Государственное предпринимательство. Государственный бизнес


Государственный бизнес - InfOption

 

Как и другие прогрессивные страны, РФ занимается производством основных товаров потребления в промышленных масштабах. Нельзя не отметить и инвестиционную деятельность государства – страна активно вкладывает деньги в крупные предприятия, деятельность которых является приоритетной для успешного развития России.

 

 

Традиционно в России государство играет очень важную роль при развитии экономики страны. Причем государство не только регулирует экономические процессы, но также участвует и в деятельности предприятий, выступая в качестве держателя ценных бумаг. Впрочем, на данном этапе уровень участия государства в различных экономических секторах крайне различна – существует достаточно много отраслей, где государство практически не имеет рычагов воздействия как держатель акций.

 

На момент написания статьи множество компаний, в которые инвестируются бюджетные денежные средства, находятся в частном владении – однако их развитие и деятельность находится под неусыпным контролем правительства. Нередко государство имеет в собственности определенный процент активов или акций.

 

О позициях государства в различных экономических отраслях

 

Неудивительно, что самые сильные позиции государство сегодня сохраняет в транспорте – контролируется практически 73% от всей отрасли. Речь идет, главным образом, о железных дорогах, нефте-и газопровода (на них приходится практически 93% от суммарных объемов отечественного грузооборота).

 

Немного подробностей:

 

  • О железнодорожном транспорте – в данный момент его контролирует РЖД (ОАО «Российские железные дороги»), которая полностью находится в собственности государства
  • О нефтепроводах – обслуживает компания «Транснефть», на 100% принадлежит государству
  • О магистральных газопроводах – обслуживает «Газпром» (более 50% акций в собственности государства).

 

В рамках нашей статьи допустимо использовать термин «огосударствление». 57% от всего производства летательных, космических аппаратов и водоплавающих судов контролирует государство. «Огосударствление» отрасли объясняется достаточно просто – в данный момент в отрасли господствуют ведущие предприятия аэрокосмического комплекса (подчиняющихся государству). Также правительство удерживает традиционно сильные позиции в самых крупных судостроительных активах. Приводим живой пример – очень сильно государственному влиянию подвержены следующие компании:

 

  • Казанский вертолетный завод
  • НПО «Сатурн»
  • Объединенная судостроительная корпорация
  • Улан-Удэнский авиастроительный завод
  • РСК МиГ

 

Третье место по «огосударствлению» занимает газодобывающая промышленность. Как уже говорилось прежде, государство удерживает контрольный пакет акций «Газпрома», что позволяет контролировать 48% всей газодобывающей отрасли страны. Немаловажно и то, что «Газпром», помимо добычи 80% газа в стране, на данном этапе – монополист в сфере экспорта «голубого топлива».

 

Стабильно высокая доля удерживается государством и в электроэнергетической отрасли – 35%. Столь солидный показатель удается обеспечивать серьезными позициями на таких предприятиях:

 

  • МОЭСК
  • «Мосэнерго»
  • «РусГидро»
  • ФСК КЭС
  • Холдинг МРСК

 

Последние три предприятия являются структурами федерального значения и владеют крупными (зачастую и контрольными) пакетами акций в региональных ТГК, ОГК и МРСК.

 

Пятое место по уровню государственного участия приходится на отрасль производства электронных компонентов, а также оборудования для телевидения и радио (27%). Стабильно сильные позиции правительство удерживает в следующих предприятиях ВПК:

 

  • Тамбовский завод «Октябрь»
  • «Иртыш» - Омское производственное объединение
  • «Купол» - Ижевский электромеханический завод
  • Завод радиотехнического оборудования.

 

Удивительно, однако, в секторе нефтедобычи  уровень государственного участия не так высок и составляет всего 23%. Сегодня в РФ практически 75% отрасли находится в частных руках, однако солидный пакет акций у государства есть в «Газпромнефти» и «Роснефти». А вот в отрасли нефтепереработки позиции государства минимальны – всего 8%.

 

Вопреки ожиданиям, высокого уровня «огосударствления» таких привлекательных отраслей, как металлургия и добыча руд металлов не произошло. Государство контролирует 3% отрасли – что стало возможным благодаря покупке «Ростехнологиями» контроля над ВСМПО-АВИСМА. Активов и ценных бумаг в отрасли черной металлургии и государства практически нет.

 

Стабильно высокая доля (практически пятая часть) сохраняется у государства в секторе организации перевозок, а транспортной обработке грузов. Такой показатель формируется государственными активами «Газпром ПХГ» (занимается обслуживанием системы подземных хранилищ газа), а также «огосударствлены» такие компании:

 

  • «Росморпорт»
  • Аэропорт Шереметьево
  • Новороссийский морской торговый порт

 

Машиностроительный комплекс. Государство в секторе производства авто, полуприцепов, полуприцепов, сопутствующего оборудования уровень государственного участия составил 17 и 15%. Свое присутствие в отрасли автомобилестроения государство сумело обеспечить покупкой крупных пакетов в АвтоВАЗе и КАМАЗе.

 

Телекоммуникации. Здесь государство имеет только 14%, которые основываются на активах «Ростелекома». Практически 50% от суммарных доходов отрасли сегодня контролирует так называемая «Большая Тройка» - «Мегафон», МТС, «Вымпелком».

 

Ключевые активы в целлюлозно-бумажной промышленности удерживается в частных руках, однако удается сохранять 12% государственное проникновение в отрасль. Подконтрольно государству только одно предприятие – ФГУП «Госзнак».

 

9% государство удерживает в строительной отрасли и отрасли производства алкогольных напитков. Активы государства в «алкогольной сфере» сосредоточены в предприятиях «Башспирт» и «Татспиртпром»

 

В завершении стоит отметить, что уровень государственного проникновения крайне незначителен в пищевой, а также легкой промышленности. В угледобывающей промышленности активов у государства нет.

 

Насколько эффективна деятельность госкомпаний?

 

Приводим показатели 201-2013гг. Среднегодовой рост секторов с очень высоким уровнем государственного присутствия (напомним, к ним относится: добыча газа, электроэнергетика, транспорт) составляют 1,8%.

 

Среднегодовой рост сектора отраслей, в которых государство практически не имеет активов (угледобывающая, легкая и пищевая промышленности) составил только 1,2%.

 

Однако дать однозначную оценку экономической эффективности самых крупных предприятий той или иной отрасли нельзя – по уровню рентабельности активов, а также размеру чистой прибыли могут занимать лидирующие позиции как частные, так и подконтрольные государству компании.  Яркий пример: Новатэк и «Газпром»; «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Эти компании имеют примерно одинаковый уровень рентабельности активов.

 

На данном этапе развития РФ намного выгоднее иметь определенные доли в компаниях, которые работают в разных отраслях, чем полностью подчинять себе все отрасли (исключение, напомним, составляет: электроэнергетика, транспорт, добыча газа).

 

infoption.ru

Государственное предпринимательство - это... Что такое Государственное предпринимательство?

 Государственное предпринимательство деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимы для развития национальной экономики. Г.п. осуществляется не только на коммерческой основе. В разных странах сочетание коммерческих и некоммерческих начал в деятельности государственных предприятий неодинаково.

Словарь по экономической теории. — Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал. В. П. Теплов. 2007.

  • Государственная экологическая экспертиза
  • Государственное регулирование занятости

Смотреть что такое "Государственное предпринимательство" в других словарях:

  • Государственное Предпринимательство — См. Предпринимательство государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Государственное предпринимательство — деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики. По английски: State business См. также: Типы предпринимательской деятельности… …   Финансовый словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — – деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Г. п. может осуществляться как на коммерческой, так и некоммерческой основе …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • Предпринимательство Государственное — деятельность государственных предприятий и организаций, выпускающих товары и оказывающих услуги в режиме рыночных субъектов. П.г. осуществляется на коммерческой основе. Государство в условиях развитой рыночной экономики создает равные возможности …   Словарь бизнес-терминов

  • Предпринимательство — Предпринимательство, предпринимательская деятельность  самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами,… …   Википедия

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. П.… …   Большой бухгалтерский словарь

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. П.… …   Большой экономический словарь

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ,… …   Социология: Энциклопедия

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННОЕ — деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики …   Большой экономический словарь

  • Частное предпринимательство — Предпринимательство, бизнес  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… …   Википедия

economic_theory.academic.ru

Государственное предпринимательство

Содержание

Вопрос № 1. Государственное предпринимательство

Вопрос № 2. Понятие, задачи, порядок лицензирование предпринимательской деятельности

Список использованной литературы

Предпринимательство является сердцевиной экономики, а экономика в свою очередь, служит основой для всех общественно-политических и социальных процессов, происходящих в обществе. Система же правовых регуляторов экономической деятельности немыслимы без активного участия органов государства и местного самоуправления.

Субъекты предпринимательства – это лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность. Но прежде чем стать субъектом предпринимательской деятельности, лицо является субъектом гражданского права. Субъектами права являются все участники общественных отношений, которые в соответствии с действующим законодательством способны быть носителями прав и обязанностей.

Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием «лица», подразделяются на три группы. Первая – физические лица. Вторая - юридические лица. Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, их органы и организации.

Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъективности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими льготами в гражданском правоотношении по сравнению с другими «не властными» его участниками они не пользуются. Российское законодательство, последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей и защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях. Согласно п. 1 ст. 24 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статусом юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Действующим законодательством предусмотрены два варианты возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Во-первых , от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых , в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Так, обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Например, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2002 г. № 939[1] внесло важное уточнение в свое постановление от 4 января 1999 № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации». Сейчас установлен четкий перечень хозяйствующих субъектов этого сектора экономики. Ими являются: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находящихся в государственной собственности; хозяйственные общества, относящиеся к государственному сектору экономики. Тем самым определены основные границы государственного предпринимательства в структуре предпринимательства страны.

У государственных и муниципальных образований отчетливо выделяются, по крайней мере, три направления предпринимательской деятельности.

Первое – участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т.е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителей и заключают с ним контракт, определяют цели, предмет и виды деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.

Унитарные предприятия ведут деятельность, которую по законодательству могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка драгоценных металлов и радиоактивных элементов и др.).

Два других вида – казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Второе направление государственной предпринимательской деятельности – участие в управлении, приватизированном государственным и муниципальным имуществом. Это деятельность весьма обширна. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления ОАО, акции которых закреплены в государственной и муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права «золотой акции» - представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию.

Правовое средство «золотая акция» впервые была введена в практически оборот Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»[2] в виде особой ценной бумаги, служившей средством сохранения ограниченного контроля государства за деятельностью приватизированных предприятий. «Золотая акция» могла выпускаться при преобразовании в акционерные общества предприятий, приватизация которых разрешалась Правительством РФ или Госкомимуществом. Эти акции находились лишь в госсобственности, устанавливался запрет на их передачу в залог или траст. По номиналу «золотая акция» приравнивалась к остальным акциям, однако она одна предоставляла ее владельцу на срок до 3 лет право вето при принятии собранием акционеров решений по перечисленным в Указе вопросам.

«Золотую акцию» восприняли федеральные законы о приватизации 1997г и 2001г., одновременно существенно изменив ее роль в процессе приватизации. В частности: а) статус «золотой акции» - ценной бумаги заменен на «золотую акцию» - специальное право участия ее собственника в управлении открытым акционерным обществом; б) уточнены субъекты, могущие принимать решение об использовании специального права. Такое право имеют теперь Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления по Федеральному закону от 2001 г. такого права лишены; в) решение об использовании специального права принимаются не произвольно, а в строго ограниченных Федеральным законом 2001г целях – для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья и законных интересов граждан; г) решение об использовании специальног8о права может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности; д) субъекты, принявшие решение об использовании специального права, назначают своих представителей в совет директоров и ревизионную комиссию открытого акционерного обществ; е) значительно расширено содержание правомочий собственника «золотой акции». Например, неопределенны никакие предельные сроки действия специального права – оно прекращается только по решению субъектов – Правительства РФ и др., принявших решение о его использовании. Представители этих субъектов в ОАО имеют право налагать вето при принятии общим собранием акционеров решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении устава общества в новой редакции, о реорганизации и ликвидации общества; об изменении уставного капитала общества; о заключении указанных в гл. X и XIФедерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.

mirznanii.com

Государственное предпринимательство - это... Что такое Государственное предпринимательство?

 Государственное предпринимательство Государственное предпринимательство Государственное предпринимательство - деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики.

По-английски: State business

Финансовый словарь Финам.

.

  • Государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения
  • Государственное региональное средство массовой информации

Смотреть что такое "Государственное предпринимательство" в других словарях:

  • Государственное Предпринимательство — См. Предпринимательство государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — – деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Г. п. может осуществляться как на коммерческой, так и некоммерческой основе …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • Государственное предпринимательство — деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимы для развития национальной экономики. Г.п. осуществляется не только на коммерческой основе. В разных странах сочетание коммерческих и некоммерческих начал в… …   Словарь по экономической теории

  • Предпринимательство Государственное — деятельность государственных предприятий и организаций, выпускающих товары и оказывающих услуги в режиме рыночных субъектов. П.г. осуществляется на коммерческой основе. Государство в условиях развитой рыночной экономики создает равные возможности …   Словарь бизнес-терминов

  • Предпринимательство — Предпринимательство, предпринимательская деятельность  самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами,… …   Википедия

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. П.… …   Большой бухгалтерский словарь

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. П.… …   Большой экономический словарь

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ,… …   Социология: Энциклопедия

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННОЕ — деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики …   Большой экономический словарь

  • Частное предпринимательство — Предпринимательство, бизнес  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… …   Википедия

dic.academic.ru

Государственное предприятие

Государственные предприятия – образования, учрежденные по указанию органов власти страны. Прекращение существования предприятия также осуществляется на основании приказа органов власти. В качестве государственных органов выступают министерства и ведомства.  Преобразование в другую форму собственности в процессе деятельности не производится.

 

 

Отличительные признаки государственных предприятий

 

Государственная принадлежность предприятия определяется по признакам принадлежности имущества и социальной значимости деятельности.

Недвижимость, активы, прочая собственность предприятия принадлежит государству. Государственные права на собственность могут производиться в полном или частичном объеме. В случае частичного участия государства другая часть принадлежит коммерческим структурам.

 

Государственное предприятие

Ведомствами при полной принадлежности имущества государству производится контроль использования собственности. В случае наличия у предприятия части государственной собственности контроль осуществляется в отношении подчиненного имущества. Деятельность сотрудников государственного предприятия подлежит проверке вне зависимости от доли участия коммерческого имущества.

 

Деятельность предприятий государственной принадлежности может производиться по государственным заказам либо иному плану. Основная задача учреждений государственного сектора – удовлетворение социальных потребностей общества, не всегда совпадающих с возможностью получения прибыли.

 

Преимущества государственных предприятий

 

Бюджеты различного уровня обеспечивают нужды госпредприятий. Финансирование производится на основании сметы. Планирование статей осуществляется в году, предшествующем финансированию. В течение года проводятся корректировки смет.

 

Поступление средств ведется по статьям назначения. Особенность произведения трат – сугубо целевое назначение. Контроль над тратами осуществляется Казначейством и ревизионными структурами учреждения. При отступлении от целевого назначения проведение оплаты приостанавливается.

 

В орган контроля должностные лица предприятия представляют документы, подтверждающие назначение платежа. Особый контроль проводится в отношении оплаты закупок, осуществляемых в отношении коммерческих структур. Для предотвращения хищений бюджета проводятся аукционы госзакупок. Преимущество получают поставщики с более высоким качеством продукции и низкими ценами. 

 

Штат лица формируется согласно расписанию, утвержденному вышестоящим органом. Внутри предприятия соблюдаются требования трудового законодательства. Четкое соблюдение правил приема, перемещения, предоставления отпусков, увольнения, оплаты сверхурочного времени, больничных листов – большое преимущество, предоставленное сотрудникам по сравнению с условиями труда работников коммерческих структур. 

 

Недостатки ведения государственных предприятий

 

Имущество, находящееся в ведении предприятия, необходимо использовать по назначению, указанному в Уставе либо ином учредительном документе. При разрешении использования имущества в коммерческих целях суммы приходуются на счета учреждения. Для осуществления трат создается разрешительный документ. Расходование внебюджетных средств, полученных с использованием госимущества, допускается только по целевому назначению и согласно направления деятельности учреждения.   

 

В конце финансового года статьи сметы подлежат закрытию. Должностные лица финансового отдела осуществляют отчетность в вышестоящие органы. Остаток неиспользованных средств возвращается в бюджет. Перенос финансирования на следующий год запрещен. При возникновении остатков на счетах либо в кассе предприятия уплачивается налог на прибыль, сумма которого взыскивается с лиц, нарушивших требования бюджетирования.

 

Государственное предприятие

Минусом ведения кадрового учета предприятий является отсутствие возможности самостоятельного формирования штатного расписания. Прием служащих производится только на установленные штатом должности и в соответствии с утвержденным окладом. Допускается внутреннее совмещение должностей, не занятых другими сотрудниками.

 

Виды государственных предприятий

 

Приняты несколько видов государственных предприятий. Отличия состоят в способе владения и распоряжения имуществом. Установлены следующие виды:

 

  • Унитарное предприятие. Имущество лица находится в государственной собственности и передается в оперативное управление или хозяйственное ведение. Ведомства осуществляют полный контроль деятельности.

 

Государственное унитарное предприятие

  • Коммерческое учреждение. Имущество передается в хозяйственное ведение. Деятельность осуществляется на основании Устава. Ведомства и министерства не контролируют деятельность. Рамки вмешательства ограничиваются величиной уставного капитала по отношению к сумме переданного имущества.

 

  • Казенное предприятие. Имущество передается в оперативное управление. Деятельность ведется только в структурах, доступных государственным органам. Продукция потребляется преимущественно государством.

 

  • Коммунальные унитарные учреждения. Имущество передается на правах оперативного управления. Предприятие входит в систему органов местного самоуправления.

Государственный сектор – важная часть экономики страны. Контроль над деятельностью госпредприятий позволяет планировать ряд учреждений, имеющих важность для финансовой и другой независимости страны.

utmagazine.ru

Малый бизнес с позиции государства

Малый бизнес и государство

Малый бизнес и государство

Если для начинающих предпринимателей малый бизнес привлекателен с точки зрения получения дохода и самореализации личности, то для государства интерес представляют несколько иные аспекты.

Во-первых, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, создают новые рабочие места.Это происходит по следующей причине. Пытаясь реализовать свои бизнес-идеи, индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий принимают на работу сотрудников, которые будут реализовать определенную профессиональную функцию в системе разделения труда. Кто-то будет стоять у станка, кто-то вести финансовый учет, складировать и перевозить готовую продукцию, продавать ее. В этом смысле государственным органам и муниципальным властям не нужно ломать себе голову над вопросом, куда девать излишнюю рабочую силу или как обеспечить достойное пособие безработным. Острейшая задача повышения занятости решается малым бизнесом автоматически.

Во-вторых, владельцы бизнеса и их сотрудники являются налогоплательщиками. Не только их подоходный налог, но и другие налоги (в числе которых налог на добавленную стоимость, на прибыль, транспортный налог, налог на землю), пополняют бюджет государства. Чем выше доходы организаторов бизнеса и работников их предприятий, тем больше денег получают местный и федеральный бюджет. Располагая достаточными денежными средствами, государство может без труда решать задачи по повышению благосостояния населения. А это, в свою очередь, обеспечивает социальную и политическую стабильность

В-третьих, малый бизнес очень гибок и динамичен; он легко меняет сферы деятельности и обеспечивает самые разнообразные потребности. Владельцы малого бизнеса всегда находятся в тесном контакте с партнерами и покупателями их продукции, что дает возможность быстро перестраиваться в случае изменения внешней среды или запросов покупателей.

Вместе с тем государственная власть обычно осознает тот факт, что вместе с  развитием малого бизнеса меняются не только доходы граждан. Другим становится мировоззрение и менталитет людей, — то с чем раньше мирились люди закомплексованные и несвободные, теперь критикуется и отвергается. Малый бизнес, таким образом, является школой реальной демократии и становления гражданского общества. И, надо сказать, далеко не во всех странах государственным чиновникам нравится открытая критика со стороны предпринимателей, которые высказывают недовольство поборами, монополизмом, нецелевым расходованием бюджетных средств, завышенными налогами.

И все же плюсы малого предпринимательства значительно перевешивают его минусы. Правительства практически всех стран мира хорошо знают, что богатых стран без института малого бизнеса не бывает. Прошлый опыт СССР, Китая, стран Восточной Европы, Северной Кореи, Кубы убедительно показал, что идеологические догмы, направленные против рыночной экономики и бизнеса, ведут к обнищанию страны и тотальному товарному дефициту. Поэтому вопрос обычно стоит не в плоскости – иметь или не иметь развитый малый бизнес, а в ракурсе его экономического и правового регулирования.

Обычно государственная власть в законодательном порядке определяет категорию «малый бизнес» и устанавливает критерии, позволяющие его идентифицировать. Обычно таких критериев два – это численность работающих на предприятии и величина выручки, получаемая компанией. К малому бизнесу относят предприятия с численностью работающих от 20 до 200 человек (в зависимости от отрасли, где работает компания). Величину годовой выручки или оборота компании определяют законодательные акты, которые периодически (раз в несколько лет) пересматриваются из-за инфляции и других изменений.

Так как старт-апам в малом бизнесе труднее развиваться, чем средним и крупным предприятиям, государство предоставляет малым предприятиям известные преференции – например, льготные кредиты, низкие налоги или налоговые каникулы на 2-3 года. Иногда финансовую помощь оказывают местные власти и специальные фонды поддержки малого бизнеса.

Однако одних перечисленных мер недостаточно. На развитие малого бизнеса в стране оказывает влияние целый комплекс причин, среди которых правовые, культурные, инфраструктурные, криминальные. Ведение предпринимательской деятельности в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы.

Рассмотрим более подробно элементы среды функционирования малого бизнеса, определяющие деловой и инвестиционный климат в отдельной стране или регионе.

Общественные ценности. Значительную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности в ее малых формах играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.

Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости малого предпринимательства является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития малого бизнеса.

Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития малого бизнеса.

Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать малому бизнесу. Платежеспособность населения и предприятий, емкость рынков, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, действующие налоговые ставки – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.

При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.

Политическая ситуация. Для формирования благоприятной среды малого предпринимательства очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны.

От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.

Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и организаторам малого бизнеса формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.

Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.

Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на малые предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.

vadim-galkin.ru


Смотрите также