Раскрепощение бизнеса и революция: чего на самом деле нужно опасаться Лукашенко? Раскрепощение бизнеса


Готовящееся раскрепощение бизнеса поможет привлечь в страну иностранные инвестиции

Пакет нормативных правовых актов об упрощении условий ведения бизнеса вынесен на общественное обсуждение. Проекты Декрета и нескольких указов размещены на Национальном правовом интернет-портале. Они также опубликованы на портале www.sb.by.  Изменения в законодательстве ожидаются серьезные – предлагается отменить плановые проверки, ввести институт налоговых консультантов, предусмотрен ряд других актуальных новаций. Главное – открывать свое дело станет проще. Президент Александр Лукашенко во время общения с трудовым коллективом ОАО «Речицадрев» описал схему таким образом: «Пришел – заявление оставил, что хочешь заниматься этим делом, в налоговой зарегистрировался – и пошел работать. Пожарные, санстанция – все до минимума будет сокращено».

Общественное обсуждение документов будет проводиться в течение месяца. Все предложения будут рассматриваться в процессе их доработки. Президенту будет представлен итоговый вариант. От бизнеса и граждан ожидают конкретных предложений по раскрепощению деловой инициативы.

Мы решили обсудить инициативы с экспертами.

В «круглом столе», который прошел в редакции нашей газеты, приняли участие начальник отдела совершенствования деловой среды Департамента по предпринимательству Минэкономики Валентина ШУНДАЛОВА, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Владислав ЩЕПОВ, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства Сергей НОВИЦКИЙ и сопредседатель Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор МАРГЕЛОВ.

Чего ждать бизнесу

«Р»: Не раз говорилось, что декрет необходимо принимать очень быстро. При этом перемены после его подписания нашему бизнесу пообещали кардинальные – введение моратория на проверки, подвижки в вопросах лицензирования и другие моменты. Как думаете, что же в итоге окажется в окончательной редакции документа?

Виктор МаргеловВ.Маргелов: Уверен, что обсуждение проекта декрета надолго не затянется, на все про все остался максимум месяц. Буквально на этой неделе состоится согласительное совещание, пройдут его активные обсуждения и в предпринимательской среде. А дальше уже начнутся согласования по министерствам и ведомствам, что, несмотря на немалое количество спорных моментов, думается мне, много времени не займет.

Пока же идет очень активное обсуждение проекта декрета. Разработчикам уже поступило достаточно много интересных предложений по улучшению деловой среды. Декрет ведь – это целый пакет документов. Он больше напоминает слоеный пирог – каждому направлению, например пожарной охране, санитарным нормам и так далее, там посвящен отдельный блок. Основная его цель – реальное улучшение сферы предпринимательства.

Предприниматели, еще когда только начиналась работа над документом, сами системно разложили, что нам нужно в стране изменять, чтобы ведение бизнеса у нас было более комфортным. Они отметили, что для этого необходимо трансформировать правовой блок, пересмотреть подходы к контрольно-надзорной деятельности, а также оптимизировать деятельность на уровне предприятий.

Сергей НовицкийС.Новицкий: Самое главное, что декрет и ряд сопутствующих документов призваны изменить подходы к госрегулированию предпринимательской деятельности. Назову вам несколько конкретных пунктов, которые будут в декрете. Прежде всего, это установление уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимателю не надо будет ждать попадания в реестры и в базы данных. Заявил – завтра начинай работать. Второй момент – это определение презумпции добросовестности субъекта. То есть никто из контролирующих госорганов не ходит его проверять, он сам гарантирует, что его здание, сооружение, транспорт отвечают всем необходимым требованиям. Третье – это минимизация государственного вмешательства в экономическую деятельность и внедрение механизмов саморегулирования. То есть сам бизнес должен себя регулировать. Государство не должно постоянно ходить и смотреть, чем занимаются предприниматели, они сами со всем разберутся. Четвертый пункт – персонализация ответственности руководителя. Есть моменты, которые раньше контролировало государство, но при этом качество товаров и услуг не улучшалось. Поэтому сегодня все возлагается под ответственность руководителя. Пятое – оказание содействия госорганов в виде не контроля, а в виде договорных отношений. Сначала этот пункт в проекте документа фигурировал на платной основе, но мы постарались его убрать.

В принципе, это базовые вещи, которые касаются облегчения условий ведения бизнеса и сокращения контрольно-надзорной деятельности. С момента вступления документа в силу объявляется мораторий на проверки. Пока мы ведем речь о календарном годе – с момента подписания декрета, потому что с начала года все-таки уже прошло 4 месяца.

Валентина ШундаловаВ.Шундалова: Откровенно говоря, многие госорганы проект декрета в «собранном» виде и сами увидели недавно. Первое впечатление, которое возникло при ознакомлении с ним, – это будет огромный шаг вперед. Да, его еще предстоит дошлифовать. Но если спросить у бизнеса, принимаем мы в таком виде или еще год будем совершенствовать, абсолютно уверена: все согласятся не откладывать дело в долгий ящик.

Когда все говорят о проекте декрета, обычно упоминается о том, что он заметно упростит жизнь бизнесу. Но это далеко не единственные его плюсы. И для инвесторов он тоже очень важен. Особенно тот момент, что все эти нововведения, о которых говорится, будут утверждены именно декретом Президента. Ведь у нас как бывает: сегодня один санпин, через полгода – новый, тот, кто уже начал строить предприятие, вынужден из-за этого по ходу стройки менять проекты. С декретом чисто технически такого быть не может: в него могут вноситься изменения максимум раз в год, и то при особом обосновании. Так что, с точки зрения стабильности законодательства, принятие декрета уже положительный посыл. Международные исследования показывают, что изменчивость законодательства является одним из важнейших препятствий для привлечения инвестиций. Потому что инвестор должен знать, что деньги, которые он вкладывает в проект, не пропадут.

Владислав ЩеповВ.Щепов: Соглашусь, в этом есть важный политический момент. Декрет – правовой акт прямого действия, которым обязаны руководствоваться госорганы, в том числе суды. И видя, например, статьи о презумпции добросовестности, о том, что наказание строго должно соответствовать нарушению, судья в случае спорных ситуаций может принимать решения в пользу предпринимателя. Суд может определять наказание за правонарушение с учетом всех обстоятельств, в том числе тяжести нарушения. Декрет – это инструмент разрешения споров, снижения деловых рисков и стимулирования инвестиций. Его надо принимать быстрее.

«Р»: Предприниматели в перспективе ощутят все прелести нового законодательства, но резких трансформаций деловой среды все равно ожидать не стоит?

С.Новицкий: Трансформации станут очевидными лишь по истечении какого-то времени. Государство облегчит условия ведения бизнеса, но заставлять заниматься предпринимательством оно не будет. Люди должны это понять. Они смогут в рамках существующего поля рисковать, заниматься делом, зная, что за малейшую провинность не будут оштрафованы или подвергнуты другим, более жестким санкциям. А если вдруг субъект малого и среднего бизнеса и допустит какую-нибудь ошибку, то госорган на первый раз ограничится лишь предупреждением.

Тысячи новых рабочих мест

«Р»: Насколько мы понимаем, одна из главных целей появления нового законодательного акта заключается не только в создании более комфортной среды для предпринимателей, которые уже давно ведут свое дело. Еще одна цель – раскрепостить деловую инициативу, чтобы в бизнес более охотно шли люди, которые пока не решаются на этот шаг. Документ тому поспособствует?

С.Новицкий: Конечно. Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» показал: около 400 тысяч человек, то есть почти 10% активного рабочего населения страны, которое попало под его действие, находятся у нас вне правового поля. Но эти люди ведь на какие-то доходы живут! Скорее всего, они заняты бизнесом – домашними ремонтами, репетиторством и другими видами услуг. Причин, по которым они боятся легализовать свое дело, масса. В их числе необходимость получения лицензии, банальная боязнь утонуть в бумагах и так далее. Новые документы как раз и призваны всем показать: не стоит бояться открывать бизнес. Заплатите единый налог, легализуйтесь – и никто вас не тронет.

«Р»: Как думаете, сколько новых рабочих мест может быть создано за счет самозанятости?

С.Новицкий: Десятки тысяч. Предпринимательство и свой бизнес – далеко не всегда между этими понятиями стоит знак равенства. По статистике, в мире из 100 вновь создающихся предприятий до первого года доживают только 7–10, в IT-cфере – 2–3. Но это же не значит, что такие предприятия не должны создаваться.

В.Щепов: Мировая практика показывает, что только 10% людей имеют способности к предпринимательству. Думаю, что из этого числа примерно половина думают о том, чтобы легально открыть свое дело.

Кстати, сегодня не все понимают: нужно не только создавать в стране условия для открытия бизнеса, нельзя забывать и о проблемах выхода из бизнеса и открытия нового. Этот конвейер должен работать без сбоев. Сегодня же закрытие бизнеса в отличие от первоначальной регистрации требует от предпринимателя значительных временных и иных издержек.

С.Новицкий: Соглашусь с коллегой, у нас сегодня выражение «заняться бизнесом» звучит порой как приговор. Субсидиарная ответственность лишает смысла все благие начинания. Человек открыл организацию, создал уставной фонд, а потом закрывает бизнес, и государство насчитывает ему какие-то налоги. Потом еще приходит к собственнику, начинает что-то от него требовать. Это одна из причин, почему у нас люди боятся генерировать бизнес. Весь процесс: зарождение, ведение и ликвидация бизнеса, – все это должно быть максимально упрощено и либерализировано.

В.Щепов: Вот еще какой есть момент. С одной стороны, предприниматель видит рентабельность своего бизнеса, а с другой – риск. И иногда последний кажется ему просто запредельным. Есть в нынешнем законодательстве немало норм, которые при поверхностном рассмотрении выглядят как топор палача. Может быть, они никогда и не заработают, но они есть, и они отпугивают людей и мешают привлечению инвестиций.

Рынок отрегулирует себя сам

«Р»: После обещания либерализировать проверочную деятельность начали звучать замечания по поводу того, что резко «откручивать гайки» все же не стоит. Ослабишь контроль – развяжутся руки у недобросовестных игроков рынка. В итоге мы столкнемся с массовым нарушением прав потребителей. Как вы это прокомментируете?

В.Маргелов: Вы правы. Такая опасность реально существует. Что сегодня, по сути, происходит. Государство говорит: мы введем мораторий и посмотрим, что из этого получится. Но мы уже проходили это – как только проверяющие закрывают глаза, исполнение норм законодательства резко идет книзу. Поэтому, если не принять в этом декрете каких-то мер стабилизирующего характера, то через полгода-год опять придется усиливать госрегулирование и ужесточать штрафы. Ведь, как говорится, из-за одной паршивой овцы тень может пасть на все стадо. Предпринимательские союзы, конечно же, в такой ситуации не заинтересованы.

Сейчас законодательство худо-бедно исполняется. Поэтому такую ситуацию необходимо поддержать, а для этого нужны дополнительные меры. Не зря в декрете прописан принцип саморегулирования: мы предлагаем создавать самоподдерживающую систему, чтобы бизнес помогал друг другу соблюдать законодательство. Это будет дешевле, чем штрафы. Грубо говоря, если мы от предпринимательских союзов отрядим одного человека ходить по 20 предприятиям, чтобы он все на местах проверял, это будет намного дешевле, чем гонять по этим же предприятиям комплексные проверки.

Необходимо создавать переход от госрегулирования к саморегулированию. Для этого есть ряд инструментов. Например, чтобы объединения предпринимателей имели первоочередное право рассмотрения жалоб. А жалобы, кстати, на текущий момент инициируют 80% внеплановых проверок. И нередко бывает так, что их предприниматели сами пишут друг на друга, чтобы устранять конкурентов.

В.Щепов: Хочу акцентировать внимание на таком моменте: мне кажется, при прочтении документа не всеми осознано, что означает индивидуальная ответственность руководителя. Придет в организацию (пусть и через пять лет) проверка, обнаружатся грубые нарушения – и руководитель в итоге будет нести полную ответственность и риск за несоблюдение им лично и его службами норм законодательства. Теперь именно руководителям придется проверять своих сотрудников, штрафовать их, депремировать и даже просить помощи у проверяющих для обеспечения соблюдения требований санитарных норм, норм пожарной безопасности и так далее.

Хотелось бы обратить также внимание на принцип взаимодействия государства и бизнеса, который закреплен в декрете, – принцип саморегулирования. Он означает, во-первых, что необходимо минимизировать вмешательство государственных органов в предпринимательскую и экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Во-вторых, ряд полномочий и ответственность может быть передана саморегулируемым организациям, которые будут объединять предпринимателей и частично контролировать их деятельность. Для развития саморегулирования с участием депутатского корпуса разрабатывается проект Закона «О саморегулируемых организациях». Опыт зарубежных стран показывает, что саморегулирование бизнеса отлично работает.

Сам себе мастер

«Р»: Новое законодательство обещает еще одну интересную норму – в стране хотят отменить регистрацию для некоторых видов предпринимательской деятельности. По сути, открыть свое дело можно только уведомив местные органы власти и заплатив одну базовую величину в год.

В.Щепов: Перечень таких видов деятельности есть и сейчас, но его существенно расширят. В него, в частности, внесут такие виды услуг, как настройка компьютеров для физлиц, сборка и перетяжка мебели, ремонт часов и обуви, проведение занятий йогой, пилатесом, аэробикой, шейпингом, кладка печей и каминов и даже работы по отделке зданий и сооружений – стекольные, штукатурные, малярные, поклейка обоев. Перечень немаленький.

В.Шундалова: Как легализоваться – это на самом деле большая проблема для людей, которые занимаются такими видами бизнеса. Она особенно актуальна в малых городах, где все про всех знают. Далеко не каждый отважился бы пойти к соседу перетягивать ему мебель, потому что назавтра об этом узнает налоговая. А регистрировать ИП многие не хотят, боятся больших затрат, сложных административных процедур, отчетности и так далее. Мы считаем, что эти два указа – о развитии занятости физлиц и о внесении изменений в указ по ремесленной деятельности – дадут в малых городах мощный первоначальный толчок к вовлечению населения в предпринимательство.

В.Маргелов: Эта инициатива очень важная и нужная. Она поспособствует созданию новых рабочих мест и самозанятости населения. В малых городах ведь всегда с этим было сложно. Чисто технически условий для бизнеса там может быть больше – масса свободных помещений, дешевые трудовые ресурсы. Но там никто не хочет заниматься предпринимательством в том числе потому, что боятся это делать.

Александр БЕНЬКО, Полина КОНОГА, «Рэспубліка», 12 апреля 2017 г.

(фото – Александр КУЛЕВСКИЙ)

www.pravo.by

Лукашенко пообещал радикально раскрепостить бизнес

Бизнес ждет от государства упрощения условий работы, декриминализации законодательства, сокращения условий проверки, гарантий прав собственности и свобод инвесторов.

МИНСК, 12 апр — Sputnik. Белорусский бизнес ожидает от государства действительно радикальных шагов по раскрепощению предпринимательской инициативы, заявил Sputnik председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства, глава Минского столичного союза предпринимателей и нанимателей Владимир Карягин.

Во вторник президент Беларуси Александр Лукашенко, общаясь с трудовым коллективом ОАО "Речицадрев", заявил, что в ближайшее время в стране будут приняты кардинальные решения по раскрепощению деловой инициативы. "В ближайшее время мы примем революционные решения по предпринимательству, бизнесу – по раскрепощению бизнеса", – сказал президент, уточнив, что изменения коснутся как крупных предприятий, так и небольших, а также ИП.

Глава государства уточнил, что начать дело будет просто: прийти в ИМНС, оставить заявление, зарегистрироваться и начинать работать. При этом президент заявил, что в стране для предпринимателей созданы все условия, а если чего-то не хватает, соответствующие решения будут приняты очень быстро.

Чего бизнес ждет от государства?

Как отметил Карягин в интервью Sputnik, в настоящее время готовится целый пакет нормативных актов, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и раскрепощение деловой инициативы. 

"Мы надеемся, что это будут действительно революционные изменения. Сейчас мы все эти документы обсуждаем, там большая группа указов", – сказал глава бизнес-союза.

По его словам, бизнес ждет от государства, прежде всего, упрощения условий ведения хозяйственной деятельности, порядка регистрации и лицензирования, декриминализации законодательства, регулирующего эту сферу. Кроме того, деловые круги рассчитывают, что в стране будут приняты знаковые документы, регулирующие порядок проведения проверок различными госорганами.

Еще одним важным документом должен стать нормативный акт, сокращающий перечень требований к тем или иным видам деятельности. В частности, речь идет о снятии излишних и устаревших санитарных требований, норм пожарной безопасности и т. д. Карягин также подчеркнул, что бизнес ожидает от государства и гарантий в области прав и свобод инвесторов, а также улучшения ситуации в сфере частной собственности.

Он отметил, что все эти ожидания сформулированы в проекте Национальной платформы бизнеса – 2017, проект которой деловые круги продолжают обсуждать. Этот документ опубликован на сайте Республиканской конфедерации предпринимательства.

Документы почти на выходе

Во вторник в Минске состоялось заседание Совета по развитию предпринимательства, на котором были рассмотрены при участии деловых кругов проекты основных документов, направленных на стимулирование деловой активности, совершенствование контрольно-надзорной деятельности и исключение излишних требований к бизнесу.

Как отметил в беседе с журналистами по итогам заседания глава Совета Петр Прокопович, эти документы были позитивно восприняты бизнес-сообществом.

"Рабочая группа, созданная по решению главы государства в целях стимулирования деловой активности и исключения излишних требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования, а также дальнейшего совершенствования контрольной и надзорной деятельности, проделала колоссальную работу. Сегодня на совете по развитию предпринимательства мы рассматривали документы, которые разработала эта группа. Предпринимательством и всем реальным сектором экономики они встречены с большим воодушевлением", – сказал он.

По словам Прокоповича, один из рассмотренных документов – проект декрета "О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу". Кроме того, рассматривались и проекты поправок в некоторые указы президента.

Как ожидается, в ближайшее время документы будут размещены на Национальном правовом интернет-портале для общественного обсуждения.

"Решение направить на общественное обсуждение еще больше привлечет всех предпринимателей, деловых людей, экономистов. Все желающие смогут внести свои предложения. Надеюсь, что в результате такого обсуждения и с учетом наработанных материалов мы получим очень хорошие нормативные документы, которые будут стимулировать развитие экономики", – подчеркнул Прокопович.

sputnik.by

чего на самом деле нужно опасаться Лукашенко?

Лукашенко о прообразе «будущей революции» и бизнесе

До 1 октября планируется подписать пакет документов, состоящий из 10 нормативных актов, которые должны раскрепостить беларуский бизнес. Такую задачу поставил Александр Лукашенко 8 августа по итогам доклада о выполнении поручений о стимулировании деловой инициативы: “К 1 октября мы должны выдать обществу и предпринимателям эти документы”.

В январе 2017 года создана рабочая группа по совершенствованию контрольной деятельности и устранению излишних требований к субъектам хозяйствования. В феврале состоялось совещание, на котором были определены основные концептуальные направления ее деятельности. По итогам проделанной работы подготовлен пакет документов, целью которых является повышение деловой активности в Беларуси.

“Представленные к рассмотрению нормативные акты содержат ряд довольно серьезных новаций для экономической сферы – от уведомительного принципа начала осуществления отдельных видов экономической деятельности до системы выборочных проверок. Это, бесспорно, серьезный шаг на пути повышения доверия к деловому сообществу”, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Лукашенко признал, что существует множество «ненужных, мешающих работе административных барьеров и процедур», которые «необходимо устранить».

В пакет документов по вопросам стимулирования деловой инициативы войдут около десяти нормативно-правовых актов.

“От любых совместных действий – моих как представителя власти и ваших как представителей бизнеса – должен быть эффект для государства и для предпринимательства. Игра в одни ворота неприемлема. Я за то, чтобы бизнес у нас был свободным, ответственным, более эффективным, но чтобы после принятия решений  государство стало сильнее. Если вы по-другому это понимаете, тогда у нас с вами вряд ли что-то получится”, – подчеркнул Лукашенко.

“Нельзя допустить, как это в известных государствах, разницу между беднотой и богатыми людьми в 25-30 раз. Это прообраз если не будущей революции, то нестабильности точно”, – резюмировал Лукашенко.

«Найдут расстояние между двумя запятыми»

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что предлагаемый пакет документов поможет значительно раскрепостить бизнес. Если правоприменительная практика не подкачает, пишет "Белорусская правда".

- Трудно придумать шкалу, позволяющую определить, насколько пакет документов раскрепостит беларуский бизнес: на 100%, на 10%. Скажем так: в довольно большой степени, это на самом деле правда.

- Какие новаторские подходы содержатся в задекларированном пакете документов?

- Даже шесть документов занимали 240 страниц текста, а с учетом еще четырех – наверное, выйдет и 300 страниц текста.

В самом декрете декларируются новые принципы взаимоотношения с бизнесом; новые санитарные правила; новые противопожарные правила; новые условия осуществления бизнеса в различных сферах: в торговле, в строительстве, в сфере услуг и производства. Предлагается серьезное решение ряда концептуальных вопросов, в частности, по субсидиарной ответственности, ряд порученских пунктов.

В проекте указа «О контрольно-надзорной деятельности» содержится намерение объявить мораторий на плановые проверки до конца 2017 года (уже почти заканчивается).

Предполагается действительно коренное изменение подходов к проверкам: должно сократится количество плановых проверок, а внеплановые проверки должны носить исключительно целевой характер.

- Предпринимательские союзы довольны обсуждаемыми документами?

- Предложенные документы нужно оценивать положительно. Иной другой: можно ли было сделать больше? В нашем понимании – можно.

- Вас не смущает, что при обсуждении чисто экономической проблемы глава государства оперирует понятиями «расслоение общества»  революция?

- Я не знаю, кто такую речь подготовил Лукашенко. Теоретически такие опасения возможны, но в практической реализации подобных угроз не просматривается. А вот когда доходы предпринимателей упали ниже среднего дохода по стране – большая несправедливость, чреватая серьезными последствиями.

Я не думаю, что с учетом принятия пакета документов стране грозит расслоение населения в 25 раз – между богатыми и бедными.

- При решении такой масштабной проблемы, как жизнедеятельность бизнеса, всегда хочется надеяться на лучшее. А опасения присутствуют?

- Есть законы, а есть правоприменительная практика. Вы помните, какие большие надежды связывались с директивой №4, которая превратилась в пакет поручений, позже выхолощенный – в итоге получился пшик. Существуют опасения, что правоприменительная практика пойдет в другую сторону; кому надо, найдут расстояние между двумя запятыми, чтобы выхолостить ту или иную норму.

Опасения всегда есть.

belaruspartisan.by

чего на самом деле нужно опасаться Лукашенко?

Лукашенко о прообразе «будущей революции» и бизнесе

До 1 октября планируется подписать пакет документов, состоящий из 10 нормативных актов, которые должны раскрепостить беларуский бизнес. Такую задачу поставил Александр Лукашенко 8 августа по итогам доклада о выполнении поручений о стимулировании деловой инициативы: “К 1 октября мы должны выдать обществу и предпринимателям эти документы”.

В январе 2017 года создана рабочая группа по совершенствованию контрольной деятельности и устранению излишних требований к субъектам хозяйствования. В феврале состоялось совещание, на котором были определены основные концептуальные направления ее деятельности. По итогам проделанной работы подготовлен пакет документов, целью которых является повышение деловой активности в Беларуси.

“Представленные к рассмотрению нормативные акты содержат ряд довольно серьезных новаций для экономической сферы – от уведомительного принципа начала осуществления отдельных видов экономической деятельности до системы выборочных проверок. Это, бесспорно, серьезный шаг на пути повышения доверия к деловому сообществу”, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Лукашенко признал, что существует множество «ненужных, мешающих работе административных барьеров и процедур», которые «необходимо устранить».

В пакет документов по вопросам стимулирования деловой инициативы войдут около десяти нормативно-правовых актов.

“От любых совместных действий – моих как представителя власти и ваших как представителей бизнеса – должен быть эффект для государства и для предпринимательства. Игра в одни ворота неприемлема. Я за то, чтобы бизнес у нас был свободным, ответственным, более эффективным, но чтобы после принятия решений  государство стало сильнее. Если вы по-другому это понимаете, тогда у нас с вами вряд ли что-то получится”, – подчеркнул Лукашенко.

“Нельзя допустить, как это в известных государствах, разницу между беднотой и богатыми людьми в 25-30 раз. Это прообраз если не будущей революции, то нестабильности точно”, – резюмировал Лукашенко.

«Найдут расстояние между двумя запятыми»

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что предлагаемый пакет документов поможет значительно раскрепостить бизнес. Если правоприменительная практика не подкачает, пишет "Белорусская правда".

- Трудно придумать шкалу, позволяющую определить, насколько пакет документов раскрепостит беларуский бизнес: на 100%, на 10%. Скажем так: в довольно большой степени, это на самом деле правда.

- Какие новаторские подходы содержатся в задекларированном пакете документов?

- Даже шесть документов занимали 240 страниц текста, а с учетом еще четырех – наверное, выйдет и 300 страниц текста.

В самом декрете декларируются новые принципы взаимоотношения с бизнесом; новые санитарные правила; новые противопожарные правила; новые условия осуществления бизнеса в различных сферах: в торговле, в строительстве, в сфере услуг и производства. Предлагается серьезное решение ряда концептуальных вопросов, в частности, по субсидиарной ответственности, ряд порученских пунктов.

В проекте указа «О контрольно-надзорной деятельности» содержится намерение объявить мораторий на плановые проверки до конца 2017 года (уже почти заканчивается).

Предполагается действительно коренное изменение подходов к проверкам: должно сократится количество плановых проверок, а внеплановые проверки должны носить исключительно целевой характер.

- Предпринимательские союзы довольны обсуждаемыми документами?

- Предложенные документы нужно оценивать положительно. Иной другой: можно ли было сделать больше? В нашем понимании – можно.

- Вас не смущает, что при обсуждении чисто экономической проблемы глава государства оперирует понятиями «расслоение общества»  революция?

- Я не знаю, кто такую речь подготовил Лукашенко. Теоретически такие опасения возможны, но в практической реализации подобных угроз не просматривается. А вот когда доходы предпринимателей упали ниже среднего дохода по стране – большая несправедливость, чреватая серьезными последствиями.

Я не думаю, что с учетом принятия пакета документов стране грозит расслоение населения в 25 раз – между богатыми и бедными.

- При решении такой масштабной проблемы, как жизнедеятельность бизнеса, всегда хочется надеяться на лучшее. А опасения присутствуют?

- Есть законы, а есть правоприменительная практика. Вы помните, какие большие надежды связывались с директивой №4, которая превратилась в пакет поручений, позже выхолощенный – в итоге получился пшик. Существуют опасения, что правоприменительная практика пойдет в другую сторону; кому надо, найдут расстояние между двумя запятыми, чтобы выхолостить ту или иную норму.

Опасения всегда есть.

belaruspartisan.by

Раскрепощение, или Стерилизация бизнеса: конфискация перекроет все штрафные санкции

Надо реально раскрепощать бизнес от указа №484 о лжепредпринимательстве, надо упразднить ряд уголовных статей и почистить Кодекс об административных правонарушениях.

Анатолий Змитрович, Беларуская праўда

 

Размекламированный пакет документов о «раскрепощении бизнеса» готовятся предъявить бизнесу. В декабре Лукашенко проведет финальное совещание, на котором с помпой презентуют пакет документов. Но бизнес выступает в роли золушки на собственном балу.

Пишет Анатолий Змитрович.

-В декабре готовится встреча президента с бизнесом в честь подписания пакета документов о раскрепощении бизнеса. Чтобы избежать проблем, на встречу приглашаются представители бизнеса, которые не имеют никакого отношения к разработке, обсуждению и принятию предложений. Точно такой механизм использовался при организации предыдущего совещания, на котором президент поручил к 1 ноября доработать весь пакет документов — не приглашались представители бизнес-сообществ, которые как раз и разрабатывали предложения.

На Всемирной неделе предпринимательства заместитель министра экономики Дмитрий Матусевич сказал, что бизнес уже должен почувствовать, что что-то меняется. Ключевое слово — «почувствовать», нечто из разряда экстрасенсорики; что не укладывается в рамки экономики, то нам предлагают «почувствовать». Похоже, чиновники сами не понимают, что меняется, и решили спросить у бизнеса. Когда ведущая спросила у зала: вы чувствуете перемены? — присутствующие хором ответили: нет. Какой вопрос — такой ответ.

Целый год нам разъясняли, что пакет документов о раскрепощении бизнеса практически сразу даст эффект, который бизнес мгновенно почувствует. Но с начала ноября тенденции изменились: примем декреты, к ним разработаем постановления — и тогда…

Ничего не напоминает? Мне напоминает неисполненную директиву №4, для реализации которой приняли около 130 постановлений, и за семь лет выполнили только около 30 из них. На 80% директива №4 не исполнена. Исполни директиву на 100%, не пришлось бы целый год заниматься разработкой новых документов; посчитайте, сколько человеко-дней потрачено на разработку постановлений к директиве №4, на разработку нового пакета документов о раскрепощении бизнеса. А семь лет уже прошло. И нам ждать еще семь лет, пока чиновники будут исполнять новые документы? Чиновники неплохо организуют себе занятость.

Если бы исполнили директиву №4 и реализовали предложения Национальной платформы бизнеса, который бизнес ежегодно разрабатывает, то процентов 70 проблем бизнеса были бы уже решены. Осталось бы поставить точку в главных проблемах бизнеса.

В первую очередь нужно принять закон о защите частной собственности. Бизнес не верит власти, не верит, что сможет сохранить собственность. А какой смысл работать, если ты не можешь сохранить собственность?

По предложению бизнеса на 2018 год на 2,7% уменьшили штрафные санкции в бюджете, но на 2,6% увеличили конфискационную статью. А в денежном выражении конфискация перекроет все штрафные санкции. Вот такое раскрепощение происходит, стерилизация, я бы сказал.

Инвесторы давно просят защиты. За пять лет в Парке высоких технологий не построено ни одного завода. Иностранный бизнес боится вкладывать деньги — в беларуских условиях ничего не докажешь.

Частная собственность на земле: на своей земле будут строить, на чужой — нет.

Надо реально раскрепощать бизнес от указа №484 о лжепредпринимательстве, надо упразднить ряд уголовных статей и почистить Кодекс об административных правонарушениях. В КоАП сегодня действует порядка тысячи статей, по которым можно вести административный процесс и подвергнуть санкциям.

Если все это сделать, тогда бизнес не только почувствует изменения, но и признает, что власти идут в правильном направлении. Основной вопрос, который бизнес на этом совещании должен поставить перед президентом, звучит так: вы уверены, что не исполнив директиву №4, ваши чиновники исполнят пакет декретов о раскрепощении бизнеса? А президент должен спросить у чиновников: а все ли проблемные вопросы бизнеса будут решены и когда, если я подпишу документы? Если эти вопросы не прозвучат, то можно быть уверенным, что никто серьезно даже не изучал проблемы бизнеса. А присутствующие на совещании представители бизнеса, непричастные к выработке пакета документов, разделят ответственность за принятие нормативных актов. Как это произошло с законом «О частно-государственном партнерстве».

Анатолий Змитрович, директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства,

для Беларускай праўды

Навіны ад Belprauda.org у Telegram. Падпісвайцеся на наш канал https://t.me/belprauda.

belprauda-https-m3nigql.netdna-ssl.com

Раскрепощение бизнеса - Раскрепощение бизнеса

РАСКРЕПОЩЕНИЕ БИЗНЕСА

 

         В 2008 году был принят новый Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

        Принятие этого закона преследовало несколько целей, при этом наиболее важной из них на государственном уровне декларировалась цель сократить количество проверок бизнеса и их продолжительность. Количество органов и организаций, проверяющих бизнес, которые в отдельные периоды времени то получают такие функции, то лишаются их, составляет в настоящий момент около 50.

        Данное количество проверяющих органов приводит к тому, что на большинстве предприятий такие проверки проводятся разными органами в течение всего года, а иногда они проводятся одновременно.

        В связи с этим организация или предприниматель вынуждены искать и содержать специальных  работников для участия в проводимых проверках. При этом, все расходы по проведению проверок, включая сбор и изготовление для проверяющих копий сотен документов, их заверение, оплату рабочего времени сотрудников, опрашиваемых в ходе проверки, оплату труда работника, непосредственно ответственного за проведение проверки,   возлагаются на самих проверяемых.

        Для  крупных и большинства средних организаций это может и не являться серьезными тратами, а вот для предприятий малого бизнеса это выливается в значительные расходы. При  этом индивидуальные предприниматели, сами ведущие бизнес,  зачастую лишаются возможности во время проверок осуществлять основной вид деятельности и теряют доходы. Поскольку время участия в государственных проверках предпринимателям не оплачивается. Это значит, что Вас проверяют за счет Ваших доходов.

В связи с этим, в необходимости издания данного закона сомнений нет.

Разберем основные положения введенного закона.

Все проверки подразделяются на плановые и внеплановые, а также на документарные и выездные.

Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Исключение сделано для организаций, работающих в социальной сфере, а также в сферах здравоохранения и образования: их можно проверять более одного раза в три года. Плановая проверка может быть как документарной, так и выездной.

Контролирующие органы обязаны обеспечить общедоступность ежегодного плана проверок. Рекомендуется наиболее простой способ - размещать такой план в Интернете. А с 2011 г. ежегодный сводный план проверок доступен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Внеплановые проверки - меры более радикальные. Они проводятся в следующих случаях:

- если нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки, вовремя не устранены;

- если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред природе, безопасности государства, чрезвычайные ситуации или если существует угроза данных событий. Информацию о таких нарушениях контролирующие органы будут получать из органов власти, СМИ и из обращений рядовых граждан по вопросам нарушения их прав соответствующей организацией. В данном случае нарушителю также следует ждать внеплановой проверки.

Документарная проверка - мероприятие, в котором проверяемый субъект непосредственно не участвует. Ревизоры проверяют как документы, в которых содержатся общие сведения о деятельности организации, так и документы, содержащие информацию о соответствии обязательным требованиям в сфере их деятельности.

Если документов не хватает или в них недостаточно сведений, то ревизоры запрашивают у организации дополнительные документы. А при обнаружении в бумагах ошибок и противоречий фирма должна направить в контролирующий орган необходимые пояснения в письменной форме. Если же и после получения дополнительной информации ревизоры найдут нарушения в документах, то проверяемому субъекту грозит выездная проверка.

Выездные проверки - самая жесткая мера контроля. Они проводятся только в случае, когда документов не хватает для полноты и достоверности сведений о деятельности организации и выполнении обязательных требований.

Срок проведения обоих видов проверок не может превышать 20 рабочих дней (пока что - 30 дней). А плановая выездная проверка не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Напомним, что малыми предприятиями признаются фирмы, численность работников которых не превышает 100 человек, а микропредприятиями - 15 человек.

Вроде бы и не страшно, довольно четко, не так уж и часто, и не так уж и длительно.

Но что же выходит на практике?

А на практике выходит вот что.

Закон ввели в действие только в 2009 году, но уже к сегодняшней дате в него 15 раз вносили изменения.

Внесение этих изменений привело к тому, что требования этого Закона теперь не распространяются вообще на проведение 23 (двадцати трех)!!! видов контроля (антимонопольный контроль, валютный контроль, финансово-бюджетный контроль, таможенный контроль и т.п.).

Кроме того, в отношении 25 видов контроля помимо этого закона действует особый порядок, который отличается от предусмотренного данным Законом.

Это значит, что сроки и периодичность проверок, установленные вышеуказанным Законом на них не распространяются.

В общем, получается, что от всего перечня контролирующих органов, которые целиком подчинялись этому Закону, остались только трудовая инспекция, пожарные,   Роспотребнадзор, санэпиднадзор, управление по технологическому и экологическому надзору, Ространснадзор.

Кроме того, интересно и другое, прочитав в Законе условие о том, что плановые проверки могут проводиться один раз в три года, мы не можем понять: это касается только проверок одного органа, или всех органов? А может ли один орган проводить в течение 3-х лет несколько проверок, если они касаются разных вопросов?

При отсутствии прямого указания на это в Законе, ответы на эти вопросы пытается дать судебная практика. Но судебная практика судов различается, и есть многочисленные судебные решения, из которых следует, что любой из органов имеет право проводить проверку один раз в 3 года. И в эти же 3 года один и тот же орган может проводить не одну, а несколько проверок, если они касаются разных вопросов.

Таким образом, главная декларируемая при введении в действие этого Закона цель,  оказалась недостигнутой. Проверок меньше не становится, а возможность проводить несколько проверок различными органами одну за другой, да еще и неоднократно,  практически сводит на нет ограничения по продолжительности проверки, установленные Законом.

При этом мы не учитываем еще проведение внеплановых проверок.

         А уж вывод из-под действия Закона подавляющей части видов контроля практически вовсе лишил указанный Закон самостоятельного значения, сделав его лишь прикладным.

         В общем, получилось все как в одной средневековой притче.

         Уже когда все соседи знатного феодала дали свободу своим крепостным,  дабы феодала тоже сочли просвещенным, он решил сделать то же самое. Он издал для подданных книгу, собрал их и сказал: благодаря милости моей теперь вы все не мои чада, а свободные люди. И каждый, кто приобретет эту книгу, сможет делать без моего повеления все, что значится в этой книге. Живите же впредь как хотите. И все, кто мечтал стать свободным, заплатил за эту книгу символичную плату – полсоверена. Только все страницы этой книги были пусты.

        

 

Управляющий партнер

Юридического Агентства «Советник»          Семенов А.Н.

 

www.ds53.ru

Либерализация или закручивание гаек? Бизнес не знает, какое «раскрепощение» готовят чиновники

Беларуский бизнес не имеет представления о содержании пакета документов по «раскрепощению бизнеса». Дать свою оценку бизнес-сообщество сможет только после подписания и изучения этих нормативных актов.

«Допустил просчеты — иди в тюрьму!»

«Мы снимаем практически все барьеры. С другой стороны, я требовал жесточайшую ответственность бизнесменов, руководителей компаний за то, что происходит у них в фирмах. Допустил какие-то просчеты, не дай бог, погибли люди — собирайся и иди в тюрьму. А как иначе: вот вам свобода и никакой ответственности? Нет». Лукашенко сегодня принял 19 сентября министра экономики Владимира Зиновского, который доложил о подготовке проектов указов по раскрепощению бизнеса. В августе на совещании Лукашенко потребовал от правительства доработать проекты, чтобы подписать их 1 октября.

Лукашенко подчеркнул, что встречался с бизнесменами:

«Меня уже многие предупреждают: если вы не хотите потерять управляемость в экономике и породить в стране бардак, контроль должен быть. Я против излишнего контроля, но надо оставить те контрольные функции, которые нужны государству».

Как сообщает президентская пресс-служба, проект указа по совершенствованию ремесленнической деятельности предусматривает расширение перечня видов такой деятельности примерно на 30%.

Президент также заслушал доклад по проекту указа, предусматривающему повышение роли Совета по развитию предпринимательства.

«Вы предлагаете принять решения по Совету по развитию предпринимательства, чтобы он был более вовлечен в процессы, которые происходят в среде предпринимателей. Особенно когда мы меняем какие-то правила или появляются новые правила, чтобы совет мог вносить предложения, обсуждать их в правительстве, министерствах, ведомствах. Хорошая норма, я с ней согласен: если совет вносит предложение в правительство, оно обязательно должно быть рассмотрено. Я согласен с повышением роли совета. Мы должны еще раз посмотреть на состав этого совета и сделать его действенным инструментом», — сказал Александр Лукашенко.

Беларуский руководитель одобрил представленный пакет документов. «Пустая начинка в красивой упаковке» – так изначально  расценили предприниматели новый пакет документов по стимулированию деловой инициативы, которые обсуждались 8 августа на совещании у Лукашенко.

Бизнес не знает содержания указов по «раскрепощению бизнеса»

Директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович считает абсурдной такую постановку вопроса:

-Чиновники ведут свою игру, большую игру. Предложения бизнес-сообщества в проект декрета о раскрепощении бизнеса не прошли, наши предложения в Налоговый кодекс тоже не прошли. Предложения бюизнес-сообщества отвергнуты, а теперь заявляется, что бизнес просить усилить контроль. Абсурд!

-Знают ли бизнес-сообщества, в каком состоянии сегодня находятся готовящиеся проекты документов?

-Никто не знает, кроме самих чиновников. Поручение доработать и согласовать проекты документов с администрацией президентом, данное Лукашенко на совещании в августе, — это одно; документы можно доработать так, что суть документа будет изменена полностью. Если бы мы дорабатывали документы, мы бы понимали, что подпишет президент. Мы не можем этого знать, потому что в самой рабочей группе нет регламента принятия решений. Дорабатываемые проекты вообще не должны обсуждаться с бизнесом, как считают чиновники. Режиссер кампании «раскрепощение бизнеса» прекрасно понимает, что должно выйти из-под пера президента 1 октября.

О каком контроле можно говорить? Административном? Именем революции? Ручном управлении бизнесом? Контроль, который существует сейчас, просто погубит бизнес.

Слишком много законов, регулирующих деятельность бизнеса, появилось в 2017 году, еще больше появится в 2018 году. Бизнес предлагал: давайте введем понятие «оценка регулирующего воздействия каждого нормативного документа», чтобы мы могли понять, к какому результату приведет реализация того или иного документа. Нас не услышали. Так о чем можно сегодня говорить?

А режиссер этого процесса прекрасно осведомлен, как закольцуются все нормативные акты к 2019 году: до 1 февраля 2019 года все индивидуальные предприниматели в Беларуси должны  подключиться к системе контроля кассового оборудования, введение уголовной ответственности за занижение налогооблагаемой базы, институт налоговых консультантов, который может разрушить все центры поддержки предпринимательства.

Оценивать нормативные акты по раскрепощению бизнеса бизнес-сообщество будет только после их подписания и изучения.

Глеб Юрин, Беларуская праўда

Навіны ад Belprauda.org у Telegram. Падпісвайцеся на наш канал https://t.me/belprauda.

belprauda-https-m3nigql.netdna-ssl.com