Три кита успеха бизнес-тренера. Тренера бизнес


Как выбрать оптимального бизнес-тренера?

Как выбрать оптимального бизнес-тренера?

Сейчас, многие руководители компаний приходят к пониманию того, что для успешного развития и процветания необходимо разработать и реализовать максимально эффективную программу участия сотрудников (прежде всего, руководителей и ключевых специалистов) в краткосрочных бизнес-семинарах.

Эта программа должна предусматривать как участие сотрудников компании в открытых семинарах, проводимых различными тренинговыми компаниями, так и проведение корпоративных семинаров на территории компании (одновременно для 15-20 руководителей и ключевых специалистов компании). Одним из важнейших элементов такой программы являются критерии выбора наиболее эффективного семинара и бизнес-тренера, а также методики оценки эффективности бизнес – тренинга.

Два вида бизнес-тренингов и тренеров

Начать нужно с того, что, в бизнесе существует два вида навыков (и, соответственно, семинаров и тренеров) – функциональные и психологические (личностные).

К функциональным знаниям и навыкам относятся знания и навыки в области финансов, маркетинга, логистики и т.д., к личностным – навыки лидерства, творчества, ведения переговоров, управления временем и т.д. Очевидно, что для максимально эффективного выполнения своих обязанностей каждый сотрудник компании должен обладать хорошо развитыми как профессиональными, так и личностными навыками.

Вполне очевидно также, что функциональным навыкам должны обучать (и, как правило, обучают) специалисты в соответствующей области, имеющие соответствующее бизнес-образование и опыт работы. Личностным навыкам, как правило, обучают профессиональные психологи.

При этом если личностным навыкам могут успешно обучать и тренеры, не имеющие специального психологического образования (но имеющие большой опыт практической работы в бизнесе), то профессиональных психологов, не имеющих ни бизнес-образования, ни опыта работы в бизнесе на функциональной должности, и имеющих нахальство вести семинары по стратегическому управлению бизнесом (например, «в условиях изменений») или по эффективным продажам, следует всемерно избегать (так как, будем откровенны, это сильно пахнет шарлатанством).

Как построить программу краткосрочного обучения персонала

Построение эффективной программы краткосрочного обучения персонала необходимо начать с констатации очевидного факта, что ее цель должна совпадать с основополагающей целью бизнеса – увеличением стоимости бизнеса. (Не путать с получением прибыли!) Поэтому для построения такой программы необходимо сначала определить ключевые факторы стоимости компании на всех уровнях управления (от стратегического до оперативного), а также перечень знаний и навыков, необходимых для оптимизации этих факторов (что, в свою очередь, позволяет максимизировать стоимость компании).

После этого необходимо провести максимально тщательный и подробный сбор информации об имеющемся на рынке предложении услуг в области бизнес-тренингов (в прессе, Интернете по бизнес-справочникам и т.д.).

После составления предварительного списка необходимых семинаров нужно составить по каждому из семинаров так называемый «короткий список» из 2-3 компаний, предлагающих соответствующие образовательные продукты для более детального изучения. В случае, если по какому-то направлению существует единственный поставщик соответствующего образовательного продукта («монополист»), то придется работать с монополистом…

После составления «короткого списка» необходимо провести сравнительный анализ предлагаемых продуктов в соответствии с приведенными ниже критериями.

Базовые требования к бизнес - тренеру

Прежде всего, необходимо ориентироваться исключительно на объективную информацию о продукте бизнес-тренера и самом бизнес-тренере. Не секрет, что успех многих (если не большинства) тренеров и тренерских компаний обусловлен не высоким качеством их продуктов, а их умением продавать (а часто и просто навязывать) свои продукты компаниям, руководители которых недостаточно хорошо знаю рынок и не владеют эффективными методиками выбора образовательных продуктов.

Особенно часто этим грешат профессиональные психологи, которые нередко используют различные неэтичные методики типа некоторых разновидностей НЛП (кстати, запрещенные в ряде западных стран).

Проблема с этим подходом состоит в том, что вне зависимости от хотения или мнения руководителя компании (на которое нечистоплотный бизнес-тренер может повлиять) существуют объективные законы бизнеса (на которые даже самый эффективный продавец повлиять не в состоянии).

Эти законы безжалостно наказывают руководителя, «купившегося» на методики нечистоплотного тренера, продающего бесполезный, а то и вредный продукт (есть и такие, причем, увы, немало).

Лучшее оружие против мошенников и шарлатанов от бизнес-тренингов – наличие четкой, «железобетонной» процедуры выбора продукта и опора на логику и здравый смысл (при максимально полном игнорировании эмоционального воздействия продавца). Кстати, по этой же причине рекомендуется очень осторожно относится к «раскрученности» имени тренера, а также к отзывам и рекомендациям (так как они часто отражают не качество продуктов тренера, а его умение продавать и убеждать).

Для оценки профессиональной компетентности тренера и его умения передавать знания необходима оценка следующих критериев:

1. Бизнес-образование. либо подготовка на долгосрочных курсах в России или за рубежом, либо опыт работы в крупной, стабильной компании (сопровождавшийся внутренним обучением).

2. Опыт работы в бизнесе. Очевидно, что бизнес-тренеры, преподающие функциональные бизнес-дисциплины (например, финансы или маркетинг) должны иметь опыт работы на соответствующих должностях в реальном секторе. А бизнс-тренеры, обучающие продажам, должны, по меньшей мере, сами «понюхать пороха», т.е. иметь личный опыт продаж в реальном секторе (не распространяется на продажи себя, как тренера!).

3. Опыт преподавания вообще (и проведения бизнес-тренингов). Чем больше, тем лучше (при прочих равных условиях). При этом в какой-то мере эквивалентным опытом можно считать проведение презентаций, участие в конференциях и т.д.

4. Публикации - статьи в печатных и Интернет-СМИ (прежде всего, делового направления), а также книги, публикации в сборниках трудов конференций и т.д. Совсем хорошо, если тренер или тренинговая компания выпускает собственный (как правило, бесплатный и электронный) информационно-аналитический бюллетень по тематике своих семинаров (как это принято в развитых странах).

5. Отзывы и рекомендации (хотя, по вышеизложенным соображениям, к ним нужно относиться с определенной осторожностью).

6. Раздаточные материалы, которые должны быть достаточно подробными (и практичными) для того, чтобы можно было максимально эффективно приступить к применению на практике знаний, полученных на семинаре. Необходимо обратить внимание на качество изложения и структурирования материалов. В случае, если на семинаре рассматриваются финансовые, маркетинговые или графические модели, раздаточные материалы должны содержать дискеты с соответствующими файлами. Так как на каждом семинаре, как правило, используется большое количество специальных терминов, необходимо требовать от тренера предоставления подробного толкового словаря этих терминов.

7. Наличие собственного Интернет-сайта, содержащего информационные и рекламные материалы (для упрощения сбора и анализа информации клиентами).

8. Предоставление консультаций по эффективному применению полученных на семинаре знаний к решению практических задач организации (что позволит максимально ускорить этот процесс). Возможно в виде ответов на вопросы на собственном форуме.

Проверка «соответствия» тренера корпоративной культуре компании, вообще говоря, не рекомендуется, так как обычно первое, что должен сделать тренер, это изменить корпоративную культуру (которая в большинстве российских компаний либо просто не формализована, либо совершенно не адекватна задачам компании).

По этой же причине не следует воспринимать резкость и категоричность тренера (практически неизбежные в силу высокой компетентности последнего) как «красный флаг». Не забывайте, что его работа – внедрить свои знания в подсознание слушателей, а для этого, как правило, требуется определенный «энергетический напор».

Есть немало тренеров-шарлатанов (как и консультантов), которые делают деньги на том, что говорят слушателям не то, что тем нужно для того, чтобы резко повысить эффективность, конкурентоспособность и прибыльность компаний (а то и просто спасти бизнес), а то, что слушатели хотят услышать (что нередко приводит к катастрофическим последствиям для компании).

Если вы пришли к выводу о необходимости обучения персонала своей компании, значит не все благополучно, поэтому вам срочно необходима хирургия в виде применения знаний и навыков (пусть даже полученных от резких и категоричных тренеров), а не «болеутоляющие» средства (в виде НЛП-технологий тренеров-шарлатанов), которые только усугубляют болезнь, создавая иллюзию здоровья. С «анестезией», конечно же лучше, но лучше хирургия без анестезии, чем анестезия без хирургии.

Источник: makmark.ru

hr-portal.ru

Статья Три кита успеха бизнес-тренера

Метафора: «3 кита» - основы основ, на которых держится Земля.

На чем основывается успех бизнес-тренера? Можно выделить 3 составляющие, необходимые для успеха в этой профессии.

1. Профессиональные компетенции.

Сегодня уже окончательно утвердилось мнение, что бизнес-тренер – это профессия, а, значит, предполагает определенные знания, умения, навыки и владение профессиональными технологиями. Также и специальную подготовку, которая все это дает.

Зачастую представление о тренерских компетенциях у новичков, да и не только, очень узкое. Что необходимо тренеру? – Навыки работы с группой, умение провести тренинг интересно, зажигательно, динамично. Работа тренера представляется с того момента, когда тренер открывает дверь, заходит в группу и … Сам тренинг видится, главным образом, как процесс коммуникации с группой, в основе которого – импровизация и собственное мастерство ведущего.

На самом деле, профессиональные компетенции бизнес-тренера значительно шире, а тренинг – не только процесс обучения. Это еще и:

  • инструмент в решении задач организации, который важно уметь грамотно применять;

  • продукт, нуждающийся в продвижении на внешнем рынке или внутри своей компании;

  • учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии с определенными требованиями;-

  • компонент в системе корпоративного обучения и развития персонала;

  • этап работы бизнес-тренера (один из 6-ти (!), о других этапах участники впервые узнают на тренинге).

Чтобы подготовить бизнес-тренера, в основе обучения должна лежать четкая концепция или модель профессиональных компетенций, признанная специалистами и проверенная практикой. Программа тренинга тренеров «БИЗНЕС-ПРОФЕССИОНАЛ» строится на Модели тренерских компетенций, разработанной Российской Академией Бизнес Образования (РАБО) в целях профессиональной аттестации бизнес-тренеров. Это означает подготовку профессионального бизнес-тренера, способного самостоятельно провести весь цикл работ по обучению персонала: от прояснения запроса на тренинг и диагностики потребности в обучении до этапа оценки эффективности обучения и организации посттренинговых мероприятий.

Полнота знаний и владение технологиями на всех этапах работы дают возможность выпускникам программы разрабатывать и проводить свои тренинги сразу после обучения.

2. Личность тренера.

Личные качества (личные компетенции) тренера столь же важны, как и профессиональные знания и навыки, поскольку выступают одним из главных инструментов работы с группой. При этом нет универсального тренерского портрета, под который участникам стоит «подгонять» себя в надежде на успех в любой аудитории. Главное, чему учит тренинг тренеров – осознанному проявлению своей индивидуальности в рамках тренерской работы. Учимся работать с собой, формируем особую субличность – «Я-Тренер».

Как это происходит на тренинге?

  • Во-первых, проявление участников в различных профессиональных ситуациях. Система индивидуальных тренерских заданий для каждого: с первого же дня каждый работает с группой, проводит разминки, упражнения, игры.

  • Во-вторых, обратная связь: интервизорская и супервизорская от участников группы и тренера, в том числе с разбором видеозаписей, которые являются неотъемлемой частью обучения.

  • В-третьих, рефлексия, осознание собственных компетенций, индивидуальных особенностей. Особенно эффективна в групповой работе с ее многообразием проявлений и возможностью сравнивать.

И, наконец, принятие своей тренерской индивидуальности: Какой я тренер? В чем мои сильные стороны, и каковы мои ресурсы? Как воспринимает меня группа: что стоит принять как должное, а что возможно изменить? Определение дальнейшего развития.

Сбалансированная тренерская личность строится на знании и принятии своих индивидуальных проявлений в группе (принятие как любви, признания, так и сопротивления участников, которые, так или иначе, вызывает каждый тренер), осознанном их использовании в тренерской работе.

Такой индивидуальный подход к развитию личных компетенций будущих тренеров возможен в том числе, потому что количество участников в группе не превышает 10 человек.

Формируя индивидуальное «Я-Тренер», ценно соотнести себя и с 3-мя тренерскими типами, на основе структограммы: какой я – «Синий», «Красный» или «Зеленый» тренер? И как, соответственно воспринимает меня группа.

Многие участники тренерских программ отмечают, что почувствовать себя тренером им помогло наблюдение за разными тренерами, ведущими обучение: они увидели, что на практике успешными могут быть разные стили, и разные тренеры. А значит и они тоже!

3. Бизнес-мышление.

Как любит повторять мой коллега, в слове « бизнес-тренер», «бизнес» пишется первым. Что это значит? Тренер, работающий в компании, должен мыслить бизнес-категориями, знать ситуации современных организаций. Тренинг тренеров «БИЗНЕС-ПРОФЕССИОНАЛ» - это практический курс овладение профессией «бизнес-тренер» в соответствии с реалиями современного бизнеса. Вот несколько ключевых аспектов, которые мы заложили в программу, чтобы сделать ее максимально эффективной.

А. Программа подготовки именно БИЗНЕС-тренеров, в отличие от множества тренингов тренеров, где обучают проводить как тренинги личностного роста, так и бизнес-тренинги. На наш взгляд, бизнес-обучение имеет существенные отличия, которые определяют необходимость подготовки бизнес-тренеров в самостоятельном формате:

  • ориентация на конкретный запланированный результат;

  • достаточно жесткий временной формат и высокая динамика, не предполагающая глубокого погружения в личностный пласт в работе с участником;

  • совмещение целей компании и индивидуальных целей участников обучения в едином процессе обучения;

  • оперирование категориями профессиональной эффективности, успешности, результативности специалиста;

  • ориентация на конкретные действия, решение реальных ситуаций, направленность на практику ежедневной работы специалиста.

Б. Состав участников группы. Это специалисты, сотрудники компаний, имеющие профессиональную подготовку и ориентированные на дальнейшее профессиональное развитие в организации. Такая целевая аудитория дает дополнительный эффект – участники обмениваются опытом работы в своих компаниях.

В. Ведущие программы – практикующие бизнес-тренеры, отлично знающие тренинговый бизнес, побывавшие во всех тренерских «ипостасиях»: тренинг-менеджерами в организации, независимыми тренерами, тренерами-консультантами консалтиноговых компаний; руководителями. Для каждого из нас бизнес-тренинги - не просто профессия, а, в первую очередь, БИЗНЕС, в котором мы успешны. Именно это мы передаем своим выпускникам.

В бизнесе недостаточно научить специалиста, что и как делать. Важно сформировать у него видение: где и как я могу это применить? Для каких целей? Чего достигну? Как использовать полученные возможности?

В ответах на эти вопросы, наши выпускники порой удивляют нас самих: они не только работают бизнес-тренерами, но и обучают своих подчиненных, будучи руководителями отделов, проводят тренинги для организаций и имеют солидный дополнительный заработок, и даже открывают свои тренинговые компании!

Но, пожалуй, самое важно, - они становятся тренерами для самих себя. Ставят перед собой цели: где работать, как работать, какие тренинги и на какие темы я хочу вести; и определяют пути их достижения

www.b-seminar.ru

Как стать бизнес тренером, компетенция бизнес тренера

Энтони Роббинс, Гай Кавасаки, Стивен Кови, Брайан Трейси, Френк Керн,– возглавляют рейтинг бизнес тренеров с  мировой известностью, и только ленивый не прочитал хотя бы одной из книг этих авторов.

Согласитесь, именно так выглядит образ успешного бизнес тренера – звездная популярность, книги-бестселлеры и огромная аудитория слушателей.

Что объединяет этих людей, в чем секрет успеха? Секрет прост – они предприниматели, бизнесмены. Каждый из них сделал свой главный проект под названием «бизнес тренер».

Они создали свои брэнды, успешно применили техники продаж, маркетинг, PR и  прочие бизнес приемы.

Современное общество знает немало успешных предпринимателей, а бизнес  тренерами становятся только те, кто раздвигает рамки своего бизнеса, унифицирует знания, обобщает свой опыт и имеет желание поделиться им.

«Моя цель—превратить конкретные советы в конкретные результаты. Есть учителя, которые обучают других различным образовательным дисциплинам. Это не я. А есть учителя, которые обучают других тому, как добиться конкретных результатов. Это я». Вот так доступно и  емко знаменитый Джим Рон, выразил главную задачу бизнес тренера.

Чтобы стать бизнес-тренером, надо, прежде всего, иметь опыт работы в каком-либо бизнесе, как стать бизнес-тренеромпройти тренинги для тренеров или школу бизнес тренеров. Это один из вариантов приобретения этой профессии.

Другой вариант: сначала получить образование бизнес тренера, пойти работать в крупную организацию, в тренинговый или HR-отдел, получить необходимый опыт работы, начать проводить бизнес-тренинги.

Есть и третий вариант, он предполагает более быстрый путь, для людей без опыта в бизнесе. Начинать в этом случае также надо с обучения в учебных заведениях, где учат на бизнес тренеров. Далее найти вакансию помощника бизнес тренера. Обучиться мастерству ведения тренингов. Разработать бизнес тренинг, лучше всего в той же тематике, в которой работает наставник.

как стать бизнес тренеромНо я бы советовала этот вариант только  применительно к тренингам по развитию коммуникативных навыков, по структурированию времени, ораторскому мастерству и другим общим правилам поведения в деловой среде.

Это и понятно, эффективно обучать бизнес тренер может тому, в чем он имеет профессиональную компетенцию, а без опыта работы в бизнесе учить  секретам бизнеса, увы, невозможно.

С развитием рынка услуг бизнес тренеров, возросли требования к компетенции бизнес тренера. Для того чтобы стать бизнес тренером надо обладать следующими навыками и умениями:

1. Знание клиентского запроса, цели проводимой работы

2. Умение анализировать  ситуацию клиента (необходимость того или иного обучения)

3. Компетенции в сфере бизнеса для той аудитории, с которой проводится тренинг

4. Владение групповой динамикой

5. Владение коммуникативными технологиями

6. Знание методов проведения тренинга

7. Знание предмета

8. Позитивное мировосприятие

9. Знание основ психологии

И не важно, как бизнес тренер приобрел эти навыки,  важен итог – качественный бизнес тренинг, после которого, будет достигнут требуемый результат.

Ведь «Если вы знаете, что именно вы хотите, и желаете скорейшего завершения, вы найдете способ этого достичь» (Джим Рон).

Автор статьи:   Галина Богданова – талантливый  бизнес-тренер с многолетним опытом работы в сфере гостиничного бизнеса. Галина уверена, что даже будучи профессионалом своего дела, нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед и постоянное совершенствование помогут достичь успеха. И это знают участники ее тренингов.  

 

 

Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

trenerskaya.ru


Смотрите также