Содержание бизнес плана


Структура и содержание бизнес-плана | Финансовый гений

Бизнес-план

В прошлый раз я рассказывал, что такое бизнес-план, а сегодня более подробно остановлюсь на том, что он должен в себя включать, то есть, расскажу, каковы должны быть структура и содержание бизнес-плана.

Существуют разные подходы к структуре бизнес-плана. Во многом это зависит от формы организации и характера дела, под которое пишется программа. Я рассмотрю один из вариантов содержания бизнес-плана, который можно применять для разных сфер предпринимательской деятельности.

Структура и разделы бизнес-плана.

Раздел I. Введение.

Первый раздел бизнес-плана включает в себя краткое обоснования необходимости его составления.

1. Аннотация проекта. Любой бизнес-план начинается с краткого описания (аннотации) того проекта, которому он будет посвящен.

2. Цели и задачи проекта. После аннотации необходимо четко сформулировать цели и задачи бизнес-проекта: что вы хотите получить в результате его осуществления.

Раздел II. Описание проекта.

Во втором разделе бизнес-плана содержится уже подробное и детальное описание бизнес-идеи, под реализацию которой пишется программа.

1. Исходные данные и условия. Содержание бизнес-плана, его теоретической части начинается с описания всех базовых данных, отправной точки, с которой проект будет реализовываться. Здесь необходимо оценить практический опыт предпринимателя (либо указать на его отсутствие), уже имеющуюся материально-техническую базу, которая будет задействована в проекте.

2. Анализ экономической отрасли. В структуре бизнес-плана необходимо выделить место анализу отрасли хозяйственной деятельности, в которой предполагается реализовать проект: насколько развита и востребована эта отрасль в регионе, каковы перспективы ее развития. Анализ лучше всего провести как в целом по отрасли (торговля, производство, сфера услуг), так и по конкретному направлению деятельности (торговля брендовой одеждой, услуги грузоперевозок, производство металлопроката и т.д.).

3. Анализ целевого рынка и востребованности продукта/услуги. Далее включаем в содержание бизнес-плана выделение клиентского сегмента, на который будет ориентирован ваш продукт/услуга и проводим его анализ. В этой категории определяем, кто будет являться вашим потребителем по разным критериям. Например, по уровню финансового состояния: богатые люди, люди со средним уровнем достатка, бедные люди. По роду занятий: домохозяйки, садоводы, рыбаки, и т.д. Нельзя утверждать, что ваш товар или услуга будет универсальной и подойдет всем без разбору: наверняка для определенного сегмента клиентов она будет наиболее востребованной. Вам следует оценить, сколько у вас потенциальных клиентов, и какой оборот они могут вам обеспечить.

4. Анализ конкурентов. Практически всегда и во всем есть конкуренция. И даже если ее нет, то, глядя на ваш успешный бизнес, она обязательно появится. И здесь вы должны оценить свои шансы выдержать конкуренцию. Прежде всего, оцените все сильные и слабые стороны предпринимателей, занимающихся аналогичным бизнесом. Обязательно нужно сразу определить, чем вы сможете обойти своих соперников: ассортиментом, качеством, ценой, объемами и т.д. Затем стоит реально оценить, какая часть клиентов перейдет от конкурентов к вам и наоборот.

5. Организационный план. Здесь необходимо расписать, как будет организован ваш бизнес. В какой организационно-правовой форме будет вестись хозяйственная деятельность (ООО, АО, ИП и т.д.), какова будет структура фирмы, кто за что в ней будет отвечать, будут ли у компании партнеры, каким образом будут строиться с ними отношения и т.д.

7. План персонала. В содержание бизнес-плана следует включить и план подбора и работы с персоналом. Укажите, какое количество сотрудников будет задействовано в вашем бизнес-проекте сразу и в перспективе, какой квалификацией (образование, опыт работы) должен обладать каждый из них, какие должностные обязанности будет выполнять каждый сотрудник. Также следует рассмотреть, каким образом вы планируете осуществлять подбор персонала.

8. Производственный план. Этот пункт следует включить в структуру бизнес-плана в случае, если вы планируете что-либо производить. Здесь необходимо предусмотреть, какие производственные мощности потребуются для реализации проекта, какова будет технология производства, как будет происходить весь технологический процесс.

9. План работы с поставщиками. В этом разделе бизнес-плана рассматриваем, кто будет являться поставщиками товаров, сырья, материалов для вашего бизнеса, в какой форме и на каких условиях вы планируете сотрудничать с поставщиками. Здесь желательно ориентироваться на конкретные фирмы и их условия поставок.

10. Маркетинг план, стратегия продаж. В структуре бизнес-плана следует рассмотреть, какими способами вы будете продвигать на рынок свои товары или услуги. Какие инструменты для этого будут задействованы (сеть партнеров, продвижение через интернет, самостоятельное продвижение и т.д.), какие способы рекламы будут использованы (наружная, в прессе, в интернете, по радио, ТВ и т.д.), какие каналы сбыта планируете развивать, что будете делать в случае, если это не принесет желаемого эффекта. Это один из важнейших разделов бизнес-плана, поэтому обязательно уделите ему особое внимание.

11. Анализ источников финансирования. В этой категории необходимо рассмотреть, за счет каких средств будет реализован проект: ваши собственные средства, банковский кредит, привлечение инвесторов, средства партнеров, и в каком соотношении.

12. Финансовый план. Важнейшее место в структуре бизнес-плана должны занимать конкретные финансовые расчеты эффективности будущего проекта. Здесь вы должны подробно расписать постоянные (единоразовые) и переменные (ежемесячные) расходы по их статьям, спрогнозировать доходы по статьям и выйти на финансовый результат. Здесь же следует рассчитать период окупаемости проекта – срок, за который прогнозируемая прибыль перекроет единоразовые расходы, необходимые для запуска бизнес-идеи в работу.

13. Оценка рисков. В любом бизнес-проекте присутствует множество рисков (валютные, политические, финансовые и т.д.), поэтому в содержание бизнес-плана необходимо обязательно включить раздел, адекватно оценивающий все возможные риски и содержащий мероприятия по их снижению/ограничению.

Раздел III. Выводы.

В этом разделе бизнес-плана, исходя из проведенного анализа, необходимо сделать выводы о том, насколько целесообразна реализация бизнес-идеи, каковы ваши шансы на достижение поставленных целей. Здесь можно кратко выделить все ключевые моменты, полученные при проведении анализа, и адекватно оценить свои возможности.

Подобная структура бизнес-плана, на мой взгляд, является наиболее универсальной, подходящей как для масштабных бизнес-проектов, в которых задействуется большое число участников, так и для небольших бизнес-идей, реализуемых собственноручно начинающими предпринимателями. Разница будет лишь в объеме проведенного анализа. Для определенных видов деятельности содержание бизнес-плана может меняться, в него могут добавляться либо исключаться отдельные пункты, исходя из конкретных особенностей.

В заключение хочу подчеркнуть, что грамотно составленный бизнес план очень существенно повышает шансы на успешное открытие бизнеса. Поэтому, думая над тем, какой бизнес открыть, вы, путем составления бизнес-планов, можете выбрать для себя оптимальный по соотношению рисков и доходности вариант, который придется вам по силам и по карману.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность. Здесь рассмотрено и будет рассмотрено множество различных вариантов заработка и инвестирования, а также все ключевые принципы эффективного управления личными финансами. До новых встреч!

fingeniy.com

55. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА. Планирование на предприятии: Шпаргалка

55. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план позволяет устанавливать емкость и перспективу развития рынка продукции. Он проводит оценку предполагаемых затрат на изготовление продукции и ее реализацию, дает возможность соизмерять затраты с ценами для прогнозирования прибыли, позволяет определять целесообразность развития данного производства в сложившихся экономических условиях.

В мировой практике сформировался набор основных требований к содержанию бизнес-плана: 1. Исполнительное резюме (краткое содержание). Этот пункт должен отвечать на вопросы о том, для чего и в каком размере требуются инвестиции, в чем суть проекта и каковы его основные параметры. 2. Описание фирмы – держателя проекта. Указываются история предприятия – держателя проекта, текущее состояние фирмы, назначение и характер выпускаемой продукции, уникальность продукции, особенности технологии. 3. Описание продукции (работ, услуг). Приводятся общее описание продукта, сфера его применения, преимущества перед конкурирующими товарами, описывается процесс разработки продукта. В этом же разделе также осуществляется оценка готовности продукта к выходу на рынок, указывается наличие патентов, лицензий. 4. План маркетинга. Определяется спрос на предлагаемую продукцию, анализируются сегменты рынка, наличие конкуренции, а также отношение правительства и местной администрации к бизнесу, определяется стратегия маркетинга. 5. Организационный план. Приводятся сведения о владельцах фирмы и ее менеджерах, которые будут играть ведущую роль в реализации проекта. Описывается организационная схема по связям и разделению ответственности персонала в рамках управленческой, служебной, производственной структурах. Описывается кадровая политика. 6. Производственный план. Указывается место производства продукции, потребные производственные мощности, оборудование, где его будут использовать, а также на каких условиях оно будет приобретаться. Описывается, какое и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия. 7. Анализ рынков. Выявляются факторы, увеличивающие или уменьшающие конкретные виды рисков, связанные с реализацией проекта, проводится анализ рисков, определяются факторы, оказывающие влияние на величину самих рисков, оцениваются конкретные виды рисков и их уровни, а также мероприятия по их снижению. 8. Финансовый план. Этот пункт содержит три части: 1) план доходов и расходов; 2) план денежных поступлений и выплат – составляется на основе предыдущего плана; 3) балансовый план, отражающий состояние активов и пассивов предприятия на конец каждого года. Обычно в бизнес-плане финансовый план составляется на три года вперед, причем данные на первый год даются с помесячной разбивкой. 9. Приложение к бизнес-плану. Приводятся все финансовые расчеты, предлагаются результаты технической экспертизы и документы, которые имеет фирма в поддержку проекта. В приложении могут также описываться документы о правах на интеллектуальную собственность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Содержание бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана

Содержание бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана

Бизнес - план. Его значение и содержание.

Бизнес-план содержит обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта(новой технологии).

Рекомендуется бизнес-план составлять на 3-5 лет.

Бизнес-план может выполнять следующие функции:

· Может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и стратегии развития предприятия;

· Может выполнять функцию планирования;

· Помогает оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;

· Необходим для привлечения денежных ресурсов;

· Необходим для привлечения инвесторов;

При разработке бизнес-планов ставятся цели, оцениваются потребности в ресурсах, устанавливаются сроки достижения цели.

В бизнес-плане вновь создаваемого предприятия требуется подробное описание предприятия (производственные мощности, персонал, связи с поставщиками, наличие заказчиков, номенклатура продукции, техническое развитие предприятия, структура управления).

Для разработки и обоснования бизнес-плана необходимы следующие показатели:

а) общие исходные данные и условия выполнения проекта;

б) рынок сбыта продукции и производственной мощности;

в) материальные факторы производства и необходимые ресурсы;

г) проектно-конструктивная документация;

д) потребность в в трудовых ресурсах и источники покрытия;

е) планирование сроков осуществления проекта;

ж) финансово-экономическая оценка проекта;

Основные разделы бизнес-плана:

1. Введение. Является визитной карточкой всего бизнес-плана. Предназначен в основном для потенциальных инвесторов. Здесь излагается суть проекта, его преимущества и приводятся основные итоговые показатели проекта.

2. Продукция (услуги).

В этом разделе даётся информация о продукции, показывается новизна технологических, потребительских и других решений, проводится сравнительный анализ продукции конкурентов, приводится преимущества для производителей и потребителей продукции.

3. Производственный план.

Даётся оценка экономического потенциала, который способен обеспечить производственную программу по проекту, оценивается уровень технологического потенциала предприятия. Даётся схема производственных потоков, перечень производственного оборудования, виды сырья материалов. Рассматривается трудовой потенциал предприятия, материально-техническое обеспечение производства, правовая защита производства.

4. План маркетинга.

Даётся оценка внешней среды потенциала потребителя продукции, конкурентов, разрабатывается стратегия маркетинга.

5. Организационный план.

Отражается организационно-правовая форма предприятия, организационные структуры управления, сведенья о партнёрах, составляется квалификационная матрица по видам работ.

6. Оценка риска и страхование.

Данный раздел должен выявить основные типы риска для бизнеса предприятия, их источники, ожидаемы моменты их возникновения в целях оценки возможного ущерба. Разрабатываются мероприятия по минимизации ущерба и определяются риски, которые необходимо страховать.

7. Финансовый план.

Обосновывается потребность для инвестиций и показывается, на сколько проект приемлем, с экономической точки зрения.

 

www.goodstudents.ru