. Этот гражданин не будет претендовать на получение пособия по безработице, а возможно, даже и небольшим вкладом, будет пополнять бюджет страны путем уплаты налогов.

Далеко не все начинающие и действующие предприниматели знают, что в стране действует множество программ направленных на поддержку малого бизнеса. Отношения, связанные с поддержкой самих предпринимателей и инфраструктуры созданной для поддержки малого и среднего предпринимательства регулируются законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон устанавливает основные принципы оказания помощи предпринимателям, определяет механизмы поддержки и источники её финансирования. Так же законом установлены следующие виды помощи, на которые может рассчитывать предприниматель:

  • информационная,
  • консультационная
  • имущественная,
  • финансовая.

Законом также определены источники финансирования помощи и исполнители мероприятий направленных на помощь субъектам малого и среднего бизнеса. Рассмотрим помощь оказываемую предпринимателям, в разрезе видов этой помощи, подробнее.

Информационная помощь индивидуальным предпринимателям

Фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром» достаточно стара, но, тем не менее, не утратила своей актуальности. И хотя речь идет не о владении миром, а всего лишь об информации, которая позволяет правильно создать свой бизнес и довести его до успеха, в данном случае она так же актуальна.

Предприниматель, на всех этапах своей деятельности, сталкивается с нехваткой информации. Будь то, на этапе создания своего дела, либо в процессе ведения бизнеса. Кто-то обращается за помощью квалифицированных специалистов — консультантов, кто-то получает дополнительное образование. Но мы сейчас живем в мире информационных технологий и государственная информационная поддержка предпринимательства в первую очередь направлена на обеспечение доступности необходимых предпринимателям знаний через сеть Интернет. Реализуется это посредством создания специализированных интернет — ресурсов, а так же адаптации уже имеющихся сайтов органов государственной власти и госслужб для нужд предпринимателей.

В качестве специализированного ресурса направленного на информационную поддержку предпринимателей можно отметить — Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (smb.gov.ru). А среди хорошо адаптированных сайтов государственных служб — это официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ (nalog.ru).

Консультационная помощь индивидуальным предпринимателям

Виды помощи от государства

Не во всех случаях, самостоятельный поиск необходимой информации может помочь в решении проблем, которые встречаются на пути предпринимателей. Бывают нестандартные ситуации, в которых предприниматель не сможет самостоятельно разобраться и найти выход. В такие моменты, информационной поддержкой не обойтись.

Когда предприниматель сталкивается со сложной ситуацией, выход из которой в сети Интернет не найти, ему требуется помощь квалифицированного специалиста — консультация. Законом предусмотрено два способа оказания предпринимателям консультационной помощи.

В первом случае, предусматривается создание инфраструктуры (сети), состоящей из отдельных единиц (организаций) которые оказывают поддержку субъектам малого предпринимательства. Это могут быть, например, отделы администраций муниципальных образований, одной из функций которых является оказание консультативной помощи предпринимателям. Либо, так называемые, юридические клиники, при учебных заведениях, в которых готовят правоведов, которые в свою очередь, в порядке стажировки, вникают в проблемы конкретных предпринимателей, и помогают их решить. С другой стороны, возможно привлечение предпринимателем платных специалистов, расходы на чьи услуги в дальнейшем, возмещаются из бюджета.

Имущественная помощь индивидуальным предпринимателям

Одной из существенных проблем, с которой сталкиваются начинающие предприниматели, является недостаток материальной базы. Здесь может быть как отсутствие оборудования для производства продукции, земельных участков или помещений для ведения деятельности. Либо, просто отсутствие активов, под которые можно было бы осуществить кредитование в банке.

Частично решить эту проблему помогает реализация закона о развитии предпринимательства. Согласно его положениям, во владение или пользование субъектам малого предпринимательства может передаваться различное государственное или муниципальное имущество. Среди такого имущества могут быть:

  • здания, строения, иные нежилые помещения,
  • земельные участки,
  • транспортные средства и иные машины и механизмы,
  • оборудование, инструменты и инвентарь.

Предусмотрена передача, как на возмездной основе, так и на безвозмездной. Основное требование, которое должен соблюдать предприниматель при использовании этого имущества — это сохранение его целевого назначения. Кроме этого, в большинстве случаев запрещается отчуждение этого имущества, передача его в залог, внесение в уставной капитал и так далее. В случае нарушения правил пользования таким имуществом, оно, в судебном порядке, может быть изъято. Обратится в суд, с таким иском, могут государственные органы и органы местного самоуправления, оказавшие такую имущественную поддержку.

Дабы сделать процесс предоставления имущественной помощи открытым, государственные и муниципальные органы, согласно закону, обязаны создавать и размещать для публичного сведения перечни имущества, которое может быть предоставлено для осуществления предпринимательской деятельности, на долгосрочной основе. В отношении имущества находящегося в федеральной собственности, уполномоченным органом, по составлению таких перечней, выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Финансовая помощь индивидуальным предпринимателям

Финансовая поддержка, вне сомнения, является одним из самых желанных видов помощи предпринимателям. Осуществляться она, как говорится в законе о поддержке предпринимателей, может из средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Предусмотрены следующие формы оказания финансовой помощи предпринимателям:

  • субсидии,
  • бюджетные инвестиции,
  • государственные и муниципальные гарантии.

Рассмотрим их более подробно. И начнем с субсидий. Субсидия, это безвозмездная (безвозвратная) денежная целевая выплата. В этом плане она отличается от кредитов и займов, которые, как правило, тоже бывают целевыми, но подлежат возврату, либо к моменту истечения установленного срока, либо периодически и равными частями в пределах этого срока.

Так как, эти денежные средства выделяются их бюджета, и сами действия по их предоставлению носят некоммерческий характер, то к их получателю предъявляются строгие требования. Субсидия не может быть предоставлена без прохождения строгой процедуры отбора кандидатов на освоение бюджетных денежных средств. Как правило предпринимателю нужно доказать серьезность своих намерений. Одним из таких доказательств выступает, подробный и обоснованный бизнес-план.

Целевое предназначение субсидий может быть различным, но, как правило, они направляются на следующие цели:

  • приобретение инструментов, оборудования, и инвентаря,
  • приобретение материалов, сырья и комплектующих,
  • приобретение объектов интеллектуальной собственности — лицензий, патентов.

Информационная помощь от государства

Бюджетные инвестиции, являются менее распространенным видом финансовой помощи предпринимателям. Как правило, денежные средства, направляемые на поддержку бизнеса таким способом, конвертируются в участие в уставном капитале компаний. В связи с этим, помощь индивидуальным предпринимателям от государства в такой форме недоступна.

Если предприниматель претендует на получение государственных или муниципальных гарантий, то он должен предоставить инвестиционный проект ведения деятельности и подтвердить желание заключить договор с кредитной организацией на условиях соответствующих требованиям выдачи государственных (муниципальных) гарантий. После получения согласия на предоставление такой поддержки, под гарантии государства, или органов местного самоуправления, предпринимателю предоставляется кредит (заём) в банковском учреждении.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

ipshnik.com

размер, как получить, кому полагается

Москва

Московская область

Санкт-Петербург

Ленинградская область

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Еврейская автономная область

Забайкальский край

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Липецкая область

Магаданская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Кабардино-Балкария

Республика Калмыкия

Республика Карачаево-Черкессия

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия (Алания)

Республика Татарстан

Республика Тыва (Тува)

Республика Удмуртия

Республика Хакасия

Республика Чечня

Республика Чувашия

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Хабаровский край

Ханты-Мансийский автономный округ

Челябинская область

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

subsidii.net

Государственная помощь для открытия бизнеса

Субсидии выдаются региональными программами, которые утверждаются в определенном порядке и предусматривают следующие меры:

  • обучение работников, находящихся под вопросом увольнения;
  • обучение и стажировки женщин, которые находятся на вредном производстве;
  • переобучение, повышение квалификации женщин, которые находились в декретном отпуске;
  • трудоустройство инвалидов;
  • предоставление помощи гражданам, которые обратились в центр занятости и др.

Главными адресатами получения субсидии на открытие малого бизнеса являются предприниматели или безработные.

Организацией по участию безработных граждан в программе по предпринимательству занимается региональные органы службы занятости, Федеральная налоговая служба, Департамент развития предпринимательства, потребительский рынок и защита прав потребителей. На каждой территориальной единице избираются приоритетные сферы деятельности, где предоставляются такие государственные программы.

Предоставляется субсидия для открытия предпринимательской деятельности только тем гражданам, которые были признаны безработными. Бесплатная субсидия выдается один раз в наличном или безналичном виде.

Получить субсидию на открытие малого бизнеса можно на следующие виды расходов:

  • для оплаты аренды офиса или предприятия,
  • для проведения косметического ремонта сооружения, которое находится в эксплуатации предпринимательской деятельности,
  • использование средств для покупки оборудования,
  • на транспортные расходы,
  • на приобретение сырья,
  • на лицензирование и сертификацию предпринимательской деятельности,
  • на приобретение программного обеспечения и другие расходы.

Для безработных, которые желают открыть свой малый бизнес, предоставляется такая помощь: консультирование, помощь с тестированием, обучение рыночным экономическим отношениям, помощь с выбором бизнес-идеи и составлению бизнес-плана, ознакомление с законами, актами и постановлениями, которые необходимы при открытии и дальнейшей деятельности в бизнесе.

Перечень пакета документов, необходимых для получения государственной субсидии:

  1. заявление-анкета;
  2. паспорт;
  3. трудовая книжка;
  4. аттестат;
  5. диплом о высшем образовании;
  6. справка из центра занятости;
  7. бизнес-план.

Если бизнес-идея удовлетворит требования центра занятости, то будет принято решение о выдаче субсидии, в случае отрицательного ответа принимается решение об отказе в предоставлении субсидии.

После положительного решения о предоставлении государственной помощи заключается двусторонний договор. Гражданин обязан в течение года использовать субсидию согласно утвержденного бизнес-плана. В течение двадцати дней с дня получения государственной помощи гражданин должен зарегистрироваться как предприниматель, физическое или юридическое лицо.

waytop.ru

Помогает ли экономике страны текущая система госпомощи бизнесу? — Forbes Kazakhstan

Иллюстрация: praveenpb.com

В 2015 для Казахстана и прочих нефтяных экспортеров закончился период «тучных» лет и началась эпоха низких и волатильных цен на нефть. В такой ситуации особенно важным становится вопрос эффективности государственных инвестиций и затрат. Ниже я хотел бы остановиться на такой категории государственной помощи как субсидии.

Что такое субсидии?

В соответствии с международной практикой, субсидии отличаются от других видов государственной финансовой помощи тем, что они выделяются на определённый срок и для ограниченного круга выгодоприобретателей. Например, если государство выделяет деньги на вакцинацию от гриппа для всех граждан, то это просто государственная помощь. Однако если государственные деньги выделены для финансовой помощи производителям хлопка, то это уже субсидии.

Также, если изучить международную практику, то неожиданно обнаруживаешь, что государственные субсидии имеют достаточно много разновидностей. Некоторые из этих видов специально созданы, чтобы скрыть субсидии от общественного контроля (контроля налогоплательщиков).

Интересно, что наше правительство помимо того, что пытается утаить очевидные субсидии в госбюджете, также активно использует разновидности госсубсидий, которые легко скрыть от парламента и общественного контроля в целом. Давайте посмотрим, какие существуют типы субсидий.

Прямые платежи

Самый простой вид субсидий – это гранты и другие прямые платежи получателям этого вида помощи. Такой вид субсидий самый прозрачный и понятный с точки зрения направления субсидий и контроля за ними.

Направлений для такой госпомощи может быть множество. Если вы посмотрите республиканский бюджет за 2015 (по этому году есть полная информация), то найдете несколько примеров этого простого вида субсидий. Например, «субсидирование регулярных внутренних авиаперевозок», «субсидирование железнодорожных пассажирских перевозок», «субсидирование процентной ставки для субъектов агропромышленного комплекса» и так далее.

В утвержденных госбюджетах последних лет статей с заголовком «субсидии» не так много. Однако реальных субсидий, названных по-другому, гораздо больше.

Так, по информации Минсельхоза, полная сумма субсидий в сельском хозяйстве в 2015 по факту составила 173,3 млрд тенге (69,1 млрд тенге на животноводство, 64,6 млрд тенге на растениеводство, и 40,2 млрд тенге – общеотраслевые субсидии). При этом в утвержденном бюджете на 2015 вы не сможете найти эту информацию. Единственное, что там ясно показано - это субсидирование процентной ставки для сельского хозяйства на общую сумму 40 млрд тенге. Причем по факту эту статью достаточно существенно недофинансировали.

Таким образом, в Казахстане многие субсидии скрыты в виде прямых платежей в других статьях госбюджета, что очень плохо. В соответствии с общепринятым мировым опытом, большая часть государственных субсидий вредит развитию конкурентоспособности экономики, поскольку искажает рыночные отношения в ней. Часто за принятием решений по субсидиям стоят политические или популистские, а не экономические основания. С этой точки зрения важно, чтобы в госбюджете, утверждаемом парламентом, были четко и ясно показаны все субсидии. При этом для согласования госбюджета каждой отдельной субсидии в парламенте правительство должно подготовить обоснования, что эти госрасходы будут иметь долгосрочный эффект на рост экономики.

Субсидирование процентной ставки и государственное гарантирование

Субсидирование процентной ставки – это крупнейший тип скрытых субсидий, который используется правительством РК. Причем, по этому типу субсидий правительство открыто использует двойные стандарты учета.

Например, как сказано выше, в утвержденном республиканском бюджете на 2015 четко показано субсидирование процентной ставки для сельского хозяйства на общую сумму примерно 40 млрд тенге. При этом, правительство на этот же год утвердило и выдало кредит для НУХ «КазАгро» в размере 60 млрд тенге на длительный срок и по процентной ставке 0,01% годовых, то есть фактически бесплатно.

Если бы «КазАгро» вышел на фондовый рынок со своими облигациями, то процентная ставка по такому облигационному займу была бы не ниже 10% годовых. То есть, правительство полностью субсидировало холдингу процентную ставку по кредиту, и нигде не была указана сумма этой субсидии.

Теперь, если вы посмотрите финансовую отчетность «КазАгро» за 2015 год (составленную по международным стандартам), то увидите, что по этому кредиту нацхолдинг признал доход в размере 49,5 млрд тенге, который напрямую был признан в капитале (примечание 29). Сумма дохода холдинга на этом кредите - это и есть сумма государственной субсидии, которую правительство должно было отразить в государственном бюджете. То есть, если бы госбюджет Казахстана верстался по международным стандартам, то Минсельхоз к своей сумме сельхозсубсидий в размере 173,3 млрд тенге в 2015 должен был добавить, как минимум, еще 49,5 млрд тенге по субсидированию процентной ставки.

Самые большие процентные субсидии идут из Нацфонда

Скрытое субсидирование процентной ставки для сельхозпроизводителей – это, что называется, еще цветочки. Уровень аналогичного субсидирования из Нацфонда на порядок выше.

Для начала напомню о том, что писал ранее. В соответствии с нашим законодательством, вливание денег в экономику из Нацфонда должно идти только через бюджет, контролируемый парламентом, и приобретение за счет средств Нацфонда облигаций казахстанских госкомпаний вне госбюджета категорически запрещено. Тем не менее, правительство с 2010 ежегодно нарушало этот законодательный запрет и продолжает делать это сейчас.

Теперь давайте посмотрим отчет по Нацфонду за 2015, чтобы понять уровень государственного субсидирования со стороны Нацфонда.

В соответствии с данным отчетом, в позапрошлом году Нацфонд осуществил облигационные займы для ФНБ «Самрук-Казына» на сумму 751,6 млрд тенге и для НУХ «Байтерек» - на сумму 315,6 млрд тенге. То есть, Нацфонд в 2015 приобрел облигации нацхолдингов на сумму 1 067,2 млрд тенге. Эти облигации на десятки лет и выпущены под процентную ставку 0,01%.

Далее в отчете говорится, что разница в размере 667,3 млрд тенге между справедливой стоимостью и денежным возмещением за приобретение указанных ценных бумаг отражена в отчете об изменениях в чистых активах (капитале) Нацфонда. Говоря простым языком, это означает, что, из-за крайне низкой процентной ставки по облигационным займам в общей сумме 1 067,2 млрд тенге, Нацфонд признал убыток в размере 667,3 млрд тенге. По моей оценке, сумма убытка по этим облигациям в отчёте Нацфонда занижена, однако она и без того зашкаливает. Для сравнения, в 2015 размер подоходного налога, собранного со всех физических лиц в Казахстане, составил 598,8 млрд тенге, а расходы на здравоохранение составили 863,8 млрд тенге.

По хорошему правительство должно было отправить 1 067,2 млрд тенге из Нацфонда в госбюджет в виде целевого трансферта, и только оттуда можно осуществлять покупку данных облигаций нацхолдингов. Также, если бы госбюджет Казахстана соответствовал международным стандартам, то правительство должно было отразить в нем убыток по данным облигациям как «субсидии по процентной ставке» для ФНБ «Самрук-Казына» и НУХ «Байтерек». Я уверен, что в этом случае у общественности возникли бы вопросы к правительству по поводу такого невероятного объема субсидирования нацхолдингов.

Налоговые льготы – еще одна разновидность субсидирования

Налоговые льготы являются второй по величине статьей по скрытым госсубсидиям в Казахстане после субсидирования процентной ставки. И снова, если бы госбюджет Казахстана соответствовал международным стандартам, то правительство в доходах госбюджета должно было бы отразить поступления всех налогов без учета налоговых льгот, а все недополученные от этих льгот доходы должны были быть указаны как налоговые субсидии в расходной части бюджета.

Отражение налоговых льгот как госсубсидий немедленно сделало бы такой вид субсидий прозрачными как для парламента, так и для всего общества. Тогда у всех возникли бы новые вопросы к правительству. В частности, одним из самых крупных получателей налоговых льгот (субсидий) является сельскохозяйственный сектор. То есть, в 2015 Минсельхоз к своей сумме сельхозсубсидий в размере 173,3 млрд тенге должен был добавить не только 49,5 млрд тенге по субсидированию процентной ставки, но и налоговые субсидии, полученные сельхозпроизводителями.

К сожалению, в отличие от субсидирования процентной ставки, налоговые субсидии (недополученные налоговые доходы) уже совсем непрозрачны. Из данных, доступных в общедоступных источниках, их невозможно посчитать. Помимо агросектора, возможно, крупнейшим получателем налоговых субсидий является программа индустриализации ГПИИР (ранее ГПФИИР). Очень хотелось бы посмотреть сумму налоговых субсидий, полученных всеми выгодоприобретателями по отдельности в прошлые годы.

Помимо того, что налоговые субсидии крайне непрозрачны, другим их большим недостатком является то, что они в отличие от иных видов субсидий, часто не имеют жестких сроков. Посмотрите сами, какие сроки установлены сроки по всем налоговым льготам в нашем Налоговом кодексе.

Большинство субсидий наносят вред долгосрочному росту экономики

Список скрытых госсубсидий не ограничивается описанными выше. Не буду перечислять их все, чтобы не перегружать статью. Если вы хотите изучить этот вопрос глубже, то рекомендую источник, где это очень доходчиво описано.

В целом, согласно многочисленным международным исследованиям, большинство используемых субсидий вредят долгосрочному росту экономики, снижая её конкурентоспособность. Субсидии снижают конкурентоспособность бизнеса – получателя субсидий и порождают у него бюджетные иждивенческие настроения. Также субсидирование процентной ставки сильно нарушает рыночные отношения на финансовом рынке, скрывает реальное финансовое положение госхолдингов, искажает принципы работы госбюджета.

Несмотря на то, что госсубсидии изначально планируются не для всех, а для ограниченного списка получателей, согласно международным исследованиям, в среднем 80% субсидий попадает 20% получателей. Прекрасным примером является наше сельское хозяйство и ГПИИР.

Что касается сельского хозяйства, то сам Минсельхоз признает, что, несмотря на то, что госпомощь предназначена для всех сельхозпроизводителей, основными её получателями являются крупнейшие агрокомпании. Это связано с тем, что они гораздо более искушенные в вопросах получения госпомощи, и у них гораздо больше административных возможностей. При этом на сегодня практически все крупнейшие сельхозпроизводители Казахстана находятся в банкротном или предбанкротном состоянии, а мелкие и средние хозяйства вполне успешно выживают, и некоторые процветают даже без всяких субсидий.

Помимо этого, с точки зрения госбюджета, субсидии являются одним из наименее эффективных направлений госрасходов. Поэтому, по лучшей мировой практике, сначала правительство, а затем парламент должны очень внимательно оценивать все субсидии для перенаправления денег налогоплательщиков на более эффективные направления. К сожалению, из-за практически полной непрозрачности субсидий у нас этого не происходит. 

Опять же, чтобы не перегружать статью не буду вдаваться в подробности по всем недостаткам госсубсидий. Если кого-то заинтересует этот вопрос, то еще раз порекомендую источник, где это доходчиво описано. Единственное, что еще дополнительно хотел бы сказать, что есть небольшая часть субсидий, которые являются в достаточной мере эффективными. Например, ВТО имеет список, так называемых green box субсидий. Для сельского хозяйства в этот список субсидий попадает госпомощь для следующих целей: исследования, внедрение инноваций и обучения; мелиорация земель, орошение и управление водными ресурсами; здоровье растений/животных; и так далее.

Необходимо коренным образом пересмотреть госпомощь бизнесу

Прежде всего, необходимо, чтобы правительство как можно быстрее перешло на консолидированный бюджет, учитываемый в соответствии с международными стандартами, так, как уже много лет рекомендует МВФ.

В этом случае в госбюджете, утверждаемом парламентом, должны учитываться абсолютно все поступления и использования государственных денег. Прежде всего, это касается поступлений и использования средств Нацфонда (включая инвестиции в облигации госкомпаний). Также в консолидированном бюджете необходимо учитывать все госрасходы и инвестиции, профинансированные со стороны Нацбанка.

Правительству нужно срочным образом перейти на международные стандарты по учету скрытых госсубсидий. Помимо этого, необходимо полностью прекратить финансировать экономику из Нацфонда и госбюджета по субсидированным процентным ставкам.  Все госфинансирование должно идти по рыночным ставкам.

В случае обоснованной необходимости субсидирование процентной ставки должно идти из госбюджета отдельной статьей напрямую получателю, что сделает такое субсидирование понятным и прозрачным. Это позволит реально оценить эффективность и определить цель такой государственной помощи.

Также государственное субсидирование и помощь должны сопоставляться с налогами, оплаченными получателями такой субсидии. Если бизнес не платит положенных налогов, то почему государство должно его субсидировать за счет других налогоплательщиков?

Эта сравнительно несложная структурная реформа сделает госбюджет и экономическую политику полноценными, прозрачными и подотчетными всему обществу. Также это станет большим шагом вперед по увеличению эффективности государственных расходов и инвестиций. 

forbes.kz