Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2015 году. Всемирный бизнес


Лучшие страны для ведения бизнеса, рейтинг Всемирного банка

  • Все
  • Авто
  • Техника
  • Кино
    • Фильмы
    • Сериалы
  • Страны
  • Туризм
  • Финансы
  • Люди
  • Медицина
  • Самое
  • Обзоры

Поиск

Топ Рейтинги Мира – рейтинги, топ-листы, спискиТоп Рейтинги Мира Автосалон МАС МОТОРС Топ Рейтинги Мира – рейтинги, топ-листы, списки Топ Рейтинги Мира – рейтинги, топ-листы, списки
  • Все
  • Авто
  • Техника
  • Кино
    • Фильмы
    • Сериалы
  • Страны
  • Туризм
  • Финансы
  • Люди
  • Медицина
  • Самое
  • Обзоры

basetop.ru

Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2016 году

Всемирный банкВсемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2016 году» — XIII издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса.

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Одна из основополагающих предпосылок исследования заключается в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования бизнеса доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательства, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Нынешнее исследование проводилось с июня 2014 по июнь 2015 года. За этот период эксперты зафиксировали в 122 государствах 230 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Наибольшая часть реформ была направлена на упрощение процедуры создания предприятий. Следующие по популярности были реформы в сфере налогообложения, подключения к электроснабжению и регистрации собственности. Интересно, что страны с самыми сложными процедурами и неразвитыми правовыми институтами постепенно перенимают некоторые практики, которые применяются в лидирующих странах. Так, в регионе Африки к Югу от Сахары было зафиксировано наибольшее количество подобных реформ. Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Коста-Рика, Уганда, Кения, Кипр, Мавритания, Узбекистан, Казахстан, Ямайка. Сенегал и Бенин. В совокупности эти десять стран провели 39 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды. Однако несмотря на значительные улучшения, в указанных странах всё ещё существуют проблемы, требующие решений.

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности девятый год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Дания, Южная Корея, Гонконг (Особый административный район Китая), Великобритания, США, Швеция, Норвегия и Финляндия.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки и в Южной Азии. Например, во многих африканских государствах создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Вместе с тем, за последние годы страны с низким уровнем дохода сократили удалённость от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Южный Судан, Ливия и Эритрея.

Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции на 11 пунктов и поднялась с 62 на 51 место в рейтинге (см. рейтинг прошлого года). По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Перу (50 место) и Молдовой (52). Начиная с прошлого года Всемирный банк включает в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом результаты эксперты отмечают, что только 12 из 189 стран провели больше четырёх реформ, а в России за год было проведено пять реформ, делающих ведение бизнеса в стране более комфортным. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 41 место в мире; простоты регистрации прав собственности — 8 место; обеспечению исполнения контрактов — 5 место; возможности кредитования — 42 место; по уровню защиты инвесторов — 66 место; по уровню налогообложения — 47 место; по уровню ведения международной торговли — 170 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место; возможности подключения к системе электроснабжения — 29 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 119 место. Подробнее с показателями России можно ознакомиться на специальной странице. Таким образом, из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов и процедурой регистрации прав собственности. Впрочем, по некоторым показателям страна всё ещё находится во второй половине рейтинга. Так, для получения разрешения на строительство (119 место) предпринимателям необходимо пройти 19 процедур, что в среднем занимает 244 дня. Кроме того, предпринимателям сложно вести международную торговлю (170 место) — временные затраты и финансовые расходы, необходимые для экспорта и импорта, значительно выше, чем в большинстве стран, отмечается в докладе. Следует отметить, что ещё в мае 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 20 места в 2018 году.

gtmarket.ru

Что такое глобальный бизнес. | Бизнес идеи для вашего вдохновения

Глобальный бизнес — for-profit corporation, который работает в более чем одной стране. Многие товары и услуги привлекают людей по всему миру, и компании часто предоставляет эти продукты более эффективно, чем могут многие местные компании. Однако на пути создания глобального бизнеса есть ряд препятствий. Также были негативные реакции на расширение отдельных предприятий на международных рынках. Предприятия, как правило, со штаб-квартирой в стране и имеющие филиалы в других странах, называемых принимающими странами. Управление бизнесом в крупных операциях нередко делается в штаб-квартире.

Офисы в принимающих странах, как правило, ориентированы на продажу продуктов и услуг в этой стране. Глобальные бизнес-потребности занимают немало производства труда, хотя этот труд может быть выполнен в более бедных странах, где широко доступна низкая стоимость трудовых ресурсов.

Многие считают, Dutch East India Company была первым глобальным бизнесом. Компания была основана в 1602 году в Амстердаме, Голландия, и управляла колониальной торговлей в Азии. На протяжении большей части своей истории, она использовала монополию, и у неё было очень немного экономической конкуренции. Её операции были встречены с враждебностью некоторыми группами коренного населения. Коррупция, в конечном счёте, препятствовала деятельности голландской Ост-Индской компании, и она стала в итоге банкротом.Начиная с окончания Второй Мировой Войны, многие предприятия расширили своё воздействие на мировой рынок. Относительная политическая стабильность, улучшение транспортировки, и с приходом цифровой эпохи, всё это помогло сбросить традиционные препятствия для открытия глобального бизнеса. Этот процесс расширения бизнеса в глобальных рынках порой называют глобализацией. Как и с голландской Ост-Индской компанией, глобализация,  для определенных групп населения, может иметь негативные последствия. Процесс расширения деловых операций во всем мире был встречен с большой критикой на протяжении многих лет.Нефтяная индустрия сегодня включает в себя бесчисленный глобальный бизнес. Это называется неэластичным спросом и является одной из причин создания глобального бизнеса. Люди по всему миру зависят от нефти в их повседневной жизни, и это заставляет нефтяные компании быть абсолютно уверенными, что их товар будут покупать, если они разрастаются в новые страны.Однако есть одна граница для создания глобального бизнеса, это культурная разнообразность. Это не компания, у которой немало хорошей рекламы продукта, а дело в языке, на котором не говорят местные жители. Одна компания имела некоторые трудности с продажей своей продукции зубной пасты в испаноговорящих странах, так как слово в названии компании имело уничижительное толкование в испанском языке. Не учитывать местную культуру может неумышленно обидеть жителей принимающей страны. Это может привести к потере прибыли или даже враждебной реакции против глобального бизнеса.Ещё одна помеха или преимущество в создании глобального бизнеса заключается в том, что  в различных принимающих странах существуют разные налоговые кодексы. Так, Phillip Morris International продаёт сигареты более чем в 160 странах. Налоги на сигареты могут сильно отличаться от страны к стране и они, как правило, очень высокие в Западной Европе, однако низкие в других регионах. Налоговый кодекс влияет на конечную цену продукции на рынке, и, в свою очередность, влияет на прибыль, которую получает глобальный бизнес.

whitebiz.info

Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2015 году

Всемирный банкВсемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2015 году» — XII издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса.

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Одна из основополагающих предпосылок исследования заключается в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования бизнеса доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательства, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Начиная с этого года, в рейтинг также включены вторые по величине деловые центры 11 стран с населением более 100 миллионов человек (Бангладеш, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Япония, Мексика, Нигерия, Пакистан, Россия и Соединённые Штаты Америки). Включение в исследование второго города позволяет сравнить условия предпринимательской деятельности на региональном уровне и провести сравнительный анализ по отношению к другим крупным городам. В докладе отмечается, что различия между городами, где региональные органы власти имеют большее значение, схожи по всем показателям, измеряющим количество процедур, временные затраты и стоимость прохождения процедур. Наряду с этим в докладе этого года представлены расширенные данные по трём из 10 индикаторов. В следующем докладе предполагается собрать расширенные данные ещё по пяти индикаторам.

Нынешнее исследование проводилось с июня 2013 по июнь 2014 года. За этот период эксперты зафиксировали в 123 государствах свыше 230 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Из них 145 реформ были направлены на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм и 85 реформ были направлены на упрочнение правовых институтов. Интересно, что страны с самыми сложными процедурами и неразвитыми правовыми институтами постепенно перенимают некоторые практики, которые применяются в лидирующих странах. В регионе Африки к Югу от Сахары было зафиксировано наибольшее количество подобных реформ.

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности восьмой год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Гонконг (Особый административный район Китая), Дания, Южная Корея, Норвегия, Соединённые Штаты Америки, Великобритания, Финляндия и Австралия.

Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Таджикистан, Бенин, Того, Кот-д’Ивуар, Сенегал, Тринидад и Тобаго, Демократическая Республика Конго, Азербайджан, Ирландия и Объединённые Арабские Эмираты. В совокупности, эти 10 стран внедрили 40 правовых реформ, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. Однако, несмотря на значительные улучшения, в указанных странах все ещё существуют проблемы, требующие решений.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии. Так, в странах Африки к югу от Сахары создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Вместе с тем, за последние годы страны с низким уровнем дохода сократили удалённость от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Центрально-Африканская Республика, Ливия и Эритрея.

Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции сразу на 30 пунктов и поднялась с 92 на 62 место в рейтинге (см. рейтинг прошлого года). По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Грецией (61 место) и Молдовой (63). В этом году Всемирный банк включил в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по трём из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом результаты нового доклада оказались для страны лучшими за всю историю наблюдений. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.

Из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. Этот показатель отражает эффективность принудительных мер по соблюдению условий договоров. По этому критерию страна занимает 14 место в мире. Так, в России рассмотрение коммерческих споров в суде занимает в среднем 270 дней, что заметно быстрее, чем во многих развитых странах, при этом количество необходимых процедур (36) и стоимость судебных издержек (13,4% от стоимости иска) также существенно ниже среднемировых показателей.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 34 место в мире; по показателю простоты регистрации прав собственности — 12 место; по уровню кредитования — 61 место; по уровню защиты инвесторов — 100 место; по уровню налогообложения — 49 место; по показателю лёгкости ведения международной торговли — 155 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 65 место; по показателю простоты подключения к системе электроснабжения — 143 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 156 место. Подробнее с показателями России можно ознакомиться на специальной странице. В докладе отмечается, что Россия продолжает проводить реформы в различных областях нормативно-правового регулирования предпринимательства.

Следует отметить, что в мае 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 50 места в 2015 году и до 20 в 2018 году. Так, за минувший год в России было реализовано две инициативы, способствовавших улучшению условий ведения бизнеса. Во-первых, была упрощена процедура создания предприятия путём отмены требований об оплате уставного капитала до регистрации компании и об уведомлении налоговых органов об открытии банковского счёта. Во-вторых, была упрощена процедура передачи собственности путём отмены обязательного нотариального оформления и сокращения времени регистрации. Это позволило улучшить позиции страны в категориях «Регистрация бизнеса» и «Регистрация собственности». Также Россия переместилась вверх в категории «Получение разрешений на строительство». По всем остальным пунктам её позиции ухудшились, главным образом из-за более значительного прогресса других стран.

gtmarket.ru

Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2013 году

Всемирный банкВсемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2013 году» — десятое издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 185 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса (в девятом докладе рассматривались 183 государства).

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Полученные результаты способствовали дебатам по вопросам экономической политики во многих странах и сделали возможным появление всё большего числа исследований, изучающих взаимосвязь регулирования на уровне компаний с показателями развития экономики разных стран. Одна из основополагающих предпосылок исследования «Ведение бизнеса» состоит в том, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Авторы исследования отмечают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования предпринимательской деятельности доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. В проекте участвуют более 6700 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне законодательных положений и нормативов. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по благоприятствию ведения бизнеса с 1 до 185 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателей страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.

Текущее исследование проводилось с июня 2011 по май 2012 года. За этот период эксперты зафиксировали в 108 государствах свыше 200 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса, повышение прозрачности, укрепление права собственности, повышение эффективности процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства. На долю стран Восточной Европы и Центральной Азии приходится наибольшее количество нормативно-правовых реформ — 88% стран этих регионов провели реформирование не менее одной из областей, являющихся предметом исследования «Ведение бизнеса». В целом, за последние 10 лет 180 государств осуществили почти 2000 реформ в области регулирования и создали более благоприятную нормативно-правовую среду для ведения бизнеса. Китай, Индия и Россия находятся среди 30 стран, которые со временем добились наибольших результатов. В последнее время наиболее активную работу по улучшению регулирования предпринимательской деятельности в рамках усилий по созданию более прочной основы для долгосрочного роста ведут европейские страны, испытывающие финансовые затруднения.

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности седьмой год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. Первая пятёрка стран-лидеров с прошлого года не изменилась: за Сингапуром следуют Гонконг (Китай), Новая Зеландия, Соединённые Штаты Америки и Дания. Грузия стала новичком в первой десятке. Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Польша, Шри-Ланка, Украина, Узбекистан, Бурунди, Коста-Рика, Монголия, Греция, Сербия и Казахстан.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а наименее благоприятные — в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии. Так например, в странах Африки к югу от Сахары создание компании обходится во много раз дороже, чем в странах ОЭСР, поэтому многие предприятия в развивающихся странах просто отказываются от официальной регистрации и работают нелегально, в теневом секторе экономики. В таких государствах для предпринимателей закрыт доступ к организованному кредитованию и рынкам, а их сотрудники не получают льгот и остаются за рамками систем социальной защиты. Кроме того, излишне сложные процедуры затрудняют деятельность легальных предприятий, равно как и отсутствие институтов и норм регулирования, обеспечивающих защиту собственности и позволяющих предпринимателям эффективно использовать имеющиеся у них активы. Самыми неблагоприятными странами для ведения бизнеса в этом году признаны Конго, Чад и Центрально-Африканская Республика.

Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции и поднялась со 120 на 112 место в рейтинге. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между островным государством Палау (111 место) и Сальвадором (113 место). В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по 9 из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, причём результаты нового доклада оказались для страны лучшими за всю историю наблюдений. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся почти все хоть сколько-нибудь экономически развитые страны мира.

Из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. Этот показатель отражает эффективность принудительных мер по соблюдению условий договоров. По этому критерию страна занимает 11 место в мире. Так, в России рассмотрение коммерческих споров в суде занимает в среднем 270 дней, что заметно быстрее, чем во многих развитых странах, при этом количество необходимых процедур (36) и стоимость судебных издержек (13,4% от стоимости иска) также существенно ниже среднемировых показателей.

Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 101 место в мире. По показателю простоты регистрации прав собственности — 46 место. По уровню кредитования — 104 место. По уровню защиты инвесторов — 117 место. По уровню налогообложения — 64 место. По показателю лёгкости ведения международной торговли — 160 место. По показателю простоты ликвидации предприятий — 53 место. По показателю простоты получения разрешений на строительство — 178 место. По показателю простоты подключения к системе электроснабжения страна занимает предпоследнее — 184 место. Подробнее с показателями России можно ознакомиться на специальной странице.

В докладе отмечается, что Россия продолжает проводить реформы в различных областях, например в таких как нормативно-правовое регулирование предпринимательства, упрощение процедуры получения разрешений на строительство, а также в области международной торговли. Кроме того, в стране в настоящее время проводится исследование «Ведение бизнеса» на региональном уровне, которое позволяет сопоставить условия ведения бизнеса в ряде крупных российских городов и получить более полную информацию об уровне инвестиционной привлекательности страны (см. публикацию).

Среди постсоветских стран лучшие позиции продемонстрировала Грузия — 9 место (16 место по результатам 2012 года). Далее идут: Эстония (21 место), Латвия (25), Литва (27), Армения (32), Казахстан (49), Белоруссия (58), Азербайджан (67), Кыргызстан (70), Молдова (83). Ниже России в рейтинге располагаются Украина (137), Таджикистан (141), Узбекистан (154).

gtmarket.ru

Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business: Госэкономика: Экономика: Lenta.ru

В юбилейном, 15-м, рейтинге Doing Business Всемирного банка (ВБ) Россия поднялась на пять строчек и заняла 35 место из 190. Об этом в ходе совещания у президента России Владимира Путина с членами правительства рассказал глава министерства экономического развития Максим Орешкин. Росту способствовали облегчение доступа к займам, быстрый доступ к электросетям, упрощение международной торговли, а также процедуры регистрации имущества. За последние четыре года Россия поднялась в рейтинге на 65 позиций.

«Если в прошлом году у нас была несколько отрицательная динамика, то в этом году тенденцию удалось переломить, и рейтинг для России значительно вырос», — отметил Максим Орешкин.

В 2016 году составители рейтинга обновили методологию подсчета, внеся неразбериху. В 2015-м Россия занимала 51-ю строчку рейтинга Doing Business или 36-ю по новой методологии, в 2016-м — 40-ю, опустившись на четыре позиции. В этот раз никаких недоразумений быть не может — чистый рост на пять позиций.

Сводный рейтинг Всемирного банка Doing Business включает в себя показатели стран по ряду параметров, совокупность которых демонстрирует простоту старта и ведения бизнеса в каждой из стран. В рейтинге представлены 190 государств, расположение которых зависит от показателей более десятка субиндексов: старт бизнеса, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, доступ к кредитам, регистрация имущества и др. Рейтинг помогает странам сфокусироваться на областях, в которых у них выявлены недостатки, а инвесторам определять в какую страну будет выгоднее вложить свои деньги.

Ключевой показатель роста — облегчение доступности кредитов для предпринимателей. В этом направлении Министерство экономического развития (МЭР) в течение года реализовало сразу несколько программ. Например, «Шесть с половиной» — программа, разработанная МЭР совместно с Банком России и реализованная федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Успех «Шести с половиной» — во многом личная заслуга министра экономического развития Максима Орешкина.

«Россия вошла в 10 лучших стран в мире по подключению к сетям и в топ-30 в части регистрации собственности, исполнения контрактов, регистрации предприятий и кредитования», — отметил министр на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.

Благодаря программе «Шесть с половиной» предприниматели могут взять льготные кредиты по ставке 10,6 процентов годовых (для малого бизнеса) и 9,6 процентов — для среднего. Банки, участвующие в программе «Шесть с половиной», получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5 процентов годовых — отсюда и название этой программы. В «Шесть с половиной» участвуют 45 банков, включая крупнейшие банки страны.

Эксперты Всемирного банка отмечают улучшение ситуации с международной торговлей. Во многом рост по этому показателю обусловлен запуском нового порта в Финском заливе, который повысил конкуренцию на рынке и снизил стоимость таможенного оформления в Большом порту Санкт-Петербурга.

Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

Третий важный фактор — значительное упрощение процесса регистрации имущества. По этому субиндексу Россия заняла 12-е место из 190, а общее время ожидания для регистрации имущества снизилось с 52 дней в 2004 году (именно тогда ВБ включил этот субиндекс в рейтинг) до 13 дней. Росреестр (подведомственный орган МЭР), оформляющий права на собственность, разместил на собственном сайте необходимый для регистрации имущества перечень документов, открыл горячую линию. Это позволило значительно сократить время регистрации: например, в Москве и Санкт-Петербурге — до 7 дней.

Кроме того, Минэкономразвития реализует проект «Повышение эффективности деятельности Росреестра»: в ведомстве вводится система премирования, чтобы снизить коррупционные риски. Также МЭР планирует устранить законодательные препоны, тормозящие работу ведомства.

Стабильно высокие позиции России по субиндексу «доступ к электросетям» — 10 место из 190 стран. Эксперты Всемирного банка отмечают надежность электросетей, прозрачность установленного тарифа и его низкую стоимость. «Чтобы подключить электричество в России, вам придется пройти всего три процедуры против пяти в среднем по миру», — говорится в докладе. Для подключения предприятия к сети достаточно 80 дней, а это средний показатель среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Высокий результат у России и по показателю «обеспечение контрактов». Речь идет о процедурах, затраченном времени и издержках при судебных разбирательствах по вопросам долгов. Россия тут заняла 18-е место в мире. Эксперты ВБ отмечают скорость вынесения решений, определяемую во многом прогрессивной электронной судебной системой. По оценкам ВБ, среднее коммерческое разбирательство длится в России около 337 дней — против 578 дней в странах ОЭСР. Стоимость судебных тяжб в России значительно ниже, чем в странах ОЭСР. Средний размер арбитражной претензии в России составляет 1,075 миллиона рублей, а стоимость расходов на судебное разбирательство не превышает 15 процентов от среднего размера претензии, то есть около 162 тысячи рублей, что в полтора раза меньше аналогичного показателя среди стран ОЭСР.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Наконец, запустить свое дело в России можно теперь, по данным Всемирного банка, всего за 10 дней с помощью четырех процедур. По этому показателю Россия занимает 28-е место в рейтинге Doing Business. Для сравнения, 15 лет назад для запуска своего бизнеса в России требовалось девять процедур и 43 дня. Стоимость всех этих процедур снизилась в 12 раз.

Сложности, по мнению аналитиков ВБ, в России по-прежнему наблюдается с разрешением на строительство. В качестве примера ВБ приводит необходимость получить одобрение властей на строительство склада — это займет на 50 процентов больше времени, чем в среднем по миру, но и это большой шаг вперед. За шесть лет срок сократился наполовину. Для получения разрешения на строительство в России потребуется пройти 15 процедур и потратить на это в среднем 231 день, против 12,5 процедур за 155 дней в странах ОЭСР.

«Вместе с тем есть сферы, где мы выглядим пока еще очень плохо. Например, получение разрешения на строительство, здесь у нас 115-е место, и международная торговля, где мы занимаем сотую позицию», — признает Орешкин.

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Действительно, невзирая на ряд успешных мер, среди которых модернизация таможенной инфраструктуры, введение электронного документооборота, стоимость оформления таможенных документов по-прежнему высока. Среднее время на экспорт товара — 72 часа против 12,7 часов в странах ОЭСР. Расходы на экспорт и импорт в России также в несколько раз превосходят аналогичные показатели ОЭСР. Например, таможенный сбор на импорт в России — 400 долларов, а в странах ОЭСР — 111,6 долларов.

Негативная динамика наблюдается в субиндексе «налогообложение». По этому показателю Россия опустилась на семь позиций и заняла 51-е место среди 190 экономик. За год предприниматель заплатит семь типов налогов (против 11-ти в странах ОЭСР), однако потратит на это в среднем 168 часов против 161 часа в ОЭСР. Доля же налогов от уровня доходов в России также выше — 47,6 процентов против 40,1 процента в ОЭСР.

Новыми конкурентами и одновременно соседями России в рейтинге Doing Business стали Франция, Голландия, Швейцария и Япония. Среди крупных европейских экономик Россия обогнала Бельгию и Италию. Также Россия превзошла всех своих партнеров по объединению БРИКС: Бразилия оказалась на 125-м месте, Индия заняла 100-ю позицию, Китай — 78-ю, ЮАР — 82-ю.

На дне рейтинга предсказуемо расположились Сомали, Эритрея, Венесуэла, Южный Судан и Йемен. Наиболее же оптимальной страной для ведения бизнеса эксперты Всемирного банка снова признали Новую Зеландию. На втором месте — Сингапур, на третьем — Дания. На четвертой позиции — Южная Корея, которой удалось обойти Гонконг. В десятку также вошли США, Великобритания, Норвегия, Грузия и Швеция.

В ходе совещания у президента России Максим Орешкин подчеркнул, что рейтинг — это не самоцель, он помогает странам осознать, где у них выявлены проблемы, и помочь с их решением. Основная задача министерства экономического развития — это создание благоприятных условий для инвестиций и ведения бизнеса в России, и у ведомства уже есть рецепт, как это сделать.

«Главный показатель — это рост объема инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Здесь действительно, как вы отметили, у нас неплохие показатели, но задача, чтобы не просто сохранить эти показатели в следующем году, а добиться более высоких темпов роста инвестиционной активности», — отметил глава МЭР Орешкин.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Министр назвал четыре ключевых цели, которые предстоит достичь правительству для улучшения делового климата в России. Во-первых, это доведение до завершения уже начатых реформ, реализация дорожных карт и активное использование цифровых технологий.

«Тот законопроект, который был подготовлен нашим министерством, прошел нулевое чтение в парламенте, готовится к утверждению правительством. Главная задача в рамках этого законопроекта — это переход от принципа наказания к принципу предотвращения и создания умных систем оценки риска», — заявил министр. Смена парадигмы в контрольно-надзорных органов, по словам Орешкина, — вторая главная цель на ближайшее время.

Министерство экономического развития отвечает за рост экономики России. Максим Орешкин возглавил ведомство 30 ноября 2016 года. До этого он занимал пост заместителя министра финансов. Согласно последним прогнозам, в 2017 году ВВП России вырастет на 2,1 процента.

Для повышения делового климата в России необходимо экстраполировать успешные кейсы и практики из федеральных центров и крупных городов по всей России. В этом направлении МЭР совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) продолжает вести активную работу, невзирая на уже достигнутый прогресс. В качестве примера можно привести программу по повышению производительности труда, которую МЭР реализует совместно с Минтруда. Глава ведомства Максим Топилин в ходе совещания рассказал, что в рамках этой программы из бюджета будет выделено 500 миллионов рублей. Программа будет реализоваться в течение 2018-2020 годов, в пилотном проекте участвуют шесть регионов.

Наконец, по словам Орешкина, России пора отказываться от крена в сторону технических процедур и переносить акцент на развитие человеческого капитала — главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке.

lenta.ru

Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2010 году

Всемирный банкВсемирный банк (World Bank) опубликовал традиционный аналитический доклад «Ведение бизнеса» (Doing Business). «Ведение бизнеса 2010» — это седьмое издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчёте приводится рейтинг 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса (в шестом докладе рассматривались 181 страна).

«Ведение бизнеса» — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации. Рейтинг благоприятствия ведения бизнеса составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по благоприятствию ведения бизнеса с 1 до 183 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателей страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес. В проекте «Ведение бизнеса» участвуют более 6700 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, правительственные чиновники, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь. Текущее исследование проводилось с июня 2008 года по июнь 2009 года.

Десятка стран-лидеров по условиям ведения бизнеса

По результатам текущего исследования Всемирного банка, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности четвёртый год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. За минувший год в этой стране были внедрены электронные и онлайновые процедуры, упростившие порядок создания новых предприятий, получения разрешений на строительство и передачи права собственности. В целом, первая десятка стран-лидеров с прошлого года не изменилась. На втором месте расположилась Новая Зеландия, на третьем — Гонконг, на четвёртом — Соединённые Штаты Америки. В первую десятку также входят (в порядке занимаемых мест): Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия. Российская Федерация находится на 120 месте. А на последнем месте в рейтинге — Центрально-Африканская Республика. Полная таблица рейтинга экономик 183 государств представлена ниже.

Развивающиеся страны задают высокий темп реформ в области регулирования бизнеса

Согласно новому докладу, в 2008–2009 годах в рекордно большом числе экономик — в 131 странe — осуществлялись реформы в области регулирования бизнеса. Это более чем 70% из 183 стран, охваченных докладом, — самая высокая доля за все годы со времени первой публикации данного ежегодного доклада Doing Business в 2004 году. Причём этот результат был достигнут в условиях глобального экономического кризиса. Текущим исследованием было зарегистрировано 287 реформ за период с июня 2008 года по май 2009 года, что на 20% больше, чем в прошлом году. Реформаторы во всём мире сосредоточили свои усилия на мерах, призванных упростить создание и эксплуатацию предприятий, укрепить права собственности и улучшить процедуры урегулирования коммерческих споров и банкротства. Реформы, замеряемые в исследовании «Ведение бизнеса» могут играть важную роль, помогая странам выйти из экономического кризиса. В развивающихся странах финансово-экономический кризис стал кризисом занятости, и увеличение числа малых и средних предприятий открывает самые широкие возможности для создания рабочих мест, считают авторы доклада.

В целом, реформы проводились в трёх четвёртых стран с низким и ниже среднего уровнями дохода, и на их долю приходится две трети реформ, зарегистрированных исследованием «Ведение бизнеса — 2010». В этом году мировым лидером в осуществлении реформ признана Руанда, в которой были упрощены процедуры создания предприятий, регистрации прав собственности, защиты инвесторов, международной торговли и получения кредита. Это первый случай, когда в число ведущих реформаторов вошла страна Африки к югу от Сахары.

В этом году четыре страны впервые вошли в число ведущих десяти глобальных реформаторов: Либерия, Объединённые Арабские Эмираты, Таджикистан и Молдова. Остальными странами, помимо Руанды, являются Египет, Беларусь, Бывшая Югославская Республика Македония, Кыргызстан и Колумбия. Колумбия и Египет входили в число ведущих глобальных реформаторов в четырёх из семи последних лет.

Лидеры среди регионов

Регионом, который наиболее быстро проводит реформы, шестой год подряд является регион Восточной Европы и Центральной Азии. Несмотря на то что они были сильно затронуты глобальным кризисом, из 27 стран региона всё, кроме одной, проводили реформы в области регулирования бизнеса в минувшем году. Пять из ведущих десяти глобальных реформаторов являются странами этого региона. В последние два года вектор реформ был направлен на восток от новых государств-членов Европейского Союза. Албания, Беларусь и Кыргызская Республика проводили реформы в нескольких областях третий год подряд. Осуществление реформ также продолжили Казахстан, Таджикистан и Черногория.

Наибольший прирост числа реформ был отмечен в странах Ближнего Востока и Северной Африки. 17 из 19 стран региона проводили реформы в 2008–2009 годах. Ведущими глобальными и региональными реформаторами являются Египет, Иордания, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты.

Россия и страны бывшего СССР

В России за отчётный период «не отмечено крупномасштабных реформ», а в рейтинге она потеряла 2 позиции, опустившись со 118 на 120 место и заняв его между Коста-Рикой (121 место) и Бангладеш (119 место). Таким образом, впереди России в данном рейтинге находятся почти все хоть сколько-нибудь экономически развитые страны мира. Впрочем, снижение позиции в рейтинге не означает, что заниматься бизнесом в России стало существенно сложнее или произошло ухудшение деловой среды, а скорее связано с улучшением показателей других стран. То есть, Россия фактически «стоит на месте», пока другие страны развиваются. В докладе, в частности, отмечается, что Россия является одной из немногих стран, где за год не произошло ни одной хоть сколько-нибудь значимой реформы, направленной на улучшение условий для ведения бизнеса. Несмотря на различные законопроекты по защите и развитию малого и среднего бизнеса, административная нагрузка на бизнес в России пока не снизилась, считают исследователи. В то же время, ни одного отрицательного изменения также зафиксировано не было. Самым проблемным для России показателем остаётся получение лицензий и разрешений на строительство — по этому показателю у России предпоследнее место в мире. С основными показателями России можно ознакомиться на этой странице.

Что касается других стран бывшего СССР, то самое высокое место в рейтинге получила Грузия, поднявшись с 16 на 11 строчку. Эстония наоборот спустилась на два пункта до 24 места, Литва на 1 пункт — до 26, а Латвия поднялась на 27 позицию с 30-й. 38 место позицию занимает Азербайджан, который сохранил прошлогоднюю позицию. Киргизия, которая в этом году провела семь реформ, поднялась до 41 места с 80 строчки, Армения с тремя реформами вышла на 43 место с 50, рейтинг Беларуси, которая реализовала реформы по шести направлениям, вырос на 24 позиции — до 58 строчки. Казахстан поднялся на 1 строку — до 63 места, а Молдова — на 14 до 108 места. Хуже, чем в России с ведением бизнеса обстоят дела в Украине, которая, несмотря на улучшение рейтинга на четыре строчки, занимает 142 место, в Узбекистане, спустившемся на 150 с 145 места, Таджикистане (рост до 152 со 164 места).

Что делается странами, которые являются последовательными реформаторами?

Поскольку глобальное исследование «Ведение бизнеса» отслеживает реформы в области регулирования бизнеса уже шестой год подряд, начинают вырисовываться некоторые общие характеристики стран, которые являются успешными реформаторами:

  1. Страны-реформаторы придерживаются более долгосрочной программы действий для повышения конкурентоспособности своих предприятий и экономики в целом. Колумбия, Египет, Малайзия и Руанда служат примерами стран, которые интегрировали реформы в области регулирования бизнеса в более широкие программы повышения экономической конкурентоспособности.
  2. Страны-реформаторы стремятся опережать события. В число ведущих стран по рейтингу «Ведение бизнеса» входят Сингапур и Гонконг, которые являются одними из наиболее последовательных реформаторов.
  3. Страны-реформаторы проводят широкие реформы. За последние пять лет Колумбия, Египет, Грузия, Македония, Маврикий и Руанда осуществили, по крайней мере, по 19 реформ в восьми или более из 10 областей, которые замеряются в исследовании.
  4. Страны-реформаторы включают в этот процесс все заинтересованные стороны. Они привлекают к нему все соответствующие государственные ведомства и представителей частного сектора и институцианализируют реформы на самом высоком уровне. Так, Колумбия и Руанда учредили комитеты по осуществлению реформ в области регулирования, подотчетные непосредственно президенту или премьер-министру страны. Ещё в более чем 20 странах, включая Буркина-Фасо, Индию, Либерию, Македонию, Сирию и Вьетнам, соответствующие комитеты созданы на министерском уровне. В Египте к процессу проведения реформ были привлечены 32 государственных ведомства, пользующиеся поддержкой парламента.
  5. Страны-реформаторы поддерживают концентрацию усилий благодаря долгосрочным стратегическим программам, опирающимся на конкретные цели.

Ведение бизнеса в 2010 году: рейтинг экономик 183 государств мира

Примечание: таблица содержит совокупный рейтинг стран по показателю благоприятствия ведения бизнеса, а также данные по 10 индикаторам регулирования предпринимательской деятельности:

  1. Регистрация предприятий.
  2. Получение разрешений на строительство.
  3. Наем рабочей силы.
  4. Регистрация собственности.
  5. Кредитование.
  6. Защита инвесторов.
  7. Налогообложение.
  8. Международная торговля.
  9. Обеспечение исполнения контрактов.
  10. Ликвидация предприятий.

Индикаторы указаны в таблице под своими номерами, соответственно — от № 1 до № 10.

gtmarket.ru


Смотрите также