ШОУ-БИЗНЕС. Шоу бизнес это


Шоу бизнес

Мы слышим слово шоу-бизнес, когда разговор идет о развлекательных мероприятиях: кинолентах, актерах и актрисах, шоуменах, юмористах и других людях, которые занимаются развлекательной деятельностью. Шоу-бизнесом называют проведение массовых развлекательных мероприятий, музыкальных номеров, рекламных, видеороликов, кинофильмов, фестивалей и т. д. К таким мероприятиям еще можно отнести спортивные игры, конкурсы красоты и даже радиовещание.

 

 

Проще говоря, это торговля только в индустрии информационных программ, производстве и его тиражировании фонограмм, аудиограмм, авторских прав, создании видеоклипов, афиш. В общем, всего того что касается развлекательной продукции и то, что пользуется массовым спросом.

 

Шоу-бизнес из истории

 

Шоу-бизнес существует уже давно, конечно, таких, к примеру, видеоклипов, как сейчас не было. Но первые зрелищные проекты проводились в древней Греции, достаточно вспомнить эти фильмы из истории, которые нам показывают, о спортивных состязаниях, театрах того времени. В древнем Риме из истории, знаем про бои гладиаторов. Также из фильмов, которые снимают основанные на реальных событиях истории. Мы помним, что театральное представление проходило, как соберется большое количество жителей. На спортивные гладиаторские турниры, наоборот, было невозможно протолпиться, публика буквально свисала с трибун. Это говорит, уже тогда был спрос на зрелища.

 

Собственно это и поспособствовало профессиональной организации проведение такого рода мероприятий специальными организаторами. Они в наше время называются продюсерами и менеджерами. А тогда в древней истории развитие организованного мероприятия сказалось на появлении тотализатора. Когда проходили гладиаторские бои, букмекеры принимали ставки, победитель получал огромные выигрыши.

 

Самый интересный момент, который следует упомянуть из истории. Гладиаторы, которые выходили на бои в большинстве случаев были рабами, но после нескольких побед лучшие бойцы награждались свободой.

 

ГладиаторОднако, они вовсе не спешили уходить с арены. Может, потому, что ничего другого делать они не могли, а в рабство, естественно, обратно не хотелось, а, возможно, слава затмила им рассудок, на сцене они были звездами того времени. Естественно, присутствие своего процента от ставок тотализатора тоже играло не последнюю роль остаться в этой опасной профессии.

 

Хорошо ли это, или плохо, но в средневековье в Европе пришедший культ христианского аскетизма в корне уничтожила вот такие вот мероприятия. Зато породил новые зрелища вроде бродячих жонглеров, которые ходили по городам и зарабатывали тем, что развлекали народ цирком.

 

Относительно России, можно сказать, что легализация всех публичных увеселительных мероприятий пришлась на 1854 год, тогда появились театры, монопольные игровые дома, была поставлены 1 эстрадная постановка. А уже в 1882 году были сняты все ограничения на ведения свободного бизнеса всех развлекательных мероприятий. Но в XX веке опять появилась новая проблема, организаторы зрелищ не могли собрать народ. Вот, поэтому вплоть до 1960 годов в основном на все мероприятия ходили только люди в почтенном возрасте. Только в 60-е шоу индустрия стала ассоциироваться именно с молодежной культурой. В начале XX века в западных странах люди вкусили возможность развлекаться, что натолкнуло организаторов адаптировать зрелища под современную культуру.

 

Наполняя мероприятия дорогостоящими высокими технологиями, спецэффектами и другими современными возможностями того времени. Эта сфера активно развивается, и по сей день.

 

Шоу-бизнес как бизнес

 

Если рассматривать построение шоу-бизнеса как предпринимательскую деятельность только из сферы серии массовой культуры. Главное — это, конечно же, рынок он является механизмом диктующий правила ведения любого бизнеса, в том числе и развлекательного. Если именно с этой стороны рассматривать предпринимательскую деятельность и шоу-бизнеса искусство развлекательного характера — это товар, субъект искусства — это потребители, а совместное их взаимодействие превращается в товарно-денежный оборот.

 

Шоу-бизнес сегодня — это очень развитый бизнес, основанный на эксплуатации популярных исполнителей, актеров, артистов, имиджмейкеров, ведущих всех тех, кого мы называем звездами.

 

Предприниматель, который ведет шоу-бизнес, называется продюсером, он финансирует проекты, говорит, что делать звездам, чтобы они пользовались спросом, выбирает им имидж, строит репертуар, работает над реализацией проектов, делает рекламу на радио- и телевидении, а звезды играют здесь роль сотрудников, как если они работали бы в банке или на др. предприятии. И здесь, главное, продюсеру знать, что народу нужно, как, впрочем, и в любом другом бизнесе. Чувствовать какая развлекательная программа, какой репертуар, что сегодня люди хотят видеть. Благодаря правильному ведению бизнеса продюсеры становятся богатыми и знаменитыми бизнесменами.

 

Миллионеры российской шоу индустрии

 

Если говорить о звездах, которые стали миллионерами благодаря шоу-бизнесу forbes отметил список самых востребованных, популярных и высокооплачиваемых российских звезд. 

 

Андрей Малахов его доход составляет больше 1000000 $ в год. Он занимает 28-е место в списке forbes. Малахов заработал деньги в мире шоу-бизнеса благодаря таким известным программам, которые он вел изначально «Большая стирка», потом «Пусть говорят» далее, «Сегодня вечером с Андреем Малаховым».

 

Ксения Собчак шоу-бизнес ее основной доход по данным со страниц желтых газет числится в рейтинге звезд с доходом более 1000000$ в год. Занимает 7-е место в списке forbes. Прославилась своей активной жизнью в сфере шоу-бизнеса как светскую львицу, ее знают все. Журналист, телеведущая известного телепроекта шоу «Дом 2» также снимается в рекламных роликах, и занимаются бизнесом.

 

Ксения Собчак

Максим Галкин известный телеведущий юморист, пародист, а также певец с доходом более 6000000$ в год обладает многими премиями относительно юмористической деятельности.

 

Максим Галкин

Тина Канделаки — известная ведущая, политик и совладелец многих бизнес-проектов российского бизнеса. Снимается в рекламных роликах и ведет фестивали. Ее уровень дохода от шоу-бизнеса составляет более 3300000$ в год.

 

Тина Канделаки

Казалось бы, Иван Ургант простой телеведущий и музыкант, а он занимает 1-ое место в списке самых высокооплачиваемых шоуменов страны и 19-е место в списке российских знаменитостей с годовым доходом в шоу-бизнесе в 2700000$.

 

Михаил Галустян зарабатывает в год как сотрудник шоу-бизнеса почти 2000000$. Он юморист, телеведущий, исполнитель ролей в свитком и просто хороший юмористический актер.

 

Михаил Галустян

Замыкает семерку самых успешных высокооплачиваемых российских звезд, они продолжают зарабатывать в шоу-бизнесе миллионы долларов. Павел Воля,Павел Воля который любит себя называть Павел снежок Воля, его доход составляет 2400000$ в год. В рейтинге forbes как знаменитость занимает 33-е место. История Павла Воли — это как из простого учителя стать миллионером благодаря шоу-бизнесу.

 

utmagazine.ru

ШОУ-БИЗНЕС | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ШОУ-БИЗНЕС (show business) – коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ.

В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

История шоу-бизнеса.

Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.

Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). С развитием масштабных зрелищ в древнем мире появляется и прообраз тотализатора – букмекеры принимали ставки на победу той или иной команды гладиаторов, часть от выигрыша шла ланистам, выставлявшим эти команды.

Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов. Однако далеко не все гладиаторы занимались боями на арене «из-под палки». Известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу. Самые удачливые гладиаторы получали от поклонников и устроителей боев богатые подарки, а также проценты от ставок в тотализаторе.

С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация.

Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности.

Вплоть до начала 20 в. перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа».

Если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись главным образом взрослые люди, то затем произошел резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия связана в основном с молодежной культурой.

Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети 20 в. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. За пределами стран европейской цивилизации шоу-бизнес развивается менее активно, как одно из проявлений вестернизации и американизации.

Шоу-бизнес как предпринимательство и как часть массовой культуры.

Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».

Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

Лишь наиболее популярные «звезды» могут рассчитывать вместо фиксированного гонорара на процент от чистой прибыли при гарантированном минимуме. В результате их доходы достигают поднебесных высот. Так, в 2002 чистый доход знаменитого рок-музыканта Пола Маккартни превысил 72 млн. долл. (он стал первым миллиардером среди рок-музыкантов), у группы «The Rolling Stones» – 44 млн. В феврале 2003 Пол Маккартни всего лишь за один частный концерт в честь дня рождения одной из своих поклонниц получил 1 млн. долл. (правда, сразу передав всю сумму в благотворительную организацию). Сверхвысокие доходы «звезд» являются разновидностью ренты, величина которой зависит исключительно от спроса. Впрочем, даже «звезды» не всегда обеспечивают себе пожизненный достаток. Находясь на пике популярности, они часто приучаются «сорить» деньгами; когда же карьера подходит к концу (в шоу-бизнесе она редко длится более десятилетия), то многие экс-«звезды» по инерции продолжают много тратить и разоряются.

Поскольку шоу-бизнес требует исключительно больших затрат на рекламу, в этой отрасли очень высока концентрация производства. Так, в мировой индустрии звукозаписи абсолютными лидерами является «большая пятерка» – американские фирмы Sony, Universal и Warner, английская EMI и германская BMG. Это пять крупнейших производителей фонограмм, так называемые «мэйджоры», контролируют более 70% мирового рынка.

С самых ранних моментов истории шоу-бизнеса обозначились непростые взаимоотношения между коммерческими зрелищами и более культурными видами досуга: зрелища более демократичны, но гораздо менее способствуют развитию личности.

В 20 в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру.

Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не только (часто – не столько) его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.

Впрочем, внутри шоу-бизнеса тоже есть своя иерархия качества. Если творчество, например, участников ансамбля «Битлз» приближается к «высокому» искусству (не случайно Полу Маккартни было торжественно присвоено рыцарское звание), то «творчество» большинства других исполнителей является товаром «одноразового прослушивания».

Абсолютное доминирование в шоу-бизнесе американских (или, по крайней мере, англоговорящих) фирм и артистов ведет к тому, что он превращается в инструмент американизации мировой культуры.

Российский шоу-бизнес.

В СССР организация зрелищных мероприятий, как и всех других видов производства, находилась под строгим государственным контролем. Например, Госконцерт организовывал концерты по всей стране, от больших городов до колхозов. Требования к исполнительскому мастерству были довольно велики, но оплата артистам мало зависела от степени их популярности.

К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи (как позже поняли, не только негативное, но и позитивное). Действующая с 1964 монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе.

Шоу-бизнес в России 1990-х отличался многими своеобразными, не слишком приглядными особенностями. Вот, например, что рассказал в интервью Бари Алибасов, один из ведущих профессионалов в этой области: «Начинается все с „раскрутки". Продюсер записывает фонограмму, снимает клип для какой-нибудь привлекательной девчушки. Предварительно он находит бабушку с ангельским голоском, которая по причинам внешнего порядка в клипе появиться не может… но способна успешно исполнить „озвучку" за кадром. После упорного промоушена (раскрутки) девочку узнает вся Россия, а мужская часть населения просто теряет голову. Далее начинаются гастроли по стране. При этом доход идет, конечно же, в карман продюсеров. „Звезда" может рассчитывать на гонорар для домашней кошечки. При этом новая „певица", работая под чужую „фанеру", после 100 концертов начинает верить, что это ее собственный голос. Крыша у певицы съезжает. Она требует больше денег и других неблагоразумных привилегий. Продюсеры, естественно, не уступают. Им ведь еще и на новый клип необходимо потратить 30 тысяч долларов, и за его ротацию на телевидении отдать по 250 долларов за один показ, а показов этих должно быть не меньше пяти в день. Приходится делиться также с аранжировщиками, авторами слов и музыки. В конце концов такой водопад расходов может потопить и самого продюсера. В нашем так называемом шоу-бизнесе перевернуты все понятия об экономике. Ведь невозможно себе представить, чтобы какая-нибудь американская или европейская „суперзвезда" бродила по этажам телекомпании в поисках, кому всучить деньги за то, что ее покажут по телевизору. В нормальном мире, наоборот, телевизионщики бегают за артистами, предлагая огромные гонорары за съемки».

Конечно, в этой язвительной характеристике не все надо воспринимать буквально. Однако острые проблемы постсоветского шоу-бизнеса (низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ) названы Б.Алибасовым вполне справедливо. Критики отмечают также, что пришедшие в СМИ крупные «акулы шоу-бизнеса» заботятся в первую очередь о доходах, а не о воспитании хорошего вкуса у слушателей и зрителей. В то же время в постсоветской России есть по настоящему талантливые и заслуженно популярные исполнители, за которыми охотятся записывающие компании.

По своему обороту российский шоу-бизнес соответствует уровню небольшой европейской страны (как Польша или Португалия) – до сотен миллиардов долларов, вращающихся в этой сфере в США, ему очень далеко. По экспертным оценкам, в 2000 в России кассет и компакт-дисков (с учетом пиратской продукции) было продано примерно на 440 млн. долл. А гонорары за один концерт даже у самых популярных звезд не превышают 100 тыс. долл.

Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В начале 21 в. шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав.

Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам. Наиболее ярко концентрация предпринимательской деятельности заметна на аудио-рынке, где в начале 2000-х решающую роль играли такие крупные российские фирмы как АРС, «ЛогоВАЗ – News Corporation», MTV, «Русская медиа-группа» и SAV Entertainment. В России действуют также все крупнейшие мировые звукозаписывающие фирмы-мэйджоры. Сначала они ограничивались лишь выпуском альбомов западных исполнителей, но затем участились их контракты с российскими исполнителями.

Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей в начале 2000-х тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц. Российские продюссеры не могут пригласить в страну разве что «звезд» самой первой величины, таких как Мадонна или Пол Маккартни (расходы на их концерт невозможно окупить даже при активном спонсорском участии).

Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х – начале 2000-х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60–75%, на рынке видеофильмов – до 85%. Впрочем, ситуация в России лучше, чем в большинстве других постсоветских государств (например, на Украине и в Белоруссии пиратский рынок составляет не менее 90%). Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими. В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий – такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Из-за того, что деньги зарабатываются в основном посредством постоянных гастролей, у музыкальных «звезд» нет ни стимула, ни возможностей расширять свой репертуар и совершенствовать исполнение.

Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным. Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной (а также иной зрелищной) продукции и ее исполнителей. Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но до начала 2000-х многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом. Первыми прорывами отечественных музыкальных исполнителей стало 3-е место в списке лучших песен Великобритании, завоеванное ростовской техно-группой ППК в 2001, 3-е место группы «Тату» на конкурсе «Евровидение» 2003.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

www.krugosvet.ru

бизнес - это... Что такое шоу-бизнес?

  • ШОУ-БИЗНЕС — [англ. show business Словарь иностранных слов русского языка

  • ШОУ-БИЗНЕС — ШОУ БИЗНЕС, шоу бизнеса, муж. Бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Шоу-бизнес — реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производства и тиражирования фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции. По английски: Show business См. также: Предпринимательская деятельность Финансовый словарь… …   Финансовый словарь

  • шоу-бизнес — шоу бизнес, шоу бизнеса …   Орфографический словарь-справочник

  • ШОУ-БИЗНЕС — (англ. show business) бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т. п …   Большой Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — сущ., кол во синонимов: 3 • бизнес (34) • попсарня (6) • шоубиз (1) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • Шоу-бизнес — (англ. Show business)  коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений. Термин «шоу бизнес» применяется к компаниям, занимающимся производством и распространением аудио и видеопродукции; к артистам и некоторым спортсменам; к… …   Википедия

  • ШОУ-БИЗНЕС — {{шоу б{}и{}знес}} [нэ], а; м. Извлечение прибыли из концертных программ, массовых зрелищ известных певцов, актёров и т.п. * * * ШОУ БИЗНЕС ШОУ БИЗНЕС (англ. show business), совокупность форм индустрии развлечений (представления, концерты, шоу,… …   Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — м.; = шоубизнес Коммерческая деятельность исполнителей и организаторов шоу 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • шоу-бизнес — Эстрада һәм күңел ачу тамашалары, концертлар оештыру белән бизнес ясау, табыш алу …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • russian_argo.academic.ru

    ШОУ-БИЗНЕС | Энциклопедия Кругосвет

    Содержание статьи

    ШОУ-БИЗНЕС (show business) – коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ.

    В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

    История шоу-бизнеса.

    Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.

    Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). С развитием масштабных зрелищ в древнем мире появляется и прообраз тотализатора – букмекеры принимали ставки на победу той или иной команды гладиаторов, часть от выигрыша шла ланистам, выставлявшим эти команды.

    Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов. Однако далеко не все гладиаторы занимались боями на арене «из-под палки». Известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу. Самые удачливые гладиаторы получали от поклонников и устроителей боев богатые подарки, а также проценты от ставок в тотализаторе.

    С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация.

    Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности.

    Вплоть до начала 20 в. перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа».

    Если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись главным образом взрослые люди, то затем произошел резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия связана в основном с молодежной культурой.

    Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети 20 в. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. За пределами стран европейской цивилизации шоу-бизнес развивается менее активно, как одно из проявлений вестернизации и американизации.

    Шоу-бизнес как предпринимательство и как часть массовой культуры.

    Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

    Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».

    Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

    Лишь наиболее популярные «звезды» могут рассчитывать вместо фиксированного гонорара на процент от чистой прибыли при гарантированном минимуме. В результате их доходы достигают поднебесных высот. Так, в 2002 чистый доход знаменитого рок-музыканта Пола Маккартни превысил 72 млн. долл. (он стал первым миллиардером среди рок-музыкантов), у группы «The Rolling Stones» – 44 млн. В феврале 2003 Пол Маккартни всего лишь за один частный концерт в честь дня рождения одной из своих поклонниц получил 1 млн. долл. (правда, сразу передав всю сумму в благотворительную организацию). Сверхвысокие доходы «звезд» являются разновидностью ренты, величина которой зависит исключительно от спроса. Впрочем, даже «звезды» не всегда обеспечивают себе пожизненный достаток. Находясь на пике популярности, они часто приучаются «сорить» деньгами; когда же карьера подходит к концу (в шоу-бизнесе она редко длится более десятилетия), то многие экс-«звезды» по инерции продолжают много тратить и разоряются.

    Поскольку шоу-бизнес требует исключительно больших затрат на рекламу, в этой отрасли очень высока концентрация производства. Так, в мировой индустрии звукозаписи абсолютными лидерами является «большая пятерка» – американские фирмы Sony, Universal и Warner, английская EMI и германская BMG. Это пять крупнейших производителей фонограмм, так называемые «мэйджоры», контролируют более 70% мирового рынка.

    С самых ранних моментов истории шоу-бизнеса обозначились непростые взаимоотношения между коммерческими зрелищами и более культурными видами досуга: зрелища более демократичны, но гораздо менее способствуют развитию личности.

    В 20 в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру.

    Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не только (часто – не столько) его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.

    Впрочем, внутри шоу-бизнеса тоже есть своя иерархия качества. Если творчество, например, участников ансамбля «Битлз» приближается к «высокому» искусству (не случайно Полу Маккартни было торжественно присвоено рыцарское звание), то «творчество» большинства других исполнителей является товаром «одноразового прослушивания».

    Абсолютное доминирование в шоу-бизнесе американских (или, по крайней мере, англоговорящих) фирм и артистов ведет к тому, что он превращается в инструмент американизации мировой культуры.

    Российский шоу-бизнес.

    В СССР организация зрелищных мероприятий, как и всех других видов производства, находилась под строгим государственным контролем. Например, Госконцерт организовывал концерты по всей стране, от больших городов до колхозов. Требования к исполнительскому мастерству были довольно велики, но оплата артистам мало зависела от степени их популярности.

    К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи (как позже поняли, не только негативное, но и позитивное). Действующая с 1964 монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе.

    Шоу-бизнес в России 1990-х отличался многими своеобразными, не слишком приглядными особенностями. Вот, например, что рассказал в интервью Бари Алибасов, один из ведущих профессионалов в этой области: «Начинается все с „раскрутки". Продюсер записывает фонограмму, снимает клип для какой-нибудь привлекательной девчушки. Предварительно он находит бабушку с ангельским голоском, которая по причинам внешнего порядка в клипе появиться не может… но способна успешно исполнить „озвучку" за кадром. После упорного промоушена (раскрутки) девочку узнает вся Россия, а мужская часть населения просто теряет голову. Далее начинаются гастроли по стране. При этом доход идет, конечно же, в карман продюсеров. „Звезда" может рассчитывать на гонорар для домашней кошечки. При этом новая „певица", работая под чужую „фанеру", после 100 концертов начинает верить, что это ее собственный голос. Крыша у певицы съезжает. Она требует больше денег и других неблагоразумных привилегий. Продюсеры, естественно, не уступают. Им ведь еще и на новый клип необходимо потратить 30 тысяч долларов, и за его ротацию на телевидении отдать по 250 долларов за один показ, а показов этих должно быть не меньше пяти в день. Приходится делиться также с аранжировщиками, авторами слов и музыки. В конце концов такой водопад расходов может потопить и самого продюсера. В нашем так называемом шоу-бизнесе перевернуты все понятия об экономике. Ведь невозможно себе представить, чтобы какая-нибудь американская или европейская „суперзвезда" бродила по этажам телекомпании в поисках, кому всучить деньги за то, что ее покажут по телевизору. В нормальном мире, наоборот, телевизионщики бегают за артистами, предлагая огромные гонорары за съемки».

    Конечно, в этой язвительной характеристике не все надо воспринимать буквально. Однако острые проблемы постсоветского шоу-бизнеса (низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ) названы Б.Алибасовым вполне справедливо. Критики отмечают также, что пришедшие в СМИ крупные «акулы шоу-бизнеса» заботятся в первую очередь о доходах, а не о воспитании хорошего вкуса у слушателей и зрителей. В то же время в постсоветской России есть по настоящему талантливые и заслуженно популярные исполнители, за которыми охотятся записывающие компании.

    По своему обороту российский шоу-бизнес соответствует уровню небольшой европейской страны (как Польша или Португалия) – до сотен миллиардов долларов, вращающихся в этой сфере в США, ему очень далеко. По экспертным оценкам, в 2000 в России кассет и компакт-дисков (с учетом пиратской продукции) было продано примерно на 440 млн. долл. А гонорары за один концерт даже у самых популярных звезд не превышают 100 тыс. долл.

    Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В начале 21 в. шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав.

    Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам. Наиболее ярко концентрация предпринимательской деятельности заметна на аудио-рынке, где в начале 2000-х решающую роль играли такие крупные российские фирмы как АРС, «ЛогоВАЗ – News Corporation», MTV, «Русская медиа-группа» и SAV Entertainment. В России действуют также все крупнейшие мировые звукозаписывающие фирмы-мэйджоры. Сначала они ограничивались лишь выпуском альбомов западных исполнителей, но затем участились их контракты с российскими исполнителями.

    Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей в начале 2000-х тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц. Российские продюссеры не могут пригласить в страну разве что «звезд» самой первой величины, таких как Мадонна или Пол Маккартни (расходы на их концерт невозможно окупить даже при активном спонсорском участии).

    Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х – начале 2000-х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60–75%, на рынке видеофильмов – до 85%. Впрочем, ситуация в России лучше, чем в большинстве других постсоветских государств (например, на Украине и в Белоруссии пиратский рынок составляет не менее 90%). Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими. В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий – такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Из-за того, что деньги зарабатываются в основном посредством постоянных гастролей, у музыкальных «звезд» нет ни стимула, ни возможностей расширять свой репертуар и совершенствовать исполнение.

    Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным. Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной (а также иной зрелищной) продукции и ее исполнителей. Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но до начала 2000-х многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом. Первыми прорывами отечественных музыкальных исполнителей стало 3-е место в списке лучших песен Великобритании, завоеванное ростовской техно-группой ППК в 2001, 3-е место группы «Тату» на конкурсе «Евровидение» 2003.

    Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

    www.krugosvet.ru

    БИЗНЕС - это... Что такое ШОУ-БИЗНЕС?

  • ШОУ-БИЗНЕС — ШОУ БИЗНЕС, шоу бизнеса, муж. Бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Шоу-бизнес — реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производства и тиражирования фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции. По английски: Show business См. также: Предпринимательская деятельность Финансовый словарь… …   Финансовый словарь

  • шоу-бизнес — шоу бизнес, шоу бизнеса …   Орфографический словарь-справочник

  • ШОУ-БИЗНЕС — (англ. show business) бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т. п …   Большой Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — сущ., кол во синонимов: 3 • бизнес (34) • попсарня (6) • шоубиз (1) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • Шоу-бизнес — (англ. Show business)  коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений. Термин «шоу бизнес» применяется к компаниям, занимающимся производством и распространением аудио и видеопродукции; к артистам и некоторым спортсменам; к… …   Википедия

  • ШОУ-БИЗНЕС — {{шоу б{}и{}знес}} [нэ], а; м. Извлечение прибыли из концертных программ, массовых зрелищ известных певцов, актёров и т.п. * * * ШОУ БИЗНЕС ШОУ БИЗНЕС (англ. show business), совокупность форм индустрии развлечений (представления, концерты, шоу,… …   Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — м.; = шоубизнес Коммерческая деятельность исполнителей и организаторов шоу 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • шоу-бизнес — Эстрада һәм күңел ачу тамашалары, концертлар оештыру белән бизнес ясау, табыш алу …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • шоу-бизнес — см.: Пусть идет кровь из носу …   Словарь русского арго

  • dic.academic.ru

    бизнес - это... Что такое шоу-бизнес?

  • ШОУ-БИЗНЕС — [англ. show business Словарь иностранных слов русского языка

  • ШОУ-БИЗНЕС — ШОУ БИЗНЕС, шоу бизнеса, муж. Бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Шоу-бизнес — реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производства и тиражирования фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции. По английски: Show business См. также: Предпринимательская деятельность Финансовый словарь… …   Финансовый словарь

  • шоу-бизнес — шоу бизнес, шоу бизнеса …   Орфографический словарь-справочник

  • ШОУ-БИЗНЕС — (англ. show business) бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т. п …   Большой Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — сущ., кол во синонимов: 3 • бизнес (34) • попсарня (6) • шоубиз (1) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • Шоу-бизнес — (англ. Show business)  коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений. Термин «шоу бизнес» применяется к компаниям, занимающимся производством и распространением аудио и видеопродукции; к артистам и некоторым спортсменам; к… …   Википедия

  • ШОУ-БИЗНЕС — {{шоу б{}и{}знес}} [нэ], а; м. Извлечение прибыли из концертных программ, массовых зрелищ известных певцов, актёров и т.п. * * * ШОУ БИЗНЕС ШОУ БИЗНЕС (англ. show business), совокупность форм индустрии развлечений (представления, концерты, шоу,… …   Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — м.; = шоубизнес Коммерческая деятельность исполнителей и организаторов шоу 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • шоу-бизнес — Эстрада һәм күңел ачу тамашалары, концертлар оештыру белән бизнес ясау, табыш алу …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • шоу-бизнес — см.: Пусть идет кровь из носу …   Словарь русского арго

  • complex_words.academic.ru

    бизнес - это... Что такое шоу-бизнес?

  • ШОУ-БИЗНЕС — [англ. show business Словарь иностранных слов русского языка

  • ШОУ-БИЗНЕС — ШОУ БИЗНЕС, шоу бизнеса, муж. Бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Шоу-бизнес — реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производства и тиражирования фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции. По английски: Show business См. также: Предпринимательская деятельность Финансовый словарь… …   Финансовый словарь

  • шоу-бизнес — шоу бизнес, шоу бизнеса …   Орфографический словарь-справочник

  • ШОУ-БИЗНЕС — (англ. show business) бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т. п …   Большой Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — сущ., кол во синонимов: 3 • бизнес (34) • попсарня (6) • шоубиз (1) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • Шоу-бизнес — (англ. Show business)  коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений. Термин «шоу бизнес» применяется к компаниям, занимающимся производством и распространением аудио и видеопродукции; к артистам и некоторым спортсменам; к… …   Википедия

  • ШОУ-БИЗНЕС — {{шоу б{}и{}знес}} [нэ], а; м. Извлечение прибыли из концертных программ, массовых зрелищ известных певцов, актёров и т.п. * * * ШОУ БИЗНЕС ШОУ БИЗНЕС (англ. show business), совокупность форм индустрии развлечений (представления, концерты, шоу,… …   Энциклопедический словарь

  • шоу-бизнес — м.; = шоубизнес Коммерческая деятельность исполнителей и организаторов шоу 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • шоу-бизнес — Эстрада һәм күңел ачу тамашалары, концертлар оештыру белән бизнес ясау, табыш алу …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • шоу-бизнес — см.: Пусть идет кровь из носу …   Словарь русского арго

  • all_words.academic.ru