Плыви отсюда. Кто и зачем сделает Катар островом. Катар бизнес


Бизнес в Катаре - Российско-катарский деловой совет

biznes

Катар является одной из наиболее успешных экономик Персидского залива – страна обладает крупными запасами нефти и газа и при сравнительно небольшом населении входит в топ-50 стран с наибольшим ВВП.

Вести бизнес в одной из богатейших стран мира стремятся очень многие. Однако некоторые предприниматели совершают серьезные ошибки при открытии своего дела в этом государстве, не учитывая ряд характерных особенностей ведения дел в Катаре.

Важно отметить, что заниматься бизнесом в этой стране могут только те компании, одним из учредителей которых является гражданин Катара. При этом ему должно принадлежать по меньшей мере 50% акций предприятия.

Кроме того, законодательство Катара накладывает ограничения для иностранцев на ведение бизнеса в определенных сферах. Так, под запретом для граждан других государств находится участие в работе страховых услуг и банковского рынка.

Важно отметить, что иностранцу необходимо получить разрешение министра финансов Катара перед открытием своего дела в этой стране. Весь процесс регистрации фирмы занимает порядка 4-6 недель.

Все предприятия в Катаре облагаются налогом на чистую прибыль по прогрессивной шкале. В стране существует несколько форм видения бизнеса:

  • Открытая компания с ограниченной ответственностью требует наличия для учреждения не менее чем пяти акционеров. Размер уставного капитала – от 500 тысяч катарских риалов
  • Закрытая компания с ограниченной ответственностью требует для организации от двух до 30 акционеров. Минимальный размер уставного капитала составляет 200 тысяч катарских риалов.
  • Акционерное партнерство с ограниченной ответственностью имеет несколько более сложную структуру. Такую компанию могут учредить как минимум три генеральных партнера с неограниченной ответственность по долгам и обязательствам и не менее чем десять партнеров с ограниченной ответственностью. Размер минимального уставного капитала оставляет 200 тысяч катарских риалов.

Более подробную информацию о регистрации бизнеса в Государстве Катар можно изучить в следующем документе: Процедура регистрации бизнеса в Катаре

russia-qatar.ru

Плыви отсюда. Кто и зачем сделает Катар островом. Фото | Бизнес

Соединенные Штаты в лице Дональда Трампа повели себя в конфликте не лучшим образом. Поначалу президент США фактически солидаризовался с позицией стран, объявивших блокаду Катару. Это стало неприятным сюрпризом для его Государственного департамента и Министерства обороны: они всегда рассматривали Катар как важного союзника в регионе. На территории эмирата расположены две военных базы США с 11 тысячами военнослужащих.

Позиция Трампа стала следствием его решительного настроя в отношении любого исламского экстремизма. Но уже спустя несколько месяцев он «подобрел» и стал призывать к поискам компромисса.

На чем зарабатывает Катар

Причина радикального демарша монархий Персидского залива в быстро растущих амбициях Катара в сочетании с его экономической мощью. Эмират — типичный пример того, как совсем маленькое государство может играть очень важную роль, опираясь на природные ресурсы и грамотное их использование.

Площадь Катара составляет более 11 000 кв. км, это в два раза меньше Ивановской области. Катар занимает полуостров в Персидском заливе размером 180 на 80 км. Единственная сухопутная граница — с Саудовской Аравией, к которой он примыкает.

Население эмирата составляет около 2,6 млн человек, но всего 300 000 из них — коренные жители, катарцы. Остальные — это приехавшие на заработки трудовые мигранты.

При этом Катар обладает третьими в мире запасами природного газа и крупными нефтяными месторождениями. За последние полвека на основе этих полезных ископаемых страна построила мощную экономику, которая вывела эмират на первое место в мире по доходам на душу населения.

Катар, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ и Бруней демонстрируют в современном мире особый путь развития. Они стали своеобразными аналогами Гонконга и Сингапура — такими же «тиграми», малыми по населению и по площади. Такие страны строят свое благополучие на углеводородах, используемых с толком, — они диверсифицируют экономику.

При этом во всех перечисленных странах (так же как в Саудовской Аравии) сохраняются самодержавные монархические режимы. Они смогли не позволить бездарно растратить нефтяные и газовые богатства, как это произошло в Ираке и Ливии. Или как это прямо сейчас происходит в России и Венесуэле.

Почему недовольны соседи

Сегодня Катар активно инвестирует через государственный инвестиционный фонд в компании по всему миру, от французского клуба «Пари Сен-Жермен» до автомобильных гигантов Volkswagen и Porsche. Национальный авиаперевозчик QatarAirways — одна из крупнейших авиакомпаний мира.

Экономические достижения Катара власти стремятся конвертировать в политические. Для этого эмират использует любую возможность. Страна получила право на проведение чемпионата мира по футболу в 2022 году, а также крупных теннисных соревнований. Это помогает Катару позиционировать себя как важную спортивную державу. Ежегодный форум в Дохе преподносится как встреча глобальных лидеров мнений.

Важным инструментом распространения катарского влияния стала телекомпания «Аль-Джазира», один из крупнейших телеканалов арабского мира. Влияние этого ресурса оказалось настолько велико, что обязательство закрыть «Аль-Джазиру» попало в список требований к Катару со стороны организаторов блокады.

С начала гражданской войны в Сирии Катар активно вмешивался в конфликт и оказывал поддержку противникам действующего президента страны Башара Асада. Катар также наладил временные союзы с Ираном и Турцией, то есть де-факто он противодействовал исламской коалиции во главе с Саудовской Аравией.

С точки зрения соседних стран Катар заигрался. Он переоценил свои силы и не учел, какие подозрения вызывает такая активность. Эмират стремится играть роль региональной сверхдержавы, одного из лидеров арабского и мусульманского мира.

Неформальные пожелания к Катару со стороны оппонентов можно уложить в два основных тезиса: признать лидирующую роль Саудовской Аравии в регионе и не дружить с Ираном. Последний воспринимается саудитами как архивраг.

Для Катара подчиниться этим требованиям — значит потерять лицо. Эмират не для того столько лет выстраивал образ ультрасовременной страны, идущей во главе прогресса, чтобы так легко капитулировать. Поэтому скорого окончания кризиса ждать не стоит.

Каким будет канал

Осознавая неуступчивость Катара, власти Саудовской Аравии решили сыграть «вдолгую» и объявили о предстоящем прорытии канала. Экономической составляющей в этом проекте не просматривается. Длина запланированного канала составит 70 км, ширина — 200 м, глубина — 15–20 м. Канал будет проходить в нескольких (от одного до пяти) километрах от границы с Катаром.

Цена сооружения определена в $750 млн, все работы планируется завершить за один год. С технологической точки зрения это реально: в 2014–2015 годах в Египте менее чем за год прорыли второй Суэцкий канал примерно таких же размеров. Уровень строительной техники сегодня таков, что позволяет перемещать миллионы кубометров грунта в кратчайшие сроки. Первый Суэцкий канал в XIX веке строили десять лет.

Куда интереснее вопрос того, как саудиты планируют использовать новый канал. К основным промышленным центрам Саудовской Аравии на берегу Персидского залива, Даммаму и Эль-Джубайлю, существует свободный проход: ширина залива в этом месте достигает 200 км. Никакого смысла в канале как транспортном сообщении нет.

Через прессу Саудовская Аравия обещает построить на побережье канала отели, обустроить пляжи и причалы для яхт, чтобы привлекать туристов водными развлечениями. Для исламского королевства это новая сфера: в отличие от ОАЭ или Омана самая крупная монархия в регионе не делала ставки на туризм, чтобы не портить нравы на священной земле ислама.

Чтобы по-настоящему развить туристическую отрасль, саудитам придется либо менять строгие шариатские законы, либо предлагать туристам нечто такое, что перевесило бы многочисленные запреты и ограничения. В современной ситуации предложить им нечего.

Во-вторых, канал, по которому идут суда, плохо сочетается с понятиями о развлечениях. Будет сложно обустроить пляжи и парусные регаты, где то и дело проплывают нефтетанкеры и сухогрузы.

Наконец, на островной части Саудовской Аравии (то есть там, где королевство будет примыкать к территории Катара на суше) предполагается построить военные базы и склад отработанных радиоактивных материалов. С точки зрения привлечения туристов такое желание выглядит в высшей степени странно и нелогично.

Как ни крути, возможное «отрезание» Катара от суши выглядит именно тем, чем кажется на первый взгляд: наказанием страны за слишком самостоятельную внешнюю политику.

www.forbes.ru

как катарский шейх заработал $2 млрд без нефти и газа :: Бизнес :: РБК

Основа экономики Катара — добыча углеводородов. Но у единственного катарского миллиардера из списка Forbes — шейха Фейсала бен Кассим аль-Тани никогда не было сырьевых активов: состояние он заработал на строительном буме

Предприниматель королевских кровей

Фейсал бен Кассим аль-Тани родился в Дохе в 1948 году в семье, принадлежащей к одной из дальних ветвей рода аль-Тани, правящего Катаром с 1825 года до наших дней. О ранних годах биографии шейха известно немного, так что трудно судить, насколько происхождение помогло ему в бизнесе. Профессор Австралийского национального университета Мэттью Грей подчеркивал в разговоре с Bloomberg, что с учетом всевозможных племянников и свояков дальними родственниками эмиру Катара приходится до 20% всех коренных катарцев (их насчитывается около 300 тыс. более чем из 2 млн населения страны). С одной стороны, говорил Грей, принадлежность к роду аль-Тани не гарантирует успеха, поскольку некоторые ветви семьи правящая династия старается держать подальше от власти и больших денег, чтобы избежать возможных дворцовых переворотов. С другой стороны, семьям, близким к линии правящего эмира, происхождение дает серьезные преференции: и местные, и зарубежные предприниматели при прочих равных всегда предпочтут партнера с королевской кровью, говорил агентству профессор.

Свой первый бизнес шейх Фейсал открыл в 1964 году в возрасте 16 лет — это была небольшая компания по продаже автозапчастей под названием Gettco Trading. Уже через год он запустил другой проект — транспортную компанию Gettco Cargo, предоставляющую экспедиторские услуги. В первую очередь речь шла о логистическом обслуживании морских грузоперевозок. Другой транспорт в Катаре тогда был развит слабо. «Когда я начинал свой бизнес, связей с внешним миром было мало — только через путешествия», — говорил аль-Тани Bloomberg. О том, откуда он получил стартовый капитал, Фейсал никогда не упоминал. Но в справочнике транспортных компаний Катара за 1987 год указано, что уставный капитал Gettco составлял 6,5 млн риалов ($1,78 млн).

Становление бизнеса Фейсала пришлось на период политических и экономических перемен в Катаре. Во-первых, в годы Второй мировой войны в стране были обнаружены запасы нефти и газа и к 1950-м добывающая отрасль начала вытеснять рыболовство как основу катарской экономики. Приток нефтяных денег в страну привел к стремительному развитию инфраструктуры и торговли.

Одновременно в конце 1960-х годов Великобритания заявила об уходе из Персидского залива. Бывший до этого британским протекторатом, в 1971 году Катар получил полную независимость. По времени это совпало с нефтяным кризисом из-за эмбарго стран ОПЕК против стран Запада и с многократным ростом цен на нефть.

Строитель в пустыне

Хотя шейх Фейсал никогда не имел прямого отношения к добывающей промышленности, последствия энергетического бума он удачно использовал для собственной выгоды. Доход от появившейся нефтегазовой ренты просачивался вниз к растущему классу потребителей через государственные инфраструктурные проекты и субсидии на привлечение иностранных инвестиций и развитие торговли, отмечает профессор Грей.

В 1970-е годы Фейсал основал компанию Linx Qatar, производившую стройматериалы, затем еще несколько фирм — производителя лакокрасочных материалов, сеть автомоек и автозаправок. Linx Qatar, как и ряд других строительных фирм в портфеле Фейсала, занималась в первую очередь производством цемента и бетона. Со спросом проблем не было: пришедший к власти после ухода британцев эмир Халифа бен Хамад затеял строительство новой современной столицы государства.

«В период [первого] бума было много небольших компаний с ограниченными ресурсами, — рассказывал Фейсал. — Те из них, кто был в состоянии нанимать больше работников, расширять возможности и проводить реструктуризацию, могли придерживаться быстрых темпов роста экономики».

В 1980-е цены на нефть упали, а вместе с ними и катарская экономика. Слабый рост сменил падение только в 1990-е годы. А в начале 2000-х, когда цены вернулись к росту, на Ближнем Востоке начался новый строительный бум, и шейх Фейсал был к нему готов. Большинство компаний в портфеле Al Faisal Holding было создано как раз в 1990-е — начале 2000-х.

Бизнес шейха Фейсала

Своими активами катарский миллиардер владеет через частный Al Faisal Holding. Сейчас холдинг владеет разными долями в 47 компаниях, сгруппированных по девяти направлениям: помимо недвижимости это, например, торговля и образование.

Отдельно в структуре Al Faisal Holding выделена диверсифицированная корпорация Aamal, созданная шейхом Фейсалом в январе 2001 года как еще один частный холдинг, а в 2007 году выведенная на биржу. У Aamal четыре основных направления: строительство, управление недвижимостью, оптовая и розничная торговля, а также сервисы, к которым относятся, например, туроператорский бизнес и сеть медицинских центров. 60% Aamal принадлежит Al Faisal Holding, остальные бумаги обращаются на Катарской фондовой бирже (QSE). Рыночная капитализация Aamal составляет 8,42 млрд риалов ($2,3 млрд), что ставит ее на 18-е место из 43 представленных на QSE компаний.

Выручка Aamal по итогам 2015 года выросла на 35%, до 2,88 млрд риалов ($790 млн), чистая прибыль — на 10%, до 657 млн риалов ($180 млн). Наиболее рентабельный (82,5% по чистой прибыли) и прибыльный ($74 млн) сегмент управления недвижимостью, самая большая доля в выручке у строительного подразделения ($481 млн).

Сам Фейсал и его соратники регулярно обращают внимание на успехи диверсификации концерна. Например, в марте 2015 года в разговоре с журналом Entrepreneur Middle East шейх уверял, что Al Faisal Holding является одним из успешных примеров следования государственной программе развития Катара QMV 2030 именно в вопросах экономической диверсификации.

​С началом нового века шейх Фейсал начал вкладываться и в зарубежные активы. В 2003 году он сформировал в составе холдинга компанию ARTIC, занятую туристическим и гостиничным бизнесом. С тех пор в портфель бизнесмена вошли более 20 отелей в шести странах мира (кроме Катара это еще Египет, Алжир, Италия, ФРГ и США). Одно из последних приобретений — купленный в январе 2014 года за $213 млн пятизвездочный отель сети St. Regis в Майами. В структуру ARTIC входят также несколько торговых центров, элитный супермаркет и крупнейшая в Катаре (по оценкам Bloomberg) промышленная прачечная.

Чемпионат в помощь

За последний год состояние Фейсала почти утроилось. Еще в феврале 2015 года ближневосточное издание Forbes оценивало богатство бизнесмена в $837,7 млн. А этой весной Фейсал впервые вошел в общемировой список Forbes с состоянием $2 млрд. За тот же 2015 год номинальный ВВП Катара в долларовом выражении упал с $210,1 млрд до $185,4 млрд.

При условии благоприятной экономической конъюнктуры состояние бизнесмена должно вырасти еще больше. Дело в чемпионате мира по футболу 2022 года, который пройдет в Катаре. Фейсал как строительный магнат активно участвует в подготовке к чемпионату. Специально для него структуры Al Faisal Holding возводят сейчас в Дохе еще ​восемь отелей. Согласно плану развития QMV 2030 государственные субсидии на развитие туризма составят в ближайшие 15 лет около $40–45 млрд и пойдут в том числе на помощь в постройке новых отелей и формировании разнообразных туристических услуг.

Фейсал занимается не только проектами, приносящими прибыль, напрямую, но и инвестирует в образование. В 1993 году он основал школу обучения английскому языку, а в 2000 году — катарское отделение нидерландского университета Stenden. Основу учебного курса составляют прикладные дисциплины, напрямую относящиеся к профилю компаний Al Faisal Holding: управление бизнесом, туристический и гостиничный менеджмент.

Иногда увлечение шейха Фейсала образованием и благотворительностью приводит к скандалам. Например, в мае 2012 года его фонд Al Faisal Without Borders Charity Foundation провел благотворительный ужин в пользу Международного союза мусульманских ученых (IUMS). На проект IUMS «Возрождение нации» фонд Фейсала пожертвовал $1,4 млн. Это вызвало критику: у IUMS тесные связи с лидерами международного движения «Братья-мусульмане» (запрещенная в России террористическая организация), и в 2014 году он был запрещен в соседних ОАЭ как «террористическая организация».

Личным вкладом Фейсала в развитие туристического бизнеса Катара стало открытие в 1998 году собственного музея, который считается одной из достопримечательностей катарской столицы Дохи. В нем выставлено более чем 15 тыс. артефактов, собранных Фейсалом по всему миру с начала 1960-х. Основу коллекции составляют предметы исламского искусства, а также ретроавтомобили начиная с поздних моделей Ford T 1920-х.

Фейсал аль-Тани в цифрах

1-е и единственное место занимает Фейсал среди миллиардеров Катара

$2,2 млрд составляет состояние Фейсала на апрель 2016 года

Богатство Фейсала равняется 1,18% ВВП Катара

47 компаний входят в холдинг Al Faisal

$790 млн составила выручка крупнейшего актива Фейсала в 2015 году

До $45 млрд инвестирует Катар в туризм к 2030 году

32 ретроавтомобиля находятся в личной коллекции Фейсала

$1,4 млн пожертвовал Фейсал близкому исламистам союзу ученых

Источники: Gulf News, Forbes, Qatar Tourism Authority, МВФ, данные компаний

www.rbc.ru

Ведение бизнеса в Катар - Doing Business

Выберите cтранyАвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАнголаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАфганистанБагамские ОстроваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБруней-ДаруссаламБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВеликобританияВенгрияВенесуэла, Боливарианская РеспубликаВосточный Тимор (Тимор-Лесте)ВьетнамГабонГаитиГайанаГамбияГанаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГренадаГрецияГрузияДанияДемократическая Республика КонгоДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗападный берег р. Иордан и Сектор ГазаЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИран, Исламская РеспубликаИрландияИсландияИспанияИталияЙеменская РеспубликаКабо-ВердеКазахстанКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКирибатиКитайКолумбияКоморские островаКосовоКоста-РикаКот-д'ИвуарКувейтКыргызстанЛаосская НДРЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедония, БРЮМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМаршалловы ОстроваМексикаМикронезия, Федеративные ШтатыМозамбикМолдоваМонголияМьянмаНамибияНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНовая ЗеландияНорвегияОАЭОманПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-Рико, СШАРеспублика КонгоРеспублика КореяРоссийская ФедерацияРуандаРумынияСамоаСан - МариноСан-Томе и ПринсипиСАР, Гонконг, КитайСаудовская АравияСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Киттс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирийская Арабская РеспубликаСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайвань, КитайТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияХорватияЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧерногорияЧешская РеспубликаЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭль-СальвадорЭритреяЭстонияЭфиопияЮжно-Африканская РеспубликаЮжный СуданЯмайкаЯпония

Выберите индикатор     Регистрация предприятий      Получение разрешений на строительство     Подключение к системе электроснабжения     Регистрация собственности      Получение кредитов     Защита миноритарных инвесторов      Налогообложение     Международная торговля     Обеспечение исполнения контрактов     Разрешение неплатежеспособностиДополнительный раздел     Регулирование рынка труда

russian.doingbusiness.org

Катар открыт для российского бизнеса

Открывая заседание Российско-катарского делового совета вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко отметил, что в настоящее время отмечается потепление в двусторонних отношениях. Важно, чтобы эта тенденция сохранялась бы и дальше, чтобы политическая составляющая не доминировала в вопросах развития торгово-экономических связей двух стран.

Бизнес Катара с готовностью воспринимает инициативы российской стороны, направленные на развитие торгово-экономических отношений, включая  не только такие традиционные для двух стран сфер, как энергетика, но также стимулирование инвестиций в сельское хозяйство, транспорт, инфраструктуру, строительство, инновации.

Благодаря работе Российско-катарского и Российско-арабского деловых советов, в этом году двусторонние деловые связи вышли на качественно новый уровень, подчеркнул Владимир Падалко. Об этом говорит и официальная статистика: по итогам января-июня 2016 г. российско-катарский товарооборот составил 33,8 млн долл. США, что в 4 раза больше показателя за аналогичный период 2015 года.

Владимир Падалко напомнил, что налаживанию деловых связей значительный импульс придала Совместная российско-катарская межправительственная комиссия по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству, первое заседание которой состоялось в Катаре 3-4 марта 2016 года под председательством министра энергетики РФ Александра Новака и министра энергетики и промышленности Катара Мухаммеда бен Салеха ас-Сада.

В свою очередь, председатель Российско-катарского делового совета Умар Джабраилов отметил среди достижений Совета – налаживание конструктивных отношений с ТПП Катара и ее председателем. По его словам, сегодня одна из главных задач – продолжить формирование членской базы Делового совета.

Кроме того, сторонам предстоит сформировать пакет проектов российско-катарского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В этой связи ДС готов оказывать  практическую помощь и поддержку российским компаниям в знакомстве с катарским рынком, налаживании новых контактов в этой стране. И наоборот – активнее «выводить» катарских бизнесменов в Россию, ориентировать их на российские регионы, а также на участие в международных выставках на площадке «Экспоцентра». Все этапы этой работы Совета, подчеркнул  Умар Джабраилов, будут получать должное  информационное сопровождение.

Как рассказала директор Российско-арабского ДС Татьяна Гвилава, эксперты ТПП РФ разработали стратегию развития торгово-экономического взаимодействия с Катаром и в настоящий момент рассчитывают получить от коллег из арабской страны предложения по формированию совместной деловой повестки. В частности, ДС рассчитывает на то, что важные стратегические вопросы предприниматели смогут подробно обсудить на готовящихся совместных мероприятиях. Так, до марта следующего года планируется провести неделю российского бизнеса в Катаре — стороны согласовывают детали и готовы провести серию консультационных мероприятий и B2B встреч на высоком  представительском уровне.

Эта и другие инициативы российского бизнеса получат всестороннюю поддержку как со стороны предпринимательского сообщества, так и официальных органов Катара, заверил первый секретарь посольства Катара в РФ Рашид Маджид ас-Сувейди.

По его словам, мировой экономический кризис заставляет бизнес России и Катара искать новые возможности в сфере инвестиций. В частности, интересные перспективы открываются в связи с подготовкой к проведению чемпионатов мира по футболу, которые пройдут в 2018 г. в РФ и в 2022 г. в Катаре, соответственно. В планах катарского правительства — увеличение с 3 до 5 млрд долларов США объемов инвестиций в проекты на территории России. Пример такого сотрудничества – активное участие Катара в строительстве нового аэропорта в Санкт-Петербурге.

Представитель посольства напомнил и о важности наращивания сотрудничества в области энергетики, от которого, в частности, будет зависеть стабильность всего мирового газового рынка.

Заместитель председателя правительства Чеченской республики Хасан Хакимов, а также депутат Государственной Думы Андрей Свинцов выступили с оценками перспектив российско-катарского торгово-экономического сотрудничества.

В ходе заседания состоялись презентации компаний «БДО Юникон», «Алиф Консалт», «Инфитах», «Канавара-Групп», «Мираторг».

 ----------

 Экономика Катара является одной из наиболее быстро растущих в мире. Основными источниками доходов бюджета являются сжиженный природный газ, производство и экспорт нефтепродуктов и нефтехимии, гелия, удобрений. Катар занимает второе после Сингапура место в мире по инвестиционной привлекательности. Быстрыми темпами развивается экспорт капитала. Основные статьи российского экспорта (по итогам 2015 г.):  оборудование – 30%; пшеница – 28%; деревянные панели – 22%. Структура импорта из Катара: пластмассы и изделия из них – 47%;  нефтепродукты – 37% и другое.

Пресс-служба ТПП РФ,Т.Абдуллаев

tpprf.ru

Ну, как съездил поработать в одну из самых богатых стран мира – Катар - citydog.by

Александра уезжала в Катар на три года работать, но уже через два месяца вернулась домой. Говорит, уж слишком ожидания не совпали с реальностью. И вот почему.

 

ЗАЧЕМ ЕХАЛА

– Идея пожить и поработать за границей пришла достаточно спонтанно. Все лето я тесно общалась с девочкой, которая собиралась уезжать в Катар, но сама всерьез об этой идее долго не задумывалась. А в один прекрасный день меня как будто осенило: это же прекрасная возможность получить новый опыт (и в жизни, и в работе), подтянуть английский, ну и денег заработать.

К тому же с агентством сотрудничать очень удобно: сначала они находят тебе работодателя (можно проходить сколько угодно собеседований, пока все не устроит), а только потом заключают договор и рассчитывают: $200 в эквиваленте во время подписания контракта и еще столько же, когда получаешь свой авиабилет в одну сторону. То есть 400$ – и ты абсолютно легально уезжаешь работать за границу.

Принимающая сторона тоже предлагает хорошие условия – оплачивает перелет, предоставляет трансфер от аэропорта, обеспечивает жильем, а зачастую и питанием. Ну, а если ты уже много лет живешь в Минске и каждый месяц у тебя болит голова о том, как бы так заплатить за съемную квартиру, чтобы еще и на жизнь осталось, то такое предложение кажется просто сказкой.  

После того как я вдруг решила ехать, события развивались быстро. В Катар и ОАЭ чаще всего требуются сотрудники в сферу обслуживания – официанты, администраторы, бармены, хостес. Вакансии посерьезнее встречаются довольно редко, но я решила, что не буду спешить и подожду более подходящий вариант. И буквально через неделю мне позвонили из агентства и сказали, что требуется ивент-менеджер – то, что я и хотела.

Работодателем оказалась женщина из Беларуси, которая уже больше 20 лет живет в Катаре. У нее свой бизнес по организации мероприятий. Собеседование прошло гладко, и все было решено: еду. И меньше чем через месяц я уже была в другой стране.  

До того как в Катаре нашли нефть и газ, местное население в основном занималось добычей жемчуга, поэтому этот памятник жемчужине – как символ страны.

 

ОЖИДАНИЕ – РЕАЛЬНОСТЬ

Не могу сказать, что я прямо многого ожидала и представляла себе шикарную жизнь, но то, что я увидела, как-то уж слишком расходилось хоть с какими-то представлениями о стране.

Что касается работодателя, тут все обещания были выполнены от и до – меня встретили в аэропорту, отвезли в собственную отдельную квартиру-студию с новой мебелью, купленной специально к моему приезду (в то время как большинство ребят, приезжающих работать в Эмираты, живут на виллах, обустроенных по принципу общежития), в офисе предоставили личный кабинет и даже выдали аванс на первое время.

Отдельно выделялись деньги на водителя, который возил на работу и обратно. После прохождения испытательного срока – шесть месяцев – предполагалось, что я пересдам на катарские права и получу в личное пользование машину.

И все было бы прекрасно, если бы не некоторые «но». Оказавшись в Катаре, я уже через неделю поняла, что то, зачем я ехала в эту страну, получить не удастся.

Первое (и главное) – работа. В год, как правило, компания организовывает всего 2-3 больших мероприятия – в остальное время ты просто сидишь и не знаешь, чем заняться. Даже пообщаться не с кем – в офисе было только два человека (я и секретарь), но даже с секретарем нельзя было общаться, потому что в каждом углу висело по камере. И начальница постоянно их смотрит – даже находясь в другой стране.

Еще строго контролировалось время прихода и ухода из офиса, с каким водителем ты приехала на работу, а при отправке любого письма по e-mail нужно было обязательно ставить начальницу в копию. Плюс она постоянно хотела познакомить меня с «полезными» местными парнями, которые якобы могут показать мне город и помочь быстрее адаптироваться, а при правильном подходе еще и новых клиентов в компанию привести. Хотя я думаю, что она просто с помощью этих своих местных друзей хотела быть в курсе, чем я занимаюсь по вечерам.

К счастью, эти знакомства против моего желания никто насильно не навязывал, поэтому подозревать начальницу в злых умыслах не было смысла. А теперь, спустя какое-то время, как я уже уехала оттуда, пришла к выводу, что в целом женщина она хорошая, просто несчастная, оттого и такое поведение.  

Второе – язык. Процентов 80 населения Катара – это индусы, палестинцы, пакистанцы, иранцы, китайцы и другие. А у них, как известно, свой английский. Свое произношение, своя грамматика. Зачастую приходилось изъясняться буквально на пальцах. И в агентстве еще пугали, что нужен хороший английский!

Третье – деньги. Несмотря на то, что Катар – одна из самых богатых стран мира, зарплаты для экспатов там небольшие (в среднем обслуживающему персоналу предлагают $500). Конечно, когда тебе предоставляют жилье и питание, почти всю зарплату можно откладывать и за 2 года (минимальный срок для контракта) насобирать более-менее приличную сумму. Хороший вариант, если вам лет 20 и вы готовы потратить пару лет только на зарабатывание денег. Я к такому оказалась не готова.  

 

МИНУСЫ ЖИЗНИ В КАТАРЕ

Большую часть времени – 6 рабочих дней в неделю – ты проводишь на работе. Темнеет в Катаре достаточно рано: зимой около 17:30–18:00, летом – максимум в 19:00. Поэтому, хоть и живешь на Востоке, солнца практически не видишь.

Еще моя большая «боль» – тот факт, что единственная сухопутная граница страны составляет всего 60 км, а протяженность береговой линии – целых 563 км. Но позагорать у воды в свой единственный выходной ты не можешь!

На общественном пляже появиться в бикини нельзя, потому что исламская культура предполагает для женщин специальный плавательный костюм, закрывающий тело с головы до пят. В купальнике можно пойти на пляж при любом отеле, но в пятницу (рабочая неделя в Катаре начинается с субботы, поэтому выходной в пятницу) придется заплатить за такой отдых не менее $50.

Еще один вариант покупаться и позагорать – поехать на загородный пляж. Но это если у тебя есть машина – с водителем получится дорого. Я была всего на одном загородном пляже – известном Sealine, расположенном примерно в 100 км от Дохи, но он оказался таким грязным, что оставаться там не было никакого желания. То есть ты живешь на море, но не можешь в нем купаться.  

Еще по закону страны появиться в общественном месте с открытыми плечами и коленями девушки не могут – эти части тела обязательно должны быть закрыты (не говоря уже о спинах, животах и декольте). В противном случае к вам даже может подойти полиция. Если повезет – отделаетесь предупреждением, если нет – получите штраф или даже попадете в тюрьму на пару суток.  

На дорожном знаке, обозначающем пешеходный переход, – женщина в национальной одежде. Катарцы так и ходят: мужчины в белых «платьях», женщины в черных.

Погода в Катаре большую часть года невозможная. Где-то с середины весны до середины осени там невероятно жарко, в остальное время – ветрено с песчаными бурями. Комфортно бывает только пару недель в ноябре и столько же в марте-апреле.

Я приехала в Доху в начале октября, когда и днем, и ночью было +40 градусов. Первые дни даже не верилось, что так бывает: вышла из кондиционированного помещения на улицу (кондиционеры там везде, от них иногда даже холодно) – и как будто оказалась в сауне. Жарко, душно, свежего воздуха не хватает. Даже не представляю, как там живут летом с +50 градусами.  

На высоких зданиях (а еще на многих автомобилях) можно увидеть портрет эмира Катара. Его стали вешать только с прошлого лета – в знак поддержки правителя в конфликте со странами-соседями.

Утром и вечером есть риск попасть в дикую пробку. Бензин там дешевый (сейчас стоит что-то около 50 центов), поэтому машины есть практически у каждого. Какой-то общественный транспорт по городу тоже ходит, но им никто не пользуется.

За два месяца я видела автобус раза 2-3, а где находятся остановки – даже не знаю. Нередко пробки образуются и из-за повсеместной стройки. Еще 40 лет назад Катар представлял собой пустыню с низкими домиками и бедуинами, а после того как на территории страны нашли нефть, началась стремительная застройка. Из-за этого по всей Дохе сейчас полно строительных площадок, ограждений, торчащих верхушек кранов и снующих туда-сюда рабочих.  

Почти все авто в Катаре белые (из-за жары) и дорогие.

Самым большим минусом для меня было огромное количество индусов. В Дохе и так мужчин в три раза больше, чем женщин, да еще и большинство из них – товарищи из Индии, которые абсолютно не стесняются проявлять свою заинтересованность. Они смотрят на тебя в упор, оборачиваются вслед, сигналят и почти останавливаются посреди дороги, если едут на машине. Может показаться, что такое внимание – мечта каждой женщины, но нет. Очень хотелось в Европу!  

 

ПЛЮСЫ ЖИЗНИ В КАТАРЕ

Из самых больших плюсов я бы выделила то, что в Катаре все для людей. На любой зеленой зоне можно свободно сидеть, поэтому по вечерам и выходным в большом парке возле Музея исламского искусства полно людей, которые приходят целыми семьями и устраивают пикники. Таких отдыхающих на покрывалах или складных походных стульчиках можно встретить даже на траве вдоль дороги.  

Сервис в Катаре в разы лучше, чем в Минске. Там вы не увидите недовольных лиц официантов и не встретите неприятное отношение продавцов. Наоборот, все очень улыбчивые и приветливые, а в конце касс в супермаркетах часто стоят специальные сотрудники, которые помогают складывать покупки в пакеты.

В отелях на входе всегда есть мальчики, которые, как только подъедешь, сразу готовы забрать твою машину и отвезти ее на парковку, – и не важно, постоялец ли ты этой гостиницы или просто заехал в бар выпить кофе.

Кстати, о кофе: практически на каждом углу в Дохе найдете Starbucks. Этих кафе там реально очень много. У местных даже есть шутка: «Что найдете между двумя “Старбаксами” на Востоке? – Правильно, еще один “Старбакс”».    

Дороги в Катаре (даже многие загородные) хорошие и широкие, часто на шесть или даже восемь полос. Много сложных развязок – местами в незнакомой местности не всегда и попадешь на нужную сторону с первого раза. К чемпионату мира по футболу, который пройдет в Катаре в 2022 году, строится наземное метро. Как мне рассказали, подземное там построить просто нереально – на глубине всего 3-4 метров уже проступает вода.  

На противоположном берегу видно много строительных кранов – они там везде. Даже местные иногда блуждают, потому что город быстро и часто меняется.

Для сравнения: Доха в 1980-е и 2013 годы.

Современная Доха. Ориентир (для сравнения с предыдущими фото) – отель-пирамидка Sheraton справа.

А это современный пляж возле этого отеля.

Курс национальной валюты (катарского риала) практически не менялся с начала 2000-х, и во всех обменниках он одинаковый: 1 доллар = 3,64 риала. Поэтому можно спокойно менять деньги даже в аэропорту.

Еще в Дохе есть красивый район с новенькими небоскребами и много торговых центров невероятных размеров. Самый большой ТРЦ в Минске – ничто по сравнению с каким-нибудь катарским.

Цены на одежду, кстати, там почти такие же, как и у нас. Продукты в магазинах будут уже на порядок дороже, потому что в пустыне ничего не растет и все привозное, но все равно терпимо – я думала, цены будут выше.

Единственное, что кусается, – цены в кафе и ресторанах, но и к ним со временем привыкаешь. Зато все городские мероприятия, фестивали и выставки бесплатные, несмотря на то что своих талантов в Катаре нет и все артисты привозные.  

Для девушек еще одно преимущество. Из-за того что в Дохе их мало, ночные бары всячески стараются завлекать к себе, поэтому почти каждый день в разных заведениях можно найти Ladie’s Night, когда, например, с 20:00 до 22:00 для девушек любые напитки бесплатно.

И да, алкоголь в обычных супермаркетах не продается, разве что безалкогольное пиво. Выпить вина или пропустить по коктейльчику можно только в барах при отелях. На входе во все питейные заведения сканируют паспорт. А персонал нередко разговаривает на русском – в Катаре много экспатов из России, Украины, Молдовы.    

 

КУДА СХОДИТЬ В ДОХЕ

Если вы не любитель шумных гуляний в барах и клубах, то в Дохе вам будет скучновато. Сам город в два раза меньше Минска, а развлечений там раз-два и обчелся. И все-таки из основного.

Прогуляться по Корнишу – длинной набережной в семь километров – и покататься там на туристическом кораблике (по стоимости нужно торговаться).

Сходить в большой трехэтажный Музей исламского искусства.  

Пальмовая аллея по пути к музею.

Прогуляться по «аутентичному» арабскому рынку с узкими улочками и колоритными торговцами Сук Вакиф (Souq Waqif). На самом деле рынок только стилизован под старину, а построен был всего лет восемь назад. Зато там найдете все: специи, ароматы, масла, ткани, одежду, сувениры, сладости, мелких птиц и животных, уличную еду, много открытых кафе и ресторанов.     

Местный рынок – Souq Waqif.

Сходить в кино – в кинотеатрах почти всегда пусто и холодно, лучше взять с собой шарф на плечи или кофточку.

Прогуляться по Katara Cultural Village – развлекательному комплексу на набережной с городским пляжем, в котором нередко организовываются разные фестивали и мероприятия.  

Фестиваль одномачтовых арабских судов в Katara Cultural Village.

Побывать на искусственном насыпном острове The Pearl, где самые высокие цены на недвижимость, а у причалов полно яхт всевозможных размеров.  

Вегетарианское кафе в районе The Pearl.

Съездить в Education City – большой студенческий городок с красивой современной архитектурой и большим зеленым парком Oxygen Zone.  

Education City

 

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О КАТАРЕ

Сейчас, когда прошло уже немного времени с тех пор, как я вернулась, и негативные эмоции от неудачного рабочего опыта поутихли, смотрю фотографии из Катара даже с некоторой ностальгией. Страна хоть и не самая лучшая для проживания, но при желании приспособиться можно – идеального места на земле все равно не существует.

И все же я рада, что смогла уехать оттуда без проблем. Как ни крути, отовсюду там веет какой-то искусственностью: еще 40–50 лет назад на территории страны не было практически ничего, кроме пустыни, а сейчас «дорага-багата» на каждом сантиметре.

Небоскребы хоть и очень красивые, но внешне (а скорее всего, и внутренне) пустые: в офисах сидеть особо некому, потому что большинство приезжает работать в обслуживающей сфере, а отели не страдают от наплыва туристов.

Даже местные женщины там «ненастоящие». В большинстве случаев они очень некрасивы, а потому, имея финансовую возможность, не пренебрегают пластическими операциями в больших количествах.  

Зато в Катаре много уличных котиков.

Ну и на Востоке, наверное, как нигде всегда будешь чувствовать себя чужим. Во-первых, даже если ты родился и всю жизнь прожил в Катаре, но родители у тебя не катарцы, гражданства тебе не дадут. Когда у экспатов появляется ребенок, они вынуждены ехать в свою страну и там его регистрировать. Ну а во-вторых, если в Европе ты можешь затеряться в толпе и более-менее сойти за местного, то на Востоке ты всегда будешь белой вороной.       

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: из личного архива героини.

citydog.by

Бизнес класс Qatar Airways отзыв

Летом этого года на Форуме Винского в разделе Спецпредложения авиабилетов появилась новость: авиакомпания Qatar Airways предлагает два билета бизнес-классом из Москвы в Мельбурн (Австралия) по цене одногоЯ тут же купил два билета на ноябрь.Во-первых подкупила цена. Во-вторых надо же протестировать бизнес Катаров. В-третьих в ноябре в Южном полушарии весна. А кто осенью не любит весну…

Итак, наша поездка состоялась: Новая Зеландия, Новая Каледония, АвстралияИ вернувшись домой, хочется написать традиционный отзыв о комфорте и сервисе в бизнес-классе авиакомпании Qatar Airways

Начну с бизнес зала Qatar в ДомодедовоЭто общий зал без курилки, на втором этаже терминала.Так как из Домодедово ушло довольно много авиакомпаний (просто перестали летать в Россию), то и народу немногоИз напитков: вино и газировки. WiFi есть

Рейс Катаров Москва — Доха на А320

Самолет с удивительным салоном бизнес-класса: кресла в капсулах как на дальнемагистральных самолетах

Бизнес класс Qatar Airways отзыв

Раскладываются полноценноПредстартовый набор стандартен: вода или шампанскоеТуалетная комната одна (это А320). Лосьона, крема, ватных дисков — нетИнтертеймент на спинке впередистоящего кресла полноценный (27 дюймов наверное)Совет авиакомпании: поменять марку шампанского — название не сфотографировал, но дрянь ужасная (хотя возможно из-за того что теплое)Совет авиакомпании: научить стюардесс разговаривать с пассажирами на уровне, а не сверху вниз — то есть приседать, как это делают стюардессы большинства авиакомпани

Рейс Катаров Доха — Мельбурн на Б-777(300)

Бизнес класс Qatar Airways отзыв

Стандартная компоновка капсульных кресел 2-2-2 параллельными рядамиВ самолете два салона бизнеса (летели в первом)Дорожный набор с пижамой: взял L — была как разМеню странное: марроко+азия+европа. Но съедобноеИз алкоголя пил водку (серый гусь): налили полстакана. Теплая. Остальные марки коньяка, виски, джина были из дьюти фри аэропортаТуалетные комнаты 2 спереди, 1 сзади без иллюминаторов. Парфюм и крем присутствовали так же как наборы зубных и бритвенных принадлежностей

Бизнес класс Qatar Airways отзыв

Интернеймент стандартный — спереди. Набор фильмов большой, но смотрел своеКресла раскладывались на 160 градусов. Матрас был. Одеяло узкое — было.Интернет WiFi есть за сумасшедшие деньги, типа 10М за 15 баксов (точно не помню и не пользовался)За 14 часов устал

Рейс Катаров Мельбурн — Доха на Б-777(300)

Бизнес класс Qatar Airways отзыв

Тот же лайнер и та же компоновкаПочему-то запомнился ненавязчивый сервис:Икринке дали пижаму XXL — сказали что маленькие размеры закончилисьПролился чай на мой матрас — запасных матрасов не былоРозетка 110В не работалаВ середине полета нажал кнопку вызова бортпроводника чтоб попросить воды — не подошли. Пошел сам на кухню и молча взял 1.5 бутылку вителя.Ужин проспал. В середине рейса проснулся и захотел съесть пропущенный ужин — выдали дежурный йогурт сказав что питание закончилось (кто-то сожрал мой ужин?)Из напитков брал шампанское в смеси с кампари: на третьей подаче кампари закончилосьВ конце полета явно выпрашивали чаевые — сделал вид что не понимаю о чем речьСовсем не понравилось, но после месяца скитаний в самолете постоянно спали

Рейс Катаров Доха — Москва на А320

Бизнес класс Qatar Airways отзыв

Салон другой: старые кресла с наклоном 30 градусов, почти как в экономеНо широкие и с массажемИнтертеймент в подлокотнике маленькийСтарались хорошо и быстро обслуживать — было 2 девушки

Вывод: не понимаю, почему Qatar Airways называют себя пятизвездочной авиакомпаниейСервис и комфорт у Emirates или Catay Pacific гораздо вышеЯ бы сравнил бизнес Qatar Airways c бизнесом KLM и это 3 звездыПри выборе арабских перевозчиков выбираю Эмирейтс

5/5 (1)
Оцените эту статью

awd.ru