Эксперты АО «РВК»: Обучение технологическому предпринимательству станет массовым. Технологический бизнес


Призвание: стартап

Стив Джобс, Марк Цукерберг, Илон Маск, Евгений Касперский — всем знакомые имена. Эти люди — яркий пример того, какого результата можно добиться, обладая техническим образованием и предпринимательской жилкой. Сегодня компании, созданные этими людьми, стоят миллиарды, и они достались им вовсе не по наследству. Они добились грандиозного успеха благодаря труду и способности оценить и внедрить на рынок нечто совершенно новое. Это сложно: люди склонны к консерватизму, предпочитают сохранять статус-кво и потому не доверяют новинкам. И именно здесь на сцену выходит технологический предприниматель — человек, создающий новый бизнес, в основу которого положена инновационная идея или новая технология.

Выделение технологического предпринимательства в отдельную группу «основанных на новых технологиях фирм» произошло сравнительно недавно, примерно в середине 1990-х. Случилось это, когда весь мир заговорил о Кремниевой долине, где высокотехнологичные стартапы начали вырастать как грибы после дождя. И действительно, огромное количество гаджетов, приложений и других удивительных вещей, плотно вошедших в нашу жизнь за последние годы, не заметить сложно. В зарубежной практике компании, которые производят подобные девайсы, иногда называют specialist technology suppliers (специализированные поставщики технологии). Конечно, благодарить нам стоит в первую очередь талантливых разработчиков. Но на одной идее далеко не уедешь: любую гениальную разработку необходимо правильно подать на рынок.

Генеральный директор и соучредитель компании ЗАО «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Конвейер технологий

В России традиционно производителями инновационных разработок считают НИИ и КБ. Сотрудники этих учреждений действительно занимаются выполнением заказов на НИОКР, поступающих от крупных предприятий: сами на себя они, как правило, не работают. Мотивация технологических компаний иная. Они вполне самостоятельны и никаких заказов не принимают — наоборот, зачастую такие компании сами инициируют процесс создания новых технологий с целью вывода их на рынок. Собственно, в этом и заключается вся суть технологического предпринимательства.

С экономической стороны технологическое предпринимательство, возможно, и есть тот самый механизм, который позволит сократить огромный временной разрыв между созданием новой технологии и началом ее коммерциализации. Технологический предприниматель играет роль рычага для запуска конвейера: он находит технологию, продает ее, ищет следующую, продает, и так по кругу.

«Наука производит новые технологии. Но что с ними делать? Технологические предприниматели — ответ на этот вопрос. Эти специалисты должны найти покупателей, — объяснил «Чердаку» выпускник кафедры технологического предпринимательства РОСНАНО в МФТИ Юрий Стебунов. — Сами ученые не смогут довести технологию до конкретного потребителя, потому что они не умеют строить бизнес. Это отдельная задача, которую и решает технологический предприниматель».

Сейчас Стебунов разрабатывает сверхчувствительный наномеханический биосенсор для анализа химического состава веществ в одной из лабораторий университета вместе со своим коллегой Дмитрием Федяниным. Их сенсор способен обнаруживать разные биологические объекты, к примеру маркеры вирусных заболеваний, которые появляются, когда иммунная система реагирует на частицы таких страшных вирусов, как ВИЧ, гепатиты, герпес и многие другие.

И чтец, и жнец

Технологический предприниматель — уникальный человек, обладающий большим набором совершенно разнообразных знаний и при этом еще и крепкой бизнес-хваткой.

В первую очередь ему необходимо понимать, как правильно формировать идею и где искать нужных людей. Он должен разбираться в типах инвесторов (профессиональные, непрофессиональные и др.), а также не понаслышке знать, что такое венчурные фонды и бизнес-ангелы. Помимо всего прочего, он должен уметь составлять маркетинговый и бизнес-планы, быть хорошим оратором, создавать продающие презентации. И желательно делать это все на хорошем английском, ведь всегда есть шанс, что технология приглянется инвесторам из-за рубежа.

Пример того, как отечественные идеи могут реализоваться на Западе, — стартап в сфере интеллектуальных сенсорных сетей MeshNetics. Значительную часть средств в него инвестировала американская компания Atmel, разработки стали ее собственностью, и сейчас она продает высокотехнологичные устройства уже под собственной маркой. Дело в том, что цикл вывода продукта для биофармацевтических стартапов занимает годы, поэтому иностранные компании с удовольствием предоставляют средства отечественным разработчикам, взамен же получают интеллектуальную составляющую проекта — проще говоря, права на продукт. Впрочем, MeshNetics — пока скорее исключение, и особо рассчитывать на иностранные инвестиции молодым инновационным компаниям, похоже, не стоит. Хотя это и не повод не учить английский.

Но и в России искать инвестиции непросто. «Я занимаюсь прикладной наукой, цель которой — коммерциализировать продукт, — говорит Юрий Стебунов. — Здесь самое сложное — определить рынок и понять конкурентные преимущества. С инвестициями тоже не все гладко. В России есть венчурные фонды, но пока они не настолько квалифицированы, как на Западе. Хотя наши фонды развиваются. Так что качественные инвестиции найти сложно, но можно. Хотя пока российским компаниям найти средства в России сложнее, чем, к примеру, американцам в Америке».

Весьма любопытные данные о перспективах технологического предпринимательства представил ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин на международном форуме «От науки к бизнесу». Он изучал культурные предпосылки и стратегии достижений успеха у людей, занятых в области продвижения на рынок новых высокотехнологичных продуктов. Исследования проводились в разных регионах России, на Тайване, в Южной Корее и Финляндии. Всего было проинтервьюировано более двухсот технопредпринимателей.

Оказалось, что между азиатскими и российскими предпринимателями есть принципиальное отличие: в Азии в эту область экономики в основном идут самые обычные люди, закончившие провинциальный вуз: они знают, что нужно людям в обычной жизни, и нацелены на прикладной результат. В России же, по словам Хархордина, «очень много Кулибиных, но мало Эдисонов». У нас любят придумывать всякие «игрушки», а вот жизненно-важные проекты пока редкость. Впрочем, не исключено, что их больше, чем мы думаем, просто пока на них не нашелся толковый технопредприниматель.

«В России с технологическим предпринимательством, к сожалению, пока дела обстоят плохо, — считает Юрий Стебунов. — Такие специалисты очень помогли бы стране в 90-е годы, после распада СССР, когда свет увидело множество технологий с закрытых предприятий. Их можно было бы грамотно продать и много заработать. Сегодня эти технологии частично перешли на Запад. Тем не менее сейчас фундаментальная наука в России снова начинает развиваться, появляются новые технологии, есть много хороших идей. Но опять же есть недостаток в людях, которые эти идеи могут превратить в реальные продукты. Но технологических предпринимателей становится больше, и в этом очень помогают специализированные кафедры. Их заканчивают люди, чьей работой непосредственно является коммерциализация технологий».

Лабораторный корпус МФТИ. Фото: пресс-служба МФТИ

Ориентация на бизнес

Уровень классического инженерного образования в ведущих российских вузах традиционно высок, но с каждым днем все более очевидно, что этого недостаточно. Рынок сегодня требует инженеров с новыми компетенциями, знающих и понимающих механизмы коммерциализации технологий, обладающих менеджерскими навыками — от управления разработками на предприятии до управления маркетинговыми исследованиями и продвижением инновационной продукции.

«Мало иметь свою идею, проект, инновационную технологию, — поясняет заместитель заведующего кафедрой технологического предпринимательства РОСНАНО в МФТИ Вячеслав Чикин. — Нужно уметь довести ее до человечества и сделать успешной. Была необходима структура, обеспечивающая всплеск интереса студентов к предпринимательству, и несколько лет назад мы начали образовательный проект, призванный научить этому студентов технических вузов. Студент нашей кафедры попадает в компанию, работающую над проектом, и компания определяет его бизнес-роль. Его учат правильно развивать проект, делать его наиболее успешным. В результате такого обучения мы получили магистрантов, не только заинтересованных в работе в инновационной сфере, но и обладающих достаточными для этого компетенциями».

Так что, выбирая техническую специальность, нужно понимать, что в современном мире быть простым инженером или разработчиком уже недостаточно. Нужно не только уметь собирать что-то своими руками, но еще и обладать массой других компетенций. В противном случае есть риск остаться на обочине, в то время как более предприимчивые и ориентированные на бизнес молодые люди наводнят рынок своими продуктами.

Куда пойти учиться?

1. МФТИ. Кафедра технологического предпринимательства Сайт кафедры

2. Межвузовская магистерская программа подготовки инженеров в сфере высоких технологий для новой экономики Москвы. Инженерная школа высоких технологийСайт программы

3. ИТМО. Кафедра технологического предпринимательства и управления инновациями. Реализует магистерскую программу Master of Technology Entrepreneurship.Сайт программы

chrdk.ru

Образовательная поддержка как фактор развития технологического предпринимательства

 

Ключевые слова: технологическое предпринимательство, технологические инновации, МИП

 

Предпринимательство является одним из важных факторов экономического развития страны. Именно предприниматели выводят на рынок инновации, обеспечивают развитие новых технологий, способствуют появлению новых отраслей промышленности, увеличивают конкуренцию на разных рынках в стране. Научные работы зарубежных авторов показывают, что технологическое предпринимательство дает больший социальный и экономический вклад в развитие инновационного потенциала страны, чем другие формы предпринимательства. Это обусловлено быстрым ростом малых инновационных компаний, особенно в высокотехнологичной отрасли. По данным Министерства финансов России, в 2013 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 50,2 % от всех поступлений [5]. Одновременно с этим Россия занимает 49-е место из 143 по уровню инновационного развития в 2014 г. [2]. Что касается активности технологического предпринимательства, то она остается достаточно низкой: всего порядка 10,2 % предприятий малого бизнеса в России относятся к технологическим компаниям в 2013 г. [4]. Таким образом, статистика показывает необходимость увеличения доли технологического предпринимательства в России.

Что такое «технологическое предпринимательство»?

В научных статьях для обозначения технологического предпринимательства используются следующие слова technological entrepreneurship, technology entrepreneurship, technical entrepreneurship, techno-entrepreneurship, techno-preneurship и т. д.

Дорф и Байерс (2005) определили технологическое предпринимательство как стиль бизнес-лидерства, который включает в себя определение многообещающих, с техническими средствами высокого уровня возможностей производства продукции для коммерческого сбыта, накопление ресурсов, таких как талант и капитал, а также управление быстрым ростом и существенными рисками через использование принципиальных навыков принятия решений.

За последние несколько лет в научной литературе можно наблюдать возросший интерес к технологическому предпринимательству, как достаточно важному мировому феномену. Оно позволяет обеспечить стабильный рост компании, дифференциацию продукции, а также приобретение важных конкурентных преимуществ не только на уровне отдельного экономического субъекта, но также и на уровне региона и страны в целом.

Технологический предприниматель — это признанный ведущий катализатор в процессе промышленного формирования и роста (Rothwell and Zegveld, 1982).

Главные претенденты на занятие высокотехнологичным техническим предпринимательством — это инженерные кадры, которые выделились или из государственных исследовательских учреждений (включая университеты), или из существующих (обычно больших) промышленных фирм (Freeman, 1982; Harvey, 1990).

На рисунке ниже представлена схема становления технологического предпринимателя.

C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\Новая папка (3)\Рисунок3.png

Рис. 1. Становление технологического предпринимателя

 

И в России, и в других странах наблюдается проблема, связанная с недостатком управленческих компетенций у потенциальных технологических предпринимателей, что значительно усложняет процесс реализации проектов, а также требуют больших денежных и временных затрат. В России данная проблема стоит еще более остро, это вызвано двумя причинами.

Во-первых, в России большое количество процессов, связанных с взаимодействием с государственными органами (например, прохождение таможенных процедур), протекает сложнее, чем в развитых странах.

Во-вторых, в силу менталитета многие технологические предприниматели предпочитают реализовывать проекты самостоятельно, не привлекая в команду людей, обладающих большим опытом решения организационных вопросов, оформления конкурсной документации и т. п.

На рисунке ниже представлены основные проблемы сферы технического творчества в России и в мире [6].

Рис. 2. Основные проблемы сферы технического творчества в России и в мире

 

Таким образом, для быстрого и стабильного развития технологического предпринимательства необходимо предоставление образовательной и информационной поддержки со стороны государства и бизнес-сообщества.

Так как зачастую у потенциальных технологических предпринимателей отсутствуют навыки ведения собственного бизнеса, каждый технический университет должен предлагать предпринимательские курсы. Это отличный способ преподать универсальные управленческие навыки, которые включают в себя умение адаптироваться к постоянным изменениям и понимание рыночной конъюнктуры, что, несомненно, приведет к увеличению доли технологического предпринимательства в России.

 

Литература:

 

  1.              R. C. Dorf and T. H. Byers (2005), Technology Ventures: from Idea to Enterprise, New York: McGraw- Hill.
  2.              R. Scott. The Global Innovation Index 2014: The Human Factor In Innovation. https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/GII-2014-v5.pdf
  3.              Н. Н. Бутрюмова,С. А Карпычева, М. Г. Назаров, Д. В. Сидоров. Исследование эволюции технологического предпринимательства Нижегородской области.Инновации. 2015. № 7 (201).С. 15–24.
  4.              О. Р. Верховская. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2013. http://www.gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/ gem_2013_final20_all.pdf
  5.              Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2014 г. М.: Министерство финансов РФ, 2014.
  6.              Intel и ОАО «РВК». Техническое творчество — хобби или индустрия? Исследование сообществ инноваторов и технических энтузиастов. «Делойт», Москва-2015. http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Делойт.pdf

moluch.ru

Майнор «Технологическое предпринимательство» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Цель майнора – формирование базовых компетенций в области предпринимательства, достаточных для участия в реализации научно-технических проектов или инициации собственного предпринимательского стартапа – малого инновационного предприятия в научно-технической сфере.

Дополнительная практическая цель майнора – существенно сократить риски неудачи предпринимательских стартапов, инициируемых выпускниками НИУ ВШЭ за счет дополнения компетенций в сфере научно-технической, технико-технологической и производственной деятельности знаниями в области экономики и менеджмента, умениями выстраивать эффективные бизнес-модели и навыками принятия инвестиционных решений.

Успешная деятельность в научно-технической сфере в настоящее время невозможна без сформированных представлений о современном этапе научно-технического прогресса и тенденциях развития науки, техники и технологий и осознания особенностей функционирования наукоемкого производства. В процессе освоения дисциплин майнора решаются следующие задачи:

  • Представляются и анализируются закономерности развития науки, техники и технологий как основного источника инноваций, характеризуется инновационный процесс как цепочка «научное открытие – прикладной научно-технический результат – технологическое проектирование и дизайн – создание производства и поддержки новых продуктов и технологий – утилизация», что позволяет видеть возможности коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышать экономическую отдачу от развития науки, техники и технологий;
  • Формируются представления о механизме формирования и развития рынка, исследуются модели рыночного поведения бизнеса на ранних стадиях жизненного цикла продуктов и технологий, характеризуются особенности проведения маркетинговых исследований на ранних стадиях развития рынка, представляются основные маркетинговые стратегии для наукоемких и высокотехнологичных продуктов и технологий;
  • Дается представление о проблемах коммерциализации результатов научно-технической деятельности, анализируются возможные способы защиты и охраны интеллектуальной собственности, рассматриваются этапы трансфера результатов научно-технической деятельности и подходы к его организации, исследуется практика управления интеллектуальной собственностью в организациях научно-технической сферы;
  • Характеризуются экономические аспекты научно-технической деятельности и особенности организации финансирования научно-технических и инновационных проектов, анализиру-ются основные способы привлечения инвестиций и виды инвесторов в научно-техническую и инновационную деятельность, а также особенности функционирования рынков рискового капитала, анализируются экономические механизмы формирования стоимости малого инновационного предприятия и оценки коммерческого потенциала стартапа на разных стадиях инновационного процесса. 
В течение всего периода обучения на майноре студенты в подгруппах работают над комплексным проектом по созданию малого предприятий в научно-технической сфере, проводя оценку потенциала развития технологии и анализируя будущий рынок, разрабатывая бизнес-модели и обосновывая стратегии финансирования.
Дисциплины майнора:

Трудоемкость: 20 кредитов

Ограничения для выбора образовательным программам: нет

Статус: состоялся, запись закрыта

Минимальное число слушателей: 60

Максимальное число слушателей: 180

Годы реализации: 2017 — 2019

Целевая аудитория: студенты 2016 года набора преимущественно естественнонаучных, технических, информационно-коммункационных, математических направлений подготовки, планирующие как карьеру менеджера в научных организациях и инженерных центрах, так и развитие собственного бизнеса на базе собственных разработок. Студенты, приходящие на майнор, могут не обладать никакими базовыми знаниями в области экономики и менеджмента.

electives.hse.ru

Технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса — МФТИ

Код*

Название курса

Объем, ак.часы

Лекции

Практ. Занятия

Осенний семестр

Т0

  Вводный тренинг

          8 **

       8

М1

  Экономика предприятия 

       108

      32

М2

  Корпоративное управление инновациями

       108

      32

Ф1

  Экономика и право интеллектуальной собственности

         72

      24

Ф2.1

  Основы институциональной экономики

         72

      24

Ф2.2

  Методы  технологического прогнозирования (форсайт-исследования) в высокотехнологической сфере

Ф3 

  Введение во входящий маркетинг: Принципы, Стратегия, Инструменты 

         72

       8

Т1 

  Дизайн мышление (Тренинг)

         24 **

      24

Весенний семестр

М3 

  Управление проектами и инновационными программами

         108

      8

      24

М4

  Системноинженерное мышление в управлении жизненным циклом

         108

      8

      24

М5.1

  Решение технических кейсов

         108

      8

      24

М5.2

  Методические инструменты развития технических систем

Ф4

  Подготовка проектного предложения: Проектирование, запуск и развитие венчурного предприятия

         126

     12

      28

Осенний семестр

Ф5

  Практики моделеориентированной системной инженерии

         108

      8

      24

Ф6

  Подготовка проектного предложения: Проектирование, запуск и развитие венчурного предприятия

          126

     12

      28

Итого

         1116

     168

     192

* М - обязательный курс, Ф - факультатив, Т - тренинг

** В общие часы не входит

Подробное описание дисциплин программы

М1. Экономика предприятия

Авторы: Фомина Алена Владимировна, д.ф-м.н, Временный Генеральный директор ОАО «ЦНИИ «Электроника», профессор НИЯУ МИФИ и СПбГУАП.

Целью данного курса является овладение теоретическими основами и приобретение практических навыков при изучении форм функционирования рыночных структур и механизмов взаимодействия субъектов экономической деятельности общества. В рамках данного курса студенты изучат:

  • рыночное хозяйство и принципы его функционирования;
  • организационно-правовые формы предприятий и нормативные акты, регламентирующие их деятельность;
  • предприятия как субъекты рыночного хозяйства;
  • внутреннюю и внешнюю среду предприятия, его конкурентоспособность, организационную структуру и механизмы управления;
  • состав основных средств, материальные ресурсы, персонал предприятия;
  • вопросы стратегического, текущего и оперативного планирования;
  • вопросы формирование затрат на производство продукции, работ, услуг; основы ценообразования;
  • инновационную и инвестиционную деятельность предприятия;
  • принципы формирования результатов хозяйственной деятельности, доходов и расходов, учета и отчетности, баланса предприятия.

М2. Корпоративное управление инновациями

Автор: Корзников Александр Михайлович, к.ю.н., директор Центра коммерциализации технологий НИТУ «МИСиС»

Целью данного курса является ознакомление студентов с общими принципами управления инновационным развитием и особенностями реализации данного процесса в крупных корпорациях. В рамках данного курса рассматриваются следующие темы:

  • Эволюция корпоративного подхода к инновационному управлению
  • Стратегия инновационного развития компании, ее роль и место в общей стратегии развития компании
  • Организация процесса генерации, оценки и предпроектной подготовки инновационных идей. Основные этапы процесса реализации идеи в виде продукта
  • Управление R&D-инфраструктурой компании
  • Взаимодействие с внешними инновационным структурами по модели «Открытые инновации»

Ф1. Экономика и право интеллектуальной собственности

Автор: Козырев Анатолий Николаевич – д.э.н., к.ф-м.н., член Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, научный руководитель Консультационно-исследовательского центра интеллектуального капитала Лабрейт.Ру (КИЦИК Лабрейт.Ру), заведущий кафедрой Экономики интеллектуальной собственности Московского Физико-Технического Института (Факультет инноваций и высоких технологий), директор Центра Развития Инноваций ИГУМО.

Целью данного курса является ознакомление студентов с основами принципами и правилами работы с интеллектуальной собственностью на новые разработки. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Правовая охрана в рамках патентного и авторского права как средство придания редкости изобретениям, музыкальным и литературным произведениям.
  • Охраноспособность и ценность результатов интеллектуальной деятельности.
  • Интеллектуальный капитал и его структура.
  • Смысл отчетов об интеллектуальном капитале.
  • Стоимостная оценка и учет интеллектуальной собственности.
  • Патент и патентная заявка как реальные опционы.
  • Расчет стоимостных параметров лицензионных соглашений.

Ф2.1 Основы институциональной экономики

Автор: Александр Александрович Аузан, д. э. н., декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Целью данного курса является ознакомление студентов с основами институциональной экономики. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Индивиды, действия и принятие решений с точки зрения институциональной экономики.
  • Институты, транзакционные издержки
  • Коллективные действия.
  • Новая институциональная теория государства.
  • Альтернативные режимы собственности.
  • Экономический анализ права.
  • Институциональные изменения
  • Институциональный подход к модернизационным процессам.

Ф2.2    Методы технологического прогнозирования (форсайт-исследования) в высокотехнологической сфере

Автор: д.т.н., профессор А.В.Путилов, председатель Аттестационной комиссии «передвижной» школы Росатома, декан факультета управления и экономики высоких технологий НИЯУ МИФИ.

Целями изучения данной дисциплины являются приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих использовать результаты научно-технологического прогнозирования для реализации проектов в инновационной экономике. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

Курс «Введение во входящий маркетинг: Принципы, Стратегия, Инструменты» является базовым курсом, посвященным введению в современные технологии онлайн-маркетинга, позволяющие эффективно максимизировать рост и прибыль компаний. В курсе представлен обзор передовых практик и распространенных ошибок, основанных на новейших разработках и последних тенденциях в маркетинговой индустрии. Студенты ознакомятся с ключевыми теоретическими принципами, стратегиями и инструментами, необходимыми для успешного ведения маркетинговых кампаний онлайн. Первые две главы посвящены краеугольным элементам Входящего маркетинга: Создание веб-сайта и Написание Блогов; в каждой последующей главе рассматриваются наиболее значимые стратегии входящего маркетинга: Оптимизация Под Свойства Поисковых Систем, Оплата за Клик, E-mail, Видео и Социальные Медиa. Курс завершается главой, посвященной Aнализу Cтратегий и Инструментов, необходимых для отслеживания, тестирования и модификации входящих маркетинговых кампаний.

М3. Управление проектами и инновационными программами

Автор: Ципес Григорий Львович, к.э.н., Главный консультант Департамента управленческого консалтинга ООО «ИБС Экспертиза», доцент кафедры «Управленческий консалтинг» МФТИ, доцент кафедры «Управление проектами» НИУ-ВШЭ, вице-президент Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ, заместитель главного редактора журнала «Управление проектами и программами»

Целью данного курса является обучение студентов основам работы с распространенными инструментами управления проектами, в том числе инновационными. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Основы методологии управления проектами
  • Корпоративное управление проектами
  • Корпоративный стандарт управления проектами
  • Управление проектными отклонениями
  • Роль проектов в инновационном развитии организации
  • Проекты организационных преобразований
  • Инновационная программа и ее основные компоненты
  • Сообщество инновационной программы. Внешняя и внутренняя инновационная среда организации.

М4. Системноинженерное мышление в управлении жизненным циклом

Автор: Левенчук Анатолий Игоревич, президент российского отделения INCOSE, президент компании TechInvestLab.

Целью дисциплины является формирование у слушателей системного представления и профессиональных компетентностей в сфере системноинженерного мышления в управлении жизненным циклом. Данный курс также даст слушателям возможность ознакомиться с мировым опытом в этой области, узнать на практических примерах, как мыслят системные инженеры в управлении жизненным циклом в ведущих в этой сфере экосистемах в мире. В рамках курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Понятие о системной инженерии. Ограничения системной инженерии. Стандарты системной инженерии. Техническое лидерство.
  • Ситуационная инженерия методов. Инженерия как теория. Диаграмма основных альф инженерного проекта.
  • Система и деятельностный подход.
  • Модальности описаний и требования. Архитектурные описания.
  • Инженерия предприятий как дисциплина. Описания предприятий, архитектура предприятия.
  • Различные формы описания жизненного цикла. Многомерное описание жизненного цикла.

М5.1. Решение технологических кейсов.

Авторы:

Хельвас Александр Валерьевич, Директор по развитию в ЗАО "Центр открытых систем и высоких технологий", преподаватель МФТИ

Северов Дмитрий Сергеевич, советник директора, ОАО "ИТМиВТ им. С.А.Лебедева РАН", бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ.

Целью данного курса является обучение студентов практическим методам решения технологических задач, связанных с разработкой идеи и возможностями для внедрения новых технологий. В рамках данного курса рассматриваются и прорабатываются следующие вопросы:

  • Методы постановки и решения инженерных задач
  • Роль правильной формулировки инженерной задачи. Мнемонические методы описания инженерных задач. Понятие технического решения.
  • Способ как последовательность действий.
  • Прямая задача. Применение эффектов и инженерных решений для решения инженерных задач. Методы ТРИЗ.
  • Методы проверки решения: Проверка размерности. Проверка на предельных и особых случаях. Проверка на соответствие фундаментальным физическим законам.
  • Обратная задача.
  • Описание семантической картины предметной области.
  • Формирование и применение семантической карты предметной области. Построение иерархий инженерных решений.
  • Методы оформления решений инженерных задач в виде объектов интеллектуальной собственности

М5.2. Методические инструменты анализа и развития технических систем

Автор: Кудрявцев Александр Владимирович, мастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ, ректор Московского общественного института технического творчества.

Целью данного курса является развитие у студентов умений и навыков инструментальной поддержки процессов анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений поставленных задач. В результате данного курса студенты:

  • ознакомятся со всем комплексом средств инструментальной поддержки процессов поиска нового, основными группами инструментов;
  • пройдут начальный тренинг в применении инструментов интуитивного и систематического поиска новых идей;
  • овладеют инструментами выявления ключевых потребительских ценностей, сравнения системы с аналогами и оценки пределов развития по ключевым параметрам;
  • практически освоят технологию формулирования и разрешения противоречий, технику определения функциональных аналогов и поиска решений на ее основе.
  • научатся строить функциональные и потоковые модели и их помощью выявлять задачи дальнейшего развития совершенствуемых систем;
  • получат начальные знания в области организации работ по выполнению комплексных инновационных проектов.

Ф4, Ф6. Проектирование, запуск и развитие венчурного предприятия

Автор: Чикин Вячеслав Николаевич, научный руководитель Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий для новой экономики Москвы, заместитель заведующего кафедры Технологического предпринимательства МФТИ.

В рамках данного курса студенты вместе с менторами ведут работу над проектным предложением, которое отражает план развития проекта студента в будущем. В рамках данного курса рассматриваются и прорабатываются следующие вопросы:

  • Проектное предложение в формате описания бизнес-модели (по Остервальдеру).
  • Определение клиента и его потребностей.
  • Спецификация продукта: формулирование требований к продукту в терминах соответствия потребностям клиента. Сегментирование (как многообразие аспектов использование продукта).
  • Внешняя среда и конкуренты. Барьеры вступления на рынок. Технологии сбора информации о компаниях-конкурентах и о ключевых сотрудниках этих компаний.
  • Финансовая модель. Потоки поступлений. Структура издержек. Основные финансовые показатели. Точка безубыточности, период окупаемости.
  • Партнеры, окружение. Аутсорсинг, краудсорсинг.
  • Риски и угрозы. Механизмы ликвидации (элиминирования, снижения) угрозы. Затраты.
  • Описание плана мероприятий, необходимых для достижения целевого состояния, и оценка требуемых ресурсов. Этапы планирования.

Ф5. Практики моделеориентированной системной инженерии

Автор: Левенчук Анатолий Игоревич, президент российского отделения INCOSE, президент компании TechInvestLab.

Целью дисциплины является формирование у слушателей системного представления и профессиональных компетентностей в сфере системноинженерного мышления в управлении жизненным циклом. Данный курс также даст слушателям возможность ознакомиться с мировым опытом в этой области, узнать на практических примерах, как мыслят системные инженеры в управлении жизненным циклом в ведущих в этой сфере экосистемах в мире. В рамках курса рассматриваются следующие вопросы:

  • Понятие модели, виды моделей. Отличия классической и моделеориентированной системной инженерии.
  • Понятие требований: деонтическая модальность определений системы. Классическая инженерия требований.
  • Архитектурные языки. Архитектурные практики по MFESA. Практики технологизации архитектурного творчества (DSM, ТРИЗ).
  • Отнесение управления конфигурацией и изменениями к инженерным или менеджерским практикам. Практики идентификации. Порождающая архитектура. Порождающий дизайн. Порождающее производство.
  • Понятие проверки (верификации) и приёмки (валидации), использование моделей. Автоматизация тестирования. Инженерные обоснования.

 

mipt.ru

Обучение технологическому предпринимательству станет массовым

В Университете ИТМО стартовала программа повышения квалификации для преподавателей университетов по преподаванию курса «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», разработанного совместно АО «РВК», Университетом ИТМО и МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение недели представители 52 университетов России будут осваивать методики преподавания курса, особенности обучения  инновационной экономике, основам коммерческого НИОКР, трансфера технологий и лицензирования, создания технологического стартапа, а также сами проработают варианты коммерциализации предложенных результатов НИОКР.

Учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» был анонсирован в марте-апреле 2017 года в МГУ им. М.В. Ломоносова и на Московском международном салоне образования. Основная задача проекта — развитие предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений в российских вузах.

Повышение квалификации проводят ведущие сотрудники АО «РВК», преподаватели Университета ИТМО и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а также успешные технологические предприниматели. В течение пяти дней представителям столичных и региональных вузов предстоит не только освоить методики преподавания новой дисциплины «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», поучиться лучшим практикам у ведущих вузов России и технологичных компаний, но и поработать с реальными бизнес-разработками и по итогам обучения подготовить собственный проект. В дальнейшем полученные знания должны лечь в основу аналогичных курсов, преподаваемых студентам в каждом конкретном университете.

На открытии программы, прошедшем на базе факультета технологического менеджмента и инноваций во вторник, 13 июня, выступили директор департамента коммуникаций АО «РВК» Георгий Гоголев и руководитель направления развития инновационных сообществ АО «РВК» Денис Матвиенко. Об особенностях программы, ключевых задачах проекта и о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы выстроить эффективную систему предпринимательского образования в вузах, эксперты рассказали в интервью ITMO.NEWS.

В ходе своего выступления вы отметили, что работаете с вузами уже на протяжении четырех лет. Примерно в этот период в университетах России, главным образом, в столичных вузах, и начали появляться отдельные проекты по развитию предпринимательских компетенций, бизнес-инкубаторы. Что изменилось за четыре года? Как развивается эта работа сейчас?

Георгий Гоголев, директор департамента коммуникаций АО «РВК»: Четыре года назад, когда мы начали заниматься вузами, картина была достаточно грустная. Все университеты России, в которых реализовывались программы и учебные курсы, ориентированные на развитие предпринимательских компетенций (бизнес-инкубаторы, акселераторы, учебные курсы и образовательные программы), можно было пересчитать по пальцам. Четыре года назад практически не было университетов, где существовали эффективные программы по работе с промышленностью. А ведь это очень важно, чтобы университетские образовательные и исследовательские программы были привязаны к реальности, профессора и исследователи знали, что происходит в промышленности, у студентов формировались предпринимательские компетенции.

Сейчас картина поменялась: университеты начали системно привлекать индустриальные заказы, в некоторых вузах уже есть команды, которые способны доводить проекты до стадии коммерциализации, есть центры предпринимательства, где преподают соответствующие дисциплины, развивается коучинг, менторство. Однако есть и слабые места, к примеру, эффективность центров трансфера технологий все еще оставляет желать лучшего.

Ключевая преграда — отсутствие команд, которые могли бы это делать. А они, по опыту удачных западных центров трансфера технологий, должны состоять из людей, не один год проработавших в промышленных компаниях, людей, которые очень хорошо знают рынок, имеют связи. Для России проблема создания команд с серьезными компетенциями в области коммерциализации университетских разработок пока остается актуальной.

Кто сегодня преподает предпринимательство в вузах России? Достаточно ли компетенций у таких специалистов? Каким набором знаний и навыков они должны обладать?

Денис Матвиенко, руководитель направления развития инновационных сообществ АО «РВК»: В зарубежных университетах предпринимательство обычно выступает объектом специализации профессорско-преподавательских кадров. Это выражается в том, что в университетах введены должности профессор предпринимательства и предприниматель-резидент. У такого специалиста есть опыт в предпринимательстве — это раз, во-вторых, у него есть опыт методической работы, опыт преподавания. Это тоже важно, потому что далеко не любой предприниматель может быть хорошим преподавателем.

Воплощение этой концепции может быть разным. Чаще всего это предприниматель, который в определенный момент вышел из бизнеса или отошел от дел. Он приходит в университет, начинает преподавать предпринимательство, заниматься научной работой. Немало примеров, когда успешные предприниматели в зрелом или даже пожилом возрасте поступают в аспирантуру по предпринимательству (за рубежом это одно из популярных направлений научных исследований, сформированы научные школы по предпринимательству). Многие из них являются долларовыми миллионерами, увлекающимися преподавательской деятельностью, потому что хотят делиться своими знаниями.

Известны случаи, когда на каждый колледж/факультет университета назначается предприниматель-резидент соответствующего профиля. Для обучения студентов медицинских специальностей —  предпринимателя в сфере медицины, для инженеров — технологический предприниматель. Его основная задача — сделать так, чтобы предпринимательская составляющая была включена в образовательный процесс в рамках факультета, во внеаудиторную работу, чтобы были выстроены связи с индустрией.

В России предпринимательству, как правило, обучают либо преподаватели менеджмента и экономики, либо бывшие выпускники, которые начинают строить академическую карьеру сразу после окончания вуза, соответственно не обладают в должной мере ни опытом работы в бизнесе, ни предпринимательским опытом.

Насколько такая практика, которая уже работает в зарубежных вузах, применима в России?

Георгий Гоголев: Как мне кажется, у нас она вполне возможна. В России есть предприниматели, которые пока что не готовы отходить от дел, но они вполне могут по совместительству работать в каком-нибудь университете, консультировать студентов и преподавательский состав.

Денис Матвиенко: В отличие от ситуации, которая наблюдалась несколько лет назад, сегодня многие предприниматели демонстрируют интерес к взаимодействию с университетами. Это выражается в открытии бызовых кафедр и заведовании ими, есть редкие пока случаи финансирования этих кафедр, предприниматели выступают с мастер-классами перед студентами, становятся приглашенными спикерами в рамках курсов по предпринимательству, выступают менторами в университетских бизнес-инкубаторах и акселераторах, инвестируют в студенческие стартапы в роли бизнес-ангелов.

Какие цели они преследуют?

Денис Матвиенко: Для кого-то это поиск и привлечение талантов в свой бизнес, для кого-то это желание делиться своим опытом. И такие случаи становятся все более распространенными. Уже сформировалась определенная масса предпринимателей, которые заработали достаточно денег, вырастили бизнес, реализовались в своей сфере и теперь хотят делиться опытом, заниматься благотворительностью. Хороший пример — Игорь Рыбаков и создание «Рыбаков фонда», но есть и другие. На мой взгляд, критическая масса предпринимателей — self-made, компетентных, квалифицированных — уже сформирована, и, думаю, этот процесс включения предпринимателей в образование, в поддержку студенческого предпринимательства будет набирать обороты.

Преподаватели, которые накануне начали осваивать образовательную программу «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», в большинстве своем предпринимателями не являются. Какие задачи в таком случае ставятся перед ними?

Георгий Гоголев: Их задача — обучить студентов основам процессов и базовым навыкам, которые студентам понадобятся в будущем, заинтересовать ребят, показать возможности, которые перед ними открываются. И главный навык — это брать на себя риск. Их задача — выйти к студентам и сказать: «Если вы хотите изменить мир, вы можете “сидеть” в конструкторском бюро или НИИ младшим инженером, и это плохой путь. Однако вы можете создать свою компанию, рискнуть, попытаться сделать великое дело, реализовать свою идею, вывести продукт на рынок». Все, необходимое для этого, в курсе как раз и дается.

Денис Матвиенко: Идеальный вариант, безусловно, когда преподаватель сам является предприимчивым, а еще лучше — предпринимателем. Но в курсе есть разные аспекты — это финансы, маркетинг, менеджмент, юридические моменты. Одному человеку, даже если он и является предпринимателем, очень сложно быть специалистом во всех этих областях. Чем крупнее предприниматель, тем меньше он разбирается в отдельных аспектах, для этого он нанимает специалистов.

Задача преподавателя, с одной стороны, разбираться во всех этих аспектах, которые есть в курсе, с другой — демонстрировать на своем примере предпринимательское поведение и предпринимательский образ мысли. К примеру, не «зарубать» инициативу студентов, не говорить, что все невозможно, а наоборот, помогать студентам осознанно брать риск, помогать находить возможности, оценивать их потенциал и воплощать в жизнь.

Кроме того, преподаватели должны быть хорошими методистами — уметь структурировать и передавать информацию. И наконец, они должны являться модераторами образовательного процесса — быть способными выстраивать работу по учебному курсу, формировать сбалансированные студенческие проектные команды, способствовать выстраиванию связей внутри команд и с держателями результатов НИОКР, приглашать «правильных» гостевых спикеров — предпринимателей и экспертов в соответствующих студенческим проектам областях. Данный учебный курс предполагает серьезную работу студентов над реальными проектами, которые будут базироваться на разных технологиях, на результатах исследований из разных областей знаний, команды могут быть сформированы из студентов различных направлений подготовки. Под каждый такой проект нужен свой ментор, отраслевой эксперт. Задача преподавателя — выстроить проектную работу, помочь студентам преодолеть путь от научного знания до коммерциализации.   

По итогам опроса студентов и аспирантов российских вузов, проведенного РВК еще в 2012 году, удалось получить достаточно интересную статистику: если на первом курсе свое дело хотят создать практически две трети студентов, то в аспирантуре количество желающих уже ниже 5%. Мотивация снижается, и эту закономерность подтверждают и другие исследования и опросы. Этот курс, который будут читать преподаватели в своих вузах, тоже рассчитан на совсем молодых ребят? 

Денис Матвиенко: Выходить с курсом можно к аудитории разного возраста. Мы рекомендуем, чтобы это были студенты с 1 по 3 курсы. Конкретное место курса зависит от направления подготовки, образовательной программы, в которую курс будет интегрироваться. Нужно, чтобы этот образовательный модуль был включен в программу на ранних курсах, но не раньше того, как у студентов уже будет какой-то базовый «профессиональный задел».

Хотелось бы отметить, что этот курс не только про создание стартапа, но и про другие возможности студентов и выпускников, которые лежат в плоскости предпринимательства — корпоративное и академическое предпринимательство. Да, они могут стать предпринимателями, если у них есть склонности, способности и мотивация — мотивацию можно усилить, склонности и способности развить, сформировать компетенции. Но даже если человек предпринимателем и не станет, в своей жизни он будет демонстрировать элементы предпринимательского поведения и мышления, которые сильно помогут и в работе по найму. Например, по результатам исследования эффективности предпринимательского образования, проведенного Европейской комиссией в 2012 году, те, кто изучал в университете курс по предпринимательству, на 19% успешнее устраиваются на работу, чем люди, которые такие курсы не проходили.

Буквально недавно на сайте правительства было опубликовано поручение, адресованное министерству образования и ряду ведомств, в котором говорится о необходимости разработать дорожную карту по развитию технологического предпринимательства в вузах. Такая дорожная карта, согласно указанным срокам, должна быть разработана уже к 1 сентября 2017 года. Что, на ваш взгляд, должен включать в себя этот комплекс мер, какие шаги необходимо предпринять, чтобы такая работа действительно начала системно выстраиваться в вузах страны?

Денис Матвиенко: Обучение предпринимательству окончательно должно перестать быть андеграундом образовательной деятельности, в вузах на всех уровнях управления должны появиться механизмы стимуляции и поддержки предпринимательской активности студентов, включая образовательную составляющую. Сейчас мотивация сформирована недостаточно. Те инфраструктурные подразделения, которые уже созданы в университетах, нередко существуют только на бумаге. Они должны начать работать.

Стоит отметить, что желание правительства не ново, были и раньше различные программы, посвященные развитию инноваций, предпринимательству, в том числе ориентированные на университеты. Все они носили достаточно фрагментарный характер — сегодня мы создаем бизнес-инкубаторы, завтра реализовываем курсы по финансовой грамотности, а потом срочно начинаем делать МИПы. Эти процессы были не связаны в должной мере. Но эта программа может стать первым системным подходом, позволяющим увязать те недостаточно эффективно работающие отдельные подразделения, те инициативы, которые уже созданы и реализуются в вузах, программы, образовательные курсы, инфраструктурные элементы в единую систему, которая начнет работать и приносить результаты. Это может стать комплексным подходом по развитию университетских экосистем.

Георгий Гоголев: Действительно наработок и у нас, и на рынке уже достаточно много. Есть преподаватели, работают инкубаторы и акселераторы, различные группы, центры, проводятся семинары — то есть фактически у нас уже накопилась минимально необходимая масса для создания такой экосистемы. Если министерству образования удастся реализовать инициативу, благодаря которой появится больше практики, будет дано больше свободы университетам, мы со своей стороны сможем им методически помочь. Например, в виде реализации таких курсов как «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», преподаванию которого мы сейчас совместно с Университетом ИТМО и МГУ им. М.В. Ломоносова обучаем преподавателей в рамках программы повышения квалификации. Как мне кажется, в этом случае можно будет достаточно быстро поменять ситуацию в лучшую сторону.

news.ifmo.ru

Технологический бизнес — интервью с Дмитрием Репиным — T&P

©Williams+Hirakawa

В индустрии стартапов главная фигура — это человек: предприниматель, менеджер или бизнес-ангел. Правильный человек обычно аккумулирует вокруг себя правильные ресурсы. Это идея Дмитрия Репина, который учился в MIT, был профессором Высшей школы экономики и много знает о том, как устроен технологический бизнес. Что именно он знает и что с этими знаниями делать?

Основные игроки

Стартап-инфраструктура состоит из нескольких инструментов: уикенды+образовательные программы+инкубаторы.

  • Greenfield Project (организуют Harvest, Crush test).

  • Начинай — команда Алексея Карлова, Андрея Головина, Олега Манчулянцева.

  • Startup Weekend — команда Аркадия Морейниса.

  • БИТ (бизнес инновационных технологий) — предпринимательский конкурс, работает с 2003 года.

Что нужно, кроме стартап-выходных? Образование?

Да, нужны образовательные программы. На выходных можно зажечься, познакомиться с людьми, ухватить знаний, но, кроме этого надо учиться избегать типичных ошибок, ломать стереотипы (а это часто приходится делать) и почувствовать, как это все устроено. Если люди не читали, допустим, правильных книжек, это сильно снижает шансы разобраться в системе. Недавно проводил собеседование с одной девочкой, она говорит: «Я ходила на ваш прошлогодний семинар, все книжки прочитала, которые там давали, и вообще — я подкованный такой стартапер. А если бы я книжек этих не читала, я бы читала другие и потратила бы на то, чтобы во всем этом разобраться, лет пять». И это абсолютная правда. Нужны начальные принципы. **Где мы берем эти принципы?** [Инкубатор вышки](http://www.hse-inc.ru/) на них изначально строился. Это в значительной степени обсловило его успех. Так строился и конкурс БИТ. Так получилось, что я эту идею притащил из MIT еще в 2003 году. Суть в том, чтобы принести проект на этот конкурс и поднять его на следующий уровень или с нуля: привлечь инвесторов, уцепить идею для развития, может даже уехать в Америку (кто-то из победителей так сделал). Так что, эти принципы мы берем на стартап-уикендах, конкурсах бизнес-планов, инкубаторах и менее длительных сборищах вроде Crush test, который идет три часа. **Меня очаровывает, честно говоря, тайминг этих мероприятий. Уикенд — это уже короткое мероприятие, а три часа тем более. Чем вы там занимаетесь?** Разговариваем, обмениваемся, то есть, информацией. Вообще, ни один из этих инструментов не работает сам по себе. Нужно, чтобы таких программ было много. Если они все собраны на одной площадке — хорошо. Основных площадок несколько: Вышка, АНХ c Greenfield project. В МГУ могла бы получиться серьезная площадка, если бы они собрались и сделали что-то одно: на экономфаке есть Innovation studio с Intel’ом, что-то в технопарке. Хорошие инициативы, но эго-фактор мешает собраться. Вышка чем хороша: она повлияла на всю систему довольно радикально. Это изначально была открытая система, туда приглашали другие вузы, предпринимателей, конкурсы — она вызвала резонанс в среде. Большинство инкубаторов создавались с оглядкой на HSE Inc. **Инкубатор обязательно должен быть при вузе, как, скажем, HSE Inc?** Нет, необязательно, но это удобно: у вуза уже есть база ресурсов и волонтеров, и под боком целевая аудитория — студенты. Но любой инкубатор — это люди прежде всего. Правильный человек соберет вокруг себя команду из других правильных людей, подтянет знакомства, ресурсы — и получится хорошее место, с правильными мероприятиями и адекватной программой.

©brajeshwar

Государственные инициативы, когда правительство говорит, что в условном месте у нас теперь будет технопарк, где мы разовьем инновации, не так эффективны. В Строгино построили технопарк, довольно давно. Сначала им рулил Костя Фокин, сейчас он президент Российской ассоциации бизнес-ангелов, подтянул людей, инвесторов, что-то там происходило живенькое. Потом ушел: там было московское правительство каким-то боком завязано — и все, у чиновников все заглохло.

Чтобы существовали стартапы, нужны предприниматели, а не менеджеры.

В общем, при вузе необязательно, главное, чтобы не при правительстве. Последние несколько лет появились магистерские программы, которые называются «Предпринимательство в сфере технологий», «Инновационные бизнесы» и все в таком роде. Что скажете об институциональном подходе к образованию в сфере стартапов? Это важно?

Это скорее вредно. Образование типа «Инновационный менеджмент» дает менеджеров. А чтобы — и это фундаментальная проблема образования в этой сфере — существовали стартапы, нужны предприниматели, а не менеджеры. Было несколько исключений, но они немного по-другому себя позиционируют. Программа в АНХ под руководством Владимира Зинова, например — это вроде МВА с уклоном в инновации, там были достаточно взрослые люди, которым пытались дать не только менеджерские навыки, но и знания, связанные со стартапами: как общаться с инвесторами, клиентами. В Вышке — программы в Высшей школе бизнес-информатики. Там больше уклон в интернет-отрасль. [RMA](http://www.rma.ru/) в ГУУ. Аналог для рекламистов — это [Wordshop Academy при поддержке BBDO](http://www.wacademy.ru/courses/digital) в BBDO. Это нормальные программы, потому что они все построены на одной идее: организаторы притаскивают практиков, которые рассказывают, что происходит. Честолюбивые люди рассказывают о своем реальном опыте. Эти программы должны эволюционировать вместе с теми, кто их ведет — это более живая история, чем академические планы. DOctober в январе ------------------ * [Crash test](http://greenfield-project.ru/sct/) 21 января. На краш-тесте авторы уже работающих стартапов делают десятиминутную презентацию проекта, а потом отвечают на вопросы экспертов. Один проект тестируют полчаса, список участников открыт. * [Старт в Гараже](http://www.startingarage.com/) 28 января. Образовательная программа для софтверных предпринимателей, где будут рассказывать про бизнес-модели, общение с инвесторами, развитие покупателя, выявление евангелистов. * [Global Technology Business](http://ru-ru.connect.facebook.com/gtbprogram) в партнерстве с CISCO и Moscow Technology Institute. Призвана помочь предпринимателям и топ-менеджерам технологических предприятий воспринять глобальные тренды в бизнесе и технологиях. Пройдет 7 модулей по 1,5 дня, раз в три недели. Целевая Аудитория: 25-35 лет, предприниматели, директора по развитию. Форма проведения —видео-конференции со специалистами из Силиконовой долины, MIT, Sloan BS. **Вернемся к книжкам: что надо читать стартаперу?**

Книгу Кавасаки Art of the Start можно купить на Озоне

Начальный уровень — [Гай Кавасаки](http://www.guykawasaki.com/), даже [Брэнсон](http://twitter.com/#!/richardbranson) (хотя там много историй, которые никак не обобщаются). Это мотивационные книжки, которые объясняют простую мысль. В бизнесе так много планирования, а надо начинать что-то делать. Есть довольно много путей в развитии стартапа, и все они более-менее правильные. Главное — не делать слишком много неправильных шагов. Надо ходить, со всеми знакомиться и рассказывать про свои идеи: делать, а не планировать. Если ты не делаешь слишком много неправильного и при этом у тебя более-менее нормальная идея, то есть шанс, что стартап не загнется. Книги для продвинутого уровня — это Стив Блэнк (Steve Blank) с его [Customer development](http://steveblank.com/2009/08/31/the-customer-development-manifesto-reasons-for-the-revolution-part-1/). Он учит, как развивать своего потребителя. Это важно, потому что обычно стартап — это новый для рынка продукт, о котором никто не знает. Есть даже не книги, а сборники эссе, и тут надо [читать Пола Грэма](http://www.paulgraham.com/articles.html). Блоги для стартаперов: [Lessons Learned](http://www.startuplessonslearned.com/) Эрика Райса и [Both sides of the table](http://www.bothsidesofthetable.com/) Марка Састера. **А как мы узнаем, что стартап загнулся?** Есть два состояния, которые характеризуются, как «загнулся». Первое — ты нанял людей, нет продаж, нет клиентов, но есть операционные расходы, которые съели весь бюджет, и ты не можешь платить людям деньги. Все — нет зарплаты, люди разбежались, потому что ты их никак не смог мотивировать. Второе состояние, когда ты говоришь — «все, I give up». Обычно так даже не говорят, просто их креативная энергия начинает уходить на сторону. У меня так было. **И что это было?** Сервисный стартап в чем-то схож с одним успешным западным проектом. Делали, рынок был неизвестен, и как-то покупатели не шли. И стало понятно в какой-то момент, что либо надо упереться и делать. Либо расходиться. Вот, мы разошлись: когда не идет покупатель, это сильно демотивирует. Мы рассчитывали, что будет пороговое количество покупателей, а их было меньше. И ни у кого это не было фултайм бизнесом, это неправильно. Надо всю свою креативную энергию отдавать одному проекту.

Самый что ни на есть стартап — когда ты выводишь новый продукт на новый рынок.

И много таких отработанных проектов? Какова доля успешных стартапов? По моим ощущениям — очень маленькая.

Кто-то говорит, что от общего числа зарегистрированных юрлиц — 10%. Но объективные шансы (до того, как вы начали делать) на успех очень небольшие. **Почему?** Любое начинание в поле, любая реализация идеи с нуля — очень рискованное дело. **Стартапы же менее капиталоемкие, им нужно меньше ресурсов, чтобы запуститься, значит, больше шансов на успех, чем у того, кто решил торговать помидорами?** Наоборот — когда ты торгуешь помидорами, ты продаешь понятный товар уже существующему покупателю. Я могу нанять нелегальных мигрантов или найти более дешевого поставщика. Могу все посчитать, потому что мой ларек похож на ларек соседа: много информации, на основе которой можно делать выводы. А стартап — это бизнес, который выводит новый продукт или продукт на новый рынок. Самый стартап-стартап — это когда ты выводишь новый продукт на новый рынок. Вообще же непонятно, что тебя ждет. Тот же самый iPad. Не было такого продукта, и рынка планшетов не было. Правда, очень быстро стало понятно, что есть много поклонников айфонов, маков и айподов, которые захотели и iPad тоже.

IPO (Initial Public Offering) — первичное публичное предложение акций компании. IPO проводится как небольшими и развивающимися компаниями, которым необходим капитал для развития, так и крупными частными и государственными компаниями для привлечения долгосрочного капитала.

Зато когда ты продаешь помидоры, максимум твоей выручки не очень большой. В 90-х это было выгодно, потому что ты выводил, в общем-то, новый продукт на новый рынок, помидоров не было. А реальный стартап позволяет тебе занять очень быстро довольно большую долю рынка на определенный срок, в силу того, что ты первый. А это подразумевает нетривиальную финансовую выгоду.

Кроме финансовой выгоды, есть еще показатели успешности? IPO?

Ну, фактически, IPO отражает некоторый финансовый успех. Я бы сказал, есть еще такой показатель: как сильно ты изменил мир своим проектом. Степень социально-экономических изменений, которые он повлек за собой. Как изменилось общество. **В этом смысле Facebook, конечно, не догонишь.** Да, Facebook изменил все. Google, если посмотреть, тоже изменил многое. Apple со своим айпэдом: как дети общаются с этим устройством, насколько оно естественное. Для того же Кавасаки эта метрика «» стоит в начале. Если изменения, которые произойдут, достаточно серьезные, то и денег я, скорее всего, заработаю. **Людей, которые в таких категориях думают, не очень много. К вопросу о культуре предпринимательства.** Их не очень много, и их надо воспитывать. Как раз закладкой правильных приципов через образовательные принципы и площадки. Если это студенты, и ты говоришь, что правильные метрики — вот такие, они говорят — о, класс! — они это покупают. Тем более, что современное поколение менее меркантильное, чем предыдущее. **Чуть более устойчивое потому что?** Ну да, у них было чуть меньше лишений, чуть покомфортней жизнь. Они с удовольствием эти принципы принимают и используют. **Есть, то есть, шанс, что нарастет предпринимательский слой в России? А то у нас история с предпринимательством связана с вечным скепсисом в сравнении с американцами, у которых все нужные качества со времен Дикого Запада — в крови, а у нас болото и ничего не получится.** Он уже потихонечку нарастает, этот слой. В масштабах страны я, правда, рассуждать не готов. Обозримый кусочек, в масштабах локальной тусовки — это решается. Сколько у нас таких площадок в стране — сложно сказать. Если посмотреть на отношение к стартапам в регионах, то оказывается, что идея генетической запрограммированности на неуспех справедлива. Услышать грамотную идею стартапа от человека из регионов — нереально. Сейчас в Перми вроде началась какая-то стартаперская движуха, но это эпизоды. При этом, если приехать и рассказать, как это делается, люди все прекрасно воспринимают. Аналогичная история с дизайном: люди, которые росли в окружении однотипных серых зданий, в убогих хрущевках, редко способны к эстетическому восприятию. Эстетика не поощралась, не культивировалась. Та же история со стартапами: недавно крен был в сторону чиновников, правительственных машин за высокими заборами — это было воплощением идеала. **Чиновничья карьера казалась самой короткой дорогой к благоустроенности. Так что надо же менять парадигму, стартапы-то — это же не про благоустроенность, а про то, чтобы менять правила. У меня есть сомнения, что кто-то тут хочет менять правила.** Есть же РЭШ, где радикально поменяли правила в образовании. Четко сказали, что мы будем делать не так, как до этого делала вся академическая среда России. Да, мы будем копировать западные модели: как в Гарварде, MIT. Уберем бюрократию, российские степени, заимствуем схему западных университетов. Ну и делает.

В США цена организации жизни очень высокая, и это их тормозит: работы на водопаде обеспечиваются кучей заграждений и предупреждений, чтобы какой-нибудь идиот не упал в водопад.

А когда, к слову о Западе, think tank’и появятся? Есть шанс заиметь MIT?

У MIT есть принципы, на которых строятся связи с бизнесом. Например, они не берут деньги на исследования (sponsored research), если не имеют права на публикацию результатов. И таких вещей много. А Бауманка и даже Вышка — довольно неоднородные структуры. Любая инициатива сильно завязана на человеке, который ее начал. В России вообще все связано с персоналиями: есть человек — есть дело.

Ну и про Азию: все находятся в нервном ожидании большого китайского стартапа. Что там происходит, чего от них ждать?

Мир большой, китайцы все сделать не смогут, но масштабы серьезные. Groupon купил Darberry Лены Масоловой (она, кстати, — автор идеи бизнес-инкубатора Вышки). В России было 4-5 клонов Groupon, в Китае — 400. В Китае около 1200 школ дизайна, насколько мне известно. Никто не слышал о китайском дизайне, но вот у нас — о, Британская Школа дизайна! о, Стрелка! Единицы! А еще через несколько лет каждый второй человек, изучающий английский, будет жить в Китае — вот и выход на внешний рынок.

С другой стороны, у них тоже есть какие-то, если не генетические, то воспитательные, культурные ограничения, которые мешают им делать инновационный бизнес.

Америку при этом рано списывать — это, в смысле потенциала для инновационного бизнеса, очень серьезная страна. Отличие в том, что делать там что бы то ни было очень дорого. Что-нибудь глобальное: вести войну, например. Потому что каждая человеческая жизнь стала намного дороже. Было Х, стало 100Х. Любые работы на водопаде обеспечиваются кучей заграждений и предупреждений, чтобы какой-нибудь идиот не упал в водопад. Цена организации жизни очень высокая, и это их тормозит. В России же люди не могут 100 раз сделать хорошо одно и то же действие. Внутренняя мотивация другая. Как эти особенности сыграют, мы не знаем, но я думаю, что останутся ниши. Все равно пока основное предпринимательское знание идет из Америки, Европа почти отдыхает.

theoryandpractice.ru

Технологическое предпринимательство - это... Что такое Технологическое предпринимательство?

 Технологическое предпринимательство

Технологическое предпринимательство — предпринимательство в сфере технологий. Компании данного типа (стартап) строят бизнес вокруг инноваций (в продуктах или услугах, в бизнес-процессах) и могут привлекать венчурные (высоко рискованные) инвестиции — от частных инвесторов — бизнес-ангел на ранних этапах развития (до 300 тыс. дол.), от венчурных фондов (1-5 млн.дол.) и фондов прямых инвестиций (более 10 млн.дол.) — на более поздних этапах развития.

Факты о технологическом предпринимательстве [1]

  • Только 1 из 6000000 стартапов выходят на IPO.
  • Меньше 1 % компаний, бизнес-планы которых попадают венчурным капиталистам, получают финансирование.
  • После IPO основатель компании владеет обычно не более 4 % акций компании.
  • 60 % компаний, профинансированных венчурным капиталом, становятся банкротами.
  • Большая часть компаний, которые провели успешные IPO, шли к этому 3-5 лет.

Успешные технологические предприниматели

Успешные технологические компании

Технологические рынки

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Sony Alpha DSLR-A300
  • Sony Alpha DSLR-A350

Смотреть что такое "Технологическое предпринимательство" в других словарях:

  • Предпринимательство — Предпринимательство, предпринимательская деятельность  самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами,… …   Википедия

  • Частное предпринимательство — Предпринимательство, бизнес  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… …   Википедия

  • Бизнес — Предпринимательство, бизнес  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… …   Википедия

  • Предпринимательская деятельность — Предпринимательство, бизнес  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… …   Википедия

  • Предприниматель — (Businessman) Предпринимательская деятельность Действия и прибыль предпринимателя Содержание Содержание Раздел 1. Понятие . Раздел 2. Высказывания о предпринимательстве. Бизнесмен — это лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё… …   Энциклопедия инвестора

  • Открытый университет Сколково — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту …   Википедия

  • Факультет бизнес-информатики ГУ-ВШЭ — Факультет бизнес информатики Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 2002 Декан Никитин В.В. Место …   Википедия

  • Красноярский государственный аграрный университет — (КрасГАУ) …   Википедия

  • Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… …   Энциклопедия инвестора

  • Факультет технологии и предпринимательства РГПУ имени А. И. Герцена — Факультет технологии и предпринимательства Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена Год основания 1996 Декан Комаров Виталий Александрович …   Википедия

dic.academic.ru


Смотрите также