Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2017 году. Рейтинг дуинг бизнес


Рейтинг Doing business 2017 - Россия поднялась с 51 на 40 место - Stevsky.ru

Рейтинг Doing business 2016 – что это такое

Рейтинг Всемирного банка Doing business ежегодно отображает насколько благоприятная предпринимательская среда в каждой отдельно взятой стране. Всего в рейтинге 190 позиций. В нынешнем году в список стран включили Сомали. Чем выше позиция государства в рейтинге, тем охотнее бизнесмены со всего мира начинают свой бизнес в этой стране. Данный рейтинг Всемирный банк начал составлять с 2003 года и обычно обнародуется осенью. Его называют в честь будущего года, т.к. специалисты Всемирного банка дают свои рекомендации по улучшению бизнес-климата в стране на основании показателей текущего года.

Рейтинг Дуинг бизнес не только отображает реальное состояние предпринимательской среды, но и указывает на проблемы, выявляет их причины и предлагает пути решения. Все страны стремятся ежегодно подниматься в этом рейтинге, ведь это будет свидетельствовать об их развитии.

Рейтинг Doing business Россия - 40-е место

 

В 2012 году президент России Владимир Путин издал указ, в котором обязал правительство РФ принять все необходимые меры для поднятия рейтинга в ежегодном бизнес докладе Всемирного банка. Он решил, что к 2015 году Россия должна подняться на 50-е место, а к 2018 году занять не ниже двадцатой строки.

Для достижения этой цели правительство Российской Федерации разработало целый пакет поэтапных реформ, который рассчитан на десяток лет. Первые из них уже получилось осуществить, поэтому Россия за последние четыре года поднялась в рейтинге на 52 пункта и в нынешнем докладе заняла 40-е место. С рейтингом Doing business 2014 вы можете ознакомиться тут и сами сравнить прогресс стран за три года.

Рейтинг Doing business 2017 – первая десятка

В этом году, неожиданно, изменился победитель рейтинга. На протяжении последних десяти лет его возглавлял Сингапур, но в этом году первое место досталось Новой Зеландии. Десятка лидеров рейтинга Doing business за 2016 год выглядит так:

  1. Новая Зеландия;
  2. Сингапур;
  3. Дания;
  4. Гонконг;
  5. Республика Корея;
  6. Норвегия;
  7. Великобритания;
  8. США;
  9. Швеция;
  10. Македония.

Среди бывших стран Советского союза, лучшее место в рейтинге Всемирного банка у Эстонии (12 место), за ней следует Латвия (14 место), после неё Грузия (16 место), Литва (21 место) и Казахстан (35 место).

Рейтинг Doing business 2016 – какие показатели улучшила Россия

В этом году наша страна продемонстрировала рост всего в двух направлениях из десяти, но и этого было достаточно для улучшения рейтинга на 11 пунктов. Не стоит забывать, что по другим направлениям мы показали, хоть и небольшое, но понижение показателей.

Регистрация предприятий

Благодаря майским указам Владимира Путина были проведены реформы, направленные на сокращение времени для регистрации предприятия и количества процедур. В прошлом году Российская Федерация заняла 26-е место по этому показателю, поднявшись на 11 пунктов.

Получение разрешения на строительство

Так же на 2 пункта (с 117 на 115 место) поднялась Россия в показателе «Получение разрешения на строительство». Этому способствовало уменьшение числа необходимых процедур, что в свою очередь, помогло уменьшить срок получения разрешения на строительство.

Стоит отметить, что Российская Федерация входит в десятку лучших стран по такому показателю, как «Регистрация собственности». Также мы занимаем 12-е место в показателе «Обеспечение исполнения договоров».

Рейтинг Дуинг бизнес 2016 – страны с наибольшим прогрессом

Специалисты, которые подготовили рейтинг Doing business за 2016 год, отметили десять стран, показавших самый большой прогресс в развитии благоприятной среды для бизнеса, по сравнению с прошлым годом. Например, в этот список вошли: Пакистан, Казахстан, ОАЭ и Белоруссия.

Эксперты уточнили, что Россия вошла в число стран, которые осуществили самое большое число реформ, учитывающихся в рейтинге Всемирного банка, начиная с 2004 года. За это время их общее число составило 30.

 

Рейтинг Doing business – советы для России

Публикация рейтинга Doing business направлена не только на то, чтобы показать предпринимателям наиболее благоприятные страны для построения собственного бизнеса, но и подсказать странам, как решить их проблемы в экономике.

Для России специалисты отмечают снижение рейтинга по показателю «Обеспечение исполнения договоров», т.к. в законодательство РФ добавили пункт о досудебном урегулировании споров, который увеличил возможный срок разрешения споров между участниками контракта ещё на 30 календарных дней.

Также эксперты Всемирного банка отметили традиционно слабые для российской экономики показатели «Международная торговля» (140 место), и «Получение разрешения на строительство» (115 место), несмотря на рост по этому показателю.

Российские аналитики уверены, что без выполнения нового пакета реформ, стране не приходится ждать в ближайшие годы такого стремительного роста показателей в рейтинге Doing business. Они уверены, что стоит направить усилия на улучшения условий по тем пунктам, где наша страна занимает низкие строки рейтинга.

Рейтинг Doing business 2017 – видео

< Предыдущая Следующая >
 

Новые материалы по этой тематике:

Старые материалы по этой тематике:

www.stevsky.ru

Россия поднялась в рейтинге Doing Business до 35 места - Экономика и бизнес

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Россия поднялась в рейтинге Doing Business-2018, который ежегодно готовит одно из подразделений Всемирного банка, на 35-е место. Об этом говорится в пресс-релизе Всемирного банка. В 2017 году результат России был на пять ступеней ниже - 40-е место.

"Майскими указами" 2012 года Путин поставил задачу достижения 20-й строчки в этом рейтинге к 2018 году. В 2012 году Россия находилась на 120-м месте в рейтинге Doing Business.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в рамках совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства отметил, что в целом прогресс в части улучшения своей позиции в рейтинге продолжается уже шесть лет.

"Россия здесь (в рейтинге Doing Business - прим. ТАСС) поднялась на пять позиций по сравнению с результатам прошлого года и занимает 35-е место", - сказал он. "Третий год подряд мы опережаем все страны БРИКС, в этом году мы стали лучшей страной из ЕврАзЭС. Соседними и прямыми конкурентами для нас являются такие страны как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Позади нас остались Бельгия и Италия", - сказал министр.

Орешкин отметил, что рейтинг Doing Business-2018 не учел ряд реформ, уже реализованных в России. Цель войти в топ-20 рейтинга в следующем году сохраняется, и реализация реформ продолжится.  "Действительно, здесь есть ряд реформ, которые не нашли отражение в статистике и в рейтинге, и мы надеемся, что как раз к рейтингу, который будет опубликован через год эти реформы будут учтены и позволят нам значительно продвинуться вверх по рейтингу. Цель - попасть в двадцатку, она остается, будем активно работать в ближайшие шесть-девять месяцев по реализации дополнительных реформ, которые позволят достигнуть этой цели", - сказал он.

При этом министр отметил, что сейчас России становится все труднее подниматься в рейтинге.

"Важно понимать, что сейчас мы вошли в ту зону, где конкуренция между странами повышенная. Движение, например, с 100-й до 50-й позиции в этом плане проходило гораздо проще. Сейчас нашими соседями и прямыми конкурентами по рейтингу являются такие страны как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Понято, что эти страны также активно улучшают качество условий ведения бизнеса, стараются продвигаться вперед, поэтому для продвижения вперед нам нужно быть лучше, чем они", - пояснил он.

"Грубо говоря, с текущими показателями, если бы все страны оставались бы на том уровне, на котором они были пять-шесть лет назад, то мы бы уже где-то были около 20 места", - подчеркнул он.

Глава МЭР подчеркнул, что место в рейтинге важно для России, однако не является конечной целью для правительства. "Цель правительства по улучшению инвестиционного климата находится в приоритете. Мы должны дальше двигаться по пути упрощения условий ведения бизнеса и снижения издержек на ведение бизнеса для малых и средних предприятий. Цель - это конечно же не позиция в рейтинге, цель - это рост инвестиционной активности со стороны малых и средних предприятий, это рост по всем регионам в целом по стране", - пояснил он.

Министр подчеркнул, что в будущем году необходимо будет сконцентрироваться на четырех направлениях. Во-первых, это продолжение внедрения лучших практик по инвестиционному климату, по условию ведения бизнеса в российских регионах. Во-вторых, применение цифровых технологий при проведении процедур, в том числе и в сфере разрешения на строительство. В-третьих, необходима реформа контроля и надзора. В-четвертых, необходимо создавать комфортную среду для развития человека.

Успехи и проблемные места

Совокупная оценка условий бизнеса состоит из 10 показателей: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.

За 15 лет существования доклада Россия провела 36 реформ в области делового климата, отмечает Всемирный банк. В основном реформы касались таких направлений, как "Регистрация собственности" (семь реформ) и "Регистрация предприятия" (шесть реформ), отмечается в пресс-релизе Всемирного банка.

При этом по направлению "Подключение к сетям электроснабжения" Россия демонстрирует наилучшие показатели и занимает 10-е место в мировом рейтинге. Всемирный банк связывает такие результаты с надежностью электроснабжения и прозрачностью тарифов, доступной стоимостью и легкостью подключения к электросетям.

"Для подключения к электросетям в России необходимо пройти лишь три процедуры, стоимость которых не превышает 42% доходов на душу населения, тогда как в мире требуется пять процедур, стоимость которых составляет 1 345% доходов на душу населения", - поясняют во Всемирном банке.

По направлению "Регистрация собственности" Россия также демонстрирует хорошие результаты - 12-е место в глобальном рейтинге. По показателю "Исполнение контрактов" Россия занимает 18-е место, что в большой степени обусловлено созданием системы "электронное правосудие", которая опирается на различные меры и передовую практику, что дает возможность оформлять ряд процедур в электронном виде. России удалось занять 28-е место по показателю "Регистрация предприятия". Этому поспособствовали реформы по упрощению порядка регистрации и последующих процедур, улучшению порядка обмена информацией между государственными ведомствами и сокращению сроков, необходимых для открытия в банке счета предприятия. Помимо этого, было отменено требование внесения минимального капитала при регистрации бизнеса.

Тем не менее, как отмечается в докладе, для обеспечения дополнительных преимуществ для бизнеса в России необходимы усилия по двум направлениям: "Получение разрешений на строительство" и "Международная торговля". Сейчас сроки согласования и получения необходимой разрешительной документации для строительства склада в России примерно на 50% выше, чем в среднем в мире, несмотря на то, что этот срок сократился почти вдвое по сравнению с шестью годами ранее. Кроме того, несмотря на улучшение инфраструктуры и внедрение электронной системы подачи экспортной и импортной документации, затраты на прохождение экспортных и импортных процедур на границе остаются высокими, отмечают в ВБ.

Две столицы

В докладе, в частности рассматривалась ситуация в Москве и Санкт-Петербурге. Всемирный банк выделил ряд проведенных в городах реформ: "расширение доступа к кредитам за счет принятия закона, направленного на совершенствование системы реестра уведомлений о залоге движимого имущества", "упрощение международной торговли благодаря открытию нового глубоководного порта на берегу Финского залива, что позволило повысить конкуренцию и сократить издержки, связанные с контролем на границах в порту Санкт-Петербурга", а также "упрощение порядка регистрации собственности благодаря сокращению сроков подачи документов на государственную регистрацию передачи прав собственности".

Глобальные результаты

По совокупной оценке благоприятности условий для ведения бизнеса в тройку лидеров исследования "Ведение бизнеса 2018" вошли Новая Зеландия (1-е место), Сингапур (2-е место) и Дания (3-е место). При этом Сингапур, традиционно ранее занимавший первое место рейтинга, уже второй год подряд занимает вторую позицию. Также в первую десятку стран по комфортности ведения бизнеса вошли Южная Корея, Гонконг, США, Великобритания, Норвегия, Грузия, Швеция.

В этом году России удалось опередить Казахстан, который теперь занимает следующее после России 36-е место в рейтинге. Кроме того, у России самая сильная позиция среди партнеров по БРИКС: ЮАР (82-е место в рейтинге), Китай - (78-е), Индия - (100-е), Бразилия - (125-е).

Авторы рейтинга отдельно выделяют страны и области, которые, проведя за прошедший год не менее трех реформ, достигли наилучших результатов по улучшению регулирования и улучшили свои позиции в рейтинге. К ним относятся Бруней (второй год подряд), Таиланд, Малави, Индия, Узбекистан, Замбия, Нигерия, Джибути, Сальвадор, а также непризнанное Косово. Впервые в группу десяти стран, добившихся заметных успехов, вошли экономики, отличные друг от друга по уровню доходов и величине, половина из которых вошла в эту группу впервые: Сальвадор, Индия, Малави, Нигерия и Таиланд.

В регионе Европа и Центральная Азия, к которому относится Россия, непризнанное Косово и Узбекистан вошли в десятку мировых лидеров по улучшению деловой среды, а 13 из 24 экономик региона попали в первые 50 строчек мирового рейтинга "Ведение бизнеса".На 190-м, последнем, месте рейтинга оказалась Сомали, в прошлом году исследование по республике предоставляло информацию впервые.

Мнение экспертов

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков считает, что России придется приложить немало усилий, чтобы выйти на 20-е место в рейтинге Doing Business - 2018, как это предусмотрено "майскими указами". "По сравнению с прошлым годом, когда мы были на 40-м месте, 35-е место - это определенный прогресс, хотя предстоит приложить немало усилий, чтобы в 2018 году выйти на 20-е место, как это предусмотрено указом президента", - сказал Жуков.

По словам главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика за последние годы Россия серьезно продвинулась в рейтинге Doing Business, преодолев почти 100 ступеней вверх.

"При этом многие задаются вопросом, насколько это продвижение отразилось в улучшении ситуации с точки зрения инвестиционного климата в РФ. С одной стороны можно говорить о возобновлении экономического роста, которое характеризуется тем, что инвестиции у нас являются одним из драйверов этого роста, но насколько этот рост жизнеспособен - остается вопросом. Кроме того у нас есть ряд успешных историй в регионах и улучшение инвестклимата на региональном уровне, но в целом насколько это масштабно по стране, пока остается открытым вопросом", - отмечает Лисоволик.По мнению экономиста, на рынке есть сигналы того, что экономическая ситуация нормализуется. "Постепенно восстанавливается приток иностранных и прямых инвестиций, кроме того, международные рейтинговые агентства улучшают прогнозы и повышают российские рейтинги. Это положительные сигналы", - заключил Лисоволик.

"Налицо устойчивая и ясная приверженность России улучшению делового климата для малых и средних предприятий в стране. Претворение реформ в жизнь проходило под эффективным руководством и координацией со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации. За последние годы достигнуто немало успехов. Так, в этом году по такому показателю, как легкость ведения бизнеса, Россия занимает 35-е место из 190 экономик. Всего шесть лет назад она занимала 120-е место", - прокомментировал рейтинг директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорваи.

По мнению члена Общественной палаты РФ Артема Кирьянова, в рейтинге Всемирного банка в последние несколько лет "прослеживается тенденциозность".

"Странно, что с 2014 года в разделе "Уплата налогов" ничего не меняется. Посмотрите, например, на показатель времени на подготовку и подачу налоговых деклараций остается неизменным и равен 168 часам. Уже четыре года. Как такое может быть? Практики согласятся, что повсеместно используемые современные программы ведения бухгалтерского учета автоматизировали процесс подготовки и подачи налоговых деклараций и сегодня эта операция вообще не занимает времени. Любой может это проверить, но не видно, чтобы Всемирный банк хотел это увидеть", - заключил Кирьянов.

Драйверы роста

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева сообщила ТАСС, что основными драйверами, улучшившими показатели России в рейтинге стали реформы в сфере электроэнергетики и международной торговли.

"Работа [по улучшению показателей] ведется уже на протяжении пяти лет в рамках поручения президента Российской Федерации войти в топ-20 лучших стран по благоприятному инвестиционному климату. Основными драйверами роста в этом году для России стали реформы, которые реализованы в сфере электроэнергетики - подключения к электросетям - и международной торговли", - сказала она.

Чупшева отметила, что еще в 2011 году Россия занимала последнее, 183 место, по показателю подключения к электросетям. По данным на июнь 2016 года РФ была уже на 30 месте по этому параметру. По словам главы АСИ, благодаря выделению земли под электрические сети за пять лет удалось "в шесть раз сократить сроки [подключения к электросетям]" и подняться на 150 пунктов рейтинга.

"По международной торговле действительно много было сделано с Федеральной таможенной службой в части сокращения затрат, как финансовых, так и временных, для участников внешнеэкономической деятельности при прохождении таможенных процедур через морские порты. Например, Санкт-Петербург является таким оценочным [ориентиром] для Всемирного банка", - рассказала ТАСС Чупшева.

Глава АСИ сообщила, что работа ведется по направлениям, которые набрали меньшее количество пунктов рейтинга. По ее словам, некоторые результаты могут быть засчитаны Всемирным банком только в следующем году, так как проекты уже "были реализованы, но правоприменительная практика отложена". Примером таких проектов могут быть "последняя миля" в электроэнергетике, а также отмена "синей печати".

"Какие-то вещи давно у нас работают, но Всемирный банк пока их не учитывает. Например, старт бизнеса, регистрация предприятий, уже более двух лет отменена "синяя печать", но предприниматели по старой доброй памяти не перестают пользоваться ей. Поэтому Всемирный банк пока не засчитывает эту реформу. Но здесь важно, что благодаря работе вместе с бизнес-сообществом было убрано очень много избыточных процедур, и бизнес на себе чувствует сегодня действительно понятные и прозрачные процедуры, правила, которые работают в субъектах РФ", - сказала Чупшева.

По словам главы АСИ, российский опыт и методика работы могут использоваться и в других странах. Чупшева сообщила, что соответствующий запрос уже поступил "во Всемирный банк от коллег из Индии".

"На встрече, которая прошла у нас с руководством Всемирного банка в этом году, когда мы рассказывали о реформах и изменениях, проведенных за последний год в части регулирования и услуг, условий для бизнеса, коллеги отметили Россию в топ-тройке лучших стран по динамике, по организации работы и по результатам, самое главное, создания условий для бизнеса. Поэтому я тоже уверена в том, что наша практика, наш опыт организации такой работы вместе с бизнес-объединениями, непосредственное участие бизнеса в этих реформах, будет очень интересен другим странам", - сказала она.

Дальнейшее продвижение

Дальнейшее продвижение РФ в рейтинге по показателю "подключение к системе электроснабжения" невозможно без решения вопроса с предоставлением земельных участков, сообщили ТАСС в Минэнерго. В ведомстве отметили, что положительное влияние на позиции рейтинга оказали две основополагающих реформы.

Во-первых, на уровне федерального законодательства создан и внедрен в практику сетевых и энергосбытовых компаний механизм параллельного заключения договоров технологического присоединения и энергоснабжения. Теперь потребителю договор энергоснабжения выдается вместе договором технологического присоединения после подачи заявки на подключение. Это исключает необходимость взаимодействия (отдельной процедуры) с энергосбытовой организацией. У потребителя появилась возможность потребления электрической энергии сразу по завершении процедуры технологического присоединения, без необходимости отдельного посещения заявителем энергосбытовой организации.

Во вторых, благодаря созданной нормативной базе и совместной работе органов исполнительной власти и инфраструктурных организаций удалось оптимизировать процедуру выполнения мероприятий, необходимых для технологического присоединения заявителя, таким образом, что теперь в Москве и Санкт-Петербурге пройти весь процесс присоединения со стороны заявителя занимает менее чем 90 дней.

Кроме того, с 1 октября 2017 года в Российской Федерации произошло снижение платы за технологическое присоединение, так как в плату за техприсоединение до 150 кВт теперь не включаются расходы на строительство сетевых объектов. В части индикаторов "Индекс надежности электроснабжения" и "Прозрачности тарифов" Россия третий год подряд показывает максимально возможные показатели - восемь из восьми баллов.

Вместе с тем, отмечают в Минэнерго, на фоне движения других стран, прироста значения "передового рубежа" РФ оказалось недостаточным для улучшения позиций в рейтинге 2017 года. Агрегированный по всем индикаторам показатель"Подключение к системе электроснабжения" позволил России закрепиться на 30-м месте. По результатам прошлогоднего исследования Россия по данному показателю заняла 29-ю строку рейтинга (с учетом пересчета текущего года 26-ю строку).

Минэнерго отмечает, что итоги рейтинга 2017 года свидетельствуют о закреплении ранее достигнутых результатов развития услуг сетевых организаций и внедренных ими практик.

"Кроме того, они подтверждают вывод о невозможности достижения целевого показателя по срокам технологического присоединения (90 дней) и дальнейшего продвижения России в рейтинге по показателю "подключение к системе электроснабжения" без мер, направленных на сокращение сроков технологического присоединения, что объективно невозможно до тех пор, пока не будут решены вопросы связанные с трудоемкими и длительными процессами предоставления земельных участков и получения исходно-разрешительной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства", - отметили в министерстве.

tass.ru

Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2017 году

Всемирный банкВсемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2017 году» — XVI издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса.

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Одна из основополагающих предпосылок исследования заключается в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования бизнеса доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательства, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса, где высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Нынешнее исследование проводилось с июня 2015 по июнь 2016 года. За этот период эксперты зафиксировали в 137 государствах 283 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Наибольшая часть реформ была направлена на упрощение процедуры создания предприятий. Следующие по популярности были реформы в сфере налогообложения, доступа к кредитам и регулирования международной торговли. Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Бруней, Казахстан, Кения, Беларусь, Индонезия, Сербия, Грузия, Пакистан, Объединённые Арабские Эмираты и Бахрейн. В совокупности эти десять стран провели 48 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды. Однако несмотря на значительные улучшения, в указанных странах всё ещё существуют проблемы, требующие решений.

В этом году первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности заняла Новая Зеландия, которая сместила на второе место Сингапур, бывший лидером рейтинга в течение девяти лет подряд. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Дания, Гонконг, Южная Корея, Норвегия, Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Швеция и Македония.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки и в Южной Азии. Например, во многих африканских государствах создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Вместе с тем, за последние годы страны с низким уровнем дохода сократили удалённость от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Южный Судан, Ливия и Эритрея.

Российская Федерация за минувший год поднялась в рейтинге на 11 пунктов с 51 до 40 места (см. рейтинг прошлого года). По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Болгарией и Венгрией. Следует однако отметить, что в нынешнем году авторы исследования поменяли методологию, пересчитав по ней и прошлогодние показатели. В результате оказалось, что Россия занимала в 2015 году не 51, а 36 место, поэтому с учётом новых данных общий рейтинг страны ухудшился на четыре позиции. За минувший год Россия улучшила условия ведения бизнеса лишь по двум из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, хотя ещё годом ранее входила в первую пятёрку экономик по числу проводимых реформ в области регулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 26 место в мире; простоты регистрации прав собственности — 9 место; обеспечению исполнения контрактов — 12 место; возможности кредитования — 44 место; по уровню защиты инвесторов — 53 место; по уровню налогообложения — 45 место; по уровню ведения международной торговли — 140 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место; возможности подключения к системе электроснабжения — 30 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 115 место. Подробнее с показателями России можно ознакомиться на специальной странице.

gtmarket.ru

Ведение бизнеса | Гуманитарная энциклопедия

«Ведение бизнеса» (Doing Business) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. Исследование проводится по методике Всемирного банка (World Bank) и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка), основанной на комбинации анализа нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности. Проект разработан экономистом Всемирного банка Симеоном Дьянковым и реализуется с 2002 года. На данный момент исследование представляет наиболее полный комплекс показателей регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Методика исследования и типовая модель анализа являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Проект «Ведение бизнеса» посвящён анализу деятельности национальных, прежде всего малых и средних предприятий, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации, и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Исследование позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на национальном уровне, и обеспечение их соблюдения в исследуемых странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.

Изначально определённое назначение проекта: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Авторы исследования считают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования предпринимательской деятельности доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. При этом подразумевается, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Результаты исследования способствовали дебатам по вопросам экономической политики во многих государствах и сделали возможным появление всё большего числа исследований, изучающих взаимосвязь регулирования на уровне компаний с показателями развития экономики разных стран.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами, тем самым проект побуждает государства к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для учёных, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, представители правительств, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Исследование содержит рейтинг стран мира по показателю благоприятствия ведения бизнеса, который рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных индикаторов:

  1. Регистрация предприятий.
  2. Получение разрешений на строительство.
  3. Подключение к системе электроснабжения.
  4. Регистрация собственности.
  5. Кредитование.
  6. Защита инвесторов.
  7. Налогообложение.
  8. Международная торговля.
  9. Обеспечение исполнения контрактов.
  10. Ликвидация предприятий.

Актуальность информации для подготовки рейтингов фиксируется в течение финансового года (окончание 30 июня) и обновляется ежегодно. В итоговом рейтинге все страны, охваченные исследованием, ранжируются с первого до последнего места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. При расчете не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне законодательных положений и нормативов.

Кроме того, в рамках проекта предлагаются развёрнутые субнациональные доклады, в которых даётся исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени лёгкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами других стран, включённых в рейтинг «Ведение бизнеса».

gtmarket.ru

Рейтинг Doing Business 2015

Рейтинг Doing Business – это оценка от Всемирного банка, призванная охарактеризовать доброжелательность среды той или иной страны для открытия и ведения бизнеса. Учитывается легкость регистрации предприятия, доступность кредитов, уровень защиты миноритарных инвесторов, величина налогообложения и другие параметры. Рейтинг Doing Business затрагивает 189 стран мира. Россия в 2015 году по легкости ведения бизнеса занимает 54-е место.

МестоСтрана
1Сингапур
2Новая Зеландия
3Гонконг
4Дания
5Республика Корея
6Норвегия
7США
8Великобритания
9Финляндия
10Австралия
11Швеция
12Исландия
13Ирландия
14Германия
15Грузия
16Канада
17Эстония
18Малайзия
19Тайвань, Китай
20Швейцария
21Австрия
22ОАЭ
23Латвия
24Литва
25Португалия
26Таиланд
27Нидерланды
28Маврикий
29Япония
30Македония
31Франция
32Польша
33Испания
34Колумбия
35Перу
36Черногория
37Словакия
38Болгария
39Мексика
40Израиль
41Чили
42Бельгия
43Южная Африка
44Чехия
45Армения
46Руанда
47Пуэрто Рико
48Румыния
49Саудовская Аравия
50Катар
51Словения
52Венгрия
53Бахрейн
54Россия
55Турция
56Италия
57Беларусь
58Ямайка
59Люксембург
60Тунис
61Греция
62Сербия
63Молдова
64Кипр
65Хорватия
66Оман
67Самоа
68Албания
69Тонга
70Гана
71Марокко
72Монголия
73Гватемала
74Ботсвана
75Косово
76Вануату
77Казахстан
78Вьетнам
79Тринидад и Тобаго
80Азербайджан
81Фиджи
82Уругвай
83Коста-Рика
84Доминиканская Республика
85Сейшельские Острова
86Кувейт
87Соломоновы Острова
88Намибия
89Антигуа и Барбуда
90Китай
91Сербия
92Парагвай
93Сан — Марино
94Мальта
95Филиппины
96Украина
97Багамские Острова
97Доминика
99Шри-Ланка
100Сент-Люсия
101Бруней-Даруссалам
102Кыргызстан
103Сент-Винсент и Гренадины
104Ливан
104Гондурас
106Барбадос
107Босния и Герцеговина
108Непал
109Эль-Сальвадор
110Свазиленд
111Замбия
112Египет
113Палау
114Индонезия
115Эквадор
116Мальдивские Острова
117Иордания
118Белиз
119Никарагуа
120Бразилия
121Сент-Киттс и Невис
122Кабо-Верде
123Гайана
124Аргентина
125Бутан
126Гренада
127Мозамбик
128Пакистан
128Лесото
130Иран
131Танзания
132Эфиопия
133Папуа-Новая Гвинея
134Кирибати
135Камбоджа
136Кения
137Йеменская Республика
138Гамбия
139Маршалловы Острова
140Сьерра-Леоне
141Узбекистан
142Индия
143Западный берег р. Иордан и Сектор Газа
144Габон
145Микронезия
146Мали
147Кот-д’Ивуар
148Лаосс
149Того
150Уганда
151Бенин
152Бурунди
153Сан-Томе и Принсипи
154Алжир
155Джибути
156Ирак
157Боливия
158Камерун
159Коморские острова
160Судан
161Сенегал
162Суринам
163Мадагаскар
164Малави
165Экваториальная Гвинея
166Таджикистан
167Буркина-Фасо
168Нигер
169Гвинея
170Нигерия
171Зимбабве
172Тимор-Лешти
173Бангладеш
174Либерия
175Сирия
176Мавритания
177Мьянма
178Республика Конго
179Гвинея-Биссау
180Гаити
181Ангола
182Венесуэла
183Афганистан
184Демократическая Республика Конго
185Чад
186Южный Судан
187Центральноафриканская Республика
188Ливия
189Эритрея

Источник.

Президентом Владимиром Путиными в майском указе 2012 года поставлена задача достичь 20-го места в рейтинге Doing Business к 2018-му году.

Что еще?

investorschool.ru

В чём секрет «успеха» России в рейтинге Doing Business?

На днях Всемирный банк совместно с Международной финансовой корпорацией IFC вновь оценили удобство ведения бизнеса в разных странах, и опубликовали ежегодный рейтинг стран Doing Business 2017.  По итогам исследования Россия поднялась с 51 места на 40-ую строчку, опередив Бельгию, Италию и Израиль. Однако насколько это свидетельствует об улучшении нашего бизнес-климата – большой вопрос.

Мир становятся всё привлекательнее для бизнеса

Рейтинг 2017 года охватил 190 стран мира, которые исследователи сравнивали между собой по десяти критериям, применяемых в отношении частных предприятий. В их число входят: «создание предприятий», «получение разрешений на строительство», «подключение к системе электроснабжения», «регистрация собственности», «получение кредитов», «защита миноритарных инвесторов», «налогообложение», «международная торговля», «обеспечение исполнения контрактов» и «разрешение неплатежеспособности». 

Авторы доклада пишут, что в 137 странах мира опрошенные предприниматели  отмечают улучшение местного законодательства, а с июня 2015 года по июль 2016 года всего было проведено 283 реформы, направленных на упрощение жизни предпринимателей.  Наиболее прогрессивными, стали страны Европы и Центральной Азии.

Самой привлекательной страной для бизнеса стала Новая Зеландия, которая обогнала Сингапур. В первую десятку вошли такие страны, как  Дания, Гонконг, Республика Корея, Норвегия, Великобритания, США, Швеция и Македония.   

Россия с каждым годом становится выше в рейтинге и по результатам исследования поднялась на 9 значений до 40 места, обогнав в рейтинге страны БРИКС с большим разрывом – ЮАР занял 74 место, Китай – 78-е, Бразилия – 123-е, Индия-130-е. 

russdb1

По данным исследования, проще всего в России стало регистрировать собственность (9 место) и открывать предприятия (26-е место), а среди ключевых положительных реформ авторы отметили упрощение процедуры получения разрешения на строительство.

Место в рейтинге растет, а это значит, что такими темпами к 2018 году мы,  вероятно, даже сможем выполнить майские указы президента, по которым к 2018 году Россия должна  занять место не ниже 20-го.

Об успехах уже успели отрапортовать и представители власти. Так, например, замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский прокомментировал позитивную статистику для ТАСС: «Улучшение позиций в рейтинге всемирного банка произошло за счет проводимых реформ по улучшению бизнес-среды, появлению практических эффектов от ранее проведенных реформ и дополнения методологии расчета рейтинга новыми индикаторами, характеризующими качество правового регулирования».

Новые старые критерии

Однако секрет российских успехов  отнюдь не в улучшении бизнес-климата. Ряд новшеств существенно повлиял на методику расчета. Саму методологию регулярно пересматривают, и этот год не стал исключением. Четыре индикатора теперь содержат гендерный аспект  (учитывается насколько проще создать бизнес учредителю-женщине), а параметр «Налогообложение» расширен, и в него включены процессы после подачи отчетности и уплаты налогов. Но, и такое, казалось бы, незначительное нововведение помогло России не только подняться выше, но и сменить «соседей» по рейтингу: если раньше мы были на уровне африканских стран, то теперь находимся рядом с Болгарией и Венгрией.

В то же время, если сравнить новый и пересчитанный прошлогодний рейтинг по обновленным критериям, то получится, что мы не поднялись, а, наоборот, опустились на четыре позиции вниз – с 36 места на 40-е.

Пострадали и основные критерии: с учётом пересчета по новой методологии мы опустились в рейтинге вниз по восьми пунктам. Россия  упала на четыре  позиции – по «подключению к электросетям», на пять по «уплате налогов». Сильно тормозят нашу страну в рейтинге трудности с получением разрешительных документов на строительство (115 место) и барьеры международной торговли.

russdb2

Внешняя торговля по-прежнему не даёт подняться в рейтинге

«Международная торговля» остается самым слабым звеном среди остальных показателей. Показатель основывается на подсчете времени и стоимости, которые затрачиваются на прохождение границы, и таможенное оформление по экспорту и импорту.

По новым расчетам Россия по этому показателю опустилась на 140 место с 138 места. Согласно старой методологии, в прошлогоднем рейтинге мы занимали 170 место.

russdb3

Половина показателей продемонстрировала положительные изменения. Так, почти в два раза сократилось время на оформление документов по экспорту – до 26 часов, с 500 до 80 долларов упала стоимость оформления документов, с 1125 до 765 долларов снизились затраты на прохождение пограничного и таможенного контроля. Тем не менее, по большинству параметров мы все ещё не дотягиваем до уровня государств остального региона - стран Европы и Центральной Азии.

Несмотря на количественные улучшения, при перерасчете место России в рейтинге оказалось ниже. Сама методика расчета «Международной торговли» не менялась, а для анализа по-прежнему использовался «модельный» контейнер, в котором везутся автозапчасти из Германии в Россию. Однако итоговое место по показателю также учитывает и проводимые за год реформы. Как показывают данные иследования, в рамках «Международной торговли» значимых реформ в России не проводилось на протяжении двух лет. Самая последняя реформа, которая была учтена в рейтинге – введение  системы подачи электронных документов и снижение числа физических проверок  была только в рейтинге 2014 год. Вместе с тем  ряд других государств – в их числе наши соседи Узбекистан и Казахстан – более прогрессивно подходят к этому вопросу, проводя больше  реформ и сокращая время и издержки во внешнеторговых операциях, что также приводит к снижению места России в рейтинге. 

Тем не менее, российские стратегические документы и дорожные карты никаких оговорок, связанных с методикой исчисления не содержат, а потому, как и каждый год, мы будем говорить о новых успехах в развитии бизнеса, несмотря на падение инвестиций и сокращение числа предпринимателей. 

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2016 году

Всемирный банкВсемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2016 году» — XIII издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса.

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Одна из основополагающих предпосылок исследования заключается в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования бизнеса доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательства, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Нынешнее исследование проводилось с июня 2014 по июнь 2015 года. За этот период эксперты зафиксировали в 122 государствах 230 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Наибольшая часть реформ была направлена на упрощение процедуры создания предприятий. Следующие по популярности были реформы в сфере налогообложения, подключения к электроснабжению и регистрации собственности. Интересно, что страны с самыми сложными процедурами и неразвитыми правовыми институтами постепенно перенимают некоторые практики, которые применяются в лидирующих странах. Так, в регионе Африки к Югу от Сахары было зафиксировано наибольшее количество подобных реформ. Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Коста-Рика, Уганда, Кения, Кипр, Мавритания, Узбекистан, Казахстан, Ямайка. Сенегал и Бенин. В совокупности эти десять стран провели 39 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды. Однако несмотря на значительные улучшения, в указанных странах всё ещё существуют проблемы, требующие решений.

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности девятый год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Дания, Южная Корея, Гонконг (Особый административный район Китая), Великобритания, США, Швеция, Норвегия и Финляндия.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки и в Южной Азии. Например, во многих африканских государствах создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Вместе с тем, за последние годы страны с низким уровнем дохода сократили удалённость от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Южный Судан, Ливия и Эритрея.

Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции на 11 пунктов и поднялась с 62 на 51 место в рейтинге (см. рейтинг прошлого года). По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Перу (50 место) и Молдовой (52). Начиная с прошлого года Всемирный банк включает в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом результаты эксперты отмечают, что только 12 из 189 стран провели больше четырёх реформ, а в России за год было проведено пять реформ, делающих ведение бизнеса в стране более комфортным. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 41 место в мире; простоты регистрации прав собственности — 8 место; обеспечению исполнения контрактов — 5 место; возможности кредитования — 42 место; по уровню защиты инвесторов — 66 место; по уровню налогообложения — 47 место; по уровню ведения международной торговли — 170 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место; возможности подключения к системе электроснабжения — 29 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 119 место. Подробнее с показателями России можно ознакомиться на специальной странице. Таким образом, из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов и процедурой регистрации прав собственности. Впрочем, по некоторым показателям страна всё ещё находится во второй половине рейтинга. Так, для получения разрешения на строительство (119 место) предпринимателям необходимо пройти 19 процедур, что в среднем занимает 244 дня. Кроме того, предпринимателям сложно вести международную торговлю (170 место) — временные затраты и финансовые расходы, необходимые для экспорта и импорта, значительно выше, чем в большинстве стран, отмечается в докладе. Следует отметить, что ещё в мае 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 20 места в 2018 году.

gtmarket.ru